Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конфликт соцэкономический

  • Вид работы:
    Другое по теме: Конфликт соцэкономический
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    04.07.2018 4:19:49
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………………….. …………3

    Глава 1. Природа социально-экономического конфликта…… …..…..………5

    1.1 Понятие социально-экономического конфликта………………….…….…..5

    1.2 Классификация конфликтов………………………………………….………6

    1.3 Причины конфликтов………………………………………………………..12

    Глава 2. Социально-экономический конфликт как процесс…………….……16

    2.1 Элементы конфликтной ситуации………………………………...….…….16

    2.2 Фазы развития конфликта…………………………………………….…….17

    Заключение………………………………………………………….……..……..20

    Список использованной литературы…………………………………..……….21


    ВВЕДЕНИЕ


    Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, т.е. конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

    Социально-экономические конфликты в современной России имеют объективную основу. Они стимулируются переходом народного хозяйства страны на рыночные рельсы и связанной с этим борьбой за перераспределение собственности между различными социальными группами населения, обнищанием широких слоев населения, структурной перестройкой экономики и связанной с ней скрытой или открытой массовой безработицей и т.д. Очень важен в этом конфликте субъективный фактор: имеющие место перекосы в проведении реформ, ошибки налоговой политики, бюрократические извращения в институтах власти и т.д.

    Конфликт сложная, многоуровневая, открытая система взаимодействий, основанная на противоречиях в интересах, целях, ценностях индивидов и групп, занимающих различные ролевые позиции в организации.

    Этим и объясняетсяактуальностьвыбранной темы.
    Исходя из этих предпосылок и актуальности темы, мы можем определитьосновную цельнастоящей работы изучить социально-экономический конфликт как комплексное социальное явление. В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующие конкретные задачи:

    1. изучить и дать краткую характеристику социально-экономического конфликта;
    2. изучить фазы развития социально-экономического конфликта;
    3. рассмотреть классификацию социальных конфликтов.
    Таким образом, в ходе работы будет уделяться особое внимание социальным конфликтам в современном, сложном, постоянно меняющемся обществе.

    ГЛАВА 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

    1.1 Понятие социально-экономического конфликта



    Социально-экономические конфликты это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется под воздействием конфликта.

    Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Конфликт - явление всегда нежелательное, его необходимо, по возможности, избегать либо немедленно решать. Однако в некоторых ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем, Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.
    Конфликт может протекать в форме кооперации, соревнования, открытой борьбы; цивилизованному конфликту присущи обе этих формы.
    Для конфликтов часто характерна неопределённость исхода вследствие большого разнообразия разных вариантов поведения сторон, обусловленного разными факторами, психологией, скрытыми целями, которые в последствии могут дополнительно трансформироваться. Но тем не менее конфликты можно прогнозировать, а их последствия, хотя и с немалым трудом, предвидеть.

    Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организациями. Конфликт, возникающий в организации, называют внутриорганизационным, в частности диспуты, конфронтации, противоречия.

    Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

    Когда конфликт в организации не управляем, это может привести к конфронтации. В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведёт деградации коллектива и организации в целом.



    1.2 Классификация конфликтов


    Конфликты подразделяют наобщие, охватывающие всю организацию, ипарциальные, касающиеся её отдельной части;зарождающиеся,зрелыеиугасающие;слепыеирациональные;мирныеинемирные; кратковременныеизатяжные, долгое время лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к её разрушению или существенному изменению.

    Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности её изменить, но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

    По отношению к отдельному субъекту конфликты бываютвнутреннимиивнешними. К первым относятсявнутри личностные; ко вторым -межличностные,между личностью и группой,межгрупповые.

    Внутри личностныеконфликты возникают в связи с такими обстоятельствами, как необходимость выбора между взаимоисключающими вариантами действия, каждый из которых в одинаковой мере желателен; несовпадение внешних требований и внутренней позиции, неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств их достижения, особенно при необходимости активно действовать; неоднозначность восприятия потребностей и возможностей их удовлетворить; влечения и обязанности; различного рода интересы; невозможность реализовать себя в работе, и поэтому неудовлетворённость ею.

