Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Проектная деятельность

  • Вид работы:
    Другое по теме: Проектная деятельность
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    09.11.2018 22:00:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    8018Д

    Проектная деятельность на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1 Теоретические основы проблемы метода проектной деятельности…6

    1.1 Понятие и сущность метода проектной деятельности……………………...6

    1.2 Значение проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся………………………………………………………………………….13

    Выводы по главе 1……………………………………………………………….17

    Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению проектной деятельности на уроках физики………………………………………………...18

    2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся…….18

    2.2 Развитие творческих способностей в проектной деятельности на уроках физики…………………………………………………………………………….23

    2.3 Анализ проведенной работы………………………………………………..29

    Выводы по главе 2……………………………………………………………….32

    Заключение……………………………………………………………………….33

    Список использованных источников…………………………………………...35

    Приложения……………………………………………………………………...37











    Введение


    В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной активности, современное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся. Исследовать, открывать, изучать значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно, творец. Поэтому, проектная деятельность учащихся организованная, как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в свете новых образовательных стандартов.

    Проектная деятельность учащихся направлена на становление личности ребенка через активные способы действия. В ФГОС нового поколения под проектом понимается форма организации совместной деятельности учителя и обучающегося, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного творческого продукта.

    Физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя вызвать интерес к изучению предмета. На уроках физики можно и нужно раскрывать творческий потенциал развивающейся личности учащихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

    Применение метода проектов определяется с одной стороны тем, что учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.

    С другой стороны на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования, умение работать в коллективе, мыслить корпоративно ценятся особенно высоко.

    Актуальность темы определила тему исследования «Проектная деятельность на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся».

    Цель исследования: изучить проектную деятельность учащихся, направленную на развитие творческих способностей на уроках физики.

    Объект исследования: творческие способности учащихся.

    Предмет исследования: процесс развития творческих способностей учащихся через проектную деятельность на уроках физики.

    Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проектная деятельность на уроках физики способствует развитию творческих способностей учащихся.

    Задачи:

    1. Дать понятие и определить сущность метода проектной деятельности;

    2. Выделить значение проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся;

    3. Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития творческих способностей учащихся;

    4. Рассмотреть направления работы на уроках физики с использованием проектной деятельности, направленное на развитие творческих способностей учащихся;

    5. Проанализировать проделанную работу.

    Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, метод диагностирования, анализ и обработка полученных результатов.

    Исследование проводилось на базе _____________с учащимися 7 классов.

    Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения, списка используемых источников и приложений.






















    Глава 1 Теоретические основы проблемы метода проектной деятельности


    1.1 Понятие и сущность метода проектной деятельности


    В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

    С именем Дж. Дьюи связана, прежде всего, реализация метода проектов, ориентированного на целесообразную деятельность детей с учетом их интересов. В педагогической литературе приобрела известность в 1908-1190 гг. в описании «домашних проектов», применявшихся в сельских клубах молодежи, а затем стал вводиться в организацию процесса обучения в опытных частных школах. С 1911 года термин «проект» был узаконен Бюро воспитания США и стал все более укрепляться в американской педагогике [10, c.25].

    В основе системы проектного обучения лежат не только идеи Дж. Дьюи, но и Э.Л. Торндайка и В.Х. Килпатрика. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

    В зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

    Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания. Таким образом, в зарубежной педагогике метод проектов, получил дальнейшее развитие, в него были включены все прогрессивные элементы обучения, успешно проверенные на практике [4, c.40].

    В 20-х годах прошлого столетия проектный метод в преподавании пытался использовать С.Т. Шацкий. В российских школах этот метод широко использовался для реализации выдвигаемых задач - развития ученика. Отличие советского воплощения метода проектов от американского состояло, прежде всего, в подчеркнутой общественно-полезной, трудовой, идеологической направленности проектов. Меньше внимания уделялось учебной стороне, и это, в том числе, привело к ослаблению содержательного аспекта: метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени - направленность его на ребенка.

    По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.

    Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

    Понятие «проектная деятельность школьников» находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания [16, 28].

    Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

    Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде [17, 11].

    Наиболее полное понятие «проектный метод» представлено в исследованиях И.Д. Чечель. Она считает, что исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся рассматривается сегодня и как составная часть современных педагогических технологий.

    Чечель И.Д. определяет метод проектов как педагогическую технологию. По мнению автора, цель данной технологии ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде [19, c.25].

