Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Мелкая моторика

  • Вид работы:
    Другое по теме: Мелкая моторика
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    12.01.2018 20:54:46
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством игр и упражнений пальчиковой гимнастики8

    1.1. Взгляды отечественныхи зарубежных учёных на процессразвития мелкой моторики8

    1.2. Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста15

    1.3. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста21

    1.4. Возможности использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста23

    Список литературы25















    Введение

    Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка(М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).

    Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

    Развитие мелкой моторики это развитие тонких движений кистей и пальцев рук. Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

    В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.

    В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…».

    Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

    Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор отточенных моторных функций. Ребёнок осознаёт, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
    По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
    Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

    В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, развитие координации движений. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её со всеми структурами.

    Актуальность темы исследования определяется важностью, которую играет развитие мелкой моторики рук в дошкольном возрасте. Значимость данной проблемы сохраняется на протяжении уже нескольких десятилетий, не теряя своей важности.

    Объект исследования: развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: игры и упражнения пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

    Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность игр и упражнений пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи исследования:

    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

    2. Определить специфику развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

    3. Выявить исходный уровень развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста посредством серии игр и упражнений пальчиковой гимнастики.

    4. Провести путём опытно-экспериментальной работы игры и упражнения пальчиковой гимнастики с целью развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

    5. Выявить результативность проведённой работы по развитию мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования: мы предполагаем что игры и упражнения пальчиковой гимнастики эффективны для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста при следующих условиях:

    1. игрынаправленынакоординацию и синхронизацию движений мелких мышц обеих рук;
    2. смена движений выполняется по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним);
    3. движения выполняются точно, с ускорением при повторениях.

    Методологическая основа исследования:

    Кольцова М.М., Понащенко Л.А., Фомина Л.Л. теоретические положения о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

    Воронцова М.С., Светлова И. пальчиковые игры для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

    Павлова Л., Цвынтарный В.В. автодидактические игры с предметами для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

    Методы исследования:

    1. Теоретические: анализ психологической, педагогической, социально-психологической литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий исследования.

    2. Эмпирические:

    «Перебор пальцев» (Е.И. Рогов)

    «Одновременное и поочередное сжимание кистей» (пробы Озерецкого)

    «Копирование группы точек» (тест Керна-Йерасика)

    3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.

    Теоретическая значимость: рассмотрен теоретический аспект формирования уровня мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста и определена значимость игр и упражнений пальчиковой гимнастики как средства формирования уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

    Практическая значимость: Разработана практическая методика развития мелкой моторики, не требующая большого объёма специальных занятий и реализуемая в рамках повседневной деятельности дошкольных учреждений.

    Результаты исследования могут использоваться в профессиональной подготовке и переподготовке психолого-педагогических кадров в системе высшего и среднего образования, в деятельности психологов, педагоговвоспитателей и других специалистов.

    Экспериментальная база: МКДОУ «Звёздочка» д/с №4 ЗАТО Солнечный, Красноярского края.

    Этапы опытно-экспериментальной работы:

    1. Подготовительный этап: подбор диагностических методик для выявления уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста, определение качественных, количественных показателей для обработки результатов исследования.

    2. Констатирующий этап: диагностическое обследование каждого ребёнка (индивидуально), выявление исходного уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста, на основе полученных данных принятие решения о проведении педагогического эксперимента с применением игр и упражнений пальчиковой гимнастики.

    3. Формирующий этап: подбор игр и упражнений пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.

    4. Контрольный этап: выявление итогового уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста после проведения игр и упражнений пальчиковой гимнастики.

    5. Заключительный этап: сравнительный анализ итоговых данных, формулировка выводов.

    Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.





    Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития
    мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
    посредством игр и упражнений пальчиковой гимнастики
    1.1. Взгляды отечественныхи зарубежных учёных на процессразвития мелкой моторики
    Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

    В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
    Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти в содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, таких предметов как труд и физическая культура, закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления). Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.
    Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
    Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга.
    Все мыслительные процессы сознания, как осознаные так и неосознаные, отражаются на мелких движений пальцев, положении рук и жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики. Развивать тонкую моторику необходимо в любом возрасте как детям, так и взрослым.

    Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно ещё и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

    Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребёнка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

    В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвящённой проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи - фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры - участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кине-сгетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы лремоторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков».

