Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Профориентация

  • Вид работы:
    Другое по теме: Профориентация
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    19.06.2017 21:48:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:


    Глава 1. Профессиональная ориентация молодежи как система

    1.1. Основные подходы к формированию профессионального самоопределения личности в школе


    В широком смысле понятие «система» означает множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее целостное образование. Принципы системного подхода предполагают: а) выявление структуры предмета (процесса), т.е. анализ по составу элементов, необходимых и достаточных для решения целей системы; б) исследование внутренней организации системы; в) определение системообразующих связей.

    Под целостной системой профессиональной ориентации понимается многогранная совокупность комплекса взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимодополняющих друг друга компонентов, взаимодействие которых направлено на реализацию проблемы профессионального самоопределения личности. Данный подход позволяет рассматривать профессиональную ориентацию как непрерывно функционирующую систему взаимодействия личности и общества, направленную на удовлетворение как потребности личности в профессиональном самоопределении, так и запросов общества в обеспечении социально-профессиональной инфраструктуры [5.,с.53].

    Основными компонентами системы профессиональной ориентации молодежи, составляющими её ядро, являются: профессиональная консультация, социально-профессиональная адаптация и профессиональное просвещение.

    Остановимся подробнее на каждом из выделенных компонентов.

    Профориентационная консультация комплекс психолого-педагогических мер по оказанию помощи в профессиональном самоопределении, основанных на индивидуальном изучении личности.

    В широком смысле слова профконсультация «это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности» [5.,с. 94].

    Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

    1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

    2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

    3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п. [5., с. 95].

    На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носитразвивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

    На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.

    Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

    Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

    Итак, профконсультация - это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии.

    Профессиональное просвещение - ознакомление подрастающего поколения с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями мира профессий, тенденциями их развития, потребностями социального и производственного комплекса страны и конкретного региона, путями получения профессии (специальности), особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста.

    Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

    Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание у учащихся положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

    Работа по профпросвещению включает в себя:

    · профинформацию

    · профпропаганду

    · профагитацию.

    Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

    Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

    Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

    Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения - встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.» [4., с.201-202]

    Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

    Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

    Общие сведения о профессии:

    Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

    Производственное содержание профессии:

    Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

    Условия работы и требования профессии к человеку:

    Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

    Система подготовки к профессии:

    Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии;

    Последовательное взаимосочетание основных компонентов профессиональной ориентации позволяет осуществлять дифференциацию элементов и выстраивать многоуровневую модель системы профессиональной ориентации, включающую совокупность сфер, форм и методов, а также содержательных аспектов профессиональной ориентации [7.,с.35].

    Рассмотрим понятие профориентация.

    Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio род занятий и фр. orientation установка) комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии [17.,с.85].

    Профессиональная ориентация (от франц. orientation установка) комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом. Систематическая работа по профориентации является органической частью воспитательной работы учебных заведений, поскольку выбор профессии как осознание необходимости своего участия в общественно полезном труде важное условие формирования личности социалистического типа [17.,с.58].

    Сложились две формы профессиональной ориентации:

    1) Профессиональная ориентация на узкой базе, состоящая в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащимся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к данной профессии и т. д.;
    2) Профессиональная ориентация на широкой базе, состоящая в ознакомлении молодых людей, еще не сделавших свой выбор, с миром профессий [28.,с.307].
    Безусловно, профессиональная ориентация в школе влияет на дальнейший выбор старшеклассника.

    Внеклассная работа с учащимися носит, прежде всего, побудительный характер. При проведении профориентационной работы на данном этапе вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирования социальных установок, и вместе с тем начинается профориентация.

    Профориентация в школе ориентирована на актуализацию профессионального самоопределения школьников и предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростков, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении проблем самоопределения.

    Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» происходит тогда, когда подросток получает возможности не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «Я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как формы выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества.

    Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку социально признаваемая и социально одобряемая полезная обществу деятельность формирует адекватную ей мотивационно-потребностную сферу, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям, с другой представляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности.

    Кроме того, социальному педагогу при проведении профориентационных мероприятий, следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию.