    Гузеева В.В. отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем: учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют деятельность [10, c. 15].

    Селевко Г.К. рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий:

    - вариант технологии проблемного обучения;

    - комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;

    - способ группового обучения;

    - компонент методики обучения в школе;

    - способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся;

    - метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени [12, 158].

    Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.

    Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

    Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельнуюреализацию школьником задуманного результата [3, c.45].

    Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы зарождению новых импульсов к последующим делам.

    В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

    1. Исследовательские - такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

    2. Творческие - такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

    3. Ролевые, игровые - в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

    4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) - этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы [16, c.56].

    По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:

    1. Монопроекты - как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

    2. Межпредметные - такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

    3. Системные - требуют обращения к широкому спектру областей науки и культуры [19, c.50].

    Таким образом, проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

    С точки зрения педагогической психологии и образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребёнка в обучении.

    Проектирование всегда ориентировано на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Ему постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, часто находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.

    Разработка проекта обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами поиска истины.




    1.2 Значение проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся


    Метод проектов это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.

    Основные цели, которые преследует метод проектов:

    • научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
    • научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;
    • сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
    • получить навыки обработки информации;
    • сформировать навыки проведения исследований;
    • сформировать навыки работы и делового общения в группе;
    • сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта [7, c.34].

    При использовании метода проектов педагог ставит выполнение определенных задач таких, как:

    • развитие индивидуально-творческих способностей обучающихся;
    • постановка вопросов, их обсуждение и решение, использование полученных знаний;
    • развитие коммуникативных навыков у детей;
    • формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний.

    Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника. Эту структуру можно представить в следующем виде:

    Учитель

    Ученик

    Помогает определить цель деятельностиОпределяет цель деятельностиСоздает условия для активности школьникаАктивен

    Партнёр ученика

    Субъект деятельности

    Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

    Несёт ответственность за свою деятельностьТаким образом, в процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. В то время как учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся.

    Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта [2, c.30].

    Все проекты оцениваются классом по следующим критериям:

    1. Раскрытие темы

    2. Связность, последовательность изложения материала

    3. Простота и ясность изложения

    4. Художественно-графическое качество схем, рисунков; доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей

    5. Уверенность, владение собой; удержание внимания аудитории

    6. Адекватность ответов поставленным вопросам

    Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося [5, c.42].

    Выполнение проекта одна из сторон воспитания. Воспитываются значимые качества личности: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, уважительное отношение к людям и их труду, ответственность. Ребенок ощущает личную значимость, у него формируется способность испытывать радость от процесса и результата труда, тех творческих, интеллектуальных, волевых и физических сил, которые им были затрачены. В процессе выполнения проектов, учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение, а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.

    Трудно представить в наше время проектную деятельность без использования ИКТ. Опыт показывает, что применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное современным.

    Таким образом, творчество - это результат труда и усилий самого учащегося. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По моим наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны, когда их что - то заинтересовывает, увлекает, а именно творческие задания. Используя на уроках и во внеурочной работе исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть творческие способности каждого ребенка.
























    Выводы по главе 1


    Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

    Творческий проект - это совместное «педагог обучающийся» продумывание, распределение деятельности, оценка результатов на каждом этапе деятельности и конечная оценка результата (рефлексия). Педагог выступает в роли консультанта и участника проекта, таким образом, создается атмосфера сотрудничества.

    Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности учащихся, так как знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы.

    Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в сфере дополнительного образования. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, то есть к совокупности накопленных учащимся знаний, добытых в личной практике, и личного опыта на основе ранее выполненных им операций и действий.

    Самое важное при этом признание самобытности и уникальности каждого учащегося. Педагог и учащийся выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.



    Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению проектной деятельности на уроках физики


    2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся


    Опытно-экспериментальная часть работы была спланирована и проведена по следующим этапам:

    - определение уровня развития творческих способностей учащихся 12-13 лет;

    - разработка и проведение учебных занятий по физике с использованием проектного метода;

    - повторное определение уровня развития творческих способностей учащихся 12-13 лет;

    - анализ результатов, подведение итогов.

    Экспериментальная часть работы проводилась на базе

    Продолжительность исследования

    Количество испытуемых - 20 человек в возрасте 12-13

    Для проведения диагностики уровня развития творческих способностей нами были использованы материалы из пособия А.Г. Старцева «Детская одарённость. Стратегия направления работы с одарёнными детьми в системе образования центрального района». ГЦРДО СПб [16, c.56].

