Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Дети - предки отношения

  • Вид работы:
    Другое по теме: Дети - предки отношения
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    08.10.2018 14:29:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    «Особенности детско-родительских отношений
    в полных и неполных семьях»



    СОДЕРЖАНИЕ



    Введение3

    1. Теоретические основы изучения проблемы детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье5

    1.1. Теоретические подходы к изучению особенностей полной и неполной семьи: отечественный и зарубежный опыт5

    1.2. Характеристика детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье9

    1.3. Специфика педагогической помощи полной и неполной семье по вопросу оптимизации детско-родительских взаимоотношений14

    2. Экспериментальное изучение особенностей детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семьях19

    2.1. Диагностика детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семьях19

    2.2. Система педагогической работы по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семьях25

    2.3. Итоговая диагностика особенностей детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семьях28

    2.4 Математическая обработка данных (U-критерия Манна-Уитни)38

    Заключение42

    Список использованных источников и литературы44

    Приложение47


    Введение


    По ряду последних психологических исследований был замечен кризис института семьи. Причем этот кризис проявляется тем ярче, чем выше (в среднем) уровень жизни и материнского благополучия людей. Современная семья, испытывающая нарастающий стресс, связанный с переходной политической системой в нашем обществе, перестает справляться с такой своей важной функцией, как ее сохранность и благополучие.

    Отечественные психологи, изучающие современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. И этот кризис во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности… Ослабление связей между каждой из такого рода групп влекут за собой изменения, связанные с переменой иерархической ступени в обществе. Таким образом, диагностика семьи, детско-родительских отношений необходима в целях выработки оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи как социальной общности.

    Одним из условий, влияющих на проявление конфликтности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.

    Семья это важнейший институт общества, основа и опора государства, поэтому важно привлечь внимание к проблемам как благополучных, так и неблагополучных семей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе, на его эффективности.

    Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

    Поэтому актуальность проблемы создание позитивных детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашем дипломном проекте.

    Цель исследования выявить особенности детско-родительских взаимоотношений и апробировать систему работы по повышению уровня детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье.

    Объект исследования детско-родительские взаимоотношения в полной и неполной семье.

    Предмет исследования выявление особенностей детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье.

    Гипотеза исследования: уровень детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях зависит от отношения родителей и детей, от отношения к «я» (к себе), от отношения к реальности (к жизни).

    В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить психолого-педагогическую, справочную литературу по проблеме исследования.
    2. Подобрать и апробировать методики для выявления уровня детско-родительских отношений в полной и неполной семье.
    3. Разработать комплекс рекомендаций и консультаций для родителей и педагогов для улучшение и усовершенствования детско-родительских отношений в полной и неполной семье.

    Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности; а также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.

    Методы исследования:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
    2. Включенное наблюдение, педагогический эксперимент.
    3. Беседа, анкетирование, тестирование.

    Практическая значимость работы состоит в разработке и апробации комплекса рекомендаций и консультаций для родителей и педагогов по улучшению детско-родительских отношений в полной и неполной семье.

    База исследования: экспериментальная работа проводилась в ДОУ №17 «Ивушка» среди 15 детей старшего дошкольного возраста и 26 родителей; и ДОУ № 32 «Калинка» среди 24 детей и 42 родителей.

    1. Теоретические основы изучения проблемы детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье

    1.1. Теоретические подходы к изучению особенностей полной и неполной семьи: отечественный и зарубежный опыт


    Родительский дом для ребенка первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

    Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [1].

    Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье[33].

    В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное - пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей - будущих супругов и родителей - определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов [1].

    Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [32].

    Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым - обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

    Так же есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами [6].

    Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Заботясь об экономическом благополучии своих детей, отец/мать чаще всего, достаточно редко находятся в семье, и, тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом.

    Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся [2]. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [16].

    Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы, которых не было раньше [21].

    Проблемы, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений:

    - увеличение малообеспеченных слоев населения;

    - увеличение социальной и географической мобильности;

    - миграция, в том числе и за пределы государства;

    - ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

    - фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;

    - рост количества неполных семей;

    - повышение коэффициента иждивенчества;

    - социальное сиротство [9].

    За всем этим совместная ответственность государственных органов, семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в формировании социально экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей.

    Анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех общественных системах, наблюдаемую тенденцию можно считать прогрессом в семейных отношениях.

    Известный американский социолог У. Гуд [7] определяет семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

    В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:

    1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной группе нельзя говорить, что она распалась - она никогда не существовала, - незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих ролевых функций по отношению к матери и ребенку, как они предписаны обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца, так и матери по отношению к социальному контролю, что является косвенной причиной незаконнорожденности.

