Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Познавательный интерес(1)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Познавательный интерес(1)
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    17.02.2017 22:22:56
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема: Развитие познавательного интереса младших школьников посредством использования информационных технологий.


























    Оглавление

    Введение

    Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников.

    1. Сущность познавательного интереса.
    2. Роль информационных технологий в обучении младших школьников.
    3. Информационно коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников.

    Глава 2. Опытно экспериментальная работа по изучению познавательного интереса у младших школьников.

    2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса детей экспериментального класса.

    2.2. Разработка комплекса мер по развитию познавательного интереса младших школьников с использованием информационных технологий.

    2.3. Рекомендации педагогам по развитию познавательного интереса посредством информационных технологий в начальной школе.

    Заключение.

    Список используемой литературы












    Введение

    Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

    Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические - Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

    Основой исследования являются методические и научные исследования развития познавательного интереса школьников в П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и других, методические положения использования современных информационных технологий в учебном процессе С.О.Вишневской, использования компьютерных технологий в учебном процессе в работах Л.П.Владимировой, Л.А.Зайцевой, П.И.Образцова и других.

    Сегодня, в век новых современных информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

    У ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется интерес к математике, технике и английскому языку, чем у тех детей, которые не знакомы с компьютером.

    Возможность использования программного обеспечения для обучения расширяет круг предъявляемой учебной информации и экономит время на обработку результатов тестирования, дает возможность развивать свои творческие способности.

    Высокий интеллектуально-творческий потенциал позволяет человеку стать подлинно свободным, потому, что высокоразвитый человек меньше подвержен манипулированию, и вряд ли будет послушным исполнителем в чужих руках, он больше склонен к творческой работе.

    Современные информационные технологии также значительно повышают познавательный интерес ребенка к учебной деятельности.

    Все это и обусловило актуальность темы исследования.

    При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательного интереса у школьников и малым количеством разработок по использованию современных информационных технологий в учебном процессе как средства развития познавательного интереса младших школьников.

    Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей современных информационных технологий в учебном процессе как средства развития познавательного интереса младших школьников.

    Данная проблема позволила сформулировать тему дипломной работы «Развитие познавательного интереса младших школьников посредством использования информационных технологий ».

    Объект исследования: познавательный интерес младших школьников

    Предмет исследования: развитие познавательного интереса младших школьников посредством использования информационных технологий.

    Цель исследования: изучить влияние современных информационных технологий на развитие познавательного интереса младших школьников.

    В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

    1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

    2. Изучить психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий.

    3. Разработать комплекс мер по повышению уровня развития познавательного интереса младших школьников посредством использования информационных технологий.

    4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.


























    1. Сущность познавательного интереса

    При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности. Наше исследование, базируясь на основополагающих методологических принципах этих наук, предполагает последовательную реализацию деятельностного подхода.

    Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

    Понятие "интерес" многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).

    Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.[1]

    В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется". Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом. [2]

    Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности".

    В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:

    как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

    как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

    как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам.

    Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него "жажды знаний" (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров).

    По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер. [3]

    В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение.[3]

    Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения.

    С точки зрения С.Л. Рубинштейна, интерес - это направленность помыслов, мыслей; потребность - желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса - стимул его дальнейшего совершенствования и углубления.

    Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека - не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности. Потребность - непосредственное выражение необходимости в структуре субъекта, она всегда требует своего удовлетворения. Это - исходная причина деятельности. Интерес связан с необходимостью через потребность. Сложна и многообразна связь потребностей и интересов в такой области, как познавательная деятельность человека.

    Ориентировка в окружающей действительности есть самый начальный акт познавательной деятельности ребенка, и этот акт обусловлен не только первичной потребностью, как имеет место у животного, действующего на основе инстинкта самосохранения. Это уже изначальная форма духовной потребности человека. Эта зародышевая форма потребности в познании выражается на протяжении первых месяцев жизни ребенка в слежении глазами за предметом, который оказывается в поле его зрения, в ощупывании его, и тому подобное. Затем, под влиянием общения со взрослыми, усложняющейся деятельности, расширяющих опыт ребенка, из множества предметов и явлений окружающего мира ребенком постепенно избирательно выделяются лишь некоторые, к которым привлечены его внимание, его эмоции, помыслы.

    Самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Затем появляется любознательность, которая является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество задаваемых ребенком вопросов («Откуда?», «Зачем?», «Почему?»).

    В любой период своего становления познавательный интерес является побудительной силой. Познавательный интерес вырастает из потребностей знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становиться лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только школьника, но и зрелого человека.

    Таким образом, познавательный интерес - явление многозначное, поэтому, на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

    1.2. Роль информационных технологий в обучении младших школьников


    В настоящий момент происходит процесс «семиотизации» общества - то есть появления и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное «информационное поле», представляющее собой специфическое информационное окружение человека. В связи с безграничностью возможностей информационных технологий, возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в социуме. Современное общество осознало, что будущее немыслимо без информатизации всех сфер человеческой деятельности. Стремительно нарастающий поток информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в учебном заведении.

    Поэтому современный ученик начальных классов должен:

    • уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях;
    • приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач;
    • владеть навыками преодоления стереотипов мышления;
    • развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде; быть гибкой, мобильной, проявляющей проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентоспособной личностью [4].

    В связи с этим приоритеты в способах и методах обучения меняются в зависимости от подачи готовых знаний к обучению способам поиска, хранения, выбора, качественной обработки информации и ее использования.

    Цель современного урока это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для ее реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе.

    Современная система образования предусматривает использование самых различных инновационных технологий. Это дает два основных преимущества качественное и количественное.

    Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственно аудиовизуальным представлением.

    Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности.

    Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

    1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости в начальной школе;

    2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

    3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

    4. снижению дидактических затруднений у учащихся начальной школы;

    5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;

    6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

    Информационные технологии имеют особое значение во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в обучении. Благодаря информационным технологиям и интернету, учащиеся получают возможность совместной работы над проектами (локализация партнера при этом не имеет значения), доступа к информационным банкам не только своей школы или ВУЗа, но и к другим источникам в стране и за рубежом. Они могут участвовать в телеконференциях.

    Специфика компетентного обучения средствами информационных технологий состоит в том, что учащимися начальной школы усваивается не готовое знание, предложенное учителем, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.

    В начальных классах использование информационных технологий помогает учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес младших школьников к математике, содействовать накоплению учащимися опорных фактов и способов деятельности по образцу.

    При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

    • переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
    • обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
    • проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.

    При использовании информационных технологий по-прежнему сохраняются все основные этапы урока.

    В рамках традиционного урока электронные версии некоторой части учебного материала делают процесс получения знаний комплексным и эффективным. Они позволяют говорить о формировании ключевых компетенций школьников, заключающихся в:

    • способности к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;
    • готовности проявлять ответственность за выполняемую работу;
    • способности самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;
    • готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками;
    • способности быстро и эффективно принимать решения, деятельно содействовать урегулированию конфликтов в решении возникших проблем;
    • способности быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;
    • готовности к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию;
    • понимании значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;
    • способности к субъективной самооценке, рефлексии и другому.

    Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

    • усвоить базовые знания по предмету;
    • систематизировать усвоенные знания;
    • сформировать навыки самоконтроля;
    • сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности;
    • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

    Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

    При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

    • переориентация на развитие мышления и воображения, как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
    • обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
    • появляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.




















    1. Информационно коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников

    Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста имеет очень большое значение в первую очередь для формирования учебной мотивации ребёнка. Но, особенно, оно (развитие) важно для детей, имеющих серьёзные проблемы в обучении. К этому выводу приходят все учителя, работающие в коррекционной педагогике. Основной контингент детей, обучающийся в нашей школе это дети с задержкой психического развития. Не стоит описывать их диагнозы, надо сказать об их проблемах. У них значительно снижен интеллект. Они многого не могут понять, а, следовательно, и знать, чем отличаются от своих сверстников. Эти дети неусидчивы, часто невнимательны, гиперактивны, общение друг с другом у них затруднено. Часто это дети из неблагополучных семей.

    Познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом [14].

    Развить познавательный процесс у детей младшего школьного возраста можно с помощью различных творческих заданий практически на всех учебных предметах. Так, например, мы с вами живём в век информационных технологий, огромную роль в развитии познавательного интереса детей играет и компьютер. Диапазон использования компьютера в учебно- воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учёта их личностных особенностей до игры. (Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемости у учащихся начальных классов.) При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Ещё никогда учитель не получал столь мощного средства обучения.

