Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Игровые технологии в профориентационной работе

  • Вид работы:
    Другое по теме: Игровые технологии в профориентационной работе
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    02.10.2017 12:27:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ


    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    (ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)


    Факультет социальной и коррекционной педагогики

    Кафедра социальной педагогики




    Использование игровых технологий в профориентационной работе со школьниками


    курсовая работа


    по дисциплине «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»

    направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,

    профиля «Психология и социальная педагогика»








    «Прошла защиту»

    Оценка ________________________

    Дата __________________________Исполнитель:

    Гришанина Е.С. (гр. СКП-СПБ-21),


    _______________________________

    Преподаватели

    _______________________________

    _______________________________Научный руководитель:

    Селезнев В.А., канд. пед. наук, доцент

    _______________________________






    Волгоград 2018

    Содержание


    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками……………………………………………………………..

    1.1. Сущностные характеристики игровых технологий в профориентационной работе со школьниками ……………….....……..........

    1.2. Принципы использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками …………………………...…

    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………...........

    ГЛАВА 2. Практические аспекты использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками ……………………………………………….……...…….

    2.1. Условия использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками ……….……………………………….……………..

    2.2. Особенности использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками …………………………...…

    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………….……………….....

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..………………….....

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……………………….....

    ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………….……………………….....3



    6


    6


    12

    19



    20


    20


    25

    31

    32

    34

    38

















    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность исследования. Профессиональное самоопределение одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. Таким образом, приоритетной целью для специалиста по профориентации становиться создание оптимальных условий для реализации возрастных задач учащихся каждой параллели.

    Современная система Российского образования находится в состоянии модернизации, что влечет за собой изменение приоритетов на первый план теперь выходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие.

    В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, с успехом используются игровые технологии, направленные на активизацию профессионального самоопределения учащихся. Целесообразно использовать в игре знания, которые уже имеются у школьников. Задача ведущих привести их в систему.

    Основной задачей школы была и остается социализация ребенка, т.е. помощь в усвоении социального опыта и овладении им. На наш взгляд, наиболее эффективным средством социализации является игра. Именно она позволяет реализовать задатки и способности лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развиваются находчивость, внимательность, мышление, фантазию. Игровые технологии в профессиональном самоопределении служат решению не только этих задач, но и способствуют расширению представлений о мире профессий, развивают эрудицию.

    Достоинства игровых технологий проявляются в возможности увидеть целостность проблемы, творческое овладение изучаемым материалом, приобретение навыка принятия решения, овладение ролевым поведением, создание более непринужденной и доброжелательной, чем обычно, атмосферы.

    В игровых технологиях, как естественной форме обучения, изначально заложен огромный потенциал она стимулирует познавательную активность учащихся, дает возможность получить знания в доступной форме, на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде. В игровых технологиях формируется интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся. Так же игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта (А.И. Горькой).

    Таким образом, использование игровых технологий, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно самоопределению.

    Специфика игровых технологий заключается в том, что их можно использовать как элемент работы, включая в урок, и как самостоятельную единицу, организуя внеклассные мероприятия профориентационной направленности.

    Основной целью игровых технологий является расширение у участников знаний о мире профессий или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

    Проблема профориентации учащихся всегда привлекала своей актуальностью многих специалистов. Исследованию проблемы профессиональной ориентации учащихся посвящено множество диссертаций, монографий, брошюр, статей, обобщен опыт работы многих сотен практиков. Научное и практическое решение вопросов профессиональной ориентации школьников является ответом на социальный заказ страны правильного подбора кадров, их подготовки и последующего закрепления в избранной профессии [21, с. 54].

    Педагогические аспекты профориентационной работы с учащимися рассмотрены в работах О.Л. Базаровой, В.Ф. Сахарова, Т.А. Степановой, Н.С. Пряжникова, М.С. Савиной.

    В настоящее время, когда система профессиональной ориентации в масштабах страны терпит изменения, будущие выпускники школ оказываются дезориентированными в вопросе грамотного выбора профессии. Более того, через средства массовой информации идет систематическая опосредованная пропаганда псевдо-ценностей, препятствующих правильной ориентации молодежи в поставленном вопросе. А дезориентация нации в вопросе трудовой деятельности напрямую связана с вопросом выживания страны и самой нации.

    Объект исследования: игровые технологии.

    Предмет исследования: деловая игра в профессиональной ориентации учащихся.

    Цель исследования: выявить возможности игровых технологий в профессиональной ориентации учащихся.

    Задачи исследования:

    1. Рассмотреть сущностные характеристики игровых технологий в профориентационной работе со школьниками;
    2. Определить принципы использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками;
    3. Провести исследование профессиональных предпочтений учащихся девятых классов;
    4. Изучить особенности использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками.

    При написании работы в методологическом плане применялись следующие методы: обзор источников по теме исследования, сравнение, систематизация,; эмпирические - диагностика, опрос.

    База исследования: МБОУ СОШ № 40 Дзержинского района г. Волгограда.

