Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Пособие по потере кормильца

  • Вид работы:
    Другое по теме: Пособие по потере кормильца
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    08.03.2018 14:12:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    ВВЕДЕНИЕ3

    ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСОБИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА6

    1.1. Понятие и правовая природа пособия по случаю потери кормильца6

    1.2. Нормативно-правовое регулирование пособия по случаю потери кормильца16

    Выводы по главе25

    ГЛАВА 2. НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПОСОБИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА27

    2.1. Круг лиц, которым назначается пособие по случаю потери кормильца27

    2.2. Порядок назначения и выплаты пособия по случаю потери кормильца32

    Выводы по главе40

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ41

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ43

    ПРИЛОЖЕНИЕ46




    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность темы работы. Социальная политика является одним их важнейших факторов, оказывающих влияние на социальное обеспечение в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод. Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования.

    Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.

    В современном российском законодательстве закреплено большое число причин нуждаемости, для устранения или сглаживания которых предусматриваются пособия. Это обстоятельство создает определенные трудности в части приведения всего многообразия оснований для обращения за назначением пособий в систему, в том числе по причинам разноуровневого регулирования, отсутствия продуманной концепции развития законодательства в этой сфере и, как следствие этого, его объективной нестабильности.

    Рассмотрение особенностей пособия по случаю потери кормильца является актуальным, поскольку данный вид социального обеспечения это еще один вид поддержки граждан в связи с утратой источника средств к существованию вследствие смерти кормильца.

    Одной из существенных проблем в части структуризации института восполняющих пособий в целом, и пособия по случаю потери кормильца в частности, является значительное различие этих выплат по субъектному составу, источникам выплаты, процедурам обращения, назначения и исчисления размера, поэтому унификации законодательства в этой сфере должна предшествовать серьезная научно-исследовательская работа.

    Степень разработанности темы. Природа социальных пособий подробно исследована в отечественной науке права социального обеспечения в работах В.С. Андреева, Е.Г. Азаровой, К.С. Батыгина, Р.И. Ивановой, М.И. Полупанова и др.

    Объект работы общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования назначения и выплат пособия по случаю потери кормильца.

    Предмет работы нормы социально-обеспечительного законодательства, регламентирующие порядок назначения и выплат пособия по случаю потери кормильца.

    Цель работы комплексный анализ особенностей назначения и выплат пособия по случаю потери кормильца.

    Указанная цель обусловила постановку основных задач исследования:

    - рассмотреть понятие и правовую природу пособия по случаю потери кормильца;

    - определить нормативно-правовые основы пособия по случаю потери кормильца;

    - выявить круг лиц, которым назначается пособие по случаю потери кормильца;

    - проанализировать порядок назначения и выплаты пособия по случаю потери кормильца.

    Методологическую основу исследования составили современные как общенаучные, так и частно-научные методы познания, включая формально-логический, аналитический, историко-правовой, сравнительно-правовой методы, метод системного и комплексного решения задач.

    Рабочая гипотеза исследования основана на предположении о том, что действенность и устойчивость назначения и выплаты пособия по случаю потери кормильца определяется эффективностью социально-обеспечительного механизма государства.

    Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.




    ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСОБИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

    1.1. Понятие и правовая природа пособия по случаю потери кормильца


    Социальная политика достаточно многообразное понятие. В самом общем виде она представляет собой проводимую государством и его структурами систему мер, направленных на достижение целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни граждан и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе [24, C.6]. Единой целью социальной политики следует назвать повышение уровня благосостояния населения, снижение бедности и социальной напряженности в обществе. Вместе с тем к целям социальной политики можно отнести следующие положения:

    - максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

    - формирование трудового потенциала, отвечающего требованиям рыночной экономики;

    - создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих интересов и потребностей.

    Одним из механизмов реализации социальной политики является обеспечение социальных обязательств и гарантий со стороны государства. Основной перечень обязательств содержится в Конституции РФ [1]: государственная поддержка семьи, материнства и детства (ст. 38), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), охрана здоровья и медицинская помощь (ст. 41) и т. д. Кроме того, ряд нормативно-правовых актов также призваны обеспечить минимальные социальные гарантии граждан. Например, установление страховых пенсий (Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), государственных пенсий (Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), выплата пособий отдельным категориям граждан (Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), оказание государственной социальной помощи (Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») и пр.

    Для обеспечения социального равенства каждому гражданину и отдельным категориям граждан законодательством Российской Федерации предусматриваются определенные правовые социальные гарантии и льготы, которые обеспечивают равенство в обществе (многодетным семьям, несовершеннолетним, инвалидам), поощрения за особые заслуги перед обществом (для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семьям погибших военнослужащих и т. д.), выступают в качестве компенсации за особые условия деятельности (шахтерам, железнодорожникам, лицам, работающим в условиях Крайнего Севера), в том числе стимулируют общественно полезные виды деятельности [23, C.11].

    Социальные гарантии позволяют через меры долговременного воздействия обеспечить реализацию конституционных прав граждан. Основой для обеспечения социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, представляющие собой минимальный уровень социальной защиты граждан в области пенсионного обеспечения, занятости населения, образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной политики, социального обслуживания. Закрепленные на законодательном уровне необходимый минимум социальных гарантий, являются обязательным для обеспечения не только для государственной власти на всех уровнях, но и для работодателей всех форм собственности.

    Для эффективной реализации мер социальной политики социальные гарантии должны соответствовать ряду требований: необходимый и достаточный объем, адресность, учет территориальных особенностей, системность и комплексность.

    Адресность и учет территориальных особенностей является средством обеспечения социальной справедливости фактором активизации внутреннего потенциала гражданина. Через адресность социальных услуг удается помочь конкретному человеку, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержать его социальную инициативу и активность, стремление самостоятельно разрешать проблемы.

    Системность и комплексность предоставления социальных гарантий позволяют обеспечить единство мер экономического, правового, социального характера, эффективно защитить тех, кто находится на грани бедности, попал в трудную жизненную ситуацию.

    Важное значение социальные гарантии имеют в предупреждении социального неблагополучия и социальных рисков. Превентивность - это не только упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным слоям населения при тех или иных социальных потрясениях, но и создание таких условий, когда люди самостоятельно могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы в случае социальных рисков. Предупреждение социального неблагополучия может осуществляться через развитие надомного труда, поддержки негосударственных систем социального страхования, сочетания платных и бесплатных услуг, поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ [25, C.281].

