Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Профильное обучение

  • Вид работы:
    Другое по теме: Профильное обучение
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    10.06.2018 14:34:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    курсовая на тему : "Организация профильного обучения общеобразовательных учреждений".


    Содержание


    Введение …………………………………………………………………………3

    Глава 1. Государственная политика в области профильного обучения как стратегической линии развития современной школы ………………………..5

    1.1. Характеристика понятия профильного обучения. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования …………..5

    1.2. Роль и место элективных курсов в системе профильного обучения …..15

    Глава 2. Практическое изучение системы профильного обучения

    в образовательном учреждении …………………………………………….....24

    2.1. Анализ построения системы профильного обучения в современной школе (на примере МОУ лицея № 7 г. Волгограда) ………………………...24

    2.2. Изучение основ предпринимательской деятельности

    в общеобразовательных учреждениях

    (на примере МОУ лицея № 7 г.Волгограда) ………………..…………………32

    2.3. Анализ профильного обучения в лицее №7 г.Волгограда ………………36

    Заключение ……………………………………………………………………...41

    Список использованной литературы………………………………………….. 43

    Приложение А……………………………………………………………………46









    Введение


    Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что профильное обучение является стратегическим направлением развития современной школы. Основная идея профильного обучения является той инновацией, которая позволяет не только развиваться школе, но и согласовывать направленность этого развития с образовательными потребностями социума. Профильное обучение способствует реализации множества положительных тенденций:

    1) дифференциации обучения на старшей ступени, что позволит в большей степени учесть способности школьников к изучению различных учебных предметов;

    2) усилению индивидуально ориентированной составляющей обучения, что вызвано возможностью организации индивидуальных образовательных траекторий учеников на старшей ступени обучения;

    3) преемственности вузовского и школьного образования, что обусловливается введением такого обязательного компонента, как учебно-исследовательская деятельность.

    Профильное обучение это система обучения, позволяющая за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    Предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.

    Поэтому профильное обучение - особая педагогическая система, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

    Всё вышеперечисленное позволяет считать актуальным профильного обучения в современной школе.

    Объект исследования: профильное обучение.

    Предмет исследования: процесс организации профильного обуечния.

    Цель исследования: изучить организацию профильного обучения общеобразовательных учреждений.

    Задачи исследования:

    1. дать характеристику понятия профильного обучения;
    2. рассмотреть роль и место элективных курсов в системе профильного обучения;
    3. провести анализ построения системы профильного обучения в современной школе (на примере МОУ лицея № 7 г. Волгограда);
    4. изучить работу по основам предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях (на примере МОУ лицея № 7 г.Волгограда);
    5. проанализировать систему профильного обучения в лицее №7 г.Волгограда.

    Методы исследования:

    - теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;

    -эмпирические: беседа, диагностика.

    База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждениеЛицей7Дзержинского района г.Волгограда.

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложения.


    Глава 1. Государственная политика в области профильного обучения как стратегической линии развития современной школы

    1.1. Характеристика понятия профильного обучения. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования


    Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

    В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики, общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Для этого необходима широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

    Введение профильного обучения является актуальным и важным шагом в развитии Российской системы школьного образования. Профильное обучение сегодня это стратегическая линия развития старшей школы. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 278) указывается: «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Профильное обучение является одним из условий обеспечения возможностей для развития успешной, конкурентоспособной и компетентной личности» [8, с.76].

    Профильное обучение ставит задачу создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

    Эксперимент по реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования был завершен в 2010 году, но интерес к проблемам профилизации старшей школы не ослабевает.

    Основные методологические подходы, заложенные в Концепции, призваны способствовать решению существующих сегодня противоречий системы общего среднего образования [13, с.76]:

    - между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметом и уровнем овладения ими в школе;

    - между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции;

    - между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта;

    - между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования.

    Профильное обучение на старшей ступени общего образования направлено на разрешение этих противоречий. Оно обусловлено личностно ориентированным подходом как современной парадигмой образования, когда обучающийся признается субъектом образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи.

    Уточним основные понятия, связанные с профильным обучением.

    Согласно Концепции «Профильное обучение средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения [8, с.90].

    Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

    - обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

    - создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

    - способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

    - расширять возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования» [8,с.76].

    Основная идея обновления старшей ступени общего образования в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

    Содержание профильного обучения включает:

    Блок 1 - базовые образовательные предметы, обязательные для всех учащихся и инвариантные практически для всех профилей обучения.

    Блок 2 - профильные общеобразовательные предметы, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.

    Блок 3 - элективные курсы, обязательные для изучения предметы по выбору учащихся, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

    Каждый учащийся в течение двух лет обучения должен выбрать и изучить 5-6 элективных курсов. Соотношение объема учебного времени по блокам 1, 2, и 3 составляет примерно 50:30:20.

    Содержательное наполнение инвариантного (блоки 1 и 2) и вариативного (блок 3) компонентов содержания образования для профильных классов имеет свою специфику, обусловленную потребностями общества и личности, общими и специфическими целями обучения [11, с.76].

    Анализ научных трудов, посвященных внедрению Концепции профильного обучения, показывает, что переход к профильному обучению не сводится лишь к введению дополнительных учебных курсов: существенная перестройка касается всего содержания и организации общего образования. Содержание образования при переходе к профильному обучению это ответ на вопрос: будет ли профилированная школа школой будущего, ориентированной на подготовку социально активного человека, успешную адаптацию выпускника в социуме, или она останется школой прошлого, ориентированной на передачу и усвоение традиционного опыта, только в иной форме [2, с.47].

    Цель профильных курсов ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному к ответственному выбору следующей сферы будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, содержание профильного обучения должно ориентироваться на ключевые компетенции в современном постоянно меняющемся мире.

    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта учитывает указанные требования: введение профильного обучения на старшей ступени школы; усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся; формирование ключевых компетенций готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы для решения практических задач.

    Анализ работ, посвященных отбору содержания профильного обучения, дал возможность выделить две группы принципов отбора содержания - внешние и внутренние. К внешним социально обусловленным принципам отбора содержания относятся информационная емкость и социальная эффективность обучения. Внутренние принципы касаются самой системы школьного обучения и воспитания и обусловлены психолого- педагогическими, дидактическими и методическими требованиями [6].