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками

    1. Сущностные характеристики игровых технологий в профориентационной работе со школьниками

    Термин «профессиональная ориентация» трактуется в профориенотологии как совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленная на принятие решений по приобретению той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования. При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет интересов и способностей оптанта, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности с другой [9, с.87].

    Психологический словарь определяет, профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи учащимся в выборе профессии. Она по своей сути представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля.

    В Энциклопедии социологии дается следующее определение: профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний умений и навыков для овладения конкретной профессией.

    Также определение профессиональной ориентации дают О. А. Махаева и Е. Е. Григорьева, которые понимают под ней научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности [33, с.102].

    Обобщая существующие определения профориентации, можно выделить следующие основные ее характеристики:

    1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.

    2. Научность ее форм и методов. Не являясь самостоятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин: экономики, психологии, педагогики и др.

    3. Профориентация предполагает учет трех основных условий, позволяющих обеспечить ее эффективность: потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, ценностных ориентаций, установок и т. д.); способностей и других личностных характеристик человека; потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества [9, с.105].

    Профориентация предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий: пропаганда, просвещение, профконсультирование. В рамках профориентации может быть предусмотрена также специальная система психолого-педагогических воздействий, направленных на активизацию человека в формировании и самосовершенствовании, психических, интеллектуальных и физических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии.

    Реализация профориентационной деятельности должна быть комплексной, доступной, ненавязчивой и интересной. Следовательно, профориентационная деятельность должна быть активной, позволяющей учащимся непосредственно включиться в процесс знакомства с будущим направлением подготовки и собственно образовательным учреждением.

    Добиться от учащихся нужного результата можно через определенные методы обучения. В образовании их существует всего три: пассивные, интерактивные и активные методы.

    Пассивный метод обучениявключает в себя взаимодействие педагога и учащихся, причем педагог выступает в роли действующего лица, который полностью управляет ходом урока, а учащийся в свою очередь пассивный слушатель.

    Интерактивный методподразумевает под собой взаимодействие учащегося и педагога в форме беседы. Этот метод отличается от других тем, что он охватывает более широкое взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом [34, с.105].

    Активный метод обучения это вид взаимодействия педагога с учащимися, при котором учащиеся являются активными участниками учебного занятия, в отличие от обычного занятия, при котором главным действующим лицом является педагог, а учащиеся лишь пассивные слушатели. Другими словами в активном методе педагог и учащиеся находятся на равных. В нем присутствует демократические стиль взаимодействия. Многие считают, что интерактивный метод и активный равны, но на самом деле это не так, потому что интерактивные методы рассматриваются как современная форма активных методов.

    В профориентационной деятельности могут использоваться активные методы обучения, которые по характеру деятельности учащихся в процессе решения поставленных задач делятся на:

    • Игровые методы. Данный вид методов использует наиболее важные элементы игровой деятельности: роли, игровые ситуации, реконструкции реальных событий, и направлен на приобретение учащимися нового опыта, доступного для получения только в игровой форме. Выделяют организационно-деятельностные, деловые, имитационные, ролевые игры;
    • Дискуссионные методы строятся на непосредственном общении учащихся при несколько отстраненной позиции ведущего, который организует взаимодействие между участниками, а также, при необходимости, помогает участникам в формировании группового решения. Выделяют направленные и свободные дискуссии, совещания специалистов.
    • Рейтинговые методы методы, которые позволяют активизировать учащихся посредством соревновательной деятельности. Выделяют рейтинги популярности и эффективности.
    • Тренинговые методы направлены на стимулирование и корректирование развития личности через влияние на поведение участников во время проведения тренинга. Выделяют личностно ориентированные и поведенческие тренинги [42, с.32].

    Одной из активных форм, которая может быть эффективно использована в профориентационной деятельности, является деловая игра.

    В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Несомненно, и в отечественной, и в мировой педагогической практике накоплен большой научный и практический опыт использования игровых технологий. Игровые технологии имеют огромный потенциал для формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра является важнейшим средством

    воспитания и на сегодняшний день переживает период своеобразного расцвета.

    Технологический подход к образовательному процессу предусматривает направленное, поэтапное, инструментальное управление этим процессом и гарантированное достижение поставленных целей. Педагогическая технология - система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве, и приводящая, с высокой долей вероятности, к намеченным результатам [4, с.16].

    Одной из разновидностей педагогических технологий являются игровые технологии.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, характеризующиеся воспитательной, учебно-познавательной направленностью [11, с.140].

    Игровые технологии, наряду с тренинговыми, диалоговыми, проектными, относятся также к группе активных (или интерактивных): ориентированы на взаимодействие (интеракцию), кооперацию, сотрудничество равноправных субъектов образовательного процесса (Т.Ю. Аветова, Б.Ц. Бадмаев, С.С. Кашлев, М.В. Кларин, Е.Л. Руднева и др.) [19, с.21].

    Для воспитательного процесса важно, что игра является пространством внутренней социализации ребенка, средством усвоения социальных установок.

    Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации [11, с.26].

    Игровые технологии имеют широкий спектр применения, как в обучении, так и в воспитательной деятельности. С успехом используются игровые

    технологии, направленные на активизацию профессионального самоопределения учащихся.