    2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супруга; аннулирование брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне дома длительный срок.

    3. Семья «как пустая оболочка», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и сексуальных отношений.

    4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д.

    5. Внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из супругов или детей; неизлечимые психические болезни супругов, умственная отсталость детей.

    Данная классификация позволяет утверждать, что семья, как и другие социальные институты, является создателем ролей, а их выполнение - обязательным атрибутом ее существования [22].

    Сравнительные данные статистики за 10 лет показывают, что в России распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из разводящихся только около 40% мужчин и 30% женщин вступают в повторные браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими.

    Среди мотивов разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы, плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство в отношения молодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несовместимость. В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту - отсутствие у супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей [37].

    Предпосылками удачного брака являются позитивные социально-психологические свойства личности, устойчивое социальное и материальное положение супругов, высокий уровень их культуры и сексуального согласия. Отсюда вытекает проблема подготовки молодежи к браку; ее серьезное отношение к обязанностям будущих супругов является непременным условием благополучной семьи.


    1.2. Характеристика детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье


    Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим значение семьи в его жизни. Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие) [23].

    В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» [35].

    В социологии семья рассматривается как: первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека; основной фактор в социализации; социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе; социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли; общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

    По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и других), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    По мнению Л.Д. Столяренко [37], С.И. Самыгина, «семейное воспитание» это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

    Семейное воспитание сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах:

    - гуманность и милосердие к растущему человеку;

    - вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

    - открытость и доверительность отношений с детьми;

    - оптимистичность взаимоотношений в семье;

    - последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

    - оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

    Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:

    Автократический когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

    Авторитетный, но демократический в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

    Либеральный когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

    Хаотический управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально [10].

    Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского [28], А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения. Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова [6], можно предположить, каким он станет в будущем.

    По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина [5], «родительские отношения» это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    Проблемой влияния родительского отношения на ребёнка занимались такие исследователи, как А.В. Петровский [28], А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

    С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее [19].

    П.Ф. Лесгафт [25] выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

    1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
    2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
    3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
    4. Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
    5. Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
    6. Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.

    А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье, как сосуществование, конфронтация, содружество. В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество [14]. Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей. А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.

    Изучив выделенные С.В. Ковалёвым [15], А.В. Петровским [28], Е.М. Волковой [6] типы семейных отношений, мы определили следующие:

    Диктат систематическое подавление инициативы другого.

    Опека отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.

    Невмешательство предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».

    Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.

    Паритет ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза. [30]

    В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин [5] выделили следующие критерии родительских отношений:

    1. «Принятие отвержение».

    Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

    Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

    2. «Кооперация» родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

    3. «Симбиоз» родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

    4. «Авторитарная гиперсоциализация» родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

    5. «Маленький неудачник» в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О. Смирнова и М.В. Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств) [18].

    Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

    Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь, они не желают строить планы на будущее. Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенные в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят, потому что успели повидать много распавшихся семей (примерами могли послужить и их собственные родители) и потому сомневаются в прочности будущего супружеского союза. Но все же в каждой из них теплится надежда, что ее брак окажется счастливым, хотя они понятия не имеют, как этого добиваться впрочем, как и любой другой удачи.

    Что касается социальной зрелости, проявления социальной активности у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т. е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье [26].

    Детские психиатры считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения, а также нарушения психического здоровья. Они отмечают, что у мальчиков дошкольного возраста из неполных семей достоверно чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и негативизм, онанизм, тики. У девочек в неполных семьях достоверно более частым бывает заикание.

    У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызовет развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о повторном браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5-6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит. Некоторые, наоборот, постоянно спрашивали об отце, искали внимания взрослых и физического контакта с ними [29].

    Согласно исследованиям наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.


    1.3. Специфика педагогической помощи полной и неполной семье по вопросу оптимизации детско-родительских взаимоотношений


    В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина - мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети инвалиды. Если ребенок инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

    Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность [13]. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

    Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

    Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца [27]. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

    Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. [3].

    У детей из неполных семей также наблюдается нарушения самооценки. Результаты использования различных проективных методик и личностные тесты разными психологами и исследователями показали, что у детей из неполных семей образ себя носит аморфный, диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие своего положения в семье. Кроме того, самооценка детей, переживших развод, носит менее дифференцированный характер по сравнению с детьми из полных семей. Было также обнаружено, что вещественные желания таких детей преобладают над социальными [38].

