Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Профсамоопределение студов

  • Вид работы:
    Другое по теме: Профсамоопределение студов
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    23.05.2017 4:11:42
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема

    Психологическое сопровождение студентов техникума в процессе преодоление трудностей профессионального самоопределения.


























    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение3

    Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования профессионального самоопределения в юношеском возрасте6

    1.1Феномен профессионального самоопределения личности в психологической науке6

    1.2. Особенности формирования профессионального самоопределения в юношеский период11

    1.3. Особенности профессионального самоопределения у студентов техникума15

    Глава 2. Психологическое сопровождение студентов техникума в процессе преодоление трудностей профессионального самоопределения19

    2.1 Этапы эксперимента и методики исследования19

    2.2 Анализ результатов и выводы22

    2.3 Рекомендации для психологов по разработке программ для оптимизации психологического самоопределения студентов техникума28

    Заключение32

    Список использованной литературы35





    Введение


    Актуальность исследованияопределяется тем, что впоследнее время вовсем мире (втом числе ивРоссии) создаётся много новых типов высших учебных заведений. Преобразования ориентированы, прежде всего, наизменение технологии педагогического взаимодействия. Интересы личности всистеме образования ставятся напервое место. Образование определено как «целенаправленный процесс обучения ивоспитания винтересах личности, общества, государства» (ЗаконРФ «Обобразовании»), провозглашается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни издоровья человека, свободного развития личности. Главную цель образования составляют профессионально-личностное развитие исаморазвитие студента, который становится активным субъектом, способным реализовать впрофессии свой способ жизнедеятельности, готовым принимать ответственность зарешение поставленных задач, раздвигать рамки деятельности. Содержание образования должно быть ориентировано наобеспечение саморазвития личности, создание условий для еёсамореализации, оказание помощи студенту впереходе впозицию субъекта своей деятельности (учебной, будущей профессиональной идр.), другими словами самоопределиться.

    Профессиональное самоопределение это выбор молодёжью своего профессионального пути (профессии, вуза, места работы ит.д.) ипостроение профессиональной карьеры. Сегодня этот процесс осложнён кризисными явлениями. Ситуация, сложившаяся нарынке труда, может быть охарактеризована двумя негативными тенденциями для молодёжи, прежде всего для выпускников вузов: изначально вгосударственных структурах существует низкая оплата труда молодых специалистов свысшим образованием; вкоммерческой сфере выпускникам вузов предоставляется высокооплачиваемая работа, которая нетребует высокой квалификации иинтеллектуального потенциала. Такие процессы могут привести кпотере всовременной индустрии, науке, образовании молодых, перспективных кадров. Для тех, кто уходит вкоммерцию, перспектива потеря квалификации. Результатом становится то, что поопределенным специальностям, полученным молодёжью ввузах, происходит обесценивание знаний. Это отражается всознании студенческой молодёжи: меняются еёценностные ориентации, потребности, жизненные планы.

    Проблеме профессионального самоопределения личности посвящено значительное число работ. В частности разработкой данной проблемы занимались такие авторы как Р.С. Немов, И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь. Процесс профессионального самоопределения начинается в период обучения в школе, а заканчивается нередко уже после выхода на пенсию. На каждом этапе человек делает выбор, который определяет его жизнь на несколько лет вперед. Кроме того, профессиональное самоопределение является, с одной стороны, «ядром», наиболее значимым компонентом профессионального развития, с другой критерием одного из этапов этого процесса. Кроме того, прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Эти изменения не обошли и высшую школу: студенчество оказалось в ситуации неопределенности, неуверенности в своем профессиональном будущем, поэтому проблема профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях современных социально-экономических и социокультурных преобразований.

    Объектисследования:профессиональное самоопределение студентов техникума

    Предмет исследования: психологическое сопровождение студентов техникума в процессе преодоление трудностей профессиональном самоопределении.

    Цель исследования:описание технологии и методов профессионального самоопределения студентов в техникуме.

    Гипотеза исследования включает следующие положения:

    1. Существуют значимые различия в мотивационно-личностных факторах и структуре профессионального самоопределения студентов I и II курсов.

    2. Технология психологического сопровождения студентов техникума в процессе профессиональном самоопределении будет различна, в зависимости от возраста студентов, уровня обучения и социального опыта.

    Задачи исследования:

    1. Представить основные теоретико-методологические подходы к феномену профессионального самоопределения студентов техникума.
    2. Выделить критерии и этапы профессионального самоопределения студентов техникума на разных курсах обучения.
    3. Подобрать методики для исследования профессионального самоопределения студентов СибГУТИ согласно выделенным критериям.
    4. Составить программу психологического сопровождения профессионального самоопределения для студентов техникума СибГУТИ разных курсов.
    5. Эмпирически исследовать особенности профессионального самоопределения для студентов техникума СибГУТИ разных курсов.

    Методы исследования: Методика многофакторного исследования личности Р.Б.Кеттелла (форма С), опросник профессиональной готовности, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Реана и Якунина, математико-статистическая обработка данных.


    Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования профессионального самоопределения в юношеском возрасте


    1. Феномен профессионального самоопределения личности в психологической науке

    Разные исследователи рассматривают понятие профессионального самоопределения по-разному. Р.С. Немов профессиональное самоопределение обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя [12, с.200].

