Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Профессионально-психологические требования к личности сотрудника полиции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Профессионально-психологические требования к личности сотрудника полиции
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    05.09.2018 0:51:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема: Профессионально-психологические требования к личности сотрудника полиции



    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………….3

    1. Теоретические аспекты личности сотрудника полиции…..……………..5

    1.1. Понятие личности в психологии………………………………..……….5

    1.2. Качества личности сотрудника полиции……………………………….9

    2. Профессионально-психологические требования к личности сотрудника полиции……………………………………………………………………….……..13

    2.1. Профессиональная деятельность сотрудника полиции………….……13

    2.2. Психологические особенности личности сотрудника полиции……..16

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………………20

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………22



    ВВЕДЕНИЕ


    Полиция система государственных органов исполнительной власти, призванная защищать жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, наделена правом принуждения, предусмотренным законом.

    Профессиональная деятельность сотрудников полиции принадлежит к разряду сложных, предъявляющих высокие требования к работникам правоохранительных органов, так как от принятых ими решений зависят судьбы многих людей. Сотрудники полиции представляют государственные органы, стоящие на страже личных и государственных интересов.

    Служба в полиции сопровождается экстремальными нагрузками, деятельность протекает в напряженных, сложных условиях, связанных с применением оружия, физической силы, специальных средств. От добросовестности и профессионального мастерства сотрудника полиции зависят не только результаты служебной деятельности, но также жизнь и здоровье людей.

    Цель исследования: изучить профессионально-психологические требования к личности сотрудника полиции.

    Объект исследования: профессионально-психологические качества личности.

    Предмет исследования: профессионально-психологические требования к личности сотрудника полиции.

    С.Н. Тихомиров полагает, что для обеспечения профессиональной деятельности существенное значение имеют следующие психологические особенности сотрудника полиции: объем, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, уравновешенность аналитической и синтетической сторон восприятия и мышления, а также высокий энергетический уровень личности качества, которые также существенным образом определяются природными свойствами человека.

    Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств, поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства.

    Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника полиции обязательная составная часть профессионального мастерства, очень важно, чтобы сотрудники могли овладеть методами, которые позволяют развить необходимые профессионально важные качества, обеспечивающие эффективность их профессиональной деятельности, обучиться психологическим приемам, повышающим надежность их деятельности, позволяющим грамотно работать с людьми.



    1. Теоретические аспекты личности сотрудника полиции


    1.1. Понятие личности в психологии


    В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления каждого конкретного человека, строй его чувств и поведения.

    В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:

    - с позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы внимание, память, мышление носят активный, избирательный характер, то есть зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).

    - с точки зрения изучения личности самой по себе ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки [19].

    Личность по А. Н. Леонтьеву внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни.

    Индивид продукт филогенетического и онтогенетического развития.

    Личность относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности [4].

    Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А. Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от индивида, личности форме. «Значение это то обобщение действительности, которое кристаллизовано, фиксировано в чувственном носителе его - обычно в слове или в словосочетании. Это идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта…» [4, c. 287].

    Постановка вопроса о связи сознания и деятельности потребовала раскрытия того, как и где образуется эта связь. Личность, по С. Л. Рубинштейну, является основанием этой связи. За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности.

    Личность как целое, согласно С. Л. Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Если раньше (в 30-40-е г.) понятие личности использовалось для реализации принципа единства сознания и деятельности, то в 50-е г. в работах «Бытие и сознание», «Принципы и пути развития психологии» оно соотносится с понятием детерминизма. С помощью этого принципа нужно было показать специфику психической деятельности, не отрывая от связей с другими явлениями материального мира. Сущность детерминизма определяется Рубинштейном через диалектику внешнего и внутреннего. Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности [12].

    Важным моментом в исследовании личности, по С. Л. Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. «Сущность человеческой личности, говорит Рубинштейн, находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю» [12, c. 682].

    По мнению Л. И. Божович, личность трактуется как целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой. Совершаясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает его от непосредственного подчинения влияниям окружающей среды и позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но сознательно преобразовывать и эту среду и самого себя [5].

    Психологи В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев дают такое определение личности: личность есть целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории [1].

    Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений [5].

    Г. У. Олпорт так сформулировал известное определение личности личность динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление. Таким образом, он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему.

    В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

    Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

    Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть, комплекс представлений о себе, созданный из представлений других людей о нас самих.

    Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каждое из них всегда остается личностным. Самое главное и определяющее личность ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями [15].

    Основными характеристиками личности являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии. Устойчивость это относительное постоянство личностных свойств [14].

    Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности.

    Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

    Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.


