Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Психологические трудности студов в училище

  • Вид работы:
    Другое по теме: Психологические трудности студов в училище
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    16.12.2017 15:59:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    1. Адаптация студентов в процессе обучения в вузе5

    2. Мотивация учебной деятельности10

    3. Психологические трудности студентов в ходе обучения в вузе17

    Заключение22

    Список литературы24



























    Введение


    Студенты являются объектом исследования при изучении самых разныхпсихологическихпроблем. Проблемы же собственно студенческого возраста зачастую выпадают из полязренияисследователей. К одной из таких проблем, несомненно, относится достижение собственной идентичности студентом. Большинство исследований ввысшей школе затрагивает лишь процесспрофессиональнойидентификации, тогда как вхождение в роль студента остается аспектом практически не изученным.

    Учебно-профессиональная деятельность в вузе организована таким образом, что постепенно, на протяжении всего обучения, происходит «превращение» студента в профессионала, эти образы как бы накладываются один на другой, с последующим растворением первого во втором. Иногда этот процесс продолжается и после получения диплома овысшем образовании. Несмотря на то, что конечной целью является профессиональное становление и развитие учащихся, все же освоение роли «студента» и роли «специалиста» требует решения разного круга задач, предъявляет различные требования, формирует определенные ожидания. Следовательно, успешность адаптации в условиях высшейшколы, включает первоначально достижение «студенческой» идентичности, а затем и профессиональной.

    В настоящее время вопросы адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу в вузе привлекают внимание многих ученых. Общие вопросы адаптации первокурсников рассматривались в работах А.Я. Варламова, В.Н. Бородулина, В.М. Кузьминой, В.В. Емельянов, А.Г. Смирнова и др.

    Большое внимание профессиональной адаптации уделяется в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Ковалева, Е.В. Ткаченко. А.В. Сычева и др. Проблемы социально-психологической адаптации студентов в условиях вуза отразили в своих исследованиях Т.Н. Афонина, М.В. Буланова-Топоркова, И.А. Васильев, С.А. Гапонова, Л.К. Гришанов, В.П. Кондрашева, Л.Ю. Монахова, А.В. Петровский, Л.Д. Столяренко, В.И. Уварова и др.

    Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что анализ процесса адаптации невозможен, если неизвестен круг проблем, с которыми сталкиваются современные студенты. В свою очередь, выявление этого круга трудных ситуаций может выступать отправным звеном для определения механизмов адаптации.

    Таким образом, целью исследования является выявление психологических трудностей, возникших у студентов с началом профессионального обучения.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Охарактеризовать процесс адаптации студентов в процессе обучения в вузе;

    2. Проанализировать понятие «мотивация» в учебной деятельности;

    3. Выявить психологические трудности студентов в ходе обучения в вузе.

    Структура работы определяется поставленной целью и задачами. В соответствии с этим работа включает в себя введение, три параграфа, заключение и список литературы.













    1. Адаптация студентов в процессе обучения в вузе


    Проблеме адаптации студентов в вузе посвящено большое количество как теоретических, так и экспериментальных работ. Большинство исследователей понимают адаптацию человека как процесс перехода его из состояния неадаптированности в состояние адаптированности к условиям, требованиям , факторам среды и жизнедеятельности. Адаптация студентов к обучению в вузе протекает как сложный, многофакторный процесс включения студентов в новые условия жизнедеятельности, новую систему требований и контроля, новый коллектив.

    Учебно-профессиональная адаптация однозначно является частью адаптации социальной, под которой понимается «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Несмотря на непрерывность этого процесса, именно «кардинальные изменения деятельности индивида и его окружения» позволяют выявить и проанализировать особенности адаптационного процесса. Начало обучения в высшем учебном заведении, несомненно, относится к числу такого рода изменений.

    Адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой в процессе которого происходит согласие их взаимных требований с учетом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды. Социальная адаптация может быть двух видов: активная - когда индивид стремится воздействовать на социальную среду с целью ее изменения, и пассивная - когда индивид не стремится к такому воздействию.