    Сходной точки зрения придерживается И.М. Кондаков, он говорит о профессиональном выборе как отдельном этапе профессионального развития, проходимого индивидом после окончания общеобразовательного обучения и перед собственно профессиональным обучением [7, с.282].

    Иной точки зрения придерживается В.Б. Шапарь. Он полагает, что профессиональное самоопределение это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [28, с.395]. Оба подхода объединяет определение, данное В.Н. Дружининым. Профессиональное самоопределение выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда [3, с.421].

    В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии[13, с.224].

    Интересна позиция Э.Ф. Зеера, согласно которой профессиональное самоопределение есть самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [4, c.13].

    Н.С. Пряжников рассматривает сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [17, c.10]. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения: найденный смысл тут же обесценивает жизнь. Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные смыслы это лишь промежуточные этапы процесса. При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения.

    Одной из наиболее сложных проблем является поиск смысла для самоопределяющегося человека. Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок по справедливости, то есть в соответствии с затраченными усилиями. Еще один вариант смысла стремление к элитарности. Известно, что многие люди часто мечтают попасть «из грязи в князи». Это особенно важно в эпохи социально-экономических преобразований и потрясений, когда на первый план выходят не столько творческие, высококвалифицированные специалисты, эффективно работающие в стабильных условиях, а так называемые «авантюристы», которые обладают не столько талантом хорошо работать, сколько талантом хорошо устраиваться. Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейся молодежи.

    В.А. Поляков выделяет две главные цели при построении «успешной» карьеры: добиться высокого положения в обществе и высокого дохода. Элитарные ориентации в профессиональном самоопределении предполагают не только престиж и высокий заработок, но и творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности[19, c.331].

    По мнению Н.С. Пряжникова, понимание успеха неоднозначно. Такая неоднозначность проявляется не только в этическом плане, но и в самом процесс профессионального самоопределения. Например, на ранних этапах развития субъекта труда многое определяется тем, насколько воспитатели и родители сумеют сформировать у ребенка позитивное отношение к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связан с поступлением в престижное учебное заведение. Для студента на первый план выходит успешная учеба, а также учебно-профессиональные контакты с наиболее авторитетными преподавателями [20, c.85].

    Профессиональное самоопределение не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Человек часто выбирает не только данную профессию, но нечто более важное, то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни.

    Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

    При этом необходимо иметь ввиду несколько обстоятельств. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными профессиями. И в-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и навечно связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию.

    По мнению Н.В. Самоукиной, выбор профессии это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда. Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например по фактору близости работы к месту жительства, общественной моды на данную профессию, по знакомству и прочее [25, c.51].

    Профессиональное самоопределение может быть описано в виде длительного процесса развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности или профессионалу. Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Процесс профессионального самоопределения это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций; действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии; действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки. Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания, самооценивания и саморазвития.

    Об активном профессиональном самоопределении можно говорить тогда, когда в деятельности человека преобладает достижение поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуются и учитываются в соответствии с поставленными целями [26, с.114].

    Е.А. Климов считает глубоким заблуждением мнение, согласно которому профессиональное самоопределение это однократный акт принятия решения, или кратковременный процесс, или процесс, который желательно предельно ускорить или сократить. Он полагает, что процесс принятия окончательного решения старшеклассником о выборе профессионального учебного заведения может представляться однократным и даже мимолетным, но это лишь кажущаяся мгновенность событий. На самом деле они осуществляются по формуле: «мгновения плюс вся предшествующая жизнь». У старшеклассника в течение предшествующих летсложились и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о «запасных вариантах» выбора профессии.

    Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [6, с.40].

    Счастье на профессиональном пути надо видеть не в том, чтобы как можно быстрее погрузиться в некое «логово» и сделать его привычным, а в том, чтобы достигать все новых целей в области совершенствования своей деятельности. Поэтому правильно думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю [6, с.388].

    Выбор профессии это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, - с другой [10, с.37].

    Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности.

    Н.С. Пряжников выделяет следующие типы профессионального самоопределения:

    1) самоопределение в конкретных трудовых функциях, операциях, когда человек существенно ограничен рамками своей деятельности, но здесь возможны настоящее мастерство и нахождение определенных смыслов труда;

    2) самоопределение в рамках определенного трудового процесса, где возможности самореализации несколько расширяются. Однако рамки деятельности еще недостаточны для более полноценного самопроявления и саморазвития;

    3)самоопределение в рамках специальности, которая позволяет человеку выбирать не только конкретные места работы, но и различные организации при сохранении своей основной специальности;

    4)самоопределение в профессии позволяет человеку маневрировать в рамках смежных специальностей [18, с.83].


    1.2. Особенности формирования профессионального самоопределения в юношеский период


    Профессиональное самоопределение это процесс ирезультат самостоятельного исознательного выбора профессии. Профессиональное самоопределение вюношеский период развития с 15 до 17 лет, вступает вновую социальную ситуацию развития. Эта ситуация характеризуется не только новыми коллективами, но инаправленность на будущее то есть: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость такого выбора диктуется жизненной ситуацией, инициируется родителями инаправляется учебным заведением.

    Таким образом вэтот период главное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением кавтономии, правом быть самим собой. Юношеский возраст этап формирования самосознания исобственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, атак же этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, могут быть первостепенными [2].