    Межличностныеконфликты, как считается, на 75 - 80% порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей, так как, реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии со своими взглядами и особенностями характера, и разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному. Этот тип, пожалуй, самый распространённый. Для руководителей такие конфликты представляют наибольшую трудность, потому что все их действия независимо от того, имеют они отношение к конфликту или нет, в первую очередь будут рассматриваться через призму данного конфликта. Чаще всего такой конфликт представляет собой борьбу руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

    Конфликтымежду личностью и группойв основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. В связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельных личностей. В этом случае возникает конфликт. Другими словами, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займёт позицию, отличающуюся от позиции группы. Конфликт между личностью и группойможет возникнуть при принятии руководителем заведомо непопулярных, жестких, вынужденных решений.

    Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникать конфликты, которые называютсямежгрупповыми. Межгрупповые конфликты порождаются различиями во взглядах и интересах. В таком случае каждый стремится захватить ресурсы, соответствующие его стремлениям, ограничив другого, что при развитии конфликта грозит большими потерями. Конфликт взглядов приводит лишь к опровержению точки зрения, логическому тупику.

    Реализация интересов людей всегда осуществляется посредством власти, поэтому вовнутриорганизационномконфликте принимают участие борющиеся за неё политические силы - неформальные группы и коалиции, проявление которых является своего рода индикатором. Х.Улмер утверждает, что конфликты порождаются стремлением к доминированию, борьбой за первенство в иерархии, что присуще всем людям и является одним из ключевых их свойств. Столкновения возникают между формальной и неформальной организацией, бюрократическими ограничениями и творческим подходом к делу.

    Возможность конфликта всегда существует и там, где один человек или группа зависят от работы других, что бывает прежде всего при углублении разделения труда. На психологическом уровне это приводит к расколу организации по принципу «мы - они», появлению лидеров, идеологов, обеспечивающих консолидацию её членов, отстаивание интересов.

    С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить навертикальныеигоризонтальные. К первому типу относятся, например, конфликт между отдельными направлениями деятельности организации; ко второму - между различными уровнями иерархии. Практика показывает, что вертикальных конфликтов большинство - до 70 - 80%.

    Переплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являютсясмешанными, содержащими в себе многие элементы.

    По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить насимметричныеиасимметричные. В первом случае они делятся примерно поровну; во втором - одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие. Если участники конфликта прячут его от посторонних глаз или конфликт ещё не «созрел», что, понятно, затрудняет процесс управления им или его разрешения, он являетсяскрытым,латентным; в противном случае конфликт являетсяоткрытым. Поскольку открытый находится под руководством, он менее опасен организации; скрытый же может незаметно подтачивать её основы, хотя внешне будет казаться, что все дела идут нормально. Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что они конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый.

    По длительности протекания конфликты можно разделить накратковременныеизатяжные. Кратковременные являются следствием непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные связаны с глубокими нравственными психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность зависит от предмета противоречий, от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют своё негативное состояние. Частота конфликтов может вызывать глубокую или длительную напряжённость отношений.

    По характеру конфликты принято делить наобъективныеисубъективные. Объективные связаны с реально существующими проблемами, недостатками, нарушениям, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Субъективные же обусловлены расхождением личных оценок тех или иных событий или отношений между людьми. Таким образом, в одних случаях можно говорить о наличии у конфликта определённого объекта; в других - о его отсутствии.

    Мнения, имеющие место во взглядах и оценках людей, составляют предмет конфликта, и тогда говорят о предметных конфликтах; но эти различия могут быть мнимыми. Например, если люди просто по-разному выражают своё мнение, тогда конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. Объективные конфликты всегда предметны, а к субъективным эта характеристика подходит не всегда.

    Поскольку объективные конфликты связаны с реальными событиями внутриорганизационной жизни и обычно требуют практических преобразований в её основах, они получили названиеделовых. Субъективные же конфликты, порождаемые, в сущности, бьющими через край эмоциями людей, называются ещёэмоциональными,личностными.

    По своим последствиям конфликты делятся неконструктивныеидеструктивные.

    Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.

    Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.

    Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового законодательства, несправедливыми оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.

    Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.

    Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские учёные Ф.Бородкин и Н.Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:

    1)демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

    2)ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

    3)неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;

    4)сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;

    5)целенаправленно конфликтные, рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;

    6)бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты.