    Исходные принципы школы, участвующей в профессиональной ориентации, предусматривают:

    безусловное соблюдение права на свободный выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и учетом общественных потребностей (которое гарантировано Конституцией нашей страны);

    согласование интересов личности и общества при определении трудового пути;

    длительность и многоэтапность профориентационных воздействий;

    единство управления и самоуправления в ходе профессиональной ориентации личности;

    обеспечение единства целей и соблюдение последовательности, преемственности профориентационных воздействий всеми участниками профориентационной деятельности.

    Ведущим системообразующим принципом в организации и проведении профориентационной работы в современной общеобразовательной школе является взаимодействие и координация всех включённых в процесс развития профессионального самоопределения школьников заинтересованных структур. Объединение усилий социальных институтов, призванных участвовать в профориентационной работе с молодёжью, является многоплановой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия молодому человеку в выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуацией на рынке труда. Результаты такого взаимодействия окажут существенное влияние на различные сферы жизни общества и личности.

    Так, в сфере общего и профессионального образования должны осуществляться подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе, обеспечиваться доступность и вариативность общего и профессионального образования в соответствии с запросами рынка труда, формироваться профессиональное самосознание учащихся общеобразовательных школ [9.,с.78].

    Процесс профессиональной ориентации должен рассматриваться как процесс многосторонний, основой которого являются отношения субъекта и объекта, где объектом выступает профессиональное самоопределение личности школьника, субъектом социальные институты, воздействующие на его профессиональное самоопределение. Источником данного взаимодействия выступают, с одной стороны, профессиональное самоопределение, т.е. возможности личности в достижении заданной цели, соответствующие индивидуальным особенностям школьника, а с другой, потребности государства в квалифицированных конкурентоспособных кадрах. Такое рассмотрение профессиональной ориентации с позиций системного подхода и обеспечение её пролонгированными, целесообразными и эффективными организационно-управленческими воздействиями позволит не только более успешно решать задачи выбора молодёжью своей профессии, но и будет способствовать превращению процесса профессионального выбора в осознанную, личностно значимую проблему.

    Профессиональное самоопределение является центральным механизмом становления личности старших подростков и результатом личностного развития: только достаточно зрелая личность может принять самостоятельное решение, сделать выбор, найти свое место в системе социальных и профессиональных отношений.

    Чтобы молодой человек мог самоопределится в профессиональном плане, он должен обладать высоким уровнем личностного развития комплексом личностных качеств и определенными ценностными ориентациями, потребностями.

    На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение школьников выражено в различной степени.

    В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся предоставляет возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс становления их профессионального самоопределения.

    Для эффективной работы по профессиональному самоопределению учащейся молодежи мы избрали показатели, характеризующие его как процесс, который предполагает развитие личности субъекта своей будущей профессиональной деятельности [18, с. 13]:

    1) информированность учащегося.

    2) сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями народного хозяйства страны, конкретного экономического района в кадрах). Учащийся выбирает профессию, в которой государство испытывает острую необходимость; если выбирает вуз, то имеет запасную профессию (рабочую) в соответствии с устойчивыми профессиональными интересами и выраженными специальными способностями;

    3) выраженность профессиональных интересов. Устойчивые профессиональные интересы (проявляются в течение ряда лет) к определенной области деятельности и конкретной профессии;

    4) наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности (математике, физике, технике; естественным наукам: химии, биологии, медицине, геологии, географии; гуманитарным: филологии, лингвистике, истории, педагогике; искусству: изобразительному, вокальному, музыкальному, актерскому; к военному делу; спорту);

    5) практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, группе по предмету интереса);

    6) сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии, условий труда, путей получения образования и специальности, а также своих интересов, склонностей, способностей);

    7) реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности);

    8) состояние здоровья, позволяющее избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению школьного врача;

    Сформированность профессионального самоопределения является основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период. Но это не единственный критерий, так как только дальнейшая самостоятельная деятельность индивида в качестве профессионала может подтвердить успешность его профессионального самоопределения. Для оценки эффективности работы по профориентации школа должна использовать так называемые отсроченные критерии, которые проявляются лишь в процессе профессиональной деятельности. К ним относятся: соответствие избранной профессии потребностям производственной и социальной инфраструктуры в кадрах, соответствие профессиональных намерений школьников результатам профессионального образования и трудоустройства, удовлетворенность выбранной профессией.

    Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Социальный педагог помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Социальный педагог должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

    И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

    Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.





    1.2. Роль социального педагога в профориентационном самоопределении учащихся

    Вся социально педагогическая работа в школе включена в общую систему профориентационных мероприятий, которые проводятся в школе, ориентирована на школьников и на создание условий для их полноценного развития, образования в рамках школьной среды, решение возникающих у них социально-психологических проблем. Профориентационная работа реализуется в основных направлениях деятельности социального педагога:

    • психодиагностика
    • аналитическая и прогностическая деятельность
    • развивающая и психокоррекционная работа
    • консультирование
    • сопровождение в процессе работы со специалистом вне школы
    • психологическое просвещение [18, с. 76].

    Любое из названных выше направлений работы социального педагога с детьми и подростками несет в себе как минимум двойную нагрузку. С одной стороны, решается общая задача процесса сопровожденияпсихологическое обеспечение функционирования школьной образовательной среды в соответствии с программой развития школы. С другой стороны, виды психологических работ могут служить основной для грамотного построения профориентационной работы

    Социально педагогическое сопровождение профильного обучения предполагает три задачи:

    1.Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся;

    2.Психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы;

    3.Социально - педагогическая поддержка углубленной профориентации учащихся.

    Примерная программа психодиагностических мероприятий в рамках мониторинга обычно начинается с момента поступления ребенка в школу и продолжается на протяжении всего обучения.

    Работа с ребенком начинается со старшей группы детского сада с определения готовности детей к школьному обучению для построения образовательного пути, а также для выявления способностей. Возможно, выявление высоких способностей к каким-либо видам деятельности на ранних этапах позволит уже в начальной школе создать ребенку оптимальные условия для развития. Следует особо отметить, что выявление артистических, музыкальных, художественных, спортивных способностей требует участия специалистов-экспертов. Диагностика способностей вообще требует высокой квалификации социального педагога [19, с. 133].

    В начальной школе социальный педагог при помощи различных диагностических методов определяет возможности учащихся для продолжения обучения, наличие или отсутствие учебной мотивации, направления индивидуальной и групповой развивающей работы, необходимость организации коррекционных мероприятий. В конце обучения в начальной школе целесообразна педагогическая диагностика навыков письма, чтения и счета. По исследованию М.М. Безруких (Москва) «от 40% до 60% учащихся начальной школы уходят в старшую школу, не преодолев трудности письма и чтения, далее они превращаются в 55% и в неграмотных специалистов».

    Первичные карты интересов, анкеты по их изучению могут быть предъявлены учащимся уже в 5-м классе. Безусловно, четкой картины предпочтений они не дадут, и это обусловлено особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики интересов и склонностей. Накопление информации о профессиональных намерениях учащихся может оказаться важным для решения вопроса о профессиональном будущем учащегося

    В 7-9 классах работа социального педагога ориентирована на допрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, основанных на психодиагностических исследованиях. Обычно применяются анкеты, беседы, сочинения, комплексы психодиагностических методик, например, «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности», разработанная Т. В. Малиной на базе подросткового варианта опросника Айзенка, ДДО, «Методика исследования социальной направленности личности» Д. Голланда, «Лайф-лайн» А. Кроника и соавторов, «Карта интересов» Е. Климова, компьютерная программа «Профи» и др. Все они могут помочь учащемуся сориентироваться в своих желаниях, возможностях, склонностях. Инструмент мониторинга умственного развития школьниковШТУР позволяет отслеживать процесс формирования различных умственных действий в целом, сформированность отдельных мыслительных операций, уровень владения программными понятиями в естественнонаучной, физико-математической, общественно-гуманитарной областях знания. Возможно сочетание школьного теста умственного развития с «Картой интересов» Голомштока, которая диагностирует интересы в большом числе сфер учебной, познавательной, общественной и других видов деятельности

    Старшим подросткам (учащимся 9-х классов) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. При этом налицо парадокс: с одной стороны современным короткоживущим профессиям необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе и поэтому выбор должен быть совершен быстро, с другой стороны этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным. Подросток, оказавшийся под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без социально педагогической и психологической помощи. Поэтому разработчики системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. В 9-10 классах можно говорить об углубленной профориентационной работе, основывающейся на результатах диагностики. Психологу важно владеть приемами профконсультирования. При этом, планируя психологическую работу по сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения, целесообразно учитывать широкий круг специалистов и учреждений района, города, способных включиться в совместную деятельность [19, с. 133].