    В связи с вышеизложенными положениями содержание предметов на профильном уровне должно обеспечить:

    - большие возможности для организации полноценной учебной учащихся (информационная емкость);

    - реализуемость усвоения программных знаний всеми учащимися в условиях развитой уровневой и профильной дифференциации (и ограниченности объема учебного времени совокупностью внешних факторов);

    - выявление специальных и общеинтеллектуальных способностей учащихся с целью их обоснованной ориентации на профиль обучения и выбор профессии (диагностико-прогностическая емкость);

    - максимальные возможности для формирования, поддержания и развития интереса к изучению отдельных предметов (на каждом этапе обучения) для получения будущей профессии (познавательная емкость);

    - потенциальную возможность изучения школьных предметов на современном уровне (информационно-прикладная емкость).

    Таким образом, для определения и содержательного наполнения инвариантного и вариативного содержания образования в профильных классах важны:

    - общие цели школы и специфические цели профильного обучения;

    - задачи, стоящие перед областью знания или учебным предметом;

    - ведущий компонент изучаемого и профилирующего предмета;

    - раскрытие комплекса вспомогательных знаний;

    - изменение логической структуры курса.

    2. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения на старшей ступени общего образования

    Разработка нормативно-правовой базы профильного обучения осуществляется на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном, школьном.

    На уровне Правительства РФ и Министерства образования и науки России разработана нормативно-правовая база, регламентирующая все основные направления деятельности системы профильного обучения (в т.ч. на ступени предпрофильной подготовки). Данные нормативно-правовые акты и инструктивные письма являются основой для создания соответствующей нормативно-правовой и научно-методической базы системы профильного обучения в регионах. Нормативно-правовая и научно-методическая база профильного обучения разрабатывается и корректируется на региональном уровне через пакеты взаимосвязанных и дополняющих друг друга документов по организации профильного обучения, таких как целевые программы, приказы, положения, договоры, рекомендации и т.д.[15, с.84].

    В настоящее время во всех территориях Российской Федерации практически закончена разработка нормативно-правового обеспечения профильного обучения.

    Нас интересует документация уровня общеобразовательного учреждения [15, с..45].

    В каждом образовательном учреждении должна быть разработана следующая нормативно-правовая база:

    - приказы: о введении профильного обучения в ОУ, об установлении доплат педагогическим работникам, о комплектовании профильных классов, о перечне профилей обучения на старшей ступени общего образования, о проведении итоговой аттестации за курс основной школы и т.п.

    - положения: о профильном обучении в общеобразовательном учреждении, о профильных классах, о портфолио ученика основной школы, о портфолио учителя, о порядке приема в профильные классы, о порядке перевода учащихся из профильных классах в универсальные, об элективных курсах и т.д..

    - договоры о совместновузы. деятельности образовательных учреждений с другими учреждениями образования (вузы, Сузы, учреждения НПО, учреждения дополнительного образования), о взаимодействии с Центром занятости населения по вопросу профессиональной ориентации учащихся, о взаимодействии ОУ с учащимися и родителями по созданию условий для введения профильного обучения и т.д.

    3. Учебный план профильного обучения

    Учебный план - основа любой педагогической системы. Являясь частью государственного образовательного стандарта, он определяет перечень учебных предметов и недельную учебную нагрузку школьников. Традиционный план (его называют предметным) имел жесткие нормы содержания образования и режима занятий в течение учебного года и недели и не оставляет простора для творчества и осуществления индивидуального подхода к учащимся. Понятно, что для профильной школы такое планирование не подходит [14, с.65].

    Разработчики нового учебного плана профильного обучения исходили из необходимости соблюдения трех основных условий:

    1) обучаясь в профильной школе, учащиеся должны получать полноценное общее образование;

    2) обучение не должно вести к перегрузкам;

    3) учебный план призван обеспечивать вариативность и личностно ориентированный характер образования.

    Разработанный творческим коллективом Российской академии образования и предложенный Министерством образования и науки учебный план предполагает изучение всех предметов общего образования на двух уровнях согласно двухуровневому образовательному стандарту универсального и профильного или углубленного обучения.

    Разработчики исходили из того, что профильное образование прежде всего общее образование, а профильные дисциплины это преимущественно общеобразовательные дисциплины, но изучаемые на более глубоком уровне.

    Как часть государственного образовательного стандарта базисный учебный план задает следующие обязательные для выполнения всеми школами нормы:

    перечень общеобразовательных предметов, обязательных для изучения (8 предметов);

    предельно допустимую недельную нагрузку учащихся (36 аудиторных часов в неделю);

    понятие профиля как комбинации предметов, включающую в себя не менее двух дисциплин, изучаемых на профильном (углубленном) уровне.

    Все остальные нормы носят рекомендательный характер. Так, планом определяются:

    количество часов на прохождение всех программ обучения в десятых-одиннадцатых классах - 2100 часов;

    количество часов регионального компонента 140 часов;

    количество часов школьного компонента, которые рекомендуется использовать для изучения элективных курсов, направленных на поддержку предметов профильного и общеобразовательного уровней - не менее трех курсов в течение учебного года;

    перечень рекомендуемых профилей 10 профилей;

    нижние и верхние границы часов, отводимых на изучение учебных предметов в течение двух лет (десятый-одиннадцатый классы);

    рекомендации по распределению учебного времени на изучение учебных дисциплин в течение учебной недели;

    рекомендации по количеству часов на изучение предметов в течение учебной недели;

    примерная структура учебного времени на изучение общебразовательных, профильных дисциплин и элективных курсов (50%, 30%, 20% учебного времени).

    Базовые общеобразовательные курсы, входящие в учебный план, - это курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников в десятых-одиннадцатых классах и являющиеся обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. К ним относится восемь учебных дисциплин: математика, история, русский, литература и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

    Базисным учебным планом рекомендуется проводить профильное обучение по следующим десяти профилям: физико-математическому, естественно-научному, социально- экономическому, гуманитарному, филологическому, информационно-технологическому, агро-технологическому, индустриально-технологическому, художественно - эстетическому, оборонно-спортивному.

    Министерство образования рекомендует примерный перечень профильных учебных дисциплин, но не менее двух для каждого профиля, например, историю и литературу для гуманитарного профиля, математику и физику - для физико-математического и т. д.

