Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Пенсионное обеспечение участников ВОВ

  • Вид работы:
    Другое по теме: Пенсионное обеспечение участников ВОВ
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    12.02.2017 12:49:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение3

    Глава 1. Теоретико-правовые основы пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»6

    1.1. Понятие пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»6

    1.2. Условия назначения пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»11

    Глава 2. Порядок назначения пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»16

    2.1. Размер и порядок выплаты пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»16

    2.2. Назначение и срок выплаты пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»23

    Заключение26

    Список использованных источников27


    Введение

    Актуальность темы работы. Период Великой Отечественной войны - это пора величайшего подвига всего народа, пример стойкости и самоотверженности граждан нашей страны, как воевавших на фронте, так и работающих в тылу. Победа над фашизмом была завоевана невероятной ценой. Вклад старшего поколения в достижении победы в Великой Отечественной войне трудно переоценить. Почет, уважение всего общества к участникам и ветеранам войны, их исторический опыт и авторитет требуют особой заботы и внимания со стороны государства и предоставления оставшимся в живых гражданам социальных льгот и гарантий.

    Исходя из того, что на современном этапе представителям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны в силу их возраста достаточно трудно приспособиться к происходящим в обществе экономическим и социальным переменам, задачами государства является установление такой социальной политики в отношении ветеранов, которая поможет в большей степени гарантировать указанным гражданам достойную жизнь.

    Одним из приоритетных направлений социальной политики России является социальная поддержка участников ВОВ и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда», которая представляет собой комплекс мер (экономических, социально-психологических, медицинских, материальных) и правовых гарантий, обеспечивающих данной категории лиц достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

    По данным официальной статистики по состоянию на 2016 год на территории Российской Федерации живут 3,4 млн. ветеранов Великой Отечественной войны. Наибольшая часть участников Войны проживает на территории, Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов. К последнему и относится республика Мордовия.

    В течение последних лет была сформировано нормативно-правовая база, четко определяющая приоритетные направления деятельности страны по поддержанию достойного уровня жизни инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны.

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время система государственной социальной поддержки, в том числе пенсионное обеспечение ветеранов ВОВ в России находится в постоянном развитии, усложняются виды социальной защиты за счет совершенствования законодательной, материально-технической, кадровой, научно-методической, информационной составляющей, однако некоторые аспекты этой системы не являются полностью эффективными.

    Теоретическая основа исследования. В области трудового права и права социального обеспечения исследование основывалось на трудах отечественных ученых: Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, В.С. Аракчеева, Е.И. Астрахана, К.С. Батыгина, Л.Ю. Бугрова, М.О. Буяновой, Ю.В. Васильевой, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, С.Х. Джиоева, Е.А. Ершовой, И.К. Дмитриевой, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, И.Я. Киселева, С.И. Кобзевой, К.Д. Крылова, А.М. Куренного, В.М. Лебедева, М.П. Ливицкой, М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова, С.П. Маврина, Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, П.Е. Морозова, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского, М.И. Полупанова, В.Б. Савостьяновой, Г.С. Скачковой, О.В. Смирнова, И.О. Снигеревой, Л.С. Таля, В.Н. Толкуновой, Э.Г. Тучковой, М.Ю. Федоровой, Е.Б. Хохлова, В.Ш. Шайхатдинова и др.

    Объект работы общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда».

    Предмет работы нормы социально-обеспечительного законодательства, регламентирующие порядок пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда».

    Цель работы анализ пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда».

    Для достижения указанной цели в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть понятие пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»;

    - выявить условия назначения пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»;

    - определить размер и порядок выплаты пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»;

    - исследовать порядок назначения и срок выплаты пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда».

    Методология исследования состоит в использовании общенаучного дидактического метода познания, универсальных научных методов (структурно-функционального, системно-структурного, статистического, анализа и синтеза), специальных юридических методов (историко-правового, сравнительно-правового, формально-юридического и др.).

    Нормативно-правовую основуисследования составили Конституция Российской Федерации, положения международных актов, федеральные законы и подзаконны акты органов исполнительной власти Российской Федерации.

