Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ЗОЖ как направление социальной работы

  • Вид работы:
    Другое по теме: ЗОЖ как направление социальной работы
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    28.02.2017 8:07:17
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования

    «Российская академия народного хозяйства

    и государственной службы

    при Президенте Российской Федерации»

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

    Факультет государственного и муниципального управления

    Кафедра социальной работы, социологии и права

    Направление подготовки 39.03.02 «Социальная работа»

    Профиль «Социальное страхование и пенсионное обеспечение»




    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Теория социальной работы»

    на тему: «Формирование здорового образа жизни как направление деятельности социальной работы с населением»



    Автор работы:обучающийся 831(б) группы Колпащикова Татьяна АндреевнаПодпись___________________________

    Руководитель работы:к.соц.н., доцентСмирнова Елена АлександровнаОценкаПодпись












    «_____»_____________20___ г.








    Хабаровск 2017 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………1.ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….1.1Здоровый образ жизни как направление в социальной работе………………………………….………………………………….……1.2Концепция здорового образа жизни………….…….…….…………….……2.ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………...…2.1Социальная работа направленная на воспитание и пропаганду здорового образа жизни.………………………………………………………………..2.2Социальные технологии по формированию здорового образа жизни при работе с различными категориями населения ………………………………Заключение……………………………………………………………………………Библиографический список……………………………………………………….…

    ВВЕДЕНИЕ


    Идея здорового образа жизни (ЗОЖ) представляет собой концепцию социальной политики, основанную на признании высокой социальной значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом.

    Актуализация здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на человеческий организм в связи с увеличением рисков техногенного и экологического характера и усложнением социальной структуры. В текущей ситуации забота о здоровье и самочувствии индивидуума связана с выживанием и сохранением человека как вида.

    Здоровье населения определяет состояние общества. К негативным тенденциям состояния здоровья населения России на современном этапе относятся: резкое увеличение количества курящего населения, обострившиеся проблемы алкоголизма, наркомании, уменьшение числа лиц, занимающихся физкультурой и спортом, нерациональное (несбалансированное) питание, состояние хронического психологического стресса. Эти факторы приводят к увеличению смертности и инвалидизации населения России, к снижению продолжительности жизни.

    Все это требует целенаправленного проведения профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится просветительская деятельность с целью формирования здорового образа жизни у населения.

    Повышение роли просветительской деятельности по пропаганде здоровый образ жизни является одной из ключевых задач современной государственной демографической политики. Действующая в настоящее время система государственных мер в отношении сохранения здоровья граждан и формирования у них здорового образа жизни, претерпевает значительные изменения. Это в первую очередь связанно с реализацией приоритетных национальных проектов, а также с концентрацией усилий государственных органов власти на сбережении человеческого капитала и увеличении показателей продолжительности жизни.

    Таким образом, тема исследования является приоритетной и актуальной для решение одной из глобальных проблем современности - сохранения и укрепления здоровья человека.

    Степень научной разработанности проблемы.

    Вопросы, связанные с обобщением опыта и распространением современных методов пропаганды здорового образа жизни посредством социальной работы остаются в меньшей степени в поле деятельности исследователей. Представители философско-социологического направления П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают ЗОЖ как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская, Е.И. Холостовой, О.Г.Чарояна, Л.Е. Сырцова.

    Социальные и биологические факторы определяют здоровье человека. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций.

    Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”.

    Цель исследовать здоровый образ как одно из средств социальной работы.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. теоретико-методологические обоснования деятельности социальной работы;

    - рассмотреть здоровый образ жизни как направление в социальной работе;

    - изучить методы пропаганды здорового образа жизнисреди различных слоёв населения;

    - проанализировать опыта социальной работы в различных регионах РФ в сфере воспитания и пропаганды здорового образа жизни.

    Объектом курсовой работы является социальная работа.

    Предмет исследования: социальная работа по пропаганде ЗОЖ среди населения.

    Социальная помощь в сфере профилактики здорового образа жизни рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.

    Цель социальной работы в области охраны здоровья - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

    Курсовая работа имеет практическую значимость, которая выражается в изучении и применении теоретических и эмпирических знаний по пропаганде здоровый образ жизни субъектами просветительской деятельности: Центрами медицинской профилактики, Центрами здоровья, лечебно-профилактическими и социальными учреждениями.


    Методологическая основа. В рамках работы был проведен теоретический анализ литературы по теме, а также методы статистической обработки информации.

