Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Патриотическое воспитание(1)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Патриотическое воспитание(1)
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    30.06.2018 18:04:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Физическая культура средство патриотического воспитания в школе

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

    1.1 Сущность понятия «патриотического воспитания»

    1.2 Основные направления патриотического воспитания в школе

    ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ШКОЛЕ

    2.1 Место физической культуры в системе патриотического воспитания

    2.2 Патриотическое воспитание на уроках физической культуры

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    3


    5

    5

    9


    13

    13

    18

    23

    25














    ВВЕДЕНИЕ


    Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

    В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

    Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в ее активно деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм это не природное генетически обусловленное качество, а социальное, и потому не наследуется, а формируется.

    Спортивно-патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

    Одним из важных направлений в спорте является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что и нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

    Актуальность данного вопроса определила тему курсовой работы «Физическая культура средство патриотического воспитания в школе»

    Предмет курсовой работы: патриотическое воспитание в школе.

    Объект курсовой работы: физическая культура средство патриотического воспитания в школе.

    Цель курсовой работы: изучить физическую культуру как средство патриотического воспитания в школе.

    Задачи курсовой работы:

    1. Дать определение понятия «патриотического воспитания».

    2. Выделить основные направления патриотического воспитания в школе.

    3. Определить место физической культуры в системе патриотического воспитания.

    4. Рассмотреть патриотическое воспитание на уроках физической культуры.

    В имеющихся учебно-методических пособиях, монографиях (А.Г. Агаев, А.А. Аронов, Т.А. Белов, И.Н. Болдырев, М.И. Богомолова, Ю.С.Васютин, А.Н. Вырщиков, М.И. Валеев, З.Т.Гасанов, И.И.Губанов, Р.К.Гусейнов, А.Д. Жариков, Х.А. Кадиев, А.П. Кабаченко, В.А. Караковский, A.Е. Кондратенков, Ю.В. Кутлугильдина, А.С. Миловидов, К.В. Назаренко, Г.М. Рогачев, М.Н. Росенко) недостаточно освещены и представлены возможности физической культуры и спорта в патриотическом воспитании школьников.




    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ


    1.1 Сущность и понятия «патриотического воспитания»


    Патриотизм является интегративным качеством личности, который включает патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, унаследованных от прошлого традиций, эмоционально-ценностного отношения к служению интересам Родины; стремления нести ответственность за нее, готовности выполнения гражданского долга и служить в Вооруженных силах РФ; стремления в своей деятельности способствовать расцвету Отчества.

    Патриотизм это любовь к своей Родине, который проявляется глубокими и сильными человеческими чувствами. Это нравственный и общественный принцип отношения людей к своей стране. Это и главное нравственное качество, которое будет рассматриваться как наивысшее проявление гражданской и политической активности людей [6].

    Вместе с тем патриотизм это привязанность к родному краю, языку, национальным традициям. Патриотические чувства у человека возникают под воздействием окружающей среды, народного искусства, его практической деятельности. Любовь к отечеству у каждого индивида проявляется в определенное время и по-своему. Вначале это происходит неосознанно, ребенок тянется к родителям; с взрослением у детей появляется привязанность к друзьям, родным, к улице, селу и городу, где он живет [2].

    Между тем Н. Савотина считает, что «патриотизм является сознательной и добровольно принимаемой позицией граждан, в которой общественный и государственный приоритет выступает как стимул индивидуальной свободы, создает условие всестороннему развитию гражданского общества» [4].

    Патриотизм важнейшая черта всестороннего развития личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважительное отношение к его великим свершениям и достойному прошлому. И главную роль в патриотическом воспитании играет школа.

    Сущность понятия «патриотизм» (от греч. Patris отечество) включает в себе любовь человека к Родине, к земле, где он родился и вырос, чувство гордости за историческое свершение народа. Патриотизм тесно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народом всех стран.

    В данных определениях, главным образом, отражается различные отношения личности к Родине. Они имеют более широкий смысл, и включают в себя определенную сферу мотивации индивида, его патриотическое сознание и поведение. Следовательно, патриотизм следует считать как качество нравственности человека, которое выражается в его любви и преданности к своей Родине. В стремлении в любых условиях сберечь ее честь и достоинство.

    Более полно раскрыто сущность понятия «патриотизм» в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм это любовь к своему отечеству; к родному краю («земле отцов»), к родному языку, к традициям и культуре, результатам труда своего народа, к прогрессирующему общественному и государственному строю. Патриотизм выражается беззаветной преданности своей Родине, готовности защите ее независимости».

