Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Добровольческие проекты студов

  • Вид работы:
    Другое по теме: Добровольческие проекты студов
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    03.07.2017 2:00:09
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Российский государственный профессионально-педагогический университет»


    ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

    Выпускная квалификационная работа бакалавра

    направления 44.03.01 Педагогическое образование

    профиля Художественное образование

    профилизации «Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании»



    Идентификационный код ВКР:












    Екатеринбург, 2017

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

    Институт гуманитарного и социально-экономического образования

    Кафедра музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения

    К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

    Заведующая кафедрой МКТ

    ________Л.В. Кордюкова

    «___»_____________2017г.


    ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

    Выпускная квалификационная работа бакалавра

    направления 44.03.01 Педагогическое образование

    профиля Художественное образование

    профилизации «Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании»


    Идентификационный код ВКР:

    Исполнитель:

    студентка группы ММ-401И….Чиркова

    Руководитель:

    старший преподаватель кафедры МКТЕ.В. Рукавичникова

    Нормоконтроль:

    зав. кафедрой МКТ, доцент

    кандидат искусствоведения, Л.В. Кордюкова


    Екатеринбург, 2017

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……..….…

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

    1.1. Нормативно-правовые основы организации добровольческой деятельности в системе российского высшего образования

    1.2. Характеристика профессиональных компетенций студентов - бакалавров педагогического образования

    1.3. Российский и зарубежный опыт организации добровольческой деятельности студентов - бакалавров


    ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    2.1. Условия организации добровольческого студенческого проекта «От сердца к сердцу».

    2.2. Разработка и реализация добровольческого студенческого проекта «От сердца к сердцу» .

    2.3. Оценка воздействия добровольческого студенческого проекта «От сердца к сердцу» на формирование профессиональных компетенций студентов-бакалавров

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…….

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….….……....................

    Приложение 1.

    Приложение 2.

    Приложение 3.

    ВВЕДЕНИЕ



    В связи с внедрением в российскую систему образования принципов Болонского процесса на первый план выходит проблема формирования компетенций у студентов в процессе обучения по выбранному направлению подготовки.

    Практико-ориентированный подходв профессиональном обучении предполагает ориентацию учебного процесса на конечный продукт обучения, в качестве которого выступает формирование и отработка у обучающихся необходимых для профессиональной деятельности практических навыков. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода.

    Ряд общекультурных компетенций - способность к работе в коллективе исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива, умение организовывать свой труд, способность к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности, владение методами самоорганизации рабочего времени и рационального применения ресурсов, способность оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач, умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями включен в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) многих направлений подготовки бакалавров: «психология», «социальная работа», «государственное и муниципальное управление», «юриспруденция», «физическая культура», «биология» и др.

    Опыт деятельности, необходимый для формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций, студенты могут получать, принимая участие в работе волонтерских отрядов. Добровольческая деятельность является признанной на самом высоком международном уровне. Во многих компаниях, работающих по международным стандартам, опыт волонтера является существенным аргументом «за» при приеме на работу.

    У волонтеров формируются такие важные умения, как самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность; выполнять работу на благо людей, нуждающихся в помощи; развиваются навыки общения с людьми разного возраста, культуры, принадлежащих к различным социальным группам. Необходимо отметить, что работа в экстремальных ситуациях и с людьми, перенесшими психологическую травму, создает условия для развития у студентов необходимых умений и навыков в более короткие сроки.

    Волонтерские проекты предоставляют студентам возможность обучиться различным трудовым навыкам, приобрести профессиональный и жизненный опыт, сформировать общекультурные и профессиональные компетенции. Вступив в ряды волонтеров и работая над реальными проблемами, обучающиеся получают реальное представление о предполагаемой профессии. Выполняя те или иные задачи в процессе добровольной деятельности, молодые люди начинают понимать, в какой мере сформированы у них необходимые умения и навыки, что позволяет им определить направление своего дальнейшего развития. Таким образом, волонтерство является одной из форм практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

    Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование, практическая реализация добровольческой деятельности студентов-бакалавров для формирования профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров на занятиях по музыкальному творчеству.

