Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Когнитивная сфера

  • Вид работы:
    Другое по теме: Когнитивная сфера
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    27.01.2018 11:24:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ6

    1.1.Когнитивная сфера личности6

    1.1.1.Общая характеристика когнитивных процессов10

    1.4.Представление о насилии: понятие, виды, причины насилия в семье12

    1.4.1.Ребенок как объект насилия в семье20

    1.4.2. Психологические последствия насилия у детей разных возрастов24

    1.5.Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье28

    При всех выявленных видах насилия использовались следующие технологии:28

    Заключение31

    Список использованной литературы32






















    Введение


    Дети - самая незащищенная, слабая и уязвимая социальная группа. По данным исследований ООН ежегодно от произвола родителей страдают более двух млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из этих детей умирает, более двух тысяч. кончают жизнь самоубийством.

    В каждой четвертой российской семье имеются факты насилия.

    У подростков начинают формироваться первые элементы теоретического мышления. Специфическое качество мышления это способность рассуждать от общего к частному только на основе ошибок и путем построения гипотез, их проверки.

    Умение использовать гипотезы в решении интеллектуальных задач это самое важное приобретение подростка в анализе своей действительности.

    Актуальность исследования определена тем, что насилие и жестокое обращение с детьми в обществе и в семье одна из острых проблем в современной психологии. Последствия насилия вызывают тяжелые психологические травмы и оказывают негативное влияние на личность ребенка. Рост числа детей, подвергшихся насилию, трудности выявления его причин и признаков, а также влияния последствий насилия на развитие личности ребенка постоянно требуют внимания исследователей. Изучение психологических особенностей детей, переживших насилие, разработка методов диагностики последствий травматических переживаний и психокоррекционных программ реабилитации этих детей являются востребованными в практике в настоящее время.

    Анализ современных зарубежных и отечественных работ, посвященных проблемам насилия над детьми, показывает необходимость глубокого и систематического изучения этого феномена. В ряде исследований насилие над детьми в семье рассматривается как влияние комплекса факторов, действующих на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях (Т.Я. Сафонова, 2011; E.H. Волкова, 2008; Н.О. Зиновьева, 2013; C.B. Ардашева, 2013).

    Проблема влияния насилия и жестокого обращения на психику и личность детей доказана многими исследованиями, но недостаточно исследований, предполагающих её решение и оказание помощи детям и подросткам.

    Нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают все уровни развития личности ребёнка, его эмоциональную и когнитивную сферы, а также поведение. У детей, перенесших насилие, проявляется множество соматических жалоб, наблюдаются стойкие изменения личности (E.H. Волкова, 2008; Н.О. Зиновьева, 2013; Н.В. Тарабрина, 2007).

    Пережитое в детстве насилие приводит к отдалённым последствиям и может становиться одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе (Т.Я. Сафонова, 2011; Т.М. Журавлева, 2016).

    В отечественной психологии исследований, посвященных психологическим последствиям различных видов насилия над детьми в семье, методам оказания психологической помощи и разработке психокоррекционных программ недостаточно. Вместе с тем, оказание психологической помощи детям, пережившим различные виды насилия, требует учета особенностей детей разного возраста и подготовки квалифицированных кадров для работы с ними.

    Проблема исследования последствий различных видов насилия над детьми в семье требует специального её рассмотрения в психологической науке и связана с разработкой новых психолого-педагогических технологий оказания психологической помощи детям разных возрастов с учетом особенностей последствий, перенесенных видов насилия.

    Цель исследования: выявить специфику когнитивной сферы у детей младшего школьного возраста, переживших насилие в семье.

    Объект исследования: помощь дети младшего школьного возраста, пережившие различные виды насилия в семье.

    Предмет исследования: особенности оказания помощи детям младшего школьного возраста, перенесшим различные виды насилия в семье.

    Задачи исследования:

    1)Дать характеристику когнитивных процессов.

    2)Рассмотреть понятие насилие и его причины

    3) Провести анализ состояния проблемы исследования насилия над детьми младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии и специфики оказания им психологической помощи для определения цели, задач, методов исследования, постановки проблемы и выбора адекватных диагностических методик.

    4) Выявить особенности когнитивной сферы у детей младшего школьного возраста, переживших насилие в семье.





































    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ


    1. Когнитивная сфера личности

    Одним из важнейших компонентов сознания человека являются познавательные или когнитивные процессы. Именно эти процессы позволяют человеку получать знания об окружающем мире и в конечном итоге успешно ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке.

    Память. Для того, чтобы успешно ориентироваться в окружающем мире, человеку недостаточно получать с помощью органов чувств информацию о его состоянии. Чтобы окружающий, быстро изменяющийся мир не воспринимался человеком каждый раз как что новое и незнакомое, он (человек) должен обладать способностью сохранять и накапливать информацию. Такую способность человеку обеспечивает его память. Память это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его индивидуального опыта. Она включает в себя следующие процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

    Двигательная память это память на движения. Люди, обладающие хорошей двигательной памятью, характеризуются физической ловкостью, сноровкой в труде, они легко и быстро усваивают новые виды деятельности, требующие хорошей координации движений. В том, что мы умеем ходить, писать, управлять автомобилями, играть на гитаре, и т.д. и т.п., основную роль играет двигательная память.

