Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Секты

  • Вид работы:
    Другое по теме: Секты
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    08.07.2016 22:50:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:



























    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение………………………………………………………………………… 3

    Глава 1. Секта: понятие и ее особенности…………………………………….6

    1. Секта как религиоведческое понятие…………………………………...6
    2. Государственная политика по отношению к сектантству в дореволюционной России в начале ХХ века…………………………..10

    Глава 2. Деятельность сект в дореволюционной России в начале ХХ века…15

    2.1. Секта «Хлысты»……………………………………………………….…..15

    2.2. Секта духоборов и молокан ………………………………………….....…20

    Заключение………………………………………………………………………30

    Список использованных источников и литературы…………………………..32















    Введение

    Актуальность. В настоящее время мы можем наблюдать рост приверженцев не традиционных религиозных групп, которые, которые в литературе и общественном сознании получили наименование новых религиозных движений или деструктивных сект. Согласно данным, приведенным зампредом комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Елены Мизулиной, в настоящее время на территории Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 500 таких религиозных групп. Эти группы ведут крайне интенсивную деятельность и оказывают заметное влияние на идеологическую жизнь страны и ее регионов. Взаимоотношение государства и деятельности сект на протяжении истории носило противоречивый характер. одной из важных проблем российской историипореформенногопериода является история взаимоотношений государства с неофициальными религиозными движениями; попадавшими в то время под категорию сектантства. Характерное для настоящего времени возрастание количества религиозных объединений и усиление их роли невольно сказывается на характере их отношений с государством. В связи с этим возникает необходимость изучения российского опыта разрешения «религиозного вопроса», осмысления достоинств и недостатков различных принципов взаимоотношений государства с религиозными организациями.

    Для современного периода отечественной историографии, посвященной российскому «сектантству», характерно отсутствие, с одной стороны, свойственной советскому времени единообразной методологии, с другой стороны - нескольких ясно определенных подходов, что было свойственно дореволюционной эпохе. В исследованиях И.М.Добротворского, Н.И.Барсова, К.В.Кутенкова, И.Г.Айвазова, Д.И.Скворцова, Т.И.Бутхевича и др. отмечается об особом развитии сект в России и их существовании в границах Российского государства.

    Однако существует противоречие между масштабными исследованиями развития сект в России и распространением данных объединений на современном этапе развития государства. Это позволяет говорить о проблеме исследования: развитие сект в России с 1904 по 1917 годы.

    Цель исследования: изучить особенности развития сект в России в период с 1904 по 1917 годы.

    Объект исследования: процесс развития сектантства в дореволюционной России.

    Объект исследования: сектантство, как исторический факт России.

    Задачи исследования:

    -изучить понятие «секта» как религиоведческое понятие и ее специфику;

    -рассмотреть вопрос о государственной политики по отношению к сектантству в дореволюционной России ХХ в.

    -изучить основы российского законодательства по отношению к сектантству в начале ХХ в.

    -изучить деятельность духоборов, молокан, секты «Хлысты» в изучаемый промежуток времени

    Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс развития сект в дореволюционной России имел глубокие корни в образе жизни и существовании русского народа.

    В процессе исследования были применены методы научного исследования:

    - теоретические: анализ, синтез, обобщение.

    - эмпирические сравнение.

    Практическая значимость работы исследования: материалы данной работы могут быть использованы при организации учебного процесса и лекций при изучении истории и религии России, дореволюционной России.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.





















    Глава 1. Секта: понятие и ее особенности

    1.1.Секта как религиоведческое понятие


    История развития основных понятий, характеризующих нетрадиционную религиозность, представляет интерес не столько из-за тех результатов, к которым она привела в настоящее время, сколько из-за множества теорий, которые она в свое время породила. Родоначальником академического изучения сект считается социолог Макс Вебер. В 1905 г. ученый разработал первую парадигму «церковь-секта», за рамки которой до начала 60-х гг. ХХ в. социология религии не выходила. Вебер видит в секте прежде всего небольшое свободное объединение добровольно вошедших в него индивидов, поддерживающих высокий уровень взаимной сплоченности и нравственной дисциплины. Секту характеризуют, кроме этого, равные образования стали неотъемлемой частью конфессиональной палитры современного российского общества. Большую часть времени своего существования в пределах Российского государства (в досоветский и советский период) данные структуры как в обывательской, так и в научной среде обозначались в основном термином «секта». Причем этот термин не всегда использовался в негативной коннотации, а в научной среде применялся по причине отсутствия альтернативной терминологии.