    Патриотизм в России это отношение граждан к своей Родине Российской Федерации, который выражается в готовности служить ей и защищать ее. Это бережное и уважительное отношение к необъятным просторам страны, ее природе, героям истории прошлого и сегодняшним противоречивым реальностям, народу, населяющим ее, их национальным достоинствам: культуре, традициям, соотечественникам. Следовательно, патриотизм это когда человек ощущает сопричастность к настоящему и прошлому Родины, ответственности за нее [4].

    Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

    чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

    уважительное отношение к языку своего народа;

    заботу об интересах Родины;

    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства;

    проявление гражданских чувств;

    гордость за свое Отечество, за символы государства;

    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;

    гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности [13].

    Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовнонравственные и социокультурные компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Родина, народ, родители, природа, родственники не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов [4].

    На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

    Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.

    Патриотизм это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

    Патриотическое воспитание является одним из аспектов целостного воспитательного процесса, направленного формированию патриотизма как интегративного качества личности, которое позволяет человеку стать творцом во благо интересов Родины и служение ей.

    Патриотическое воспитание это формирование и развитие социально-значимых ценностей, чувства гражданского долга в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях [1].

    Патриотическое воспитание это часть общего учебно-воспитательного процесса, представляющий собой целенаправленную и систематическую работу органов государственной власти и общественных организаций для формирования у граждан высокой патриотической сознательности, чувства верности к своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества [3].

    В настоящее время патриотическое воспитание представляет систематическую деятельность педагогов по формированию у школьников патриотического сознания, ценностей, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель формирование духовно и физически здоровой личности [2].


    1.2 Основные направления патриотического воспитания в школе


    Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально гражданском и духовном развитии личности учащегося.

    Для формирования чувства патриотизма в процессе воспитательной деятельности в школе необходимо знать не только сущность и содержание, но и тех внутренних психолого-педагогических компонентов, которые выступают как носители указанного чувства. Такими компонентами, по мнению И.Ф. Харламова, являются:

    1. Потребностно-мотивационный компонент. Этот компонент в учебно-воспитательном процессе формируется с помощью различных форм работы, создающие такие ситуации, в которых бы младшие школьники чувствовали любовь и гордость за свою Родину. Это могут быть такие формы работы, как участие в краеведческой работе, походы по памятным местам своего края, при этом дети переживают чувства привязанности к своей родной земле.

    2. Когнитивно-интеллектуальный компонент. Этот компонент включает в себя более глубокое осмысление содержания патриотизма и особенностей его проявления в разнообразных видах деятельности младших школьников: в беседах, сообщениях на патриотические темы, проведение литературно-музыкальных гостиных, устный фольклор и т. д.

    3. Эмоционально-чувственный компонент. Данный компонент формирует у младших школьников чувства патриотизма, взглядов и убеждений.

    4. Поведенческий и волевой компоненты формируют у учащихся способности к волевым действиям в сфере патриотизма и культуры отношений между разными национальностями [5].

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения существовало всегда, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Воспитание патриотизма осуществлялось из поколения в поколение самим народом.

    Процесс воспитания чувств патриотизма у детей школьного возраста должен строиться, как педагогическое стимулирование субъектом происхождения и собственной сходности по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

    Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что главным заказчиком патриотического воспитания подрастающего поколения является государство. Воспитатели, в определенной степени, понимая о необходимости патриотизма как ценности, которая обеспечивает адаптацию, также могут вводить это направление в свою воспитательную деятельность. При любом случае, главным является контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательных учреждений [3].

    Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

    1. Духовно нравственное.

    Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

    2. Гражданско-патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и пооцессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.

    3. Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историкокультурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

    4. Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.

    5. Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

    6. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие моральноволевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.

    7. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовнонравственной и культурноисторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста [12].

    Таким образом, патриотические чувства формируются тогда, когда есть конкретная социокультурная среда, а так же на примерах ближнего природного и социального окружения нужно знакомить детей с окружающим миром, помочь младшим школьникам осознать свое место в этом мире, развивая навыков доброты, заботы по отношению к природе и людям, своему народу, стране.



























    ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ШКОЛЕ


    2.1 Место физической культуры в системе патриотического воспитания


    В российской спортивной и педагогической науке сложилось достаточно четкое представление о воспитании: оно рассматривается как целенаправленная деятельность по формированию у воспитуемых определенной системы качеств, взглядов, ценностей, убеждений, т.е. мировоззрения. Именно мировоззрение является теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружает его системой духовно-ценностных ориентаций. Обладая развивающей функцией, мировоззрение способствует активной внутренней работе по осмыслению важнейших проблем действительности и конкретному их решению [5].

    В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.