    В этот период юноши начинают строить жизненные планы исознательно задумываться над выбором будущей профессии. Этот выбор диктуется не только установкой на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, вкоторой человек может быть максимально полезен другим, но ивыгодой, практической ценностью данной профессии вконкретной ситуации общественного развития страны. Только достаточно целеустремленные ипо-настоящему увлеченные люди 1517 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения. Важнейший психологический процесс юношеского возраста становление самосознания иустойчивого образа личности, своего «Я».

    Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

    -открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать личные эмоции не как производные от внешних событий, акак состояние своего «Я», зарождается чувство своей особенности, непохожести на других, но порой появляется ичувство одиночества;

    -появляется осмысление необратимости времени, осознание вечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека серьезно задуматься означении жизни, освоих перспективах, освоем будущем, освоих целях. Постепенно из мечты, где все вероятно, иидеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать.

    Жизненный план захватывает всю сферу личного самоопределения: моральный, облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии исвоего места вжизни. Понимание своих целей, жизненных стремлений, выработка жизненного плана значительный элемент самосознания;

    -формируется единое представление осамом себе, отношение ксебе, причем первоначально осознаются иоцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, азатем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества.

    Юношеские самооценки нередко бывают двойственны («Я всвоем представлении гений +ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов вразличных видах деятельности, учета суждений других людей осебе исамонаблюдения, самоанализа своих качеств испособностей уюноши развивается самоуважение обобщенное отношение ксебе.

    Определенность выбора профессии иего устойчивость рассматриваетсяМ.Р.Гинзбургом как два параметра «определенности будущего», которая является одним из главнейших показателей, характеризующих смысловое будущее юношей. Вторым является «валентность», которая объединяет параметры ценностной насыщенности эмоциональной привлекательности иактивности смыслового будущего. На выбор профессии оказывает ряд факторов, такие как родители, телевидение, друзья, литература, учителя, кино, газеты ижурналы [5].

    По мнениюЕ.А.Климова существует восемь важнейших факторов, определяющих профессиональный выбор.

    1) Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших обудущей профессии своего ребенка ясна, ведь они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку абсолютную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Бывает, что родители не согласны свыбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы исделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Верному выбору профессии часто препятствуют установки родителей, которые стараются, чтобы дети компенсировали их недостатки вбудущем, втой деятельности, вкоторой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что вбольшинстве случаев дети соглашаются свыбором родителей, надеясь на их помощь при зачислении вкакое-либо учебное заведение. Но при этом дети, забывают, что работать по данной специальности придется им, ане их родителям.

    2) Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские взаимоотношения старшеклассников уже очень крепки ивоздействие их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также усиливается. Именно позиция микрогруппы может стать решающим впрофессиональном самоопределении.

    3) Позиция школьных педагогов, учителей, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только вучебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель значительно больше знает той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

    4) Личные профессиональные планы. В поведении ижизни человека представления оближайшем иотдаленном будущем играют очень существенную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума ихарактера, опыта человека. Он включает всебя главную цель на будущее, пути исредства их достижения. Но планы разнообразны по содержанию икакие они будут зависит от человека.

    5) Способности. Способности, таланты учащегося старших классов нужно рассматривать не только вучебе, но ико всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включают всебя будущую профессиональную пригодность.

    6) Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника первая ступень профессиональной подготовки.

    7) Информированность. Своевременная, неискаженная информация важный фактор выбора профессии.

    8) Склонности. Они проявляются иформируются вдеятельности. Сознательно включаясь вразные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, азначит инаправления. Для старшеклассника это значимо, так как профессиональные увлечения путь кбудущему.

    Таким образом, в целях верного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем. Управление избранием профессии (по Майерсу Д.) одна из составных частей проблемы научного управления обществом. Вболее узком плане применительно кпроблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные исубъективные факторы, составляющие содержание управления [1].

    К объективным факторам относятся: система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение ит.д. К субъектным факторам относятся: возможности субъекта, интересы, склонности, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки атакже другие стороны личности. Подводя итог, можно отметить, что определение ввыборе будущей профессии достаточно сложный процесс, заключающий эмоциональные икогнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным иреальным. Для обоснованности профессионального предпочтения необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. Впротивном случае всамосознании человека накапливается негативный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач уход от проблем, их игнорирование итому подобное.


    1.3. Особенности профессионального самоопределения у студентов техникума

    Практика показывает, что процесс сопровождения профессионального самоопределения учащихся зачастую носит ситуативный, бессистемный характер. На уровне общего образования в основном осуществляется профориентационная работа, которую ведут учебные заведения профессиональной школы с целью привлечения абитуриентов, и профильное обучение, дающее общую осведомленность о профессиональных направлениях. Традиционными стали «Ярмарки учебных мест», «Дни открытых дверей», собрания с привлечением представителей вузов и ссузов, которые, скорее, рассредоточивают внимание выпускников, усугубляют сомнения в профессиональном выборе. Поэтому актуальным и необходимым на сегодняшний день является формирование условий для системного, целенаправленного сопровождения профессионального самоопределения учащихся на всех уровнях образования, которое обеспечит их социальное и профессиональное становление и продвижение, способствуя постепенному вхождению ребенка в образовательную среду профессиональной школы, его адаптации в ней, обеспечивая возможность утверждения выпускника в правильности выбора сферы профессиональной деятельности, создания «личного профессионального плана».