    С начала 20 века предпринимаются попытки обобщить имеющийся опыт в противостоянии сектам, обозначить их природу, сравнить их с ранее бывшими в истории Церкви еретическими движениями и со святоотеческим подходом к ним. Число предложенных в литературе по данной проблеме понятий сектантства было очень серьезным. Это говорит о масштабах данной работы и ее насущности. В данном исследовании приведены некоторые из них.

    Начиная с 1908 г. Эрнст Трёльч развивает идеи Вебера, но говорит в отличие от него не о принципиальном противопоставлении понятий «секта» и «церковь», а скорее об их фактическом отличии друг от друга. Церковь понимается как мироутверждающая организация, стоящая на службе у государства и правящих классов общества и представляющая мирской порядок как средство достижения сверхмирских целей жизни. Секта полагается как мироотрицающая небольшая группа, связанная с низшими слоями общества и непосредственно ориентированная на сверхмирские цели. Согласно Трёльчу, можно при желании отказаться от самих терминов «церковь» и «секта», так как они оба представляют собой два вытекающих непосредственно из Евангелия и поэтому взаимосвязанных и одновременно отличающихся принципа духовной жизни, а именно институциональный, с претензиями на объективное дарование благодати по факту принадлежности к организации, и индивидуальный, с претензиями на субъективную реализацию духовных идеалов и личной ответственностью за их достижение. Впоследствии Трёльч добавляет понятие «мистики», под которым понимает непосредственные внутренние переживания бытия божественного, характеризуемые радикальным индивидуализмом, дистанцирующим этот тип от какого-либо социального оформления.

    Одним из первых, кто попробовал выстроить понятие секты, стал известный миссионер епископ Саратовский Алексий в 1902 году. В термин секта он вложил "общество, которое отделилось от господствующей Церкви потому, что оно (это общество) не нашло реализованными в ней идеалы своего спасения и святости". Введение в понятие выражения "господствующая церковь" указывает на терминологическую связь с протестантским церковно-государственным правом. Между тем в этом случае по сути эти определения разнятся. Если же под "господствующей церковью" подразумевать народную церковь, то стоит говорить и о частичной семантической зависимости данного понятия от протестантского богословия.

    По мнению, другого богослова К. Плотникова, приведенном в учебнике для духовных семинарий изданном в 1910 году: секта это “отделившееся от единства Православной Русской Церкви, её учения и обрядов религиозное общество, которое имеет свое особое учение, богослужение и устройство, совершенно отличное от православного, и живет отдельною, самостоятельною жизнью, стараясь осуществить в своей замкнутой среде свои религиозные идеалы”.

    Характерно, что все определения новых сект в русской богословской литературе начала XX века стремились соединить в себе следующие характеристики религиозного движения:

    1.указать на отличие их вероучения от церковного,

    2.показать особое духовно-нравственное состояние ее членов, отличное от сложившегося в “народной”, то есть Православной Церкви и

    3.выявить источник их происхождения.

    Д. Грацианский трактовал понятие секты как отступление от Церкви на моральной почве, которое доходило потом до догматических погрешностей. В таком понятии внимание обращается на нравственный фактор, как мотив отделения от Церкви. Между тем, это утверждение невозможно было применить ко всем сектам, потому что понимание морали у части сект не выходит за пределы евангельской.

    В советское время, Клибанов А. И. не дает стройного определения, однако описывает ряд черт, по которым можно отличить секту: характерна исключительность, нетерпимость друг к другу, соперничество, страстная полемичность, самоутверждение путем отрицания всего, находящегося вне принятого круга мысли и деятельности; секта порождается борьбой с религиозными институтами господствующего класса; как тип социальной общности религиозная секта противоположна церкви.

