выбора методов и приемов решения образовательной задачи);
-реализация работа над проектом, в ходе которой реализуются основные цели и задачи проектной деятельности;
-завершающий этап предполагает подведение итогов и оценку образовательной результативности проекта, подготовку и проведение презентации, рефлексию и трансляцию итогов проектной деятельности в системе образовательного пространства «педагог-ребенок-родитель».
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что одной из важнейших проблем, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями в настоящее время, является проблема организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок родитель». Такое взаимодействие возможно лишь при условии модернизации всей системы дошкольного образования в целом, качественной перестройке принципов, методов и приемов обучения и воспитания, а также поиска новых интегрированных подходов, педагогических технологий и механизмов содействия формированию целостной личности каждого ребенка.
Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого, коммуникативного развития ребенка. В системе взаимодействия «ребенок родитель» проектная деятельность представляет собой сложный взаимообратный процесс личностного развития его участников. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
Таким образом, метод проектов оказывается одним из перспективнейших направлений развития современного дошкольного образования.
Глава 2. Опыт реализации детско-родительских проектов в условиях детского сада
2.1 Детско-родительские проекты как способ взаимодействия детского сада с семьями ребенка
В условиях становления системы национальных и общекультурных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации и индивидуализации.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В связи с этим в Законе РФ от 30.12.2012. № 273 «Об образовании в Российской Федирации» [1, ст. 44], указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Семья (в современной интерпретации понятия) уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. В семье он находит примеры для подражания, происходит его социальное рождение.
В настоящее время одной важнейших проблем, стоящих перед семьей как социальным институтом, является проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми. В благородном стремлении обеспечить ребенка всем необходимым, большую часть своего времени взрослые уделяют работе, карьере, личностному и профессиональному развитию; ребенок же воспринимается всего лишь как объект заботы и воспитания. Речь идет не просто об отсутствии равнозначного диалога в системе «ребенок-родитель» - очень часто в семье не хватает элементарного общения: его заменяют телевизор, компьютер и, что самое страшное, улица.
Отсутствие взаимодействия между взрослыми и детьми в период дошкольного развития может привести к весьма негативным последствиям: Отсутствие интереса к учебе, низкая читательская культура, инфантильность, неуважение к старшим, нигилизм и суицидные настроения далеко не полный список негативных реакций, с которыми придется столкнуться родителям в любой из кризисных периодов процесса «взросления» ребенка.
Долгое время в педагогической практике детских садов господствовали традиционные формы взаимодействия с родителями, предполагающие проведение родительских собраний, индивидуальные и групповые беседы, дни открытых дверей, совместное проведение праздников и т.д. Все эти формы работы, по мнению современной педагогической науки, не соответствуют принципам активного вовлечения родителей в реальный образовательный процесс. Чаще всего мамы и папы остаются в роли сторонних наблюдателей и своеобразных спонсоров детских развлечений.
Методы анкетирования, беседы, социометрических и социологических исследований также оказываются недостаточными с точки зрения построения системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях детского сада и семьи.
Представление о традиционной системе взаимодействия детского сада и семьи можно представить в виде следующей схемы (рис 4).
Недостаточность традиционной системы взаимодействия ДОУ и семьи обусловлена пассивной позицией родителей по отношению к процессам обучения и воспитания. Родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы, дни открытых дверей, даже круглые столы и совместное проведение праздников, досугов и совместных мероприятий не дают возможности построения субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса. Родители выступают скорее как сторонние наблюдатели, объекты дидактических назиданий и психологических внушений.
Рис. 4. Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи
В настоящие время ведется активный поиск методов и технологий создания активного взаимодействия в системе «ребенок-родитель», при этом инициирующая и координирующая функции очень часто становятся приоритетом педагогов и дошкольных образовательных организаций.
В контексте организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок-родитель», одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого и коммуникативного развития ребенка.
Целью детско-родительских проектов в детском саду № 58 « Петушок » поселка Большой Исток является комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами детского сада, гармонизация детско-родительских отношений.