    Рассмотрим правовую природу пособия по случаю потери кормильца.

    Первоначально слово «пособие» понималось очень широко и означало содействие кому-либо, чему-либо, помощь, поддержку. Современная трактовка рассматриваемого понятия в контексте социального обеспечения несколько уже. Так, в соответствии с Большим толковым словарем русского языка пособие это материальная помощь, деньги, выдаваемые кому-либо государством или какой-либо организацией.

    К.Н. Гусов характеризует пособия как денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи [22].

    Существует легальное определение, закрепленное в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [3], согласно ст. 1 которого социальное пособие безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Как видно из указанной нормы, пособию присущи три признака:

    безвозмездность;

    фиксированность денежной суммы нормативным правовым актом;

    выплата из соответствующего бюджета.

    Таким образом, можно дать следующее определение пособия.

    Следует указать на отличия пособия от пенсии.

    Пособие это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов для возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной финансовой помощи в установленных законом случаях.

    Пенсия это выплата ежемесячного денежного пособия определенным, некоторым категориям граждан, при наступлении конкретных условий. Пенсии положены гражданам в следующих случаях: наличия пенсионного возраста и определенного трудового стажа; в случае потери кормильца; наличия инвалидности; за выслугу лет.

    Пособия это также денежные выплаты некоторым категориям граждан, при наступлении конкретных условий, однако пособия, в отличие от пенсий, носят разовый или временный характер. Пособия выплачиваются при наступлении следующих событий: при временной нетрудоспособности, в случае беременности и родах, при безработице. Также пособия положены таким категориям граждан, как многодетные и одинокие матери, детям до 3 лет или в связи с рождением второго или третьего ребенка в семье.

    Таким образом, принципиальное отличие заключается в постоянстве выплат: пенсия выплачивается ежемесячно, пособие разово или временно.

    Можно выделить три основные функции данного вида социально-обеспечительного предоставления. Первая из них связана с временным замещением средств для жизни, утраченных по причине временной неспособности к осуществлению трудовой деятельности, которыми для большинства населения, как правило, является заработная плата. Данную функцию, в частности, выполняют все разновидности пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам для граждан, в основном работающих по трудовому договору и застрахованных по системе обязательного социального страхования. В таких случаях пособие призвано временно заместить полностью или в части утраченный лицом заработок или доход на период, когда вследствие болезни, необходимости ухода за членом семьи или иных объективных причин нуждающийся не имеет возможности получать вознаграждение за труд или иную приносящую доход деятельность.

    Вторая функция, которая характеризует направленность пособий, касается восполнения дополнительных затрат, которые несет нуждающийся, ограниченности или отсутствия собственных средств, необходимых для обеспечения нормального жизнесуществования гражданина и членов его семьи. Данную функцию выполняет большинство пособий гражданам, имеющим детей, лицам, пострадавшим от радиационных катастроф, беженцам и вынужденным переселенцам, малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам и некоторым другим. Направленность и механизм действия восполняющих пособий характеризуются двумя моментами. С одной стороны, такие пособия создают условия для удовлетворения алиментарных потребностей нуждающихся в течение относительно определенного периода времени. Так, например, единовременное пособие по рождению ребенка или ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста выплачивается в целях покрытия затрат, связанных с его воспитанием в первые годы жизни, на которые, как правило, приходятся значительные расходы родителей или лиц, их заменяющих. С другой стороны, восполняющие пособия назначаются для поддержания уровня доходов малоимущих граждан (семей) не ниже установленного государством стандарта (прожиточного минимума), включая временное предоставление средств для жизнесуществования отдельным категориям граждан, которые по определенным в законодательстве причинам их не имеют (беженцы, вынужденные переселенцы и др.). Кроме этого, необходимо также отметить, что восполняющая функция рассматриваемой группы пособий, как правило, не предполагает строго целевого использования данных средств, поскольку их расходование осуществляется в пределах общей суммы доходов семьи или лица, куда включаются и пособия.

    Третья функция пособий заключается в обеспечении компенсации повышенных для данного нуждающегося лица (семьи) в определенный период времени расходов либо утраты жилья или иного имущества. Функциональное назначение компенсирующих пособий существенно отличается от рассмотренных ранее возмещением определенного характера фактически понесенных целевых расходов или имущественных потерь. В некоторых случаях, например, при потере жилья вследствие экстремальных жизненных ситуаций природного, социального или техногенного характера и т.п., для компенсационных пособий могут быть установлены ограничения по направленности их расходования. Это может выражаться, в частности, в обязывании нуждающегося приобретать на средства пособия только определенные виды имущества либо в возмещении только установленных законом видов расходов. К такого рода пособиям относятся денежные выплаты в целях компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, твердого топлива [18, C.447; 14, C.167], за утрату жилья и имущества в результате военных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций и т.д.

    Рассмотренные свойства и характеристики отражают самобытность пособий в рамках социально-обеспечительных отношений, а правовым нормам, их закрепляющим, придают предметную и функциональную специфику. Применительно к системе права социального обеспечения названные черты способствуют образованию и существованию в ней крупного структурного элемента в составе Особенной части.

    Как показывает нормотворческая практика последних лет в отношении данного вида социального обеспечения, законодатели всех уровней идут по пути расширения числа оснований предоставления и получателей некоторых пособий в зависимости от появления приоритетных направлений государственной политики применительно к отдельным категориям граждан. Все это неизбежно ведет к увеличению и усложнению нормативного массива в этой сфере и в обозримом будущем данная тенденция вряд ли изменится, тем более что существующее в настоящее время законодательство о пособиях основано на одновременном использовании разноплановых критериев, в числе которых объединяются и специальный статус субъектов, и причина нуждаемости, и целевая направленность пособий.

    Именно по этой причине в некоторых случаях в рамках одного законодательного акта можно обнаружить пособия, выполняющие совершенно разные функции и существенно отличающиеся по порядку исчисления и назначения. Одним из наиболее ярких примеров этому служит законодательство о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, которое построено на основе обособления определенной группы субъектов-получателей, имеющих при этом различный статус, а также объединения не совпадающих по функциональному назначению пособий.

    Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При отсутствии документов указанные факты могут устанавливаться судом в соответствии с ГК РФ.

    По действующему законодательству гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Таким образом, понятие безвестного отсутствия законодатель четко не определяет.