    По мнению Дворкина А.Л., слово «секта» обозначающее организацию, обозначает две возможные этимологии. Либо оно, по его мнению, оно происходит от латинского «secare» - отсекать (часть от целого), либо от латинского sequi «следовать» (за лидером, задающим самопроизвольное направление). Каждая из этих этимологии по своему раскрывает смысл понятия сектантства, первая подходит к сектам историческим, а вторая к тоталитарным.












    1.2.Государственная политика по отношению к сектантству в дореволюционной России в начале ХХ века

    В России пореформенного времени взаимоотношения государства с различными религиозными объединениями как и прежде выстраивались на конфессиональном принципе. Государство делало попытки выстроить эти объединения в какой-либо иерархический ряд, в зависимости от близости к официальной идеологии. У способа защиты единственно верного вероисповедания по отношению к терпимости к другим и подавления иных религиозных движений была в рассматриваемое время давняя традиция. Между тем, наравне с данной традицией имелся и воплощался абсолютно противоположный ей либеральный светский принцип государственно-религиозных взаимоотношений. Противостояние двух принципов вместе с неудачной попыткой их примирения - это отличительная особенность той эпохи. Противостояние это, несмотря на часть смягчения в вероисповедной политике, в общем же заканчивалось победой консервативного принципа.

    События Первой русской революции вынудили самодержавие серьезно скорректировать конфессиональный курс. 12 декабря 1904 года вышел указ императора Николая II «О предначертаниях государственного порядка», декларировавший необходимость изменения вероисповедальной политики в сторону ее либерализации. В этом указе подчеркивалось желание властей сменить дискриминационные ограничения в отношении религиозных меньшинств империи (за исключением так называемых изуверских сект) и в дальнейшем строить взаимоотношения с ними на основе принцип веротерпимости.

    Резкое обострение общественно-политической ситуации в стране начала революции 1905-1917 гг. заставило власть проводить более гибкую конфессиональную политику и прислушаться к многочисленным обращениям протестантов, католиков, поступавших в этот период в кабинет министров. 17 апреля 1905 года вышел указ «Об укреплении начал веротерпимости», юридически закрепивший смену курса в отношении религиозных меньшинств и представителей сект.

    Огромное значение имела статья 1 данного указа, отменявшая уголовную ответственность за переход из православия в иное христианское исповедание. Статья 8 разрешала сектантам строить культовые сооружения на тех же основаниях, что и другим христианам. Статья 9 касалась статуса духовных лиц, избираемых общинами сектантов.

    В отношении сектантов, новое Уложение 1903 года, по прежнему не делало никаких послаблений, любое распространение ими своего учения, особенно среди православного населения запрещалось, статья 90, прямо предусматривала ответственность за совращение православных: «Виновный впроизнесении или чтении, публично, проповеди, речи или сочинения или враспространении или публичном выставлении сочинения или изображения, возбуждающих кпереходу православных виное вероисповедание или врасколоучение или секту, если сии деяния учинены сцелью совращения православных…», таким образом, любой прозелитизм среди православного населения был запрещён. Как, ив Уложении 1845 года, вновом уложении, уголовная ответственность наступала не только за распространение вероучений раскольников исектантов среди православного населения, но иза сам факт принадлежности кнекоторым сектам, впервую очередь, ктем, вкоторых практиковалось членовредительство, статья 96, предусматривала ответственность ввиде ссылки на поселение вотдалённые специальные территории: «Виновный впринадлежности красколоучению или секте, соединенным сизуверным посягательством на жизнь свою или других, или соскоплением себя, или других, или сявно безнравственными действиями, наказывается: ссылкой на поселения вособо предназначенные для сих осужденных местности. Сему же наказанию подлежит виновный воскоплении самого себя по заблуждению фанатизма».