    Объект исследования процесс формирования профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров.

    Предмет исследования возможности добровольческий деятельности для формирования профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров.

    Гипотеза исследования: эффективность добровольческий деятельности как средства формирования профессионально-специализированных компетенций студентов будет возможно, если:

    1) волонтерство будет соответствовать основным дидактическим принципам;

    2) при создании добровольческого студенческого проекта «От сердца к сердцу» будут учтены особенности дисциплины.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    - изучить нормативно-правовые основы организации добровольческой деятельности в системе российского высшего образования;

    - дать характеристику профессиональных компетенций студентов - бакалавров педагогического образования;

    - исследовать российский и зарубежный опыт организации добровольческой деятельности студентов бакалавров;

    - определить условия организации добровольческого студенческого проекта «От сердца к сердцу»;

    - разработать и реализовать добровольческий студенческий проект «От сердца к сердцу»;

    - дать оценку воздействия добровольческого студенческого проекта «От сердца к сердцу» на формирование профессиональных компетенций студентов-бакалавров.

    Методы исследования:

    теоретические анализ психолого-педагогической, научно-методологической и специализированной литературы по проблеме исследования; сравнение и обобщение педагогического опыта обучения студентов;

    эмпирические обработка и интерпретация результатов исследования; анализ практического опыта; методы статистической обработки полученных данных.

    Теоретическая значимость позже

    Практическая значимость позже

    Апробация и внедрение результатов исследования позже

    Структура исследования. Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка используемых источников и приложений.






















    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

    1.1. Нормативно-правовые основы организации добровольческой деятельности в системе российского высшего образования


    Волонтерство в качестве идеи социального служения является почти столь же древним, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить. Волонтерство или волонтерская деятельность - это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Волонтер (от англ. volunteer) в дословном переводе - «доброволец», который по зову сердца безвозмездно занимается социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.

    Стать волонтером может любой гражданин, достигший совершеннолетия или четырнадцати лет, с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих, и имеющий желание и свободное время для того, чтобы приносить пользу людям. Волонтерами могут стать пенсионеры и студенты, рабочие и чиновники. Образование, материальное положение, пол, социальное положение не могут стать препятствием для обретения статуса добровольного помощника. Главной целью добровольных помощников является содействие организации, от лица которой они работают, в оказании помощи населению.

    Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности: работу с социально незащищенными слоями населения (инвалидами, престарелыми, маргиналами), работу в неформальном образовании, направленном на интеркультурное общение, развитие проектов, укрепляющих дух социальной терпимости, миротворчество, разрешение конфликтов, экологическую защиту, активизацию населения в глубинке и т. д. Волонтеры и их организации вовлекаются в добровольческие

    В настоящее время практика благотворительной деятельности граждан и организаций, а также добровольческая деятельность осуществляются на основании положений ФЗ от 11.08.1995 № 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Распоряжения Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».

    ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в РФ, которая осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан различных категорий, содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ по одному из направлений прогрессивного изменения государственной системы социального обслуживания населения декларирует содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

    Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ определяет цель государственной политики в области содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности как активизацию потенциала благотворительности и добровольчества в качестве ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.

    проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Добровольцы не являются «дешевой рабочей силой», их инициатива и энергия привлекаются к работе по их собственному добровольному желанию и являются катализирующим элементом в работе всего проекта.