    В литературе часто встречается мнение о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей и их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие. Такие дети после развода родителей значительно чаще пользуются советами своих друзей и подруг. Такие несовершеннолетние «советчики», дают недостаточно социально зрелые советы, что влияет на характер принимаемых детьми жизненных решений. 30% детей из неполных семей отвергает все возможные варианты советчиков и принимает важные для себя решения самостоятельно [8].

    Другим возможным объяснением отсутствия уверенности и устойчивости в социальном включении может быть мнение Й. Лангмейера [11] и др. По их словам, мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, а отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу - «мать нас приводит к человеку, а отец к людям». В неполной же семье ребенок, научившись от матери принятию, в отсутствие отца не научается отдавать. А ведь и то, и другое необходимо для гармоничного развития личности.

    У детей из неполных семей наблюдается также и деформация идентификации с родителями. Так, около 40% детей из неполных семей категорически не желающих быть похожими на кого-либо из родителей, в то время как дети из полных семей менее 30%. По мнению исследователей, данные показатели отражают проблемы воспитания, имеющие место в семьях с одним родителем. Среди них - заниженный авторитет как совместно проживающего с ребенком родителя, так и отсутствующего в семье. Все это повышает степень риска при взаимодействии детей из неполных семей с социальным окружением, деформируют развитие личности ребенка [4]. Исследование также обнаружило высокий уровень тревожности, свойственный детям развода. Развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребенка с родителями, что влияет на формирование высокой тревожности, связанной с необходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт лояльности (т.е. не демонстрировать своих предпочтений того или иного родителя).

    Изучение детей из неполных семей также свидетельствуют, что такие дети испытывают затруднения в следовании поло-ролевым моделям, соответствующим полу. У мальчиков, потерявших отца до пяти лет, это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, невысоком предпочтении мужских видов деятельности. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений (в дальнейшем они могут испытывать трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами). С другой стороны, у девочек, которых воспитывает одна мать, могут создать искаженное представление о мужчинах. Как пишет З. Матейчик [24], если у девочки воспитывалось представление о них на примере крушения идеала матери, ее разочарования, ее неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может возникнуть общее деформированное представление об интимных отношениях. Но даже и без такого воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач.

    Наблюдается также и ряд различий в отношении к детям в неполных семьях. Так, для мальчиков в неполных семьях часто существует большее число ограничений и запретов, чем для девочек. По мнению А.И.Захарова, в семьях мальчиков большую строгость матерей можно интерпретировать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего партнера. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Здесь сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности (по данным психиатров в неполных семьях индекс невротизации выше у матерей мальчиков) [34]. В семьях девочек все наоборот - количество угроз, порицаний и физических наказаний в неполных семьях по сравнению с полными значительно меньше.

    Педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

    Требуется повседневная защита педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

    Прежде чем рассмотреть работу педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться педагогу. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

    В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

    Специфика педагогической помощи полным и неполным семьям заключается в создании различных центров, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.

    Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.

    Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.

    В центре психолога-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.

    В работе с семьей педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.

    Обобщая сказано выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения поло-ролевой самоидентификации и снижения самооценки).

    В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

    Заключение


    Данная работа посвящена изучению проблемы детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье. В результате мы пришли к следующим выводам:

    1. Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчить развитие отношений. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. Сегодня институт семьи переживает глубочайший кризис. В непростых для современной семьи условиях больше всего страдают дети. Выходом из этого тупика может быть только поиск подхода к воспитанию ребенка как самостоятельной личности, создание такой среды, в которой ребенок будет развиваться сам, активно строя свою единственную в мире личность.

    Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин детской конфликтности является нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.

    В работе мы установили, что необходимо улучшение и усовершенствование детско-родительские отношения. Выдвинутая нами гипотеза подтверждена. На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание конфликтности у детей, является то, что:

    1. у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
    2. ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
    3. дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
    4. в семье неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
    5. в семье отсутствует один из родителей.

    2. В целях изучения особенностей детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях экспериментальная работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении «Ивушка». В исследовании принимали участие дети двух групп. Экспериментальная группа: 15 детей из ДОУ «Ивушка» (11 детей из полных семей и 4 ребенка из неполных семей) и 26 родителей. Контрольная группа: 24 ребенка из ДОУ № 32 «Калинка» (18 детей из полных семей и 6 детей из неполных семей) и 42 родителя.