    В учебнике под редакцией Е.А. Суханова содержится следующее определение безвестного отсутствия: это удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания. Похожим образом формулирует его Р.В. Исханов: безвестное отсутствие это исследованное судом длительное отсутствие гражданина в месте его жительства при отсутствии сведений о его местонахождении [16].

    Некоторые авторы полагают, что термин «безвестное отсутствие» должен применяться в двух смыслах. Во-первых, этим термином обозначается явление действительности, когда бесследно исчезает какое-то лицо. Во-вторых, так называется правовой институт, созданный для разрешения неопределенности, возникшей из-за исчезновения субъекта каких-то правоотношений. Как явление объективного мира сущность первого не зависит ни от места, ни от времени, а правовой институт в качестве элемента надстройки различен и исторически, и в зависимости от государства, в котором он существует.

    В ряде работ очерчивается круг норм, входящих в правовой институт безвестного отсутствия.

    В частности, определяется, что нормы института безвестного отсутствия регулируют юридические последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими.

    Говоря о сущности безвестного отсутствия, Е.А. Прянишников в 1940 г. выдвинул положение о том, что она заключается в «утрате обратной связи». Правда, этот тезис в дальнейшем оспаривался некоторыми авторами (в частности, против высказывался М.Г. Стучинский. На наш взгляд, для того, чтобы понять сущность института безвестного отсутствия граждан, необходимо определить признаки безвестного отсутствия [19].

    К примеру, в качестве таковых М.Г. Стучинский называет следующие:

    1) отсутствие в месте жительства;

    2) неизвестность местопребывания;

    3) длительность отсутствия;

    4) невозможность устранить неизвестность.

    А.К. Юрченко, в свою очередь, пишет о трех признаках, два из которых по сути идентичны предложенным М.Г. Стучинским. Длительность отсутствия А.К. Юрченко не включает в этот перечень, указывая при этом оригинальный признак «отсутствие предположения о жизни данного лица». Так, перечень признаков данного автора выглядит следующим образом:

    1) неизвестность местопребывания;

    2) невозможность устранить эту неизвестность;

    3) отсутствие предположения о жизни данного лица.

    Надо сказать, что не все ученые считают, что необходимым признаком выступает длительность отсутствия. Так, Е.А. Прянишников вовсе доказывает, что нужен лишь один определяющий признак «разрыв всех связей». Критикуя мнение М.Г. Стучинского, указанный автор пишет, что признак длительности отсутствия это элемент института, а не факта безвестного отсутствия. «Значение времени для института имеет свою ценность, но включение этого признака показывает, что М.Г. Стучинский не различает институт и факт безвестного отсутствия. В отношении признака отсутствия в месте своего постоянного жительства следует отметить следующее: мы отнюдь не оспариваем того, что отсутствие в месте своего жительства всегда предшествует безвестному отсутствию, но хотим подчеркнуть то, что предшествующий факт совершенно недостаточен для определения последующего состояния. Можно отсутствовать в месте жительства, но не быть пропавшим без вести, если человек сохраняет свои связи с другими людьми. По существу, остается один признак неизвестность местонахождения человека, которую невозможно устранить (М.Г. Стучинский разделяет этот признак на два). Но ведь это не что иное, как утрата обратной связи с отсутствием какой-либо информации о человеке [19].

    Cледует согласиться с позицией Е.А. Прянишникова о том, что определяющее значение в факте безвестного отсутствия имеет разрыв, нарушение связи, а не отсутствие лица по месту жительства. Это приобретает особую актуальность в условиях трудности разграничения категорий «место жительство», «место пребывания», «место преимущественного пребывания» [16].

    Целью пособия по случаю потери кормильца является оказание денежной помощи нуждающимся гражданам в связи с утратой источника средств к существованию вследствие смерти кормильца и необходимостью нести затраты сверх гарантированного государством перечня ритуальных услуг при погребении умершего. Нужно подчеркнуть, что смерть (гибель) лица должна наступить в связи определенными юридически значимыми обстоятельствами, дающими право на обращение за назначением таких пособий, к числу которых относятся:

    - участие в контртеррористической операции;

    - исполнение обязанностей военной службы и должностных обязанностей для некоторых других категорий государственных служащих;

    - исполнение обязанностей присяжного или арбитражного заседателя;

    - исполнение трудовых обязанностей вследствие трудового увечья или профзаболевания;

    - катастрофа на Чернобыльской АЭС;

    - поствакцинальное осложнение.

    Таким образом, проведенный анализ социальных пособий и рассмотренные классификации этих пособий свидетельствуют о том, что на данном этапе в России сложилась и функционирует регулируемая различными законами развитая система социальных пособий, в основе возникновения которой лежат различные юридические факты, адресованные широкому кругу получателей и предоставляемые различными органами из разных финансовых источников в размерах, определяемых различными способами.

    Пособие по случаю потери кормильца это вид восполняющих пособий социально-обеспечительного характера, направленного на предоставление нуждающимся дополнительных денежных средств для обеспечения их потребностей в течение относительно определенного периода либо временного источника средств к существованию в случае их полного отсутствия.


    1.2. Нормативно-правовое регулирование пособия по случаю потери кормильца


    Законодательство о пособиях по случаю потери кормильца базируется на положениях Конституции РФ. Согласно ст. 7 Конституции РФ [1] Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Нормы о социальном обеспечении, закрепленные в Декларации и Пакте, находят свое выражение не только во внутригосударственном законодательстве, но и в региональных международных актах. В этом случае "универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт". Так, 26 мая 1995 г. в г. Минске в рамках деятельности Содружества Независимых Государств Российской Федерацией, Арменией, Белоруссией, Грузией, Киргизией, Молдавией и Таджикистаном была подписана Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. В этой Конвенции выражается приверженность указанных государств Декларации и Пакту и подтверждены их основополагающие нормы о правах человека. Например, утверждается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных национальным законодательством. При этом в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь Договаривающиеся Стороны обязуются обеспечить, чтобы любое лицо, которое не имеет достаточных средств и которое не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, получало необходимую помощь, а в случае болезни уход, необходимый в его состоянии.

    Исключительную роль в установлении стандартов социального обеспечения играет Международная организация труда (далее МОТ), которая, как и любая другая международная организация, в пределах своей компетенции выполняет регулирующую функцию, при помощи которой реализуются ее уставные цели и задачи. Для этого МОТ принимает по трудовым и социальным вопросам такие документы, как конвенции и рекомендации. Данные акты в отличие от Декларации и Пакта, которые имеют общий, программный характер, могут содержать конкретные условия социального обеспечения.