    Профильные общеобразовательные предметы это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, и являющиеся обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

    Базисный учебный план вводит норму, по которой в общеобразовательный уровень изучения той или иной дисциплины автоматически входят предметы, изучавшиеся на профильном уровне. Так, например, если иностранный язык изучался школьниками в количестве 420 часов, то это означает, что в них автоматически вошли и 210 часов общеобразовательной подготовки. Иными словами, профильный курс не является «надстройкой» общеобразовательного или наоборот - это единый целостный курс изучения учебного предмета.

    Примерный или рекомендательный характер профилей позволяет учащимся выбирать любые комбинации актуальных для них профильных дисциплин, например, русский язык и математику; иностранный язык и физику и т.д.

    Профильное обучение существенно отличается от углубленного изучения отдельных предметов. Профильное обучение это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

    Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В основе процесса углубленного изучения отдельных предметов лежит предметно ориентированный подход, а в основе профильного обучения профессионально ориентированный подход.


    1.2. Роль и место элективных курсов в системе профильного обучения


    С целью создания условий для существенной дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников, помимо профильных общеобразовательных предметов, вводятся элективные курсы по выбору. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: «Элективные курсы обязательные для посещения курсы по выбору, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на профильном стандартном уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся» [8, с.65].

    Цель элективных курсов ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

    Элективные курсы (курсы по выбору) не являются для российской школы чем-то принципиально новым, однако введение их в учебный план профильного обучения вызывает ряд вопросов научно-методического и организационного характера.

    Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» и от 4 марта 2010 г. №03-413 «О реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» нацеливают нас на важную роль элективных курсов и отмечают, что в отличие от факультативных курсов элективные курсы обязательные для старшеклассников. В первом письме указывается тождественность понятий элективные курсы и курсы по выбору. Вместе с тем, в Концепции профильного обучения понятия элективных курсов и курсов по выбору даны в различных контекстах:

    «Элективные курсы обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы».

    «Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору…. Основная функция курсов по выбору - профориентационная» [8, с.76].

    Таким образом, элективные курсы в отличие от спецкурсов и факультативов, существующих в школе, являются обязательными для освоения старшеклассниками и призваны, прежде всего, удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Именно элективные курсы служат, по существу, важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов [12, с.90].

    Т.И. Шамова выделяет следующие функции и задач элективных курсов [17, с.32]:

    - обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;

    - служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе;

    - обеспечивают более высокий уровень освоения базовых предметов;

    - служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;

    - обеспечивают непрерывность профориентационной работы;

    - служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;

    - способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем);

    - способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

    Типы элективных курсов можно структурировать по назначению:

    1. профориентационные курсы (курсы по выбору) элективные курсы, способствующие выбору профиля или выбору будущей профессии;

    2. «надстройка» профильных курсов - курсы, расширяющие или углубляющие содержание профильных предметов (например, «Дополнительные вопросы школьного курса биологии»);

    3. курсы, дающие возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне (например, «Математика в экономике»);

    4. курсы, носящие межпредметный характер (например, «История научных открытий» или «Технология научно-исследовательской деятельности учащихся»).

    Кроме перечисленных типов элективных курсов в упомянутом информационном письме предлагается выделить еще один тип элективных курсов, который поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.

    Кроме этого, еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда например, «Делопроизводство» или «Деловой английский».

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    Несмотря на то, что переход к профильному обучению в российском образовании осуществляется с 2005 года, этот процесс продолжает объективно влиять на существенные изменения не только в содержании, организации и технологиях учебного процесса, но и наресурсное (кадровое, программно-методическое, нормативно-правовое) обеспечение образования и управление образовательными и иными процессами в школе.

    Совершенствование профильного обучения в связи с современными требованиями к качеству образования

    В современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспобность как отдельных учебных заведений, так и системы образования в целом. Задача обеспечения качества занимает одно из центральных мест в реформах образования, выступая одновременно целью и критерием успеха их проведения [12, с.34].

    Введение профильного обучения акцентирует внимание на том, что каждый обучающийся индивидуален. В этом отношении качество образования принимает широкое значение.

    Отслеживание качества образования в профильной школе необходимо для сохранения образовательным учреждением основных ценностей и идеалов образования. Современный подход к качеству образования предусматривает помимо обязательных стандартных процедур (аккредитация учебного заведения, инспекторская оценка его деятельности, внутренний контроль и т.д.) расширение схем понимания качества. Качество получаемого образования в значительной степени зависит от самого потребителя образовательной услуги.

    Качество образования в профильной школе учитывает особенности обучающегося и определяется не только степенью соответствия стандарту содержания учебных программ, но и степенью удовлетворения явных и скрытых потребностей услуг профильной школы (обучающихся, преподавателей, родителей, государства, общества и т.п.).

    Очевидно, что оценка качества профильного обучения должна быть системной, т.е. уровень качества образования можно оценить по совокупности показателей:

    1) Качество субъекта получения образовательных услуг (обучающегося);

    2) Качество объекта представления образовательных услуг (профильной школы);

    - качество управления (миссия, цели, принципы, методы, структура);

    - качество проекта предоставляемых услуг (любые возможные программы обучения);

    - качество ресурсного обеспечения процесса предоставляемых услуг (материально-технического, учебно-методического, кадрового, финансового и пр.).

    3) Качество процесса предоставления услуг:

    - качество организации и реализации предоставляемых услуг;

    - качество контроля за процессом;

    - качество контроля результатов процесса.

    Качество результатов обучения в профильной школе может оцениваться вузом (при поступлении), независимым центром качества образования, профессиональным сообществом, государственными экспертами.

    Для контроля результатов обучения могут применяться входное тестирование для оценки остаточных знаний перед началом изучения очередной дисциплины, итоговое тестирование после его завершения. Такой подход хорошо сочетается с рейтинговой системой оценивания и дает возможность накапливать информацию для анализа недостатков в образовательном процессе.

    В рамках качественного образования к преподаванию профильных предметов и элективных курсов могут привлекаться преподаватели вузов.

    5. Особенности реализации профильного образования в массовой школе

    Выстраивая профильное обучение, следует иметь в виду, что содержание базовых общеобразовательных и профильных общеобразовательных предметов задается стандартами общего образования.

    Идеология федерального компонента государственного стандарта общего образования предполагает его предъявление на базовом и профильном уровнях, что существенно упорядочивает и облегчает конструирование учебных планов и рабочих программ.