    Компьютерные игры расширили возможности подачи учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютерные игры позволяют усилить мотивацию ученика. У многих учеников нашей школы учебная мотивация очень низкая. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации [9].

    Кроме того, компьютерные игры позволяют полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение различных задач до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации познавательного интереса является занимательность и интерес.

    Компьютер позволяет существенно изменить способ управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определённую форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

    Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет её характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую её появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее исправить её. Учителю не нужно призывать детей к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, т.к. на экране через 10- 15 секунд появится следующее задание.

    Компьютерные игры способствуют формированию у учащихся удовлетворённости своей деятельностью, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий

    Проверено использование компьютерной программы «Фантазия». Задания классифицируются по сложности и по возрасту детей. Учитель по своему усмотрению может выбрать любое задание, учитывая индивидуальные особенности, интеллектуальное развитие и возраст ученика. Задания «Лабиринт», «Зазеркалье», «Собери узор»: направлены на развитие пространственных представлений. Задания «Весёлый счёт», «Множества», «Алгоритм»: закрепляют вычислительные навыки, полученные на уроках математики, развивают логическое мышление. Задания «Буквенное лото», «Игры со словами»: развивают речь ребёнка[22].

    Применение компьютерных технологий делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения наук.
    Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИТ (информационных технологий) в образовательном процессе:
    1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

    • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
    • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
    • раскрытия творческого потенциала обучающихся;
    • освоения современных информационных технологий.

    2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

    • при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
    • для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
    • для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

    3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
    Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
    4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

    • при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
    • при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

    5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов, обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

    Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубокомизучении программного материала[29].

    В процессе модернизации системы образования меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления.

    Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. ИКТ позволяет учителю вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.

    Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, так как на экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий[27].

    При использовании средств мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. Изучение нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении ПК имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ПК можно только с учётом физиологических особенностей младших школьников, то есть не более 15 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным

    Компьютер используется на уроке для реализации следующих важных задач:

    Во-первых: повышение наглядности учебного процесса;

    Во-вторых: доступность и индивидуальный подход;

    В-третьих: возможность обеспечения обратной связи

    В-четвертых: неограниченная возможность использовать все системы восприятия информации;

    В-пятых: организация коллективной и групповой работы.

    В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях.

    С помощью компьютера можно поставить перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы узнаешь имя сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

    К психологическим особенностям учащихся относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках.

    Урок, проведённый с помощью компьютера по утверждению практиков, бесспорно воспринимаются лучше, заставляет ребёнка самопроизвольно запомнить учебный материал.

    Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

    В этих случаях незаменимым помощником учителя может оказаться программа Power Point. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки. Учитель освобождается от рисования, какого либо чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, рисунок на экране это совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому рисунку одно удовольствие. Очень удобно в процессе объяснения или проверки выделить отдельные элементы, чтобы в определенное время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, словарного диктанта. Однако, средства наглядного представления использую не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, для организации поисковой и исследовательской работы учащихся.

    Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью средств ИКТ. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся [16].

    Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения. Применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; а в общем, способствует повышению качества образования.

    Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Применение на уроках ИКТ способствует так же: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

    Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) видеоролики, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

    Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности. Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы: метод анализа, метод сравнения, метод обобщения, метод классификации, формулировка понятий, внутренний план действий. При подготовке к урокам используешь электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные курсы, презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии.

    Использование мультимидийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий практиками показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на уроках, активно высказывают свое мнение, рассуждают. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

    Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе возможно использование информационных технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме, в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений; в изготовлении презентаций и др.

    Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

    Вышеизложенное ещё раз утверждает наше мнение о том, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

    Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важных задач обучения повышение уровня знаний.









    Выводы по 1 главе


    В научно - педагогической и научно - психологической литературе очень широко представлено трактование затрагиваемых нами понятий: «познавательный интерес» и «информационно-коммуникационные технологии».

    Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия «познавательный интерес» дает основание говорить о многоплановости и сложности исследуемого понятия. Многочисленные точки зрения на сущность познавательного интереса обобщенно можно представить в виде нескольких направлений, в русле которых данное понятие связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой индивида. Несмотря на то, что позиции авторов в определении познавательного интереса несколько разные, в понимании его сущности есть и существенное сходство.