    В научной литературе используется понятие активизирующая методика.

    Часто это понятие отождествляется с игровыми технологиями в профориентации, однако это не совсем верно. Активизирующая методика во многом близка к игровой технологии, но это понятие более широкое и включает в себя игровые технологии.

    По мнению Н.С. Пряжникова все активизирующие методики профессионального самоопределения можно поделить на 8 групп [41, с.15].

    1 Профориентационные игры с классом. Подобные игры рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более скромный эффект, чем более длительные терапевтические группы и консультации.

    2. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой);

    3. Карточные профориентационные методики;

    4. Настольные карточные игры;

    5. Бланковые карточные методики;

    6. Активизирующие профориентационные опросники;

    7. Бланковые игры с классом;

    8. Ценностно-смысловые опросники - главный акцент в них делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения. Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать различные вопросы самоопределения [41, с. 17].

    Таким образом, игровые технологии широко используются в рамках активизирующих методик. Однако они могут применяться педагогами и психологами в профориентационной работе и самостоятельно.

    Игровые технологии профориентационной работы направлены на активизацию у обучающихся процессов профессионального самоопределения.

    Методика применения игровых технологий требует большой предварительной работы. Можно обозначить обобщенный алгоритм конструирования профориентационных игр:

    1) Определение цели (внешняя и внутренняя цель);

    2) Конструирование подготовительного (доигрового) этапа;

    3) Определение общей игровой ситуации;

    4) Определение игровых условий;

    5) Определение процедурных дополнений;

    6) Конструирование послеигрового этапа (обсуждение, рефлексия игры);

    7) Практическая проверка и постоянное совершенствование данной игры.

    На основании анализа специальной литературы можно выделить основные условия проведения профориентационных игр:

    Во-первых, игровые технологии в работе со старшеклассниками не должны занимать более 30% от общего времени, иначе деятельность будет восприниматься как развлечение [2, с. 10].

    Если занятия проводятся с младшими школьниками, то данный процент может быть выше.

    Во-вторых, должна соблюдаться высокая динамика проведения игр, что позволяет не только лучше осознавать обозначенную проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину.

    В-третьих, соблюдать принцип добровольности участия.

    В-четвертых, при планировании игрового занятия всегда продумывать «запасной» вариант игровых упражнений.

    Таким образом, активизирующие методики, в том числе и игровые технологии широко используются в профориентационной работе, оказывая существенное положительное влияние на процессы самоопределения личности.

    Разработка и применение игровых технологий требуют соблюдения определенных шагов и условий при организации занятий от специалиста.


    1. Принципы использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками

    Игра как значимый метод обучения рассматривалась еще в древности. У Платона можно найти: «человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения». [39, с.356]. Существуют особенные игры, которые имитируют заданную ситуацию, в которой необходимо принять решение в «искусственно» созданной конфликтной ситуации. К ним относится деловая игра.

    Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде представлен в определении Ежовой Л.В. Автор указывает, что «деловая игра это формавоссозданияпредметногоисоциальногосодержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерныхдляданного вида практики [13, с.24].

    К этомуопределениюнеобходимо добавить что, являясьсредством моделированияразнообразныхусловий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности исоциального взаимодействия, деловаяигра выступает и«методом поиска новыхспособов ее выполнения», и«методом эффективного обучения, посколькуснимаетпротиворечия междуабстрактнымхарактером учебного предмета иреальным характером профессиональной деятельности» [13,c.24].

    Впервые первая деловая игра была разработана и проведена в 1932 году, но вскоре были запрещены. Повторное их появление относится к 60-годам XX века.

    Я.С. Гинзбург вводит термин двуплановости учебной деловой игры, суть которого заключается в том, что здесь «серьезная» деятельность по развитию личности происходит в «несерьезных» игровых условиях [11, с.65].

    В деловойигре «обучениеучастников происходит впроцессе совместной деятельности. Приэтом каждый решает свою отдельную задачу всоответствии со своейролью ифункцией. Общениевделовой игре этоне просто общение впроцессе совместногоусвоения знаний, но первым деломобщение, имитирующее, воспроизводящее общение людейвпроцессе реальной изучаемой деятельности. Деловаяигра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям инавыкамсотрудничества» [13, с.17].

    В последнее время деловые игры получили широкое распространение в различных областях.

    Отличительным признаком деловой игры является наличиеимитационной модели. Задается жесткая система правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

    Для психологического исследования оказываетсякрайне важным тотфакт, чтовделовых играхвоспроизводится некая ситуация идеятельность человека в нейвее существенных компонентах. Игра (определенный классделовых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации, что позволяет исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным [12, с.47].

    Деловые игры задействуютличность участников. Наличиеличностной вовлеченности участников вразыгрываемыеситуации, выраженность иглубинапереживаний входе имитаций являются яркимэмпирическим фактом. Практическивкаждой работе, посвященнойметоду деловойили имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональнаянасыщенность, эмоциональная напряженность, указываетсяна повышение мотивацииобучения, возбуждение интереса кизучаемому предмету.