    В предлагаемых БУПах общеобразовательные предметы (базовые и профильные) дополнены элективными курсами, обязательными по выбору ученика. Эти курсы выполняют три основные функции:

    - углубляют, поддерживают профиль;

    - осуществляют внутрипрофильную дифференциацию содержания;

    - удовлетворяют интересы учащихся за пределами профиля.

    В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования обучающийся в соответствии со стандартом получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Важную роль в профильном обучении играют познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность [11, с.80].

    Организационными формами профильного обучения являются:

    - профильные классы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

    - профильные классы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;

    - профильные группы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

    - профильные группы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;

    - индивидуальное обучение учащихся по специальной программе.

    Одна из проблем профильной школы - изучение дисциплин, не относящихся к выбранному профилю. Например, истории или литературы в физико-математических классах или физики и математики в гуманитарных классах, естестественнонаучных дисциплин в классах гуманитарного профиля или гуманитарных дисциплин в классах естественно-научного профиля и т.д. По сути, речь идет об изучении базовых предметов на старшей ступени профильной школы. Проблемой является определение обязательного минимума содержания для базового уровня, а главное, реальных целей и задач изучения таких дисциплин в профильной школе.

    С особой остротой эти проблемы относятся к изучению естественнонаучных дисциплин в профильной школе [7, с.10].

    Преподавание одночасовых курсов физики, химии, биологии с дидактической точки зрения считается полностью нецелесообразным. Другая принципиальная трудность состоит в определении содержания таких курсов, которые должны учитывать особенности обучающихся данного профиля и обладать определенной полнотой.

    Здесь возможны различные подходы:

    - фундаментальный (или иерархический) подход;

    - методологический подход;

    - подход универсальных понятий;

    - натурфилософский подход;

    - прагматический подход.

    Таким образом, построение содержания профильного обучения базируется на следующих принципах:

    - уменьшение доли инвариантного компонента содержания образования на старшей ступени и увеличение объема вариативного;

    - двухступенчатая организация дифференцированного содержания обучения на старшей ступени школы: уровневая и профильная;

    - состав базовых учебных предметов минимальный, но функционально полный;

    - системность и фундаментальность;

    - конвертируемость.

    В рамках профилизации обучения наряду с классно-урочной реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая поисково-исследовательскую, музейно-экскурсионную, проектную формы.

    Формы учебных занятий - фронтальные, групповые и индивидуальные.

    В то же время необходим пересмотр, коррекция содержания, форм, методов профильного обучения с ориентацией их на продуктивное, личностно ориентированное, развивающее обучение, усиление в содержании профильного обучения практико- ориентированной составляющей. В образовательный процесс должны внедряться новые формы организации образовательного процесса: новые информационные коммуникативные технологии, новые виды самостоятельной учебной деятельности, дистанционное обучение, использование электронных учебников, новые информационные среды обучения, учебные телеконференции, ресурсы Интернет [3, с.86] .

    В значительной мере развитию практико-ориентированной составляющей может способствовать включение в содержание обучения профориентационного компонента. Должна быть разработана специальная система мер, позволяющая школьникам осознать и понять себя в плане не только избираемого профиля, но и во взаимосвязи с ним свою будущую профессиональную деятельность и карьеру.

    В ходе учебного процесса необходимо не только обеспечить школьников различной информацией о достижениях науки, практики в различных областях профессионального труда. Не менее значимо - способствовать приобретению ими практического опыта не в абстрактно-познавательной деятельности, а максимально приближенной к реалиям рыночной экономики, культуре, социуму, профессиональному труду. Этому способствуют такие формы и методы, как творческие мастерские, практики на рабочих местах, проектная деятельность и др.

    В условиях внутришкольной профилизации образовательное учреждение самостоятельно обеспечивает образовательные потребности своих учеников.

    Вместе с тем, очевидно, что возможности школы в этом отношении ограничены, по - прежнему острой является проблема индивидуализации обучения, предоставления каждому обучающемуся возможности выстроить необходимую ему (а не школе) образовательную траекторию. Как уже отмечалось, далеко не каждая школа может в системе очного обучения, в условиях классно-урочной системы учесть все многообразие интересов учащихся. В этом случае особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования.

    В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования дистанционных образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе, ресурсных центров.



    Глава 2. Практическое изучение системы профильного обучения в образовательном учреждении

    2.1. Анализ построения системы профильного обучения в современной школе (на примере МОУ лицея № 7 г. Волгограда)

    Поиск форм эффективного управления школой приобретает особую актуальность с развитием рынка образовательных услуг, введением профильного обучения, появлением новых требований, предъявляемых к общеобразовательному учреждению нормативными документами нового поколения, согласно которым должны быть удовлетворены запросы семьи каждого ребенка, чтобы иметь доступ к хорошему качественному образованию. В таких условиях система управления общеобразовательным учреждением не может быть эффективной без учета мнений обучающихся и их родителей о качестве оказываемых образовательных услуг, о качестве управления этими услугами. В этом случае качество не позволяет предъявлять к себе одинаковые требования, а каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет его критерии в дополнении к законодательной норме и в соответствии с его типом, видом, организационной структурой, условиями образовательной среды, укладом школьной жизни и другими определяющими факторами.

    Ход и результативность внедрения системы обеспечения качества определяется большим числом факторов. В профильной школы к ним относятся следующие:

    - уровень автономности образовательного учреждения;

    - материально-финансовые возможности и ресурсы;

    - уровень нормативной базы школьного образования;

    - уровень разнообразности и сложности образовательной системы, образовательных программ;

    - управленческая компетентность администрации;

    - уровень научно-методического и информационного обеспечения;

    - ценностно-целевые и мотивационные факторы и др.

    При разработке системы качества в лицее № 7 г. Волгограда было учтено, что в образовательном учреждении была разработана модель школы акмеологической направленности. Программой развития лицея было определено построение акмеологической школы школы нового качества образования, школы высоких достижений и успехов каждого педагога и каждого ученика. Основная стратегическая цель развития лицея - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем совершенствования механизмов управления образовательным учреждением, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Лицей должен стать школой нового качества образования, школы высоких достижений и успехов каждого педагога и каждого ученика [5;6;8;10].

    Миссия лицея обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самосовершенствования и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности, формирование конкурентоспособности и зрелой гражданской позиции.