    В течение 1905 года Министерством внутренних дел было издано несколько циркуляров, адресованных местным органам управления, в которых были конкретизированы положения указа 17 апреля 1905 года. Так, 15 мая 1905 г. министр внутренних дел А.Г.Булыгин подписал циркуляр, разъяснявший ряд положения указа (к примеру, о порядке проведения сектантами и старообрядцами общественных богослужений). «В исполнение приведенной ст.6 Указа подведомственные вам полицейские чины не должны принимать впредь в отношении лиц, принадлежащих к упомянутым выше двум группам, никаких мер, стесняющих свободное отправление ими общественных богомолений, доколе эти последние не заключат в себе нарушения действующих и поныне постановлений, определяющих недозволенное публичное оказательство раскола», - отмечалось в циркуляре.
    В циркуляре МВД от 18 августа 1905 года регламентировался порядок перехода из православия в другое исповедание. В преамбуле к основной части циркуляра был заявлен достаточно либеральный подход к смене веры: «Относительно отпадения от православия надлежит принять во внимание, что указ 17 апреля 1905 года, уничтожая за этот поступок наказание, а равно и действующие до сего времени гражданские последствия, тем самым предоставляет каждому свободное избрание веры. Отсюда, установление какого-либо иную веру противоречило бы духу указа. Таким образом, дело сводится к установлению лишь известной регистрации переходов из православия в другие исповедания».
    Циркуляр 18 августа 1905 года устанавливал уведомительный порядок смены веры. Согласно п.1 циркуляра лица, желавшие перейти из православия в одно из инославных христианских исповеданий, должны были подать соответствующее заявление либо непосредственно местному губернатору, либо уездным административно-полицейским органам, которые передавали ходатайство руководству губернии. Губернатор после получения заявления незамедлительно информировал о нем руководство местной православной епархии, а затем, не позднее 1 месяца с момента получения ходатайства, направлял его на усмотрение местного инославного духовенства.

    Важное значение для развития сектантского движения в России имел указ Николая II от 17 октября 1906 г : «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов». В данном указе провозглашалось, что «отделившихся от православия сектантов предоставляется свободное исповедание их веры и отправление религиозных обрядов по правилам их вероучений, а также образование в порядке, настоящими правилами указанном, религиозных общин». Кроме того, было четко сформулировано само понятие «сектантская община»: «Сектантской общиной почитается общество последователей одного и того же вероучения, имеющие целью удовлетворение религиозных, нравственных, просветительных и благотворительных потребностей его членов, собирающихся для общей молитвы в молитвенном доме или ином предназначенном для сего помещении».

    Порядок учреждения и регистрации сектантских общин был прописан в ст. 7-12. Для создания общины требовалось письменное заявление в местное губернское (или областное) правление, подписанное не менее чем 50 лицами. В заявлении указывалось наименование религиозной организации, подлежащей регистрации, территория, на которой предполагалось ее деятельность, адрес молитвенного дома, а также фамилии и координаты заявителей. Губернское правление было обязано рассмотреть заявление в течение месяца его подачи и в случае положительного решения вносило общину в особый реестр, который велся правлением. После регистрации общины она получила следующие права: избирать наставников, приобретать необходимое недвижимое имущество и заключать различные гражданско-правовые договоры, открывать молитвенные дома, образовательные и богоугодные учреждения.

    Итак, в данной главе нами было охарактеризовано понятие секта и охарактеризована политика царского правительства к сектантам, которая носила либеральный характер, который нашел отражение в соответствующих нормативно-правовых документах.













    Глава 2. Деятельность сект в дореволюционной России в начале ХХ века

    2.1. Секта «Хлысты»

    Пореформенный период был временем больших изменений и идеологии, внутреннем устройстве, динамике роста и географии распространения христоверческого движения («хлысты»).

    Особенностью секты является самостоятельность ее общин кораблей. Во главе каждого корабля стоял свой лидер «Христос», который по своему трактовал учение и не был склонен делиться властью. Поэтому так разнятся вероучения отдельных кораблей. Однако есть и общие пункты, по которым можно определить принадлежность верующих к хлыстам. Прежде всего, это заповеди по преданию данные Данилой Филипповичем, воплощением Бога Отца на земле, в которых содержаться практические правила элементарной морали, вроде запрещения кражи, блуда, пьянства и предписания о дружбе, гостеприимстве и молитве. Хлысты считают, что появление Саваофа на земле произошло из-за нравственного упадка мира. «Учение о нравственности составляет главный средоточный пункт хлыстовства.». Они говорят, что «Христос есть только нравственный учитель и законодатель для своего времени.». Одной из оригинальных догм хлыстовской веры была идея множественного воплощения Христа и представление о доступности личного отождествления с Богом - человекобожие. «Единственной основной догмой, которой остаются верными хлысты нашего времени…это теория перевоплощения.» , - пишет Буткевич в начале XX века о современных ему сектантах. Таким образом, этот пункт веры был наиболее устойчивым, и остался неизменным, несмотря на множественные расслоения и изменения внутри секты.