    Практический материал по диагностике способностей (6 блоков)

    Диагностика творческого мышления учащихся

    I Разминочный блок.

    1. Даётся слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. (Время выполнения 3 минуты). Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листке, на котором ребёнок записывает и свои слова. Высокий уровень развития способности 9 и более слов.

    Средний уровень 7,8 слов.

    Низкий уровень 6 и менее слов.

    2. Детям предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы. Р И С Н К

    Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой-то смысл, а слова в предложении должны быть согласованы по родам, числам, падежам. Добавлять другие слова или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. (Время выполнения 5 минут).

    Оценка результатов задания.

    ВозрастУровнивысокийсреднийнизкий10-11 лет4 и более30-212 лет5 и более4 0-313 лет6 и более50-4Из трёх скороговорок выбрать одну и как можно быстрее её проговорить (устно).

    Ткёт ткач ткани на платки Тане.

    Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

    Свинья тупорылая весь двор перерыла, выросла на полрыла, до коры не доросла.

    Быстро, чисто 2 балла.

    С погрешностями 1 балл.

    II блок.

    Выберете тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках).

    III блок.

    Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих людей. Обозначьте в карточке следующими символами Ваши ответы:

    полностью согласен - 0

    не согласны - 2

    не готов оценить данное высказывание 1.

    IV блок.

    Способность преобразовывать структуру объекта.

    22-24 В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырёх предложенных ответов пару слов, между которыми существует также связь или то же соотношение.

    Запишите в карточку номер ответа (правильный ответ 2 балла).

    V блок.

    Словесные ассоциативные способности.

    Вам предлагаются в стимульном материале три слова. Вы подбираете к ним такое четвёртое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом-ответом может служить слово пароход. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными.

    Вы можете менять грамматическую форму слова, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках. Количество ответов тоже учитывается.

    Все результаты сводятся в общую таблица, где по вертикали заносятся фамилия, а по горизонтали ответы на слова-стимулы.

    За наиболее оригинальные ответы даются 2 балла,

    тривиальные 1 балл.

    Найдите выход из ситуации (записывается на обратной стороне карточки).

    Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

    отсутствие ответа 0

    тривиальный ответ 1

    оригинальный ответ 2.

    Перечислите как можно больше способов применения каждого предмета (на обратной стороне карточки).

    VI блок ( контрольный ).

    Да 2 балла,

    трудно сказать -1,

    нет -0.

    Результат диагностики определяется следующим образом:

    а) более 2/3 выполненных заданий с баллом - 2 (высокий уровень творчества),

    б) не менее 1/2 выполненных заданий с баллом 2 (средний уровень творчества).

    Результаты диагностики по всем этапам представлены в таблице 1.

    Таблица 1 Результаты диагностики развития творческих способностей учащихся 7 класса

    №Блоки диагностикиКол-во ответов с баллом 2УровеньI блокII блокIII блокIV блокV блокVIУровеньВСрН2 б1 б0 б2 б1 б0 б2 б1 б0 б2 б1 б0 б2 б1 б0 б1+100011006002210110060в2+505641321414540722н3+9015516001110190240ср4+622326222710662324н5+91010106002030101055в6+822920510157174044ср7+820911510158083045ср8+10101110510183291153в9+1000641420118492040ср10+100011006002120101058в11+92011005101310046141ср12+820821411176092046ср13+100011006002120110059в14+10001100600185092054в15+100010106001490101050ср16+91091151010130101043ср17+901920510914092041ср18+8209206001580101048ср19+50553351051080121120н20+523542321515356023н

    Наглядно результаты диагностики представлены на диаграмме (рисунок 1)

    Рисунок 1 Уровень развития творческих способностей учащихся 7 класса (констатирующий эксперимент)

    10 (50 %) из 20 человек показали средний уровень развития творческих способностей;

    6 (30 %) из 20 человек - высокий уровень развития творческих способностей;

    4 (20 %) учащихся из 20 человек - низкий уровень развития творческих способностей.

    Анализируя полученные результаты, мы сделали следующий вывод: большинство учащихся используют тривиальные или шаблонные ответы на предлагаемые задания, мало проявляли активность при выполнении заданий, не было творческого подхода к выполнению заданий.

