Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Молодежь (соцработа)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Молодежь (соцработа)
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    13.05.2017 5:28:57
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………….1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ……………………………………………………………...1.1Молодёжь как объект социальной работы………………………………….1.2Концептуальные подходы к определению сущности молодёжи………….1.3Принципы и методы социальной работы с молодёжью……………………2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ……………………………………………………………...2.1Государственная молодёжная политика РФ………………………………..2.2Специфика деятельности учреждений и органов по делам молодёжи……2.3Добровольческие движения как форма работы с молодёжью…………….Заключение…………………………………………………………………………Библиографический список……………………………………………………….


    Введение

    Актуальность темы исследования. Значение социальной сферы трудно переоценить, не беря во внимание конкретные области социальной сферы, в которых проводится политика государства. К сфере социальной политики относят часть политики государства, при которой, с помощью определенных действий, смягчаются негативные последствия неравенства индивидуального и социального типа, а также сглаживаются социально-экономические потрясения, происходящие в обществе. Важнейшей составляющей экономической политики государства выступает государственное регулирование социально-экономических отношений, являясь по сути одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления.

    Ключевая роль молодёжи как особой социальной группы, сегодня становится всё более очевидной. Она представляет собой необъятный потенциал для воплощения новых замыслов, а не только смену одного поколения другим. Тем не менее, молодежь часто испытывает затруднение с самоопределением, т.к. среди большого количества альтернативных вариантов развития попадаются ложные варианты, которые не способны дать то чего бы ей хотелось. Кроме того, бывают ситуации, при которых молодые люди, в силу отсутствия возможности, желают, однако не могут попробовать себя в том или ином виде деятельности.

    Полного оформления термина «социальная работа с молодежью» в системе социальной работы в России еще не произошло. Также в среде российской молодежи не сформирована и культура обращения в социальные службы для решения своих проблем разного характера. Особые, специфические социальные проблемы молодежных групп свидетельствуют о необходимости формирования системы социальной работы, пригодной для решения этих трудностей.

    Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что вопросы конструирования социальной работы с молодежью считаются актуальными, следовательно, актуальна и данная тема исследования.

    Степень научной разработанности. Направление в социальной работе, посвященное молодёжи, изучали Ю.Г. Волков, П.Д. Павленок, Ю.Р. Вишневский и др. Походы к определению сущности молодёжи базировались на таких концепциях, как: психоаналитическая (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон, И.С. Кон, В.Т. Лисовский), структурно-функциональная (С.И. Григорьев, В.Г. Немировский, М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги), рискологическая (У. Блэк, Э. Гидденс, М. Дуглас, Н. Луман), и гуманистическая концепция И.М.Ильинского.

    Цель курсовой работы рассмотреть основные направления социальной работы с молодёжью в РФ.

    Объект исследования - молодежь как социальная группа.

    Предмет исследования направления социальной работы с молодежью.

    Задачи курсовой работы:

    1. изучить молодежь как объект социальной работы;
    2. рассмотреть принципы и методы социальной работы с молодежью;
    3. определить специфику деятельности учреждений и органов по делам молодежи.

    Методологическая основа. В рамках работы были проведены теоретический анализ литературы по теме и исследования данных статистики.

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

    1.1 Молодежь как объект социальной работы


    Молодёжь представляет собой особую социально - демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функции в социальной структуре общества специфических интересов и ценностей.

    Молодые люди обладают высокой социальной активностью, мобильностью, способностью к быстрой активизации внутреннего потенциала, но в тоже время в связи с отсутствием жизненного опыта и определённых ресурсов молодёжь испытывает трудности при решении, возникающих у них проблем. Наличие у молодёжи определённых проблем и отсутствие возможности их самостоятельного решения, обуславливает необходимость социальной работы с данной категорией.

    Современная молодёжь является активной социально-демографической группой, переживающей период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых.

    Молодёжь, как социально-демографическая группа, выделяется на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения.

    Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни семейной и вне семейной социализации: каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами нормы ценностей, установки, представления и стереотипы.

    К социальным функциям, выполняемых молодежью, можно отнести следующее:

    1. наследование достигнутого уровня и обеспечение преемственности развития общества и государства;
    2. формирование будущего образа общественного устройства и выполнение функции социального воспроизводства;
    3. обладание потенциалом развития экономики инновационного характера, а также социальной сферы, образования, науки и культуры;
    4. формирование основной части кадров силовых ведомств, которые несут ответственность в рамках обеспечения правопорядка и безопасности страны.