    Диагностическая часть социально- психологического сопровождения учащихся профильных классов может заключаться в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, диагностике СПК в классах, диагностике уровня удовлетворенности организацией учебного процесса. Некоторым учащимся может потребоваться социально- психологическая помощь в ситуации неопределенности или переосмысления выбора, несоответствия выбранного профиля собственным ожиданиям. Такие проблемы могут потребовать психологического консультирования.

    Мониторинговые мероприятия позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся; профориентационное и психологическое просвещение создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях; психологические занятия способствуют развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности за совершаемый выбор. Профконсультирование и возрастно-психологическое консультирование направлены на формирование у учащегося стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития.

    Система работы по социально педагогическому обеспечению профильного обучения представлена в таблице 1.1.

    Таблица 1.1.

    Система работы по социально педагогическому обеспечению профильного обучения

    Виды работФормы и средствакласссрокиДиагностическаяПредпрофильная диагностика учащихся с целью определения склонностей и способностей, а также их соотношения с уровнем обученности7-8Анкетирование родителей по поводу их ожиданий от профильного обучения8-9Профориентационная диагностика.9Диагностика адекватности самооценки личным способностям и возможностям получить желаемое образование.9Диагностика социально-психологического климата в профильных классах10-11Диагностика учебной нагрузки учащихся в профильных классах.11-12Аналитическая и прогностическаяАнализ диагностической информации, участие в прогнозировании организации профилей
    Составление рекомендаций всем участникам учебно-воспитательного процесса по результатам диагностических мероприятий. ДиспетчерскаяОрганизация профориентационной диагностики в профцентрах
    Организация (совместно с социальным педагогом и классными руководителями) просветительских мероприятий. 8-9
    8-9 ПсихопрофилактическаяПовышение психологической грамотности учащихся в аспектах самопознания, рефлексии, самореализации
    Организация (совместно с социальным педагогом и классными руководителями) профилактических мероприятий: активного и систематизированного знакомства учащихся с миром профессий; специфическими качествами и умениями профессий (экскурсии, лекции, встречи, профориентационные игры, деловые игры).
    Просветительская работа с родителями по повышению их психологической грамотности; выбору профильности обучения ребенка; выбору его профессиональной деятельности. 7-9В течение года (не реже 1 мероприятия в месяц)Коррекционно-развивающаяЦели коррекционной работы достигаются с помощью группового и индивидуального консультирования по результатам диагностики; в процессе профориентационных и деловых игр
    Занятия на классных часах для учащихся 8-9 классов по развитию способности к целеполаганию 8-9В течение годаПсихолого-педагогическое консультированиеКонсультации для родителей, педагогов и подростков по результатам диагностических обследований, по прогнозам развития (в том числе профориентации), оптимизации обучения.
    Индивидуальные консультации для учащихся по проблемам выбора и принятия решения. В течение годаМетодическаяРабота психологического методобъединения школы: передача психологических технологий помощи учащимся в адаптации к изменению условий среды 10 сент.-окт.

    Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации. Необходимо включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе. Задача социальных педагогов помочь подросткам найти смысл в жизни сегодняшней и будущей [33, с. 53].
    Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода. Это предполагает последовательное отношение социального педагога к воспитаннику как к личности. Необходимо развивать следующие личностные качества учащихся: способность к познанию себя и окружающего мира, к осознанию и изменению той или иной ситуации, независимость, умение делать выбор, нести за него ответственность и др. Необходимо создавать условия для проявления активности самого учащегося, для осознанного, самостоятельного выбора вида образования в соответствии со своими ценностными ориентациями, личностными возможностями и способностями. При этом у старшеклассника должно формироваться чувство ответственности за этот выбор и психологическая гибкость. Социальному педагогу нужно уметь видеть в воспитаннике личность, понимать, что подросток вполне может стать сознательным, ответственным субъектом собственного развития.
    Для эффективности работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников необходимы определенные социально-педагогические условия. Проведенное нами исследование показало, что это следующие условия:

    1. Ориентация на формирование личностных качеств учащихся (способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, коммуникабельности и т.д.).
    2. Системность, комплексность, целостность и непрерывность профориентационной деятельности социального педагога.
    3. Взаимодействие социального педагога, образовательного учреждения в целом с учреждениями профессионального образования.
    4. Взаимодействие социального педагога и образовательного учреждения со специалистами различных областей профессиональной деятельности, а также различными предприятиями и организациями, в целях обучения (экскурсии) и трудоустройства учащихся.
    5. Совместная деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников социального педагога, педагогов образовательного учреждения, а также родителей учащихся.
    6. Включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе.
    7. Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации.
    8. Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода.

    Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, социальному педагогу необходимо вести профориентационную работу. Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, развивать интерес к профессии.
    Профориентационная работа, проводимая социальным педагогом в школе призвана не только обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, но и пробудить профессиональный интерес и склонности к той или иной профессии. Что, на наш взгляд, необходимо для развития личности и формирования качеств и свойств старшеклассников, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию.

    Профориентационная работа со школьниками это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем.



















    Выводы по 1 главе

    Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Социальный педагог помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Педагог должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

    Профориентация в школе ориентирована на актуализацию профессионального самоопределения школьников и предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростков, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении проблем самоопределения.

    Что касается роли социального педагога в профориентационном самоопределении учащихся, то профориентационная работа в основных направлениях деятельности реализуется в психодиагностике, аналитической и прогностической деятельности, развивающей и психокоррекционной работе, консультировании, сопровождении в процессе работы со специалистом вне школы, психологическом просвещении.





    Глава 2. Организация работы по профессиональной ориентации старшеклассников

    2.1. Исследование профессиональной направленности старшеклассников


    Объектом нашего исследования стали учащиеся 9 и 11 классов.

    Старшеклассники представляют собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, они являются главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития как Волгоградской области, так и страны в целом.

    Нами была проведена методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова [10, с. 122] в 9 и 11-х классах. В исследовании по данной методики принимали участие 45 человек (25 человек 9 классы; 20 человек одиннадцатиклассники). Текст методики представлен в Приложении 1.

    Методика Е.А.Климова предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Ее использование возможно при профориентации подростков и взрослых [13., с.77].

    Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

    Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендовалось выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

    Название типов профессий по столбцам:

    I. «Человек-природа» все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

    II. «Человек-техника» все технические профессии.

    III. «Человек-человек» все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

    IV. «Человек-знак» все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

    V. «Человек - художественный образ» все творческие специальности.

    Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 2030 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале [10., с.78].

    Учащимся была дана инструкция:

    Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

    Таким образом, в 9-х и 11 классах мы получили следующие результаты (Таблица 2.1):

    Таблица 2.1

    Результаты по методике Е.А.Климова.

    9 класс11 классвсегодевушкиюношивсегодевушкиюноши«Человек-природа»1 чел.100 чел.00«Человек-техника»7 чел.075 чел.05«Человек-человек»7 чел.617 чел.70«Человек-знак»7 чел.074 чел.04«Человек - художественный образ»3 чел.3 04 чел.31

    Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

    Направленность на сферу деятельности «Человек-человек» в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности «Человек-Техника». При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте - это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 11 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.

    Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.

    Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек - Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек - Человек у девочек выше, чем у мальчиков.

    Таким образом, мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ. Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.

    Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

    Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 9 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

    Большинство испытуемых выбирали профессии системы «Человек Человек» в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова [11., с.79].

    Проведя исследование, получены следующие результаты.

    В 9 классе для 7 человек в большей степени рекомендуется профессия типа «Человек- человек».

    Для 7 человек «Человек-техника».

    Для 7 человек «Человек-знак».

    Для 1 человека «Человек-природа».

    Для 3 человек (девушки) «Человек художественный образ»

    В 11 классе для 7 человек в большей степени рекомендуется профессия типа «Человек- человек».

    Для 5 человек «Человек-техника».

    Для 4 человек «Человек-знак».

    Для 4 человек (девушки) «Человек художественный образ»

    В 11 классе не были рекомендованы профессии типа «Человек-природа».

    Таким образом, среди выпускников 9 классов мы наблюдаем ориентацию на профессии типа «Человек знак», «Человек техника» и «Человек человек». В 11 классе наблюдается тенденция к профессиям типа «Человек человек».