    В связи с этим перед коллективом лицея была поставлена задача: дать установку выпускнику на самореализацию, самосовершенствование, достижение вершин профессионализма, то есть сформировать акмеологическую направленность личности.

    Определив конкурентные преимущества как существенные свойства лицея, эти свойства были сгруппированы по нескольким группам:

    - территориальное положение (размещение в центральной части города, близость транспортных коммуникаций, облегчающих доступ к ней);

    -педагогические кадры (высокопрофессиональный педагогический коллектив, систематичность повышения квалификации, привлечение работников вузов);

    - содержание образовательно-воспитательного процесса (специализация лицея в преподавании предметов естественнонаучного цикла, высокого качества предметная подготовка учащихся, широкое и успешное представление школьников на предметных олимпиадах и конкурсах, на научных конференциях и форумах, разноплановая система дополнительного образования детей, система поддержки учащихся, имеющих учебные затруднения, оригинальная система воспитательной работы);

    - технологии обучения и воспитания (эффективные формы организации учебных занятий, широкое применение информационно-коммуникационных технологий, работа в системе «школа - вуз»);

    - современное учебное оборудование, сбалансированный режим работы;

    - внешние связи;

    - привлекательность имиджа, открытость социуму, способность к трансформации собственного опыта;

    - оптимальный характер управления.

    В ходе экспериментальной деятельности по внедрению модели школы акмеологической направленности были сформулированы основные идеи акмеологической школы, направленной на достижение нового качества жизни средствами образования [6, с.10]:

    - растущий человек в процессе образования должен развиваться целостно, как индивид, личность, индивидуальность, субъект жизнедеятельности, высокий уровень обученности которого должен сочетаться с духовно-нравственными ценностями и устойчивой работоспособностью, здоровьем;

    - интеграция всех жизненных сил растущего человека выражается в его видах зрелости, поэтому образовательный процесс должен быть организован как процесс поэтапного взросления школьника, от одного вида зрелости к другому;

    - успешная самореализация выпускника в жизни возможна тогда, когда достаточно развита его творческая индивидуальность, поэтому интегративный критерий качества образования в акмеологической школе зрелость - должен дополняться другим интегративным критерием качества творческой индивидуальностью, уровнем ее развития;

    - социально-профессиональная мобильность выпускника школы, его адаптация в социуме определяются его способностью и постоянным самосовершенствованием в духовно- нравственном и личностно профессиональном аспектах, поэтому технологии воспитания и обучения в акмеологической школе должны быть направлены на саморазвитие и самосовершенствование обучающихся;

    - для включения ученика в процесс саморазвития и самосовершенствования необходимо увеличение в содержании образования объема знаний о человеке, человекознания, введение образовательной области «человек-человек» в учебный план школы и таких учебных предметов как психология, культура здоровья, логика, акмеология;

    - для приобретения жизненного опыта адаптации к социальным динамичным изменениям воспитательный процесс в акмеологической школе должен быть направлен на формирование у школьника жизненной стратегии устойчивого развития своей личности и индивидуальности в созидательной, творческой деятельности в нестабильных условиях общества, на решение жизненных проблем ученика в процессе его взаимодействия с педагогом;

    - в акмеологической школе должен работать педагог нового типа, педагог-акмеолог -специалист по развитию ребенка в предметном обучении, владеющий коррекционно-развивающими технологиями и технологиями развития детской одаренности и творчества, имеющий авторские учебные программы и оригинальные методики, владеющий профессиональной, личностной, духовной и жизненной зрелостью, с акмеологической позицией в профессии и в жизни [6, с.18].

    В своей деятельности педагогический коллектив учитывал, что существуют четыре группы, с различной степенью определяющие социальный образовательный заказ: государство (формирует свои требования в значениях государственных интересов); родители (ориентируются на перспективные рынки труда, на образование своих детей как семейный инвестиционный проект), учащиеся (реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с успешной самореализацией). Свой вызов к школе обращают и работодатели, которые через требования к персоналу начинают формировать требования к выпускникам школ. Не удовлетворяясь качеством образования, они начинают создавать корпоративные образовательные институты.

    Несмотря на различие целевых установок, требования этих групп можно свести к следующим основаниям:

    - требования к результатам деятельности образовательного учреждения, представленным в модельных характеристиках его выпускника

    - результат образовательной деятельности есть закономерное следствие уровня качества образовательного процесса, и именно качество процесса приводит к ожидаемому качественному результату

    -общество, предъявляя требования к результату, фактически определяет уровни качества процесса.

    При разработке Программы «Качество» в большей степени был использован второй подход [9, с.13].

    Слагаемые качества лицейского образования

    1. Качество основных условий образовательного процесса:

    - качество управления образовательным процессом;

    - качество научно-методической работы;

    - качество кадрового обеспечения;

    - качество материально-финансового обеспечения;

    - качество психоматического здоровья учащихся;

    - качество дошкольного образования;

    - качество стимулирования педагогического труда.

    2. Качество реализации образовательного процесса:

    - качество содержания образования;

    - качество преподавания;

    - качество учения.

    3. Качество результатов образовательного процесса.

    - уровень обученности;

    - качество здоровья;

    - качество креативности;

    - качество воспитанности;

    - качество развития личности;

    - качество сформированности ключевых компетенций.

    Качество образования в лицее характеризует не только результат образовательной деятельности свойства выпускника среднего общеобразовательного учреждения, но и факторы формирования этого результата. К ним относятся:

    - качество цели образования

    - качество потенциала образования (ресурсов и условий их использования);

    - качество организационно-правового обеспечения образования;

    - качество лицеиста и класса;

    - качества педагогического коллектива и деятельности преподавателей;

    - качество материально-технического обеспечения учебного процесса;

    - качества информационного (библиографического) и методического

    обеспечения;

    - качества образовательных программ и технологий образования;

    - качество воспитательной работы в лицее.

    Все это - характеристики, на формирование которых необходимо сознательно влиять, а, следовательно, которыми необходимо управлять.

    Проектная деятельность в профориентационной работе

    В условиях профильного обучения старшим подросткам (учащимся 9-х классов), предстоит сделать жизненно важный выбор, необходимость совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовым к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы).