    Целостная и последовательная социальная работа с молодежью призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством.

    Своеобразие молодёжи как социальной группы порождает её уязвимость в широком смысле слова. Это выражается в следующем:

    1. значительная доля тех, кто не имеет в полном смысле слова своего собственного социального положения, а именно, учащиеся и студенты, и кого характеризуют главным образом за счёт либо прошлого социального статуса (социальное положение родителей), либо будущего социального статуса (сфера будущей профессиональной деятельности);
    2. принадлежность молодёжи к различным структурам общества, а также мера её включённости в модели социально одобряемого поведения.
    3. молодёжь не является саморазвивающейся системой, так как она часть общества, включенная во всё многообразие его связей и отношений и несущая на себе весь комплекс противоречий, связанных с реализацией присущих ей общественных функций (воспроизводственной, трансляционной, инновационной).

    Под социальной работой с молодёжью, по мнению Е.П. Агаповой, понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

    Объектами социальной работы с молодёжью являются граждане в возрасте от 18 до 30 лет, молодые семьи в первые три года брака, а при наличии детей до 30 лет, а также молодёжные организации и объединения.

    Основными задачами социальной помощи молодёжи являются помощь в адаптации к изменяющимся социальным условиям при вхождении в мир взрослых, социализация, профессиональная ориентация, трудоустройство, социальное обеспечение.

    Таким образом, молодежь в качестве объекта социальной работы рассматривается как группа, которая переживает период становления зрелости -социальной и психофизиологической, а также проходит адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых. На молодежь возложены определенные функции в обществе, поэтому от эффективности реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи во многом зависит степень реализации возложенных на государство целей и задач. Кроме того, молодежь как социальная группа уязвима, что тоже требует учета при организации работы с ней.



    1.2 Концептуальные подходы к определению сущности молодёжи.



    Среди социологов и демографов более трех десятилетий продолжаются дискуссии по поводу определения понятия «молодежь» как возрастной когорты и возрастных границ для этой социально-возрастной группы населения. Под возрастными когортами понимаются «выделяемые в социокультурной традиции данного социума стадии жизни, этапы жизненного цикла личности, с которыми ассоциируется определенный круг видов деятельности, занятий, статусов, социальных ролей, психологической комфортности, мировосприятия, самоидентификации».

    Возрастные границы периода «молодости» достаточно подвижны и во многом социально обусловлены. В различных сферах жизнедеятельности молодого человека в обществе как нижняя, так и верхняя границы молодежного возраста определяются неодинаково, и сам этот период имеет разную временную длительность. Нижняя граница в современной юнологии, как правило, устанавливается по биопсихическим параметрам: половому созреванию, физическому росту, становлению устойчивой психики и переходу к внутренним проблемам личности, её самоопределению в мире. Верхняя граница связана с наступлением социальной «взрослости», которая характеризуется тем, что человек здесь обладает правом свободы выбора и принятия самостоятельных решений, а также всей полнотой ответственности за результаты своего выбора и действий по его осуществлению.

    Среди ученых, изучающих проблемы социологии молодежи, В.Т. Лисовский одним из первых определил понятие «молодежь»: «Молодежь поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 14 до 30 лет».

    Рассмотрение концепций молодежи дает возможность определить ее особенности как объекта социальной работы.

    Первые концепции молодежи появились в начале ХХ века, когда в США (Г. Стенли, Холл), а немного позже в Германии (Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, В. Штерн и др.) и России (В.И. Ленин, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) сформировались три основных направления теоретического осмысления этого феномена:

    1. трактовка молодежи как носительницы психофизических свойств молодежи;
    2. понимание молодежи как культурной группы;
    3. постижение молодежи как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений.

    К началу зарождения современных концептуальных теорий молодежи можно отнести период 19301940-е гг., когда на Западе, а позднее и в России в рамках социологии как науки возникла необходимость изучения проблем молодого поколения. Поводом к этому послужили активизация молодежи в структуре социума и в сфере производства, что привело к необходимости разработки теорий и концепций для ее изучения. Возрастание интересов общества к молодежи было связано, прежде всего, с необходимостью решения определенных общественных проблем, вследствие чего возникла необходимость серьезного подхода к ее изучению. Общество стремилось к пониманию сущности молодого поколения для дальнейшего определения тех стратегических задач, в решении которых можно было бы использовать молодежь как ресурс. С точки зрения науки, концепции и теории молодежи сформировались лишь к концу 1980-х гг. Наиболее значимыми среди них стали:

    1. Психоаналитическая концепция основана на теории З. Фрейда, а также на теории жизненного пути личности, которую вывели его ученики Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон и которая получила дальнейшее развитие благодаря неофрейдистам Г.С. Салливану, К. Хорни и Э. Фромму. Основой психоаналитической концепции является идея о соотношении биологической, социальной и психологической сущности человека. В соответствии с развитием молодежи это соотношение меняется, что приводит к определенным, связанным с этим процессом проблемам: конфликту поколений, возникновению агрессивного поведения вследствие негативного настроя по отношению к существующему общественному строю.

    Среди российских ученых к последователям психоаналитической концепции можно от-нести Л.М. Архангельского, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, научные труды которых отражали важнейшие проблемы развития личности, механизмы формирования молодежного сознания и преодоления социального отчуждения. В 19601970-х гг. в Советском Союзе началось становление социальной концепции молодежи, которая связана с работами И.С. Кона. Данный автор очертил границы ее содержания на базе социологического и психологического подходов к молодежи. Определение молодежи И.С. Коном вошло в Большую советскую энциклопедию, что в первую очередь означало единство взглядов в этом направлении с научным сообществом. Согласно этому определению, молодежь это « социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим из социально-психологических свойств». В качестве одной из важнейших психологических особенностей И.С. Кон выделяет разноуровневое развитие, считая это особенностью и причиной противоречий юношеского периода. В рамках психоаналитической концепции молодое поколение рассматривалось, прежде всего, с позиции психологических особенностей и определялось как социальная группа, состоящая из индивидов, с присущими им специфическими и возрастными характеристиками.

    1. Структурно-функциональная концепция объединила теории Д. Белла, Г. Маркузе, Р. Мертона, Т. Парсонса, В. Райха, в рамках которых молодежь анализировалась как социально-демографическая группа в обществе. Таким образом, это положило начало структурного функционализма в общей социологии. В рамках данной концепции молодежь рассматривается в качестве элемента общества, связанного посредством взаимодействия с другими элементами, представляя с ними единую систему, но выполняя свою определенную функцию и неся свой вклад в развитие целого.

    К отечественным представителям структурно-функциональной концепции относятся такие известные российские социологи, как С.И. Григорьев, В.Г. Немировский, М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. Наиболее крупной работой на эту тему является исследование М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги « Молодежь России: социологический портрет», в котором авторы пишут, что « в результате социализации молодежи, она либо идентифицирует себя с господствующими социально-экономическими отношениями и нормами общества, и тогда бесконфликтное воспроизводство последнего гарантировано, либо по тем или иным причинам не идентифицирует себя с основными нормами общества, отчуждается от них, и тогда назревает конфликт поколений». В целом, структурно-функциональный подход базируется на определении включенности молодого поколения в структуры управления при его реальном участии в принятии решений, что в целом определяет характер отношений молодежи и общества.

    1. Рискологическая концепция формируется под влиянием рискологических теорий У. Блэка, Э. Гидденса, М. Дугласа, Н. Лумана . Данная концепция определяет риск одним из важнейших характеристик молодежи, что с одной стороны создает определенные условия для жизнедеятельности, а с другой способствует самореализации и саморазвитию молодого поколения. Так, например, общество, являясь динамичным, связано с рисковыми ситуациями, а молодежь не может быть отделена от общества и, как следствие этого, подвергается риску. В процессе своего социального развития молодежь сама становится субъектом риска, поэтому данная концепция рассматривает молодость как рискованный период, связанный с неопределенностью.
    2. Гуманистическая концепция молодёжного движения, автором которой является И.М. Ильинский одна из наиболее влиятельных концепций в нашей стране, а также получившая широкое признание в научном обществе. В ней развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место. По мнению И.М. Ильинского, «молодежь это ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но также экономическое, социальное, политическое». Если в обществе, в деятельности государства делается ставка на молодежь, то этим изменяется не только будущее, но и настоящее, поскольку политика начинает строиться с опорой на управление процессами, на опережение событий, оттесняя политику запоздалых реакций на уже случившееся.

    Данная концепция включает в себя восемь базовых положений:

    1. Молодежь это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части («молодежь часть общества; молодежь часть общества»).
    2. Молодежь по природе двойственна: она явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.
    3. Молодежь явление конкретно-историческое.
    4. Молодежь это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.
    5. Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.
    6. Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.
    7. Молодежь носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем.
    8. Молодежь объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней. Концепция И.М. Ильинского основывается на инновационном потенциале молодежи, ее политической неопытности, романтизме, физической выносливости и т.п.

