Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Патриотическое воспитание

  • Вид работы:
    Другое по теме: Патриотическое воспитание
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    22.12.2016 3:29:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:



























    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………………………....3

    Глава 1. Теоретические основы изучения метода проектов как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста….6

    1. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………..6
    2. Характеристика средств патриотического воспитания …………..10
    3. Возможности метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста…………………………………..19

    Выводы по 1-й главе………………………………………………………22

    Глава 2. Опытно-экспериментальные основы изучения метода проектов как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного

    возраста…………………………………………………………………….24

    2.1. Методы и методики диагностики уровня патриотического

    воспитания…………………………………………………………24

    2.2. Рекомендации педагогам по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста методом проектов……….…27

    Выводы по 2-й главе…………………………………………….…….…..32

    Заключение…………………………………………………..………….….33

    Список использованной литературы и источников……..………….…..35

    Приложение……………………………………………………………..….39








    Введение

    Актуальность исследования. Первого сентября 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с требованиями данного закона рабочей группой, возглавляемой директором Федерального института развития образования академиком РАО А. Асмоловым, был разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, получивший статус законности с 1 января 2014 года. Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано на данный момент в российском дошкольном образовании, на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л. С. Выготского и его научной школы. По словам А. Асмолова, «в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг»[ 11]

    В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». На основе главных целей и задач, стоящих в сфере дошкольного образования, определяется перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте, среди которых патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Особый акцент при этом делается на воспитании любви к родному краю, природе, приобщении подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям на- рода, его духовным и нравственно- эстетическим ценностям. Ведь, как говорил академик Д. С. Лихачев, «если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

    Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым. Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой нравственнопатриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова, А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Н.А. Стародубцева и др. Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного 4 возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения С.В. Петерина; формированию гуманных отношений А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно волевых качеств А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.; формированию эмоциональноположительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др.

    Объект патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

    Предмет - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов

    Цель охарактеризовать метод проектов как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Задачи:

    1. Выявить психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
    2. Охарактеризовать средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
    3. Изучить возможности метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
    4. Определить методы и методики диагностики уровня патриотического

    воспитания детей старшего дошкольного возраста

    1. Дать рекомендации педагогам по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста методом проектов

    Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:

    - теоретические: психолого-педагогический анализ научно- методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и эксперементальных данных, журнальных публикаций, документов;

    - эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, методы экспертной оценки, мониторинг, изучение и обобщение практического опыта деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.

    Структура курсовой работы включает: введение, две главы, заключение, списка литературы, приложения.



    Глава 1. Теоретические основы изучения метода проектов как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    1.1.Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Воспитание патриотизма ребенка - важная психолого-педагогическая проблема. Её решение затрагивает деятельность всех образовательных институтов и является одним из возможных способов приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям.

    Дошкольное детство уникально по своей природе и представляет собой сложное социально - культурное, психологическое и педагогическое явление, которое обладает самоценностью и индивидуальной логикой развития. В этом возрасте закладываются основы для нравственного становления человека, начала тех моральных чувств, которые в будущем становятся фундаментом для развития более сложных личностных качеств: патриотизма, гражданственности, интернационализма. Целью патриотического воспитания дошкольников является формирование у них начал патриотизма как нравственного образования личности[14, с.55].

    Патриотизм как интегративное качество личности представляет собой структурную модель, включающую когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент.

    Эмоциональный компонент патриотизма основывается на том, что все стороны жизни дошкольника окрашены яркими переживаниями. Эмоции для ребенка - материал для обобщения представлений о редине и формирования на их основе патриотических чувств. Изучением эмоционального развития ребенка занимались такие психологи, как А.И. Захаров, Э. Изард, Р. Кеттел, В.С. Мухина, Е.В. Новикова, М.А. Панфилов, М. Раммер и др.

    . У дошкольников развивается потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. В сюжетно-ролевых играх детей мотив самоутверждения реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование.

    В исследованиях Е.И. Комковой были выявлены основные потребности старших дошкольников, определяющие доминирование мотивов трудовой, игровой и учебной деятельности. На последних местах в групповой иерархии оказались потребности, определяющие мотивацию творческой деятельности и общения. Полученные данные можно объяснить тем, что в этом возрасте для детей становится важным признание их нового социального положения в обществе, того, что они взрослеют, становятся независимыми.