    1.2. Качества личности сотрудника полиции


    Х. Томэ и Х. Кэхеле, структурируют профессиональные качества личности следующим образом: профессиональные, деловые, морально-психологические и интегральные. Рассмотрим их ниже.

    Профессиональные качества:

    - профессиональные знания;

    - профессиональные умения и навыки;

    - знание необходимых документов, регламентирующих служебную деятельность;

    - умения накопления и обновления профессионального опыта;

    - умения реализации опыта на занимаемой должности;

    - умения творческого применения профессионального опыта.

    Деловые качества:

    - организованность и собранность в практической деятельности;

    - ответственность и исполнительность;

    - инициатива и предприимчивость;

    - самостоятельность решений и действий;

    - эффективное руководство подчиненными;

    - результативность деятельности;

    Морально-психологические качества:

    - гуманность;

    - самооценка;

    - этика поведения, стиль общения;

    - дисциплинированность;

    - справедливость и честность;

    - способность адаптироваться к новым условиям;

    - лидерство.

    Интегральные качества:

    - авторитетность;

    - интенсивность (работоспособность);

    - культура мышления и речи;

    - коммуникативность;

    - общая культура;

    - культура работы с документами.

    Если классифицировать личностные качества человека, как сотрудника той или иной организации, можно выделить три группы:

    - биографические характеристики;

    - способности;

    - черты личности (личностные качества).

    Группа социально-биографических характеристик включает в себя: возраст, пол, социальный статус; образование.

    Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.

    Обращаясь к цели любой личности достойной и полноценной жизни, роль психологически важных профессиональных качеств, способствующих профессиональному росту трудно переоценить [15].

    Профессионально значимые качествами личности:

    - психологическую ориентированность его личности;

    - психологическую устойчивость;

    - развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску;

    - хорошо развитые коммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения;

    - способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач;

    - ролевые умения, способность к перевоплощению;

    - развитые профессионально-значимые познавательные качества: профессиональную наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение;

    - профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию;

    - быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке [11].

    Таким образом, данные качества не присущи человеку изначально, их формирование и развитие длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника полиции.

    Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства.

    Еще в 1782 году Екатерина II подписала «Устав благочиния или полицейский», значительную часть которого составлял «Наказ управе благочиния». В «Наказе управе благочиния» были сформулированы качества, определенного к благочинию начальства и правила его должности (то есть требования к личности полицейского работника):

    1) здравый рассудок;

    2) добрая воля в отправлении порученного;

    3) человеколюбие;

    4) верность к службе императорского величества;

    5) усердие к общему добру;

    6) радение о должности;

    7) честность и бескорыстие [18].

    Для того, чтобы быть сотрудником правоохранительных органов, не требуются какие-то специальные природные задатки. Все же способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.

    Готовность личности молодого человека к профессиональной деятельности в правоохранительной системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.

    Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать следователем, адвокатом, нотариусом или прокурором и потребность успешно выполнять свои должностные обязанности по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной профилактики. В этой же сфере находится стремление будущего специалиста к достижению профессиональных успехов, желание показать себя как специалиста с наилучшей стороны. К познавательным аспектам относится понимание абитуриентом стоящих перед ним в будущем задач в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных сторонах этой деятельности и ее психологических особенностях, представление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуаций), способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.

    Эмоциональной стороной готовности является чувство личной ответственности будущего молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Далее сюда относятся чувства удовлетворения в процессе достижения торжества закона над беззаконием, социальной справедливости и т. п.

    2. Профессионально-психологические требования к личности сотрудника полиции

    2.1. Профессиональная деятельность сотрудника полиции


    Деятельность сотрудника полиции характеризуется следующими специфическими психологическими особенностями.

    Правовая регламентация деятельности сотрудников полиции одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Деятельность сотрудников полиции строго регламентирована правовыми нормами (законодательными актами, нормативными документами МВД и т.п.). Эта особенность отличает работу сотрудников полиции от многочисленных отраслей человеческой практики, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда.

    Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Все это в конечном итоге порождает повышенную ответственность сотрудника за свои решения и действия.

    По мнению В. В. Простякова, особенностями профессиональной деятельности сотрудников полиции являются:

    - правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников полиции, профессионально участвующих в правоохранительной деятельности;

    - властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц полиции;

    - экстремальный характер правоохранительной деятельности;

    - нестандартный, творческий характер труда;

    - процессуальная самостоятельность и персональная ответственность [10].

    Профессиональные качества индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения.

    В.А. Поляков считает профессионально-важными качествами: общие коммуникативные умения или коммуникативный потенциал личности, профессионально значимые умения.