    В 18701910 х годах из хлыстовства выделились и быстро развивались секты, с новыми; названиями (катасоновцы;. дурмановцы; воздыханцы, малеванцьъ и т.д.); имевшие большее- или меньшее сходство- с ранним: хлыстовством. Секта пополнялась за счет, «совращения» православных. При этом проблема численности хлыстов всегда стояла достаточно остро..В-1852 г. хлыстов и скопцов было около 65 тысяч ; в 1863 г. - 110»тысяч ..Поумеренным, подсчетам, адептов самого- традиционного толка в; начале XX века насчитывалось, около 100 тысяч человек; они жили рассеянно или компактными; поселениями на территорию 30 губерний.

    У верхов секты имелись социально-экономические и политические идеалы. В мае 1905 г. в Ростове-на-Дону руководители секты созван съезд, который должен был сплотить верхи секты вокруг определенной политической платформы, а также привести в систему религиозные начала секты. Свою социально-политическую программу руководители секты выразили более чем туманно, ограничиваясь пожеланиями «улучшения быта русского народа, а также и обновления и возрождения к лучшей жизни» всему человечеству. Весь смысл декларации «Отношение к государственному строю» вошел в принятый съездом «Катехихизис».

    Взяв курс на легальное самоопределение в качестве церковной организации, готовой сосуществовать с другими организациями подобного рода, в том числе и православной церковью, съезд принял «Краткий катехизис основных начал веры Новоизраильской общины».

    Манифест 17 октября исчерпывающе ответил понятиям верхушки секты о свободе, но она не была уверена в солидарности с ней рядовой массы этой секты. Эта неуверенность сказывается в следующих обращениях руководителя секты Лубкова : «Теперь прошу вас, всех последователей свободного Израиля, умейте использовать дарованную вам свободу; не употребляйте во зло и не смешайте с злыми и невежественными деяниями эту чистую и сладкую свободу».

    С манифестом 17 октября для верхов секты пришло время действий. Они сделали попытку поставить на широкие рельсы свое движение, став во главе всех христоверческих групп и завершив конструирование христововерие на началах буржуазной церковности. Через пять недель после опубликования манифеста разослано было «Воззвание Новоизраильской общины» ко всем «старейшим Израиля», в котором они приглашали собраться на съезд. Воззвание было адресовано всем деятелям этой секты.

    Съезд был задуман как объединительный «съезд делегатов разных вероучений и согласий израильских общин», как «первый всероссийский собор святого Израиля». Съезд рассмотрел вопрос о «современном положении в России». В принятой резолюции участники съезда «единогласно заявили», что они желают, чтобы все были свободны, обещанные с высоты престола были проведены в жизнь самим царем, который их обещал провести путем реформ и просвещения, но не мятежных движений и кровопролитием». Съезд постановил «не примыкать ни к какой партии или союзу».

    Подавляющее большинство секты осталось в стороне от революционных событий 1905-07 гг. Министерство внутренних дел в отношении обер-прокурору Синода от 16 августа 1907 года сообщало, что в Ставропольскойй губернии «новоявленные сектанты, по словам уездных исправников, ведут себя сдержанно, и в деятельности их не было замечено проявления вероучений, сопряженных с опасностью для общественной нравственности и спокойствия».

    Широкое распространение хлыстовства привело к появлению множества его местных разновидностей. Так в Воронежской и Симбирской губерниях хлысты были известны под названием богомолов, в Костромской губернии лядов, в Казанской кантовщиков и сладкоедцев, в Самарской монтанов, в Ставропольской, Екатеринославской и Херсонской губерниях шалопутови т. д.