    Спортивно-патриотическое воспитание многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга [10].

    Цель спортивно-патриотического воспитания развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

    По мнению основоположника теории физического воспитания профессора А.Д. Новикова, «любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности, что нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества» [14].

    Именно на занятиях физической культурой и на тренировках человек многократно ставится в условия для проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе. Многие соревновательные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации. Правила и нормы поведения в спортивной деятельности (коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику и др.) переносятся в повседневную жизнь.

    Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании [10].

    Раскрытие потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Можно считать, что физические способности развиваются, если человек становится более универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и возможности эффективного проявления им предметных операций в жизни. Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место.

    Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонним и гармоничным будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой [7].

    Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества.

    В обществе физкультура является важнейшим средством воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое охватывает все слои общества [11].

    Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою. Воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью.

    Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.

    В процессе занятий физкультурой воспитываются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, чувство дружбы и товарищества [12].

    В условиях единого образовательно-воспитательного пространства, происходит поэтапное формирование патриотизма и гражданственности средствами физической культуры у учащихся:

    идентификация активное усвоение знаний и способов физкультурной деятельности, а также овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, позволяющими школьнику отождествлять себя с другими людьми и активно включаться в отношения с окружающим миром;

    индивидуализация активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, где процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и неповторимой совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых учащимися в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта, как в учебной, так и в физкультурно-спортивной деятельности;

    персонификация активное овладение, воспроизведение и целенаправленное использование разнообразных форм и разновидностей физкультурной и спортивной деятельности, обеспечивающие формирование собственного индивидуального опыта и создание новых индивидуальных образцов и ценностей физической культуры, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей.

    Как и любая деятельность, физкультура и спорт имеют сложную системно-структурную организацию заданных параметров, а также синергетику своего собственного основания включающего информационный (знания о собственном организме и его возможностях), операционный (способы патриотической деятельности), мотивационный (ориентации готовности к созиданию и защите Родины), деятельностный (проявление решительности и воли в экстремальных ситуациях спортивных соревнований), ценностный(обретение идеалов самоотверженности) компоненты.

    Информационный компонент спортивно-патриотической деятельности объединяет в себе знания о физической природе человека (медико-биологические основы деятельности), о психической природе человека (психолого-педагогические основы деятельности) и социальной природе человека (историко-социологические основы деятельности) [4].

    Операционный компонент представляется средствами, методами и формами организации деятельности, методами планирования и регулирования преобразовательного ее процесса, формами и методами контроля над физическим развитием и двигательной подготовленностью.

    Мотивационный компонент деятельности включает в себя образцы движений и двигательных действий, форм и разновидностей самой деятельности, а также ценностные образцы телесности и физической кондиционности человека.

    Деятельностный компонент ориентирован на творческое саморазвитие физической и духовной сфер человека.

    Ценностный компонент заключается в экстраполяции на внутренний мир психики молодого человека образцов самоотверженности, преодоления себя, стремления к победе как форме самоутверждения в конкретном социуме, присущих конкретным людям и составляющих совокупный облик спортсмена [1].

    Таким образом, физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.


    2.2 Патриотическое воспитание на уроках физической культуры


    Воспитание в школе является систематическим и целенаправленным воздействием на волю, чувства и сознание учащихся. При этом уроки физической культуры, физическое воспитание является неотъемлемой и чрезвычайно важной частью процесса воспитания как такового.

    Нравственное и патриотическое воспитание в процессе воспитания физического играет огромную роль и занимает органичную роль в процессе урока физической культуры.

    Как показывает многолетний опыт советского и российского процесса обучения в общеобразовательных школах, целенаправленное воспитание влечет за собой более организованное проведение учебных и спортивных занятий. То, какое качество преподавания может предложить учитель своим ученикам, напрямую влияет на качество воспитанности, упорства, воли, настойчивости и других черт учащихся [9].

    На уроках физической культуры можно с легкостью применить принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Смысл данного принципа состоит в ответственности, которую несет каждый ученик перед своим классом коллективом и коллектива за конкретного ученика. Также работает и другой принцип воспитание, связанное с трудом и с жизнью. Подготовка учащихся к труду и к самой жизни является одной из важнейших целей уроков физической культуры. Хорошо воспитанный человек, любящий спорт, живет здоровой жизнью, приносит обществу пользу, умеет получать моральное удовлетворение от работы в коллективе и от простого общения с другими людьми.

    Патриотические чувства и такие нравственные качества, как стремление делать добро, скромность, благородство, честность, внутреннее противостояние несправедливости, желание помогать обездоленным, слабым, уважение других людей, взаимоуважение все это напрямую связано с физической культурой, и различные физические упражнения действительно могут выполнять конкретные воспитательные цели.