Для решения поставленной цели были определены решение следующие задачи:
-психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и детского сада с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей.
-создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника.
-построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях детского сада и семьи.
-подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию.
-создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.
Среди ведущих принципов взаимодействия детского сада № 58
« Петушок » с родителями следует выделить:
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом много аспектной специфики каждой семьи;
-возрастной характер взаимодействий с родителями;
-доброжелательность, открытость [12, с. 6].
Образовательная программа детского сада № 58 « Петушок » ориентирована на активное вовлечение семьи в воспитательный процесс дошкольного учреждения, причем основными направлениями в этом отношении являются:
-просветительское предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение родительской компетентности по вопросам воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных ценностей, трансляцию семейных традиций;
-практически-действенное направлено на развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела; способствует развитию творческого потенциала, потребности к обмену опытом в системе взаимодействия «ребенок родитель».
Ключевыми понятиями содержательной структуры нового образовательного подхода на основе проектной деятельности в детском саду № 58 « Петушок » стали такие, как содействие, сотрудничество и взаимодействие в системе «ребенок родитель дошкольная образовательная организация».
Эффективное функционирование обозначенной системы возможно лишь при условии:
-переосмысления роли каждого из субъектов-участников педагогического процесса;
-поиска новых методов и приемов активизации их взаимонаправленного воздействия.
Процесс переосмысления функциональной роли каждого из субъектов в системе «ребенок - родитель - дошкольная образовательная организация» сложный и не единовременный.
В первую очередь, этот процесс затрагивает необходимость кардинальных изменений в подходах к обучению и воспитанию сотрудников образовательных учреждений.
При организации проектной деятельности в детском саду педагоги сталкиваются с рядом серьезных проблем.
Рассмотрим проблему несоответствия между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве - она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок, и родители, как субъекты образовательного процесса, попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.
В связи с этим необходимо создать методическое объединение педагогов позволяющее:
-повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;
-развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
-развивать у детей такие качества, как социализированность и активность;
-создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).
Таким образом, проектная деятельность - сложно - организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Очевидно, что подобные изменения не могут быть инициированы только воспитателем. Они требуют активного участия администрации детского сада № 58. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.
Во-вторых, в системе организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - образовательная организация» переосмысливает роль ребенка как субъекта образовательного процесса.
В. П. Бедерханова изучила роль самого ребенка в проектной деятельности, которая заключается в том, что он вынужден проявлять свою «самость» в ситуациях, когда необходимо:
-заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами, родителями, педагогами, как равноправными субъектами образовательного процесса;
-открыто и четко заявить о своих трудностях; проанализировать их причины;
-согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивание нового, возникшего как новое качество в общей работе [5, с. 24].
При этом В. П. Бедерханова указывает на особое умение педагога поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и перед другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков [5]. Однако все усилия педагогов и детей, задействованные в рамках осуществления процесса проектной деятельности, оказываются мало результативными вне системы последовательного и продуктивного взаимодействия с семьей ребенка как социальным институтом.
Как правило, любой проект, как маленький, на уровне детского сада, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Возможность дифференцированной реализации метода проектов в системе «ребенок-родитель-дошкольная образовательная организация» условно можно представить в виде следующей схемы (рис. 5):
Рис. 5. Реализация метода проектов в системе
«ребенок-родитель-дошкольная образовательная организация»
Следует отметить, что детско-родительского взаимодействие в современном образовательном пространстве дошкольного учреждения может осуществляться в рамках:
-отдельных проектов, включаемых педагогами в целостный процесс дошкольного образования (исследовательских, творческих, игровых и т.д.): проекты «Моя семья», «Генеалогическое дерево», «Родители и профессии», «Мой дом планета Земля» и т.д.;
-целенаправленно созданных на базе детского сада детского-родительских сообществ (школ, клубов, объединений по интересам и т.п.), в основе которых метод проектной деятельности: объединение «Школа молодых родителей», клуб «Почемучки», детско взрослое сообщество «Мы вместе» и т.п.;
-специализированных программ, организующих все образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения вокруг проблемы взаимодействия в системе «ребенок-родитель»:программа «Ребенок - педагог - родитель» А. В. Дронь, О. Л. Данилюк [12], программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старшего дошкольника «Путешествие в Страну Добрых Отношений» Епиченко Г. Ю.
