Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Речь - 2

  • Вид работы:
    Другое по теме: Речь - 2
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    17.06.2018 6:50:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение……………………………………………………………………….3

    Глава 1. Теоретические аспекты организации развития речи детей дошкольного возраста вразновозрастной группе………….………………4

    1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………4

    1.2 Специфика организации развития речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.......................................................................................13

    Вывод по 1 главе……………………………………………………………….20

    Список литературы……………………………………………………………..21
















    Введение

    Речевое развитие является одним из главных компонентов готовности детей к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном развитии. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

    Сформированная в России в течение многих десятилетий системадошкольного образованияв настоящее время претерпевает серьёзные изменения. В последние годы во всех регионах Российской Федерации в связи с недостатком мест в дошкольных образовательных учреждениях всех типов увеличилось число разновозрастных групп в учреждениях с одновозрастным составом детей.

    В соответствии ФГОС дошкольного образования сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которым позволит сделать эффективным процесс обучения и воспитания[15]. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте, этим и объясняется актуальность исследования.

    Проблема развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста разрабатывается в таких направлениях личностно-ориентированного образования, как диалоговое обучение (Ш.А. Амонашвили, З.Г. Кисарчук, С.Ю. Курганов и др.), учебное сотрудничество (Х.И. Лийметс, Л.И. Новикова, Г.А. Цукерман и др.), игровое взаимодействие.

    Как показал анализ, к настоящему времени накоплен научный фонд характеризующий в той или иной степени закономерности развития речи личности. Вместе с тем остаются недостаточно разработанными особенности развития речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.

    Проблема исследования: как организовать развитие речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе?

    Цель исследования теоретически обосновать особенности организации развития речи в разновозрастной группе.

    Объект исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования организация развития речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.

    Задачи:

    1. Раскрыть психолого-педагогические особенности развития речи детей дошкольного возраста.
    2. Выявить специфику организации развития речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

    Методы исследования: анализ литературных источников; наблюдение; сравнительный анализ.








    Глава 1. Теоретические аспекты организации развития речи детей дошкольного возраста вразновозрастной группе.

    1.1 Психолого-педагогические особенности развития речи детей дошкольного возраста

    Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка [15]. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

    Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

    Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С. Выготский, А.Р. Лурия показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. Выготский Л.С. доказал, что значение детских слов не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка [3]. Речевое развитие заключается не только в обогащении словаря и не только в усложнении грамматических конструкций, но прежде в развитии значения самих слов.

    Ранее детство это сензитивный период для интенсивного развития речи, которое осуществляется в двух формах: импрессивной и экспрессивной. Импрессивная речь это процесс восприятия звучащей речи и понимания ее смысла. Экспессивная соотносится с процессом воспроизводства устной речи. Ребенок раннего возраста продвигается в освоении этих двух форм речи, делая заметные успехи в говорении. Обе эти формы в своем развитии взаимно определяют друг друга, несмотря на относительно независимую динамику.

    Чем больше родители разговаривают с ребенком, тем лучше он воспринимает тот речевой опыт, который они передают ему. Замечено, что правильно интонированная, эмоционально насыщенная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие правильной речи ребенка.

    Исследователи фиксируют качественный скачок в развитии речи ребенка в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Показатели речевого развития детей, характерные для этого возрастного этапа, действительно значительны.

    Качественно меняется соотношение между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его "двигательным ответам" (малыш показывает нужный предмет, приносит названную взрослым игрушку и т. п.), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей его деятельностью, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

    Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Если у ребенка 2 лет он составляет примерно 300 слов, то к трем годам достигает уже 10001200 и более слов. На четвертом году словарь пополняется значительно медленнее и равномернее.

    На третьем году жизни дети часто используют глаголы. Активное употребление глаголов связано с совершенствованием умения общаться (дети начинают согласовывать друг с другом свои действия в игре). Кроме того, у ребенка формируется умение сопровождать речью свои действия. После 2 лет 6 месяцев в активном словаре возрастает количество прилагательных и наречий; широко представлены местоимения (личные и притяжательные). Все это помогает малышу словесно оформлять свои впечатления, делать простые обобщения, умозаключения.

    На разных этапах дошкольного возраста заметны различия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (количество самостоятельных высказываний ребенка за 30 минут игры) составляет 2528 слов у детей 2 лет 2 лет 6 месяцев, 7080 слов у детей 2 лет 6 месяцев 3 лет, 110115 слов у детей 3 лет 3 лет 6 месяцев[8]

    На третьем году жизни ребенка начинается важнейший этап освоения родного языка овладение его грамматической структурой. Ученый-лингвист А. Гвоздев подчеркивал, что этот процесс особенно бурно протекает во второй половине третьего года жизни. Данные исследований свидетельствуют, что возраст 34 года, открывающий третий период формирования грамматического строя речи (по А. Гвоздеву), весьма незначительно отличается от возраста 2 лет 6 месяцев 3 лет.