    На научной базе этой концепции осуществлялись важнейшие концептуальные разработки в сфере молодежной политики и готовились соответствующие документы (включая законопроекты, проекты правительственных постановлений, федеральных и региональных целевых программ, ведомственных нормативных правовых актов и др.), велся анализ мирового и отечественного опыта практической реализации государственной молодежной политики.

    Подводя итог, можно отметить, что все существующие концепции и теории определения сущности молодежи взаимосвязаны между собой и органично дополняют друг друга, что приводит к возможности наиболее полного изучения и понимания этого социального феномена. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.


    1.3 Принципы и методы социальной работы с молодежью



    Молодежь, с позиции общества и государства рассматривается как базовый стратегический ресурс. Данную группу относят к реальному субъекту социально-экономической политики. Кардинальная смена отношений к группе молодежи, разработка системы взаимодействия с ней на всех уровнях государственной власти подтверждает актуализацию внимания к проблемам молодежи как особой социальной группы.

    Ключевые принципы социальной работы с молодежью формулируются на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, на региональном и местном. За счет этого расширяется, укрепляется и совершенствуется нормативно-правовая база, а это в свою очередь находит свое отражение в решениях и документах на уровне федеральных органов исполнительной власти.

    Исходными положениями в области социальной работы с молодежью в РФ считаются:

    1. единодушие и неделимость во всех субъектах РФ подходов и механизмов к организации молодежной работы, Организация молодежной работы осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, используемыми в данной сфере;
    2. взаимоответственное отношение между государством и исследуемой социальной группой. С одной стороны, государство несет ответственность в рамках социально-экономического, экологического, культурного состояния. С другой стороны, молодежь несет ответственность за сохранение и приумножение ее внутренних ресурсов, обеспечивая преемственность и поступательность развития страны;
    3. согласованность отношений между молодежью, обществом и государством;
    4. в целях наиболее полного удовлетворения потребностей различных групп молодежи обеспечение разнообразия форм, методов и технологий работы с ними;
    5. система мер организационно-управленческого, правового, научного, информационного, финансово-экономического, кадрового характера есть целостная система социальной работы с группой молодежи;
    6. использование принципа равности базовых возможностей при организации социальной работы с молодежью на всей территории РФ без исключения;

    Методы социальной работы с молодежью предполагают:

    1. Индивидуальную социальную работу, как работу, применяемую при решении психологических, межличностных, социально-экономических проблем индивидов и их семей путем личного взаимодействия.
    2. Групповую социальную работу, как метод работы, который используется с целью оказания помощи через передачу опыта в группе.

    Групповая работа может быть реализована в формах клубной и кружковой работы, следовательно, предполагается формирование устойчивого состава группы в определенном конкретном пространстве и при фиксированном времени. Данный метод призван максимально помочь установлению и поддержанию социальных связей, привлечению молодежи для разрешения острых проблем.

    Сегодня происходит формирование и новых методов социальной работы с молодежью. К числу таких относится «мобильная социальная работа».

    Необходимость влияния и контроля за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты, но в тоже время предрасположена к проявлению отклоняющегося поведения и агрессивности способствовало возникновению мобильного метода социальной работы.

    Принцип и цель социальной работы состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах скопления молодежных групп осуществляли поисковую деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных ведомств, центров непосредственно на улицы.

    Таким образом, необходимо отметить, что молодежь в качестве объекта социальной работы рассматривается как группа, которая переживает период становления зрелости - социальной и психофизиологической, а также проходит адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых. Ключевые принципы социальной работы с молодежью формулируются на всех уровнях власти.

    Методы работы с молодежью как особой социальной группы носят индивидуальный и групповой вид. При сохранении традиционных методов социальной работы с молодежью, сегодня формируются и новые методики, которые в большей степени ориентированы на непосредственное взаимодействие с молодежью в естественной дня нее среде.


    2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

    2.1 Государственная молодежная политика РФ.


    Во многих странах до 1920 г. государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствие идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.

    В советской России концепция государственной поддержки молодежи начала разрабатываться в рамках государственной молодежной политики. Особые полномочия по представлению интересов молодежи важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем стала молодежная организация «комсомол».