    Эмоциональная память это память на эмоциональные состояния, возникающие в тех или иных ситуациях. Это очень важный вид памяти, так как он дополняет другие виды памяти. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Пережитые и сохранённые в памяти эмоции выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо как удерживающие от нее.

    Образная память это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и другие образы. Это профессиональный вид памяти, его развитие определяется условиями деятельности. Он хорошо развит у людей художественных профессий.

    Словесно-логическая память это память на мысли, которые у человека оформлены средствами языка словами.

    Непроизвольной памятью называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения, в котором отсутствует сознательная цель что-либо запомнить или вспомнить. Соответственно произвольная память это процесс целенаправленного запоминания или припоминания информации.

    В кратковременной памяти в течение долей секунд сохраняется вся поступившая информация. Оперативная память обеспечивает хранение промежуточных результатов, необходимых до конца решения текущей задачи, в долговременной памяти информация накапливается как бы впрок и сохраняется длительное время.

    Все виды памяти тесно взаимосвязаны.

    Воображение. Коренным отличием деятельности человека от инстинктивного поведения животных является то, что прежде чем начинать действовать человек представляет ожидаемый результат, то есть строит в своем воображении образ продукта труда. Это оказывается возможным благодаря особому познавательному процессу воображению. Воображение это способность создавать образ реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и манипулировать им [13, с. 66].

    Любой трудовой процесс обязательно включает в себя воображение, первое и важнейшее назначение которого заключается в том, что оно позволяет представлять результат еще до начала процесса труда, причём представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты. Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности тем, что создаёт психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

    Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Оно позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат.

    Виды воображения. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Обычно оно является элементом творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего. Такая форма воображения называется активным воображением. Но бывает и пассивное воображение, когда человек уходит в область фантастических, далёких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач.

    Пассивное воображение создаёт образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются, а зачастую не могут осуществиться.

    Непреднамеренное воображение возникает главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

    Человек может вызывать пассивное воображение и преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на их воплощение в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, который свидетельствует о ее пассивности.

    Основными функциями воображения являются:

    - активизация наглядно-образного мышления,

    - управление эмоционально-потребностными состояниями,

    - произвольная регуляция познавательных процессов,

    - создание и реализация внутреннего плана действий,

    - управление физиологическими состояниями.

    Внимание. Без внимания невозможна любая деятельность; чѐткость и эффективность восприятия, памяти или мышления возможны только при наличии должной направленности, то есть внимания.

    Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

    Общая функция внимания состоит в отборе и ограничении действующих раздражителей. Другой характерной особенностью внимания является сосредоточение или концентрация психической деятельности, то есть сосредоточение субъекта на объекте.

    Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и после произвольное.

    Наиболее простым видом внимания является непроизвольное, которое возникает без сознательно поставленной цели и волевого усилия. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается как объективными, так и субъективными факторами.

    Произвольное внимание имеет иные характерные черты. Все мы знаем, что человек может заставить себя быть внимательным к чему-либо. Для этого он сознательно ставит перед собой цель и усилием воли вытесняет из сознания все те мысли и побуждения, которые мешают ему сосредоточиться на объекте внимания. Произвольным вниманием называется такое, которое возникает под влиянием сознательно поставленной цели и волевого усилия. Произвольное внимание к чему-либо устанавливается в результате осознания необходимости быть внимательным именно к этому объекту или действию.

    Послепроизвольное внимание это такое внимание, которое возникает на основе произвольного, направляется сознательно поставленной целью и поддержание которого не требует волевого усилия. Своеобразие его заключается в том, что оно всегда возникает на основе произвольного и что главной его побудительной силой является глубокий и устойчивый интерес не только к результату, но и к процессу деятельности.

    Все три вида внимания тесно связаны между собой и переходят друг в друга.

    Основными свойствами внимания являются:

    1. Устойчивость это его способность длительно сосредотачиваться на определенных объектах. В процессе деятельности имеют место колебания внимания, т.е. периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему. Периодичность колебания приблизительно 5 секунд.

    2. Сосредоточенность это степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других (иногда это свойство называют концентрацией внимания).

    3. Объем количество объектов, которые одновременно охватываются вниманием с одинаковой степенью ясности и отчетливости. Средний объем внимания 5-7 единиц информации [13, с. 17].

    4. Распределение это способность иметь в сознании несколько разнородных объектов, параллельно выполнять несколько разных видов деятельности.

    5. Переключаемость это скорость перевода внимания с одного объекта на другой. Она зависит прежде всего от значимости того объекта или вида деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания.


    1.1.1.Общая характеристика когнитивных процессов


    И.С.Бериташвили называл их психонервными образами, или психонервными представлениями, Е.Н.Соколов - нервной моделью стимула, Л.А.Фирсов (1972, 1993) и Т.А.Натишвили (1987) образной памятью. Д. Мак-Фарленд (1988) подчеркивает, что когнитивная деятельность животных относится к мыслительным процессам, которые зачастую недоступны прямому наблюдению, однако их существование возможно выявить в эксперименте.