    Исследование показало, что ведущей занятостью для выпускников общеобразовательных учреждений является обучение в профессиональных учебных заведениях. В анализе исследования отмечается значительное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования. Это говорит, с одной стороны, о повышении значимости образовательного уровня населения; с другой стороны, о стремлении молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства. Сегодня высокий уровень образования является предпочтительным не только для молодежи, но и для работодателей.

    Главным мотивом профессионального выбора современной молодежи по-прежнему остаются материальная обеспеченность, интерес к профессии, престижность профессии и защищенность от безработицы. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.

    Следует отметить, что свыше 50% юношей готовы работать по рабочей профессии, но с высокой заработной платой.

    Обозначим современные условия для профессионального самоопределения молодежи в учебных заведениях:

    - школа не имеет системы профориентационных мероприятий, отвечающей запросам современного рынка труда;

    - профессиональные образовательные учреждения действуют автономно как в плане профессионального информирования молодежи, так и в плане согласования профилей обучения;

    - предприятия и организации в подавляющем большинстве не занимаются стратегической политикой подготовки персонала;

    - центры занятости населения занимаются профориентацией учащихся школ не по единой технологии, а исходя из собственных возможностей и недостаточных ресурсов, испытывая при этом сложности в кадровом обеспечении.

    Специфика профориентационной работы заключается в том, что ее результаты во времени ее плоды мы увидим через 5-6 лет, когда сегодняшний выпускник получит профессиональное образование и выйдет на рынок труда. Социологическое исследование дает возможность увидеть направление профориентационной работы.

    Проблема своевременного и точного выбора жизненного пути современными подростками дело не только самих подростков и их родителей. От профессиональных и жизненных планов ребят во многом зависит будущее нашей страны. С помощью взаимодействия различных ведомств всех уровней муниципального, областного, федерального, необходимо создать современную систему профориентации молодежи.


    2.2. Использование деловых игр в работе социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников


    Одним из активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения в работе школьного социального педагога является деловая игра.

    Деловые игры, отчасти нацелены на формирование умения общения в деловой обстановке. В то же время данный вид игр нацелен на обучение, прежде всего, диалогической речи в рамках повседневного общения [27., с. 88].

    Большое значение в процессе организации деловой игры имеет ее условность: ее участники полностью должны осознавать, что они действуют в рамках условий реальности. Условность игры порождает двуплановость, возникающих в ходе игры взаимоотношений: с одной стороны, отношений в рамках игровых ролей, а с другой отношений, сложившихся вне игры, в повседневной жизни, что является своего рода моделью взаимоотношений в рабочем коллективе [27., с.95].

    Эффект, возникающий в процессе проведения деловой игры благодаря групповому, деятельностному характеру, можно определить как личностную вовлеченность игры в процесс обучения, которая является необходимым условием его эффективности. Деловая игра в отличие от традиционных методов обучения в своей конструкции содержит средства личностного вовлечения ее участников в учебный процесс, воздействия на их мотивационную сферу. Деловая игра позволяет вовлечь в учебный процесс мотивы накопления профориентационых знаний и моделей поведения школьников, которые обычно остаются нейтральными в процессе традиционного обучения. Это оказывается возможным благодаря такой существенной характеристике игры, как неопределенность, которая выражается в том, что игра не имеет однозначно предсказуемого развития или результата. Тем самым участники игры почти лишены возможности использовать при принятии решений готовые алгоритмы, и вынуждены проявлять находчивость и инициативу, которые высоко ценятся в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность учащихся, выявляются их способности и склонности (на основе интереса к тому или иному аспекту обсуждаемой в ходе игры проблемы) [30., с.101].

    Выявление победителей должно проходить без упреков и осуждений других команд, и может иметь шутливый оттенок, причем обязательно следует мотивировать, почему учитель считает команду или нескольких учащихся победителями. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начинать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам.

    В подведении итогов принимает участие весь класс (группа) вместе с учителем. Дети обсуждают результат игры. В некоторых случаях результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ведущими. Это необходимо для выработки навыков и самооценки, что особенно важно для объективной оценки учащимися своих способностей, что может играть важную роль при выборе профессии.