    Деловые игры представляют собойискусственные ситуации со специально разработанными правилами, вкоторыхиграющего постоянноставят внеожиданные положения, «загружают» решением конфликтов, проблемит.п. Следствия условности игровыхситуаций является ненаказуемость поведенияучастников со сторонысоциальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игры является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим поведением.

    Игровые ситуации воспринимаются участниками не какособые экспериментальные ситуации, акакпродолжениеих обычнойжизни, какреальные жизненные ситуации.

    Впоследние годыпоявилисьработы, посвященные деловым играм [11,12,13]. Деловые игры в них выступают, прежде всего, как метод исследования целостной деятельности. Предметом анализа является моделируемая сложно-организованная и многоуровневая деятельность человека.

    На сегодняшний день в литературе [12, с.88] существует большое разнообразие типологий иклассификацийделовыхигр. «В зависимостиот того, какойтип человеческой практики воссоздается в игре икаковы цели участников, различают деловыеигры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные» [12, с.89].

    Важно сказать, что данная типология «вписывает»деловую игру вширокийконтекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только какметода обучения, но и какметода оценки, изучения, управления.

    Помимоуказаннойтипологии, в основу которойположены критерии типа практики ицелей, исследователи выделяют итакиекритерии как: время проведения, результат, методология ит.п. Например, классификацияделовых игрЛ.В. Ежовой [13, с.77]:

    1) По времени проведения:

    - без ограничения времени;

    - с ограничением времени;

    - игры, проходящие в реальное время;

    - игры, где время сжато.

    2) По оценке деятельности:

    - балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

    - оценка того кто как работал, отсутствует.

    3) По конечному результату:

    - жесткие игры заранее известен ответ, существуют жесткие правила;

    - свободные, открытые игры заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

    4) Поконечной цели:

    - обучающие направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

    - констатирующие конкурсы профессионально мастерства;

    - поисковые направлены на выявление проблем и поиск путей их решения

    5) Пометодологиипроведения:

    - ролевые игры каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

    - групповые дискуссии связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Кораблекрушение»);

    - имитационные имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Межцеховое управление» для обучения специалистов ПДО, «Сбыт» для обучения менеджеров по продажам и т.д.);

    -организационно-деятельностные игры не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

    - инновационные игры формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации [12, с.26]

    Кроме того, игровая технологияобязательно должна подчиняться следующим принципам:

    - системность;

    - концептуальность(теоретическое представление о субъектах педагогического процесса);

    - научность;

    - интегрированность;

    - гарантированность результатов;

    - воспроизводимость;

    - эффективность;

    - новизна;

    - оптимальность;

    - ориентированность на личность педагога.

    Также выделяют условия проведения профориентационных игр:

    - высокая динамика;

    - акцент на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;

    -соблюдение принципа добровольности участия;

    - проведение игровых упражнений не более 3-5 раз, иначе игроки сами не заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;

    -стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам.

    Выделяют следующие группы профориентационных игр:
    - игровые профориентационные упражнения («Профессия на букву», «Самая-самая», «Человек-профессия», «Эпитафия»). Смысл этих упражнений сводится к расширению знаний о мире труда, лучшему осознанию особенностей профессий.
    - бланковые игры с классом («Бизнес-риск-мен», «Я-компаньон», «Купля- продажа»). В бланках, которые имеются у каждого участника, отражаются все ходы и результаты. В шутливой форме игра «Бизнес-риск-мен» позволяет смоделировать некоторые особенности деятельности российских предпринимателей.
    - карточные бланковые игры («Комплимент», «Болван», «Сударь-государь»). Смысл данных игр - познакомить игроков с самим процессом размышлений о тех или иных аспектах самоопределения.
    - карточные профконсультационные игры («Страшный суд», «Карьера», «Человек-судьба-черт»). Важнейшим активизирующим приемом данных игр является специально организованный игровой спор.
    Игровые методы не должны занимать в работе более 25-30% общего времени занятий. В этом случае они воспринимаются учащимися не как развлечение, а как естественная форма работы.
    Игровые технологии готовят школьников к выбору профиля дальнейшего обучения и помогают строить реалистичные профессиональные планы.

    Но, как и каждого метода, у деловой игры есть как достоинства, так и недостатки. К достоинствам можно отнести: значительно сокращается время рассмотрения проблемы; учащиеся могут самостоятельно анализировать и решать конкретные проблемы; это коллективный труд, который развивает толерантное отношение к окружающим; помогает ориентироваться в нестандартных ситуациях; устанавливать причинно-следственные связи. Из недостатков следует отметить: относительная сложность подготовки и отсутствие единого алгоритма проведения игры.

    Деловая игра становится все более популярным методом обучения. Она превосходно справляется с задачей имитации той или иной жизненной ситуации, в которой оказываются игроки. Участники игры получают возможность «проиграть» сложные ситуации, без страха что-то сделать не правильно. Деловая игра это всегда интересно, динамично, познавательно и непринужденно.