    Эмпирическую базу исследованиясоставляют правоприменительные акты, разъясняющие акты высших судебных органов, и судебная практика.

    Структурно работасостоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.

    Глава 1. Теоретико-правовые основы пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»

    1.1. Понятие пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»

    Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны это система мероприятий, осуществляемая государством Российской Федерации, его структурными подразделениями и обществом в целом, направлена на обеспечение гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и существования ветерана ВОВ. С момента окончания войны повышение качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны является одной из важнейших задач российского государства

    Государственная политика в сфере социальной защиты ветеранов ВОВ в РФ является приоритетной и выражается в формировании определенных структур в органах государственной власти, на которые возлагаются консультативно-координирующие, контрольно-надзорные и иные функции. На обеспечение прав и гарантий ветеранов ВОВ выделяются средства из всех уровней бюджета, а также расширяется круг получателей пособий и льгот. Они направлены в первую очередь на удовлетворение базовых потребностей ветеранов в социальной и медицинской, психологической помощи, увеличению размеров материальной помощи.

    Понятие "участник Великой Отечественной войны", применяемое в ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" носит более узкий характер и расширительному толкованию не подлежит. Применительно к правоотношениям, возникающим по поводу государственного пенсионного обеспечения, к участникам Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) относятся:

    - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период ВОВ или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР;

    - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период ВОВ службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

    - лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период ВОВ штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

    - сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период ВОВ специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

    - работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период ВОВ на положение лиц, состоящих в рядах Красной армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период ВОВ в действующую армию;

    - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период ВОВ, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период ВОВ, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;

    - лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период ВОВ на территориях других государств;

    - лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ 1941 - 1945 годов.

    Следует отметить, что в данный перечень не включены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, хотя в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах") указанная категория лиц имеет статус участников ВОВ.

    Необходимо отметить, что меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в этот период, в значительной степени отличаются от объема социальной помощи иным участникам Великой Отечественной войны.

    Со стороны ветеранов предпринимались попытки оспорить такое положение вещей в высших судебных органах.

    Так, в своей жалобе в Конституционный Суд РФ граждане Б., И., К., Л., Т. и др. просили предоставить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подп. "з" подп. 1 п. 1 ст. 2 комментируемого Закона, права и льготы участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 этого же Закона; исключить из комментируемого Закона статью 17; выплатить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подп. "з" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", единовременное денежное пособие, а также привлечь к ответственности лиц, виновных в разграничении участников Великой Отечественной войны на отдельные категории.

    Конституционный Суд РФ, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению, так как установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., и основано на объективных критериях.

    Защита города-героя Ленинграда в годы вражеской блокады во время Великой Отечественной войны - подвиг и заслуга всех ленинградцев. Преклоняясь перед мужеством и героизмом защитников Ленинграда в Великой Отечественной войне, преклоняясь перед памятью погибших за Отечество, учитывая историческую значимость обороны Ленинграда в ходе Второй мировой войны, Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета народных депутатов учредил Знак "Жителю блокадного Ленинграда" (см. решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 23 января 1989 г. N 5 "Об учреждении знака "Жителю блокадного Ленинграда").

    Обладателями данного знака являются лица, проживавшие не менее 4 месяцев в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), а именно: дети до семи лет, школьники, учащиеся школ ФЗО (фабрично-заводского обучения), ремесленных училищ и техникумов, студенты и другие граждане, не награжденные медалью "За оборону Ленинграда".

    Таким образом, пенсионное обеспечение участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда» определяется как, ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется данным гражданам в целях компенсации им заработка (дохода) при достижении установленного законом возраста, в случае наступления инвалидности; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.



    1.2. Условия назначения пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»

    Право на пенсию в системе государственного пенсионного обеспечения может быть реализовано участником ВОВ при условии установления данному лицу инвалидности независимо от группы и причины инвалидности.