    Таким образом, исходя из полученных данных, у учащихся 7 класса необходимо развивать творческие способности.



    2.2 Развитие творческих способностей в проектной деятельности на уроках физики


    Развивать творческие способности можно через реализацию совместной учебной деятельности учеников при создании проекта. Работа проходит в двух направлениях:

    1. Самостоятельная работа по подготовке проекта;

    2. Самовыражение учащегося через творческий подход в реализации проекта.

    Поставив перед собой цель - развивать творческие способности детей, мы выделили ряд задач:

    - поддерживать и развивать интерес к предмету;

    - формировать приемы продуктивной деятельности;

    - прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся;

    - учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);

    - показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики;

    - учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

    Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Этим задачам мы старались подчинить каждый урок физики, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитывая специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся.

    При этом используются различные методы обучения:

    - словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;

    - наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением;

    - практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.

    Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.

    Творческую деятельность рассматриваем как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность это человек, овладевший подобной деятельностью.

    Далее приведем примеры некоторых педагогических методов, которые мы используем в своей педагогической деятельности в основной школе.

    Эксперименты.

    Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы в физической лаборатории, на которых учащиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету. Проявить свои творческие способности можно при выполнении домашнего задания по изготовлению приборов, принцип действия которых были изучены на уроках. Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители.

    Любая экспериментальная работа может стать мини проектом, если проводить ее не по подробной инструкции, за которой подчас теряется смысл всей работы, а поставить перед учащимися лишь задачу, для которой они сами должны выбрать оборудование, разработать план работы, самостоятельно провести эксперимент и сделать вывод. При таком исполнении, как правило, учащиеся лучше понимают, что они делают, лучше усваивают материал.

    На некоторых уроках физики мы вместе создаем мини проекты. Например, при изучении темы «Атмосферное давление» в 7 классе, класс разбивается на несколько групп: географы, химики, физики экспериментаторы, физики теоретики, биологи, историки.

    Каждая группа изучает атмосферу со своей точки зрения. Вопросы группы получают заранее. Во время работы, учащиеся пользуются учебной и справочной литературой, Интернетом. Они могут консультироваться с учителем, родителями, старшеклассниками. Форму презентации своей работы учащиеся выбирают сами.

    На уроке выступает каждая группа, результаты обсуждаются всем классом. Такая форма проведения урока позволяет сократить время изучения этой темы, всегда проходит очень эмоционально и хорошо усваивается учащимися.

    Результатами своих исследований они с удовольствием делятся с учащимися 4 и 5 классов, при изучении темы « Атмосфера» в курсе «Естествознания».

    Эта работа формирует умение публичного выступления, целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументированно доказывать свою точку зрения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В ходе подготовки к проекту учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

    План-конспект урока физики в 7 классе

    Тема: Повторение темы «Плотность вещества» (7 класс)

    Пример организации исследовательской деятельности учащихся с применением старых знаний в новой ситуации на уроке

    На этапе урока «Актуализация знаний» учитель обращает внимание учащихся на то, что нас окружают различные вещества, в том числе те, которые мы употребляем в пищу. Плотность употребляемых продуктов питания мы можем охарактеризовать качественно. Возникает проблема: как же ее рассчитать?

    Предлагается образовать группы по 4 человека (повернуться к учащимся за соседней партой), применить старые знания в новой ситуации. Каждой группе выдается лоток с объектом исследования и оборудованием: твердым продуктом питания прямоугольной формы в упаковке с указанием на ней массы (2 шт.), линейкой (2 шт.), микрокалькулятором (2 шт.), заготовкой таблицы «Плотности некоторых продуктов питания» (4 шт.). Затем предлагается провести коллективное исследование «Определение плотности некоторых продуктов питания». Учитель координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и записывает полученные данные в таблицу на доске, демонстрируя результаты коллективного исследования.

    Учащиеся обсуждают проблему в группах, выдвигают гипотезы. Обсуждают гипотезы между группами. По обдуманному плану определяют плотность предложенных продуктов питания:

    - масса вещества указана на упаковке;

    - объем определяют умножением длины, ширины и высоты упаковки;

    - погрешностью при измерениях пренебрегают;

    - плотность рассчитывают делением массы на объем с помощью микрокалькулятора;

    - переводят единицы измерения плотности в систему СИ);

    - отражают расчеты в тетради.