    В итоге, с конца 19 века хлыстовство подвергается воздействию рационалистических сект, особенно молоканства и штундизма, стали проникать в его среду и толстовские идеи. После этого среди хлыстов стали образовываться новые ответвления: ново-хлыстовство, паниашковцы, телеши, марьяновцы, штундохлысты. Возникли и более мелкие нетипичные секты: дурмановщина в Самарской губернии, Еленушкина секта в Псковской губернии и др.

    Члены секты приходили на собрания в особой белой одежде. Мужчины в длинной белой рубахе до пят, с широкими рукавами. Эта рубаха называлась "раздельной", а также "мантие", "парусом" и "белою ризой". Женщины поверх рубахи надевали белый сарафан или белую юбку, а голову покрывали белым в крапинку платком. В правой руке участники моления держали зажженную свечу, а в левой белый платок, называвшийся "покровом" или "крылом архангела". Обувь обычно снимали.

    Моления хлыстов включали пение духовных песен, "радения", и пророчества. При этом собрания различались в зависимости от того, присутствовали на них посторонние люди или только сами сектанты.

    Собрания с участием посторонних состояли в благочестивых беседах, чтении Св. Писания, творений Св. Отцов и житий святых. Чтение обычно сопровождалось комментарием в аллегорическом ключе. Пелись псалмы, иногда народные песни. Глава общины давал наставление, как правило, о воздержании, целомудрии и суетности мирских удовольствий.

    Если в собрании участвовали только хлысты, то оно начиналось пением "духовных роспевцев" по большей части произведений самих хлыстовских "пророков". После этого начинались "радения" бегание по комнате и кружение до исступления. Радения могли быть нескольких видов:

    1. "Одиночное" быстрое и непродолжительное, оно имело подготовительное значение;
    2. "В схватку" мужчина с женщиной;
    3. "Стенкой" несколько человек рядом или в кругу, где каждый прыгал, в такт размахивая руками;
    4. "Корабельное" или "Давидово радение" один бегает за другим;
    5. "Круговое" или "хороводное" бегание по кругу;
    6. "В раскодку" или "крестное" становились парами накрест и перебегали в противоположные стороны;
    7. "Круговое" все кружатся отдельно, каждый вертится по солнцу на своем месте.

    В процессе кружений и беготни, участники радений доходили до полного исступления, впадали в транс, в итоге - у них начинались галлюцинации, бессвязное бормотание и т. п. Все это принимали за действие Св. Духа.

    Практика радений оправдывалась примером царя Давида, который "скакал и играл перед святым ковчегом". Радения, по учению хлыстов, имеют весьма важное значение. В них умерщвляются плотские страсти, и душа обращается к Богу все мысли и чувства человека устремляются к миру горнему. Радеющий всей душой желает "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", т. е. привлечь к себе благодать Св. Духа. Эта благодать, как во времена апостолов, изливается во время кружений на радеющих, и они начинают говорить "иными языки странные глаголы", которых и сами не могут понять. Эти "глаголы и суть пророчеств".

    Народная молва приписывала хлыстам "свальный грех" (групповой секс) в качестве "кульминации" радений. Некоторые православные полемисты также указывают, что в конце радений сектанты валятся в кучу, потом гасятся свечи, и начинается разврат. Впрочем, часть ученых считают, что это только фантазии недружественного хлыстам православного населения.

    В изучаемый промежуток времени в среднем на одну зарегистрированную общину секты приходилось 200 последователей. Зарегистрированные общины являлись кустовым объединением местных общин. Девять зарегистрированных общин располагали одним молитвенным домом с 40 постоянными помещениями для молитвенных собраний. Число общин этой секты с 1906 года не уменьшилось и к началу эмиграционного движения их имелось до 20 тысяч.