    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

    В первой главе мы рассмотрели, что под целостной системой профессиональной ориентации понимается многогранная совокупность комплекса взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимодополняющих друг друга компонентов, взаимодействие которых направлено на реализацию проблемы профессионального самоопределения личности.

    Это позволяет нам определить профессиональную ориентацию как непрерывно функционирующую систему взаимодействия личности и общества, которая направлена на удовлетворение не только потребности личности в профессиональном самоопределении, но и запросов общества в обеспечении социально-профессиональной инфраструктуры.

    Мы выявили, что профессиональная ориентация предполагает:

    1.Профессиональное просвещение;

    2.Профессиональное воспитание, выработка профессионально важных личностных качеств;

    3.Профессиональное консультирование.

    Особую роль в формировании профессионального самоопределения личности в школе играют игровые технологии, а в частности - деловая игра. Её отличительным признаком является то, что она предполагает наличие имитационной модели. Это заключается в том, что задается жесткая система правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

    Деловые игры задействуютличность каждого участника, им свойственна эмоциональнаянасыщенность, эмоциональная напряженность, указываетсяна повышение мотивацииобучения, возбуждение интереса кизучаемому предмету.

    Деловые игры различают по времени проведения, по оценке деятельности, по конечному результату, поконечной цели и пометодологиипроведения.

    ГЛАВА 2. Практические аспекты использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками

    2.1. Условия использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками


    Исследование профессиональных предпочтений подростков проводилось на базе МОУ СОШ № 40 Дзержинского района г. Волгограда. Испытуемыми являлись учащиеся девятых классов в количестве 133 человек, из них 50 школьников мужского пола, 83 женского пола.

    Цель работы: определение профессиональных предпочтений, соответствующих индивидуальным особенностям, интересам и склонностям у учащихся девятых классов.

    В качестве диагностического инструментария для исследования использовались методики: «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда (Приложение 1), который позволяет оценивать совместимость личности с определенной профессиональной средой; «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова (Приложение 2) [22, с.83]. Данная методика, согласно утверждению автора, позволяет человеку сориентироваться в 5 профессиональных сферах деятельности в силу преобладания собственных интересов и личностных особенностей. Опросник «Тип мышления» Дж. Брунера в модификации Г. В. Резапкиной (Приложение 3). Методика позволяет определить преобладающие типы мышления, влияющие на успешность в определенных видах профессиональной деятельности [18, с.65].

    В опроснике профессиональных предпочтений Дж. Голланда выделено 6 основных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный.

    В результате исследования профессиональных типов личности у учащихся девятых были получены следующие данные (рис. 2.1):

    1. Исследовательский тип личности 12% учащихся. Предпочитаемые виды деятельности учащихся: сбор информации ее систематизация и анализ, выполнение сложных и абстрактных заданий.

    2. Реалистический тип личности 8%. Предпочитаемые виды деятельности: механическая работа, управление оборудованием, машинами, использование инструментов требующих точности, высокой координации действий.

    3. Артистический тип личности 25%. Предпочитаемые виды деятельности художественное творчество, что предполагает развитие следующих качеств: воображение, артистические и вербально-лингвистические способности.

    4. Предпринимательский тип личности 29%. Предпочитаемые виды деятельности: участие в соревновательной деятельности, управление людьми, работа в коллективе для достижения организационных целей и экономического успеха.

    5. Социальный тип 15%. Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу с людьми.

    6. Конвенциональный тип 11%. Предпочитаемые виды деятельности: работа, которая требует внимания к деталям, аккуратности и личной организованности.

    Проблематика явления «педагогическая запущенность» постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране и уровнем развития общества.




    Рис. 2.1. Исследование профессиональных типов личности у учащихся девятых классов МОУ СОШ № 40.


    Согласно утверждению Е. А. Климова, все профессии классифицируются на 5 сфер: человек-природа, человек-техника, человек-люди, человек-знаковая система, человек-художественный образ:

    В результате исследования преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов были получены следующие результаты (рис. 2.2):

    1. «Человек-природа» выявлено у 15% учащихся. Предметом труда этой группы являются живая и неживая природа.

    2. «Человек-художественный образ» выявлено у 23% учащихся. Предметом труда этой группы являются художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

    3. «Человек-человек» выявлено у 30% учащихся. Предметом труда этой группы являются люди. Это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, руководством и контролем за деятельностью людей.

    4. «Человек-техника» выявлено у 17% учащихся. Предметом труда этой группы являются машины, механизмы, технические системы.

    5. «Человек знак» выявлено у 15% учащихся. Предметом труда этой группы является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей.

    Преобладающий тип мышления является важной личностной характеристикой и определяет его склонности и профессиональные направленности.

    В результате исследования преобладающего типов мышления у учащихся девятых классов были получены следующие данные (рис. 2.3):

    1. Наглядно-образное мышление (28%) связано с представлением ситуаций и изменений в них, предполагает наличие творческого потенциала.

    2. Предметно-действенное мышление (28%) люди, которые хорошо усваивают информацию через движение, обладающие хорошей координацией.

    3. Словесно-логическое мышление (20%) люди с выраженным вербальным интеллектом умение грамотно формулировать мысли и доносить их до собеседника.