    Аналогичные условия пенсионного обеспечения установлены для лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", который в соответствии с Положением о знаке "Жителю блокадного Ленинграда", утвержденным решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 23 января 1989 г. N 5, вручается проживавшим не менее 4-х месяцев в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 года) детям до семи лет, школьникам, учащимся школ ФЗО, ремесленных училищ и техникумов, студентам и другим гражданам, не награжденным медалью "За оборону Ленинграда".

    Исключение для назначения пенсии по инвалидности вышеуказанным категориям лиц составляют случаи, когда инвалидность наступила вследствие совершения участником ВОВ противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью. Представляется, что формулировка "противоправное деяние" в данном случае не является точной, и под противоправным деянием имеется в виду совершение преступления, то есть противоправного виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ (далее - УК РФ), под угрозой наказания. В соответствии с законодательством лицо может быть признано виновным в совершении преступления не иначе как по приговору суда. Следовательно, для того чтобы участнику ВОВ или лицу, награжденному знаком "Жителю блокадного Ленинграда", вместо пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения на основании совершения указанным лицом противоправного деяния была назначена социальная пенсия, необходим вступивший в законную силу приговор суда. Данная ограничительная норма имеет свою историю в пенсионном законодательстве. Так, пенсионное законодательство 1956 г. конкретно предусматривало, что "в тех случаях, когда инвалидность обратившегося за пенсией наступила в связи с совершением им преступления, за которое он был осужден к лишению свободы, пенсия по инвалидности назначается при условии погашения или снятия судимости".

    По действующему в настоящее время пенсионному законодательству норма о лишении права на получение пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения применяется независимо ни от тяжести совершенного преступления, ни от меры наказания (она будет действовать, даже если за совершенное преступление мерой наказания являлось наложение штрафных санкций), а также не ограничено никакими временными рамками, снятием и погашением судимости, применением к осужденному амнистии и т.д.

    Вторым основанием для отказа в назначении пенсии по инвалидности и назначении социальной пенсии участникам ВОВ и гражданам, награжденным знаком "Житель блокадного Ленинграда", является умышленное нанесение ущерба своему здоровью, которое также должно быть установлено судом. Умышленное нанесение ущерба своему здоровью влечет негативные последствия не только в системе государственного пенсионного обеспечения, но и в других правовых институтах. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" умышленное причинение вреда своему здоровью или попытка самоубийства являются основаниями для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности.

    Оправданно ли применение таких строгих мер к лицам, умышленно причинившим ущерб своему здоровью? Данный вопрос является спорным. Представляется, что факт умышленного причинения ущерба своему здоровью чаще всего является следствием особо тяжелой жизненной ситуации, в которую лицо попадает уж точно не по собственному желанию. Только тяжелое физическое и психическое состояние чаще всего толкает людей на такие меры, а результатом является еще и материальное наказание, ведь размер социальных пенсий значительно ниже, чем пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения.

    Пенсия по инвалидности в соответствии с ст. 9 ФЗ может быть назначена не только военнослужащим, проходящим военную службу по призыву во время ВОВ, в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, но и лицам, являющимся кадровыми военными. Кроме того, если инвалидность участника ВОВ получена вследствие военной травмы, то он имеет статус инвалида войны.

    В соответствии со ст. 4 ФЗ "О ветеранах" к инвалидам ВОВ и приравненным к ним инвалидам боевых действий относятся:

    - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период ВОВ в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

    - военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий;

    - лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

    - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1951 г., а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1957 г. согласно решениям Правительства СССР;

    - лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 г. по декабрь 1951 г. и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;

    - лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.


    Глава 2. Порядок назначения пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»

    2.1. Размер и порядок выплаты пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»

    Размеры пенсии для указанных лиц, так же как и при расчете пенсии военнослужащим, рассчитываются в процентном отношении к размеру социальной пенсии, устанавливаемой, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона, для граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 (мужчины) и 50 лет (женщины), для граждан, достигших возраста 65 (мужчины) и 60 лет (женщины), инвалидов II группы (за исключением инвалидов с детства), для детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного из родителей, который в настоящее время составляет 3626 рублей 71 копейку в месяц.