    Наличие представлений обнаруживается в тех случаях, когда субъект (человек или животное) совершает действие без влияния какого бы то ни было физически реального стимула. Такое возможно, например, когда он извлекает информацию из памяти или мысленно восполняет отсутствующие элементы действующего стимула. В то же время формирование мысленных представлений может никак не проявляться в исполнительной деятельности организма и обнаружиться лишь позднее, в какой-то определенный момент.

    Внутренние представления могут отражать самые разные типы сенсорной информации, не только абсолютные, но и относительные признаки стимулов, а также соотношения между разными стимулами и между событиями прошлого опыта. По образному выражению животное создает некую внутреннюю картину мира, включающую комплекс представлений «что», «где», «когда». Они лежат в основе обработки информации о временных, числовых и пространственных характеристиках среды и тесно связаны с процессами памяти. Различают также образные и абстрактные (отвлеченные) представления. Последние рассматривают как основу формирования довербальных понятий.

    Когнитивные психические процессы непосредственно даны человеку в его самонаблюдении, их роль в обеспечении любой деятельности самоочевидна. Для целостной организации деятельности недостаточно одних когнитивных процессов, так как любой такой процесс это определенная абстракция, а в такой сложной деятельности, как управленческая, они осуществляются комплексно. Поэтому должны быть специальные процессы, регулирующие работу когнитивной системы.

    Все когнитивные процессы связаны друг с другом, но они взаимодействуют и с другими психическими процессами: эмоциональными, мотивационными, волевыми. По своей исходной ориентации они направлены на познание, ориентировку в среде, переработку информации [14, с. 84].

    Однако эти процессы являются лишь одним из классов процессов, обеспечивающих управленческую деятельность. Другой класс это совокупность психических процессов, обозначенная понятием «регулятивные процессы деятельности». В психологии в связи с этим сложились представления о еще одной подсистеме психических процессов регулятивной. Регулятивные процессы направлены непосредственно на построение и регуляцию деятельности. Любая деятельность невозможна без процессов целеобразования, планирования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля, коррекции. Они все являются комплексными и синтетическими по своему строению, включая в свой состав основные когнитивные процессы, эмоциональные, волевые, мотивационные. Регулятивные процессы это те синтетические образования, в которых достигается целостность работы основных психических процессов, поэтому их обозначают понятием «интегральные процессы» психической регуляции деятельности. Наряду с когнитивными процессами они образуют второй основной класс психических процессов регулятивных, или интегральных.


    1. Специфика когнитивной сферы детей младшего школьного возраста

    Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, однако их развитие продолжается и в школьном возрасте. Следует отметить, что анализаторы развиваются неравномерно. В младшем школьном возрасте в несколько замедленном темпе увеличивается острота зрения. Вместе с тем у младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. В младшем школьном возрасте заметно совершенствуется и умение быстро перестраивать зрительный аппарат для рассматривания близких предметов (тетрадь, книга, раздаточный, наглядный материал) и более отдаленных предметов (классная доска, карта на стене, приборы на столе учителя).

    Дети приходят в школу со знанием основных цветов. За время пребывания в начальных классах они учатся не только различать оттенки цветовых тонов, но и называть их (например, светло-синий, темно-зеленый, бледно-розовый).

    У девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики.

    Что касается остроты слуха, то она у младших школьников несколько возрастает по сравнению с детьми дошкольного возраста. Речевой слух особенно развивается в первые годы обучения в школе, чему способствует обучение чтению и письму. В свою очередь, обучение происходит успешнее при достаточно развитом фонематическом слухе. Дети производят анализ слова на слоги, слоги расчленяют на звуки, затем обучаются обратному процессу - синтезу, объединению звуков в слоги, а из слогов составляют слова. Исследования Плагиной показали, что те учащиеся, которые мало упражнялись в этой аналитико-синтетической деятельности на словесном материале, медленнее обучаются чтению и больше допускают ошибок при письме. Для правильного письма большое значение имеет также проговаривание по слогам вслух или про себя тех слов, которые пишутся.

    Для детей младшего школьного возраста, очень многое в новинку, и потому интересно. Но, несмотря на то, что дети любят все рассматривать, трогать руками, охотно слушают объяснения старших, многого они не замечают в окружающих предметах и явлениях. Причина этого - в особенностях детского восприятия [11, с. 148].

    В младшем школьном возрасте наблюдения детей отличаются некоторой поверхностностью и недостатком целенаправленности. Учащимся I класса показали красочную картину с изображением белки. Затем предложили детям нарисовать белку по памяти. И тут начались вопросы: «А какой у белки хвост?», «Есть ли у нее усики?», «Какого цвета у нее шерсть?», «Какие глаза?» и т. п. Эти вопросы показали, что дети очень многого в белке не увидели, хотя знали, что им надо будет ее рисовать.