    Адаптация - объективный процесс, обусловленный механизмом внутренней саморегуляции и общества, и коллектива, и личности. Пассивная форма социальной адаптации, как правило, осуществляется на индивидуально-психологическом уровне, носит пассивный характер. Однако пассивная форма социальной адаптации осуществляется и под влиянием социальных факторов, через воздействие соответствующих мотивационных механизмов. Активная форма социальной адаптации характеризуется тем, что общество, социальная группа (коллектив) и индивид стремятся целенаправленно изменить свое сознание и социально-экономическое положение для того, чтобы соответствовать меняющимся условиям, прежде всего экономическим. И в этом случае речь может идти о сознательном формировании адаптационного механизма. Поэтому под механизмом социальной адаптации следует понимать всю совокупность форм и методов воздействия как в целом на общество, так и на составляющие его социальной группы и индивидов, определяющих их приспособление к изменяющимся условиям.

    На макроуровне процесс представляет собой, в настоящее время, существенное изменение и усложнение всей социальной структуры, усиление ее динамики. Причем позитивными признаками социальной адаптации в данном аспекте можно назвать появление класса собственников и наемных работников, повышение социального статуса и денежных доходов некоторых профессиональных групп: менеджеры, финансовые работники, государственные чиновник.

    Признаками же, отражающими болезненность и противоречивость адаптации, выступают падение жизненного уровня большинства населения, рост социальной поляризации, усиление социальной напряженности и конфликтности в обществе.

    Принято выделять критерии адаптированности индивидов или социальных групп к новым социально-экономическими условиям:

    1. лица с высокой степенью социальной адаптированное, считающие реформы необходимыми и полезными, и испытавшие в сегодняшних условиях состояние психологического комфорта;
    2. лица со средней степенью социальной адаптации, состояние которых характеризуется озабоченностью, тревогой, большей критичностью в оценке влияния реформ на их жизнь;
    3. лица с низкой степенью социальной адаптации, пессимистично воспринимающие экономические преобразования, с доминированием негативного в эмоциональных переживаниях, что нередко приводит к безысходности и отчаянию.

    Из многообразия видов деятельности, в которые включается студент, поступая в вуз, основными являются познавательная деятельность и деятельность общения.

    Проблема адаптации к обучению в вузе обретает актуальность именно в юношеском возрасте, поскольку этот период жизни человека относится к начальному этапу профессионализации.

    В психологической литературе до сих пор не существует единого подхода к вопросу адаптации. Адаптация выделяется и как условие, и как процесс. Заслуга постановки собственно проблемы адаптации студенчества принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. Студенческий возраст рассматривается как период сложнейшего структурирования интеллекта.

    В своих работах И.Ю. Мильковская выделяет три блока факторов, влияющих на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. Под понятием «фактор» в данном контексте понимается момент или существенное обстоятельство в процессе, внутренняя причина, движущая сила в каком-нибудь процессе или явлении, определяющая его характер или отдельные черты. В свою очередь, факторы могут быть внешними и внутренними. К внешним относится социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования), и педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей). К внутренним факторам относится психологический блок, который содержит индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника).

    Дополнен и расширен В.Ю. Хицкой список факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в вузе, она объединила их в четыре группы. К первой группе она отнесла факторы, отражающие уровень подготовки учащихся к учебной деятельности в вузе: объем и уровень знаний абитуриентов, профессиональную направленность абитуриентов, потребность абитуриентов в учебной деятельности.

    Вторая группа факторов характеризует развитие индивидуальных особенностей адаптации, таких как уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов. К третьей группе факторов относятся те, которые оказывают непосредственно педагогическое влияние на процесс адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости.

    В.Ю. Хицкая выделила отдельно такие важные факторы, связанные с условиями обучения и проживания как организация самого учебного процесса, как удовлетворенность межличностными отношениями в студенческой группе, санитарно-гигиенические условия обучения и проживания. В свою очередь В.В. Лагерев, рассматривая вузовскую адаптацию, выделяет в ее структуре процессуальные составляющие: социально-психологическая адаптация отражает изменение социальной роли студента, усвоение норм и традиций вуза; психологическая отражает перестройку мышления, речи, внимания, памяти, зрительного восприятия, воли, способностей; деятельностная составляющая отражает приспособление студента к учебному ритму, методам и формам работы, приобщение к учебному труду.