    Общим для всех подходов является констатация связи интереса с мотивационно - потребностной сферой личности. С одной стороны, интерес может выступать в качестве значимого мотива деятельности; с другой стороны, именно в интересах наиболее ярко проявляются потребности. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить. Сосредоточение школьника на предмете интереса порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть.

    Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

    В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

    Учителя начальной школы находят мультимедиа средства
    (мультимедийные презентации, короткометражные фильмы) оптимальным и эффективным способом повышения познавательного интереса.
    В периодической литературе широко представлен опыт педагогов, позволяющий выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

    1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами;

    2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;

    3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;

    4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;

    5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

    Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

    Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.

    Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:

    он повышает качество знаний;

    продвигает ребенка в общем развитии;

    помогает преодолевать трудности;

    вносит радость в жизнь ребёнка;

    позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

    создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

    Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.




























    Глава 2. Опытно экспериментальная работа по изучению познавательного интереса у младших школьников


    2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса


    В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили цель исследования: сформировать познавательный интерес младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий; проанализировать результаты процесса формирования познавательно интереса учащихся 4 класса средствами информационно-коммуникационных технологий.

    Диагностический аппарат включал в себя следующие методики.

    1. Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская)

    Цель. Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

    Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

    Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.

    1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

    а) да;

    б) иногда;

    в) нет.

    2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

    а) помучиться, но самому найти ответ;

    б) когда как;

    в) получить готовый ответ от других.

    3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

    а) постоянно много;

    б) иногда много, иногда ничего не читаю;

    в) читаю мало.

    4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя
    возникли вопросы?
    а) всегда нахожу на них ответ;

    б) иногда нахожу на них ответ;

    в) не обращаю на них внимания.

    5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

    а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);

    б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

    в) ты не станешь об этом рассказывать.

    Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) об умеренной; ответы в) о слабой выраженности.

    1. Уровень развития интереса к содержаниюи процессу учения. Методика «Перечень любимых занятий» (М. В. Матюхина)

    Цель. Выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения.

    Материал. Бланк с перечнем занятий. Перечень составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной учебной деятельности (пункты 1, 4, 7, 9, 10, 11), тождественно числу занятий, отражающих процессуальную сторону.

    Ход проведения. Испытуемому предъявляется бланк с перечнем занятий и предлагается выбрать самые любимые. Обследование проводится индивидуально, чтобы исключить всякое влияние других детей.

    1. Диагностика на выявление интересов младших школьников.

    Инструкция для детей

    В правом верхнем углу листа ответов запишите своё имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

    Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

    Обработка результатовсосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей.

    Ниже представим результаты каждой методики.

    Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская)





    Таблица 1

    Результаты тестирования по методике А. Горчинской

    Выраженность познавательной активностичеловек%Сильный 220Умеренный 440Слабый 440

    Наглядно результаты данной методики представим на диаграмме.


    Диаграмма. 1. Результаты тестирования по методике А. Горчинской


    Анализируя полученные данные видим, что только 20% испытуемых имеют сильно выраженную познавательную активность. Средний показатель имеют 40% и 40% слабый. Это свидетельствует о недостаточности заинтересованности школьников в процессе обучения, низкой мотивации учения.

    Далее рассмотрим результаты тестирования уровня развития интереса к содержанию процессу учения.


    Таблица 2

    Результаты тестирования уровня развития интереса к содержанию процессу учения

    Уровень развития интереса к содержанию процессу учениячеловек%интереса учащегося к занимательности110привлекательности для ребенка фактов220пристрастие к сути явлений;110заинтересованности в самом процессе действий330поисково-исполнительскому уровню110творческий уровень220

    Наглядно изобразим полученные данные на диаграмме.


    Диаграмма. 2. Результаты тестирования уровня развития интереса к содержанию процессу учения


    Анализируя полученные данные, видим, что при тестировании уровня развития интереса к содержанию процессу учения наибольшее количество 30 % показали заинтересованность в самом процессе действий.

    Таблица 3

    Результаты диагностики на выявление интересов младших школьников


    Направленность интересовчеловек%математика и техника110гуманитарная сфера110художественная деятельность;220физкультура и спорт110коммуникативные интересы220природа и естествознание110домашние обязанности, труд по самообслуживанию220Наглядно изобразим полученные данные на диаграмме.