    В широком смысле слова, государственная молодежная политика представляет собой неотъемлемую составляющую стратегию развития российского общества, целью которой является создание правовой, социально-экономической, организационной, информационной базы для адаптационных процессов и реализации инновационного потенциала молодого поколения в различных сферах деятельности, а также повышения уровня патриотических и гражданских качеств каждого субъекта группы.

    Государственная молодежная политика в узком смысле - системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности..

    Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется при помощи органов государственной власти и местного самоуправления, а также при вовлечении различных общественных объединений и иных организаций и лиц.

    Целями государственной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.

    Государственная молодежная политика реализуется, опираясь на следующие принципы:

    1. Принцип участия. Данный принцип состоит в том, чтобы привлечь молодёжь к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся ее и гражданского общества в целом.
    2. Принцип социальной компенсации. Этот принцип заключается обеспечении социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.
    3. Принцип гарантий определяет предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.
    4. Принцип приоритета даёт предпочтение общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики .

    Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на федеральном и региональном уровнях.

    Стратегическими документами, направленными на достижение целей и задач государственной молодежной политики Российской Федерации, являются:

    1.Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

    2.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

    3.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    4.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российский Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российский Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

    5.Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.

    6.План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 2570-р

    Выделяются приоритетные направления, по которым имеются региональные законодательные акты в области молодежной политики (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 Основные направления в области государственной молодежной политики

    В соответствии с рисунком 1.1 большая часть региональных законодательных актов в области государственной молодежной политики приходится на государственную поддержку детских и молодежных общественных объединений.

    В 71 субъекте Российской Федерации, что составляет 85,5 % всех регионов, реализация основных направлений молодежной политики осуществляется на основе собственного закона. Нет базового закона о молодежи в следующих субъектах Российской Федерации: Чукотском автономном округе, Забайкальском, Пермском краях, Астраханской, Белгородской, Мурманской, Новгородской, Пензенской, Псковской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской областях.

    Распределение программ по основным направлениям выглядит следующим образом (рисунок 1.2).

    Рисунок 1.2 Основные программы в области государственной молодежной политики

    В соответствии с рисунком 1.2 общие аспекты реализации региональной молодежной политики, пропаганда здорового образа жизни и духовно-нравственное воспитание подростков и молодежи - это основные программы в области государственной молодежной политики на сегодняшний день.

    Целевые программы для молодежи реализуются практически во всех субъектах РФ. Более 286 программ реализуются в субъектах Российской Федерации. Эти программы содержат меры государственной политики в отношении молодежи как особой социальной группы.

    Именно программа представляется как важнейшее средство решения проблем молодежи. Реализация основных направлений молодежной политики обеспечивается за счет комплексного подхода их реализации, способствует акцентированию во временной перспективе, в связи с этим разрабатываются долгосрочный, среднесрочный и краткосрочные программные механизмы. Благодаря программному механизму учитывается влияние государственных мер на стабилизацию и модернизацию наиболее значимых сфер деятельности общества.

    Таким образом, государственная молодежная политика представляет собой неотъемлемую составляющую стратегию развития российского общества, целью которой является создание правовой, социально-экономической, организационной, информационной базы для адаптационных процессов и реализации инновационного потенциала молодого поколения в различных сферах деятельности, а также повышения уровня патриотических и гражданских качеств каждого субъекта группы. Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется при помощи органов государственной власти и местного самоуправления, а также при вовлечении различных общественных объединений и иных организаций и лиц. Но, несмотря на значительные достижения в сфере государственной молодежной политики, она требует дальнейшей проработки и совершенствования.



    2.2 Специфика деятельности учреждений и органов по делам молодежи.



    В соответствии с Примерным положением «Об учреждении органов по делам молодёжи», которое было разработано в 2005 г., учредителями различных служб по вопросам социальной работы с молодежью могут быть органы по делам молодёжи субъектов РФ и муниципальные органы по делам молодёжи в порядке, который установлен законодательством РФ.

    В соответствии с данным положением система учреждений органов по делам молодёжи состоит из:

    1. учреждений по делам молодёжи. Данные учреждения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
    2. муниципальных учреждений. Муниципальные учреждения находятся в собственности и в ведении органов местного самоуправления.

    При организации социальной работы с молодёжью, учреждениями могут быть предоставлены следующие услуги:

    1. социально-профилактические;
    2. психолого-педагогические;
    3. медико-консультационные;
    4. услуги информационного и правового характера;
    5. культурно-досуговые;
    6. направления, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания подростков и детей.