    Благотворительная деятельность осуществляется в целях, определенных в ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [3]:

    1. социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
    2. подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
    3. оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
    4. содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
    5. содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
    6. содействия защите материнства, детства и отцовства;
    7. содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
    8. содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения моральнопсихологического состояния граждан;
    9. содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
    10. охраны окружающей среды и защиты животных;
    11. охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
    12. подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
    13. социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
    14. оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
    15. содействия добровольческой деятельности;
    16. участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    17. содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
    18. содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
    19. поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
    20. содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
    21. содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

    Данный закон дает и определение «добровольцы» - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

    Добровольны проявляют активность в проектах, направленных на всеобщее благо, не извлекающих коммерческую выгоду (проекты поддержки межнационального понимания и примирения, осознанности в миротворческих действиях; экологического развития; поддержки детей и молодежи, а также престарелых, инвалидов, беженцев и т. д.). Эти проекты могут проводиться негосударственными ассоциациями, церквями, местными властями или сообществами [35].

    Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности социальных служб формируется в русле основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и других категорий населения в РФ. В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и развития системы социальных служб. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение развивается в федеральных законах и подзаконных актах.

    К числу базовых можно отнести следующие нормативные акты:

    1. ФЗ РФ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
    2. ФЗ РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    3. ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
    4. ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
    5. ФЗ РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве».

    В дополнение к перечисленным документам при организации обучения можно рассмотреть:

    1. ФЗ РФ от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
    2. ФЗ РФ от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму»;
    3. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от. 30.12.2015);
    4. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
    5. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ.


    1.2. Характеристика профессиональных компетенций студентов - бакалавров педагогического образования

    В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели формирования ключевых компетенций и связанных с этим изменений методов учебной работы - как основное направление модернизации образования. Ориентация на компетентный подход, как следует из «концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», стала рассматриваться в настоящее время в качестве одного из важнейших направлений развития и в отечественном образовании.

    Ключевые компетенции стали рассматриваться за рубежом, прежде всего, в Великобритании как перспективные образовательные достижения во многом в результате новых запросов к образованию со стороны работодателей и необходимости повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В каждом «наборе» ключевых компетенций обязательно присутствует компетенция, связанная с информационными и коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).

    Специалистами Центра профессионального образования и подготовки к занятости Университета штата Огайо компетентность (соmреtеnс/соmреtеnсе) понимается как конкретные, хорошо диагностируемые знания, умения, навыки и понимание/отношение, необходимые для эффективной (профессиональной)

    деятельности в выбранной области [50].

    15

    Британский философ и социолог К. Уинч считает, что компетентность основывается на поведении и деятельности, определенными какими-либо условиями, на способности выполнять задание в соответствии с заданными параметрами в конкретной ситуации [51]. По мнению американского исследователя Р. Мейерса, компетентность также относится к способности человека выполнять задания в заранее предопределенных условиях на компетентных уровнях, принятых в производстве, либо соответствующих какой-либо другой официальной стандартизации. Компетентность подразумевает не только соответствие определенным деятельностным критериям, но и демонстрацию выполнения поведенческих задач [49].

    Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации и связанна с мотивацией на непрерывное образование. Таким образом, мониторинг компетенций студентов является важной составляющей образовательного процесса. При этом необходимо понимать, что включает в себя понятие «компетенции» и каким образом на них можно влиять [22, с. 362].

    Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области, в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. Необходима основательная подготовка в сфере современных ИКТ. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

    Во время вступления Российской Федерации в Болонский процесс начались изменения в образовании. 19 сентября 2003 г в Берлине на совещании

    министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия

    16

    официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской декларации [52, с. 2].

    Вслед за этим в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) был введен компетентностный подход в обучении. Компетенции в ФГОС подразделяются на общекультурные (ОК), профессиональные (ПК); рассмотрим каждую из видов.

    А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция включает в себя широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, а именно - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [48, с.115].

    Таким образом, можно сказать, что общекультурные компетенции - это базовая компетентность личности, обеспечивающая вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме.

    Профессиональные компетенции - это готовность и способность

    работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы. Для конкретной специальности и направления подготовки определяется свой набор ведущих компетенций, который в совокупности отражает необходимый профиль компетентности специалиста [39, с. 406].