    Размеры пенсий по инвалидности для участников ВОВ аналогичны размеру пенсии по инвалидности для военнослужащих, которым установлена инвалидность вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

    Пенсия по инвалидности участникам ВОВ назначается в следующем размере:

    - при получении инвалидности I группы размер пенсии составляет 250% размера социальной пенсии, установленной в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона;

    - при получении инвалидности II группы размер пенсии составляет 200% размера социальной пенсии, установленной в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона;

    - при получении инвалидности III группы размер пенсии составляет 150% размера социальной пенсии, установленной в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона.

    Следует напомнить, что участники ВОВ в соответствии со ст. 3 комментируемого Закона имеют право на получение одновременно двух видов пенсий - пенсии по инвалидности в соответствии с группой инвалидности, на основании нормы статьи 16 ФЗ, и страховой пенсии по старости на основании ФЗ "О страховых пенсиях". При этом если участник ВОВ признан получившим инвалидность вследствие военной травмы, то ему предоставлено право выбора, то есть он вправе получить пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 15 Закона как военнослужащий, получивший инвалидность вследствие военной травмы, либо в соответствии со статьей 16 ФЗ как участник ВОВ. Поскольку размер пенсии инвалиду вследствие военной травмы выше, то выбор пенсионера представляется очевидным.

    Федеральным законом от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" статья 16 ФЗ была дополнена нормой, предоставляющей право на получение пенсии по инвалидности гражданам, награжденным Знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Данная норма представляет большое значение, так как среди граждан, переживших блокаду, процент получения инвалидности достаточно высок, и данные лица нуждаются в особой социальной и материальной поддержке государства, так как пережили серьезные физические и психологические трудности.

    Размер пенсии по инвалидности для граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", также дифференцирован в зависимости от группы инвалидности и рассчитывается в процентном отношении к размеру социальной пенсии, устанавливаемой, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона, для граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 (мужчины) и 50 лет (женщины), для граждан, достигших возраста 65 (мужчины) и 60 лет (женщины), инвалидов II группы (за исключением инвалидов с детства), для детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного из родителей, который в настоящее время составляет 3626 рублей 71 копейку в месяц.

    Пенсия по инвалидности гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", назначается в следующем размере:

    - при получении инвалидности I группы размер пенсии составляет 200% размера социальной пенсии, установленной в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона;

    - при получении инвалидности II группы размер пенсии составляет 150% размера социальной пенсии, установленной в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона;

    - при получении инвалидности III группы размер пенсии составляет 100% размера социальной пенсии, установленной в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" с 1 мая 2005 г. установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение:

    а) инвалидам ВОВ - в размере 1000 рублей в месяц;

    б) участникам ВОВ, поименованным в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах", - в размере 1000 рублей в месяц;

    в) бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей в месяц;

    г) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей в месяц;

    д) вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, ВОВ, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов ВОВ - в размере 500 рублей в месяц;

    е) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - в размере 500 рублей в месяц;

    ж) бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 500 рублей в месяц.

    Если у лиц, относящихся в категории участник ВОВ, или у лиц, награжденных Знаком "Жителю блокадного Ленинграда" имеются нетрудоспособные иждивенцы, то указанные выше размеры пенсии по инвалидности увеличиваются на 1208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных иждивенцев.

    К нетрудоспособным лицам, находящимся на иждивении у участника ВОВ или у лица, награжденного знаком "Жителю блокадного Ленинграда", получающих пенсию по инвалидности, в соответствии с нормами статьи 16 ФЗ, относятся:

    - дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

    - родители и супруг, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

    - родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

    - дедушка и бабушка, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать.

    Размеры пенсий по инвалидности, в том числе с учетом наличия нетрудоспособных находящихся на иждивении членов семьи, предусмотренные статьей 16 ФЗ для участников ВОВ и граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Увеличение размера пенсии в соответствии с установленным районным коэффициентом производится аналогично увеличению пенсий для военнослужащих. При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента или с учетом нового районного коэффициента, установленного в районе другого места жительства.