    1. Формирование теоретико-методологического обоснования деятельности
    2. Здоровый образ жизни как направление в социальной работе

    Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований рационального питания, личной гигиены и психогигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, эффективное закаливание, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек.

    По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

    До недавнего времени под "здоровьем" в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

    Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

    - Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все орган ы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

    - Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Это состояние психической сферы, определяется мотивационными, эмоциональными, умственными и морально-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивает умственную работоспособность и адекватное поведение человека.

    - Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Это внешнее проявление состояния человека. Он выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляет жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной), способность эффективно работать. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

    Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

    Таблица 1

    Группа факторовФакторУдельный вес группы факторов воздействия на здоровье (%)Образ жизниКурение; употребление алкоголя; употребление наркотиков; вредные условия труда; нерациональное питание; стрессовые ситуации; адинамия, гиподинамия; плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарствами; непрочность семей, одиночество; низкий образовательный и культурный уровень; 49-53

    Продолжение таблицы 1

    Генетические факторыСклонность к наследственныхм болезням18-22Окружающая природная средаЗагрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенами, другие загрязнения воздуха, воды, почвы17-20Медицинские факторыНеэффективность профилактических мероприятий; низкое качество медицинской помощи; несвоевременность медицинской помощи8-10

    Здоровый образ жизни представляет собой направление образа жизни, которое нельзя рассматривать только как отказ от вредных привычек и занятия спортом. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности личности, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом.

    Специфика деятельности социального работника по профилактике здорового образа жизни в производственном коллективе рассматривалась в трудах Е.И. Холостовой, О.Г.Чарояна, Л.Е. Сырцовой и так далее.

    Социальная профилактика здорового образа жизни требует от социального работника учета специфики трудовой организации, в которой проводится профилактика. В производственной организации существуют, например, определенные вредные условия труда, в торговой или научной специфика вредных условий совсем другая. Социальный работник должен учитывать все факторы влияющие на здоровье в трудовом коллективе.

    Образ жизни характеризует условия и особенности повседневной жизни людей в зависимости от экономических, экологических и социальных условий. Образ жизни определяется личностными качествами человека, влиянием окружающей и социальной среды. В свою очередь различают особенности образа жизни той или иной группы людей, например между людьми умственного и физического труда, между квалифицированными и неквалифицированными работниками.

    Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на образе жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно - политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей

    Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

    Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

    Так, сфера труда производственной деятельности сегодня особенно остро нуждается в научно обоснованной концепции социальной работы, модели вариативной инфраструктуры служб социальной поддержки производственников.

    В исследовании, проведенном Т.Ф. Костяновой, обосновываются следующие условия решения этой проблемы:

    1. Личностная ориентированность инфраструктуры служб социальной сферы, учитывающая интересы и потребности трудящихся (особенно молодежи) конкретного учреждении,

    2. Создание на предприятии соответствующих, оздоровительных целесообразных служб социальной поддержки молодежи и их семей;

    3. Востребованность предприятием профессионально подготовленных специалистов социальной сферы социальных работников (социальных педагогов, психологов);

    4. Взаимодействие социальных служб предприятия с другими учреждениями, медицинскими и спортивными организациями в социуме и с семьями трудящихся.

    Таким образом, в здоровом образе жизни объединяется все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для организма условиях. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Этим определяется деятельность социального работника и социального педагога в воспитании культуры здоровья, которая строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых.


    1.2 Концепция здорового образа жизни

    Существует множество различных подходов к определению здорового образа жизни. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают ЗОЖ как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепления здоровья.

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

    В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

    числе авторских систем оздоровления можно назвать системы Н. Амосова, Ю. Андреева, И. Афонина, М. Гогулан, П. Иванова, Г. Малахова, И. Неумывакина, Н. Семеновой, Г. Сытина, Е. Фролова, В. Травинки, С. Троицкой, Г. Шаталовой и многих др. Из зарубежных авторов в России известны П. Брэгг, У. Бейтс, Л. Хэй и др. Все перечисленные системы очень интересны и заслуживают специального рассмотрения. Нас же, прежде всего, интересует концепция здорового образа жизни в целом.

    В доктрине здорового образа жизни, разработанной доктором медицинских наук А.М. Карповым (2008), саногенез (рождение здоровья) рассматривается на всех уровнях биологической и социальной организации жизни человека.

    Автор опирается на теорию биопсихосоциальной структуры человека (БСЧ), разработанную русским учёным В.М. Бехтеревым.