    Профессионально-специализированные компетенции - это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных профессиональных компетенций. Рассматривая последнее понятие в более широком смысле, можно сказать, что компетентным будет тот, чья деятельность, действия, поведение адекватны появляющимся проблемам и при этом реализуются соответствующие способности. Компетентный человек - это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно справляться с ситуацией, активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности [25, с. 386].

    Содержание педагогического образования, обогащенное применением ИКТ, с которым связывают получение таких ключевых компетенций, как общекультурных (ОК), профессиональных (ПК), профессиональноспециализированных (ПСК) станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:

    1. создание реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации федеральных и региональных программ информатизации образования;
    2. значительного повышения уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;
    3. появлении качественно новых условий для реализации творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Internet;
    4. повышение эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем;
    5. реализации непрерывного открытого образования, когда студенты смогут принимать самое активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря телекоммуникациям.

    Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. Соответствующая подготовка очень важна еще и потому, что именно педагогам отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой информационной образовательной среды России, основное назначение которой - сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал [14, с. 4].



    1.3. Российский и зарубежный опыт организации добровольческой деятельности студентов - бакалавров


    Характер всемирного движения добровольчество приобрело в 1990-х годах. Во многих демократических государствах добровольная деятельность официально признана как необходимое условие устойчивого развития общества, углубления демократии и является неотъемлемой частью жизни и деятельности этих стран.

    Существенным отличием правовой базы добровольчества в США от законодательства в других странах является законодательное закрепление оценки стоимости добровольческого труда, которая учитывается в составе валового национального продукта. Сегодня законодательство в США ориентировано на государственную поддержку, поощрение и развитие добровольчества на всех уровнях. В США волонтерами являются свыше 26,4 % взрослого населения (61,8 млн чел.). Около 80 % американских благотворительных организаций привлекают к своей работе волонтеров [21]. Волонтеры, прежде всего, трудятся в благотворительных некоммерческих организациях, в т. ч. участвуют в корпоративных бизнес-программах, программах для пенсионеров, религиозных организациях, волонтерских организациях национального характера. Поскольку дух волонтерства прививается с детства, существуют и специальные детско-юношеские программы на базе школ, детских и юношеских клубов, молодежных ассоциаций.

    Очень показателен пример штата Канзас, который занимает пятое место активности в сфере добровольчества. Волонтерские услуги в городе предоставляют 466 тыс. взрослых, что составляет 32,7 % населения. Интересно, что в Канзасе 24,6 % волонтеров - пожилые люди. Частота вовлеченности в добровольный труд молодых людей (16-24 года) составляет 30 %. В Канзас-Сити функционируют 8 000 НКО, лишь у 3 000 из них имеются оплачиваемые сотрудники, в остальных работают только волонтеры. В настоящее время движение самопомощи является актуальным элементом добровольчества в США. Важно отметить еще одну особенность. Несмотря на то, что многие группы самопомощи могут быть организованы профессионалами - социальными работниками, руководителями общественных организаций и координаторами добровольцев, священнослужителями - и иметь связи с уже существующими организациями, они чаще всего неформальны, и не связаны с государственными учреждениями.

    Жители Канады посвящают в среднем 191 час в год для работы в качестве добровольцев. Суммарно это время эквивалентно 578 000 рабочим местам с полной занятостью. 19 % взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60 % регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. Каждый третий житель Германии, а это целых 22 млн человек, является волонтером и посвящает работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. В Южной Корее в 2001 г. почти четыре млн чел. посвятили волонтерству более 451 млн часов рабочего времени. Экономическая стоимость труда волонтеров превышает 2 млрд американских долларов в год. 26 % жителей Японии имеют опыт волонтерства. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом. Около 33 % населения Ирландии являются волонтерами, 72 % из них считают, что волонтеры делают нечто такое, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников [19].

