Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конкурсы и открытые уроки

  • Вид работы:
    Другое по теме: Конкурсы и открытые уроки
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    16.09.2017 18:32:16
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение2

    Глава 1. Конкурсы и открытые уроки как средства творческой самореализации педагогических работников4

    1.1.Конкурсы как способы повышения профессионального мастерства4

    1.2.Педагогический анализ урока8

    Глава 2. Реализация творческого потенциала педагога12

    2.1. Конкурсы в педагогической деятельности. Специфика подготовки и проведения12

    2.2. Этапы подготовки и проведения конкурсов17

    Заключение24

    Список использованных источников27
















    Введение


    Образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно, творчески и с энтузиазмом работать в совершенно новых динамичных условиях современной педагогической деятельности.

    Учительская профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы.

    Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонность и интересы.

    Педагогическое творчество - беспрестанная духовная отдача. Вот почему главный плацдарм педагогического творчества - это школьный урок и общение с детьми.

    Актуальность данного вопроса была, есть и будет, пока существуют учебные заведения.

    «Преподавание есть искусство, а не ремесло - в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно - вот единственный курс учительской жизни», - писала М.А. Рыбникова на заре становления советской школы. А профессор М.Н. Скаткин утверждает: «Урок - педагогическое произведение».

    Цель работы: исследование возможностей раскрытия творческого потенциала педагога.

    Для достижения цели определены следующие задачи:

    - Описание конкурсов и открытых уроков с позиции повышения уровня профессионального мастерства педагога.

    - Характеристика потенциала педагога относительно творческих компонентов деятельности.

    Педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.














    Глава 1. Конкурсы и открытые уроки как средства творческой самореализации педагогических работников


    1. Конкурсы как способы повышения профессионального мастерства

    Конкурс это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессиональные конкурсы это не только серьезные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.

    Конкурсы педагогического мастерства проводятся в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

    Содержание профессиональных конкурсов выбирается не произвольно, оно должно быть подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.

    Конкуры бывают очными и заочными. Но, как правило, все дистанционные конкурсы, проводимые в Интернете, носят коммерческий характер и особой значимости не имеют. Одним из главных и весомых педагогических конкурсов является «Учитель года» или «Воспитатель года, которые могут дополнить и даже заменить руководителям школы и муниципальной системы образования многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя. И чем выше статус конкурса по этапу (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский), тем престижнее в нем участие.

    Анализ опыта работы в школе позволяет выделить следующие виды конкурсов, наиболее часто используемых в работе с педагогами ОУ:

    - смотры-конкурсы предметно-развивающей среды,

    - конкурсы методических, учебно-методических материалов,

    - конкурсы профессионального мастерства,

    - конкурсы с участием детей, где подготовка обеспечивается силами педагогов ОУ.

    Вид конкурса, актуальные задачи, реализуемые в ходе конкурса, смотры-конкурсы, предметно-развивающей среды, создание условий для познавательной активности детей и т.п.

    Побуждение педагогов к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

    Выявление положительного опыта работы педагогов.

    Конкурсы методических, учебно-методических материалов.

    Стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности.

    Содействие реализации приоритетного национального проекта «Образование».

    Выявление творческих педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью.

    Выявление и поддержка инновационных проектов, методик.

    Формирование потребности в изучении и внедрении в работе с детьми программ нового поколения.

    Обобщение опыта работы.

    Ориентирование педагогов на инновацию, эксперимент, прогнозирование.

    Определение наиболее эффективных путей реализации Концепции модернизации системы образования.

    Повышение престижа профессий «педагог», «воспитатель».

    Выявление талантливых педагогов.

    Пропаганда и распространение передового педагогического опыта, создание банка данных.

    Стимулирование труда педагога.

    Расширение диапазона общения творчески работающих педагогов.

    Демонстрация возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми.

    Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации.

    Активизация инновационной работы, выявление и поддержка педагогов-новаторов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, воспитания и обучения детей.

    Выявление положительного опыта работы по обучению и воспитанию детей.

    Выявление одаренных детей.

    Создание условий для развития способностей детей и творческого потенциала педагогов.

    Активизация деятельности педагогов по внедрению в работу с детьми разных техник творчества.