    Здоровье, по А.М. Карпову это продукт собственного организма, интеллекта и воли, а здоровый образ жизни это разумный образ жизни. Поэтому здоровому образу жизни нужно учить.

    Программа помощи человеку, по А.М. Карпову, в сохранении и обретении здоровья состоит в следующем:

    - устранить опасность;

    - дать информацию об опасности и способах преодоления стресса;

    - восстановить конструктивность в мыслях и поступках;

    - составить программу действий и начать её реализацию.

    Сохранение здоровья осуществляется на физическом и психосоциальном уровнях. Чтобы быть здоровым на физическом уровне, необходимы:

    а) внутренние условия:

    - физическая активность (на свете есть много лекарств, которые можно заменить движением, но нет такого лекарства, которое можно использовать вместо движения);

    - правильное питание обеспечение организма белками, жирами, углеводами, минеральными веществами, витаминами, водой;

    - разумное сочетание труда и отдыха, здоровый сон;

    б) внешние условия:

    - воздух, тепло, свет

    Что касается психосоциального здоровья, то оно зависит, прежде всего, от того, что человек видит, слышит, чувствует. И здесь определяющими являются информационные воздействия.

    Информационные воздействия общества на современного человека в основном отрицательные. Это разрушительные программы на сверхпотребление, одурманенный и порочный образ жизни в целом, который внушается через телевидение и массовую «культуру». А когда человек начинает вести такой порочный образ жизни, он разрушается на уровне души и тела.

    Здоровый образ жизни тесно коррелирует со следующими понятиями:

    - образ жизни - определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни;

    Условия жизни - условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, семейные отношения, образование, питание и т. д.).

    Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует размер и структуру потребностей. Это количественные показатели условий жизни. Уровень жизни определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

    Уклад жизни - порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

    Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни.

    Качество жизни - качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей, характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

    В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

    Задача социального работника в конечном итоге состоит в помощи клиенту восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения качества жизни клиента.


    1. Пропаганда здорового образа жизни среди различных слоёв населения

    2.1 Социальная работа направленная на воспитание и пропаганду здорового образа жизни.


    Физическая культура испорт являются наиболее универсальным способом физического идуховного оздоровления нации.

    Деятельность по пропаганде ЗОЖ тесно сопряжена с просветительской деятельностью, направленной на распространение научных знаний, и зачастую переплетается с ней, становясь по сути пропагандистско-просветительской.

    Деятельность по пропаганде ЗОЖ тесно сопряжена с просветительской деятельностью, направленной на распространение научных знаний, и зачастую переплетается с ней, становясь по сути пропагандистско-просветительской.

    Как и любая пропаганда, пропаганда здорового образа жизни является формой информационно-психологического воздействия и имеет соответствующие виды, формы средства и технологии, наполненные специфическим содержанием.

    Виды и средства осуществления пропаганды ЗОЖ:

    - устная пропаганда, наиболее доступная и распространённая. К средствам устной пропаганды можно отнести проведение различных мероприятий, бесед, дискуссий, круглых столов, семинаров, докладов, выступлений, лекций, встреч и т.п., а так же книги, песни и любые виды устного творчества. Средством устной пропаганды может быть молва и разговоры;

    - наглядная пропаганда. Средства и формы наглядной пропаганды (агитации): плакаты, флаеры, лозунги, слоганы, , тематические выставки и т.п.. Практическую ценность наглядной пропаганды трудно переоценить, ведь при помощи зрения люди получают более восьмидесяти процентов информации;

    - пропаганда СМИ (массовая пропаганда): телевидение, кино, культурно-массовые мероприятия, театр, Интернет-ресурсы и т.д. Средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.

    В системе мер социальной защиты населения все большее значение приобретают ее активные формы, более эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Научно обосновано и доказано, что физическая реабилитация не только составная часть социально-бытовой, профессиональной, социально-культурной, медицинской, психологической реабилитации, но и лежит в ее основе.

    Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни, о чем говорилось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» на 2001 год.

    В новых социально-экономических условиях, приобщаясь к новым моделям поведения, производственных отношений, досуга, при удорожании лекарств, медицинских и образовательных услуг, многие категории граждан меняют равнодушие на активный интерес к здоровому образу жизни. В России возникает социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

    Такая заинтересованность, к сожалению, еще не приобрела черты устойчивой и целостной системы поведения. В представлении российских граждан о здоровом образе жизни присутствуют стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем и разных культур, и поэтому они слабо совместимы между собой.