Педагогический потенциал детско-родительских проектов, объединений, программ сотрудничества обнаруживается в таких аспектах, как:
-появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
-повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;
-сохранение семейных ценностей и традиций;
-активизация потребности родителей в обращении с вопросами к педагогу, психологу, консультации со специалистами по вопросам детского образования и воспитания;
-возрастание интереса к мероприятиям,, проводимым в ДОУ;
-увеличение количества родителей - участников в совместных мероприятиях;
-рост удовлетворенности родителей деятельностью педагога и организацией работы в детском саду в целом.
Таким образом, использование детско-родительских проектов создает условия комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, а также формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами детского сада, гармонизации детско-родительских отношений.
2.2. Детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка»: цель, этапы, анализ, результат
В ходе настоящего исследования было теоретически обосновано предположение, что в контексте организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «семья - ребенок образовательная организация», одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого и коммуникативного развития ребенка.
Примером эффективности развития взаимодействия ребенка со взрослыми посредством детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации может стать информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка».
Вид проекта: информационно-творческий, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: педагоги детского сада, воспитанники и их родители.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации: 25 ноября 2015 г. - 25 декабря 2015 г.
Условия реализации: детский сад № 58 « Петушок » - «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
-просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
-практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия детского сада, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-изучение потребностей родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации; разработка содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
-организация просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, создание благоприятных психологических условий равнозначного диалога между ребенком и родителями;
-содействие формированию ценностного отношения к семейным традициям в процессе социально-коммуникативной; познавательно-информационной и художественно-творческой совместной деятельности детей и родителей как субъектов образовательного процесса;
-формирование представления о значимости новогодних праздничных традиций, истории новогодней игрушки, развитие познавательных, социально-коммуникативных и речевых навыков, конструктивных и креативных способностей детей и родителей.
Гипотеза проекта: процесс социально-коммуникативного, познаватель-информационного и художественно-творческого развития личности дошкольника будет происходить эффективнее, если реализуются следующие условия:
-участие родителей в планировании совместной деятельности;
-переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
-правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
-создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта:
-принцип целенаправленности, систематичности, плановости проектной работы;
-принцип создания здоровой духовно-нравственной образовательной среды на основе взаимодействия в системе «семья - ребенок - организация»;
-принцип социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества;
-принцип многообразия и вариативности методов и форм организации проектной деятельности;
-принцип мотивационного обеспечения и стимулирования.
Формы работы с родителями: педагогическая гостиная; консультации, беседы; развлечения, праздники; открытые занятия; дни открытых дверей; родительские собрания; практикумы; прогулки, экскурсии; папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ; обобщение опыта семейного воспитания.
Предполагаемый результат реализации проекта:
-отсутствие формализма в организации работы с семьей;
-динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
-увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
-учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
-выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
-осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Проект реализуется в несколько этапов (см. таблицу 3).
Таблица 3
Основные этапы информационно-творческого проекта «Новогодняя игрушка» в детском саду.