    Выплата пенсии, в том числе в период нахождения пенсионера в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях".

    Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда РФ по месту нахождения этого учреждения. Перечень стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов дан в письме Минтруда РФ от 5 января 2003 г. N 30-ГК "О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".

    Муниципальными учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются учреждения социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

    В течение пяти дней с момента поступления пенсионера в учреждений социального обслуживания для постоянного проживания и обслуживания, администрация данного учреждения обязана уведомить об этом территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Кроме того, ежегодно в органы Пенсионного фонда РФ направляются уточненные на 1 января списки лиц, находящихся в учреждении.

    Сведения об изменениях в контингенте проживающих в учреждении сообщаются в пятидневный срок.

    Возврат сумм пенсий в связи со смертью пенсионера или выбытием осуществляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

    Если лицо является несовершеннолетним или недееспособным, то выплата пенсии производится опекуну или попечителю данного лица по месту его жительства. Если несовершеннолетним или недееспособным лицам органами опеки и попечительства опекун назначен не был, то функцию опекунства исполняет администрация учреждения социального обслуживания, в котором данный пенсионер находится, и суммы пенсии перечисляются на расчетный счет данного учреждения.

    Доставка пенсии пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, производится в общем порядке.

    Если за пребывание в данном учреждении социального обслуживания в соответствии с законодательством РФ установлена плата, то пенсия по заявлению пенсионера полностью или в определенной им части направляется территориальным органом Пенсионного фонда РФ в учреждение социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы за стационарное обслуживание граждан.

    Часть пенсии на счет учреждения перечисляется территориальным органом Пенсионного фонда РФ одновременно с выплатой причитающейся пенсионеру пенсии.

    В том случае, если пенсионер отсутствует в учреждении свыше 15 календарных дней в месяце, часть пенсии возмещается пенсионеру за период отсутствия из кассы учреждения на основании приказа руководителя учреждения и соответствующего заявления пенсионера.

    Пенсионеру, осужденному к лишению свободы и находящемуся в местах лишения свободы, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда РФ по месту нахождения исправительного учреждения.

    В том случае, если в течение времени нахождения в исправительном учреждении гражданин приобретает право на пенсию, то администрация учреждения оформляет все необходимые документы и направляет их в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Если же осужденный получал пенсию до того, как был осужден к лишению свободы, то администрация учреждения направляет сведения о нем в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по его прежнему месту жительства для пересылки пенсионного дела в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения исправительного учреждения. Об изменении списочного состава осужденных пенсионеров администрация исправительного учреждения уведомляет территориальный орган Пенсионного фонда РФ в пятидневный срок.

    Возврат сумм пенсий в связи с выбытием или смертью пенсионера осуществляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.



    2.2. Назначение и срок выплаты пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»

    Для всех видов пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения установлено единое правило, в соответствии с которым пенсия, независимо от ее вида, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Данное правило, установленное для назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусматривает более благоприятные условия, чем, например, при назначении страховой пенсии. Так, в ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" законодатель предусмотрел общее правило, в соответствии с которым страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением некоторых случаев, но всегда не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

    Днем обращения за назначением пенсии считается день приема и регистрации территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.

    Если заявление и пакет документов были отправлены заказным почтовым отправлением, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

    При приеме заявления оно немедленно регистрируется в территориальном органе Пенсионного фонда в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда РФ. В подтверждение приема и регистрации заявления гражданину выдается расписка-уведомление, в которой указывается, что от гражданина принято заявление, перечислены приложенные к заявлению документы, указана дата приема заявления и регистрационный номер заявления в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда РФ.

    Если заявление и необходимые документы поступили в отделение Пенсионного фонда РФ по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя также заказным почтовым отправлением либо выдается ему на руки.