    Диаграмма 3. Результаты диагностики на выявление интересов младших школьников.

    Констатирующая диагностика показала, что у детей экспериментального класса слабо выражен познавательный интерес, не развито интерес учащихся к занимательности и поисково - исполнительному направлению. Особое внимание следует уделить таким сферам знания как математика и техника, гуманитарные науки.

    Также была проведена методика беседа с учителем на выявление использования ИКТ в процессе обучения (приложение).

    Констатирующая диагностика показала, что ученики экспериментального класса имеют слабую выраженность познавательного интереса, довольно низкий уровень познавательной активности: по 40% детей имеют средний и низкий уровень и лишь 20% высокий. При тестировании уровня развития интереса к содержанию процессу учения наибольшее количество 30 % показали заинтересованность в самом процессе действий. Констатирующая диагностика показала, что у детей экспериментального класса слабо выражен познавательный интерес, не развито интерес учащихся к занимательности и поисково - исполнительному направлению. Особое внимание следует уделить таким сферам знания как математика и техника, гуманитарные науки.

    С целью повышения уровня познавательного интереса младших школьников нами был разработан и апробирван комплекс мер, который представим в следующем параграфе.



    1. Комплекс мер по развитию познавательного интереса младших школьников с использованием информационных технологий

    Рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе

    Урочная деятельность

    Уроку с использованием ИКТ свойственно следующее:

    - принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

    - управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

    - интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;

    - оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

    - поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

    Рекомендуется использовать следующие варианты уроков с ИКТ-поддержкой (подробное описание приведено в Приложении):

    1. Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).
    2. Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).
    3. Урок, интегрированный с информатикой.
    4. Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов.
    5. Нетрадиционные формы урока (мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.).

    Внеурочная деятельность

    Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Мировой и российский опыт показывают, что использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом, самостоятельной подготовкой к аттестации, работой в элективном курсе другой школы, дополнительным образованием, самообразованием. Такое использование ИКТ сочетается с урочным в форме представления учащимися своих работ и выступлений учителя, лабораторных работ и т.д.

    Требования к организации работы учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий

    1. Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
    2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
    3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

    Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут

    По результатам констатирующего этапа эксперимента нами был разработан комплекс мер по развитию познавательного интереса детей экспериментального класса с использованием информационных технологий. Комплекс мер включал в себя работу в нескольких направлениях: материальное обеспечение учебного процесса; введение компьютерных презентаций в конву урока.

    В процессе реализации комплекса мер нами были намечены следующие задачи:

    1) формировать положительную мотивацию учения;

    2) обеспечить интеллектуальное развитие ребенка;

    3) развивать личностный потенциал учащихся;

    4) формировать умение самостоятельно добывать знания;

    5) создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

    Экспериментальная работа была призвана подтвердить гипотезу о том, что процесс развития познавательного интереса школьников будет существенно улучшен при:

    ·ориентации процесса обучения учащихся на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;

    ·ориентации процесса обучения на использование комплекса активных методов, направленных на мотивацию к самообразованию, развитие рефлексии, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний, создание моделей и др.;

    ·сформированности эффективной и психологически комфортной учебно-информационной деятельностно-игровой среды на уроках информатики и ИТК.

    В результате в ходе исследования учащимся экспериментального класса были предложены разнообразные виды как коллективных, так и индивидуальных работ, активизирующие познавательный интерес, мотивирующие к активной учебной деятельности.

    Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так, перед изучением темы «Работа с файлами и папками с помощью меню и панели инструментов» учащимся было предложено задание: подготовить ответ по следующему плану: понятие файла, действия с файлами, понятие папки, действия с папками. Все эти сведения необходимо было вспомнить, так как при изложении нового материала учителю необходимо на них опираться. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.

    Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления.

    Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.д.

    Логическо-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений.

    К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам.

    Одним из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, много времени уделяли поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок. Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.

    Представим в виде таблицы направления и содержание деятельности по развитию познавательного интереса детей экспериментального класса.