    Непосредственная реализация данных социальных услуг возлагается на специалиста по социальной работе с молодёжью.

    Систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы, которые имеют своей направленностью создание условий для развития личности молодых людей представляет собой основное содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодёжи.

    Социальные учреждения органов по делам молодёжи осуществляют свою работу по следующим направлениям:

    1. Оказание помощи в организации занятости молодежи.

    Направление реализуют путем организации профессиональной подготовки и проведению мероприятий по трудоустройству. Для этого используют следующие формы:

    1. ярмарки вакансий;
    2. консультация относительно ситуации на рынке труда, как в отношении молодого поколения, так и собственно работодателей;
    3. организации временного трудоустройства;
    4. осуществление квотирования рабочих мест.
    5. Организация профилактической работы с молодежью, реализуемая через индивидуальные и групповые формы.

    Социально-профилактическая работа индивидуальной формы взаимодействия включает в себя:

    1. консультирование со специалистами;
    2. организация процесса беседы;
    3. запрос информации;
    4. организация встречи и пр.

    К групповым социально-профилактическим работам следует отнести:

    1. лекционные занятия;
    2. тренинги;
    3. игровые технологии;
    4. дискуссии;
    5. экскурсии и пр.
    6. Военно-патриотическое направление.

    Реализация этого направления осуществляется в подростково-молодёжных клубах органов по делам молодёжи.

    1. Организация досуговой деятельности.

    В данном направлении прикладное и техническое творчество, социально-полезная, спортивно-оздоровительная, художественно-творческая деятельность служит возможностью самореализации.

    Социальная работа с молодежью осуществляется не только через органы власти, но также с помощью иных социальных институтов. К таким институтам относятся общественные объединения. Под общественными объединениями понимаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие объединения, которые объединяются на основе общности интересов для реализации некоторых целей, прописываемых уставе данного общественного объединения.

    Общественные организации, реализуя государственную молодёжную политику, характеризуются достаточно высоким значением и ролью. Благодаря им решаются конкретные проблемные вопросы молодого поколения. В рамках общественных объединений зачастую реализуются программные механизмы создания социальных молодёжных служб, бирж труда для молодёжи, центров развития молодёжного предпринимательства, спорта и пр. Также осуществляется работа по выявлению и поддержке талантливой молодежи, возрождению нации и культуры, летнему отдыху, решению жилищных проблем и многое др. Немаловажна и консолидирующая функция общественных объединений, интегрирующая молодых людей. В общественных объединениях происходит социализация молодёжи, приобщение её к социальной деятельности и гражданскому обществу.

    Таким образом, учреждения и органы по делам молодежи могут относиться к субъектам РФ и муниципалитету. Кроме того, работа может быть организована путем создания различных общественных объединений. Реализуемая на разных уровнях управления, в целом их работа представляет собой последовательное проведение инновационных технологий и форм работы, которые имеют своей направленностью создание условий для развития личности молодых людей и представляет собой основное содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодёжи.



    2.3 Добровольческие движения как форма работы с молодёжью.

    Добровольчество в современной России стало значимым социальным явлением, способным, при благоприятных условиях, создаваемых совместно обществом и государством, стать значительным источником для социального и экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Концепцию добровольческой деятельности в современной России можно определить, как вид социально ориентированной - благотворительной деятельности граждан, направленной на решение социальных проблем и улучшение качества жизни людей, развитие гражданского общества.

    Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», под добровольцем понимается человек, который без какого-либо принуждения и на безвозмездной основе занимается деятельностью, направленной на разрешение социально-значимых проблем.

    Добровольческое движение представляется как движение, в котором участвуют и отдельные граждане, и различные группы людей, которых объединяет какой - либо признак, осуществляемое форме труда безвозмездного или труда, с изначально сниженной платой при выполнении общественно полезной деятельности. При этом, учитывается, что у участника добровольческого движения имеется альтернативные варианты получения за свои услуги более высокого заработка.

    Добровольческий труд представляет собой весомую поддержку при разрешении важных проблем, имеющих социальную направленность. Особо это развитие важно в отношении молодежи. Это направление работы с молодежью помогает созданию и сохранению более многогранной социальной структуры, укреплению чувства взаимного доверия, сплоченности, т.е. оказывается значительное благотворное воздействие на общество в целом.

    Данная технология, не требующая больших денежных и трудовых ресурсов, является актуальным механизмом привлечения молодежи. Кроме того, помимо конкретного волонтерского результата, формируется мировоззрение молодежи, что обеспечивает их более успешную социализацию в обществе.