    В ходе констатирующего эксперимента среди детей экспериментальной группы и их родителей нами были проведены следующие методики: опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика «Отверженность ребенка в семье» и методика «Лесенка». В ходе формирующего эксперимента нами была проведена коррекционная программа занятий среди детей экспериментальной работы. В ходе итогового эксперимента нами была проведена повторная диагностика детей и родителей экспериментальной группы, а также детей и родителей контрольной группы.

    3. В нашем исследовании многие старшие дошкольники продемонстрировали, что они хорошо знакомы с манипулятивными формами поведения и готовы использовать их в ситуации конфликта с родителями. Это служит ярким проявлением активной роли ребенка в построении своих отношений с ближайшим окружением. Наиболее распространенными оказались такие формы манипулятивного поведения, как слезы, «истерики», ссылки на свою слабость, а также использование разногласий между членами семьи.

    Согласно исследованиям, наиболее уязвимы дети из неполных семей, особенно те, у кого нет братьев и сестер. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

    Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции будет способствовать значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской конфликтности.

    Следовательно, наша гипотеза и эффективность коррекционной программы доказана, родителям даны необходимые рекомендации.

    Список использованных источников и литературы


    1. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2015. 376 с.
    2. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т.1.: Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 2014. 592с.
    3. Буянов, М.И. Воспитание детей в неполной семье / М.И. Буянов. - М., 2014. 370 с.
    4. Важнейшие функции современной семьи / С.Л. Сячина // Соц. педагогика: новые исслед. Вып. 1 М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы. 2012. С. 68-73.
    5. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. псих. наук. М., 2012. 206 с.
    6. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? / Е.М. Волкова. - М.: Профиздат,2009. 58 с.
    7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ: Астрель, 2016. 238.
    8. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. М.: Знание, 2014. 40 с.
    9. Дети после развода / Е. Григорьева // Семья и школа. - 2013. - № 5. С. 11-13.
    10. Джинотт, Х.Г. Дети и мы / Х.Г. Джинотт. СПб.: Кристалл, 2012. 279 с.
    11. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. М.: «КСП», 2015, 160 с.
    12. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб., 2017. - С. 310-327.
    13. Зубкова, Т.С. Неполные семьи: Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. / Т.С. Зубкова. М., 2016. С. 75-80.
    14. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. М.: Педагогика, 2015. 159с.
    15. Ковалёв, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М., 2014. 169 с.
    16. Крупина И. В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд. - М., 2010. 528 с.
    17. Крыгина, Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие / Н.Н. Крыгина. Магнитогорск, 2017. 482 с.
    18. Кузьмишина, Т.Л. Поведение дошкольников в ситуациях детско-родительского конфликта // Вопросы психологии. 2016. - № 1. С. 23.
    19. Лангмейер, Й, Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. Прага: «Авицениум», 2011. - № 6. С. 4-5.
    20. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб., 2015. С. 73-117.
    21. Нартова-Бочавер, С.К., Несмеянова, М.И. Чей я мамин или папин? / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова. М.: МЦНМО, 2011. 310 с.
    22. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Дементьева // Социологические исследования. М., 2014. № 11. С. 108-118.
    23. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье / З. Матейчик, Н.М. Ершова (под ред.) // Воспитание детей в неполной семье. 2015. - № 4. С. 9-11.
    24. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье / Я.Г. Николаева. М.: ВЛАДОС, 2016. 247 с.
    25. О современном уровне жизни семей одиноких матерей / Л.Г. Лунякова // Социс. 2014. - № 8. С. 86-95.
    26. Одинокая мать и ее ребенок // Энциклопедия молодой женщины. М., 2011 С. 70.
    27. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина 2-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.
    28. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. - М., 2014. 76 с.
    29. Помогая неполной отцовской семье / М.А. Костенко // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2016. - № 1. С. 73-76.
    30. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей / С.А. Королева // Психологическая наука и образование. 2013. - № 4. С. 18-20.
    31. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. Т. 2. 248 с.
    32. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. - М., 2018. 725 с.
    33. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под. ред. Е.А.Савиной, Е.О. Смирновой. М.: «Когито-Центр», 2014. 230 с.
    34. Роль семьи в появлении расстройств у детей / Н. Аккерман // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2016. 38 с.
    35. Российская неполная семья: перспективы и реалии / И.Е. Калабихина // Теоретический и практический аспект экономического развития. - М., 2012. - № 2. С. 10-11.
    36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2017. 349 с.
    37. Столяренко Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. СПб.: Лидер, 2017. - 592с.
    38. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей / Н.В. Дементьева // Соц. педагогика: новые исследов. Вып. 1 М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы, 2015. С. 22-28.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Дети - предки отношения ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.