    Главная цель практикоориентированного обучения формирование у будущего специалиста готовности к профессиональной деятельности. Конкретные цели практического обучения реализуются на основе динамической модели специалиста, которая задает основные этапы развития учебной и профессиональной деятельности в процессе подготовки в профильных классах общеобразовательной школы и колледже (техникуме) и, как следствие, обеспечивает взаимосвязь обучения и профессионального самоопределения.

    Профессиональное самоопределение представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии:

    1. Стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

    2. Стадия период профессионального обучения и воспитания. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности.

    3. Стадия активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход к новому типу деятельности к профессиональному труду в разных его формах. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

    4. Стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешности прохождения этой стадии степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества [22, с.38].

    Проблемы и кризисы могут возникать не только при переходе от одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. Нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем году обучения может измениться отношение к процессу овладения профессией. Учащиеся разочаровываются в своем профессиональном выборе, иногда задумываются о смене учебного заведения и перемене специальности. При этом все это может иметь место при неплохих в целом показателях успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это означает, что дело здесь не в способностях.

    В психологическом плане складывается парадоксальная ситуация: учащийся, объективно находясь на второй стадии процесса профессионального становления, субъективно, то есть психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой стадии этого процесса, а может и на подступах к ней. Иначе говоря, в процессе профессионального становления возможно и обратное, регрессивное движение.

    Таким образом, профессиональное самоопределение чаще всего понимается как длительный процесс, занимающий значительную часть жизни человека. В настоящее время главной проблемой профессионального самоопределения является не только реализация своих интересов, способностей и склонностей, но и получение достойного заработка, занятие высокого положения в обществе. Все это осложняется нестабильной и чрезвычайно изменчивой ситуацией на рынке труда.

    Процесс профессионального самоопределения предполагает активно познание человеком себя и своих возможностей, нередко может сопровождаться различными кризисами, затруднениями. На каждом его этапе человек достигает определенного уровня развития в качестве субъекта труда.

    Профессиональное самоопределение, будучи понятием неоднозначным и обширным по своей структуре, включает мотивацию профессиональной деятельности, интересы, склонности, способности и уровень притязаний.





















    Глава 2. Психологическое сопровождение студентов техникума в процессе преодоление трудностей профессионального самоопределения


    2.1 Этапы эксперимента и методики исследования


    В исследовании приняло участие 56 студентов I и II курса СибГУТИ, дневной формы обучения из двух групп: одна - после 11 класса, вторая - после 9 класса.

    Всем им был выдан «Опросник профессиональной готовности» и зафиксированы результаты, на основании которых студенты были поделены не на две группы «после 9 класса» и «после 11 класса», а соответственно целям исследования - на испытывающих трудности в профессиональном самоопределении и на не испытывающих таких трудностей.

    Таблица 1

    Результаты деления на основании ответов

    на «Опросник профессиональной готовности»

    ГруппаЧисло

    студентов, чел.Доля от общего числа опрошенных, %Доля от категории

    «после … класса», %

    1. испытывают трудности в профессиональном самоопределении 3155,36%Из нихпосле 9 класса2646,43%92,86%после 11 класса58,93%17,86%
    2. не испытывают трудностей в профессиональном самоопределении 2544,64%Из нихпосле 9 класса23,57%82,14%после 11 класса2341,07%92,86%
    3. Итак, студенты двух анализируемых СибГУТИ, испытывающие трудности в профессиональном самоопределении составляют группу из 31 человека, то есть 55,4% из всех приглашенных к проведению исследования, при этом среди них больше студентов из группы «после 9 класса» - 46,53%, и это практически все студенты из данной категории. Остальные 25 человек или 44,6% определены как не испытывающие таких трудностей, среди них как видно большая часть это студенты «после 11 класса», их 23 человека или 41,07% от числа всех опрошенных, и это большая часть данной категории.
    Показатели этих студентов по параметрам умения, отношения и желания заниматься деятельностью по типу «Человек-знаковая система» оказались высокими (а профессия, получаемая ими в СибГУТИ, относится именно к этому типу).

    Рисунок 1 - Структура показателей в группе студентов имеющих трудности в профессиональном самоопределении


    Студенты, испытывающие трудности в профессиональном самоопределении, были выявлены путем деления их на следующие группы:

    1) 20 человек из 31 (64,5%) имеют высокие показатели по типу профессии «Человек-знаковая система», а также и по другим типам («Человек-человек», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек- художественный образ). Эти студенты имеют сразу несколько профессиональных предпочтений.

    2) 7 человек из 31 (22,6%) не имеют высоких показателей по типу «Человек-знак», то есть они больше ориентированы на профессии другой сферы.

    3) 4 человека из 31 (12,9%) не имеют ярко выраженных профессиональных устремлений. У них выявлены низкие показатели по всем типам профессий. Таким образом, данных студентов можно отнести к неопределившимся в сфере профессиональных интересов.

    При проведении исследования использовались следующие методики:

    1. Методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (форма С, 105 вопросов). Она используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Кеттелл называет конституциональными факторами: общительность, интеллект, эмоциональную устойчивость, подчиненность, экспрессивность, подверженность чувствам, смелость, чувствительность, доверчивость, практичность, прямолинейность, уверенность в себе, консервативность, конформность, уровень самоконтроля и расслабленности, самооценку[15, с.240].

    2. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предложена А.А. Реаном и В.Я. Якуниным. Испытуемых просят оценить значимость для них предложенных 15 мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл мотив совсем не значим, 7 баллов максимальная значимость мотива)[5, с.437].