    Развитие у детей умений выразительного чтения стихов, обновление и разнообразие песенного репертуара.

    Развитие у педагогов режиссерских умений и навыков.

    Стимулирование творческого поиска педагогов по отбору методик, технологий для обучения детей составлению творческих рассказов.

    Итак, существует несколько подходов к выбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом всем педагогическим коллективом или группами учителей, а также сочетание всех трех вариантов. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать.




















    1. Педагогический анализ урока

    Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа. Школьная практика показывает, что руководители школ и учителя испытывают наибольшие трудности при анализе урока в определении триединой дидактической цели, в выборе форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся, в оптимальной реализации собственных профессионально-личностных возможностей на уроке. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного урока. Урок является «ядерным», основополагающим элементом образовательной системы.

    П.И. Пидкасистый определяя сущность и назначение урока, выделяет в нем две составляющие: 1) коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, 2) совершенствование педагогического мастерства учителя в процессе деятельности.

    Чтобы осуществить педагогический анализ урока, нужно, прежде всего, расчленить его на части (этапы), отвечающие его сущности. Суть системного подхода состоит в том, чтобы не вырывать части из целого, а рассматривать их в целом (уроке) и в связи с другими частями (этапами) урока.

    Следующим шагом является оценка каждой части (этапа). Затем оценивается правильность постановки триединой дидактический цели и отбора содержания под эту цель; адекватность методов и форм, а также совокупности способов, средств и воздействий, организации учебно-познавательной деятельности учащихся содержанию этапа и дидактической цели.

    Урок имеет определенное содержание, то есть, то, что наполняет активность всех участников и сотворцов группового занятия, и то, ради чего организуется групповая активность.

    Урок организуется как вполне определенная деятельность субъектов, как единственный способ овладения содержанием; эта деятельность имеет цель, которая достигается в процессе активной деятельности всех членов группы и педагога.

    Урок выстраивается благодаря конструируемым взаимодействиям и взаимоотношениям субъектов деятельности, разрушение которых немедленно влечет за собою разрушение урока и развитие которых содействует совершенствованию урока в целом и всех его элементов, в частности.

    Субстанция урока (тело урока, здание урока, конструкция урока) состоит из трех основных блоков. Их, в первую очередь, выстраивает педагог сначала мысленно в ходе замысла и подготовки урока, потом реально в ходе практических действий.

    Анализ урока имеет своим составом систему этих трех сущностных блоков: «содержание урока», «организация деятельности», «взаимоотношения на уроке».

    Педагог направляет внимание именно на эти слагаемые, оценивает качество этих блоков, имея свою мерку оценки свои субъективные критерии. В этой субъективности критериев и прячется трудность проблемы: а каковы объективные критерии оценки? Что может служить общей меркой оценки этих блоков? Ведь анализ подразумевает не только вычленение составных элементов, но и оценивание этих элементов.

    Научный анализ тех или иных явлений учебно-воспитательного процесса это профессиональный вид деятельности руководителя, инспектора, требующий специальной методической подготовки, хорошего знания теории урока, понимания роли и значимости принципов обучения в построении урока, ясного представления о конкретных требованиях, вытекающих из этих принципов, и т.д.

    В настоящее время можно выделить два широко распространенных в практике подхода к анализу урока. Первый из них называется поэлементным анализом урока. Е.Н. Поляков пишет: «В педагогической литературе... рекомендуется тематический или, точнее сказать, поэлементный анализ урока, при котором каждый элемент урока (содержание, методы, поведение учащихся, речь учителя и т. д.) рассматривается автономно, независимо от других элементов и общих дидактических задач» [14, с. 38]. И по этим, часто случайным, характеристикам нередко делается общий вывод обуроке. В периодической печати уже много лет назад подобная деятельность руководителя была названа разбором урока. В ходе такого «разбора» от урока отрываются некоторые его характеристики, причем очень часто внимание привлекается к случайным его элементам, связанным между собой лишь порядком следования друг за другом в уроке, а не существенной связью. При таком «разборе» урок разрушается как система, так же как и представления учителя об уроке как о сложной целостно-динамической системе.