    Швеция - чемпион мира по количеству добровольных обществ и объединений. В них состоит половина взрослого населения страны. Большинство волонтеров работают на спортивных и культурных мероприятиях, заняты сбором средств для стран третьего мира, помощью в реабилитации алкоголиков и наркоманов. Самую большую группу шведских волонтеров составляют женщины предпенсионного возраста с высшим образованием. Их любимое занятие - социальная работа недалеко от дома. Среди молодежи популярны оказание помощи больным СПИДом в Африке или обучение индейских детей в джунглях Америки.

    Правительства более чем 80 стран активно способствуют развитию национальных добровольческих движений. В этих странах создана инфраструктура для поддержки добровольчества. Практика многих стран подтверждает то, что деятельность добровольцев приносит общественную прибыль, обеспечивая вклад в ВВП от 4 до 8 % [28].

    На сегодняшний день волонтерских организаций, имеющих международный статус, можно насчитать сотни. В частности, некоторые из них работают под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Их волонтеров можно встретить повсюду, в местностях, пострадавших от военных конфликтов, экологических, гуманитарных катастроф. Они ведут строительные работы, оказывают гуманитарную, медицинскую и психологическую помощь, работают с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми и инвалидами, участвуют в образовательных программах. Ведь большинство из них - профессионалы, прошедшие строгий отбор и получившие серьезную подготовку.

    В зарубежном волонтерстве существует также широкая практика международного обмена. К примеру, любой желающий сегодня имеет возможность отправиться приводить в порядок кладбище в Польше, или помогать в реставрации средневекового замка в Германии, или возделывать рисовые поля во Вьетнаме. Разумеется, такая работа не сулит никакой прибыли, зато гарантирует моральное удовлетворение и массу новых впечатлений.

    В нашей стране добровольчество как социальное явление начало развиваться с середины 1980-х гг., хотя его исторические корни уходят далеко в прошлое. В России первый реальный опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт-Петербурге в начале 90-х гг. XX в.

    В период 1990-1992 гг. одним из сильнейших стимулов для большинства действовавших в общественных объединениях добровольцев была возможность совместного выживания и решения собственных проблем в кругу людей с похожими проблемами, использование для этого и для оказания помощи другим людям материальных ресурсов организаций. В этот период в отношении добровольных помощников стало укрепляться понятие «волонтер». Этому способствовало распространение переводной англоязычной литературы по менеджменту благотворительной деятельности, установление международных гуманитарных связей, реализация первых неправительственных международных программ, в том числе обучающих по тематике общественной и некоммерческой деятельности [19].

    К началу 1997 г. идеи добровольческой деятельности получают более широкое распространение в российском некоммерческом секторе в Сибири, Центральном федеральном округе и других регионах РФ. С 1998 г. импульс развитию добровольческого движения был придан в результате провозглашения ООН 2001 г. Международным годом добровольцев и проходил под эгидой подготовки проведения МГД в координации с ведущими мировыми центрами (Добровольцы ООН (Volunteers UN) и IAVE).

    С 2000 г. в России празднуется Всемирный день молодежного служения, который отмечается во всем мире с 1985 г. Это ежегодное мероприятие, которое проводится для того, чтобы молодежь смогла заявить о своих добровольческих инициативах обществу, чтобы люди увидели активность молодых ребят, их вклад в развитие местного сообщества. В России этот праздник получил название Весенней недели добра, что уже по своей сути исключает сегрегацию по возрастному признаку. В 2004 г. в российских весенних акциях приняли участие более 340 тыс. добровольцев (до 90 % молодежи).

    В 2005 г. с целью привлечения внимания государства и общества к развитию волонтерства, а также повышения его престижа и формирования позитивного общественного мнения была учреждена национальная общественная награда в области добровольчества. Правительством РФ была утверждена Концепция содействия развитию добровольческой деятельности и благотворительности в РФ.