    Итак, мир взрослых и сверстников, мир культуры представлены во внутреннем мире ребенка, который интенсивно развивается под влиянием разнообразных видов деятельности. В связи с этим большое значение для формирования начал патриотизма у детей дошкольного возраста приобретает как собственная, так и совместная с взрослым активность [3, с.108].

    К старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов, на основе чего формируются общественные мотивы различных видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности.

    Воспитание патриотизма как интегративного нравственного качества личности должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение эмоциональной, когнитивной и мотивационно-потребностной сфер психики дошкольника.

    В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности[1, с.125].

    Отечественные психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которые составляют "прошлый опыт" человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъём от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл "эмоциональный опыт", "фонд эмоциональных переживаний", который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут "проторены пути для ассоциаций эмоционального характера", а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.

    Вместе с тем отечественные психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

    В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. Старшим дошкольникам доступны знания, выходящие за рамки непосредственно воспринимаемого.

    Однако самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у дошкольников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми[14, с.52].

    У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определённым признакам. У дошкольников формируются познавательные интересы - избирательная направленность личности на предметы и явления действительности. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Ребёнка начинают привлекать социальные явления, о чём свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире у дошкольников. К старшему дошкольному возрасту у ребят увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой.


    1.2.Характеристика средств патриотического воспитания


    В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

    Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности[12, с.70].

    Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников

    Задачи:

    воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    воспитание уважения к труду;

    развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    формирование элементарных знаний о правах человека;

    расширение представлений о городах России;

    знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

    Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, писал К.Д. Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

    Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма[7,с.25].

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

    Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

    Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

    Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

    Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

    Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

    Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

    Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

    В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

    Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

    Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

    Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране[1, с.21].

    Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

    повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

    везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

    повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

    люди берегут и охраняют природу;

    есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

    Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д[10, с.50].

    К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

    Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

    "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

    непрерывность и преемственность педагогического процесса;

    дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

    рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

    деятельностный подход;

    развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

    Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины Москва")[8, с.45].

    Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений[3, с.45].

    Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

    Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями[6, с.100].

    В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросывоспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

    Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого обязательное требование и условие данной работы.

    Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов[5, с.101]:

    корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

    семья ячейка общества, хранительница национальных традиций;

    счастье семьи счастье и благополучие народа, общества, государства.

    Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

    Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

    В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья ~ ячейка общества, хранительница национальных традиций; - счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства


    1. Возможности метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

    Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ[4, с.13].

    Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован, как проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

    Нравственно-патриотическое воспитание сегодня- одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

    Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

    Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром.

    Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей[15, с.23].

    В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

    Принимая во внимание актуальность данного вопроса рационально использование проектной деятельности нравственно-патриотического направления. Однако здесь необходимо четко определиться, использовать проект педагогов (педагогический), или детский проект.

    Проект педагогов- это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия.

    Детский проект тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.

    Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги, принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.

    Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество:- «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?», тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа- поэтому целесообразно проводить такие проекты, как«Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и т.д.

    Типы проектов: творческие, игровые,информационно-практический, исследовательские, практико-ориентированные, ролево-игровые.

    Продолжительность:

    краткосрочные (от одного дня -до 1-2 недель),

    среднесрочный (от 2 недель- до 1 месяца),

    и долгосрочные (от 1 месяца- до полугода и дольше).










    Выводы по 1-й главе

    Рассмотрев теоретические основы изучения метода проектов как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам.

    Современная концепция патриотического воспитания рассматривается в контексте всестороннего развития личности. Патриотическое воспитание понимается как состояние любви к Родине и Земле. Патриотическое воспитание это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовной, нравственной и ответственной за судьбу Отечества, защитника основ бытия в национальной истории, происходящее в процессе осознанной, активной, деятельной социализации и самореализации

    2. Содержание патриотического воспитания детей включает в себя цели и задачи, которые стоят перед дошкольным образовательным учреждением по патриотическому воспитанию дошкольников.

    Основным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников являетсявоспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;формирование бережного отношения к природе и всему живому, что его окружает. Одним из главных требований к содержанию патриотического воспитания дошкольников является формирование чувства уважения к народам других национальностей, их традициям, знание детьми истории и символов России и Республики Крым

    Цель патриотического воспитания это заказ государства на воспитание граждан,воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.

    Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

    формирование отношения и чувства любви к семье, городу (селу), стране, природе родного края, культурному наследию своего народа;

    воспитание чувства собственного достоинства и уважение к представителям других национальностей.