    Леонтьев А.Н. указывал, что в сфере деятельности адаптация студента означает, прежде всего, усвоение новых видов учебной деятельности. И главное приспособление, уяснение и освоение главного вида деятельности творчества в системе обучения избранной специальности.

    В сфере общения адаптация подразумевает самостоятельность в выборе цели общения, освоение новых социальных ролей, отсутствие жесткого семейного контроля, приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям, приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, к новым образцам «студенческой» культуры, новым формам использования свободного времени.

    Поэтому традиционно выделяют две стороны адаптации студентов:

    1. профессиональную (учебную) адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
    2. социально-психологическую адаптацию приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.










    2. Мотивация учебной деятельности

    Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности студентов, так как они непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки, на формирование личности профессионала. Некоторые из них: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы - мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы.

    Существенным мотивационным фактором эффективности учебной деятельности студентов является мотив творческого достижения. Потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, представляющему собой разницу между прошлым уровнем исполнения и настоящим, это - соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов любого дела, за которое он берется. Она проявляется также во включенности в достижения дальних целей, в получении уникальных, оригинальных результатов как в продукте деятельности, так и в способах решения проблемы. Потребность в достижениях стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха.

    Поскольку учебная ситуация содержит много возможностей для достижения более высокого уровня, то можно предположить, что лица с высокой потребностью в достижениях должны испытывать большее удовлетворение от учения, вкладывать больше усилий в учебный процесс, что приведет и к более высоким результатам в учении (к более высокой успеваемости студента). Обратной стороной потребности в достижениях является потребность в избегании неудачи. Студенты с ярко выраженным стремлением избегания неудачи, как правило, обнаруживают низкую потребность в улучшении достигнутых результатов, предпочитают стандартные способы уникальным методам, боятся творчества. Для студентов с преобладающим мотивом избегания неудачи характерна повышенная тревожность, неконструктивное отношение к учению (чаще проявляется защитная установка относительно учебной деятельности). Они, как правило, учатся не для того, чтобы получить удовлетворение учебными достижениями, а скорее всего для того, чтобы избавиться от неприятностей, связанных именно с неуспехом.

    Большое место занимает общение. Учебная деятельность проходит в группе, в среде однокурсников. В связи с этим специалисты (Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова и др.) обращают внимание на важность мотива аффилиации. Если обнаруживаются препятствия (реальные или предполагаемые) в удовлетворении потребности в аффилиации, то это может привести к увеличению у студента психоэмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.д.

    Потребность в самоутверждении продолжает развиваться в молодости. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убедительным. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. В студенческой учебной деятельности эта потребность повышает удовлетворенность учением, вызывает облегчение его процесса, повышает ответственность в отношении к учению. Мотив доминирования повышает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивов в достижениях.

    Одним из адекватных мотивов учения современных студентов является познавательная потребность. Она проявляется в том, что человек стремится расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования знаниями, фактами, стремится понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, стремится создавать логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Поскольку студент еще не участвует в решении реальных задач, возникающих в условиях производства (в том числе и в условиях педагогического труда), то главной и вполне осмысленной его целью становится овладение способами и приемами учебной деятельности, приобретение нужной системы фундаментальных знаний, овладение социальным статусом студента. Постепенно с приобретением профессиональных знаний они глубже осмысливают профессиональные тонкости своей будущей специальности, у них формируется определенное отношение к будущей профессиональной деятельности. Познавательная потребность в сочетании с мотивом в достижениях оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность учебой в ВУЗе.

    Профессиональный мотив учения студентов (от выбора или перемены профессии до удовлетворенности самореализацией в ней или овладения ею в совершенстве) проходит через определенные фазы. Сознательный и самостоятельный выбор молодым человеком профессионального трудового пути, сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональный жизненный план - необходимое условие успешности его труда и удовлетворенности в будущем. Э. Шейн выделил восемь основных карьерных ориентации (так называемых якорей):

    1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству.
    2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.
    3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда), личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости.
    4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Необходимо различать два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, пуская корни в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его срыванием с места. Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и подниматься на высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.
    5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше и т. д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки- качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.
    6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции выигрыша-проигрыша. Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.
    7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или организацию.
    8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

    Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияют на выбор жизненного пути человека.