    Поверхностность восприятия приводит к тому, что младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывая, их друг с другом и не замечая наиболее существенных его качеств. Все яркое, большое, подвижное привлекает их внимание. Поэтому то, что отличается наглядностью, воспринимается детьми лучше, чем отвлеченный, абстрактный материал. Но с каждым годом восприятия у младших школьников становятся более зрелыми, полными, второстепенное в воспринимаемом предмете отступает на задний план, а выделяется существенное, главное. Иллюстрацией такого развития восприятий может служить выбор двумя братьями игрушки в магазине. Первокласснику понравился деревянный автомобиль, который был изготовлен примитивно, двигался плохо, но зато был большого размера, ярко окрашен и имел громкий гудок. Его брат, третьеклассник, предпочел иметь металлический автомобиль, вдвое меньший по объему, скромной серой окраски, но с пружинным механизмом для движения и большим сходством с настоящей машиной.

    Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Ребенок воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций. Этим объясняется, что ребенок иногда указывает в предметах на такие детали, которые взрослыми не замечаются, так как не имеют существенного значения.

    У школьников этого возраста восприятие часто бывает неточным, пишет Лурия. Сходные предметы они часто принимают за тождественные. Так, городские дети синицу могут принять за ворону. Неточность восприятия сказывается у учеников I класса при чтении, когда они вместо читаемого слова называют другое, сходное с ним.

    Недостаточно развито у младших школьников и восприятие пространства. Название основных мер длины они знают, но правильного конкретного представления расстояния, равного, например, километру, у них нет.

    Слабо развито у младших школьников и восприятие времени. Некоторые дети считают, что урок и час равны по времени.

    Слабые стороны восприятия детей объясняются отсутствием у них знаний и опыта, но по мере появления их ребенок начинает воспринимать мир все более точно и правильно. И в этом отношении большую роль играет обучение в школе.

    Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.

    Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса [13, с. 68].

    В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении).

    Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

    Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью - учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.

    Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

    Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. К 6-7 годам время возрастает до 1,5-3 часов. Также долго ребенок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к деятельности. Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к деятельности, которая ему не нравится.

    В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

    В младшем школьном возрасте начинает быстро развиваться произвольное и осмысленное запоминание. Задача обучения в школе сводится к умелому использованию обоих видов памяти.

    Ученики 7-8 лет (а иногда и старше) имеют склонность запоминать все дословно, буквально, даже то, что не требует такого усвоения, а может быть изложено своими словами. Это не означает, что ребенок не понимает того, что запомнил. Просто детям этого возраста легче запомнить текст без изменения и точно передать фразами учебника, чем свободно излагать материал, так как у них еще недостаточен запас слов и нет умения оперировать ими.

    Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся I-II и III-IV классов. Так, для детей 7 -8 лет характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал [9, с. 4].

    По мере усложнения учебных заданий просто запоминать становиться невозможным, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.

    Нередко этот способ запоминания остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

    В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память и менее - словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая память. Ребенок начинает некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения.

    Младший школьник начинает овладевать произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее, фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т. е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка.

    Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь. Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях [9, с. 3].

    При организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность.

    Речь детей, поступающих в школу, имеет не только некоторые недостатки, связанные с возрастными особенностями, но и отрицательные качества, заимствованные от окружающих людей, которые иногда по неграмотности, иногда умышленно коверкают слова, неправильно их произносят.

    Главной функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.

    Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переходном этапе развития. В этот период совершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

    Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. Дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия [7, с. 18].

    Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности.

    Мышление младших школьников неразрывно связано с восприятием.

    В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.




    1. Общая характеристика психологических особенностей детей младшего школьного возраста

    Как отмечает В. В. Давыдов, младший школьный возраст это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. [9, ]

    Что же происходит с ребенком, когда он приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Как отмечал Б. С. Волков границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 911 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. [5] Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании как в прежних формах отношений, так и в учебной деятельности. Изменяется статус ребенка как в обществе, так и в семье: он ученик, ответственный человек. Усваиваемые школьником эффективные средства общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. По определению Л.С. Выготского «Учебная деятельность это один из видов деятельности обучающихся,направленный на усвоение ими теоретических знаний, умений и навыков.»[6] 8 Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития младшего школьного возраста не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. Л.С. Выготский отмечал, что каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность.[6]


    1. Представление о насилии: понятие, виды, причины насилия в семье

    Насилие - это не только физические действия в отношении женщины или ребенка причиняющие боль и травмы, насилие может быть и социальным.

    Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д.

    Насилие в семье появилось не сегодня. И если мы обратимся к истории, то увидим, что совсем ещё недавно насилие в быту было фактически узаконено. Многие государства наделяли мужчину широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи. Так, например, в лондонской полиции в начале века считались с таким правилом: "Муж сварливой жены имеет право побить ее дома, при условии, что палка, которую он использует, не будет толще большого пальца его руки".

    В России долгое время мужа, - побившего жену, журили, убившего благоверную - порицали, а жену, убившую мужа - живьем закапывали в землю. Как правило, изучение этого феномена сводилось только к рассмотрению физического насилия в соответствии со статьями Уголовного кодекса. Во-первых, "выносить сор из избы" было не принято. Если тебя бьет муж - сама виновата. А если и не виновата - терпи, такова женская доля. Во-вторых, даже те женщины, которые все же решались подать заявление в милицию, возвращались домой ни с чем - заявление отказывались принимать.