    Основным средством патриотического воспитания старших дошкольников, является ознакомление детей с историей родного края, культурой и традициями народов населяющих полуостров, окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор. Основной формой по ознакомлению дошкольников и историей родного края, является непосредственная образовательная деятельность, а также целевые прогулки, экскурсии.

    Одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован, как проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.














    Глава 2. Опытно-экспериментальные основы изучения метода проектов как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного

    возраста

    2.1. Методы и методики диагностики уровня патриотического

    воспитания

    С целью диагностики уровня развития патриотизма как нравственного качества у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении целесообразно применять следующие методы: наблюдение, анализ содержания вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми.

    При этом учитывалось, что признаками проявления у детей патриотизма является наличие следующих компонентов[2, с.17]:

    когнитивного;

    эмоционально-чувственного;

    деятельностно-практического.

    Психологами и педагогами установлено, что развитие интереса к каким-либо явлениям, предметам тесно связано с наличием знаний об этих явлениях или предметах. Поэтому прежде, чем изучать интересы детей, необходимо поставить задачу: выявить знания старших дошкольников о родном крае:

    • название своей страны, столицы России, своей области и областного центра;
    • знания символики родного города;
    • некоторые исторические сведения, достопримечательности родного города;
    • личностное отношение к родному краю.

    При разработке методики и инструментария исследования знаний и интересов детей с целью получения более достоверной информации педагогам необходимо учитывать такие психологические особенности дошкольников, как внушаемость, подражательность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления, невысокая устойчивость и сосредоточенность внимания, быстрая утомляемость и др. В исследовании были использованы:

    1. Индивидуальные беседы по вопросам (о названии страны, её столицы, области и областном центре).

    2. Практические задания (игры "Где находится памятник?", "Найди свой флаг" и "Сложи герб").

    3. Словесные задания (индивидуальные вопросы по теме: "Мой любимый Омск").

    4. Беседы по картинкам, изображающим достопримечательные места родного города, посещение патриотического уголка, конкурс рисунков.

    5. Анализ детских рисунков.

    Работа была разделена на 4 блока:

    • "Моя Родина - Россия".
    • "Родной город".
    • "Символика родного города".
    • "Личностное отношение к родному краю".

    С целью определения уровня развития у детей представлений о родной стране была проведена беседа на тему: "Моя Родина - Россия". Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком по следующим вопросам:

    - как называется страна, в которой ты живешь?

    - как называется столица России?

    - в какой области ты живешь?

    - название областного центра?

    Предварительно можно провести посещение патриотического уголка, рассматривание альбома "Моя Россия", "Наша Москва".


    С целью выявления сформированности патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно провести индивидуальный опрос. Дошкольникам можно предложить ответить на следующие вопросы:

    - как называется страна, в которой ты живешь?

    - как называется столица России?

    - как называется улица, на которой ты живешь?

    - за что ты любишь свой город?

    - какие достопримечательности ты любишь посещать с родителями?

    - какого цвета полоски на флаге России?

    По результатам диагностики выявляют три уровня сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

    Высокий уровень (3 балла): ребенок правильно определяет принадлежность атрибутики, без затруднений составляет из цветных полосок флаги Российской Федерации. У детей не вызывает затруднения поиск герба и флага Омска и России на картинках, без особого труда называют свой город, район, домашний адрес, а также могут нарисовать и описать свою улицу. Связно и последовательно отвечают на все поставленные им вопросы.

    Средний уровень (2 балла): ребенок допускает незначительные ошибки: путает принадлежность одного из символов, немного теряется во время поиска соответствия герба и флага Омска и России на картинках. Допускает ошибки в названии своей улицы, района; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают односложные или ответы не на все заданные вопросы.

    Низкий уровень (1 балл): ребенок затрудняется в правильном выборе принадлежности атрибутики Российской Федерации и города Омска. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к данной теме, часто допускает ошибки в названии улиц. Затрудняется назвать домашний адрес. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.


    2.2. Рекомендации педагогам по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста методом проектов


    С младенчества ребенок - первооткрыватель и исследователь окружающего мира: он тянется, берет, ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т. е. изучает. Для него все интересно, все впервые: встречи с живыми существами, смена времен года, чередование дня и ночи, звездное небо и гроза, поездка в метро и к морю, сказки и музыка. Непередаваемы эмоциональные проявления ребенка: радость и трепет, удивление и восторг, переживания и разочарования, смех и слезы. Здесь к месту упомянуть Аристотеля, который считал, что познание начинается с удивления.