    Если у ребёнка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

    Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки. Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.

    Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика речь восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребёнку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребёнок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребёнок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решётку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решётки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребёнок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребёнок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелко-моторные навыки, ребёнок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование ещё и мышления, и памяти ребёнка.

    Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание. Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика речь восприятие высшие психические функции (мышление, память, внимание).
    О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.
    Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По её мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.

    Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно ещё и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

    Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
    Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребёнка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребёнок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребёнок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребёнком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребёнок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребёнок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам.
    По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребёнок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребёнка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом.

    Последние десятилетия характеризуются усилением внимания к изучению механизма психомоторного развития мелкой моторики детей.
    М.Ю. Кистяковская отмечала, что одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Особенно велико влияние двигательной активности на физическое и нервно-психическое развитие детей. Несвоевременное развитие движения оказывает пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте.
    В сборнике научных статей под редакцией Б.А. Ашмарина, дается описание изучения мелкой моторики, которая рассматривается как двигательные качества, делаются выводы о том, что связи морфологических признаков физического развития с психическими процессами осуществляются, в основном, через психомоторику.

    Многочисленные исследования, проведенные Е. Флейшманом, позволили ему выявить следующие направления изучения мелкой моторики:

    1. Тонкая координация движений это точные движения больших мышечных групп (движения руками, ногами).

    2. Координация отражает движение рук, ног, или одновременное движение ногами и руками.

    3. Ловкость рук координированные и быстрые движения, действия рук с относительно большими объектами.

    Таким образом, мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребёнка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Особенно велико влияние двигательной активности на физическое и нервно-психическое развитие детей. Несвоевременное развитие движения оказывает пагубное влияние на ребёнка и создаёт трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте.

    1.2. Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон, их меиленизацией и налаживанием работы координационных уровней.
    Плодотворное изучение моторики возможно лишь при целостном понимании психической и двигательной деятельности, признание её интегративного характера. Развитие можно рассматривать в рамках моторного, сенсорного и когнитивно-мыслительного компонентов. Одним из условий и показателем хорошего моторного и психического развития ребёнка является своевременное и разностороннее развития его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы.
    Нервные импульсы, возникающие при выполнении различных движений, стимулируют развитие мозга, в том числе и моторные зоны коры больших полушарий. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций. Если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием.

    На более поздних этапах онтогенеза формирование движений продолжается, но идёт опосредованно, под влиянием второй сигнальной системы («высших центров»): в мозге развиваются и совершенствуются уровни управления произвольными движениями.

    Двигательная функция - ведущая с рождения. Анатомически незрелые нервные волокна меняют свою структуру, развиваются и созревают благодаря нервным импульсам, которые проходят по ним во время движения. Следовательно, движения обеспечивают ребёнку анатомическую зрелость нервной системы, что в свою очередь является необходимым условием полноценного развития. Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, но и в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки и умения.

    Основные особенности и закономерности двигательного развития ребёнка дошкольного возраста позволяет понять теория отечественного физиолога Н.А.Бернштейна. Автор теории показывает, что в основе любого двигательного акта лежат сложные, иерархически организованные системы сенсорных коррекций, которые формируются у человека по мере овладения разнообразными двигательными действиями и обеспечивают фундамент для развития физических качеств человека.

    Дети 3-7 лет отличаются подвижностью и двигательным богатством, которые проявляются в выразительной, изобразительной и обиходной моторике.

    В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений. К 7 годам, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений, и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. В 3-4 года ребёнок не только уже давно безукоризненно ходит, но и бегает, прыгает. Это значит, что механизмы координирования всевозможных видов локомоций и поддержания равновесия выработаны к этому времени давно и прочно. Дети от 3 до 7 лет обычно поворотливы, подвижны, грациозны. Вся их двигательная деятельность свободна, непринужденна, начинается и оканчивается в меру их потребностей.
    С другой стороны грациозность и локомоторная подвижность у детей соединяются в тоже время с очень низким уровнем общетелесной (не говоря уже о ручной) ловкости. Это «грациозная неуклюжесть» столь характерная для них, объясняется тем, что ловкость, представляющая собой своего рода двигательную маневренность, находчивость, способность к быстрому комбинированию адекватных двигательных формул, нуждается в высоком функциональном развитии кортикальных уровней, и насыщением их психомоторным опытом. Движения приобретают силу и точность. В дошкольном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребёнка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно - двигательной координации) отмечается именно в возрасте 6-7 лет.
    Развитие движений ребёнка дошкольного возраста протекает в тесном контакте с его психическим развитием. В этот период наблюдается психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности, оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. В наибольшей степени это относится к движениям пальцев рук.

    Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребёнка; если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие оказывается нормальным.

    Развитие моторики играет важную роль в овладении письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

    В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения. Б.Б. Косов отмечал, что главным фактором психомоторного развития является произвольность движений. А.Р. Лурия выдвинул положение о том, что развитие произвольных движений у ребёнка начинается с возникновения у него способности выполнять речевую инструкцию взрослого.

    Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношений предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. Уже в раннем детстве у ребёнка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребёнок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действия восприятия, направленных на обследование свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.

    К 6 годам постепенно начинает развиваться апперцепция влияние на восприятие собственного опыта, в связи с чем, восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия наблюдение, рассматривание, поиск. Появление устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцептивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребёнка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер. В дошкольном возрасте повышается точность и быстрота осуществления персептивного действия при решении персептивных задач, происходит свертывание и уменьшение количества и амплитуды движений рецепторных аппаратов. Это оказывается возможным за счет интериоризации отдельных операций, образования внешних ориентировочных действий, за счет переноса средств осуществления в план представлений, формирования внутренних эталонов.

    Таким образом, развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте осуществляется по нескольким направлениям. Моторное развитие связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон, их меиленизацией и налаживанием работы координационных уровней. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций. Дети от 3 до 7 лет обычно поворотливы, подвижны, грациозны. С другой стороны грациозность и локомоторная подвижность у детей соединяются в тоже время с очень низким уровнем общетелесной ловкости. Это связано с тем что, ловкость нуждается в функциональном развитии кортикальных уровней и насыщением их психомоторным опытом. В этот период начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения всё большего числа двигательных навыков, и предметных ручных манипуляций. Моторное развитие ребёнка связано с развитием способности к словесной регуляции движений. Начиная с 3-4 лет словесная инструкция взрослого может остановить начавшееся действие или переключить ребёнка с одного действия на другое. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Что приводит к появлению устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию чувственных образов. Повышается точность и быстрота осуществления перцептивного действия при решении персептивных задач, происходит свертывание и уменьшение количества и амплитуды движений рецепторных аппаратов. Это происходит за счёт переноса некоторых действий в план представлений.

    1.3. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

    В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в игре происходит разностороннее развитие ребёнка.

    Игра является универсальной формой детской активности. Всякая игра связана с работой фантазии, так как объект игр, в значительной своей части соткан воображением. Однако игра требует хоть капли реальности, как исходной основы для работы фантазии. Игра удовлетворяет потребность ребёнка в движениях, предусматривает умственную активность, которая всегда связана с работой воображения, так как ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. С одной стороны, игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, с другой стороны, в игре происходит познавательное развитие ребёнка, так как, играя, ребёнок познает окружающий мир. Игра дает свободу. «По приказу» играть нельзя, только добровольно. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время, для игры характерна регламентированность, так как ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Игра социальна по своему происхождению и по содержанию и не может полноценно развиваться без общения с взрослым и без разнообразных впечатлений об окружающем мире.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны с одной стороны, а с другой стороны создают условия для познания окружающего мира.
    Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отражают в игре то, что видят вокруг. Пальчиковые игры также отражают реальность окружающего предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы.
    Для любой игры характерно наличие воображаемой ситуации. Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

    Игры, в том числе и пальчиковые, очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
    Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмическими стихотворениями, подразделяются на два типа:
    1) fingerplay - собственно пальчиковые игры, сидячие,

    2) action rhyme - игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.

    Поговорки, потешки, которыми сопровождаются пальчиковые игры, делают их максимально эффектными, а также просто забавными и интересными.

    Таким образом, пальчиковые игры относятся к видам игр, берущих свое начало в исторически сложившихся традициях этноса. Пальчиковые игры это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки.