    В современной России в последние годы обострились многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу, несомненно, можно отнести и проблему роста насилия в различных его формах, в том числе и насилие в семье. Этой проблемой не занимались. Лишь в 1993 году по инициативе женских общественных организаций в печати появились первые публикации, посвященные этой проблеме. Стали создаваться первые телефоны доверия, кризисные центры, убежища и приюты для пострадавших от домашнего насилия. После этих публикация общественность наконец-то узнала, что 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье.

    "Лица, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений и значительно опережают по количеству жертв от новых видов насильственных преступлений" - после подобных публикаций, митингов и требований в стране официально утвердили следующее - насилие в семье есть и это наказуемо.

    Но, к сожалению, все свелось только к физическому насилию. Ни о каком моральном, психологическом или экономическом терроре в семье не было сказано ни слова. Ситуация не изменилась и по сей день. Всем понятно, что проблема насилия в семье - национальная беда и трагедия. Но отсутствие четких определений и теоретической базы, исчерпывающей информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, а также отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия, сводят все на нет.

    Девочку воспитывают физически беззащитной. Ей с детства навязывается комплекс вины не только за свое "недостойное для девочек поведение", но и за криминальное поведение мальчиков. Если мальчик ведет себя плохо в твоем присутствии, значит, ты ему это позволяешь, отсюда и происходит уверенность, что женщина виновата в том, что ее изнасиловали, и именно поэтому она терпит насилие со стороны партнера годами.

    Причины проявления насилия многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

    Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью.

    Во-вторых, жестокое обращение может быть результатом личного жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным.

    Третья группа причин связана с "травмой детства", с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на близких свои детские комплексы.

    В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает ряд из них искать заместительной компенсации соей неудовлетворенности дома, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

    Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием.

    В настоящее время не существует единого мнения о первопричине домашнего насилия. Было предложено множество микро - и макротеорий - от наличия психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатология. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин.

    Насилие тесно связано с социальным стрессом в семье. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать такие как разногласия в воспитании детей, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.

    Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержки увеличивают риск насилия. Избиваемых женщин мужья часто изолируют от окружающих, контролируют все их контакты с семьей и друзьями, запрещают им проходить обучение или устраиваться на работу. Вмешиваясь в жизнь физически ослабленных пожилых людей, семьи изолируют их от друзей и окружающих.

    Супружеские побои часто связывают с алкоголем, причем одни исследователи считают, что он снимает контроль над инстинктами, другие - что он служит оправданием. Исследования показали, что алкоголь и наркотики действуют неодинаково. Было замечено, что маленькая доза алкоголя не влияет на агрессивность, увеличение же дозы может привести к агрессии. В случае принятия наркотика увеличение дозы не приводит к агрессии, а действует даже наоборот - размягчает и растормаживает. Люди применяют насилие не потому что они приняли наркотики, а потому что они не могут их принять. Поэтому некоторые случаи насилия вызваны попыткой родственников добыть деньги для покупки наркотиков и алкоголя.

    Предметом широких исследований были и психологические факторы. По данным исследователей, для мужей, истязающих своих жен, характерны депрессия, деспотичность, одержимость и патологическая ревность. Что касается избитых жен, то им присущи зависимость, низкая самооценка, традиционные установки по отношению к мужскому и женскому поведению.

    В случаях насилия над пожилыми людьми главным психологическим фактором является перемена ролей и зависимость родителей от взрослых детей. В тоже время определенные характерные черты жертвы, такие, как постоянные претензии и жалобы, также могут способствовать жестокости.

    Принимая во внимание сложность человеческой натуры, социальное взаимодействие и социальную структуру, некоторые исследователи предложили более перспективный подход. Они создали комплексную модель насилия в семье. Их модель учитывает разнообразие семей, индивидуальные характеристики и социальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие. Эта модель придает особое значение взаимному влиянию между людьми, их поступкам, предшествующим насилию и следующим за ним. исследователи выделяют виды и формы насилия.

    Таким образом, насилие - это не только физические действия в отношении женщины или ребенка причиняющие боль и травмы проблема насилия в семье, существует давно. Для мужей, истязающих своих жен, характерны депрессия, деспотичность, одержимость и патологическая ревность. Что касается избитых жен, то им присущи зависимость, низкая самооценка, традиционные установки по отношению к мужскому и женскому поведению.

    Исследователи выделяют виды и формы насилия.

    Виды домашнего насилия подразделяют на:

    - физическое - побои, другие формы причинения телесных повреждений;

    - психологическое - словесное оскорбление, угрозы, унижения и т.п.;

    - экономическое - запрещение поступить на работу или принуждение оставить работу, полный контроль над расходами женщины;

    Физическое насилие: толчки, хватания, бросание, плевки, нанесение ударов ладонью и /или кулаком и/ или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.\8\

    Это один из наиболее распространенных и опасных типов насильственных действий. Согласно данным проведенных исследований, от 30 до 40 процентов российских женщин подвергались физической агрессии со стороны близких им мужчин, - нынешнего или бывшего мужа, жениха или любовника.