    С пятилетнего возраста познавательная активность ребенка возрастает, его познавательные интересы распространяются на все и всех в его окружении. Ваш малыш все чаще задает вопросы: «Почему? Где? Зачем? Кто? Как?» Вот где необходимы мудрость, находчивость и терпение родителей.

    Как считают психологи, наряду с репродуктивной деятельностью (действия по образцу), у детей возникает способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и вполне нетривиальное решение. Важно отметить, что и творческое мышление лежит в зоне ближайшего развития детей дошкольного возраста. При этом решение задач включает в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения вводится новая норма: именно в ходе такой работы с детьми формируется способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, т. е. готовит ребенка к учебной деятельности.

    Так что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время? С точки зрения дошкольного образования - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических (Е. С. Евдокимова). Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели. Проектирование отличается от решения проблемы (теоретическое, мысленное проектирование) тем, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование[16, с.13].

    При использовании проекта в патриотическом воспитании дошкольников необходим подготовительный этап. Во время которого дети под руководством взрослых могут начинать сбор фотографий, иллюстраций и интересных фактов, связанных с историей родного края, своей малой Родины Далее наступает этап реализации, когда дети под руководством взрослых, педагогов создают альбом, фотовыставку и т. д. Презентацией продукта совместной деятельности является создание совместного продукта деятельности, после которого останется много неизгладимых впечатлений от совместной деятельности и ощущений, что удалось лучше, а что" не очень хорошо, и что надо сделать в следующий раз иначе, чтобы получилось отлично. Количество участников проекта может изменяться, возраст их не ограничен, могут вноситься коррективы, каждый выполняет только то, что может и хочет делать, взрослые не делают ничего такого, с чем дети могут справиться сами. Многие подумают, что можно пригласить специалистов, которые все сделают на профессиональном уровне. А где же тогда совместная деятельность родителей и детей, которая так необходима ребенку?

    По мнению прогрессивного педагога XX столетия, основоположника «педагогики делания» Джона Дьюи, ребенок - это солнце, вокруг которого вращается все.

    Одно из центральных понятий педагогики Дж. Дьюи - опыт, который определяется, как способность человека предвидеть результаты своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальной сферах. Опыт немыслим без активности личности и всегда эмоционален, поэтому процесс развития ребенка возможен лишь как деятельность, которая формирует личный опыт. Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, должно составлять главную цель воспитания и обучения.

    Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребенка, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, что ребенок умеет применять в жизни. Исследователь считал, что в организации обучения следует исходить из четырех инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. Ребенок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни «развивать инициативу, творчество, участие» [14, с.50].

    Ученик, философ и коллега Дж. Дьюи - профессор У. Килпатрик под проектом подразумевает всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Ребенку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением. Поэтому достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности сердечного увлечения ребенка при выполнении поставленной цели.

    Свою концепцию проектного обучения У. Килпатрик выстраивает на основе теории опыта Дж. Дьюи и психологии обучения З. Торндайка. Взяв за основу положение последнего о том, что деятельность, к которой есть склонность, вызывает удовлетворение и повторяется чаще, чем та, которая выполняется по принуждению и вызывает раздражение, У. Килпатрик делает вывод: решающим моментом в учебном процессе является психология ребенка. Проектная деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность. Приобретенное ребенком знание ради цели может быть применено как средство к новым целям, служить источником новых интересов, особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возрастает период деятельного настроя, когда ребенок будет работать над любым проектом. Килпатрик утверждает, что в основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить ее, проблема становится проектом.

    Отечественный педагог-психолог Н. Н. Поддьяков определил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, вызванную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым[14, с.12].

    Из теории и практики дошкольного воспитания известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, создание условий для самоопределения активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.

    В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок - взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.

    Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия[1, с.125]:

    учет интересов ребенка;

    деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

    тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

    предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

    совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

    Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают родители. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть:

    альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Мой любимый город», «Птицы и животные Омского Прииртышья», «Театры города Омска», «Мой любимый спектакль театра Арлекин», и др., которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям.













    Выводы по 2-й главе

    В данной главе раскрыты опытно-экспериментальные основы изучения метода проектов как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    С целью диагностики уровня развития патриотизма как нравственного качества у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении целесообразно применять следующие методы: наблюдение, анализ содержания вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми.