    Конвенции МОТ по правовой природе являются многосторонними международными договорами, которые в случае выполнения государствами - членами МОТ определенных национальным законодательством процедур, приобретают для них обязательную юридическую силу. Рекомендации МОТ, как следует из самого наименования, не влекут возникновения юридических обязательств в отношении указанных государств. Как правило, они дополняют и конкретизируют принятые конвенции МОТ. Вместе с тем нельзя не признать, что даже те документы МОТ, которые не обладают обязательной юридической силой, оказывают значительное влияние на нормативные правовые акты государств - участников МОТ.

    В качестве примера назовем следующие важные конвенции МОТ:

    - Конвенция от 28 июня 1952 г. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (далее - Конвенция N 102), которая до сих пор по праву считается своего рода международным гроссбухом социального обеспечения. Как справедливо отмечают Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева, эта Конвенция является уникальной по содержанию, так как охватывает все основные виды социального обеспечения, которые предназначены для защиты граждан от общепризнанных социальных рисков: потребность в медицинской помощи, болезнь, безработица, старость, трудовое увечье и профессиональное заболевание, наличие детей, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца [20, C.272]. Впервые в практике МОТ был создан единый документ, регулирующий все виды социального обеспечения, которым до этого были посвящены отдельные акты либо вопросы предоставления которых в ранее изданных конвенциях вообще не затрагивались (семейные пособия).

    Конвенция N 102 устанавливает виды социального обеспечения на случай производственного травматизма: медицинское обслуживание и периодические выплаты, составляющие не менее 50% заработной платы в случае потери трудоспособности или инвалидности. Выплаты для вдовы и детей в случае смерти кормильца предусмотрены в виде периодических платежей, соответствующих по меньшей мере 40% от заработной платы кормильца. Периодические выплаты могут быть преобразованы в единовременные пособия при определенных условиях. Возлагается обязанность пересматривать размеры периодических выплат в случае существенных изменений стоимости жизни за исключением пособий по временной нетрудоспособности;

    - Конвенция от 28 июня 1962 г. N 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства". Ее основной постулат необходимость предоставления на своей территории иностранным гражданам и апатридам одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения. Указанная Конвенция интересна также тем обстоятельством, что она предусматривает возможность заключения многосторонних или двусторонних межгосударственных соглашений о выполнении обязательств по сохранению социальных прав, приобретенных или находящихся в процессе приобретения, признанных в соответствии с национальным законодательством за гражданами государства-контрагента;

    - Конвенция от 29 июня 1967 г. N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца", регулирующая вопросы назначения и выплаты пенсий;

    - Конвенция от 21 июня 1982 г. N 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения", посвященная вопросам сохранения прав в социальной сфере при переселении лиц на место жительство в другое государство

    - Конвенция МОТ N 121 "О пособиях в случаях производственного травматизма". Конвенция N 121 содержит нормы, к которым добавляется оказание неотложной помощи по месту работы. Периодические выплаты пострадавшему устанавливаются в размере не менее 60% заработной платы в случае потери трудоспособности или инвалидности, пособия членам семьи в случае смерти кормильца - не менее 50% заработной платы кормильца. Предписывается обязанность устанавливать минимальные суммы этих выплат и дополнительные пособия для инвалидов, требующих постоянной помощи третьего лица.

    В соответствии с Рекомендацией N 121 денежные пособия в связи с потерей трудоспособности должны выплачиваться с первого дня в каждом случае временного прекращения заработка. Размер денежных пособий в случае временной нетрудоспособности или нетрудоспособности на начальной стадии или полной потери способности зарабатывать, когда можно предполагать, что такая потеря окажется постоянной, должен быть не меньше чем две трети заработка пострадавшего лица. Однако можно устанавливать максимальный предел для размера пособия или для заработка, принимаемого во внимание для исчисления пособия. Следует предусмотреть меры по возмещению в разумных пределах стоимости постоянной помощи или ухода другого лица в тех случаях, когда пострадавшее лицо нуждается в такой помощи.

    Названные конвенции МОТ, которые регулируют вопросы права на социальное обеспечение [26, C.187-229], до настоящего времени не ратифицировались ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией, однако, как показывает анализ, это вовсе не означает, что в положениях российского социального законодательства не учтены их нормы.

    В массив законодательства РФ, определяющего порядок назначения и выплаты пособия по случаю потери кормильца, входят следующие законодательные акты:

    1. - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [4] - основной нормативный правовой акт федерального значения, в котором устанавливаются нормы, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания граждан. Закон пришел на смену двум ранее действовавшим законодательным актам, которые со вступлением данного Закона в силу прекращают свое действие: Закон об основах социального обслуживания 1995 г. и ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

    Данный закон призван объединить в себе нормы названных двух законодательных актов в усовершенствованном виде с учетом реформирования и оптимизации системы социального обслуживания.

    Закон устанавливает предмет правового регулирования, принципы, на которых строится правовое регулирование и вся система организации социального обслуживания; вводит понятийный аппарат и раскрывает понятие основных терминов, используемых в законе; а также устанавливает правовой статус участников системы социального обслуживания.

    Кроме того, Закон: разграничивает полномочия федерального центра - Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; устанавливает порядок обращения за предоставлением социальных услуг, критерии отнесения лица к нуждающимся в предоставлении социальных услуг и порядок составления индивидуальной карты и заключения договора о предоставлении социальных услуг; порядок предоставления социального обслуживания и требования к порядку предоставления социальных услуг; принципы и порядок финансирования социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг, в т.ч. условия предоставления социальных услуг бесплатно, за полную или частичную оплату; а также основные принципы контроля в сфере социального обслуживания;

    2. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

    3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает выплату единовременного пособия в случае смерти застрахованного лица в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

    4. Федеральный закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ), от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ)3, от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» предусматривают выплату единовременного пособия в случае гибели лица при исполнении должностных обязанностей или обязанностей военной службы.

    5. Закон "Об основах обязательного социального страхования" [5]. Данный законодательный акт регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

    6. Закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" [6]. Этим законодательным актом регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС на обязательное медицинское страхование (страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.

    Таким образом, законодательство РФ о пособиях по случаю потери кормильца является частью законодательства о социальном обеспечении, которое динамично развивается, что является закономерной реакцией на изменение общественных отношений и необходимостью постоянно усовершенствовать правовое регулирование и повышать стандарты в сфере социальной защиты.