    Воспитание необходимых нравственных качеств личности в процессе занятий физической культурой возможно при соблюдении ряда условий.

    Первое условие доведение до ученика знаний о нравственном поведении. Для того, чтобы данные знания были приняты учащимся, могут использоваться разнообразные формы нравственного просвещения: беседы (коллективные, индивидуальные), просмотры кинофильмов, в том числе спортивной тематики, встречи со «звездами» спорта настоящего и прошлого, а также занятия, на которых проходят обсуждения и диспуты, связанные с вопросами настойчивости, честности, мужества, человечности во время спортивных мероприятий и т. п. [10]

    При этом очень важно, чтобы данные беседы и мероприятия не были наполнены сухой и второстепенной информацией. Они должны быть искренне интересны ученикам. Для этого необходимо учитывать следующее:

    1. Содержание занятия должно быть доступно для полного понимания слушающим.

    2. Не следует проводить беседы слишком часто. Лучше всего, чтобы данные мероприятия были приурочены к определенным событиям: спортивным соревнованиям, новому художественному фильму спортивной тематики, победе отечественных спортсменов и т. д.

    3. Беседа должна начинаться с яркого конкретного примера, после чего переходить к обобщениям.

    4. Все высказывания должны быть хорошо аргументированы.

    5. Учащиеся должны проявлять высокую заинтересованность, быть активными, отвечать на вопросы, обмениваться мнениями. Не должно быть готовых понятных истин к ним необходимо приходить через дискуссию [5].

    Второе условие правильная организация жизнедеятельности учащихся, приобретение ими положительного опыта нравственного поведения. Необходимо помнить о том, что знания сами по себе не в состоянии обеспечить соответствующее нравственное и патриотическое поведение. Для этого необходимо:

    1. Учащиеся должны не просто многократно выполнять определенные действия, но и повторять их различные вариации в целях создания шаблона поведения.

    2. Ситуации должны быть не искусственными, а жизненными, натуральными.

    3. Данные ситуации должны создаваться учителем, посредством предварительной тщательной проработки плана занятий.

    Третье условие выработка у учащихся социальной потребности нравственного поведения.

    Чувства ответственности и долга являются одними из базовых качеств нравственной личности. Они определяют прочие проявления нравственности в человеке: активность, сознательность, настойчивость, мужество, самоотверженность и прочие. Формирование чувства ответственности, долга связано с пониманием того, как люди зависят друг от друга и каков характер данной зависимости [11].

    На уроках физической культуры формирование вышеназванных чувств происходит вследствие ряда факторов:

    1. Учащийся осознает, что его здоровье, качества и умения это достояние и ценность общества, так как посредством этих категорий он может обеспечить высокую обороноспособность и производительность своего народа и своей страны. В этой связи повышать собственную работоспособность, укреплять свое здоровье не личностная цель, а общественная цель для каждого конкретного молодого человека.

    2. Учащиеся, родители и педагогический коллектив признают важность и значимость физической культуры как полноценного и необходимого члена общеобразовательного процесса. В этой связи занятия физической культурой должны восприниматься всеми участниками образовательного процесса с точно такой же внимательностью и заботой, как и все другие предметы.

    3. Учащиеся выполняют различные поручения учителя физической культуры: подготовка и уборка инвентаря, помощь в проведении занятия, подготовка спортивных и образовательных уроков, судейство школьных спортивных мероприятий, помощь в проведении школьных спортивных мероприятий и прочее.

    4. Учащиеся выступают в соревнованиях под флагом своей школы и своего класса, участвуют в спортивных играх и эстафетах на уроках физкультуры.

    То, с какой силой и скоростью в учащихся будут пробуждаться нравственные чувства, зависит от творческой выдумки и находчивости учителя. Только точное планирование занятий, всесторонняя проработка уроков физкультуры может способствовать процессу нравственного и патриотического воспитания учащихся [7].

    Говоря о патриотическом воспитании учащихся, следует заметить, что особый вклад в него вносит участие в областных, районных и городских спортивных мероприятиях, а также проведение внутришкольных соревнований в течение учебного года. Также патриотическому воспитанию способствует проведение семейных праздников «Мама, папа, я спортивная семья».

    Особую роль в развитии патриотизма играют уроки физической культуры, проводимые в стиле «послеурочных» соревнований. На таких уроках учащиеся не боятся плохих отметок, раскрепощаются, проявляют различные качества собственной личности и легко поддаются обучению и воспитанию новых качеств.