    Такой подход очень часто сводится к простой фиксации положительного и отрицательного, увиденного руководителем входе урока. Ему соответствует и так называемая линейная техника записи наблюдений (тетрадь делится на две части, в левой записываются положительные характеристики, а в правой - отрицательные). Оценивается урок в зависимости от количества записей в той или иной части тетради. При таком подходе анализ носит констатационный, случайный, малоэффективный характер.

    Другим широко распространенным подходом к aнализу урока является анализ по определенной схеме (см. Приложение 2). Нередко можно слышать просьбу: «Дайте такую cxeму анализа урока, которую можно было бы применить к любому уроку». Но такой схемы не было, нет и быть не может, ибо нельзя уложить в единую схему анализ уроков по всем предметам, классам, типам, имеющим разные дидактические цели.

    Педагогический анализ урока - это распознавание специфического в достаточно сложном процессе обучения и воспитания. Вот почему невозможно анализ втиснуть в рамки универсальной, годной на все случаи жизни схемы. Желание получить такую схему свидетельствует о непонимании самой сути анализа урока, привычке работать по готовому рецепту.

    Урок - это сложная динамическая система, имеющая несколько подструктур, подчиненных единой цели. Анализ должен быть объективным, т. е. он должен правильно отражать урок как системный процесс, глубоко вскрывая его достоинства и недостатки. Глубоко, педагогически целесообразно проанализировать такую систему можно только с позиции системного подхода. Если руководитель школы будет понимать урок как процесс, то и задача его в ходе анализа будет сводиться к тому, чтобы проследить последовательность смены фаз этого процесса, доказать внутреннюю закономерность его развития.

    Таким образом, вся работа над анализом урока должна быть подчинена общему ходу научного познания, которому свойственно, как пишет академик Б.М. Кедров, наличие «трехфазового ритма». Руководитель, присутствуя на уроке, вначале выделяет то, что характеризует его внешние стороны. Следующая фаза педагогического анализа заключается в том, что руководитель стремится проникнуть в сущность урока, расчленяя его на отдельные части, стороны, признаки. Для того чтобы получить более полные данные об уроке, необходимо осуществить третью фазу анализа - синтез.


    Глава 2. Реализация творческого потенциала педагога


    2.1. Конкурсы в педагогической деятельности. Специфика подготовки и проведения


    Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это противоречие. Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, категорию, возможность получения ведомственных наград и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.

    В то же время, намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, учитель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в школьном, районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи. Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах. В чем тут дело, почему многие учителя так не любят конкурсы?

    Конкурс это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие учителя тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким учителям следует помнить если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внутренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

    Факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:

    Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей.

    Желание приобрести определенный профессиональный статус.

    Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.

    У каждого конкурса есть свои плюсы и минусы.

    Положительные стороны:

    - развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

    - развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

    - создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

    - внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

    - повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.

    - демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства;

    - развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

    - возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей.

    - пропаганда педагогических идей и достижений, расширение пространства активного педагогического общения.

    - стимулирование педагогического творчества учителей.

    Итак, конкурсы педагогического мастерства это не только соревнование, но и возможность общения с другими учителями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), повышает квалификацию и проходит профессиональную переподготовку. Конкурс является механизмом профессионального развития педагогов. Ни для кого не секрет, что результативное участие в конкурсах важный критерий результативности работы учителя при аттестации.

    Отрицательные стороны:

    - проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

    - стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

    - усиление неравенства между сильными, успешными школами и педагогами и перспективными, но не обладающими на момент конкурса требуемыми качествами, что может привести либо к интенсификация усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах, либо утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.

    Таким образом, существует угроза «потери» потенциально способных, но недостаточно компетентных на момент конкурса участников. А это свидетельствует о необходимости предусмотреть для такой группы педагогов иные формы поддержки и развития, в том числе и за счет изменения привычных конкурсов. Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие за формализм процедуры конкурсных мероприятий.

    Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство учителя, если он работает "за закрытыми дверями"? Обычно для этих целей организуются открытые уроки. Однако именно необходимость давать такие уроки зачастую и служит причиной нежелания учителя участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых уроков, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы учителя в школе. Как же решить эту проблему?

    Таким образом, если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы учителя, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых уроков, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают учительские разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся. Можно снять фильм о мастерстве учителя, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.














    2.2. Этапы подготовки и проведения конкурсов


    Первый этап «Организационно подготовительный».