    Выбор профессии - важный вопрос в жизни человека, и от того, насколько правильно он будет решен, зависит эффективность деятельности и удовлетворенности человека своим трудом, стремление повышать свою квалификацию и многое другое. Мотивы выбора профессии многочисленны и разнообразны. Они включают осознание важности данной профессии. Ряд побуждений связан со специфическими особенностями профессии, с содержанием и характером труда, его условиями и особенностями; с желанием руководить людьми, организовывать их труд, трудиться в составе коллектива, с вознаграждением и др. Профессиональная мотивация динамична, изменчива. Это сказывается на отношении к обучению в ВУЗе и последующей профессиональной деятельности.

    Существует также такое понятие «мотивационный синдром». Ю.М. Орлов впервые использовал этот термин для обозначения совокупности мотивов, соотнесенных с той или иной потребностью. При этом автор отмечает факт «перекрещивания» мотивов потребности в познании с мотивами достижения, аффилиации, доминирования, позволяющий путем стимулирования одного мотива воздействовать на мотивы других потребностей.

    В понимании А.А. Вербицкого мотивационный синдром - это, с одной стороны, способ осмысления мотивационной сферы как системы, в которой представлены и взаимодействуют все мотивационные компоненты: мотивы, цели, интересы, влечения и т.п.; а с другой стороны способ понимания их соотношения и взаимосвязи в мотивационной сфере конкретного субъекта учения.

    Одними из форм появления мотивационного синдрома выступают познавательные и профессиональные мотивы. Они являются относительно независимыми составляющими единого, более широкого общего - мотивационного синдрома учебной деятельности, отражающего динамику взаимных трансформаций этих мотивов. Содержательное отличие профессионального мотивационного синдрома от познавательного заключено в выраженности ведущих мотивов профессиональных и познавательных соответственно.

    Необходимо изучать мотивированную сферу современных студентов. Профессиональный мотив напрямую связан с выбором профессии. Мотив достижения успехов нужно всячески развивать, культивировать потребность в достижениях, поскольку это способствует состоянию удовлетворенности учением в ВУЗе, облегчает обучение, повышает эффективность в плане уменьшения затрат времени на достижение учебных целей. Потребность в общении, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятельность студентов, - либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением. Познавательная потребность оказывает влияние на удовлетворенность учебой в ВУЗе, на повышение успеваемости.


















    3. Психологические трудности студентов в ходе обучения в вузе


    Обучение студентов в высших учебных заведениях является процессом повышенной эмоциональной напряженности. В вузе предпочтение отдается активными формами и методами учебной работы, которые позволяют не только обеспечивать хороший уровень усвоения знаний и формирования умений учащихся, но и создают условия для личностного развития. Обучение в вузе предполагает увеличение сложности и объема учебного материала, учебников полностью соответствующих программе, как правило, нет. Для подготовки к занятиям студентам приходится прибегать к использованию разных источников, основное значение приобретают поиск, переработка и понимание информации. Знания даются чаще в «проблемной» ситуации и носят методический и методологический характер. Повседневный контроль и систематическая оценка со стороны преподавателей почти отсутствуют. Основное значение приобретают самоконтроль и самооценка. Большая роль отводится самостоятельной работе студентов, которая не сводится как раньше к выполнению домашних заданий, состоящих из упражнений аналогичных решаемым ранее с педагогом, а предполагает, что значительная часть учебного материала будет освоена студентами самостоятельно. Первокурсникам, например, не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой.

    Слободчиков И.М. из спектра проблем адаптации студентов к вузу выделяет, во-первых, проблему нахождения собственной ниши в новом коллективе и ситуацию взаимодействия с членами новой группы; во-вторых, изменение привычного режима функционирования; в-третьих, большие изменения связаны с перестройкой эмоциональных ощущений в рамках нового статуса, приобретением новых ролей. Однако, он обращает внимание на то, что труднее всего у студентов проходит адаптация к новым формам и методам работы (дидактическая адаптация). В частности многие из них не умеют вести лекционные записи, не имеют навыков самостоятельной работы с первоисточниками. Постепенно так называемый лекционный синдром уходит, но появляются другие отсутствие навыков самообразования, творческого подхода к изучаемым дисциплинам. Слободчиков И.М. отмечает, что трудности не ограничиваются списком внешних проблем. Некоторые студенты не успешны, так как их личностные особенности могут создавать им дополнительные внутренние трудности. Слободчиков И.М. указывает на необходимость для успешной адаптации таких качеств как умение вступать в межличностные отношения, а следовательно, завязывать знакомства, идти на компромисс.