    Таблица 4

    Программа формирования познавательного интереса

    Направления деятельностицельСодержание направленияВнедрение технологии проблемного обученияСформировать познавательные интересы учащихсяСредством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения
    Внедрение игровой технологииСоздать условия для реализации творческого потенциала учеников.использование разнообразных предметных дидактических игр: например, по природе- «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?» , по математике и русскому языку- «Крестики- нолики», “Запомни математические термины», «Рыболов», «Веселый счет» , по чтению- «Фотоглаз», «Какое слово лишнее?», “Цепочка слов”, «Назови одним словом», «Определи маршрут самолёта», «Десантники», «Помоги белке найти своё дупло», и многие другие.
    Приведем примеры уроков.

    Тема: «Имя существительное. Закрепление».

    Вид урока: интерактивный урок с использованием новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и ИКТ, игровых технологий.

    Тип урока: урока систематизации и обобщения изученного материала.
    Технологии:

    1. технология деятельностного метода;
    2. игровая технология;
    3. информационно коммуникационная технология;
    4. здоровьесберегающая технология.
    Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

    Цель: формирование технологической компетентности и готовности к разрешению проблем:

    1. повторить общие грамматические признаки имени существительного.

    Задачи:

    1. развивать познавательный интерес к предмету через дидактическую игру, а через него (интерес) такие психические процессы, как мышление и внимание;
    2. развивать находчивость, сообразительность, творческие способности;
    3. формировать коммуникативную компетентность: создавать условия для сплочённости детского коллектива;
    4. воспитывать доброжелательные отношения между учениками, умение работать в группах;
    5. развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения;
    6. воспитывать чувства выручки, взаимопомощи, работая в группе;
    7. создать дружескую атмосферу на уроке;
    8. воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

    Оборудование:

    • Интерактивная доска Smart Board;
    • короткофокусный проектор Acer;
    • компьютер;
    • документ-камера;
    • ученические нетбуки;
    • ЭОР: учебный тренажер «Русский язык 4 класс», по программе курса «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»;
    • ЭОР: «Академия младшего школьника»;
    • мультимедийная презентация к уроку.

    Формирование УУД.

    Познавательные:

    П-1) Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

    П-2) Формирование умения производить знаково-символическое моделирование;

    П-3) Формирование умения выявлять сущность, особенность объектов;

    П-4) Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

    П-5) Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

    П-6) Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

    П-7) Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации;

    П-8) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

    Регулятивные:

    Р-1) Формирование умения оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    Р-2) Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    Р-3) Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

    Р-4) Формирование умения действия по алгоритму.

    Коммуникативные:

    К-1) Формирование умения слушать и понимать других;

    К-2) Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    К-3) Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

    К-4) Формирование умения работать в группе.

    К-5) Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

    К-6) Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

    К-7) Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

    Личностные:

    Л-1) Формирование умения выражать свои эмоции;

    Л-2) Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    Л-3) Формирование умения оценивать свои поступки в соответствии с определенной жизненной ситуацией;

    Л-4) Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

    Духовно нравственное развитие и воспитание:

    Д-Н-1) Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

    Д-Н-2) Воспитание трудолюбия, способности к познанию;

    Д-Н-3) Воспитание чувства бережного отношения к природе;

    Д-Н-4) Прививать любовь и интерес к русскому языку.

    Карта урока приведена в приложении

    Урок природоведения в 4-м классе с использованием ИКТ

    Цель урока:

    • Обучающая: раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов;
    • Развивающая: развивать познавательные процессы учеников;
    • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинки с изображением ели, сосны, берёзы, ясеня, липы, лиственницы, пихты, осины, сибирской сосны, деревянные изделия с хохломской росписью, фишки.

    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос.

    • Отгадайте загадку: летом одевается, а к зиме раздевается.
    • Какое дерево растёт в году 20 дней?
    • Какое дерево нас лечит своим цветом?
    • Какое дерево называют символом России?
    • Какую скорость может развивать заяц?
    • Какой гриб уважительно называют царём грибов?
    • Какая птица выводит птенцов зимой?
    • Какое животное леса любит соль?

    Ответы детей: лиственница, сосна, липа, берёза, до 70 км в час, белый гриб, клёст, лось.

    II. Мобилизующий этап (Слайд № 2 Приложение).

    Учитель:

    Задание: Посмотрите внимательно на таблицу. Используя шифр, определите тему урока.