Этап проектаЗадачиМетоды и формы работыI. Подготовительный этап (функции мониторинга, планирования, мотивации)- формирование общей образовательной концепции проекта (целей, задач и принципов);
- сбор и анализ учебно-методической литературы; комплектование теоретической базы проекта;
- изучение мотивационной готовности педагогов, детей и родителей к участию в проекте;
- составление плана мероприятий.- Анкетирование родителей «В ожидании Нового года»
( см.приложение 1) ;
опрос-диагностика родителей по вопросам социального заказа;
- мини-педсовет «Детский сад и семья»;
- родительское собрание по знакомству с проектом и результатами мониторинга;
- проектирование.II. Основной этап
(функции организации и контроля)- организация просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, создание благоприятных психологических условий равнозначного диалога между ребенком и родителями;
- содействие формированию ценностного отношения к семейным традициям в процессе социально-коммуникативной; познавательно-информационной и художественно-творческой совместной деятельности детей и родителей как субъектов образовательного процесса;
- формирование представления о значимости новогодних праздничных традиций, истории новогодней игрушки, развитие познавательных, социально-коммуникативных и речевых навыков, конструктивных и креативных способностей детей и родителей.
- знакомить детей с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках.- консультация для родителей «История новогодней игрушки» (последняя неделя ноября);
- интегрированные занятия с детьми «Знакомство с елочной игрушкой»;
- мастер класс для родителей «Новогодние игрушки своими руками» (первая неделя декабря);
- родительская гостиная «Какими были первые новогодние украшения. История появления новогоднего шарика»;
- выставка новогодних игрушек разных годов выпуска (вторая половина декабря);
- занятие с детьми непосредственно образовательной деятельности «История елочной игрушки». (см.приложение 2);
- выставка новогодних игрушек, созданных совместно детьми и их родителями;
- экскурсии детей других групп к выставке, беседы с детьми о праздновании Нового года в семье;
- интегрированное занятие с детьми «Осторожно, елка!». Рисунки детей по теме занятия (вторая половина декабря);
- .конкурс «Новогодняя игрушка своими руками» (дети-родители);
- .фотовыставка «Я и моя елка»
Обобщающий этап
(оценка и рефлексия)подведение итогов, оценка результатов проекта, разработка рекомендаций дальнейшего работы по эффективному взаимодействию в системе «семья ребенок образовательная организация»- проведение новогоднего утренника;
- презентовация проекта;
- подведение итогов и выненсение Благодарности самым активным родителям за участие в организации и реализации проектаС детьми детского сада на основном этапе было проведено занятие
«История елочной игрушки».
Цели деятельности педагога:
- Познакомить детей с историей елочных игрушек.
- Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы разносторонними предложениями, активизация слов: стеклянные, тяжелые, легкие, хрупкие, гирлянда, бусы.
- Воспитывать любознательность, интерес к игрушке разных времен.
- Формировать понятие о том, что игрушки бьются, аккуратно обращаться с ними.
Материалы: Елочные игрушки, краски, кисти, карандаш.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент:
Стук в дверь. Воспитатель вносит мешок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чей это мешок? (дети отвечают, что мешок Деда Мороза)
Воспитатель: Да, он так спешил к ребятам, что, наверное, обронил мешок. Давайте посмотрим что там (воспитатель достает елочные игрушки)
Вот сегодня мы поговорим о елочных игрушках.
2.Основная часть:
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам расскажу о елочной игрушке, откуда она появилась.
Давным-давно в нашей стране елочных игрушек было совсем мало, их привозили из других стран. В Германии придумали новогодние шары, и стали их делать из стекла (показывает детям стеклянные шарики). Потом стали изготавливать другие игрушки: пароходики, музыкальные инструменты, игрушки животных (показывает фото елочных игрушек).
А уже в 20 веке стали изготавливать в России елочные игрушки, в городе Санкт-Петербург и в городе Клин. Когда разрешили праздновать Новый год в России после Революции начали выпускать такие елочные игрушки: парашютисты, дирижабли (фото).
В годы ВОВ выпускались елочные игрушки: солдаты, танки, пистолеты, собаки - санитары. После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери.
Немного позже появилась мода на стеклянные бусы, появились игрушки - часы, игрушки - спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.
Сейчас игрушки бывают разные: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики, шары с ручной росписью, пейзажами, картинами русской зимы, символикой и т.д. (фото). Бывают даже игрушки на прищепках (показывает игрушку). Давно существует традиция украшать макушку елки звездой.