    Во втором полугодии третьего года жизни дети активно осваивают служебные слова (союзы и предлоги), необходимые для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные предложения, количество которых на протяжении четвертого года жизни существенно не меняется.

    С.Ю.Мещерякова, Н.Н.Авдеева выделяют следующие особенности развития речи детей дошкольного возраста - от 3-х до 5 лет [8].

    К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

    В это время у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение, а понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

    На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

    В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, дети овладевают связной речью. После 3 лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

    Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.

    На 5-м году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

    Итак, к пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.

    Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

    В старшем дошкольном возрасте у детей на этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать [11]. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000 - 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года жизни ребенок более тонко дифференцирует обобщающие существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк - это дикие звери, а корова, лошадь, кошка - домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь [11].

    Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем овладения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова.

    Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец. У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением они начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.

    Пятилетний ребенок имеет достаточно развитой фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов на определенные звуки, выполнить другие более сложные задания. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух.

    Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно четко дифференцируют. Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети и с этим вполне хорошо справляются.

    Итак, к концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания [9].

    На седьмом году жизни в количественном и качественном отношении словарь ребенка "достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. В активном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов (машина легковая и грузовая, а не просто машина; одежда, обувь зимняя и летняя).Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом некоторые действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось)". Расширяется многозначность употребления слов (чистая рубашка, чистый воздух), ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова) , которые бы более точно отражали качество, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно, подобрать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый, как снег), все чаще и чаще пользуется сложными предложениями, включает причастные и деепричастные обороты, Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает состояние культуры речи взрослых, умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

    На седьмом году жизни речь ребенка становился все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и представить события, которые могли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы могли развиваться события малышу. Г.А.Любина отмечает, что произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения, пользуется интонационными средствами выразительности [6].

    В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.

    Таким образом, в данном параграфе нами были рассмотрены психолого-педагогические особенности развития речи детей дошкольного возраста. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. В дошкольном возрасте в процессе активного освоения речи развивается словесная память; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.














    1.2 Специфика организации развития речи детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

    В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Такие группы могут появляться в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Разновозрастные группы могут существовать как на постоянной основе, так и временно, например, в летний период. Опрос педагогов и родителей, имеющих непосредственное отношение к таким группам, позволяет выделить два типа отношений: позитивные и негативные. Позитивное отношение можно отнести к высказываниям: «старшие учатся быть внимательнее к младшим, помогать им», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». Негативные: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших». Анализ подобных высказываний показывает, что полярность мнений о разновозрастных группах обуславливают те межличностные отношения, которые складываются между старшими и младшими детьми в группе. Значимость данной проблемы, контрастирует с ее недостаточно изученностью. В то же время число разновозрастных групп в детских садах в последние годы неуклонно возрастает. Известно, что дошкольный возраст является периодом первоначального складывания личности и первый опыт отношений с другими детьми во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшего коммуникативного развития. В этой связи чрезвычайно важно понять специфику детских отношений в разновозрастной группе и выявить те факторы, которые способствуют или препятствуют становлению позитивных, просоциальных форм поведения.

    Особенностью взаимодействия в разновозрастных группах является то, что в процессе развития речи и общения принимают участие, как младшие, так и старшие дети. В разновозрастной группе младший ребёнок сразу погружается в новую среду общения. Он, много не понимая,но постоянно общаясь, соприкасается сновыми формами общения. Мотив, не потому что так говорит воспитатель, а потому в поле его зрения реальный образец для подражания старших детей. По мере взросления постепенно осваивает и присваивает. В старшем возрасте самостоятельно осмысленно используют необходимые формы общения, в зависимости от ситуации.

    В образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения должны быть взаимодействованы дети разного возраста. Межгрупповое взаимодействие обеспечивается прохождением соответствующих уровней и интегрирует их.

    Методика речевого развития дошкольников в разновозрастной группе в целом будет традиционная. В таких группах обучение осуществляется по трем типам занятий: общегрупповые (фронтальные), групповые (подгруппы по одному возрасту) и индивидуальные. Наибольшую сложность для воспитателя представляет не только планирование, проведение общегруппового (фронтального) занятия, так как содержание, методические приемы, дидактический материал необходимо готовить для каждой возрастной группы. Поэтому эффективнее взять для работы общую для всех возрастов тему. Но продолжительность работы с детьми и уровень заданий будут различны.