    Современное российское законодательство о пособиях двухуровневое, это обусловлено федеративным устройством нашего государства и отнесением правового регулирования отношений по социальному обеспечению к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Проведенный анализ законодательства о пособиях позволил выявить следующие тенденции его развития:

    разрозненность и несогласованность правовых норм о пособиях;

    отсутствие единообразного подхода к источникам финансирования социальных выплат;

    несоответствие механизмов определения размеров пособий принципам социального государства (они не позволяют обеспечивать гражданам достойный уровень жизни);

    снижение размеров пособий и повышение требований к их получателям;

    адресное предоставление пособий в субъектах Российской Федерации.

    Эти тенденции свидетельствуют о необходимости создания новых механизмов социального обеспечения, гарантирующих рациональное использование денежных средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов на социальную защиту граждан.



    Выводы по главе


    Завершая рассмотрение правового регулирования пособия по случаю потери кормильца необходимо отметить, что проведенный анализ социальных пособий и рассмотренные классификации этих пособий свидетельствуют о том, что на данном этапе в России сложилась и функционирует регулируемая различными законами развитая система социальных пособий, в основе возникновения которой лежат различные юридические факты, адресованные широкому кругу получателей и предоставляемые различными органами из разных финансовых источников в размерах, определяемых различными способами.

    Пособие по случаю потери кормильца это вид восполняющих пособий социально-обеспечительного характера, направленного на предоставление нуждающимся дополнительных денежных средств для обеспечения их потребностей в течение относительно определенного периода либо временного источника средств к существованию в случае их полного отсутствия.

    Законодательство РФ о пособиях по случаю потери кормильца является частью законодательства о социальном обеспечении, которое динамично развивается, что является закономерной реакцией на изменение общественных отношений и необходимостью постоянно усовершенствовать правовое регулирование и повышать стандарты в сфере социальной защиты.

    Современное российское законодательство о пособиях двухуровневое, это обусловлено федеративным устройством нашего государства и отнесением правового регулирования отношений по социальному обеспечению к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Проведенный анализ законодательства о пособиях позволил выявить следующие тенденции его развития:

    разрозненность и несогласованность правовых норм о пособиях;

    отсутствие единообразного подхода к источникам финансирования социальных выплат;

    несоответствие механизмов определения размеров пособий принципам социального государства (они не позволяют обеспечивать гражданам достойный уровень жизни);

    снижение размеров пособий и повышение требований к их получателям;

    адресное предоставление пособий в субъектах Российской Федерации.

    Эти тенденции свидетельствуют о необходимости создания новых механизмов социального обеспечения, гарантирующих рациональное использование денежных средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов на социальную защиту граждан.


    ГЛАВА 2. НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПОСОБИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

    2.1. Круг лиц, которым назначается пособие по случаю потери кормильца

    Целью пособий данной группы является оказание денежной помощи нуждающимся гражданам в связи с утратой источника средств к существованию вследствие смерти кормильца и необходимостью нести затраты сверх гарантированного государством перечня ритуальных услуг при погребении умершего.

    Нужно подчеркнуть, что смерть (гибель) лица должна наступить в связи определенными юридически значимыми обстоятельствами, дающими право на обращение за назначением таких пособий, к числу которых относятся:

    - участие в контртеррористической операции;

    - исполнение обязанностей военной службы и должностных обязанностей для некоторых других категорий государственных служащих;

    - исполнение обязанностей присяжного или арбитражного заседателя;

    - исполнение трудовых обязанностей вследствие трудового увечья или профзаболевания;

    - катастрофа на Чернобыльской АЭС;

    - поствакцинальное осложнение.

    Получателями указанных пособий, как правило, являются члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его иждивении и получавшие от него содержание (по аналогии с пенсиями по случаю потери кормильца).

    До сих пор в российском праве не сформулировано универсальное определение понятия «семья», которое могло быть использовано в иных отраслях права. В состав «членов семьи» в семейном, жилищном законодательстве, а также законодательстве о социальном обеспечении входят граждане, как связанные супружескими, родственными, свойственными отношениями, так и не связанные таковыми. Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ26, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители. В вышеупомянутом Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [7] и Федеральном законе от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [8] (ст. 13) таковыми являются условия совместного проживания и ведения совместного хозяйства.

    Вместе с тем, формулировки указанных законов неудачно определяют состав семьи, включая в него только лиц, связанных родством и (или) свойством, не указывая на то, что супруги являются членами семьи. Раскрывая состав членов семьи, законодатель все же указывает, что в состав семьи входят не только родственники и свойственники, но и супруги. При этом развитие общественных отношений в РФ позволяет говорить о перспективах придания статуса семьи незарегистрированным семьям (бракам). Основная задача правоприменителя при столкновении с межотраслевыми терминами заключается в определении приоритетной принадлежности термина к той или иной отрасли права. Системность терминологии должна исключать придание одному термину нескольких самостоятельных, несовпадающих значений. Таких законодательных «ляпов» можно было бы избежать, если бы базовое определение понятия «семья» содержалось в семейном законодательстве и на его основе конструировались производные понятия «члены семьи», «семья с детьми», «многодетная семья», «малообеспеченная семья», «семья военнослужащего», «студенческая семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «семья, состоящая из граждан, являющихся пенсионерами» и т.д.

    Отсутствие в Семейном кодексе РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ [2] 34 дефиниции понятия «семья», это приводит к тому, что в нормативно-правовых актах иных отраслей права произвольно определяется понятие семьи, при этом оно наделяется несвойственными для него специфическими признаками. Например, в абз. 12 п. 1.1. «Порядка оказания государственной социальной помощи в Московской области» малоимущая семья определяется как «объединение лиц, связанных отношениями родства и (или) свойства, зарегистрированных и (или) проживающих на одной жилой площади и ведущих совместное хозяйство...». В абз. 14 п.1.1. данного Порядка аналогично «семья, состоящая из граждан, являющихся пенсионерами» рассматривается как объединение лиц, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанных отношениями родства и (или) свойства, зарегистрированных и (или) проживающих на одной жилой площади и ведущих совместное хозяйство. Примечательно, что в приведенных дефинициях не содержится требования о необходимости подтверждения официального статуса отношениям супругов. В ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в РФ» в определении понятия «семья» также отсутствуют супруги. Учитывая, что отношения родства объединяют лиц, происходящих от общего предка, а отношения свойства возникают между одним из супругов с родственниками другого, а также между родственниками обоих супругов, необходимо обратить внимание законодателя на то, что лица, образующие семью, могут состоять и в брачных отношениях.