Новогодние елочные игрушки можно даже сделать самим. И мы с вами будем изготавливать новогодние игрушки. Из чего можно сделать игрушку? (поролона, картона, бумаги, грецких орехов, пластиковых бутылок).
Воспитатель: А теперь сделаем разминку <Елочка>:
Ждут красавицу колючую - рисуют руками елочку
В каждом доме в декабре - делают ладошками дом
На ветвях зажгут фонарики - показывают фонарики
Искры брызнут в серебре - руки над головой
Сразу станет в доме празднично - пальцы оттопырены
Закружится хоровод - берутся за руки в хоровод
Дед мороз спешит с подарками - идут по кругу с воображаемым мешком за плечом
Наступает Новый год! - машут руками вверху.
Воспитатель: Сели, а теперь посмотрите, какие были игрушки раньше, а какие сегодня (дает одному - двум детям в одну руку старинную игрушку, в другую - современную):
Чем они отличаются? (одна тяжелая, другая легкая)
Еще чем? (стеклянная, пластиковая)
Воспитатель: Ребята, раньше люди только учились расписывать, рисовать на игрушках, а сейчас стали большими умельцами. И из года в год елочные игрушки все интереснее.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Деду Морозу раскрасить елочные игрушки, а то он не успевает? (дети разукрашивают игрушки по трафарету: шары и шишки).
Воспитатель: Ну, а теперь в хоровод вставайте, да дружно запевайте, хоровод вокруг елки. Молодцы!
3. Заключительная часть:
Сегодня мы с вами узнали много нового о елочной игрушке и помогли Деду морозу, Молодцы!
Нельзя забывать, что целью детско-родительских проектов является комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами детского сада, гармонизация детско-родительских отношений.
Результатом проекта «Новогодняя игрушка» стало решение следующих педагогических задач в аспекте проблемы взаимодействия «семья - ребенок - образовательная организация»:
-психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и детском саду с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
-создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника;
-построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях детского сада и семьи;
-подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию;
-создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.
Заключение
В рамках нашего исследования актуальным представляется рассмотрение системы «ребенок - родитель» как равноправных субъектов образовательного процесса, координация которого осуществляется посредством детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации.
Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них - к самопознанию и самооценке.
В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания.
Проектный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих, коммуникативных способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
В ходе настоящего исследования было теоретически обосновано предположение, что в контексте организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «семья - ребенок образовательная организация», одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого и коммуникативного развития ребенка.
Примером эффективности развития взаимодействия ребенка со взрослыми посредством детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации может стать информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка».
Список литературы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. - М. : Просвещение,
1988. - 208 с.
- Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. С. Ю. Бубнова, В. А. Андриеш. - Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2010. - 176 с.
- Бедерханова В. П. Совместная проектированная деятельность, как средство развитие детей и взрослых // Развитие личности. - 2000. - №1.-
с. 24 ‐ 29.
- Безрукова B. C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург, 1992. - 218 с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000. - 192 с.
- Варга А. Я., Теоретические основы системной семейной терапии // Системная симейная терапия: классика и современность. М.: Класс, 2005.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. Мозаика-Синтез,
2010. - 214 с.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М. Изд-во "Союз", 1997. - 224 с.
- Гершунский Б.С.Философия образования для XXI века. -
М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
- Давыдова О.И., Богуславец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М., 2007.
- Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т. С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - 4 - е изд. испр. и доп. - М. АРКТИ,
2006. - 112 с.
- Данилина Т.А. «В мире детских эмоций» ; Айрис пресс, 2004 160с.
- Детский сад и семья: методика работы с родителями. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: «Сфера», 2002. - 249 с.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений, Т. Н. Доронова, Е .В. Соловьева, А .Е. Жичкина, С. И. Мусиенко - М.: Линка-Пресс, 2001.
- Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок - педагог - родитель». - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2011. - 96 с.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2006. - 63 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с
- Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. - М.: Academia, 2007. - 256 с.