    Далее учащиеся озвучивают полученные результаты, заполняют находящуюся у каждого на парте заготовку таблицы «Плотности некоторых продуктов питания» (табл. 2), а учитель заполняет ее на доске.

    Таблица 2. Плотности некоторых продуктов питания

    № п/пНазваниеПлотностьг/см3кг/м31Сахар-рафинад2Соль поваренная пищевая3Сода пищевая4Кофе молотый5Кисель клюквенный6Дрожжи хлебопекарные7Шоколад8Вафли сливочные9Вафли шоколадные10Печенье11Масло сливочное12Масло шоколадное13Маргарин молочный14Сыр плавленый15ТворогНа этапе урока «Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации» учитель предлагает продолжить работу в парах по составленной таблице и озвучивает задание №1 творческого характера: Составить как можно больше качественных задач, пользуясь данными таблицы «Плотности некоторых продуктов питания». Взаимодействие групп при обсуждении результатов работы координируется педагогом. Учащиеся работают с таблицей в группах, анализируют ее данные, сравнивают, делают выводы, конструируют качественные задачи и дают ответы на них. Задают вопросы другим группам, отвечают на вопросы других групп. Например:

    - Какой из указанных продуктов питания имеет наибольшую плотность?

    - Какой из указанных продуктов питания имеет наименьшую плотность?

    - Какие из указанных продуктов питания имеют одинаковую плотность?

    - Что означает, что плотность вещества N равна M кг/м3?

    - На сколько различаются плотности продуктов питания N и P?

    - Во сколько раз различаются плотности продуктов питания N и P?

    Учитель предлагает задание творческого характера: Пользуясь данными таблицы «Плотности некоторых продуктов питания», составить и оформить в тетради расчетную задачу. Учащиеся при координации со стороны педагога работают с таблицей в группах, производят поиск, оценку, отбор данных, формулируют условие расчетной задачи и решают ее в тетрадях. Затем озвучивают тексты задач и выбирают наиболее интересную задачу.

    Проводится проектно-исследовательскую деятельность и во внеурочное время. Учащиеся выполняют самостоятельные исследования по курсу физики, используя и знания других предметов экологии, биологии.

    Все результаты исследования учащиеся представляют в работе, состоящей из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и библиографии и публично защищают проект с использованием презентации. В презентации отражаются заставка, эпиграф, тема, объект, предмет, цель, задачи, методы, новизна, этапы, методика проведения, результаты, практическая значимость работы.

    Примерами исследований по физике являются «Определение факторов, влияющих на скорость испарения жидкости», «Определение факторов, влияющих на величину силы трения скольжения».

    Примерами исследований с использованием знаний из других предметов (экологии, химии, биологии) являются «Изучение степени влияния сотовой связи на организм человека», «Моделирование парникового эффекта».

    Таким образом, проектная деятельность позволяет учащимся лучше усвоить учебный материал, повысить качество образования, способствует личностному росту учащихся повышению степени готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности. Но самое главное способствует познавательному развитию учащихся: формированию у учащихся научной картины мира, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению стратегиями и способами познания, развитию памяти, внимания, воображения, мышления, рефлексии.


    2.3 Анализ проведенной работы


    На контрольном этапе нами использовались диагностики констатирующего эксперимента, учащимся предлагали те же задания. Результаты диагностики указаны в Таблице 3.


    Таблица 3 Результаты диагностики развития творческих способностей учащихся 7 класса (контрольный эксперимент)

    №Блоки диагностикиКол-во ответов с баллом 2УровеньI блокII блокIII блокIV блокV блокVIУровеньВСрН2 б1 б0 б2 б1 б0 б2 б1 б0 б2 б1 б0 б2 б1 б0 б1+100011006002300110061в2+9109115101741110041ср3+10009116002030101055ср4+8208215101850101049ср5+100011006002210101059в6+100010106002021101056в7+820911510158083045ср8+100011006002120110061в9+10006414201184102042ср10+100011006002300100061в11+100011006002030101057в12+100010106002021110057в13+100011006002120110059в14+100011006002300110060в15+100011006001490101051в16+100010016002030101056в17+9019205101580101041ср18+8209206001580101048ср19+811830510154454241ср20+910821510138273142срНаглядно результаты диагностики представлены на диаграмме (рисунок 2)

    Рисунок 2 Результаты диагностики уровня развития творческих способностей учащихся 7 класса (контрольный эксперимент)

    Анализируя полученные данные мы видим, что высокий уровень развития творческих способностей зафиксирован у 11 (55 %) учащихся из 20 человек, средний уровень 9 (45 %) учащихся из 20 человек, низкого уровня развития творческих способностей на этапе контрольного эксперимента не выявлено.