    Выбор профиля обучения предполагает профессиональный выбор учащихся. И.С. Артюхова [1, с.76] отмечает такие особенности современных подростков, негативно влияющих на их способность к выбору и переходу к реализации профильного обучения:

    -недостаточно развиты качества, необходимые для совершения выбора: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, готовность к выбору и т.д.;

    -отсутствуют знания, необходимые для выбора профиля: о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в различных специалистах;

    - занижена потребность в профессиональном самоопределении.

    - не учитываются интересы семьи и ближайших родственников, потребности региона в кадрах, не говоря уже об интересах страны.

    - не дифференцируются мотивы самореализации и самоутверждения, слабо выражено

    стремление зарабатывать на жизнь, быть богатым и влиятельным человеком в обществе.

    Все это затрудняет процессы взросления ребенка в современном обществе, негативно влияет на его самоидентификацию и самоопределение, построение им своей жизненной перспективы, вызывает субъективную неготовность подростка к совершению ответственного выбора.

    Таким образом, самоопределение личности является важнейшей задачей возраста.

    В лицее №7 города Волгограда введен курс «Основы профессионального самоопределения» для учащихся 9-х классов. Особенностью данного курса является широкое применение проектной деятельности.

    Проектная деятельность не является принципиально новой технологией в педагогической практике.

    Проект - это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации».

    В возрасте около 14 лет наступает период, называемый психологами «проектирование будущего». Единственной сферой, в которой такие размышления могут перейти из разряда «мечтаний» в разряд целеполагания, является образование. Поэтому в это время важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных, тем более, что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего.

    В преподавании курса «Основы профессионального самоопределения» применяются два вида проектов: проект-игра «Экономическая игра» и творческий проект «Профессия- мечта.

    - процессе выполнения проекта-игры учащимися выполнялись следующие действия:

    - деление по группам;

    - выбор вида деятельности, который будет осуществлять их предприятие;

    - придумывалось название предприятия;

    - логотип предприятия, реклама;

    - распределение ролей (должностей) между собой.

    При организации предприятий учащимися совершались следующие действия:

    - обращение за помощью;

    - подчинение товарищу при выполнении совместной работы;

    - планирование и организация собственной работы;

    -межличностное понимание;

    - самостоятельная работа с источниками информации.

    Целью проекта «Профессия-мечта» является расширение кругозора учащихся о существующих профессиях и обогащение знаниями о своей будущей профессии.

    Учащимся предлагаются следующие формы проектов: анализ данных социологического опроса; газета; модель; мультимедийный продукт; сценарий, статья; творческое эссе.

    Чаще всего выбираются такие формы как газета и мультимедийный продукт.

    В содержательной части проекта обязательно должны быть освещены ответы на следующие вопросы:

    - история возникновения профессии;

    - значение профессии в современном мире;

    - условия работы специалиста;

    - его обязанности;

    - профессиограмма профессии;

    - вузы, в которых можно получить данную специальность.

    Защита проектов проходит на последних уроках третьей четверти.

    Учащимся не только интересно ознакомиться с содержанием проектов своих одноклассников, но и заявить о себе, выбрав интересную форму представления или презентации своего проекта.


    2.2. Изучение основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях (на примере МОУ лицея № 7 г.Волгограда)


    Во многих странах мира изучение экономических дисциплин и предпринимательства в общеобразовательных учебных заведениях играет важную роль в подготовке школьников к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. В соответствии с мировыми тенденциями подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений современного образования и в нашей стране. Это отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и Концепции модернизации российского образования.

    На решение этой задачи направлена предпринимательская подготовка старшеклассников, включающая овладение знаниями об организации собственного дела и специальными навыками, а также развитие качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности может быть успешно реализована в рамках профильного обучения, позволяющего учащимся старших классов свободно выбирать направление обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей, создающего условия для профессиональной ориентации будущих выпускников и осознанного выбора направления дальнейшего образования. Профильного обучения открывает новые возможности для включения предпринимательской подготовки старшеклассников в учебную деятельность.

    Аналитический обзор федерального государственного образовательного стандарта показал, что теоретические сведения о предпринимательской деятельности включены в обязательный минимум содержания по обществознанию (в основной и старшей школе), технологии и экономике. Это свидетельствует важности предпринимательских знаний для современных школьников [4, с.84].

    «Экономика (базовый курс) требования к предметным результатам освоения базового курса экономики должны отражать:

    - способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в област предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений» (ФГОС: Среднее (полное) общее образование).

    Ведущая роль в изучении предпринимательской деятельности отводится экономическому образованию, которое наиболее полно представлено в рамках социально- экономического профиля. Практическая направленность изучения экономики отражена в некоторых учебных программах, разработанных в соответствие с государственным стандартом, ориентированных на изучение российскими школьниками экономических понятий, формирование у школьников цельных представлений о процессах, связанных с экономикой и предпринимательской деятельностью и др. Освоение экономического содержания должно осуществляться с опорой на метапредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, права, литературы и др. Таким образом, анализ нормативных документов выявил важнейшие тенденции в области предпринимательской подготовки школьников: практико-ориентированный характер и интегрированный подход в обучении предпринимательству.

    В МОУ лицей № 7 г. Волгогграда накоплен определенных опыт информационного обеспечения экономического образования школьников.

    В рамках профилизации учебного процесса в нем ведется начальная профессиональная подготовка по следующим специальностям: менеджер малого бизнеса с основами бухгалтерского учета; менеджер малого бизнеса с основами информационных технологий; интернет трейдерство и менеджер по связям с общественностью (пиар - менеджер).

    Практическая часть курса предусматривает проведение самостоятельных торговых операций с ценными бумагами с использованием компьютерной программы «Quik».

    Применение интернет технологий позволяет в перспективе организовывать межшкольные предметные курсы по интернет трейдерству, а также городской конкурс «Финансовая семья» с совместным участием в биржевых торгах детей и их родителей.

    При обучении учащихся бухгалтерскому учету осуществляется их знакомство с компьютерной программой «1С - бухгалтерия», позволяющей автоматизировать рабочее место бухгалтера на предприятии. В программу подготовки менеджеров по основам информационных технологий включены также дисциплины, как технология разработки мультимедиа проектов; информационное моделирование; технология алгоритмического программирования; офисные информационные технологии; основы информационной безопасности; компьютерный дизайн.