    Рис. 2.2. Исследование преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов МОУ СОШ №40.






    Рис. 2.3. Исследование преобладающих типов мышления у учащихся девятых классов МОУ СОШ №40.

    4. Абстрактно-символическое мышление (4%) такие люди хорошо усваивают информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить).

    5. Креативность (20%) способность находить нестандартные решения.

    Таким образом, у учащихся девятых классов доминируют социальная (30%) и художественная (23%) сферы профессиональной деятельности. Данная тенденция позволяет сделать вывод о высоком творческом потенциале большинства учащихся и их склонности к гуманитарным наукам.

    Полученные результаты следующей методики подтверждают выводы, что учащиеся ориентированы на работу с людьми: предпринимательский (29%), артистический (25%) и социальный (15%) типы.

    Важной личностной характеристикой является уровень развития преобладающих типов мышления. Наиболее развитыми типами мышления у учащихся являются наглядно-образное (28%) и предметно-действенное (28%). У большинства учащихся со склонностью к гуманитарный наукам выявлена низкая сформированность словесно-логического типа мышления (20%), что говорит о необходимости развития когнитивных процессов и расширение кругозора для успешного межличностного взаимодействия и грамотного управления людьми в профессиональной сфере.

    Проведенная работа была направлена на исследование доминирующих профессиональных направленностей и предпочтений. Данные исследования необходимы в средних учебных заведениях для общего представления учащихся о своем профессиональном потенциале, соотношении своих профессиональных предпочтений и запросов с имеющимися личностными возможностями и требованиями, предъявляемыми к человеку различными профессиями.


    2.2. Особенности использования игровых технологий в профориентационной работе со школьниками


    Как нами было рассмотрено в первой главе, одним из активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения и одним видом из игровых технологий является деловая игра.

    Деловые игры, отчасти нацелены на формирование умения общения в деловой обстановке. В то же время данный вид игр нацелен на обучение, прежде всего, диалогической речи в рамках повседневного общения [12, с. 88].

    Большое значение в процессе организации деловой игры имеет ее условность: ее участники полностью должны осознавать, что они действуют в рамках условий реальности. Условность игры порождает двуплановость, возникающих в ходе игры взаимоотношений: с одной стороны, отношений в рамках игровых ролей, а с другой отношений, сложившихся вне игры, в повседневной жизни, что является своего рода моделью взаимоотношений в рабочем коллективе [12, с.95].

    Психологический эффект, возникающий в процессе проведения деловой игры благодаря групповому, деятельностному характеру, можно определить как личностную вовлеченность игры в процесс обучения, которая является необходимым условием его эффективности. Деловая игра в отличие от традиционных методов обучения в своей конструкции содержит средства личностного вовлечения ее участников в учебный процесс, воздействия на их мотивационную сферу. Деловая игра позволяет вовлечь в учебный процесс мотивы накопления профориентационых знаний и моделей поведения школьников, которые обычно остаются нейтральными в процессе традиционного обучения. Это оказывается возможным благодаря такой существенной характеристике игры, как неопределенность, которая выражается в том, что игра не имеет однозначно предсказуемого развития или результата. Тем самым участники игры почти лишены возможности использовать при принятии решений готовые алгоритмы, и вынуждены проявлять находчивость и инициативу, которые высоко ценятся в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность учащихся, выявляются их способности и склонности (на основе интереса к тому или иному аспекту обсуждаемой в ходе игры проблемы) [12., с.101].

    Выявление победителей должно проходить без упреков и осуждений других команд, и может иметь шутливый оттенок, причем обязательно следует мотивировать, почему учитель считает команду или нескольких учащихся победителями. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начинать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам.

    В подведении итогов принимает участие весь класс (группа) вместе с учителем. Дети обсуждают результат игры. В некоторых случаях результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ведущими. Это необходимо для выработки навыков и самооценки, что особенно важно для объективной оценки учащимися своих способностей, что может играть важную роль при выборе профессии.

    При проведении игры учитель выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Его задача организовать деловую игру согласно определенному сценарию. Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости [2, c 28], совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.

    Нами было проведено в 9х классах профориентационное упражнение «Угадай профессию».

    Цель данного упражнения познакомить участников со схемой анализа профессий (В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная «формула профессий», разработанная Е.А. Климовым [21, с.44].

    Упражнение проводилось с классом, но может быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 3040 минут, а на саму игру 1015 минут.

    Процедура включала следующие основные этапы:

    1. Ведущий просил назвать учащихся в классе (группе) профессию, которую все хорошо знают. К примеру, профессия таксист.

    2. Далее ведущий обращается к классу со следующим заданием: «Представьте, что я «свалился с луны» и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю.., попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например, таксист, т.е. то, что ранее назвали учащиеся)».

    Обычно участники игры называют 812 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими и сами признаются, что вроде бы и знают, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся просят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного этапа сформировать желание у учащихся познакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии.