    3. Методика «Опросник профессиональной готовности», разработанный Л.Н. Кабардовой. Профессиональная готовность понимается как субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности. Испытуемым предлагалось оценить по 3-х балльной шкале наличие у себя умения, отношения и желания заниматься определенным видом деятельности (1-не умею, не нравится, не хочу заниматься; 2 балла умею недостаточно хорошо, равнодушен, все равно; 3 балла умею, нравится, хочу заниматься).

    Математико-статистическая обработка полученных эмпирических результатов проводилась с помощью параметрического t-критерия Стьюдента и его непараметрического аналога U-критерия Манна-Уитни, что позволило установить достоверность выявленных различий между группами, а также непараметрический критерий Колмогорова-Смирнова для проверки подчинения исследуемых параметров нормальному закону распределения.


    2.2 Анализ результатов и выводы


    Для исследования мотивов обучения была использована методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана и В.Я. Якунина. Исследуемые оценивали значимость для себя 15-ти мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл мотив совсем не значим, 7 баллов максимальная значимость мотива).

    Мотивы, предложенные для оценивания:

    1. стать высококвалифицированным специалистом;
    2. получить диплом;
    3. успешно продолжить обучение;
    4. успешно сдавать экзамены;
    5. приобрести глубокие и прочные знания;
    6. быть готовым к занятиям;
    7. не запускать учебу;
    8. не отставать от сокурсников;
    9. обеспечить успех будущей профессии;
    10. выполнять педагогические требования;
    11. достичь уважения преподавателей;
    12. быть примером для сокурсников;
    13. добиться одобрения;
    14. избежать осуждения и наказания;
    15. получить интеллектуальное удовлетворение.

    Выраженность мотивов к обучению в СибГУТИ студентов представлена на рисунке 2.

    Где:

    Группа 1 студенты с трудностями с профессиональным самоопределением,

    Группа 2 студенты без трудностей с профессиональным самоопределением;

    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 мотивы обучения (список мотивов приведен выше в работе).


    Рисунок 1 Мотивы обучения студентов СибГУТИ


    Как видно по графику на высоком уровне развития для 2-х групп находиться мотив получения диплома. Этот мотив является внешним по отношению к личности человека, то есть не направлен на обогащение внутреннего мира.

    Можно предположить, что высокая значимость мотива получения диплома связана с особенностями нашего времени, когда большинство людей стремится получить высшее образование, без которого трудно найти престижную работу.

    Высоким баллам для обеих групп соответствует значимость следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успех будущей профессии и получить интеллектуальное удовлетворение. Это внутренние по отношению к человеку мотивы, реализация которых способствует развитию его личности.

    Для установления различий в выраженности мотивов был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни, так как распределение признаков не является нормальным, что было установлено с помощью непараметрического критерия Колмогорова-Смирнова. Полученные результаты представлены в таблице 2.

    Таблица 2

    Различия в мотивах к обучению студентов СибГУТИ

    Мотивы к обучениюЗначение U-критерияУровень значимости3.Успешно продолжить обучение126,000p≤0,058. Не отставать от сокурсников191,000p≤0,0511. Достичь уважения преподавателей94,000p≤0,0513. Добиться одобрения185,500p≤0,0514. Избежать осуждения и наказания195,000p≤0,0515. Получить интеллектуальное удовлетворение186,500p≤0,05

    Получены статистически значимые различия по следующим мотивам: успешно продолжить обучение; достичь уважения преподавателей, добиться одобрения (выше у 2-ой группы (т.е у студентов без трудностей с профессиональным самоопределением)).

    Выявлены тенденции к достоверным различиям по следующим мотивам: не отставать от сокурсников, избежать осуждения и наказания; получить интеллектуальное удовлетворения (выше у 2-ой группы (т.е у студентов без трудностей с профессиональным самоопределением)).

    Таким образом, у студентов СибГУТИ, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением менее выражены как внешние по отношению к их личности мотивы обучения: достичь уважения преподавателей, добиться одобрения, не отставать от сокурсников, избежать осуждения и наказания, так и внутренние успешно продолжить обучение и получить интеллектуальное удовлетворение. Это отражает меньшую значимость для них как самой учебной деятельности, так и межличностного взаимодействием с педагогическим коллективом и сокурсниками.

    Это свидетельствует о том, что студенты СибГУТИ, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением, менее заинтересованы как в содержательной стороне учебной деятельности, так и в межличностных отношениях в рамках учебного процесса.

    Кроме того, у профессионально определившихся студентов СибГУТИ сильнее выражены мотивы достижения успеха(получить одобрение), так и избегания неудачи(избежать осуждения и наказания). Это свидетельствует о том, что со степенью профессиональной определенности растет значимость учебной деятельности и соответственно увеличивается уровень мотивов, которые регулируют достижения в учебе, с одной стороны, двигающей силой может быть желание получить одобрение, а с другой избегание осуждения и наказания. Таким образом, для студентов, у которых нет трудностей с профессиональным самоопределением более важно создать и сохранить хорошую репутацию.

    Различия в индивидуально-психологических особенностях личности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении и студентов, у которых отсутствуют данные трудности

    Для выявления индивидуально-психологических особенностей личности студентов был использован 16-F опросник Р.Б. Кетелла(сокращенная форма С, 105 вопрос).