    Сексуальное насилие: постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование; принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форм; принуждение к половым отношениям в присутствии других людей; принуждение к половым отношениям с детьми или третьими лицам; физическое принуждение к сексу или причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.).

    Несмотря на то, что сексуальное насилие очень часто присутствует в ситуации насилия в семье, изнасилование в браке все еще остается преступлением, которое многие просто не хотят замечать. В России, как и во многих других странах мира, брак зачастую расценивается как наделение мужчин безусловным правом на сексуальные отношения с супругой и применение силы в случае ее нежелания вступать в сексуальный контакт.

    Психологическое насилие: вербальные оскорбления; шантаж; акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

    Повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии, непреходящему чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, - например, к попыткам самоубийства.

    Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег; самостоятельное принятие большинства финансовых решений - это, например, может проявляться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п.

    По результатам проведенного И. Горшковой и И. Шурыгиной исследования «Насилие над женами в современных российских семьях», большинство российских женщин сталкиваются со следующими видами экономического насилия.

    Как правило, отношения, сопровождающиеся насилием, развиваются по сценарию порочного круга: после фазы "смягчения" наступает новый, еще более жестокий виток.

    Формы насилия в семье весьма разнообразными. Это могут быть:

    - изнасилование

    - убийство на сексуальной почве

    - нанесение телесных повреждений

    Вышеупомянутые формы насилия наносят ущерб здоровью женщин, ставших жертвами насилия.

    Помимо вышеперечисленных проблем, так же женщины испытывают и другие проблемы. Женщина, которая подверглась любой форме насилия, в большинстве случаев реагирует на ситуацию следующим образом:

    - женщина подавлена, она стыдится того, что с ней произошло.

    - женщина полностью берёт на себя вину за то, что с ней произошло, или считает, что не сумела или не знала, как остановить насилие.

    - женщина считает себя ответственной за поведение мужчины.

    Результатами насилия, как правило, является: стресс, самоизоляция от общества, суицидальные попытки, кроме того, появляются чувство унижения и оскорбления.





    1. Ребенок как объект насилия в семье


    Поведение взрослых, направленное на достижение власти и контроля, называется насилием над малышами в семье. Наиболее частыми жертвами агрессивных действий взрослых являются дети. Жестокость к ним нередко проявляется негативным отношением родителей и остальных членов семьи.

    К насильственным действиям относят избиение, запугивание, принуждение к сексуальным контактам, изоляцию от других людей. Насилие над малышами или детьми старшего возраста это правонарушение или преступление, которое совершает один или несколько членов семьи. Все виды насилия вредят психическому здоровью ребенка.

    По отношению к ребенку существует вид насилия, такой как пренебрежение, интересами и нуждами ребенка. Отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

    Разнообразные проявления жестокого обращения с детьми имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. Долгое время в нашем обществе старались обходить молчанием эту проблему, считая, что "дети являются привилегированным сословием". Следствием такого отношения явилось выявление и регистрация случаев жесткого обращения с детьми, отсутствие системы всесторонней помощи пострадавшим детям и их семьям.

    Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым.

    Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни. Пострадавшие от насилия дети отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами.

    Бесспорно, дети - сама незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Между тем, в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия.

    Результаты опроса, проведенного НИИ семьи по заказу Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, показали, что насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто. Отвечая на вопрос "За что бьют детей в знакомых вам семьях, респонденты назвали следующие причины: за провинности - 26%; срывая раздражение - 29%; когда в доме беда - 20%; когда не могут справиться с ними другим способом - 19%; потому что их не любят - 5%; это делают психически неуравновешенные - 14%; это делают пьяницы, алкоголики - 29%.

    Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушений, пинков, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и даже ножом. Каждый год, более 50 тыс. российских детей убегают из дома, спасаясь от побоев; по данным на 2002 г. в розыске находятся 25 тыс. несовершеннолетних. От общего количества убитых на почве семейно-бытовых отношений 38% составляют неспособные защититься дети, инвалиды, женщины.

    Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его, по крайней мере, на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется "вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Подобные действия могут сопровождаться физическим насилием, а могут осуществляться и без применения силы, с согласия ребенка. Поэтому термины "сексуальное злоупотребление" и "сексуальное насилие" должны использоваться в таких ситуациях как равнозначные. Преступлением является не только сам половой акт, но и демонстрация порнографических фильмов, половых органов и т.д.