    Представим сравнительный анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов в таблице 4 и на диаграмме (рисунок 3)

    Таблица 4 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов

    УровеньКонстатирующий экспериментКонтрольный экспериментКол-во учащихсяПроцент (%)Кол-во учащихсяПроцент(%)Высокий 6301155Средний1050945Низкий42000

    Рисунок 3 Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов

    Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что показатели низкого уровня уменьшились на 30 %, показатели высокого уровня развития творческих способностей увеличились на 25 %, показатели среднего уровня снизились на 5 %.

    Таким образом, мы сможем сделать вывод, что применение на уроках физики проектной деятельности способствует развитию у учащихся творческих способностей. Данные нашего исследования полностью подтверждают нашу гипотезу.


    Выводы по главе 2


    В данной главе нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Работа проводилась по трем этапам:

    - исследование уровня развития творческих способностей учащихся 7 класса (констатирующий эксперимент);

    - работа по формированию творческих способностей на уроках физики с использованием проектной деятельности;

    - повторное исследование уровня развития творческих способностей учащихся (контрольный эксперимент).

    На этапе констатирующего эксперимента нами было установлено, что в у большинства учащихся 7 класса 10 человек (50 %) средний уровень развития творческих способностей, у 4 учащихся (20 %) выявлен низкий уровень развития творческих способностей, у 6 учащихся (30 %) высокий уровень. Это позволило нам сделать вывод о необходимости проведения работы по развитию творческих способностей на уроках физики с использованием проектной деятельности.

    Далее нами были представлены методы и приемы работы на уроках физики с использованием проектной деятельности.

    Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность использования проектной деятельности на уроках физики для развития творческих способностей учащихся.









    Заключение


    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции.

    В связи с тем, что в школьном возрасте учебная деятельность является ведущей в психическом развитии детей, большое значение приобретает использование современных педагогических технологий, методов, развивающих личность школьника. Одним из таких методов является метод проектов, который представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, завершающуюся вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

    Научно-исследовательские и проектные работы, стали одной из основных форм работы многих учеников, они носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка. Проектная деятельность уникальна, она может быть использована в изучении любого предмета, любого вида деятельности. Её уникальность заключается в том, что она ориентирована на достижение целей самих обучающихся, формирует огромное количество умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей и научить их работать коллективно, планомерно. Полезность проекта в дополнительном образовании заключается в том, что у ребенка есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, ребенок сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

    Достоинствами проектной деятельности является то, что учащиеся видят перед собой конечный результат.

    Ведение уроков физики с использованием метода творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества, способствует профессиональному самоопределению. При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным сложное, слабым по их реальным возможностям.

    Проведенное нами исследование практически подтвердило эффективность использования проектной деятельности на уроках физики для развития творческих способностей учащихся, что полностью подтвердило нашу гипотезу.

    Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.



















    Список использованных источников


    1.Аннастази А. Психологическое тестирование: книга 2 /А.Аннастази.- М.:Педагогика., 2013.-149 с.

    2.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.Богоявленская. М.: АСТ, 2012. 278 с.

    3.Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности: Д.Б.Богоявленская. М.:Академия, 2014. 230 с.

    4.Белова Е. Одаренные дети /Е. Белова // Дошкольное воспитание.-2011.-№4.-С69- 75.

    5.Бурменская Г.В. Одаренные дети / Г.В.Бурменская. - М.:Прогресс+,- 201. 210 с.1

    6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. М.: АСТ-пресс, 2010. 180 с.

    7. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В.Васильев // Народное образование. 2000. - № 9. - С.177-180.

    8.Выгодский Л.С. Воображение творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя /Л.С.Выгодский. М.: Академический проект, 2012. 421 с.

    9. Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети / Ю.З. Гильбух.-М.:Знание, 2013. 158 с.

    10. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология // Народное образование. - 2012. - С. 194197.

    11. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А,Колесниковой М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.

    12. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы // Начальная школа. 2013. - №1. С. 29-34.

    13. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / под ред. Н.Ю.Пахомова. М.: изд. «Аркти», 2013. 240 с.

    14. Методология учебного проекта: Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, 2001. 80 с.