    3. Ведущий предлагал учащимся запасать в свои тетради схему анализа профессии (см. таблицу 2.1. Приложение 4). Сразу же, по ходу записи таблицы ведущий показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшийся профессию, которая вызвала определенные затруднения у участников игры. Задача данного этапа не столько проанализировать профессию (таксист, например), сколько показать учащимся; что схема на самом деле несложная и с ее помощью можно анализировать различные виды трудовой деятельности.

    4. После первого знакомства со схемой анализа профессий все участники разбивались на пары и игрокам предлагается следующее: 1 сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает ее где-нибудь; 2 каждый игрок «кодирует» загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; 3 игроки обмениваются тетрадями с закодированными профессиями; 4 каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию примерно в течение 510 минут и предлагает 3 варианта отгадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана).

    Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в паре выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно, то виноватым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.

    Данное упражнение можно использовать в работе с микро группой (35 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадываются всеми участниками. К примеру, игрок, загадавший профессию сам зачитывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. Работа с микрогруппой позволяет более предметно и спокойно организовывать обсуждение загаданных профессий.

    Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Важным в такой работе может оказаться обсуждение профессий, соответствующим характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего и привлекают его больше всего в будущей работе. Такое обсуждение можно использовать для коррекции представлений учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.

    Также можно использовать следующие мероприятия по профессиональной ориентации старшеклассников:

    - Игра «Собеседование при приеме на работу»». Текст и описание игры представлены в Приложении 5. В ходе игры учащиеся попробовали себя в роли соискателя и работодателя, попытались ответить на типичные вопросы работодателей.

    Проведена деловая игра по профориентации по теме «Прибыль предпринимателя». Текст и описание игры представлены в Приложении 6.

    Таким образом, совместная и целенаправленная работа классного руководителя, психолога, социального педагога, родителей и детей на общую цель, ответственность за результаты своей работы, поиск путей к эффективности воспитания и обучения привели к достаточно результативным показателям:

    Выбор профиля обучения девятиклассников согласно интересам и склонностям (82%).

    Дезадаптация девятиклассников в новом коллективе снизилась на 30%.

    Среди 9 классов, считают, что их успешности мешает недостаточное приложение собственных усилий (64%).

    Качественная успеваемость класса за последние 2 месяца после проведения мероприятий по профориентации возросла от 58% до 82%.

    Рост интереса к интенсивной умственной деятельности.

    Рост жизнеутверждающих тенденций учащихся (до 85%).

    Выбор ВУЗа, согласно выбранной профессии (86%).

    Учащиеся, испытав себя в роли соискателя и работодателя, сформулировали представление, какие качества более всего интересуют работодателя в работнике в той или иной сфере деятельности; игра позволила создать представление о том, как проходит собеседование при приеме на работу, попытались «правильно» ответить на возможные вопросы будущих работодателей.

    На основании данных мониторинга эффективности профориентационной работы можно сделать выводы о результативности наших мероприятий по профессиональной ориентации старшеклассников.


























    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ


    Во второй главе нами было проведено исследование по изучению профессиональных намерений выпускников общеобразовательных учреждений.

    Объектом исследования стали учащиеся 9 классов общеобразовательной школы № 40 Дзержинского района г.Волгограда.

    В своем исследовании мы использовали следующие методики:

    1)Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда;

    2) «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова;

    3)Опросник «Тип мышления» Дж. Брунера в модификации Г. В. Резапкиной.

    Затем в своей работе мы использовали деловую игру. Она является одним из активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения. В 9х классах нами были проведены игры и профориентационное упражнение «Угадай профессию», целью которого было познакомить участников со схемой анализа профессий.

    Затем мы использовали такую игру как «Собеседование при приеме на работу»», где учащиеся попробовали принять на себя роль соискателя и работодателя. Также нами была проведена деловая игра по профориентации по теме «Прибыль предпринимателя». После данных мониторинга мы убедились, что все использованные нами деловые игры оказались результативными.










    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься.

    Затем в нашем исследовании были рассмотрены основные подходы к формированию профессионального самоопределения личности в школе.

    Во второй главе нашего исследования по первой задаче мы выявили профессиональную направленность старшеклассников.

    Наше исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 40 Дзержинского района г. Волгограда. Целью исследования стало изучение профессиональных намерений выпускников общеобразовательных учреждений и анализ предпочтений молодежи на рынке труда.

    В исследовании приняли участие 133 школьника (учащиеся 9 классов) общеобразовательного заведения. Анализируя результаты мы выявили, что преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов были:

    1. «Человек-природа» выявлено у 15% учащихся. Предметом труда этой группы являются живая и неживая природа.

    2. «Человек-художественный образ» выявлено у 23% учащихся.

    3. «Человек-человек» выявлено у 30% учащихся.

    4. «Человек-техника» выявлено у 17% учащихся. Предметом труда этой группы являются машины, механизмы, технические системы.

    5. «Человек знак» выявлено у 15% учащихся.

    Также данные свидетельствует об устойчивом интересе молодежи к управленческому блоку специальностей, сфере информационных технологий и коммуникаций. При этом следует отметить активизацию интереса выпускников школ к профессиям и специальностям производственной сферы.