    Он включает в себя: разработку «Положения о конкурсе». В Положении прописываются:

    - тема конкурса,

    - цель и задачи,

    - условия,

    - содержание и порядок проведения,

    - требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов,

    - критерии оценки,

    - сроки проведения,

    - состав жюри,

    - процедура подведения итогов конкурса.

    К положению о конкурсе могут быть приложения, где указываются форма заявки на участие в конкурсе либо формы каких других документов (характеристика представление на образовательное учреждение и т.п.).

    Знакомство педагогов с Положением о конкурсе с комментариями и рекомендациями.

    Написание сценария или порядка проведения конкурса, выбор ведущего.

    Подбор реквизита для проведения конкурса, оформление помещения, приобретение грамот, подарков и т.п.

    Оказание консультативной и практической помощи педагогам при подготовке к конкурсу.

    Второй этап «Основной» или «Практический».

    Он включает в себя:

    Проведение самого конкурса по заранее написанному сценарию или плану.

    Подведение итогов конкурса и награждение участников и победителей.

    Третий этап «Заключительный» или «Аналитический».

    Он включает в себя:

    Написание аналитической справки по итогам конкурса.

    Знакомство с аналитической справкой на педсовете.

    Презентацию методических материалов конкурса.

    Оформление по итогам конкурса выставки методических материалов, фотоматериалов и т.п.

    Школьное образование сегодня нуждается в педагоге, умеющем самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить пути их решения, уметь критически анализировать полученные результаты и творчески применять их в практической деятельности. Участие педагогов в различных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство.

    Как правило, статус учителя определяется оценкой его деятельности. Но всегда ли эта оценка объективна? Иногда оценка коллективом и администрацией, да и самим педагогом своей деятельности расходятся. Как же устранить это противоречие? Сделать это помогают конкурсы профессионального мастерства. У таких конкурсов много сторонников, но много и противников, которые считают их шоу и критикуют за формализм самой процедуры конкурса. Я, как человек, прошедший через несколько этапов конкурса профессионального мастерства «Учитель года», отношу себя к сторонникам конкурсного движения и считаю, что конкурс на самом деле создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению, является действенным средством развития творческого потенциала педагога.

    Творческий потенциал учителя это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Творчество в работе педагога это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям, которая позволяет шире, интересней и содержательней преподавать уже знакомый детям материал, без которой невозможно быть учителем. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования, однако только самые творческие педагоги способны создать новизну глобального характера, новшество в педагогической науке. Подобное развитие возможно только в процессе становления личности педагога, накопления новых педагогических знаний, умений и навыков, затрате собственных физических, психических и духовных ресурсов. Следовательно, ни какие знакомства с опытом работы других педагогов, не изменят творческий потенциал учителя, пока он не применит полученные знания в собственной педагогической деятельности.

    К факторам развития творческого потенциала можно отнести как внешние (влияние социально-экономической среды, особенности учебного заведения, педагогические задачи трудового коллектива и др.), так и внутренние (потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, духовно-ценностная сфера его личности). Каждый новый виток развития творчества всегда характеризуется неопределенностью, неведением и непониманием, и только их преодоление, поиск новой информации, внедрение кардинально новых форм и методов педагогической деятельности позволяют подняться на следующую ступень развития.

    Как было сказано выше, одним из средств развития творческого потенциала учителя являются конкурсы профессионального мастерства. Для чего собственно проводятся такие конкурсы? Главные цели конкурса пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.

    Кроме того, конкурс это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?

    Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Но почему же многие учителя так не любят конкурсы?

    Конкурс это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность стремление избежать возможной неудачи. Однако таким учителям следует помнить если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внутренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

    Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство учителя? Обычно для этих целей организуются открытые уроки. Однако именно необходимость давать такие уроки зачастую и служит причиной нежелания учителя участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых уроков, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы учителя в школе. Как же решить эту проблему?

    Главная ошибка педагога, впервые принимающего участие в конкурсе профессионального мастерства, заключается в том, что, готовя открытый урок, он и работает на открытый урок, стараясь сделать его ярким, красочным, добавить в его содержание большое количество оригинальных приемов и методов. Поэтому упор делается в основном на внешние эффекты, а глубины в таком уроке мало. И становится понятно, что это единичный урок, созданный как раз для конкурса. В нем нет системности, взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками. А ведь оценивается, прежде всего, система работы учителя.