    Шкалы опросника Кеттелла:

    1. Фактор А «замкнутость общительность»;
    2. Фактор В «интеллект»;
    3. Фактор С «эмоциональная устойчивость неустойчивость»;
    4. Фактор E «подчиненность доминантность»;
    5. Фактор F «сдержанность экспрессивность»;
    6. Фактор G «подверженность чувствам нормативность»;
    7. Фактор H «робость смелость»;
    8. Фактор I «жесткость чувствительность»;
    9. Фактор L «доверчивость подозрительность»;
    10. Фактор M «практичность развитое воображение»;
    11. Фактор N «прямолинейность дипломатичность»;
    12. Фактор O «уверенность в себе тревожность»;
    13. Фактор Q1 «консервативность радикализм»;
    14. Фактор Q2 «конформность нонконформность»;
    15. Фактор Q3 «низкий самоконтроль высокий самоконтроль»;
    16. Фактор Q4 «расслабленность напряженность».

    С помощью t-критерия Стьюдента были установлены значимые различия между группами, которые представлены в таблице 3. Распределение признаков нормальное, что было проверенос помощью непараметрического критерия Колмогорова-Смирнова.

    Таблица 3

    Различия в индивидуально психологических особенностях

    студентов в 2-х группах СибГУТИ

    Факторы по КетеллуЗначение

    t -критерия

    СтьюдентаУровень значимостиФактор С «эмоциональная устойчивость неустойчивость»2,60,05ФакторE «подчиненность доминантность»2,10,05Фактор L «доверчивость подозрительность»2,50,05Фактор Q2 «конформность нонконформность»2,70,05Фактор Q4 «расслабленность напряженность»2,20,05

    Как видно из таблицы, установлены статистически достоверные различия по следующим личностным факторам: эмоциональная устойчивость неустойчивость; «подчиненность-доминантность», «доверчивость-подозрительность», «конформность-нонконформность»; «расслабленность-напряженность».

    Более низкие значения по фактору эмоциональная устойчивость неустойчивость свидетельствуют о том, что у студентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением ниже толерантность по отношению к фрустрациям, выше подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость.

    Таким образом, студенты, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением, более склонны к подчинению, что характеризует их как более застенчивых, склонных успупать дорогу другим. Такие люди оказываются зависимыми, тревожатся о возможных своих ошибках, тактичны, безропотны, могут быть покорными до полной пассивности. Также они более доверчивые, конформные и расслабленные.

    Это свидетельствует о том, что они с большей вероятностью будут следовать за мнением группы, либо важных для себя людей, а не руководствоваться своим собственным мнением.

    Более низкие баллы по фактору «расслабленность напряженность» характеризует их как расслабленных, вялых, спокойных. Им свойственна низкая мотивация, леность.

    Выводы

    В исследовании приняло участие 56 студентов I и II курса СибГУТИ, дневной формы обучения из двух групп: одна - после 11 класса, вторая - после 9 класса. Из них 31 человек или 55,4 процентов были отнесены к группе с трудностями в профессиональном самоопределении, а уже среди них 11 человек или 35,5процениов показали наличие низких показателей по параметрам умения, отношения и желания заниматься выбранной профессией в будущем.

    У студентов СибГУТИ, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением менее выражены как внешние по отношению к их личности мотивы обучения: достичь уважения преподавателей, добиться одобрения, не отставать от сокурсников, избежать осуждения и наказания, так и внутренние успешно продолжить обучение и получить интеллектуальное удовлетворение. Кроме того, у профессионально определившихся студентов сильнее выражены как мотивы достижения успеха (получить одобрение), так и избегания неудачи (избежать осуждения и наказания). Это свидетельствует о том, что со степенью профессиональной определенности растет значимость учебной деятельности и соответственно увеличивается выраженность мотивов, которые регулируют достижения в учебе, с одной стороны, двигающей силой может быть желание получить одобрение, а с другой избегание осуждения и наказания. Таким образом, для студентов, у которых нет трудностей с профессиональным самоопределением более важно создать и сохранить хорошую репутацию.

    У студентов СибГУТИ, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением, ниже толерантность по отношению фрустрациям, выше подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость. Также они более склонны к подчинению, более застенчивые, склонны успупать дорогу другим, зависимые, безропотные, могут быть покорными до полной пассивности. Кроме того, для данной категории студентов характерна доверчивость, конформность и расслабленность, т.е. они с большей вероятностью будут следовать за мнением группы, либо важных для себя людей, а не руководствоваться своим собственным мнением. Также студенты, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением удовлетворены текущей жизненной ситуацией, из-за недостатка мотивации и ленности они вероятно даже не будут пытаться ее изменить.


    2.3 Рекомендации для психологов по разработке программ для оптимизации психологического самоопределения студентов техникума


    С точки зрения осмысления целей и задач профессиональной подготовки специалиста среднего звена, психолого-педагогическое сопровождение один из важных компонентов образовательно-воспитательной системы, который внедряется образовательной среде СибГУТИ. Психологическая поддержка профессионально-личностного развития студентов СибГУТИ является эффективной, только если она соответствует целям, задачам этого развития, проводится систематически в рамках деятельности психологической службы СибГУТИ и разворачивается по следующим направлениям:

    1) социально-психологическая адаптация студентов СибГУТИ в учебно-профессиональной деятельности и формирование у них позитивной жизненной перспективы.

    2) коррекция эмоционального состояния студентов СибГУТИ снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профессионального развития.