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: Профессия и личность. -Ростов-на-Дону, 2007.
- Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А. Кузнецова, И.В. Матвеева. Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.
- Левитан К. М. Педагогическая деонтология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 177 с.
- Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: Метод. пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 254 с
- Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. -150 с.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М.: Ин-т Практической психологии, 1997. - 324 с.
- Общение педагога с родителями в ДОУ. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
- Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / УрГПУ. - Екатеринбург, 1995. - 344 с.
- Петрущенко Н. А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н. А. Петрущенко, Н. Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №9. - с. 35.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос.
для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост.:
Л.С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. 2005.
- Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. - М.: Больш. рос. энцикл., 1999. - 427 с.
- Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
- Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. О. В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005. - 164 с.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
- Царева. В. Я. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений. // Человек и образование. - 2009. - №3. - с.131‐135.
- Шведовская А. А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2006.
- Шевченко Ю. С., Добридень В. П. Радостное взросление: личностный рост ребенка. СПб., 2004.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001.
- Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи. [Электронный ресурс] //#"justify">
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «В ОЖИДАНИИ НОВОГО ГОДА»
- Существует ли в Вашей семье традиция празднования Нового года?
а) да, существует;
б) нет.
- Какая из традиций празднования Нового года наиболее популярна в Вашей семье?
а) украшение Елки;
б) новогоднее застолье;
в) покупка, подготовка и вручение подарков;
г) визит Деда Мороза.
- Кто украшает к Новогоднему празднику в Вашей семье Елку?
а) дети;
б) родители;
в) родители совместно с детьми;
г) в семье нет обычая украшать Елку.
- Какие игрушки Вы используете для украшения Елки?
а) купленные в магазине дорогие и красивые игрушки;
б) дорогие для нашей семьи игрушки, каждая из которых имеет свою историю;
в) игрушки, сделанные своими руками;
г) выбор игрушек не имеет значения.
- Известны ли Вам истоки и основные национальные традиции праздника?
а) да, известны;
б) нет не известны;
в) известны отчасти.
- Знакомы ли Вы с историей новогодней игрушки?
а) да, знакомы;
б) нет не знакомы;
в) знакомы отчасти.
- Хотелось бы Вам вместе с ребенком принять участие в проекте «Новогодняя игрушка»?
а) да, мне было бы интересно;
б) да, но на это нет времени;
в) нет, я считаю это излишним.
- В ходе реализации совместного детско-родительского проекта «Новогодняя игрушка», что могло бы заинтересовать Васв первую очередь?
а) новая информация о традициях праздника, обычае украшения Елки, истории новогодних игрушек;
б) творческий аспект процесса создания елочной игрушки своими руками;
в) сам факт совместной с ребенком деятельности, возможность лучше узнать друг друга;
г) общение с педагогами и другими семьями в процессе реализации проекта.
- В поиске информации по вопросам традиций новогоднего праздника и истории новогодней игрушки Вы, в первую очередь обратитесь:
а) к собственным знаниям:
б) к материалам домашней библиотеки или интернета;
в) вместе с ребенком изучим всю возможную информацию домашней и публичной библиотек, а также интернета;
г) не имею возможности тратить на это время.
- Было бы Вам интересно посетить на базе ДОУ открытый урок для родителей «История новогодней игрушки», а также мастер-классы по созданию новогодних игрушек своимируками?
а) да, мне было бы интересно;
б) да, но на это нет времени;
в) нет, я считаю это излишним.
- В рамках совместной с ребенком деятельности по созданию новогодней игрушки чей креативный замысел и творческая инициатива будут учитываться в первую очередь?
а) я возьму инициативу в свои руки: если уж делать, так делать что-то стоящее;
б) отдам инициативу ребенку, так как полностью ему доверяю;
в) мы попробуем вместе с ребенком создать интересный проект;
г) не испытываю потребности в этом занятии.
Как Вы считаете, нужны ли проекты подобного рода и в чем Вы видите цель проекта «Новогодняя игрушка)? (предполагается развернутый ответ на вопрос)