    Сексуальные связи между близкими, кровными родственниками (инцест - кровосмешение и эбьюз - использование ребенка в качестве сексуального объекта отцом или матерью) квалифицируются как самые тяжелые формы сексуального насилия, являясь не только преступлениями, но и свидетельствами серьезных и необратимых нарушений в функционировании семьи. Тем не менее, проводившиеся за рубежом исследования дают чрезвычайно широкий разброс данных о распространении такой формы насилия. В Европе жертвами сексуальных посягательств со стороны ближайших родственников считают себя от 6 до 62% женщин и от 3 до 31% мужчин. Скрытое анкетирование студенток Гарвардского университета показало, что каждая четвертая из них в детстве подвергалась эбьюзу. В США ежегодно сообщается властям о 150-200 тыс. случаях сексуальных злоупотреблений в семье. При этом контактному насилию в возрасте до 14 лет подвергаются 20-30% девочек и 10% мальчиков. В 45% случаев насильником является родственник, в 30% - знакомый семьи. В 90% случаев агрессоры - мужчины. И это только те факты, о которых жертвы или их близкие решились рассказать, поэтому реальные цифры могут быть гораздо выше.

    В нашей стране ситуация еще запутаннее. По утверждению И.С. Кона, официально факты насилия зарегистрированы у 5-7% семей, но анонимные опросы выявляют более высокие показатели - 15-17%. По подсчетам благотворительного фонда "Защита детей от насилия", подобным посягательствам ежегодно подвергаются более 60 тыс. детей. Однако и в первом, и во втором случае учитываются все сексуальные злоупотребления, не только внутри семьи. По разным источникам, в 75-90% случаев насильники хорошо знакомы жертвам. В 35-45% насильником является близкий родственник, а в 30-45% - дальний. Чаще всего жертвами физического насилия со стороны родителей становятся дети именно от 12 до 17 лет. Ситуация ухудшается с возрастом детей, достигая пика для 15-17-летних (14,2 случая на 1000 исследуемых). Тот же показатель гораздо ниже для дошкольников (6,3 на 1000). В то же время, случаи плохого ухода и пренебрежения со стороны родителей, напротив, чаще фиксировались в младшей возрастной группе (23% случаев касались детей от рождения до двух лет). Интересен и примечателен тот факт, что хотя чаще дети виновными признают обоих родителей (94.2% всех случаев), в целом насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60.8%), а не мужчины (39,2%). Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми, родные отцы - в 45 и 41% соответственно. Семейное воспитание и уход за ребенком - в большей степени материнская, а не отцовская сфера.

    Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории. В основном, все они отражают профессиональные убеждения того или иного исследователя. Социологическая модель ссылается на влияние социокультурных факторов (т.е. на стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком - следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их "травмированным" детством. Психологическая теория основывается на представлении, согласно которому ребенок сам "участвует" в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями родителей и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.


    1.4.2. Психологические последствия насилия у детей разных возрастов


    Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка столь сложна и актуальна, что ее представляется необходимым рассмотреть отдельно. Она имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем.

    Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.

    Помимо непосредственного влияния насилие, пережитое в детстве, также может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. В исследовании психологических историй жизни людей, совершающих действия, травмирующие детей, иногда обнаруживается собственный неразрешенный опыт насилия в детстве.

    Существует несколько параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым (косвенным) в зависимости от стратегии поведения обидчика. По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По длительности насилие может быть единичным или множественным, длящимся долгие годы. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

    Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия, которая изложена в руководстве по предупреждению насилия над детьми (1997) под редакцией М.Д. Асановой. Выделяется четыре основных типа насилия:

    -Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

    -Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

    -Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре, недоношенные или с малым весом при рождении (так как такие дети обычно более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны.

    -Психологическое насилие - хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

    Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Можно сказать, что всякая жертва переживает «много насилий сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие ему разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляторское отношение, а зачастую и запугивания со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые - жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

    Английский исследователь проблемы сексуального насилия в семье П. Дейл полагает, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое автор называет «особенно коварным» и «причиняющим значительный ущерб развитию личности и формированию копинговых механизмов».

    Наиболее часто жертвами различного рода насилия как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

    - дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье, которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять насилие к слабым;

    - дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

    - дети, предоставленные улице;

    - дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

    - дети с психическими аномалиями (психопатии, олигофрении, последствия органических заболеваний ЦНС и ЧМТ), не способные адекватно оценить опасность ситуации;

    - маленькие дети в силу их беспомощности;

    Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха (1995). Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности.

    Большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, сами переживали физическое насилие, отвержение, депривацию в детстве. Для большинства из них свойственна низкая самооценка, недостаточный самоконтроль.

    Сексуальное насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Тем не менее, до недавнего времени психологи в нашей стране не уделяли этой теме достаточного внимания. Сексуальное насилие в отношении детей включает большее количество действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или ребенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями. Отметим, что не все сексуальные насильственные действия включают раздевание и прикосновения.

    Дети, единожды подвергшиеся насилию незнакомцем, и дети, вовлеченные в инцестные отношения в течение многих лет, в равной мере определяются как жертвы насилия. Фактически однолинейная модель детского сексуального насилия не вполне адекватна, поскольку игнорирует важность предшествующего опыта ребенка, семейного контекста, а также сопутствующего эмоционального отвержения или пренебрежения.

    1. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье

    Дети, пережившие насилие, требуют особого подхода, должны быть выявлены признаки, последствия, вид пережитого насилия, необходимо разработать психокоррекционные программы психологической помощи и реабилитации.