    Отличительной особенностью профессионального обучения учащихся в области пиар

    - менеджмента является его практическая направленность, связанная с использование внутришкольных средств массовой информации (Информационный холдинг: газета «Своя газета» и телестудии). Формат «Своя газета» предполагает общение педагогов и учащихся (рубрика «Что посеешь…»), публикации выдержек из творческих работ школьников (рубрика «Проба пера»), поздравительную рубрику, фотовернисаж.

    Функционирование школьных средств массовой информации ориентирует субъекты образовательной деятельности на технологично организованное взаимодействие, что позволяет создать ситуацию их творческого саморазвития и самореализации.

    Современные информационные технологии способствуют активизации и внеклассной работы с учащимися. Так, на ежемесячно проводимых на базе лицея №7 заседаниях городского школьного бизнес - клуба практикуется дискутивные обсуждения экономических проблем на интернет форумах, компьютерные презентации защищаемых проектов и рефератов.

    Помимо активизации учебной деятельности современные интернет технологии позволяют расширить рамки экономического образования, привлекая учащихся других образовательных учреждений, вводя межшкольные предметы и внеклассные школьные мероприятия, систему дистанционного обучения, а также тиражируя накопленный педагогический опыт.

    Развитие практических навыков самостоятельной предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения в МОУ лицее № 7 г. Волгограда тесно связано с системой воспитательной работы. В основе системы лежит бизнес-игра «Путь к успеху».

    Социально-экономическое развитие России в определенной степени связано с предпринимательством в области промышленного производства, сферы услуг, сельского хозяйства, передовых информационных технологий, науки и искусства, финансово- коммерческой деятельности. Государство заинтересовано в становлении предпринимательства и это соответствует национальным интересам, поскольку это способствует укреплению рыночной экономики, созданию рабочих мест и снижению безработицы, росту объема произведенных товаров и услуг, реализации социальных программ и решению других социально-экономических проблем. Это обуславливает социальный заказ общества системе образования к подготовке молодежи к предпринимательской деятельности.


    2.3. Анализ профильного обучения в лицее №7 г.Волгограда


    В 2018 году по городу увеличилась на 11% доля обучающихся на III ступени образования, охваченных профильным обучением. В школе этот показатель увеличился на 52% по сравнению с прошлым учебным годом. Данные представлены на рисунке 2.1.


    Рис. 2.1. Охват профильным обучением на III ступени образования


    Таблица 2.1. Направления профилизации в лицее №7


    Форма

    организации ПОНаправление

    профилизацииСодержание ПО
















    Многопрофильный

    классЕстественно-

    математическая

    профильная

    группаГруппа профильной направленности с изучением

    на профильном уровне предметов: алгебра и

    начала математического анализа, геометрия,

    физика, химия и набором элективных курсов,

    расширяющих программы изучения предметов:

    геометрия, биология, химия и физика.Гуманитарная

    профильная

    группаГруппа профильной направленности с изучением

    на профильном уровне предметов: русский язык,

    литература, обществознание и набором

    элективных курсов, расширяющих программы

    изучения предметов: английский язык,

    обществознание, алгебра и начала

    математического анализаБезусловно, положительным изменением является сохранение удельного веса численности учащихся IX-XI классов, обучающихся по программам профильного обучения.

    Профилизация старшей школы осуществляется за счет: Открытия многопрофильных классов с 2017-2018 учебного года с изучением нескольких предметов на профильном уровне.


    Таблица 2.2.

    Профилизация старшей школы лицея №7 г.Волгограда

    Учебный период10 класс11 класс2012-2013Универсальный класс с

    группой профильной

    направленности

    (естественно-

    математический профиль)Универсальный класс с

    группой профильной

    направленности

    (естественно-

    математический профиль)2014-2015Универсальный класс с

    группой профильной

    направленности

    (естественно-

    математический профиль)Универсальный класс с

    группой профильной

    направленности

    (естественно-

    математический профиль)2015-2016Многопрофильный класс

    (естественно-

    математический профиль,

    гуманитарный профиль)Универсальный класс с

    группой профильной

    направленности

    (естественно-

    математический профиль)2017-2018Многопрофильный класс

    (естественно-

    математический профиль,

    гуманитарный профиль)Многопрофильный класс

    (естественно-

    математический профиль,

    гуманитарный профиль)Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования определены две основные формы реализации профильного обучения: модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации. Модель сетевой организации профильного обучения в школе отсутствует.

    Идея профильного обучения на старшей ступени общего образования получает максимальное развитие в практике обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам. Данная форма обучения в школе также отсутствует.

    В последнее время для обучающихся старшего звена становится доступным использование дистанционных форм обучения. Так как дистанционное обучение имеет свои особенности и сопряжено с необходимостью разрешения проблем технического и организационного характера, и данная форма обучения в школе отсутствует.

    Профилизация предполагает достаточный уровень ресурсного обеспечения профильного обучения отдельно взятого образовательного учреждения. Говоря о ресурсном обеспечении, подразумевается не только материально-техническое обеспечение (оснащенность кабинетов, лабораторий и т.д.), но и кадровое обеспечение (наличие педагогических кадров необходимой квалификации), учебно- методическое (укомплектованность необходимыми программами, учебными и методическими материалами), организационное (образовательная программа, новые учебные планы и т.п.) и нормативно-правовое (приказы, положения, акты и т.п.) обеспечение.

    Анализ учебно-методического обеспечения профильного обучения в лицее №7 г.Волгограда.

    Проведенный мониторинг позволил получить информацию о соответствии учебников, используемых в образовательном процессе, Федеральному перечню учебников, рекомендованных и допущенных к использованию на профильном уровне.

    В целом можно свидетельствовать о том, что школа придерживается указанного Перечня. Большинство учебников, используемых выпускниками дополнительно, входят в число рекомендованных или допущенных.

    Кроме ресурсного обеспечения значимо состояние школы с точки зрения решения задач профильного обучения на основе использования социально-профессиональных показателей:

    - способность коллектива к развитию в предлагаемых образовательных условиях,

    - организация процесса обучения и исполнительская дисциплина в школе,

    - компьютерная база,

    - уровень психологического комфорта детей в новых образовательных условиях,

    -уровень квалификации учителей, работающих в профильных классах,

    - уровень психологического комфорта учителей в процессе перехода к

    профильному обучению,

    - качество получаемого детьми образования в процессе профильного обучения,

    - качество руководства школой в новых условиях.