    И.Д Ладанов оговаривает такие профессионально значимые качества: свободное владение речью; способность быстро и точно воспринимать речь партнера по общению; умение выделять из воспринятого наиболее существенное; умение ставить вопрос; умение кратко и точно отвечать.

    В профессиональной деятельности сотрудников полиции можно выделить следующие основные элементы:

    - познавательную деятельность;

    - конструктивную;

    - организаторскую;

    - коммуникативную [9].

    Познавательная деятельность трудно переоценить ее значение для всей деятельности сотрудника. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее компонентов. Только в результате процесса познания появляется возможность целенаправленного осуществления других действий сотрудника.

    Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени.

    Конструктивная деятельность под ней понимается мыслительная деятельность, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится, в основном, дать ответ на вопросы, что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется планирование самих этапов познавательной деятельности, то есть в ней дается ответ на вопрос, в какой последовательности мы будем искать неизвестное.

    Организаторская деятельность она имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией, так и организации действий других лиц, которые должны по роду своих обязанностей выполнять указания сотрудника.

    Коммуникативная деятельность коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения, то есть непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонически сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность [9].

    Существенной особенностью деятельности сотрудника полиции является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба полицейского. Конфликтность деятельности проявляется в разных формах: вступая во взаимодействие с преступником, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителя замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия. В этих критических ситуациях общения сотрудник обязан сохранять самоконтроль, обладать повышенной психологической устойчивостью, чтобы не поддаться на провокации и противостоять преступнику. В реальной правоохранительной практике сотрудник часто сталкивается с ситуациями, которые не могут быть решены на уровне профессиональных стереотипов и освоенных приемов воздействия [10].

    Профессиональная деятельность сотрудников полиции принадлежит к разряду сложных, предъявляющих высокие требования к работникам правоохранительных органов, так как от принятых ими решений зависят судьбы многих людей. Сотрудники полиции представляют государственные органы, стоящие на страже личных и государственных интересов.


    2.2. Психологические особенности личности сотрудника полиции


    К числу психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников полиции следует отнести и наличие широкого тактического простора, который дается им в рамках норм закона и профессиональной морали.

    Другой психологической особенностью деятельности сотрудников полиции является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее [8].

    Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной властью, определяется прежде всего высокой степенью ответственности, а применение им своих полномочий предполагает решение ряда мыслительных задач, позволяющих определить необходимость и разумность действий, их законную основу. Нередко это связано с необходимостью остановиться на одном из вариантов и поэтому характеризуется особой напряженностью.

    Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел. В значительной степени правомерность и целесообразность использования власти зависит от личностных качеств сотрудника.

    Важной психологической особенностью профессиональной деятельности сотрудников является постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает деятельности сотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают у него различные эмоциональные реакции, требует постоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности. В условиях активного противоборства возникает необходимость постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей [17].

    Следующей характерной особенностью профессиональной деятельности является широкая коммуникативность, как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности.

    Коммуникативность сотрудника черта, необходимая для правильной организации производства различных следственных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. Отличительной чертой коммуникативности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимость этого объясняется важностью установления психологического контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности.

    С. Н. Тихомиров характеризует деятельность сотрудников полиции как высоконапряженную, требующую постоянной оперативной реактивности и предъявляющей особые требования к нейрофизиологической организации психики.

    С. Н. Тихомиров приводит следующий перечень нервно-психических качеств личности, необходимых сотруднику полиции:

    - пластичность психических процессов;

    - оптимальное соотношение реактивности и активности;

    - сенситивность (повышенная нервно-психическая чувствительность к внешним воздействиям);

    - резистентность (сопротивляемость внешним и внутренним условиям, препятствующим осуществлению начатой деятельности);

    - эмоциональная устойчивость;

    - пониженный уровень тревожности;

    - толерантность (устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям).

    К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника полиции необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений, чем больше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Промедление всегда ведет к неудаче [11].

    Дефицит времени проявляется в необходимости соблюдения процессуальных и других сроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение заявлений граждан. Сотрудник полиции постоянно находится из-за этого в напряженном состоянии, что в других видах деятельности свойственно лишь «аварийным ситуациям», является обычным в работе сотрудника полиции.

    Напряженность связана и с большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывает сотрудник из-за высокой экстремальности его деятельности, действиями в условиях конфликтной ситуации, воздействие различного рода стрессфакторов, ненормированным рабочим днем, наличием отрицательной эмоциональной окраски деятельности, так как сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человеческого горя, сложными условиями его служебной деятельности [13].