    Тем важнее государственное вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений также является важной функцией государства.

    Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т. д.

    Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

    Забота о развитии физической культуры и спорта важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

    Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации. Их основу составляют, прежде всего, добрая воля самого субъекта, морально-психологический настрой личности, коллектива и общества.

    В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.

    Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест, а развитие спорта способствует созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение. Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы российских спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив.

    В России проблемами социального уровня ЗОЖ занимаются такие службы формирования здорового образа жизни, которые включают краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.

    Субъективно человек, ведущий здоровый образ жизни, может ощутить изменения в своем состоянии, которые станут наградой за его усилия: может увеличиться выносливость, повыситься трудоспособность, реже возникать простуды, улучшиться настроение и самочувствие.

    Путь каждого человека к здоровому образу жизни уникален, но всегда важен конечный результат. Эффективность ЗОЖ можно оценивать по ряду биосоциальных критериев:

    1) оценке морфофункциональных показателей здоровья (уровню физического развития, тренированности и адаптивности);

    2) оценке состояния иммунитета (количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; количество обострений хронических заболеваний);

    3) оценке адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

    - эффективность профессиональной деятельности;

    - активности исполнения семейно-бытовых обязанностей;

    - широте и степени проявления социальных и личностных интересов.

    4) Оценке уровня валеологических показателей:

    - степени сформированности установки на ЗОЖ;

    - уровню валеологических знаний;

    - уровню усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

    - умению самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу ЗОЖ.

    Таким образом, организация работы по пропаганде ЗОЖ требует к себе самого глубокого и ответственного подхода. Недопустимо сводить её к проведению мероприятий ради мероприятий. Необходимо проводить постоянный мониторинг эффективности, искать новые методы и средства, не удовлетворяясь шаблонными, раз и навсегда разработанными формами. Не следует забывать, что общество постоянно развивается и находится под воздействием различного рода негативной информации, технологии подачи которой совершенствуются и развиваются параллельно с развитием самого общества.

    Для достижения наибольшего эффекта пропаганды ЗОЖ требуется тесное консультационное взаимодействие с психологами, педагогами, социологами, медицинскими работниками, взаимодействие и сотрудничество с органами государственной и муниципальной власти, СМИ, представителями культуры, просветителями и т.д.

    2.2 Социальные технологии по формированию здорового образа жизни при работе с различными категориями населения

    С целью формирования здорового образа жизни применяются различные социальные технологии, направленные на работу с различными категориями клиентов.

    В работе с коллективом специалистов также необходимо использовать весь широкий спектр мер по профилактике инфекционных заболеваний, стрессовых и конфликтных ситуаций, гиподинамии, разрушительного воздействия шума, вибрации, агрессивной среды и других неблагоприятных биологических и социальных факторов. К таким мерам относятся закаливание, аутотренинг, оздоровительное плавание, биоинформационная коррекция (БОС-тренинг), проведение оздоровительных физиотерапевтических процедур, фитотерапия, кислородный коктейль, занятия на тренажерах, элементы лечебной физической культуры и массажа, акупунктуры, дыхательной гимнастики, применение которых стимулирует резервы адаптации человека, способствует оптимальному регулированию личных ресурсов здоровья.

    При использовании социальных технологий по формированию здорового образа жизни необходимо учитывать возрастные особенности клиентов. Например, детям и подросткам следует сначала объяснить необходимость положительных установок на здоровый образ жизни с целью профилактики различных девиаций, в то время как взрослые люди охотно читают литературу и слушают лекции о здоровье и рациональном поведении для его сохранения, доброжелательно воспринимают сведения, касающиеся вопросов гигиены и правильного питания. И, наоборот, у тех, кто более пассивен и ведет малоподвижный образ жизни, значительно раньше других наступает постепенное разрушение организма и истощение физических и интеллектуальных сил.

    Например, сущность социальной технологии "Активное долголетие" заключается в моделировании и оптимизации стиля жизни человека в зависимости от тех целей, которые он пытается решить. Особое значение этот метод приобретает в связи с ростом цен на диагностику и лечение болезней во всем мире. Поэтому возможность оценить состояние человека и способствовать улучшению физической и умственной работоспособности с помощью имеющихся у него внутренних резервов, изменив только стиль его жизни, является актуальной и востребованной.