    Степень и форма, при которой молодежь участвует в добровольческой деятельности, информирует и акцентирует государство и общество о реальном состоянии дел в стране. Выделяют пики и спады активности молодежи при участии в данном движении, причем исследуя относительно небольшой исторический отрезок в истории современного российского общества:

    1. период с 1986 по1991 гг. характеризуется высокой социальной и политической активностью молодого поколения;
    2. период с 1992 по 1999 гг. отмечен низкой социальной и политической активностью молодого поколения;
    3. с 2000 г. наблюдается рост социальной активности анализируемой социальной группы;
    4. с 2007 г. происходят процессы самоопределения молодого поколения в рамках его гражданской, социальной, политической роли на фоне роста социальной активности.

    Содержание данных пиков активности различно, следовательно, отличны и социальные последствия.

    Формы работы молодежи в рамках добровольческого движения разнообразно. Участие в мероприятиях городского, областного, регионального и международного значения является одной из форм работы добровольческого движения. Участие добровольцев в реализации программ социальной направленности является другой формой работы в рамках добровольческого движения.

    Специалистами учреждений и органов по делам молодежи проводятся различные работы индивидуального и группового характера, которые направлены на поиск, отработку и анализ тех условий, которые способствуют вовлечению молодежи в добровольческое движение. Также подбираются оптимальные методы, вид деятельности и формы работы, которые наиболее способствуют развитию творческих, коммуникативных, организаторских способностей волонтеров. Кроме того, развиваются организаторские и коммуникативные навыки, творческие способности, молодое поколение развивается интеллектуально и духовно в условиях адаптивной среды.

    Обязательным условием перехода потенциала добровольческого движения в особый ресурс социального воспитания молодого поколения является необходимость его активизации или иначе перехода в более высокое качественное состояние. Следовательно, необходимо выявлять условия организации добровольческого движения как источника социального воспитания молодого поколения.

    "Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года" рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики. Согласно ей отдельное внимание будет уделено популяризации идеи добровольчества (особенно среди молодежи), совершенствованию законодательной базы в данной области, вопросам финансирования и стимулирования.

    Добровольчество - это хороший способ социализации молодежи, ее вовлечения в социально-полезную деятельность. Добровольческие программы могут занять не только внеклассные часы в школе, но и организовать различного рода практику для студентов. Такая деятельность не только дает прямую пользу получателю данной услуги и добровольцу, но и оставляет у молодых людей опыт социально полезной деятельности. Благодаря наличию этого опыта социальной востребованности, доброволец получает некую модель собственной профессиональной социально-ориентированной деятельности.

    Таким образом , развитие добровольческих движений как одной и форм работы с молодежью имеет важное благотворное воздействие. Однако, это движение пока не стало нормой в жизни большинства субъектов. Тем не менее, процессы его развития характеризуются в последнее время все большими темпами, становятся новым трендом. Все это, несомненно, потребует грамотного теоретического оценивания со стороны научных исследований.


    Заключение

    Молодежь в качестве объекта социальной работы рассматривается как группа, которая переживает период становления зрелости - социальной и психофизиологической, а также проходит адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых. На молодежь возложены определенные функции в обществе, поэтому от эффективности реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи во многом зависит степень реализации возложенных на государство целей и задач. Кроме того, молодежь как социальная группа уязвима, что тоже требует учета при организации работы с ней.

    Ключевые принципы социальной работы с молодежью формулируются на всех уровнях власти.

    Методы работы с молодежью как особой социальной группы носят индивидуальный и групповой вид. При сохранении традиционных методов социальной работы с молодежью, сегодня формируются и новые методики, которые в большей степени ориентированы на непосредственное взаимодействие с молодежью в естественной дня нее среде.

    Возникновению мобильного метода социальной работы способствовала необходимость влияния и контроля за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты, но в тоже время предрасположена к проявлению отклоняющегося поведения и агрессивности.

    Принцип и цель социальной работы состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.

    Государственная молодежная политика представляет собой неотъемлемую составляющую стратегию развития российского общества, целью которой является создание правовой, социально-экономической, организационной, информационной базы для адаптационных процессов и реализации инновационного потенциала молодого поколения в различных сферах деятельности, а также повышения уровня патриотических и гражданских качеств каждого субъекта группы. Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется при помощи органов государственной власти и местного самоуправления, а также при вовлечении различных общественных объединений и иных организаций и лиц. Но, несмотря на значительные достижения в сфере государственной молодежной политики, она требует дальнейшей проработки и совершенствования.