    Анализ психологических исследований позволил выявить «важные качества профессионального мышления сотрудников полиции:

    - глубина способность проникнуть в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;

    - широта умение охватить большой круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей науки и практики;

    - мобильность способность продуктивного мышления, мобилизация и использование знаний в сложных условиях, в критической обстановке;

    - быстрота умение решать задачи за минимум времени, производя ускоренную оценку обстановки и принимая неотложные меры;

    - самостоятельность способность к постановке целей и задач, умение находить их решение и пути к их достижению без посторонней помощи;

    - целеустремленность волевая направленность мышления на решение определенной задачи, способность длительное время удерживать ее в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над ее разрешением;

    - критичность умение взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;

    - гибкость умение подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который уже был усвоен; варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой [10].

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Личность сотрудника полиции отличается сложностью и многогранностью, она складывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определяющим является личность человека, который избрал профессию сотрудника полиции в качестве одной из главных своих жизненных целей.

    Формирование личности сотрудника полиции это сложный процесс превращения требований современного законодательства, соответствующих ведомственных установлений в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения у человека, который выбрал для себя работу в органах внутренних дел. Огромное значение в формировании личности сотрудника полиции имеет учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет сложный комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности.

    Основные качества личности сотрудника полиции:

    - служебная деятельность личная и гражданская ответственность, дисциплинированность, умение принимать верные решения, наличие волевых психических состояний (целеустремленность, самообладание, выдержка, решительность), развитое аналитическое мышление, высокий уровень интеллектуального развития и познавательной активности, чувство долга, правосознание, общественно одобряемые жизненные ценности, организаторские способности;

    - субординация осознание необходимости добросовестного выполнения приказов и распоряжений начальника, получение морального одобрения своих поступков и действий со стороны начальства, следования нравственному примеру старших товарищей, руководителей подразделений, ответственность и дисциплинированность;

    - коллективизм недопущение поступков и действий, которые будут осуждены коллективным мнением, уставами и законами, коммуникативная компетентность, высокий уровень социализации, получение морального одобрения своих поступков и действий со стороны товарищей по подразделению, самоутверждение среди сослуживцев своими делами, потребность в «здоровом» соперничестве, стремлении быть лучше;

    - гуманизм осознание себя как человека, выполняющего особую социально значимую деятельность; гуманность, толерантность, уважение к людям, чувство сострадания;

    - эмоциональная напряженность и эмоциональные перегрузки чувство самосохранения в разумном сочетании с тягой к риску, сохранение жизни и здоровья товарищей и командиров, непримиримость в борьбе с преступностью, нервно-психологическая выносливость, физическое здоровье, владение навыками личной безопасности.

    Процесс развития профессиональной компетентности сотрудников полиции определяется как достижение соответствия профессионально-личностного развития сотрудника требованиям служебной деятельности и потребностям самого индивида в мотивированном выполнении своих служебных, оперативных и социальных обязанностей с высоким сознанием общественного долга.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Абрамова Г. С. Практическая психология 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2013. 496 с.
    2. Васильев В. Л. Юридическая психология 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2012. 608 с.
    3. Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник 2-е изд. М.: Инфра-М, 2016. 640 с.
    4. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии М.: Смысл, 2010. 511 с.
    5. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для ВУЗов СПб.: Питер, 2016. 592 с.
    6. Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Александрова Л. А. Юридическая психология. Учебное пособие. Р/нД.: Флинта, 2010. 392 с.
    7. Николаева Е. Ю., Плетнев М. Ю. Юридическая психология. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2011. 96 с.
    8. Осинцева А. В., Гарманова О. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4 (39). С. 16-19.
    9. Петруня О. Э. Юридическая психология. Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2012. 176 с.
    10. Простяков В. В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая психология. 2012. № 1. С. 5-8.
    11. Романов В. В. Юридическая психология. Хрестоматия. Учебное пособие 2-е изд. М.: Юрайт, 2015. 472 с.
    12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 718 с.
    13. Сорокотягин И. Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология. Учебник 3-е изд. М.: Юрайт, 2015. 462 с.
    14. Столяренко Л. Д. Психология: учебник СПб.: Питер, 2016. 592 с.
    15. Столяренко Л. Д. Психология делового общения. Шпаргалка. Учебное пособие М.: РГ-Пресс, 2016. 256 с.
    16. Угольникова Н. В. Уголовный процесс. Учебное пособие М.: Инфра-М, 2016. 12 с.
    17. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник 3-е изд. М.: Проспект, 2013. 470 с.
    18. Шевченко В. М. Юридическая психология. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. 288 с.
    19. Яковлев Г. М. Психология М.: Дрофа, 2010. 371 с.
    20. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности СПб.: Нева, 2013. 215 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Профессионально-психологические требования к личности сотрудника полиции ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.