    Крайник В. отмечает, что источником трудностей являются неадекватные представления об учебе. Процесс обучения в высшей школе видится достаточно простым и не слишком утомительным занятием. Реальность же состоит в том, что обучение в вузе это постоянный, упорный, а порой и изнурительный труд.

    Буланова-Топоркова М.В. также указывает на дидактические трудности в процессе адаптации студентов. Поступая в вуз первокурсники попадают в совершенно новую для них обстановку совершенно отличную от прежних условий обучения: не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. Лекции, лекции, лекции, затем семинары, к которым оказывается тоже можно не всегда готовиться. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношение к учебе. Расплата наступает на сессии.

    Буланова-Топоркова М.В. акцентирует внимание на том, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями не потому что получили слабую подготовку, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к обучению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.

    Мелекесов Г.А., Сыромицкая И.А. в своем исследовании приходят к сходным выводам. Они также выяснили, что основные трудности студентов связаны с недостаточной подготовкой к выполнению самостоятельной работы, в частности при подготовке к семинарам и практическим занятиям; неумением одновременно слушать и записывать лекции; неумением конспектировать первоисточники, составлять тезисы и аннотации, рецензировать статьи.

    Среди трудностей адаптации студентов часто наряду с учебными трудностями выделяют трудности и проблемы бытового плана. Эти трудности особенно остро встают у студентов, которые приехали учиться из дома в другой город. Вначале процесс отъезда из-под опеки родителей вызывает эйфорию. Однако вскоре бытовые проблемы начинают серьезно осложнять жизнь. Помимо учебы студенту нужно полностью обслуживать себя. Тут и начинается бремя испытаний. Оно включает в себя и подсчет денег, и первые утомительные стирки, и первые муки на кухне. Да и впечатления от общежития нередко выражаются первокурсниками в самых крайних оценках: транс, стресс, шок.

    Наряду с профессиональной (учебной) адаптацией традиционно выделяют и социально-психологическую, подразумевающую нахождение своего места в группе, принятие новой роли, налаживание общения с большим количеством людей.

    В новой среде изменяется круг общения, по-новому происходит ролевое распределение, студенту приходится самостоятельно «отстаивать» свое положение, самоутверждаться в новом коллективе. Следовательно, адаптация это процесс вхождения новичка в студенческий коллектив, и активное, нормальное функционирование в нем.

    Наблюдаются трудности и в адаптации к вузовской системе взаимоотношений с преподавателями. Педагоги вуза выстраивают процесс общения со студентами «на равных» как со взрослыми, самостоятельными людьми, с определенными жизненными целями, взглядами, мнениями. Привычные опека и повседневный контроль практически отсутствуют Студенты, первоначально отрицательно воспринимают такое общение преподавателей, характеризуя их как чопорных, черствых, отстраненных, высокомерных, не серьезно относящихся к студентам и их проблемам.

    Итак, анализируя процесс адаптации к вузу в качестве первостепенных можно выделить трудности адаптации к процессу обучения в вузе. Также выделяется группа бытовых трудностей и группа трудностей в организации общения.

    На наш взгляд, основными психологическими проблемами студентов при обучении в высших учебных заведениях могут является следующие:

    1. проблемы в учебной деятельности,
    2. проблемы во взаимодействии с преподавателями,
    3. материальные трудности, бытовые проблемы (особенно у студентов, проживающих вне дома).

    Относительно включения в учебную деятельность студенты могут испытывать трудности в:

    1. наличии незначительных трудностей по отдельным предметам,
    2. большом напряжении студентов,
    3. значительных трудностях по всем предметам.

    Основная причина проблем в учебной деятельности на наш взгляд, может быть связана с недостаточностью школьной подготовки, в частности, в дефиците знаний по отдельным предметам или даже по всем предметам.