    С подростками мы провели деловую игру по теме «Прибыль предпринимателя», и игру «Профориентация».

    Данные занятия, игры и упражнения способствовали преодолению имеющихся у выпускников школ субъективных преград на пути к успеху и помогли отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспособности на рынке труда.


























    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


    1. Аверкин В.Н. Путевка в жизнь: Образование, профессия, карьера: Учеб. - справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобразоват. учреждений/ В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. - М.: Просвещение, 2012.-112с.
    2. Артюхова И. Сценарий родительского собрания «Перспективные профессии и ориентация учащихся» // Школьный психолог: Прил. к газ. «ПС». 2013. - №20. - С.27-29.
    3. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. СПб.: Речь, 2013. 366с.
    4. Афанасьева, Н.В. Малухина, Н.В., Пашнина, М.Г.,Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». СПб.: Речь, 2014. 366с.
    5. Бендюков М. Соломин, И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда?, Санкт-Петербург, «Литера плюс», 2010. 334 с.
    6. Борисова Е.М. Логинова, Г.П. Индивидуальность и профессия. Москва: Знание, 2011. 80 с.
    7. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 2014.
    8. Булынин А.М. Изучение личности школьника в целях профориентации: Метод. рекомендации/ А.М. Булынин, Т.П. Булынина. - Комсомольск-на-Амуре, 2014.
    9. Власова О.И. Профильная ориентация и предпрофильная подготовка школьников// Интерактивное образование № 6-7 2013.
    10. Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. Балашов: Изд-во Николаев, 2012. 68 с.
    11. Гинзбург Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр / Я.С.Гинзбург, Н.М. Коряк Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 2010. С. 61-105.
    12. Гришенкова Г.А. Методика использования деловой игры при обучении менеджеров иностранному языку (немецкому): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2014. - 17 с.
    13. Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр. М., 2012. С. 133.
    14. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов / Н.Н. Захаров. М. Просвещение. 2010. - 272 с.
    15. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика.// Учебное пособие для высшей школы./ Э.Ф. Зеер и др. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2012. 192с.
    16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 2010. 244 с.
    17. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 2011. 208 с.
    18. Иванова Е.М. Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: МГУ, 2012. 82 с.
    19. Кабина И. Я в мире профессий: тренинг для подростков // Школьный психолог: Прил. к газ. «ПС». - 2013. - №48. - С. 8-9
    20. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Aкадемия, 2012. 302с.
    21. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. 400 с.
    22. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2010. - 159 с.
    23. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский. Мн.: ООО ФУАинформ, 2013. -312с.
    24. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Метод. пособие / [Авт.-сост. С.Н.Чистякова, А.Я.Журкина, Е.Н.Землянская и др.]. - М.: Ин-т общ. сред. образования РАО, 2009. - 79с. - (Филология).
    25. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя: - М.: «Просвещение», 2010. 255 с.
    26. Кондаков И.Н., Диагностика профессиональных установок подростков. Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 122-130.
    27. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. - М.: Просвещение, 2011. - 303 с.
    28. Кудрявцева Л. Методика профессиональной ориентации для старшеклассников - PROF // Педдиагностика. - 2012. - №3. - С.86-92.
    29. Лернер П.С. Профессиональная проба, или Выбор профиля образования // Одаренный ребенок. - 2014. - №1. - С.98-108.
    30. Леонтьев Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. - Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 57-66.
    31. Малиновская Н. Развитие мотивации к профильному обучению с использованием элементов профессиональной ориентации // Учитель. - 2013. - №2. - С.13-17.
    32. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 2012. 308 с.
    33. Махаева О. Я выбираю профессию: Комплекс. программа актив. проф. самоопределения школьников/ О.А.Махаева, Е.Е.Григорьева. - М.: Перспектива, 2012. - 52с.
    34. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140-146.
    35. Москвин В.Г. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения учащихся в ходе предпрофильной подготовки: проблемы и возможные пути решения // Психолого-педагогический журнал. - 2013. - №4. - С. 13-18.
    36. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений: Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2013.- 688с.
    37. Орлов В. Шаги к профессии: Программа для уч-ся 9 кл. // Школьный психолог: Прил. к газ. «ПС». - 2012. - №13. - С.6-11.
    38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений - 2-е изд., стереотип. - М.: издат. центр Академия; Высшая школа, 2011. - 321с.
    39. Платон. Собр. соч. в 4-х тт. М.: Наука, 1978.- Т.2 - 356 с.
    40. Прохорова М.П., Шкунова А.А.Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования//Международный журнал экспериментального образования. 2016.№1-0. С. 106-109.
    41. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 496 с.
    42. Резапкина Г.В. Методика «Скорая помощь в выборе профессии» // Практика административной работы в школе. 2010. - №1. - С.39.
    43. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
    44. Халина Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры «Дорога знаний» // Образование. Карьера. Общество. 2014. Выпуск № 2.
    45. Югфельд Ирина Александровна. Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психолого- педагогических дисциплин: диссертация кандидата педагогических наук / Югфельд И. А. - Тула, 2017. - 182 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Игровые технологии в профориентационной работе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.