    Технология это система работы, включающая диагностику, психологическую помощь, психокоррекцию и реабилитацию.

    «Психологическая реабилитация включает в себя мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациента сознательного и активного участия в реабилитационном процессе» (Л.А. Карпенко, 1998).

    Реабилитация - процесс восстановления нарушенного функционирования детей, после перенесенного насилия, помогающий адаптировать их в среде, путем психологического, медицинского, педагогического воздействия.

    Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на детей, переживших насилие, для их полноценного развития и функционирования.

    Задача психокоррекционной помощи смягчение воздействия пережитой детьми травмы и помощь семье в преодолении последствий стрессового для всех её членов события путём мобилизации их внутренних ресурсов.

    Сопровождение - модель психологической помощи, специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства», безопасных условий, где становится возможным выход из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом), реконструкция субъективного образа мира и восстановление связи человека с самим собой, миром людей и обществом.

    При всех выявленных видах насилия использовались следующие технологии:

    1. Работа с родителями включала первичное интервью, сбор анамнеза семьи, диагностику, консультирование, психокоррекцию и др.

    2. Работа с ребенком включала первичное интервью, диагностику, интервью - расследование при сексуальном и комплексном насилии, психокоррекцию, медицинскую, педагогическую и социальную реабилитацию и др.

    3. Разработка и внедрение пснхокоррекционных программ с элементами игровой, музыкальной, арттерапии и когнитивно-поведенческой психотерапии.

    4. Повторная диагностика и оценка состояния ребенка после психокоррекции, при необходимости корректировка плана работы.

    5. Сопровождение детей после проведенной работы предусматривало пролонгированную психологическую, педагогическую, социальную и правовую помощь, направленную на поиск скрытых ресурсов развития детей и их семей.

    Работа с семьей включала в себя следующие этапы:

    1. Сбор информации о семье и ребенке.

    2, Оценка полученной информации и планирование диагностической, психокоррекционной, социальной работы (определение влияния насилия на развитие и здоровье ребенка; выявление факторов риска и позитивных факторов в семье и ближайшем окружении; оценка детско-родительских отношений; оценка функциональной способности семьи).

    3. Проведение психокоррекционной работы с семьей, для развития родительских навыков и обучения ненасильственным методам воспитания, а также для обучения приемам релаксации и недеструктивным способам совладания со стрессом. Велась оценка достигнутых результатов. Оценка семьи на данном этапе работы, помогала внесению изменений в план оказания помощи.

    4. В случаях, когда положительных результатов добиться не удавалось, т.е. родители продолжали злоупотреблять своими правами, а ситуация в семье представляла угрозу для жизни и здоровья ребенка, ставился вопрос об отобрании ребенка, лишении родительских прав или ограничение родителей в их правах.

    Отношения между членами семьи, в которых дети страдают от жестокого обращения, глубоко нарушены, поэтому важной задачей психокоррекционного процесса является нормализация функционирования семьи. Многим родителям из таких семей необходима индивидуальная помощь и социальная поддержка, без оказания которой трудно ожидать позитивных изменений в их отношениях с детьми. При планировании психокоррекционной работы с семьей мы учитывали следующие основные задачи: обеспечение безопасности ребенка; психокоррекционная работа с элементами психотерапии по преодолению последствий жестокого обращения с ребенком; создание условий для оптимального развития ребенка; улучшение внутрисемейных отношений и повышение функциональной способности семьи; индивидуальная помощь родителям.



















    Заключение


    Можно сделать вывод, что вопросы социальной защиты несовершеннолетних в последнее время стали приоритетными для большинства стран мира. Формирование в Российской Федерации правого государства должно опираться на высокую социальную защищенность детей, оказание им такой помощи, которая бы обеспечивала социальное и психическое здоровье каждому ребенку. Сегодня дети все чаще сталкиваются с кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов - социальных работников, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса. В настоящее время жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью практически в любой из государственных центров социального обслуживания семьи и детей.

    Наиболее эффективным является тот кризисный стационар, который имеет нестандартную обстановку, приближенную к домашней, что создает особый психологический климат и имеет важное психотерапевтическое значение. Для предотвращения самого факта насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, а в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужды публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужды новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями.




    Список использованной литературы



    1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. // Социс, 2003 № 4.С. 79 - 80.
    2. Горшкова И.Д. Насилие над женщинами в современных российских семьях. /И.Д. Горшкова, И.И. Шурыгина. МАКС-ПРЕСС, 2013
    3. Елисеев Д. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества. / Д. Елисеев - М.: Свобода, 2011
    4. Когаловская А.С. Вопросы профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы, 2002 № 3.С. 82.
    5. Корсини Р. Психологическая энциклопедия./ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. М.: «Академия», 2012.
    6. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб., 2003. С. 184.
    7. Павленок П.Д. Технология социальной работы с различными группами населения./ П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010.
    8. Петровский А. В. Краткий психологический словарь./ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
    9. Платонова Н.М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / Под ред. Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. - СПб.: Речь, 2014.
    10. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997.
    11. Холостова Е. И. Словарь - справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Когнитивная сфера ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.