    В целом оценку «высоко» можно поставить по двум позициям: организация процесса обучения и исполнительская дисциплина в школе и уровень психологического комфорта детей в новых образовательных условиях. Несколько уступает оценке по предыдущим позициям уровень квалификации учителей, работающих в профильных классах (2 педагога с 1 категорией). К работе в профильных классах привлекаются самые компетентные учителя, способные к деятельности в инновационном режиме.

    Качество получаемого детьми образования в процессе профильного обучения представлено в Приложении А. Одним из самых важных показателей эффективности профильного обучения являются результаты ЕГЭ выпускников лицея.
















    Заключение

    Таким образом, в нашем исследовании мы пришли к выводу, что стратегия развития профильного обучения предусматривает:

    1. отработку и практическую реализацию системы, обеспечивающей сознательный выбор обучающимися направлений профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения, социализацию обучаемого, возможность дальнейшей профессиональной подготовки, а также учет региональных потребностей рынка труда;

    2. обеспечение непрерывности и преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    3. повышение социально-экономической и личностной эффективности профильного обучения за счет усиления его адресности, дифференциации и индивидуализации;

    4. консолидацию ресурсов общеобразовательных школ, профессиональных училищ, вузов, межшкольных учебных комбинатов, предприятий и форм осуществления личностно ориентированного профильного обучения и региональной кадровой политики;

    5. учет локальных изменений в потребностях рынков труда и образования, удовлетворение запросов регионов в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами их социально-экономического развития.

    Практика профильной дифференциации содержания образования в школе, показывает, что:

    - профильная дифференциация содержания образования является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьников; активности их познавательной деятельности;

    - профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах, носящие предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования, а сама такая подготовка рассматривается в настоящее время как одна из основных задач старшей ступени школы;

    - профильная дифференциация содержания обучения является для старшеклассников средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения;

    - основаниями для профильной дифференциации содержания образования являются основные предметные области знания и профессиональные намерения учащихся.





















    Список использованной литературы:

    1. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения; под ред. Тряпицыной А.П. СПб: Каро, 2015
    2. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения //Школьн.технологии.- 2013.- №4.
    3. Арефьев И. П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников //Педагогика.-2013.-№5.
    4. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. 2016. № 2. С. 2833.
    5. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие / Под редакцией Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2014.- 73с.
    6. Болотова Е. Л. Взаимодействие школы и педвуза на пути развития профильного обучения старшеклассников //Наука и школа.-2016.-№3.
    7. Болотова Е. Управление профильным обучением старшеклассников в процессе взаимодействия школы и педвуза: Автореф. дис. на соиск. учен. стен. канд. пед. наук: / Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2015.
    8. Болотов, В.А. Перспективы перехода школы на профильное обучение // Воспитание школьников. 2017. № 1. С. 28.
    9. Быков, О.В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты./Hовые исследования в психологии и возрастной физиологии. Выпуск № 1(3) -М: Педагогика, 2014.- с. 13-15.
    10. Воронина Г. А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ //Школа.-2017.-№6.
    11. Галкина Т.И., Сухенко Н.В. Организация профильного обучения в школе: книга современного завуча.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.- 288с.
    12. Гладская И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки/под ред. Тряпицыной А.П. СПб: Каро, 2015.
    13. Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе//Народное образование.-2012.-№9.
    14. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. М., 2016. 176с.
    15. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей // Под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2016. 176с.
    16. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2014.
    17. Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы // Народное образование. 2016. - № 7. - С.101 107.
    18. Ермаков Д.С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения //Профильная шк.- 2016.-№3.
    19. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. Книга для уч-ся старших классов средней школы.2-е изд.М. Просвещение. 2015. 299 с.
    20. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2010. - 159 с.
    21. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Офиц. док. в образовании. 2017. № 27.
    22. Кузнецов, А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание // Педагогика. 2017. № 2. С. 2833.
    23. Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. Мн.: Бел. навука, 2013.
    24. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе/под ред. Тряпицыной А.П. СПб.: Каро, 2015.
    25. Лернер П. С. Профильное образование: взаимодействие противополож- ностей//Школьн. технологии.-2017.-№6.
    26. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения //Психолог. наука и образование. - 2018.- №3.
    27. Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении // Профильная школа.2014.-№3.
    28. Немова Н. В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1-2. Методическое пособие //М: АПКиПРО, 2014.
    29. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Академия, 2015. 128 с.
    30. Чистякова С. Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - М: АПКиПРО,2017.
    31. Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов / сост., ред. и коммент. Т.В.Черниковой. Волгоград: Учитель, 2016.
    32. Пряжникова, Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентебря, 2014. 203 с.
    33. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. М.: Генезис, 2015.
    34. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
    35. Сазонов, А. Д., Калугин, Н. И., Меньшиков, А. П. и др. Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа, 2014.







    Приложение А

    Качество получаемого детьми образования в процессе профильного обучения

    Сравнительные результаты профильного обучения выпускников

    групп профильной направленности за 5 лет


    Учебный годПрофильный предмет% учащихся,

    сдавших

    профильный

    предмет в

    форме ЕГЭ% абсолютной

    успеваемости

    по

    профильному

    предметуПоказатель

    среднего

    тестового

    балла ЕГЭ по

    профильному

    предмету

    (школа)Показатель

    среднего

    тестового

    балла

    (город)2012-2013Математика100%1004248,2%Физика33%10055,758,3Химия28%10057,458,32013-2014Математика100%10056,153,0Физика73,3%10056,956Химия6,7%1009262,42014-2015Математика100%10049,147,7Физика50%8645,649,3Химия21%10067,3612015-2016Математика100%10047,849,3Физика46%10047,859,0Химия 46%10080,274,02016-2017Математика100%1006449,62Физика50%1005655,89Химия 35,7%10072,463

    Анализ результатов ЕГЭ выпускников групп профильной направленности свидетельствует о том, что в школе достаточно обеспечивается качество профильного образования:

    - показатель среднего тестового балла ЕГЭ-2017 по всем профильным предметам (школа) выше, чем в прошлом учебном году;

    - стабильным остается выпускников профильной группы, выбирающих профильный предмет для сдачи в период ГИА, а значит, планирующих продолжить образование в вузе по направлению школьной профилизации.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Профильное обучение ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.