    Варианты проведения фронтального занятия:
    1. Сначала занимается одна возрастная подгруппа и решаются специфические для данного возраста задачи, затем включается другая по возрасту подгруппа и решаются общие для всех детей задачи.
    Например, занятие по ЗКР. Звуки Р-Л. Задача для 4 летних формировать умение четко и правильно произносить звуки, различать на слух слова с ними; для 6-летних определять место звука в слове, упражнять в подборе слов с данными звуками. В конце использовать для всех игру.
    2. Или занимается вся группа, затем младшие уходят играть, старшие продолжают заниматься. Например, работа со сказкой. Педагог спрашивает о том, какие сказки дети помнят, могут ли назвать, какие среди них любимые. Рассказывает или читает новую. Отпускает играть младших. Со старшими работает по содержанию сказки, речевым задачам, инсценирует отдельные моменты.
    3. Возможна и такая организация занятия, когда дети выполняют специфические для каждого возраста учебные задания. Например, рассказ по картине. Задача для детей 4 лет формировать умение составлять рассказ из 2-3 предложений; для 6-летних формировать умение составлять развернутый рассказ, при описании указывать место и время действия, используя различные типы предложений, продолжать учить выделять звуки в словах. На таких занятиях практикуется дифференцированная постановка заданий: «Сейчас будут говорить только старшие, а малыши послушают».
    Или 5-летние дети отгадывают загадки об овощах, 6-летние заняты самостоятельным придумыванием загадок на ту же тему, а младшие в это время раскрашивают овощи в книжке-раскраске.
    По эффективности и результативности проведение фронтальных занятий по развитию речи в разновозрастных группах имеет отрицательные и положительные моменты.
    Отрицательные моменты:
    а) затрудняется решение тех речевых задач, которые являются конкретными для каждого возраста. Следует напомнить, что основные задачи обучения родному языку, общепринятые в дошкольном образовании (воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи) решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе содержание речевой работы постепенно усложняется, меняются и методы обучения;
    б) младшие дети в основном включены в процесс восприятия готовых знаний, а все задачи за них охотно решают старшие;
    в) педагог вынужден снижать верхний предел заданий, усреднять, делать доступными для понимания малышей.
    Но есть и положительные моменты:
    а) особенно ценным является межвозрастное взаимодействие дошкольников, позволяющее использовать принцип взаимообучения. Это дает больший эффект, чем прямое влияние педагога. Но важно, чтобы старшие владели тем учебным содержанием, которое будут передавать младшим, и чтобы оно было доступным последним;

    б) можно использовать и такую форму организации взаимообучения при которой дети объединяются в пары, происходит прямое взаимодействие;
    в) разновозрастный состав группы создает благоприятные условия для общения старших детей с младшими и является важнейшим фактором речевого развития. В совместной деятельности формируются новые формы и функции речи.
    Анализ существующей методической литературы, наблюдения за поведением и самочувствием детей разного возраста показали, что в младших разновозрастных группах возможны совместные однотемные занятия. Они предполагают разный характер заданий для дошкольников с разным уровнем речевого развития.

    Совместные занятия с детьми 24 лет необходимо сочетать с занятиями по возрастным подгруппам, а также с индивидуальными формами работы в свободное от занятий время.

    Совместные однотемные занятия проводят, как правило, раз в неделю. Их продолжительность не должна превышать 15 минут.

    Средняя продолжительность занятий с возрастными подгруппами 6-10 минут (зависит от количества детей в подгруппе и сложности учебной задачи). Такие занятия организуются в удобное для воспитателя время. На них формируют речевые умения, особенно важные для того или иного возрастного периода.

    Естественно, своевременное и полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий, которая предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного материала: подвижные игры с использованием стихотворных текстов, хороводные и дидактические игры, игры-драматизации и др. Игры проводятся с небольшим количеством детей разного возраста в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, перед полдником и т. д.).

    Один из важнейших факторов успешного овладения речью общение старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают маленьких по собственной инициативе.

    При каждом удобном случае следует предлагать кому-нибудь из старших детей проверить, как справился с заданием младший. При этом ребенок должен почувствовать уважение со стороны воспитателя, например: "Митя, если тебе не трудно и ты сейчас свободен, проверь, какие фрукты собрал Андрейка. Если он что-то напутал, не ворчи на него, а помоги исправить ошибки". Спустя какое-то время можно сказать: "Как дела? Спасибо тебе, Митя, за помощь!"

    Разнообразить общение с детьми помогают стихотворения, народные песенки и потешки, прочитанные к месту и ко времени. (В планах НОДов даны стихотворения, которые сделают общение с детьми содержательнее в тот или иной отрезок времени: при умывании, приеме пищи, в процессе игры, на прогулке.)