    В отсутствие нормативной дефиниции термина «семья» федеральный законодатель определяет приемную семью как «форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...» (п. 7. ст. 1. Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), как опеку или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье (ст. 152 Семейного кодекса РФ). Правовой институт семьи нельзя характеризовать как какую-либо форму устройства детей, либо как опеку, попечительство.

    По мнению Л.А. Гречук, при предоставлении каждым совершеннолетним членом семьи необходимых документов проявляется такое качество коллективного субъекта права как способность вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю [15, C.9]. Л. А. Гречук, критикуя дефиницию понятия «семья», содержащуюся в Федеральном законе от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» доказывает, что признаком, характеризующим семью, является только факт совместного проживания, а ведение совместного хозяйства вовсе не является качественным признаком, характеризующим семью. Однако суть государственной социальной помощи сводится к предоставлению минимальных гарантий минимального дохода, при этом, по закону, требуется не только установлением факта совместного проживания, но и родственных отношений.

    Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Факт иждивенства не связывается с обязательным совместным проживанием. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

    Само по себе проживание лица с умершим не означает еще то, что такое лицо находилось на иждивении, тем более если такое лицо получало иной доход помимо содержания от умершего. Доказательства иждивения должны явно свидетельствовать, что основной доход и содержание иждивенец получал от умершего [12].

    Необходимо, чтобы получаемое от умершего содержание было постоянным, а не разовым. При получении периодической помощи (содержания) от лица необходимо установить, насколько такое содержание было основным источником средств к существованию иждивенца, соотношение такого содержания и иных доходов иждивенца при их наличии. Не может считаться основным источником средств к существованию оказание пусть и регулярной помощи, в т.ч. путем обеспечения продуктами питания, лекарственными средствами и пр., если такая помощь хоть и была существенной, но не являлась основным источником дохода иждивенца [21].

    У иждивенца необязательно должен отсутствовать источник какого-либо дохода, наоборот, он может получать пособие (например, инвалид или родитель-пенсионер) или иметь определенный заработок и получать иные выплаты (например, арендную плату). Главным здесь является факт того, что помощь умершего является для иждивенца постоянным и основным источником средств к существованию, т.е. играет значительную роль в обеспечении его жизни. Необходимо обратить внимание на соотношение дохода лица, претендующего на получение пенсии, с содержанием, которое получало такое лицо от умершего. Получаемое содержание должно быть выше доходов претендующего на пенсию лица [11].

    Однако в некоторых случаях законодатель определяет в качестве субъектов права на данную выплату и иных нетрудоспособных лиц, состоявших на иждивении умершего. В частности, право на страховые выплаты в связи со смертью кормильца вследствие трудового увечья или профзаболевания имеют нетрудоспособные лица (независимо от факта родства), состоявшие на иждивении умершего кормильца ко дню его смерти или имевшие право на получение от него содержания, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.


    2.2. Порядок назначения и выплаты пособия по случаю потери кормильца

    Пособие по случаю потери кормильца относится к числу единовременных (разовых) выплат, а их размер определяется с учетом статуса умершего (погибшего) кормильца. Так, например, в случае гибели лица при исполнении должностных обязанностей или обязанностей военной службы, при исполнении обязанностей присяжного или арбитражного заседателя размер пособия исчисляется в кратном размере по отношению к их денежному содержанию (довольствию). Для военнослужащих по призыву (включая призванных на военные сборы) размер определяется в кратном размере к минимальному месячному окладу по воинской должности.

    В случае смерти (гибели) лица вследствие участия в контртеррористической операции, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в случае смерти в результате поствакцинального осложнения размер пособий определяется законодательством в фиксированной денежной сумме.

    Страховая выплата членам семей лиц, умерших (погибших) кормильцев вследствие трудового увечья или профзаболевания, имеет единовременный характер. Она устанавливается в фиксированной денежной сумме, определенной Законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год, с увеличением на районный коэффициент, если он предусмотрен для данной местности. Назначается выплата на основании акта Н-1 (о несчастном случае на производстве со смертельным исходом) или акта о смерти вследствие профзаболевания, с приобщением ряда других документов, определенных нормами Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Единовременная страховая выплата определялась ранее с учетом степени утраты работником профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного МРОТ, установленного федеральным законом. Ныне эта выплата определяется также с учетом утраты профессиональной трудоспособности, но исходя из максимальной суммы, установленной на очередной финансовый год федеральным законом.

    Что касается единовременной выплаты семье пострадавшего в случае его смерти, то ее размер определил Федеральный закон от 02.12.2013 N 331-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в сумме 1 млн. руб. Ранее ее сумма соответствовала максимальному размеру, исходя из которого исчислялся уровень единовременной выплаты самому потерпевшему, т.е. была в несколько раз ниже. Значительное ее повышение можно объяснить лишь сложившейся практикой установления более весомых единовременных выплат семьям погибших граждан в результате групповых несчастных случаев, в том числе не связанных с производством. Решение, без всякого сомнения, верное. Вместе с тем непонятно, почему не повышена максимальная сумма, на основе которой определяется единовременная выплата самому потерпевшему, учитывая, что при групповых несчастных случаях им также выплачиваются более значительные суммы [17, C.64-79].

    Вполне очевидно, что уровень единовременных выплат пострадавшим вследствие производственного травматизма объективно должен быть более высоким, чем он определен ныне, после внесения соответствующих поправок. Его ориентир примерно тот уровень, который был установлен Законом в 1998 г. в первоначальной его редакции (он в большей степени соответствовал реальной оценке жизни и здоровья человека), либо 1 млн. руб. при полной утрате трудоспособности.

    Несмотря на то, что рассматриваемая группа пособий имеет преимущественно единовременный характер, это, однако, не исключает возможности назначения ежемесячных выплат в связи со смертью (гибелью) члена семьи. Так, например, в случае смерти кормильца, относящегося к числу инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или приравненных к ним лиц, право на выплачиваемое при его жизни ежемесячное пособие сохраняют нетрудоспособные иждивенцы в размере суммы этой выплаты, поделенной на их число, за вычетом доли, приходившейся на самого умершего. Право на ежемесячное пособие имеют также нетрудоспособные члены семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а его дети, кроме этого, на ежегодное пособие.