    Шифр:


    А

    Б

    В

    Г


    1

    Л

    К

    Ю

    Ч


    2

    О

    Е

    П

    В


    3

    И

    У

    С

    П


    1-А, 2-Б, 3-В

    3-А

    1-Г, 2-Б, 1-А, 2-А, 2-Г, 2-Б, 1-БДети: Тема нашего урока: “Лес и человек”.

    Учитель: Отталкиваясь от темы, определите цель урока

    На экране запись:

    Цель:

    1. узнать новое о роли леса …. ….. …..
    2. учиться бережно относиться к …….

    Дети: Цель нашего урока: узнать новое о роли леса в жизни человека и природы, учиться бережно относиться к лесным богатствам.

    урок в 4 классе на тему

    «Встречное движение»

    Цель:

    Образовательная:

    Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию

    практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для

    развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути

    их решенияучить применять на практике.

    Задача:

    -Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

    Развивающая:

    Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

    Задача:

    -Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.

    Воспитательная:

    Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

    Задача:

    - Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.

    Вид урока - урок применения знаний и умений.

    Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2007

    Средства обучения:компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

    Комментарии: данный урок проводится в 4 класе (обучение по традиционной системе). На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится 1 физкультминутка. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.

    Ход урока:

    1. Друзья мои!

    Сегодня мы откроем тайну,

    Ведь в жизни нашей часты чудеса.

    Секрет математических чудес необычайных

    Откроем мы всего за полчаса.

    Орешек знанья тверд, но все же

    Мы не привыкли отступать.

    Нам расколоть его помогут

    Волшебные слова:

    «Хотим все знать!» Слайд 2.

    Эти слова пусть будут девизом нашего урока. На этом уроке мы будем решать разные задачи.

    I. Самоопределение к деятельности.

    А пока, чтоб работать быстро и ловко,

    Нам нужна ума тренировка!

    Математическая разминка. Слайд 3.

    1)Цепочка примеров.

    Д: 450 : 9 = 50 + 63 = 113 13 = 100 х 10 = 1000

    2)Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 4.

    8/19 4/19 2/19 9/19 11/19 14/19 10/19 1/19

    Ж И В Е И Е Н Д

    Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях

    Самопроверка записи на слайде (клик мышкой) Слайд 4.

    - Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)

    Дети: 1\19, 2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.

    - Что такое движение?

    Д: - Движение это перемещение ... в пространстве

    Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

    Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения

    Применение компьютерных технологий в проектной деятельности активизирует процесс обучения, формирует и далее развивает мотивацию обучения. Данную технологию можно с успехом использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

    При подготовке к уроку с использованием компьютерных технологий мы продумали, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, разрабатывали подробный план учебного занятия. Особое внимание уделяли формулировке вопросов и заданий, которые использовались на данном уроке.

    Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств компьютерных технологий.

    На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.

    На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.

    Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.

    В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией урока.

    Закрепление понятий графический редактор, инструменты графического редактора.

    Закрепление и проверка навыков работы в графическом редакторе Paint.

    Развитие познавательного интереса и творческой активности.

    Мы применили несколько основных принципов организации урока для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.

    1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Для детей 9 лет игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.

    2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.

    3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером - основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.

    4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».

    5. Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.

    6. Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.

    Перечисленные принципы организации уроков в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом, а с использованием современных информационных технологий. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым детьми.

    Решая задачи по формированию познавательного интереса нами намечен следующий план- график и разработаны конспекты занятий с мультимедийным сопровождением(мультимедийными презентациями).


    Таблица План-график мероприятий

    МероприятиеТема, цели и задачи занятияСрокиПримечанияЛитературное чтениеТема: « Куприн А.И. «Барбос и Жулька»

    Задачи:

    1. познакомить учеников с рассказом А.И.Куприна “Барбос и Жулька”;
    2. учить читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения;
    3. развивать словарный запас детей, развивать умение составлять сравнительную характеристику персонажей;
    4. воспитывать доброе, внимательное отношение к животнымконспект Изобразительное искусствоТема: «Цветущая ветка сакуры»

    Задачи:

    1. Обучающая: познакомить детей с отличительными особенностями искусства Японии. Научить рисовать цветущую ветку вишни с использованием различных материалов по выбору (акварель, цветные карандаши, цветные ручки).

    2. Развивающая: развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.