    При этом учитывалось, что признаками проявления у детей патриотизма является наличие следующих компонентов:

    когнитивного;

    эмоционально-чувственного;

    деятельностно-практического.

    По результатам диагностики выявляют три уровня сформированности компонентов патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

    Нами были разработаны рекомендации педагогам дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста методом проектов










    Заключение

    Современная концепция патриотического воспитания рассматривается в контексте всестороннего развития личности. Патриотическое воспитание понимается как состояние любви к Родине и Земле. Патриотическое воспитание это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовной, нравственной и ответственной за судьбу Отечества, защитника основ бытия в национальной истории, происходящее в процессе осознанной, активной, деятельной социализации и самореализации

    Содержание патриотического воспитания детей включает в себя цели и задачи, которые стоят перед дошкольным образовательным учреждением по патриотическому воспитанию дошкольников.

    Основным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников являетсявоспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;формирование бережного отношения к природе и всему живому, что его окружает. Одним из главных требований к содержанию патриотического воспитания дошкольников является формирование чувства уважения к народам других национальностей, их традициям, знание детьми истории и символов России

    Цель патриотического воспитания это заказ государства на воспитание граждан,воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.

    Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

    формирование отношения и чувства любви к семье, городу (селу), стране, природе родного края, культурному наследию своего народа;

    воспитание чувства собственного достоинства и уважение к представителям других национальностей.

    Основным средством патриотического воспитания старших дошкольников, является ознакомление детей с историей родного края, культурой и традициями народов населяющих полуостров, окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор. Основной формой по ознакомлению дошкольников и историей родного края, является непосредственная образовательная деятельность, а также целевые прогулки, экскурсии.

    Методы патриотического воспитания включают все стороны и этапы воспитания: это экскурсии по историческим местам; игры-путешествия; создание мини-музеев национальной культуры народов населяющих полуостров; выставки детских рисунков; взаимодействие с родителями.

    Помимо этих методов в своей деятельности педагог может использовать метод проектов. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.















    Список использованной литературы и источников

    1.Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

    2.Бриславская А.А. Патриотическое воспитание в семье и детском саду // Патриотическое воспитание: взаимодействие семьи и образовательной организации: материалы Областной заочной интернет-конференции (25 августа 3 октября 2016 года) / сост.: С.В.Токмянина; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра общественно- научных дисциплин. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. С.17-19

    3.Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

    4.Вороненко, А.Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. - 2009. - № 5. - С. 12-19.

    5.Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение,1980. - 192с.

    6.Жуковская, Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. - 268 с.

    7.Зеленюк Н.А. Взаимосвязь семьи и детского сада по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте//Патриотическое воспитание: взаимодействие семьи и образовательной организации: материалы Областной заочной интернет-конференции (25 августа 3 октября 2016 года) / сост.: С.В.Токмянина; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра общественно- научных дисциплин. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. С.25-31

    8.Краева Н.Г. Патриотическое воспитание детей на музыкальных занятиях в детском саду // Патриотическое воспитание: взаимодействие семьи и образовательной организации: материалы Областной заочной интернет-конференции (25 августа 3 октября 2016 года) / сост.: С.В.Токмянина; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра общественно- научных дисциплин. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. С.45-47

    9. Лукина Е.С. Проект по гражданско-патриотическому образованию и духовно-нравственному воспитанию на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст)// Патриотическое воспитание: взаимодействие семьи и образовательной организации: материалы Областной заочной интернет-конференции (25 августа 3 октября 2016 года) / сост.: С.В.Токмянина; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра общественно- научных дисциплин. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. С.48-50

    10. Лущиков В.В. Проблемы социализации обучающихся: патриотическое воспитание как способ их интеграции в общество //Патриотическое воспитание: взаимодействие семьи и образовательной организации: материалы Областной заочной интернет-конференции (25 августа 3 октября 2016 года) / сост.: С.В.Токмянина; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра общественно- научных дисциплин. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. С.50 -54

    11.Маркова И.Г. ФГОС о патриотическом воспитании дошкольников //Патриотическое воспитание: взаимодействие семьи и образовательной организации: материалы Областной заочной интернет-конференции (25 августа 3 октября 2016 года) / сост.: С.В.Токмянина; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра общественно- научных дисциплин. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. С.55-58

    12.ПестереваО.В.Воспитаниепатриотическихчувствудошкольниковчерезприобщениектрадиционнойнародной культуре ////Патриотическое воспитание: взаимодействие семьи и образовательной организации: материалы Областной заочной интернет-конференции (25 августа 3 октября 2016 года) / сост.: С.В.Токмянина; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра общественно- научных дисциплин. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. С.70-72

    13.Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников / Э.К. Суслова // Детский сад от А до Я. 2003. № 3. С. 5-14.