    Региональное законодательство также может устанавливать повышенный размер пособия по случаю потери кормильца. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе повышенный размер пособий распространяется на детей, потерявших кормильца.

    Согласно ст. 2.5 Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" ежемесячное социальное пособие на детей, потерявших кормильца, устанавливается получателю пенсии по случаю потери кормильца в размере 1000 рублей при условии получения пенсии по случаю потери кормильца на территории автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Как следует из п. 5 Временного порядка обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 22 февраля 1996 г. N 16 "О мерах по реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле" [10], получателями социального пособия на погребение являются только лица, непосредственно занимавшиеся вопросами организации похорон умершего гражданина, - в таком качестве могут выступать не только супруг, близкие родственники или иные родственники умершего, но и любое иное лицо, взявшее на себя такую обязанность.

    Для получения соответствующего пособия в орган или организацию, указанные в п. 2 статьи 10 ФЗ от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" [9], помимо справки о смерти, выданной органом загса, как правило, предоставляются:

    - заявление о выплате пособия на погребение;

    - документы, подтверждающие оплату услуг по погребению.

    Заявление о выплате социального пособия на погребение истребуется в связи с тем, что выплата социального пособия конкретному лицу исключает возможность предъявления аналогичных требований иными лицами. Необходимость предоставления документов, подтверждающих расходы на погребение, объясняется компенсационным характером данного пособия, тем, что его размер определяется не фиксировано, а в зависимости от реально понесенных затрат, хотя и не может превышать сумму, установленную законодательством. Какие-либо иные документы, в том числе подтверждающие произведенное захоронение (кремацию и т.п.), не могут быть запрошены у заинтересованного лица.

    Исходя из буквального толкования Закона, обязательным документом для выплаты социального пособия на погребение признается именно справка о смерти, а не свидетельство о смерти, выдаваемое органами загса. Справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение согласно п. 84 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 7 апреля 2008 г. N 81.

    Форма справки о смерти (форма N 33) утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" и содержит:

    - фамилию, имя и отчество умершего, дату рождения и дату смерти;

    - дату составления и номер записи акта о смерти;

    - место смерти и место государственной регистрации смерти (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация смерти);

    - сведения о причине смерти;

    - дату выдачи справки о смерти.

    Форма свидетельства о смерти, в свою очередь, утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и отражает следующую информацию:

    - фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, гражданство, дату и место смерти умершего;

    - дату составления и номер записи акта о смерти;

    - место государственной регистрации смерти (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация смерти);

    - дату выдачи свидетельства о смерти.

    Таким образом, свидетельство о смерти, по сравнению со справкой о смерти, не содержит в себе только сведения о причине смерти, каковые не имеют правового значения при выплате социального пособия на погребение. Указанное обстоятельство позволяет говорить о том, что свидетельство о смерти также может предъявляться заинтересованным лицом для целей назначения социального пособия на погребение (если данный документ имеется в распоряжении такого лица на момент обращения в компетентный орган (организацию)).

    Так, например, ООО "Строительная компания "Д." обратилось в суд к региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице его филиала с заявлением о признании незаконным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, в том числе в части выплаченного обществом вдове своего работника пособия на погребение. Основанием для непринятия к зачету данных расходов послужило то, что заявитель произвел выплату социального пособия на погребение на основании свидетельства о смерти работника, а не справки формы N 33, как это предусмотрено действующим законодательством.

    Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что основанием для выплаты социального пособия на погребение является наступление страхового случая (смерти работника), которое подтверждено свидетельством о смерти. Определяющим фактором для решения вопроса о выплате пособия является дата наступления страхового случая, а не дата обращения с заявлением о выплате пособия или дата представления справки о смерти. При этом справка является лишь одним из возможных документов, подтверждающих наступление обстоятельства, являющегося основанием для выплаты пособия. Ответчиком не представлено доказательств того, что пособие было выплачено неоднократно.

    Вышестоящей инстанцией решение оставлено в силе [13].

    Позиция суда, высказанная в приведенном примере, позволяет ответить и на другой вопрос, актуальный для правоприменительной практики.

    Если принимать во внимание то, что определяющим фактором для решения вопроса о выплате пособия является дата наступления страхового случая, а не дата обращения с заявлением о выплате пособия или дата представления справки о смерти, то следует полагать, что размер пособия на погребение должен определяться также на эту дату. Исключения могут составлять случаи, когда погребение умершего не могло быть произведено на дату смерти фактически (например, в силу неизвестности родственникам факта смерти, неизвестности местонахождения останков и т.п.). На возможность таких изъятий указывает компенсационный характер пособия на погребение, причем, хотя сведения о том, когда было произведено погребение, в компетентный орган или организацию не предоставляются, о времени совершения соответствующих действий свидетельствуют документы, подтверждающие понесенные расходы.

    Действующее законодательство позволяет выделить несколько особенностей порядка назначения и выплаты социального пособия на погребение, которые определяются в зависимости от правового статуса умершего.

    В случае смерти индивидуального предпринимателя, который одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности работал по трудовому договору, заинтересованное лицо вправе обратиться за выплатой социального пособия на погребение по своему выбору:

    - по месту работы умершего;

    - в территориальный орган Фонда социального страхования, если умерший состоял на учете в качестве страхователя.

    Это проистекает из положений ч. 1 и 3 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которым обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат как лица, работающие по трудовым договорам, так и адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, которые добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

    В случае смерти работника, на момент смерти не состоявшего в трудовых отношениях и не являвшегося пенсионером, обязанность по выплате социального пособия на погребение распространяется на орган социальной защиты по месту жительства умершего.

    На практике, весьма распространенной является ситуация, когда родственниками истребуется пособие на погребение гражданина, умершего после прекращения трудовых отношений с конкретной организацией и не являвшегося на момент смерти получателем пенсии.

    Выводы по главе


    Завершая рассмотрение порядка назначения и выплаты пособия по случаю потери кормильца, следует отметить, что для назначения данного пособия необходима совокупность требований к членам семьи и личности кормильца.

    Получателями указанных пособий, как правило, являются члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его иждивении и получавшие от него содержание (по аналогии с пенсиями по случаю потери кормильца).

    Пособие по случаю потери кормильца относится к числу единовременных выплат, а их размер определяется с учетом статуса умершего (погибшего) кормильца.