    В целом, на наш взгляд, для успешной психологической адаптации студентов в свете нового компетентностного подхода к обучению в вузе, включающего требование интеграции личностных, организационно-деятельностных и социально-коммуникативных качеств студента необходимо решение системы последовательных и взаимосвязанных мер, это: регулярное выявление трудностей и проблем первокурсников и особенностей «вхождения» каждого из обучающихся в студенческую жизнь. Решение данной проблемы обуславливает поиск и нахождение новых эффективных механизмов восприятия студентами научных знаний с активизацией их мышления.

    Значительно возрастает роль педагогического управления процессом адаптации студентов кураторов учебных групп и преподавателей, работающих с первокурсниками. В целях оптимизации учебно-воспитательного процесса студентов-первокурсников, они призваны вести учет индивидуальных особенностей обучающихся. Изучение психологии личности студента, способности, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания и т.д. Это позволяет изыскать возможность для дальнейшего развития их общих и специальных способностей.








    Заключение

    Поступление в вуз и обучение в нем сопровождается включением вчерашних выпускников школ в новую для них культурно-образовательную среду, что является пусковым механизмом процесса адаптации. Успешность адаптации предполагает актуализацию резервных возможностей обучающихся и их готовность к преодолению различного рода трудностей, возникающих в процессе обучения. В психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности, различать виды: адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.); адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций); адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).

    Адаптация это процесс активной плодотворной деятельности и необходимое условие для успешного функционирования индивида в том или ином социальном пространстве. Адаптация обучающихся в системе высшего профессионального образования это многосторонний, динамический, сложный и многоуровневый процесс преобразования потребностно-мотивационной сферы студента, комплекса имеющихся знаний и умений, навыков и привычек в соответствии с новыми образовательными задачами, функциями, целями, перспективами и условиями их успешной реализации.

    Проблема адаптации студентов в вузе особенно актуальна в настоящее время в связи с высоким уровнем миграции населения, в результате которой, например, в российских вузах получают образование молодые люди из постсоветских, а также автономных республик, для которых русский язык не является родным; для таких студентов новыми являются и характер общения, и культура отношений. Выпускники сельских школ, привыкшие к иному, чем в городе, укладу жизни также испытывают трудности в адаптации к новой для себя среде и к условиям обучения в вузе. В этой же ситуации оказываются молодые люди, которые еще в школе испытывали трудности при обучении и поступили в вуз по контракту. Трудности адаптации могут обусловливаться и индивидуально-типологическими особенностями студентов.

    Итак, анализируя процесс адаптации к вузу в качестве первостепенных можно выделить трудности адаптации к процессу обучения в вузе. Также выделяется группа бытовых трудностей и группа трудностей в организации общения.

    На наш взгляд, основными психологическими проблемами студентов при обучении в высших учебных заведениях могут является следующие:

    1. проблемы в учебной деятельности,
    2. проблемы во взаимодействии с преподавателями,
    3. материальные трудности, бытовые проблемы (особенно у студентов, проживающих вне дома).

    Наблюдаются трудности и в адаптации к вузовской системе взаимоотношений с преподавателями. Педагоги вуза выстраивают процесс общения со студентами «на равных» как со взрослыми, самостоятельными людьми, с определенными жизненными целями, взглядами, мнениями.

    Изучение психологии личности студента, способности, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания и т.д. Это позволяет изыскать возможность для дальнейшего развития их общих и специальных способностей.
















    Список литературы

    1. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2014. - № 24. - С. 8-14.
    2. Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2013. - № 2. - С. 366-368.
    3. Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. - 2016. - № 3-2. - С. 99-103.
    4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2015. 368 с.
    5. Афонина Т.Н., Уварова В.И. и др. Социально психологическая и профессиональная адаптация студен тов вузов Центрального региона России. Орел: ГАУ,2011. 197 с.
    6. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс, 2014. - № 9. С. 79.
    7. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2013. 210 с.
    8. Лахтин А.Ю. Игровая технология как средство социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / Н.С. Козлов, А.Ю. Лахтин // Мир науки, культуры, образования. - 2013. № 6(25). Ч. 1. С. 189 194.
    9. Монахова Л.Ю. Адаптация студентов к процессу обучения в высшей школе // Современные адаптивные системы образования взрослых. СПб.: Институт образования взрослых. - 2012. C. 126-130.
    10. Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 22 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Психологические трудности студов в училище ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.