    По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», вклад российских добровольцев в ВВП страны составляет 14,5 млрд руб., что значительно ниже уровня развитых стран. Если доля добровольцев в экономически активном населении России достигнет уровня таких стран, как США, Австралия, Германия или Бельгия, то вклад российских волонтеров в ВВП страны будет эквивалентен 100 млрд руб. в год. Если же Россия достигнет по показателю вовлеченности населения в волонтерское движение уровня Швеции, Новой Зеландии, Нидерландов, Великобритании или Австрии, вклад российских волонтеров составит 200 млрд руб. [29].

    В декабре 2012 г. Россия впервые вошла в первую десятку стран по числу волонтеров согласно третьему рейтингу мировой частной благотворительности, составленному Британским благотворительным фондом

    CAF. В рейтинге World Giving Index участвовало свыше 155 тыс. человек из 146 стран. По количеству волонтеров Россия попала в десятку лидеров, заняв восьмое место [31].

    В 2015 г. фонд CAF провел шестое глобальное исследование мировой частной благотворительности World Giving Index. В рейтинге были представлены 145 стран. За 2015 г. количество волонтеров во всем мире уменьшилось на 0,3 % (21,0 % к 21,3 % в 2014 г.). В России количество волонтеров выросло, составив 19 %, т. е. - 23 млн россиян, что позволило стране третий раз занять 8-е место в мире по этому показателю. Доля же людей, оказывающих непосредственную помощь нуждающимся, уменьшилась на 2 % (32 % к 34 %) [29].

    Волонтерское движение в России сегодня переживает подъем. Например, в Свердловской области число волонтеров достигает 52 тыс. человек. В целом ряде субъектов РФ волонтеры объединяются в постоянно действующие сообщества. В 36 субъектах созданы краевые, областные и муниципальные волонтерские центры, задачами которых являются: создание условий для вовлечения граждан в волонтерское движение, формирование активной жизненной позиции, обучение участников волонтерского движения, проведение информационной работы. В 31 субъекте России приняты региональные законодательные и нормативно-правовые акты, программы по поддержке и развитию волонтерского движения. В 42 субъектах РФ при реализации региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, приняты ведомственные целевые программы по поддержке добровольческих инициатив (в Республике Адыгее, Алтайском крае, Калужской, Пензенской области и в др.). В ряде субъектов РФ волонтеры оказывают помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам в заготовке угля и дров, уборке придомовых территорий, обработке приусадебных участков, мелком ремонте надворных построек и т. д. (в Курганской, Калужской области, Кабардино-Балкарской Республике). В Брянской области с целью решения проблем недостатка общения в 11 стационарных социальных учреждениях общего типа, где проживает более 1 500 получателей социальных услуг организовано волонтерское движение. С участием волонтеров в учреждениях организуются культурно-досуговые мероприятия, оказывается психологическая поддержка проживающим.

    Добровольчество становится все более популярным не только в моло-

    WТЛW

    дежной среде, но и среди лиц старшего возраста. В ряде российских регионов запускаются новые проекты по созданию добровольческих объединений граждан пожилого возраста. Примером успешного развития волонтерского движения является Межрегиональный ресурсный центр «Серебряный возраст», который реализует проекты общественно полезной деятельности. Межрегиональный ресурсный центр «Серебряный возраст» - негосударственный ресурсный центр для НКО и государственных учреждений, работающих в сфере развития социальной активности и социальной адаптации пожилых людей. Целями Центра являются содействие развитию адаптационных технологий для людей старшего возраста и содействие профессиональному совершенствованию специалистов по работе с людьми пенсионного и пожилого возраста. В настоящее время движение «Серебряные волонтеры», организованное на базе Межрегионального ресурсного центра, является самым крупным объединением подобного типа в России.

    Сегодня, стартовав практически с нуля, добровольчество при поддержке и интеграции с мировым добровольчеством, достаточно активно развивается. Социально-экономические условия, в которых мы сейчас находимся, представляют платформу для широкого спектра деятельности. В силу религиозных и национальных особенностей (стремление человека помогать нуждающемуся в помощи), добровольчество достаточно успешно развивается в сочетании со стремлением к самореализации своих собственных интересов.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Добровольческие проекты студов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.