    Возможный алгоритм описания работы.

    Что мы будем представлять? ( педагогический проект, доклад, мастер-класс и т.д.)

    Зачем мы этим занялись? (целевое назначение, актуальность: социальная, научная, личная; отражение вопроса, вызвавшего затруднение в практике педагогической деятельности, что подтолкнуло нас к созданию новых условий организации своей деятельности))

    Как мы это делаем? (технология, алгоритм; описание идеи, основного замысла: культурно-исторические аналоги, предшествующий опыт; степень новизны; формы, приемы, методы работы и обоснование их выбора)

    Что это дает? (ожидаемый или полученный результат, средства контроля полученного результата и критерии его оценки, описание диагностических методик)

    Условия использования и противопоказания (средства, необходимые для реализации опыта; описание условий в которых может быть реализован опыт; кем, где и как может быть использован представленный опыт работы).

    Но мало описать собственную систему работы, ее еще нужно публично представить. И представить успешно. Для многих педагогов в этом и заключается главная сложность раскрываясь перед детьми, они тушуются и закрываются перед публикой. Мне повезло - у меня нет боязни сцены, публики, я чувствую себя комфортно в таких ситуациях, но алгоритм построения успешного публичного выступления я для себя все же выработала.

    Алгоритм построения успешной публичной лекции:

    - подготовка к выступлению за несколько дней: у педагога должно быть время осмыслить все, что он намерен рассказать;

    - структурирование будущего выступления по тематическим блокам;

    осмысление вступления и заключения: известно, что начало и окончание лекции запоминаются лучше всего и несут наибольший побудительный потенциал. Эти части выступления должны быть максимально ясными, информативными, эмоционально окрашенными. Их нужно сформулировать, записать и неоднократно отрепетировать;

    - представление особо важной информации в начале или в конце выступления (эффект края), чтобы она лучше усвоилась. Для незаинтересованной или критически настроенной аудитории такую информацию лучше сообщить в самом начале выступления;

    - включение в лекцию убедительных фактов и цифр, которые произведут на слушателей впечатление (например, статистики, цитат по теме, высказываний экспертов и пр.);

    - обеспечение "резервных знаний": знать нужно гораздо больше того, что будет использовано в лекции, это придаст выступающему уверенность и авторитетность;

    - прогнозирование вопросов и замечаний аудитории, подготовка возможных ответов;

    - разработка плана-конспекта выступления: экспромт хорош, когда он хорошо подготовлен;

    - не заучивание текста наизусть, а опора на план-конспект, благодаря чему выступление выглядит естественнее и лучше воспринимается;

    продумывание приемов удержания внимания аудитории.

    Таким образом, участие в конкурсах педагогического мастерства помогает педагогу совершенствовать свою деятельность, систематизировать опыт работы, отсеивать второстепенное, оставляя только значимое и нужное, а значит, расти профессионально. Кроме того, участие в конкурсах не позволяет расслабляться, держит педагога в профессиональном тонусе, способствуя развитию творческого потенциала. Ведь человек активный творческий постоянно совершенствуется, ищет новые формы и методы работы, а это добавляет новизны и свежести к его деятельности, поддерживает постоянный интерес к делу, мобилизует все способности и скрытые резервы педагога.



















    Заключение


    Педагогическая деятельность процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

    Творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

    Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

    Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.

    Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

    Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляя их на решение больших творческих задач.

    Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий:

    - временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

    - сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

    - отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

    - атмосфера публичного выступления;

    - необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

    В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

    Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях.














    Список использованных источников


    1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли:. М.: ВЛАДОС, 2012. 382 с
    2. Гонеев А.Д. Основы педагогики. М.: Академия, 2014. 288 с
    3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2013. 462 с
    4. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Роспедагентство, 2014. 342 с
    5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2012. 464 с
    6. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Академия, 2013. 298 с
    7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.. М.: Изд-во «Гном и Д», 2014. 524 с
    8. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2013. 208 с
    9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Логос, 2014. 349 с
    10. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2009. 288 с









Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конкурсы и открытые уроки ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.