    3) обучение умениям и навыкам компетентного общения и эффективного поведения в различных ситуациях бытового и профессионального характера.

    4) развитие и формирование личностных качеств, способствующих успешному профессиональному становлению как специалистов среднего звена.

    В таблице 1 предлагается базовая схема психолого-педагогического сопровождения студентов СибГУТИ (таблица 4).

    Таблица 4

    Комплексное психолого-педагогическое

    сопровождение студентов СибГУТИ

    ЭтапыСодержаниеI этап -изучение личностного потенциала студентов

    Программа «адаптационного» семестра:

    -первичная диагностика личностного потенциала студентов и смысложизненных ценностей;

    - «памятка первокурснику»

    -«ведение в специальность» - волонтерская программа «Поможем младшему другу»II этап личностно-профессиональное развитие студентов- Программа развития профессиональных и личностных качеств студента «Профессия, возможности, достижения»»

    - Мониторинг качества профессиональной подготовки будущих специалистов;

    - Диагностика личностного развития студентовIII этап- личностно- профессиональное становление-Программа «Молодой специалист»

    - Мониторинг профессиональной успешности молодых специалистов

    Первый этап - адаптационный, выполняющий функцию создания условий для реализации задач, облегчающих адаптационные процессы студента-первокурсника СибГУТИ. Программа «Введение в специальность» предусматривает знакомство со специальностью, с будущей профессиональной деятельностью специалиста. Основная задача программы: сформировать общеучебные умения, необходимые для организации непрерывной самообразовательной деятельности студента СибГУТИ.

    Второй этап закрепляющий, предусматривает работу со студентами второго курса СибГУТИ. Второй курс период напряженной учебной деятельности, начало приобщения к профессии, студенты заканчивают общетеоретическую подготовку, формируются широкие потребности во взаимоконтактах, статусные и культурные запросы. В этот период процесс адаптации к новой социокультурной среде в основном завершен, но профессиональное самоопределение продолжается. Стержневой педагогической задачей является помощь студенту в дальнейшем закреплении его профессионального, социального и личностного самоопределения.

    Третий этап идентифицирующий - это процесс сопровождения студентов третьего курса СибГУТИ, который определяется развитием и углублением профессиональных знаний, началом профессиональной социализации.

    В этот период, когда наблюдается «кризис третьего курса», происходит переоценка многих жизненных, в том числе профессиональных, ценностей. Главной функцией сопровождения становится помощь в определении жизненных ориентиров и профессиональных перспектив, помощь в профессиональном и личностном самопознании и самосознании и выборе специализации.

    Четвертый этап - прогностический, когда студент СибГУТИ начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Молодой специалист»), предусматривает тесное сотрудничество специалистов психологической службы СибГУТИ со студентами четвертого курса по большому кругу вопросов, связанных с прохождением практики, устройством на работу, адаптацией на рабочем месте. Осуществляется совместный со студентом прогноз успешности дальнейшей профессиональной карьеры.

    На всех этапах в ходе занятий и тренингов должна осуществляться работа над следующими проблемами: формирование эффективных форм общения со сверстниками и взрослыми, снижение тревожности, создание адекватного «образа Я», оптимизация межличностного общения.

    Студенты должны получать знания о способах повышения самооценки и уверенности в своих силах, навыки по саморегуляции эмоциональных состояний, умения, связанные с конструктивным общением.

    Необходимо вести работу по программе «Профессия, возможности, достижения» (тренинг). В ходе данного тренинга студенты СибГУТИ должны работать над проблемой успешного трудоустройства в непростых современных условиях, получать знания о самопрезентации при устройстве на работу, о личностных качествах, необходимых в жизни, о способах решения возникающих проблем и конфликтов, о правилах эффективного поведения на работе, навыки для будущего успешного трудоустройства, умение работать в команде, сотрудничать.

    Следует регулярно проводить тренинги по формированию коммуникативных навыков, на которых обучающиеся получали бы знания о правилах эффективного общения, навыки взаимодействия с окружающими людьми, учатся устанавливать контакты и поддерживать общение.Проводить тренинги личностного роста, в ходе которых студенты работают над особенностями своей личности, развивают свои сильные стороны и корректируют слабые.









    Заключение


    Профессиональное самоопределение является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов и имеющим разветвленную структуру. В процессе профессиональной переориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует их в совместной деятельности путем усвоения специальных знаний, формирования умений и навыков, релевантных избранной профессиональной специализации. Поэтому профессиональная переориентация квалифицируется нами как самостоятельный этап жизненного и профессионального самоопределения, необходимый для продуктивного (неконфликтного) преодоления негативных эффектов (социально-психологических и психологических) профессионального исключения, сознательного принятия избранной профессии и нахождения личностно значимых смыслов деятельности, дальнейшего личностного и профессионального развития молодежи.

    Выделение понятия «профессиональное самоопределение» в качестве ключевой категории нашего анализа имеет весомые причины. Это обусловлено его смысловыми характеристиками, имеющими в отечественной психологии определенную устоялость. Таким образом, обратимся к анализу психологического содержания феномена профессионального самоопределения в психологической традиции в контексте нашей проблемы.