    Именно спортивные соревнования, имеющие статус «внешкольных» помогают учащимся по-настоящему раскрыться. Помимо удовлетворения собственных интересов от игровой деятельности, ребенок раскрывает свои моральные и физические качества, учится сопереживать, дружить, проигрывать и побеждать.

    Необходимо помнить о том, что спорт в целом и уроки физкультуры в частности имеют чрезвычайно широкие возможности в плане воспитания патриотизма, дружбы между народами, формирования культуры межнациональных взаимоотношений. Спортивная деятельность, как было отмечено выше, позволяет не только развить физические и волевые качества и осуществить нравственное воспитание, но и способствует формированию патриотических чувств у учащихся. Принимая участие в соревнованиях, спортсмены стремятся к прославлению своего коллектива (своего класса, школы, района, города, страны и Родины в целом) собственными высокими спортивными достижениями, что являет собой одну из важнейших форм проявления патриотических чувств [14].

    Занятия спортом и физической культурой позволяют объединить и сблизить народы, воспитывают преданность и любовь к своей земле, к малой Родине, к своей родной стране.

    Физическая культура является превосходным и чрезвычайно эффективным средством в сфере патриотического воспитания учащихся.







    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

    Патриотизм понятие очень широкое. Это, прежде всего, состояние души, которое выражается в неравнодушии к судьбе отечества, в способности сопереживать, испытывать боль и радость от происходящего в стране. Этим состоянием определяются и мысли, и слова, и поступки человека-патриота.

    Понятие патриотизма включает в себя:

    чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    уважительное отношение к языку своего народа;

    заботу об интересах Родины;

    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

    проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

    гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

    гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

    Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

    На занятиях физической культурой и на тренировках человек многократно ставится в условиях для проявления таких качеств, трудолюбие, решительность, настойчивость, самодисциплина.

    Главной целью работы в процессе физического совершенствования является развитие качеств личности гражданина, спортсмена, отвечающих национально-государственным интересам России, формированию моральной и психической готовности трудиться на благо страны, активно и увлеченно соревноваться в любых экстремальных условиях спортивного поединка во имя Родины, верности спортивному долгу, дисциплинированности и ответственности за принадлежность к сборной команде Российской Федерации, края, области, города, учебного заведения.

    Исходя из этого, основной задачей всей деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта должно быть обеспечение уровня значимости государственного патриотизма у подрастающего поколения, формирование в сознании каждого подростка, юноши, девушки понимания зависимости судеб страны, народа от того в какой мере все они будут руководствоваться в своих действиях патриотическим началом. Эта деятельность связана с умением преподавателей физического воспитания, тренеров использовать различные формы и методы воспитательной работы.






    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова. М.: Айрис-пресс, 2011. 240 с.

    2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова СПб: КАРО, 20124. 260 с.

    3. Галкин, С. В. Патриотическое воспитаниемолодежи в пространстве физическойкультуры: теория и опыт / С.В. Галкин. Спб. Нева, 2011. 240 с.

    4. Героико-патриотическоевоспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт. -сост. Т. А. Орешкина. Волгоград: Учитель, 2010. 190 с.

    5. Галинин, Ю. Еще раз о патриотическом воспитании. //Основы безопасности жизнедеятельности. 2011. № 3. С.20-23.

    6. Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан /Гасанов З.Т. // Педагогика. 2015. № 6. С.50-63.

    7. Каптерев П.Ф. Саморазвитие и самовоспитание / П.Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 2012. 235с.

    8. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. М.: Айрис-пресс, 2012. 320 с.

    9. Киль, А.Н.Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта А.Н. Киль. М.: АСТ, 2011. с.227.

    10. Козлов, А.А. Отношение общественного сознания к проблеме воспитания / А.А. Козлов. СПбГУ, 2010. 87 с.

    11. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью / Лутовинов. М.: АПК и ПРО, 2011. 90 с.

    12. Лихачев, Б.Т. Педагогика и физическая культура / Б.Т. Лихачев. М.: АСТ, 2012. 249 с.

    13. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления / под общей редакции А.Н. Вырщикова. Волгоград: Издатель, 2010. 190 с.

    14. Селезнева, Е.Н. Проблемы трансформации культурных ценностей в моделях образования и культурной политики / Е.Н. Селезнева // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 1. С. 4

    15. Хамицев, Ю.Ф. Воспитание патриотизма //Внешкольник 2012. № 5. С.14-15.

    16. Чувашев, А.Н. Программа развития воспитания в системе образования России / А.Н. Чувашев. М.: Академия, 2013. 178 с.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Патриотическое воспитание(1) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.