    При проведении игры социальный педагог выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Его задача организовать деловую игру согласно определенному сценарию. Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости [30., c 28], совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.

    В 9х классах проведено профориентационное упражнение «Угадай профессию».

    Цель данного упражнения познакомить участников со схемой анализа профессий (В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная «формула профессий», разработанная Е.А. Климовым [10., с.44].

    Упражнение проводилось с классом, но может быть использовано социальным педагогом и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 3040 минут, а на саму игру 1015 минут.

    Процедура включала следующие основные этапы:

    1. Социальный педагог просил назвать учащихся в классе (группе) профессию, которую все хорошо знают. К примеру, профессия таксист.

    2. Далее социальный педагог обращается к классу со следующим заданием: «Представьте, что я «свалился с луны» и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю.., попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например, таксист, т.е. то, что ранее назвали учащиеся)».

    Обычно участники игры называют 812 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими и сами признаются, что вроде бы и знают, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся просят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного этапа сформировать желание у учащихся познакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии.

    3. Социальный педагог предлагал учащимся запасать в свои тетради схему анализа профессии (см. таблицу 1. Приложение 2). Сразу же, по ходу записи таблицы социальный педагог показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшийся профессию, которая вызвала определенные затруднения у участников игры. Задача данного этапа не столько проанализировать профессию (таксист, например), сколько показать учащимся; что схема на самом деле несложная и с ее помощью можно анализировать различные виды трудовой деятельности.

    4. После первого знакомства со схемой анализа профессий все участники разбивались на пары и игрокам предлагается следующее: 1 сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает ее где-нибудь; 2 каждый игрок «кодирует» загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; 3 игроки обмениваются тетрадями с закодированными профессиями; 4 каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию примерно в течение 510 минут и предлагает 3 варианта отгадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана).

    Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в паре выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно, то виноватым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.

    Данное упражнение можно использовать в работе с микро группой (35 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадываются всеми участниками. К примеру, игрок, загадавший профессию сам зачитывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. Работа с микрогруппой позволяет более предметно и спокойно организовывать обсуждение загаданных профессий.

    Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Важным в такой работе может оказаться обсуждение профессий, соответствующим характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего и привлекают его больше всего в будущей работе. Такое обсуждение можно использовать для коррекции представлений учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.

    Также можно использовать следующие мероприятия по профессиональному самоопределению старшеклассников в работе социального педагога:

    - Игра «Собеседование при приеме на работу»». Текст и описание игры представлены в Приложении 3. В ходе игры учащиеся попробовали себя в роли соискателя и работодателя, попытались ответить на типичные вопросы работодателей.

    Проведена деловая игра по профориентации по теме «Прибыль предпринимателя». Текст и описание игры представлены в Приложении 4.

    Таким образом, совместная и целенаправленная работа классного руководителя, психолога, социального педагога, родителей и детей на общую цель, ответственность за результаты своей работы, поиск путей к эффективности воспитания и обучения привели к достаточно результативным показателям:

    Выбор профиля обучения девятиклассников согласно интересам и склонностям (82%).

    Дезадаптация девятиклассников в новом коллективе снизилась на 30%.

    Среди 9 и11 классов, считают, что их успешности мешает недостаточное приложение собственных усилий (64%).

    Качественная успеваемость класса за последние 2 месяца после проведения мероприятий по профориентации возросла от 58% до 82%.

    Рост интереса к интенсивной умственной деятельности.

    Рост жизнеутверждающих тенденций учащихся (до 85%).

    Выбор ВУЗа, согласно выбранной профессии (86%).

    Учащиеся, испытав себя в роли соискателя и работодателя, сформулировали представление, какие качества более всего интересуют работодателя в работнике в той или иной сфере деятельности; игра позволила создать представление о том, как проходит собеседование при приеме на работу, попытались «правильно» ответить на возможные вопросы будущих работодателей.

    На основании данных мониторинга эффективности профориентационной работы можно сделать выводы о результативности наших мероприятий по профессиональному самоопределению старшеклассников.

    Реализация профоринтационного обучения, как процесс самовыражения учащихся, реализации их способностей, и следовательно, их подготовке к жизни и будущей профессиональной деятельности будут способствовать процветанию России.











Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Профориентация ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.