    Учреждения и органы по делам молодежи могут относиться к субъектам РФ и муниципалитету. Кроме того, работа может быть организована путем создания различных общественных объединений. Реализуемая на разных уровнях управления, в целом их работа представляет собой последовательное проведение инновационных технологий и форм работы, которые имеют своей направленностью создание условий для развития личности молодых людей и представляет собой основное содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодёжи.

    Развитие добровольческих движений как одной и форм работы с молодежью имеет важное благотворное воздействие. Однако, это движение пока не стало нормой в жизни большинства субъектов. Тем не менее, процессы его развития характеризуются в последнее время все большими темпами, становятся новым трендом. Все это, несомненно, потребует грамотного теоретического оценивания со стороны научных исследований.




    Библиографический список



    1. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Федеральный закон -1995 г.- N 135.
    2. Басова М.Н. Социальные технологии в работе с молодёжью: сущность и классификация / М.Н. Басова, О.Н. Веричева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. − №3. С.171.
    3. Вакуленко О. В. Специфика организации волонтёрского движения молодежи на уровне субъекта административного управления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S2. С. 610.
    4. Возмилкина Е. Н. Молодёжь как объект социальной работы - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26025176_59519174.pdf
    5. Государственная молодежная политика. Региональный опыт реализации / Под ред. Т.В. Новиковой, Б.А. Ручкина. - М.: БЕК, 2014. - 237 с.
    6. Денисова Н. С., Гизатова И. А. Технологии социальной работы с молодежью // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. С.41-49.
    7. Кибанов А. Я. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: монография / А. Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 148с.
    8. Меркулов П.А. Опыт нормативно-правового регулирования молодежной политики в постсоветской России // Власть. - 2013. - № 1. С. 106-108.
    9. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. В.Т. Лисовского. Вып. 1, 2. - СПб.: Перспектива, 2015. 240 с.
    10. Молодежь России: Сборник рефератов статей из периодических изданий за 2015 г. / Сост. С. Г. Миронова; О. В. Кузьмина; Отв. за выпуск О. В. Кузьмина М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2016. 166 с.
    11. Молодежь России: социальное развитие / Под ред. Н.С. Слепцова, В.И. Чупрова. - М.: Просвещение, 2012. 336 с.
    12. Нечаева Л.А. Добровольческое движение как форма работы с молодежью. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.spf.bsu.ru
    13. Организация работы с молодежью : учебное пособие / под ред. Е. П. Агапова, Л. С. Деточенко. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 738 стр.
    14. Ринчинов А.С. Молодежная политика и молодежные организации. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.spf.bsu.ru
    15. Ростовская Т.К. Социальная работа с молодежью: сборник нормативных и правовых документов: практическое пособие/ Т.К. Ростов-ская (автор-составитель) ; под ред. Б.Б. Гусева, В.И. Журко, Ю.В. Коврижных. 2-е изд., доработанное. М. : ВНИИгеоси-стем, 2013. 620 c.
    16. Салагаев А.Л. Молодежные субкультуры / А.Л. Салагаев. - Казань: Изд-во КГТУ, 2017. 116 с.
    17. Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону : Центр универсальной полиграфии, 2012. 324 с.
    18. Социальная работа / Под. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 488 с.
    19. Социология молодежи: Учебник. / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2015. - 460 с.
    20. Сычева А. В. Добровольческое движение в молодежной среде: состояние и перспективы - [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskoe-dvizhenie-v-molodezhnoy-srede-sostoyanie-i-perspektivy.pdf
    21. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. Ч. II. - 112 с.
    22. Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М. А. Шолохова). Коллективная монография под ред. С. Ю. Поповой (Смолик). М.: Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2015. 326 с.
    23. Шекова Е. К. Развитие добровольчества в России [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.nkor.ru/articles/2011/2/4792.html
    24. Щербакова В.П Государственная молодежная политика в современной России как фактор оптимизации социальной адаптации // Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2012. - Вып. 3. - С. 276-288.
    25. Энциклопедия социальной работы / Пер. с. англ. - М.: Проспект, 2014. 528 с.
    26. Ярская В.Н. Социальная работа: опыт философской рефлексии // Социальная работа и социальная философия. - М.: Владос, 2016. 412 с. С. 5-20.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Молодежь (соцработа) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.