    Определение сущности профессионального самоопределения и доныне остается нерешенной проблемой, которая занимает важное место в творческом поиске представителей различных направлений науки. Особенную актуальность приобретает она в плоскости психологического анализа. В отечественной психологии имеется немало наработок по теории профессионального самоопределения, которые и определяют современные подходы к проблеме. Здесь уместно вспомнить, например, поучительные исследования Е. Климова, Е. Головахи. Их особенностью является акцентирование на личностных аспектах профессионального самоопределения.

    Практика показывает, что у многих студентов СПО отсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отношению к общеобразовательной и профессиональной подготовке и в результате к отсеву обучающихся; затрудняет приобщение их к общественно значимым ценностям. Причины названных недостатков различны. Они носят социально-экономический и психолого-педагогический характер. В нашем техникуме мы нашли решение через создание банка сертифицированных и несертифицированных образовательных достижений, то есть, «портфолио», открытая, презентационная часть внутренних ресурсов, размещённая на сайте.

    Таким образом, можно говорить о том, что психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

    Подводя итог, необходимо отметить, что роль психолого-педагогического сопровождения профессионального становления заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но и в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этих условий обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.

    В результате исследования выявлено среди 56 студентов, принимавших участие в исследовании, 31 (55,4%) отнесены к группе с трудностями в профессиональном самоопределении. Из них 11 человек (35,5%) имеют низкие показатели по параметрам умения, отношения и желания заниматься выбранной профессией в будущем.

    У студентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением менее выражены как внешние по отношению к их личности мотивы обучения: достичь уважения преподавателей, добиться одобрения, не отставать от сокурсников, избежать осуждения и наказания, так и внутренние успешно продолжить обучение и получить интеллектуальное удовлетворение. Кроме того, у профессионально определившихся студентов сильнее выражены как мотивы достижения успеха (получить одобрение), так и избегания неудачи (избежать осуждения и наказания). Это свидетельствует о том, что со степенью профессиональной определенности растет значимость учебной деятельности и соответственно увеличивается выраженность мотивов, которые регулируют достижения в учебе, с одной стороны, двигающей силой может быть желание получить одобрение, а с другой избегание осуждения и наказания. Таким образом, для студентов, у которых нет трудностей с профессиональным самоопределением более важно создать и сохранить хорошую репутацию.

    У студентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением, ниже толерантность по отношению фрустрациям, выше подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость. Также они более склонны к подчинению, более застенчивые, склонны уступать дорогу другим, зависимые, безропотные, могут быть покорными до полной пассивности. Кроме того, для данной категории студентов характерна доверчивость, конформность и расслабленность, т.е. они с большей вероятностью будут следовать за мнением группы, либо важных для себя людей, а не руководствоваться своим собственным мнением. Также студенты, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением удовлетворены текущей жизненной ситуацией, из-за недостатка мотивации и ленности они вероятно даже не будут пытаться ее изменить.




    Список использованной литературы


    1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.:ПСР СЭ, 2001.-511с.
    2. ВарданянН.Т.Теоретический обзор исследований развития личности исоциальной идентичности. Научно-издательский центр «Социосфера» Факультет бизнеса Высшей школы экономики вПраге Информационный центр «МЦФЭР ресурсы образования»//Проблемы иперспективы развития образования вXXI веке: Профессиональное становление личности (Философские ипсихолого-педагогические аспекты). Материалы II международной научно-практической конференции 1011 апреля 2012 года с. 2327
    3. Гинзбург М.Р.Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. №2. 1988. С. 1926
    4. Гончарова О.Л. Педагогическая поддержка самоопределения обучающихся в условиях преемственности начального и среднего профессионального образования социально-педагогическая проблема // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции М.: Издательство МЭСИ, 2008. С. 357-360.
    5. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415с.
    6. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2002. -672с.
    7. Данилов Д.А. Служение педагогической науке. М.: Образование и Информатика, 2007. С.360-361
    8. Зеер,Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб./ Э.Ф.Зеер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. 480 с.
    9. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997.


    1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону.: Феникс, 1996. -509с.
    2. Климов Е.А.Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
    3. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения.// Вопросы психологии. 1983. №2. С.50-55.
    4. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях.// Вопросы психологии. 1997. №4. С.28-30.
    5. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. М.: Педагогическое общество России, 1999. -288с.
    6. Никифоров, Г.С. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности / Г.С.Никифоров // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова. СПб.: Питер, 2001. 512 с
    7. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. 2010. № 1 С. 74-78
    8. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи// Педагогика. 1999. - №5. С. 33-3
    9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ, 2002. -400с.
    10. Психологические аспекты развития человека в современном мире [Текст] : коллективная монография / Урал. гос. пед. ун-т ; под. общ. ред. С. А. Минюровой. - Екатеринбург, 2010.
    11. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. СПб.: Изд-во СПб. Университета, 2001. -415с.
    12. Психологическое сопровождение выбора профессии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. -184с.
    13. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. -336с.
    14. РубинштейнС.Л.Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000712 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
    15. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003. -224с.
    16. СмирноваЮ.Е.Профессиональное самоопределение исамооценка личности встаршем школьном возрасте // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования [Текст]: сб. статей / сост.е.В. Иванов; НовГУ им.Ярослава Мудрого Вып. 12. Великий Новгород, 2010. 360с., с.184191
    17. Юдина Н. В. Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 43-45.
    18. Цирихова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 97-100.
    19. Эриксон Э. Идентичность: юность икризис. Москва, 1996.
      Алтенова Г. С., Тодышева Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников // Молодой ученый. 2015. №23. С. 868-871.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Профсамоопределение студов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.