    14.Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. М.: Сфера, 2008. 128 с.

    15.Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ/ Л.Л. Тимофеева // Управление ДОУ. 2011. №3. С. 2228.

    16.Шаламова Е. Патриотическое воспитание/ Е. Шаламова// Ребёнок в детском саду. 2009. №6. С. 13 - 16.









































    Приложение

    Проект по нравственнопатриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

    «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
    К. Паустовский
    Актуальность темы:

    Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

    В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

    Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

    Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

    “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
    Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
    И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

    Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

    Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

    1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
    2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
    3. формирование мира и межличностных отношений и т.

    Из национальной доктрины образования в РФ

    Проведенное среди детей и родителей воспитанников ДОУ анкетирование показывает:

    1. к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
    2. у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
    3. 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
    4. 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
    5. 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

    Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»

    Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

    Цель проекта:

    Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

    Задачи проекта:

    • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
    • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
    • Расширить знания детей о флоре и фауне Омского Прииртышья.
    • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
    • Познакомить с культурой и традициями Омского Прииртышья.
    • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

    Направления проектной деятельности:

    • Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
    • Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
    • Организационный блок: Создание предметно развивающей среды

    Вид проекта: познавательный, групповой.

    Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

    Сроки реализации: в течение года.

    Основной раздел программы: познавательное развитие

    Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

    Обеспечение проектной деятельности:

    Методическое:

    1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». //Управление ДОУ.- 2002.- №6.
    2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». //Управление ДОУ.- 2004 -№ 4.
    3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. //Управление ДОУ.- 2006- № 8.
    4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».// Управление ДОУ.- 2006.- № 8.
    5. М.Д.Маханева «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
    6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». //Управление ДОУ .-2005.- №1.
    7. И.В.Жирякова «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». //Управление ДОУ.- 2008 .-№ 4.
    8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
    9. Материалы Интернет.

    Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

    1. подбор исторической литературы,
    2. подбор произведений русского народного творчества,
    3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
    4. подготовка разного вида бросового материала
    5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
    6. дидактические игры,
    7. выставки книг, рисунков, поделок,
    8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

    Этапы проведения и реализации проекта:

    I. Информационно-накопительный:

    1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
    2. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
    3. Обращение к специалистам.

    II. Организационно-практический

    Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Омск прошлое и настоящее», «Моя Родина Омский край!»

    Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Омского Прииртышья”, «Хлеб всему голова!»,

    Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

    Оформление дидактических игр по краеведению:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
    Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

    Лепка «Животные и птицы Омского Прииртышья»

    Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

    Разучивание стихов песен о Омске.

    Оформление музыкального уголка в русских традициях

    Оформление стенда «Из истории города Омска»

    Изготовление макета Алтайского края.

    Изготовление мини музея «Омск: прошлое, настоящее и будущее»

    III. Презентационно - завершающий

    Открытое занятие “Моя Родина Омское Прииртышье! ”

    Выставка продуктов детской деятельности.

    Оценка этапов реализации проекта детьми.

    IV. Контрольно-рефлексивный

    Подведение итогов.

    Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

    Необходимые условия реализации проекта:

    1. интерес детей и родителей;
    2. методические разработки,
    3. интеграция со специалистами детского сада.

    Предполагаемый результат:

    1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
    2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
    3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
    4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
    5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

    Гипотеза:

    Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

    Методы проекта:

    1. Наблюдение,
    2. совместные игры,
    3. анкетирование,
    4. познавательные игровые занятия,
    5. беседы.

    Стратегия осуществления проектной деятельности:

    Данный проект может быть проведен с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.В ходе реализации проекта мы можем увидеть, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

    «Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

    Достигнутые результаты:

    1. рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
    2. анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей ,
    3. высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса «Весенняя мозаика», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
    4. повышение активности родителей в делах группы.

    В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:

    • 1 блок «Семья и ближайшее окружение»
    • 2 блок «Детский сад мой второй дом»
    • 3 блок «Родной свой край люби и знай!
    • 4 блок «Россия Родина моя»

    Предложения по возможному распространению проекта:

    Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.

    Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Патриотическое воспитание ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.