    В том случае, когда гражданином были представлены не все документы, необходимые для назначения пенсии, на сбор недостающих документов и уточняющих сведений гражданину предоставляется срок в течение 3 месяцев с момента получения разъяснений о недостающих документах. При этом гражданину также выдается расписка-уведомление, в которой указано о приеме и регистрации заявления с указанием даты приема и регистрационного номера и необходимости представления недостающих документов. Если в течение указанного срока все необходимые документы будут представлены, то днем обращения за пенсией считается день первоначального приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда РФ или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления.



    Заключение

    В заключение необходимо сделать следующие выводы:

    1. Пенсионное обеспечение участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда» определяется как, ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется данным гражданам в целях компенсации им заработка (дохода) при достижении установленного законом возраста, в случае наступления инвалидности; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

    2. Ветераны Великой Отечественной войны - это лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества, лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны не менее 6 месяцев, либо награжденные орденами или медалями за службу и самоотверженный труд в период войны. Размер пенсий у ветеранов ВОВ зависит от имеющегося статуса.

    Граждане, принимавшие участие в боевых действиях, и инвалиды ВОВ имеют право получать две пенсии. Те, кто работал в тылу и непосредственно не сражался на фронтах, такого права не имеют. Размер их пенсии определяется исходя из стажа, возраста и заработка до 1 января 2002 года.

    3. Участникам Великой Отечественной войны предоставляются льготы по пенсионному обеспечению. Участники войны, инвалиды войны, родители ивдовы погибших военнослужащих, атакже граждане, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда» имеют право на одновременное получение двух пенсий: страховой пенсии по старости ипенсии по государственному пенсионному обеспечению.

    Список использованных источников

    Нормативно-правовые акты

    1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. N 67. 1995.
    2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // СПС «Консультант Плюс».
    3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
    4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). ст. 6965
    5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. ст. 4831.
    6. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О ветеранах" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. ст. 168.
    7. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (1 ч.). ст. 18.
    8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» // Собрание законодательства РФ. 1995. 27 ноября. № 48. ст. 4563.
    9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). ст. 7007.
    10. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. 19 июля. № 29. ст. 3699.

    Материалы судебной практики

    1. Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 965-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бачурина Ивана Захаровича, Иваночкина Ивана Яковлевича и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "О ветеранах" // Документ опубликован не был
    2. Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2009 N 861-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Быстрова Николая Илларионовича на нарушение его конституционных прав абзацем восьмым статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Документ опубликован не был

    Учебная и научная литература

    1. Анбрехт Т.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Тюмень, 2015.
    2. Аракчеев В. С., Агашев Д. В., Гречук Л. А. Право социального обеспечения России: учеб. Пособие. Томск.: Изд-во НТЛ, 2015. Ч. 1.
    3. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2017.
    4. Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (постатейный) / под ред. Т.С. Гусевой // СПС КонсультантПлюс. 2016.
    5. Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (постатейный). М., 2016.
    6. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О страховых пенсиях" (постатейный). - М.: Деловой двор, 2015.
    7. Булутова В. В. Государственная социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны // Молодой ученый. 2016. №10.
    8. Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. Пермь: Перм. Ун-т, 2016.
    9. Галаганов В.П.Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2017.
    10. Гусейнова В.Э., Гусейнова М.Ф. Социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны в РФ // Молодой ученый. 2015. №9.
    11. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009.
    12. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2016.
    13. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. М., 2016.
    14. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. К.Н. Гусов. - М.: Проспект, 2016.
    15. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. - М.: Юрайт, 2015.
    16. Право социального обеспечения: учебник / отв. ред. А.С. Кротик. - Рязань: Издательство «Концепция», 2015.
    17. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М.О. Буянова [и др.]; под ред. Ю.П. Орловского. М.: Юрайт, 2016.
    18. Слобцов И.А., Шашкова (Кузнецова) О.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.
    19. Соловьев А.К. Курочкин В.В. Право социального обеспечения - М.: Юнити, 2015.
    20. Цветков С.Б. Право социального обеспечения: учеб. пособие. Волгоград, 2013.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Пенсионное обеспечение участников ВОВ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.