    За завтраком (полдником) можно напомнить малышам потешку "Травка-муравка", на прогулке под текст соответствующей потешки попросить детей показать, как шагают большие ноги(то-о-о-п, то-о-о-п)и бегут маленькие ножки(топ, топ, топ).Потешка "Ладушки, ладушки…" помогает воспитателю завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала их, чем угощала.

    Приведем еще несколько примеров того, как можно использовать стихотворения в ходе общения с детьми.

    Воспитатель наблюдает за играющими детьми. Затем говорит: "Ой, ребята, что-то Ванечку не вижу. Не украл ли его кто?" Дети смеются, говорят, что Ванечка здесь. "Подойди ко мне, дружок, обращается воспитатель к мальчику. Где же ты был?" Выслушав ответ, педагог обнимает ребенка и декламирует стихотворение Н. Пикулевой "Лисий хвостик":

    Лисий хвостик

    Бегал в гости.

    Мосточком бежал,

    Листочком дрожал.

    Вернулся назад -

    И рад!

    Воспитатель отпускает от себя малыша, но остальные, уже поняв, что им предложена игра, то прячутся от педагога, то подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

    Воспитатель баюкает куклу. Возле него собираются малыши. Воспитатель читает стихотворение В. Берестова "Больная кукла":

    Тихо. Тихо. Тишина.

    Кукла бедная больна.

    Кукла бедная больна.

    Просит музыки она.

    Спойте, что ей нравится,

    И она поправится.

    В старших разновозрастных группах чаще всего воспитываются дети смежных возрастов с четырех до семи лет. Существуют группы и с контрастным возрастным подбором детей, например третий и пятый год жизни, пятый и седьмой, но их немного. Во всех случаях педагог организует работу, ориентируясь на программы для двух или трех возрастных групп. Научные исследования показали, что однотемные НОДы в разновозрастных группах наиболее целесообразны и эффективны. Они занятия дают воспитателю возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения. Такая организация НОДов помогает воспитателю осуществлять и полноценную индивидуальную работу с детьми. Однотемные занятия позволяют воспитателю в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников. На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети пяти лет проверяют, как их четырехлетние товарищи выполнили задание на определение наличия звука в словах названиях предметов.

    Таким образом, в данном параграфе нами была рассмотрена специфика организации развития речи детей дошкольного возраста в разновозрастной. показали, что в младших разновозрастных группах возможны совместные однотемные занятия. Они предполагают разный характер заданий для дошкольников с разным уровнем речевого развития. Совместные занятия с детьми 24 лет необходимо сочетать с занятиями по возрастным подгруппам, а также с индивидуальными формами работы в свободное от занятий время.








    Вывод по 1 главе

    Таким образом, в данной главе нами были рассмотрены теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста вигровой деятельности. Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

    В образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения должны быть взаимодействованы дети разного возраста. Межгрупповое взаимодействие обеспечивается прохождением соответствующих уровней и интегрирует их. Один из важнейших факторов успешного овладения речью общение старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе дети старшего дошкольного возраста, подражая педагогу, обучают маленьких по собственной инициативе.














    Список литературы

    1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. [Текст] / Арушанова А.Г. М.: Просвещение, 2001. - 285 с.

    2.Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. [Текст] / Бодалев А.А. и др. СПб.: Изд-во "Речь", 2011. - 440 с.

    3.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст] / Выготский Л.С. М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

    4.Ермолаева М.В. Психология развития. [Текст] / Ермолаева М.В. М.: Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2009. - 376 с.

    5.Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учеб.пособие. [Текст] / Каменская В.Г. М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2005.- 208 с.

    6.Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.Н.Карпова, З.И.Труве. Ростов-на-Дону, 2007. - 288 с.

    7.Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: Пособие для педагогов дошк. учреждений. [Текст] / Любина Г.А. М.: Народная асвета, 1999. - 180 с.

    8.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / Лямина Г.М. М.: АРКТИ, 2005. - 252 с.

    9.Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и младенец. У истоков общения. [Текст] / Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. М.: Педагогика, 1998. - 224 с.

    10.Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи./ В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ф. А. Сохина.- М.: Мозаика-синтез, 2009.- С 152-167

    11.Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.

    12.Нагорнова А.Ю. (ред.) Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. - ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск : УлГУ, 2012. - 344 с.

    13.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. [Текст] / Палагина Н.Н. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.

    14.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития: лекции. [Текст] / Ушакова О.С.. М.: Педагогический университет Первое сентября 2010. - 68 c.

    15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ свободный. (Дата обращения 13.03.2017).

    16.Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / Федоренко Л.П. М., Просвещение, 2007. - 320 с.

    17.Энциклопедия воспитания и развития дошкольника [Текст] / Н.В.Новоторцева, Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева, Н.В. Клюева и др. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2011 - 480 с.







Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Речь - 2 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.