    В системе мер социальной защиты населения все большее значение приобретают ее активные формы, более эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Научно обосновано и доказано, что физическая реабилитация не только составная часть социально-бытовой, профессиональной, социально-культурной, медицинской, психологической реабилитации, но и лежит в ее основе.

    Интересное направление по пропаганде активного отдыха и туризма среди пенсионеров и инвалидов предлагается во многих центрах социального обслуживания, поскольку туризм является уникальным средством рекреации и реабилитации всех категорий клиентов социозащитных учреждений.

    Одной из популярных социальных технологий признана адаптивная физическая культура, причем можно выделить несколько ее различных видов:

    - адаптивное физическое воспитание с целью дать базовые основы физкультурного образования;

    - адаптивная двигательная рекреация, предназначенная для организации здорового досуга, активного отдыха, игр, общения;

    - адаптивный спорт, направленный на совершенствование и реализацию физических, психических, эмоционально-волевых способностей;

    - адаптивная двигательная реабилитация, направленная на использование естественных средств и методов, стимулирующих скорейшее восстановление организма.

    Основная задача - сформировать у занимающихся осознанное отношение к своим силам, твердую уверенность в них, осознанное отношение к выполнению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и формированию здорового образа жизни.

    В основе технологии " Эмоционально-двигательная терапия" используется классическая танцевальная терапия, адаптированная для людей пожилого возраста и инвалидов. Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

    Цели работы:

    - создание условий для продуктивного активного долголетия клиентов

    - улучшение качества жизни пожилого человека;

    - социально-психологическая реабилитация клиентов.

    Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

    Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

    Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

    В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяется, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего.

    Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанные с дыхательным циклом.

    На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Разминочные упражнения имеют физический (разогрев), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты.

    Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Можно использовать упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые начиная с кистей рук распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется. Как правило, разминка проводится сидя на удобных стульях (10 мин.) и стоя (7 мин.).

    На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность.

    На данном этапе применяется возможность помочь участникам группы в исследовании и расширении их двигательного репертуара.

    Необходимо создать в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражать и развивать спонтанные движения участников группы.

    В работе применяются структурированные упражнения, способствующие расслаблению, правильному дыханию и усилению самоконтроля.

    Танцевальная терапия эффективно используется для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания.

    Особенно важным является ориентирование на здоровый образ жизни детей, что является предпосылкой здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей. Понятно, что сформировать настоящие мотивации к ЗОЖ можно только с детских лет. Да и результаты будут лучше, чем в случаях, когда уже накоплен груз заболеваний и патологических состояний. Естественно, что к работе с детьми и подростками нужно допускать исключительно профессионалов. Особую осторожность следует проявлять в вопросах полового воспитания и профилактике химических зависимостей.

    3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

    Неоспоримо, что основная задача педагогов и социальных работников - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

    - Здоровьесберегающие образовательные технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

    - Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки)

    - Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).

    - Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма( закаливание, педагогическая психотерапия)

    - Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период пребывания в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Реализация здоровьесберегающих технологий в системе образования решается на трех уровнях:

    1. Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений. Его можно назвать стратегическим уровнем, это уровень ответственности руководителя отдела образования и его заместителей.

    2. Уровень образовательного учреждения. В данном случае реализация ЗОТ начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы. Требуется более внимательное отношение к вопросам активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, Это уровень ответственности директора школы, хотя такие решения должны приниматься совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Кроме того, крайне необходима научно-информационная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников. Создание оптимальных гигиенических, экологических и других здоровьесберегающих условий для образовательного процесса, предотвращение возникновения у учащихся дезадаптационных состояний, т.е. дистресса, переутомления и других, обеспечение школьников правильным, соответствующим современным медико-гигиеническим требованиям питанием также решается на уровне школы. Кроме того, также на уровне школы решаются вопросы по включению в учебные планы занятий целенаправленно подготавливающих учащихся к деятельности по сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Данные мероприятия, в свою очередь, требуют подготовки педагогического коллектива, вплоть до повышения квалификации или переподготовки, обеспечения охраны здоровья самих педагогов, в том числе и создание условий позволяющих педагогам укреплять собственное здоровье. Также требуется целенаправленная деятельность по проведению мониторинга состояния здоровья учащихся и последовательной, тематической работы с родителями и опекунами учеников.

    3. Уровень класса. Решение задач здоровьесбережения на этом уровне обеспечивается работой на уроке. В целом результат влияния школы на здоровье учащихся зависит от того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения. Безусловно, организация обучение учителей таким технологиям - задача руководства; но использование их в своей работе, отслеживание результатов и своевременная, адекватная реакция на изменение ситуации - задача педагог.