    Для определения права на получение единовременных пособий лицами, прикомандированными от Министерства обороны Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и которые выполняют работу в интересах обороны и безопасности государства, документы оформляются и представляются соответствующими должностными лицами указанных органов власти.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Завершая рассмотрение правового регулирования пособия по случаю потери кормильца необходимо отметить, что проведенный анализ социальных пособий и рассмотренные классификации этих пособий свидетельствуют о том, что на данном этапе в России сложилась и функционирует регулируемая различными законами развитая система социальных пособий, в основе возникновения которой лежат различные юридические факты, адресованные широкому кругу получателей и предоставляемые различными органами из разных финансовых источников в размерах, определяемых различными способами.

    Пособие по случаю потери кормильца это вид восполняющих пособий социально-обеспечительного характера, направленного на предоставление нуждающимся дополнительных денежных средств для обеспечения их потребностей в течение относительно определенного периода либо временного источника средств к существованию в случае их полного отсутствия.

    Законодательство РФ о пособиях по случаю потери кормильца является частью законодательства о социальном обеспечении, которое динамично развивается, что является закономерной реакцией на изменение общественных отношений и необходимостью постоянно усовершенствовать правовое регулирование и повышать стандарты в сфере социальной защиты.

    Современное российское законодательство о пособиях двухуровневое, это обусловлено федеративным устройством нашего государства и отнесением правового регулирования отношений по социальному обеспечению к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Проведенный анализ законодательства о пособиях позволил выявить следующие тенденции его развития:

    разрозненность и несогласованность правовых норм о пособиях;

    отсутствие единообразного подхода к источникам финансирования социальных выплат;

    несоответствие механизмов определения размеров пособий принципам социального государства (они не позволяют обеспечивать гражданам достойный уровень жизни);

    снижение размеров пособий и повышение требований к их получателям;

    адресное предоставление пособий в субъектах Российской Федерации.

    Эти тенденции свидетельствуют о необходимости создания новых механизмов социального обеспечения, гарантирующих рациональное использование денежных средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов на социальную защиту граждан.

    Для назначения данного пособия необходима совокупность требований к членам семьи и личности кормильца.

    Получателями указанных пособий, как правило, являются члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его иждивении и получавшие от него содержание (по аналогии с пенсиями по случаю потери кормильца).

    Пособие по случаю потери кормильца относится к числу единовременных выплат, а их размер определяется с учетом статуса умершего (погибшего) кормильца.

    Для определения права на получение единовременных пособий лицами, прикомандированными от Министерства обороны Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и которые выполняют работу в интересах обороны и безопасности государства, документы оформляются и представляются соответствующими должностными лицами указанных органов власти.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
    2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. ст. 16
    3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. ст. 3699
    4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ.2013. N 52 (часть I). ст. 7007.
    5. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. ст. 3686
    6. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. ст. 4904
    7. Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 14. ст. 1257
    8. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. ст. 146.
    9. Постановление ФСС РФ от 22.02.1996 N 16 (ред. от 02.10.2000) "О мерах по реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле" // Библиотека Российской газеты. N 3. 1997


    Материалы судебной практики

    1. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 3 сентября 2014 г. по делу N 33-7155/2014 // СПС «Консультант Плюс»
    2. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 9 сентября 2014 г. по делу N 33-7579/14 // СПС «Консультант Плюс»
    3. Постановление ФАС Поволжского округа от 20 сентября 2013 г. по делу N А55-26411/2012 // СПС «Консультант Плюс»

    Научная и учебная литература

    1. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учеб. М.: Кнорус, 2014.
    2. Гречук Л.А. Субъекты-получатели в праве социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид.наук. Томск, 2012.
    3. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014.
    4. Захаров М.Л. Законодательство о страховых пособиях: современное состояние и тенденции дальнейшего развития // Журнал российского права. 2016. N 3.
    5. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2012.
    6. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2012.
    7. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М., 2013.
    8. Право социального обеспечения России: учеб. / под ред. Д.В. Агашева, В.С. Аракчеева. Томск: Изд-во Том. ун-та 2015.
    9. Право социального обеспечения: учебник / отв. ред. К.Н. Гусов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014.
    10. Правовое обеспечение социальной работы: учебник / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой. - М.: Дашков и К°, 2014.
    11. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие / Е. И. Холостова. - М.: Дашков и К°, 2014.
    12. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник / Е. И. Холостова. - М.: Юрайт, 2013.
    13. Черняева Д.В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право). М., 2010.













    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Форма

    В

    (наименование территориального органа Фонда социального


    страхования Российской Федерации)

    от

    (фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя)

    ,


    проживающего по адресу:




    Дата рождения


    Документ, удостоверяющий личность:

    наименование,

    серия,

    выдан(наименование органа, выдавшего документ, дата выдачи)Телефон:



    Представитель заявителя


    ,

    (фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя)

    проживающий по адресу:




    Дата рождения


    Документ, удостоверяющий личность:

    наименование,

    серия,

    выдан(наименование органа, выдавшего документ, дата выдачи)

    Документ, подтверждающий полномочия
    представителя заявителя:


    Телефон:


    ЗАЯВЛЕНИЕ

    Прошу назначить единовременную и (или) ежемесячную страховые выплаты (нужное подчеркнуть) в связи со страховым случаем, наступившим в период работы в
    ,
    (наименование страхователя причинителя вреда)

    произошедшим с ,

    (ф.и.о. пострадавшего)

    Выплаты прошу осуществлять:

    почтовым переводом по адресу:


    на лицевой счет №в(наименование банка, кредитной организации)

    через иную организацию


    Для расчета ежемесячной страховой выплаты прошу учесть заработок за период:



    Мне известно, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и своевременность представления ими страховщику сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых выплат или прекращение таких выплат.

    Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ
    “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” обязуюсь извещать страховщика об изменении места своего жительства или места работы, а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого мной обеспечения по обязательному социальному страхованию или утрату права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию, в десятидневный срок со дня наступления таких обстоятельств.
    (дата)(подпись заявителя)Перечень документов, приложенных к заявлению:

    1)


    2)


    3)


    4)


    5)


    6)


    7)


    8)


    9)


    10) …

    Сведения по документу, удостоверяющему личность заявителя, проверены, заявление с

    приложениемдокументов приняты “”, зарегистрированы под

    М.П.(должность лица, принявшего документы)(подпись)(инициалы, фамилия)

    (дата)

    Сведения о дополнительно представленных документах

    № п/пНаименование документаДата представленияПодпись должностного лица территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Пособие по потере кормильца ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.