    В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.




    1.3 Причины конфликтов


    Причины конфликта не всегда поддаются логическому объяснению, так как могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления об их истинном характере.

    Множество типов конфликтов в производственном коллективе возникает по многим причинам:

    Недостаточная согласованность и различия в целях групп и отдельных личностей. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением, неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы предотвращения которых вытекают из характера самих недостатков.

    Устарелость оргструктур, нечёткое распределение прав и обязанностей работников. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить все указания руководителей не хватает ни сил, ни времени. Тогда подчинённый вынужден:

    а) сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности по своему усмотрению;

    б) требовать этого от своего непосредственного руководителя;

    в) хвататься за все подряд.

    Зреющий конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, установлением твёрдых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий.

    Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная похвала других сотрудников. В результате появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт.

    Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Особенно остро проявляется это противоречие в случае, если руководитель склонен к бюрократии.

    Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива.

    Неопределённость перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы рост или сомневается в её существовании, то работает он без энтузиазма, а трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта наиболее очевидна.

    Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места могут послужить причиной конфликта.

    Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпеливость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчинённых, публичный «разнос».

    Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы, финансы между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет недовольства и приведёт к различным видам конфликта.

    Психологический феномен. Чувство обиды и завести.

    Недостаточный уровень профессионализма. В этом случае возможность конфликта существует из-за неподготовленности подчинённого. В результате ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею.

    Рассматривая причины конфликтов, нельзя не учитывать тот факт, что в определённых ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и деятельностью самого менеджера, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного и позволяет себе личные выпады, злопамятен и мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии.

    Причиной конфликта может быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления, тщеславие и чванство, резкость и грубость в отношениях с подчинёнными.

    Многие конфликты обязаны своим происхождением таким руководителям, которые умеют находить лазейки и обходить директивы и нормативные акты, продолжая всё делать по-своему. Не проявляя должной требовательности к себе, они ставят во главу угла личный интерес и создают вокруг себя атмосферу вседозволенности. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти верный выход из неё, неумение понимать и учитывать образ также могут служить причиной конфликта.


    ГЛАВА 2. КОНФЛИКТ КАК ПРОЦЕСС

    2.1Элементы конфликтной ситуации


    Элементами конфликтной ситуации являются прежде всего еёучастники. Это могут быть противостоящие друг другу стороны, или оппоненты, каждый из которых обладает определёнными потенциальными возможностями, силой, опирающейся на материальные и информационные услуги, статусом или соответствующим рангом. Так, оппонентами первого ранга являются индивиды, второго ранга - организация. Индивид, вырабатывающий решение в диалоге с самим собой, считается оппонентом нулевого ранга.

    Участники могут выступать в роли подстрекателей, организаторов, пособников, прямых участников. Подстрекатель - лицо, подталкивающее оппонентов к противоборству; пособник содействует им советами, технической поддержкой; организатор, планирующий конфликт, не обязательно совпадает с одной из сторон, а может быть самостоятельной фигурой.

    Другим элементом конфликтной ситуации являетсяобъект, по поводу которого она возникает. Чаще всего он бывает неделим в широком смысле слова, что мешает нормальной работе, поэтому стороны, преследующие свои интересы, претендуют на решающее или единичное манипулирование им. Объектом обычно является дефицитный ресурс.

    Различие взглядов сторон на объект образуетпредметконфликтной ситуации. Но она может быть и безобъектной, вызванной лишь различием взглядов на то, что не составляет различных помех для сторон.






    2.2 Фазы развития конфликта


    Конфликт можно рассматривать в узком и широком смыслах. В узком - непосредственное столкновение сторон, в широком - процесс, состоящий из нескольких этапов, в рамках которого столкновение является лишь одним из них.

    Напервомэтапескладывается конфликтная ситуация, т.е. такое положение дел, при котором ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения ещё нет. Такая ситуация может возникнуть как «по инициативе» сторон, так и без их участия, в том числе и быть переданной «по наследству», как, например «кровная месть», или вендетта.

    На поведение человека в конфликтной ситуации влияет глобальный интерес, преследуемые цели, оценка своего положения, шансов не успех, интересов противника, представление о целях, способах действия противника и общих перспективах.

    Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть, если перестанет существовать объект; сохраниться в прежнем состоянии; трансформироваться в другую; обостриться под воздействиеминцидента- события или обстоятельства, послужившего толчком или поводом к столкновению оппонентов.

    Инцидент, представляющий собойвторуюфазуконфликта, может быть целенаправленно спроецирован или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображении сторон.

    На этой фазе противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое направленно на то, чтобы помешать противоположной стороне реализовать свои интересы. В результате происходит распространение конфликта -эскалация, когда деструктивное поведение сторон ещё больше запутывает проблему, так что невозможно найти ни правых, ни виноватых.

    Субъективно возникшая конфликтная ситуация или инцидент могут закончиться как сами по себе, так и по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими своих взглядов. Возникшие же объективно конфликты должны соответствующим образом и закончиться, т.е. путём устранения конфликта, но если конфликт успел перерасти в субъективный, многое зависит от личности людей.

    Третейфазойразвития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта фаза состоит из двух этапов - конструктивного и деструктивного. В рамках конструктивного этапа возможность совместной деятельности сохраняется и оппонентов ещё можно примирить и посадить за стол переговоров. На деструктивном этапе никакое сотрудничество уже невозможно - они теряют самоконтроль и их необходимо разъединить.

    Здесь идёт процесс открытого противоборства, которое может проявляться как захват и удержание спорного объекта или даже оппонента и прямое насилие над ним, создание помех для него и причинение вреда, задевающие и оскорбляющие действия.

    Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон, но может стать затяжным с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, перемежаться переговорами.

    Полное окончание по любым причинам составляетчетвёртуюфазуконфликта. Он может закончиться полным разрешением противоречий, перемирием, тупиком. Если при этом определился победитель, в его пользу перераспределяются выгоды, а потери - удел побеждённого; если последний признаётся лишь формально, то реальных изменений не происходит; если же не победила ни одна из сторон, всё даже внешне остаётся по-старому.

    Объективный конфликт завершается после ликвидации объекта, потери его значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств, оставление у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ничего этого не происходит и противостояние затягивается, начинают работать различные психологические механизмы, превращающие объективный конфликт в субъективный.

    С субъективными конфликтами бороться гораздо сложнее, а поэтому превращение в них объективных нежелательно. Обычно преодоление таких конфликтов происходит также несколькими путями: разъединением участников; их полной психологической перестройки; изменением рангов оппонентов; перемирием, в рамках которого стороны, оставаясь на своих позициях, прекращают «боевые действия», хотя сама конфликтная ситуация при этом не исчезает.

    В зависимости от конкретной ситуации в результате конфликта будет осуществлена перестройка организации; произойти распад или обновление коллектива, кадровые перестановки; найден «козёл отпущения» - один или несколько человек, на кого свалят вину за все проблемы и постараются уволить, успокоив или запугав этим остальных.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Можно сделать вывод, что социальный конфликт - это столкновение интересов различных общественных групп. Условимся, что в качестве основания такой классификации мы берем их причины. В исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы: межличностные конфликты, трудовые конфликты, социальные конфликты в разных общественных структурах.

    Существует еще масса примеров конфликтов между различными слоями общества.

    Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, “группы давления” и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуации), а конфликты политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.

    Большое значение имеет заключительная после конфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.

    В заключение следует подчеркнуть, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Морозова А.В. Социальная конфликтология.- Издательский центр «Академия», 2002. 336 с.
    2. Лукин Ю.Ф. Конфликтология : управление конфликтами. Академический Проект ; Гаудеамус, 2007. 799 с.
    3. Громова О. Н.Конфликтология: Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000. 319 с.
    4. Донцов А. И.Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. 208 с.
    5. Кильмашкина Т. Н.Конфликтология: социальные конфликты. М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА, 2004. 278 с.
    6. Коваленко Б. В., Пирогов А. И., Рыжов О. Л.Политическая конфликтология. М.: Ижица, 2002. 400 с.
    7. Левин К.Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. 408 с.
    8. Гришина Н. В.Психология конфликта. СПб.: Питер, 2004. 464 с


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конфликт соцэкономический ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.