    Близорукость занимает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. Процент детей с близорукостью увеличивается, степень близорукости прогрессирует. Поэтому охрана зрения должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений от объема и учебной нагрузки. Это связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. Организация здоровьесберегающих условий обучения и воспитания, обучение детей основам профилактики заболеваемости, в частности нарушений зрения одна из актуальных задач здоровьесберегающих образовательных технологий.

    Таким образом, деятельность по сохранению и улучшению здоровья детей занимает особое место в воспитательном процессе любого образовательного учреждения и организуется через оптимальное сочетание познавательной, физкультурно-спортивной (двигательной активности), созидательно-добротворческой, художественно-творческой, гуманно-коммуникативной, толерантно-поведенческой, многоплановой социально-ценностной деятельности и является основой формирования здорового духовного и психолого-физиологического образа жизни, валеологической культуры человека и общества в целом.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.

    В настоящее время очень важную роль играет профилактика здорового образа жизни. Важно помнить, что основная составляющая здорового образа жизни это организация пропаганды здорового образа жизни и воспитание стремления молодежи быть здоровыми и полезными членами современного общества.

    Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

    Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности - от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

    Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами: возрастом клиента, видом его социальной деятельности, экономическим положением его семьи, состоянием его здоровья, степенью социальной активности, наличием определенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, возможностями общества.

    В настоящее время активно разрабатываются такие области знания как социальная медицина и социальная работа. Именно социальные медики и социальные работники способны осуществлять здоровьесберегающую деятельность.

    Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения. Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Как видим, пропаганда здорового образа жизни очень важная и ответственная социальная задача.

    Таким образом социальный работник, используя в различных комбинация средства формирования здорового образа жизни, могут и должны оказывать действенное воздействие на массовое сознание в рамках формирования культуры здоровья, без которой невозможна интериоризация достижений науки о здоровье человека. Социальные службы это службы, которые действительно имеют силы и средства для формирования здорового образа жизни. Задача социального работника в конечном итоге состоит в помощи клиенту восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения качества жизни клиентаСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни. - М.: Сфера, 2003. С. 41
    2. Агеевец В. У. Путь к здоровью и процветанию нации лежит через образование, физическую культуру и спорт // Вестник балтийской академии. - 2007. - С. 33-37.
    3. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М.: БЕК, 2002. С. 54
    4. Дорофеев В.М. Окружающая среда и здоровье // Образование и общество. 2002. - № 21 - С. 54-64.
    5. Мурзандеева Ф. Г. «Здоровый образ жизни залог здоровья» - Уфа: 1987. -280с.
    6. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, 184 с.
    7. Лицинын Ю.П. «Образ жизни и здоровья населения» - М.: 1982. 68с.
    8. Лицинын Ю.П. «Образ жизни и здоровья населения» - М.: 1982. 40с.
    9. Абдурашитова Ш. А. Пропаганда здорового образа жизни одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения / Молодой ученый. 2017. №7. С. 128-131.
    10. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.
    11. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. М., 1999 г.
    12. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся. В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев, Н. З. Мишаров, С. И. Кубицкий; Челябинск-1999 г., (стр. 10-15, 17-23, 26-30, 32-33, 41-46, 116-129).
    13. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с.3-14.
    14. Сухов С. Альконский В. Режим дня, как фактор здоровья//Физкультура и спорт 1991
    15. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 671.
    16. Васильев В.Н. «Утомление и восстановление сил»; М., 1994.
    17. «Методические указания для гигиенического обучения работников. Часть 2» . ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Архангельске» - Архангельск: 2002.- 47с.
    18. Эффективная методика двигательной подготовки школьников. // Пути повышения физической культуры школьников.-Омск: ОГПИ, 1989. С.13. Жук В. А., Мартыненко И. П.
    19. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодёжи“. Методическое пособие. Челябинск: ДЦНТИ, 1994. 40 с. Харитонов.
    20. Абдурашитова Ш. А. Пропаганда здорового образа жизни одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения // Молодой ученый. 2017. №7. С. 128-131
    21. https://e-educ.ru/et32.html
    22. https://studopedia.ru/4_142202_praktika-sotsialnoy-raboti-i-zdoroviy-obraz-zhizni-cheloveka.html
    23. #"justify">http://www/minzdrav/by/mtd/article

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ЗОЖ как направление социальной работы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.