    1.4. Возможности использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста

    Ученые, которые изучали деятельность детского мозга и психику детей, отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук обычно приводит педагога к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию моторики. Пальчиковые игры являются великолепным средством развития мелкой пластики движений у ребёнка.
    В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивается скорость движения, отчетливость.
    М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических функций от рук, а точнее от пальцев, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи. Речевые центры развиваются также благодаря тому, что игра сопровождается рифмованным проговариванием, или пропеванием.
    Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребёнку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребёнка к тому, что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим.
    Таким образом, пальчиковые игры являются великолепным средством развития мелкой пластики движений у ребёнка и активизируют моторику рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Использование пальчиковых игр в работе с детьми способствует развитию у них ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, скорости движения, способности к словесной регуляции движения. Пальчиковая игра подводит ребёнка к полному дифференцированному восприятию, так как перед ним ставится задача вычленения отдельных действий, из которых она состоит.
    Выводы по главе I
    Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

    Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

    Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребёнка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики. Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребёнка. Пальчиковые игры это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки.




    Список литературы

    1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.: Т. 2 / Б.Г.Ананьев; Под ред. А.Л. Бодалева. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
    2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условных рефлексов / П.К.Анохин. М.: Медицина, 1968.
    3. Балашова С.С. Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов; сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993.
    4. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму». - М., ГНОМ и Д, 2003.
    5. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / под ред. В.П. Зиненко. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 688 с.
    6. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1991.
    7. Богатырёва З. Н. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Педагогика, 1987.
    8. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству». М.: Владос, 2001.
    9. Венецкая О.Е. Музыка средство активизации движения // Начальная школа. 2000. № 1.
    10. Галянт И., Галянт М. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. 2003. - № 1. С. 50-53.
    11. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Академия, 2000. 288 с.
    12. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.Практикум по возрастной психологии: Уч. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Речь, 2002. 694 с.
    13. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
    14. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Журнал «Дошкольное воспитание». 2006. - №11.
    15. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 347 с.
    16. Зимина А.И. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000.
    17. Кистяковская М.Ю. Развитие движений детей первого года жизни. М.: Педагогика, 1970.
    18. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. СПб.: Кристалл, 1996.
    19. Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Белоусов А.Н. Детская психология: Учеб. пособие. Минск: Университетское, 1988. 399 с.
    20. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: ИД «МИМ», 1998. 192 с.
    21. Косов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. СПб.: Кристалл, 1989.
    22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. заведений. М.: ТЦ Сфера, 2004. 462 с.
    23. Леонова Е., Тетенькина Е. Поможем себе // Дошкольное воспитание. 2004. - № 3. - С. 51-53.
    24. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. М.: УРАО, 1998.
    25. Методика психомоторной практики / Под ред. Н.Я. Большуновой, сост. Е.И. Карандашева. Бердск: МОУ-ЦО «Пеликан», 1998. 26 с.
    26. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. 7-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. 456 с.
    27. Никандров В.В. Психомоторика: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004.
    28. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студентов дефектологического факультета высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. 376 с.
    29. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс, 2002. 320 с.
    30. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Л.: Академия наук СССР, 1952.
    31. Плутаева Е., Лосева П. Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет // «Дошкольное воспитание». 2005. - №3, №5, №6.
    32. Плутаева Е., П. Лосев Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. 2005. - № 5. С. 28-35.
    33. Похорукова М.П. Коррекция речи учащихся начальных классов через использование пальчиковых игр с музыкальным сопровождением: Методические рекомендации. Иркутск, 2003.
    34. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. - № 1. С. 60-64.
    35. Рисование с детьми дошкольного возраста / Под ред. Р.Г. Казаковой. М., Творческий Центр, 2004.
    36. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности». СПб, КАРО, 2007.
    37. Сеченов И.М. Избранные произведения: в 2-х т.: Т 1. М. 1952.
    38. Сеченов И.М. Психология поведения / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
    39. Сиротюк А.Л. Коррекция интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
    40. Титов В.А. Психофизиология. Конспект лекций. М, 2003.
    41. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. инст. / Под ред. А.В.Петровского; сост. В.В.Мироненко. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1987.
    42. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1990. 319 с.
    43. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 2002. 32 с.
    44. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учебное пособие для педагогических училищ. М.: Просвещение, 1981. 240 с.
    45. Щелованов Н.М. Некоторые отличительные особенности в развитии высшей нервной деятельности человека. Л., 1926.
    46. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Мелкая моторика ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.