    15. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности // Народное образование. 2014. - № 8-9. -С.151-157;

    16. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»/ составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с.

    17. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. 2012. - №1. С.50-59.

    18. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. 2011. - №4. С.23-30.

    19. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в обучении / И.Д. Чечель. М.: АСТ, 2015. 164 с.















    Приложение 1


    Практический материал по диагностике способностей (6 блоков)

    Диагностика творческого мышления учащихся

    I Разминочный блок.

    1. Даётся слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. (Время выполнения 3 минуты). Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листке, на котором ребёнок записывает и свои слова. Высокий уровень развития способности (9 и более слов) 2 балла.

    Средний уровень (7,8 слов) 1 балл.

    Низкий уровень(6 и менее слов) 0 баллов.

    2. Детям предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы. Р И С Н К

    Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой-то смысл, а слова в предложении должны быть согласованы по родам, числам, падежам. Добавлять другие слова или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. (Время выполнения 5 минут).

    Экран оценки результатов задания. Возраст детей


    ВозрастУровнивысокийсреднийнизкий10-11 лет4 и более30-212 лет5 и более4 0-313 лет6 и более50-4


    Из трёх скороговорок выбрать одну и как можно быстрее её проговорить (устно).

    Ткёт ткач ткани на платки Тане.

    Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

    Свинья тупорылая весь двор перерыла, выросла на полрыла, до коры не доросла.

    Быстро, чисто 2 балла.

    С погрешностями 1 балл.

    II блок.

    Выберете тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках).

    1. Если бы я строил детский городок, то:

    а) построил такой городок, которого нет нигде 2

    б) построил городок по предложенному типовому проекту -0

    в) построил городок, который видел в кино, журналах, книгах 1.

    2. Если я приглашаю друзей на свой день рождения, то:

    а) пишу сценарий и готовлю сюрпризы 2

    б) говорю им время и надеюсь на родителей -0

    в) участвую в приготовлении блюд для гостей -1.

    3. На вопрос, поставленный учителем на уроке, я выбираю ответ:

    а) простой 0

    б) сложный 1

    в) оригинальный 2.

    4. Когда я чем то сильно очарован то:

    а) пишу стихи 2

    б) просто любуюсь объектом очарования 1

    в) чувствую умиротворение 0

    5. Когда я провожу исследовательскую работу по моему любимому предмету, то:

    а) читаю много дополнительной литературы 2

    б) подбираю материал попроще 1

    в) надеюсь на помощь учителя 0.

    6. Для меня в общении самое главное:

    а) возможность узнать яркое, нешаблонное, неординарное 2

    б) поделиться своими бедами с друзьями 1

    в) просто провести время 0.

    7. Если бы я стал учёным, то:

    а) ездил часто за границу 0

    б) написал бы много полезных книг -1

    в) совершил бы открытия на пользу всему человечеству -2.

    8. Из трёх тропинок, оказавшихся перед Вами в лесу, Вы выбрали ту:

    а) которая Вам удобна -0

    б) о которой Вам рассказали знакомые

    в) которая является неизвестной тропинкой -2

    9. Мне хочется, чтобы в школе:

    а). все учились в меру своих возможностей -1

    б).все были дружными 0

    в). узнавали как можно больше нового 2.

    10. Произнесите громко, отчётливо три скороговорки:

    а) Жужжит над жимолостью жук. Зелёный на жуке кожух.

    б) Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дрова рубили, дрова кололи, дрова секли.

    В) Карл у Клары украл кораллы, а Клара украла у Карла кларнет. I

    III блок.

    Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих людей. Обозначьте в карточке следующими символами Ваши ответы:

    полностью согласен - 0

    не согласны - 2

    не готов оценить данное высказывание 1.

    11. Идеи могут быть обезврежены только идеями (О. Бальзак).

    12. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

    13. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (И. Тимирязев).

    14. Только глупцы и покойники не меняют своих мнений (Д. Оруэлл).

    15. Беда, коль пироги начнёт печь сапожник, а сапоги тачать пирожник (И.Крылов).

    16. Льстят тем, кого боятся (А.Чехов).

    17. Быть смелым на слова легко, когда не собираются говорить всей правды (Р.Тагор).

    18. Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чём он убеждён (В.Геге).

    19 Стыд перед людьми хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой (Л.Толстой). 20. Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей (Д.Дидро).

    21. Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума (В.Белинский).

    IV блок.