    3. Воспитывающая: воспитывать уважение к традициям народов мира, чувство взаимной помощи при работе на уроках ИЗО.конспектОкружающий мирТема: "Луг - природное сообщество"

    Задачи:

    1. формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе;

    2. познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг;

    3. развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы;

    4. воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родинеконспектМатематикаТема: Закрепление пройденного. Умножение и деление многозначных чисел"

    Цель: закрепление алгоритма письменного умножения и деления многозначных чисел.

    Задачи:

    1. развивать логическое мышление обучающихся;
    2. закреплять вычислительные навыки умножения и деления;
    3. формировать фундаментальный навык решения задач.конспектРусский язык Тема: Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени.

    Цель: уточнение этапа работы над данной темой и затруднений учащихся.конспектМатематика Тема: Решение задач на движение.

    Цель: Формирование умений решать задачи на движение двух объектов.

    Задачи: Учить деловому взаимодействию, уметь определять тему и цель урока, уметь использовать модели и схемы, создать положительные эмоции.конспектОкружающий мирТема «Отечественная война 1812 года»

    Задачи:

    1. создать образ Наполеона как великого полководца;

    2. дать первоначальные представления об отечественной войне и о партизанском движении;

    3. развивать мышление младших школьников;

    4. формировать коммуникативное умение работать с учебным текстом.конспект, ММП Русский язык Тема: «Спряжение глаголов»

    Задачи:

    1. ознакомить учащихся с глаголами 1 и 2 спряжения, с личными окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения;

    2. совершенствовать навыки грамотного письма;

    развивать память, внимание, мышление.конспект, ММП Технология Тема: «Открытка к празднику»

    Задачи:

    1. изготовление праздничной открытки к 8 марта;

    2. привлечение внимания учащихся к празднику;

    3. развитие творческих способностей, фантазии, аккуратности;

    4. воспитание нежного и благодарного отношения к матери.

    конспект, ММП Окружающий мирТема «Жизнь древних славян»

    Дидактическая цель формирование осознания и осмысления новой учебной информации.

    Тип урока изучение нового материала.

    Задачи по содержанию:

    1. Образовательная дать учащимся представление о жизни древних славян, формировать умение работать с исторической картой.

    2. Развивающая развивать у учащихся устную речь, кругозор, зрительную память, ассоциативное мышление.

    3. Воспитательная создать условия для воспитания ценностного отношения к истории своей родины, способствовать воспитанию культуры общения в системе «ученик учитель», «ученик ученик».конспект, ММП Для проверки эффективности реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий нами был проведен контрольный этап эксперимента, о котором пойдет речь в следующем параграфе.








    2.3. Рекомендации педагогам по развитию познавательного интереса посредством информационных технологий в начальной школе



    На заключительном этапе эксперимента нами были проведены те же методики, что и на констатирующем. Представим полученные данные.


    Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская)



    Таблица 4

    Результаты тестирования по методике А. Горчинской

    Выраженность познавательной активностичеловек%Сильный 440Умеренный 540Слабый 110Наглядно результаты данной методики представим на диаграмме.

    Диаграмма. 4. Результаты повторного тестирования по методике А. Горчинской

    Сравним полученные данные с первоначальными


    Диаграмма. 6. Сравнение результатов начального и повторного тестирования по методике А. Горчинской


    Видим несомненный рост показателей так ранее сильную выраженность познвательной активности показали лишь 20% испытуемых теперь же 40, средний показатель был 40 стал 50%, при этом видим значительное снижение слабого с 40% до 10%.

    Далее рассмотрим результаты тестирования уровня развития интереса к содержанию процессу учения.










    Таблица 5

    Результаты тестирования уровня развития интереса к содержанию процессу учения

    Уровень развития интереса к содержанию процессу учениячеловек%интереса учащегося к занимательности220привлекательности для ребенка фактов330пристрастие к сути явлений;330заинтересованности в самом процессе действий440поисково-исполнительскому уровню 330творческий уровень220

    Наглядно изобразим полученные данные на диаграмме.


    Диаграмма 7. Результаты повторного тестирования уровня развития интереса к содержанию процессу учения


    Сравним полученные данные на следующей диаграмме

    Диаграмма 8. Сравнение результатов первоначального и повторного тестирования уровня развития интереса к содержанию процессу учения



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Познавательный интерес(1) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.