    Способность преобразовывать структуру объекта.

    22-24 В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырёх предложенных ответов пару слов, между которыми существует также связь или то же соотношение.

    Запишите в карточку номер ответа (правильный ответ 2 балла).

    22 МОРЕ - БАССЕЙН

    1. река труба

    2. река душ

    3. река лука

    4. река вода

    23. ВОЗРОЖДЕНИЕ - ПОБЕДИТЕЛЬ

    1. подъём высота

    2. подъём учитель

    3. подъём гора

    4. подъём спуск

    24. ПЧЕЛА МЁД

    1. собака шерсть

    2. кабан мясо

    3. коза молоко

    4. лошадь - хвост

    25-27 Представлена исходная пара слов, которые находятся в определённом соотношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор 2 балла).

    25. БОЛЬНИЦА ЛЕЧЕНИЕ

    Институт

    а) профессор

    б) преподавание

    в) обучение

    г) учреждение

    д) студент

    26. МУХА ПАУТИНА

    Рыба

    а) паук

    б) треска

    в) сеть

    г) удочка

    д) плавание

    27. СМЕХ ПЕЧАЛЬНЫЙ

    Горе

    а) лёгкий

    б) клоун

    в) апатия

    г) радостный

    д) мрачный

    V блок.

    Словесные ассоциативные способности.

    Вам предлагаются в стимульном материале три слова. Вы подбираете к ним такое четвёртое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом-ответом может служить слово пароход. Постарайтесь , чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными.

    Вы можете менять грамматическую форму слова, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках. Количество ответов тоже учитывается.


    Стимульный материал

    Наиболее типичные ответы28 терпение, самолёт, идеяиспытать29 пустая, мозг, садовая голова30.купить, душа, крутойподарок31 сердце, Вася., пойтиименины32.случайный, дом, тайныйсвидание33.рыжий, морда, хитрыйлиса34.надежда, соваться, сплошной огонь35 сразу, истоки счастьенаходить36.слабый, поход, монолитзнания37 дуб, нутро, машинабюрократ38.море, много, особалень39светлый, идиот, крыльямечта40.карман, песок, юноша. часы41.собака, сила, колесожизнь42 змей, красный, печатьбумага43.цветы, изумруд, крышавазаВсе результаты сводятся в общую таблица, где по вертикали заносятся фамилия, а по горизонтали ответы на слова-стимулы.

    За наиболее оригинальные ответы даются 2 балла,

    тривиальные 1 балл.

    Найдите выход из ситуации (записывается на обратной стороне карточки).

    44. Вас избрали губернатором области. Ваши первоочередные действия.

    45. Вы купались реке. У Вас похитили одежду. Вам нужно найти выход из положения.

    46. Вы не прошли по конкурсу в институт. Вам не хватило 1 балла. Но Вы узнали, что 2 абитуриента зачислены в институт, не добрав по 2 балла. Ваши действия?

    47. Вы оказались в африканском племени аборигенов. Ваши действия?

    Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

    отсутствие ответа 0

    тривиальный ответ 1

    оригинальный ответ 2.

    Перечислите как можно больше способов применения каждого предмета (на обратной стороне карточки).

    48. Велосипедная спица.

    49. Зубная щётка.

    50. Полиэтиленовая бутылка.

    VI блок ( контрольный ).

    Да 2 балла,

    трудно сказать -1,

    нет -0.

    51. Мне приятно ощущать чувство новизны.

    52. Мне удаётся представить то, что не бывает в действительности.

    53.Хорошо ориентируюсь в трудной ситуации.

    54. Часто ощущаю прилив творческих сил.

    55. Могу аргументировать свои пристрастия к чему-либо.

    56. Оригинальные идеи часто посещают меня.

    57.Умею разграничить в сложных задачах главное и второстепенное.

    58. Всегда рад услышать оценку своего труда от окружающих.

    59. Я научился распознавать причины своих неудач.

    60. Мне часто не хватает школьного учебного материала для удовлетворения моих познавательных потребностей.

    61. Я верю в свои способности и возможности.

    Результат диагностики определяется следующим образом:

    а) более 2/3 выполненных заданий с баллом - 2 (высокий уровень творчества),

    б) не менее 1/2 выполненных заданий с баллом 2 (средний уровень творчества);

    в) менее ½ выполненных заданий с баллом 2 (низкий уровень творчества).

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Проектная деятельность ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.