    2.2. Секта духоборов и молокане


    Секты духоборов и молокан принято рассматривать вместе. Дело в том, что схожи не только их учения, но так же и история их распространения и их отношения с властью и официальной церковью. Духовные и светские власти постоянно путали эти учения и издавали указы для обеих сект одновременно. Связано это было не только с некомпетентностью государственных служб, но и с невнятностью самого учения сектантов. Вот как его охарактеризовал Варадинов: «Везде была такая путаница во мнениях и понятиях, что из них нельзя было составить ничего целого. Что учение их было заносное, проникшее извне, а не образовавшееся в уме и настроении духа самих раскольников не подлежит ни малейшему сомнению».

    С начала ХХ века духоборчество составляло своего рода «старообрядничество» и сектантство. В его распоряжении оставались одни мертвы традиции «одежда и название».

    В Российской империи общины духовных христиан всех направлений и толков существовали на территории Восточной Украины, в Новороссии, на Дону, в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке. Секта духоборов, возникшая в середине XVIII в., состояла преимущественно из государственных крестьян, однодворцев и казаков. Частновладельческих крепостных среди духоборов было немного. Среди молокан преобладали государственные крестьяне, но было немало горожан ремесленников, кустарей, мелких торговцев. Последователи духовного христианства отвергали все уставы православия, догматическое богослужение, внешние церковные обряды, поклонение видимым вещественным проявлениям культа: иконам, крестам, мощам, отрицали храмы, монастыри и монашество, святых, а также все семь таинств (крещение, причащение, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство). При этом духоборы не придавали никакого значения Св. Писанию и на своих молениях пользовались существующей устно Животной книгой (псалмы, песни религиозного содержания), а то время как молокане считали Библию краеугольным камнем своего вероучения.

    Во второй половине ХIХ начале ХХ в. духовные христиане внесли большой вклад в освоение российского Дальнего Востока. Их трудами был распаханы десятки, сотни тысяч гектаров целины, построены мельницы, здания магазинов, жилых домов. В Благовещенске был возведен, наверное, единственный такой в России каменный молоканский молельный дом. Генерал-губернатор Восточной Сибири М.С. Корсаков отмечал, что сектанты «это самый здоровый и полезный элемент нашей области. Все они отличаются трудолюбием, трезвостью, предприимчивостью и сравнительною чистотой нравов. Главное занятие их за исключением молокан, живущих в городе, которые по преимуществу занимаются торговлей, сельское хозяйство, с каждым годом развивающееся благодаря их трудолюбию и энергии. Сектанты, как более предприимчивые и развитые сравнительно с окружающей их средой, всегда отзывчивы к мерам, служащим для поднятия и улучшения сельского хозяйства и служат отличным проводником для распространения в крестьянстве различных сельскохозяйственных машин». Об этом же писал Приамурский генералгубернатор С.М. Духовской: «Раскольническое население… в Забайкальской и Амурской областях держится довольно замкнуто в своих исторических рамках, отличается силой духа, трудолюбием, а главное трезвостью». В «Приложении к всеподданейшему отчету военного губернатора Амурской области за 19121913 гг.» отмечается, что сектанты духоборы, молокане и другие стали переселяться на Амур с 1862 г. Для них были характерны энергия, религиозный анатизм и хозяйственность. Амурский край привлекал их религиозной свободой, отсутствием рекрутчины и земельным простором .

    С начала ХХ века духоборство составляло своего рода «старообрядничество» в сектанстве. В его распоряжении оставались одни мертвы традиции «»одежда и название». Православный мисиионер писал : « Насколько секта духоборов отличается консерватизмом, видно из того,что высочайший манифест 17 апреля 1905 года не произвел на духоборов никакого впечатления и не вызвал среди них того усиленного подъема и оживления внутренней жизни, какое замечается ныне во всем сектанстве».

    После манифеста 17 апреля 1905 года в кругах духоборческой эмиграции возник вопрос о возможности возвращения на родину. Находившиеся вдалеке от событий политической жизни в России духоборы возлагали надежды на обещанные царским правительством свободы. С другой стороны, уже первые годы эмиграции принесли духоборам разочарование как в буржуазно-демократических свободах Канады, так и в сущности собственных религиозно-социальных идеалов.

    В конце 1906 года в Россию прибыла делегация духоборов, состоявшая из шести человек во главе с П.В.Веригиным.. Во время посещения Петербурга П.В.Веригин встречался со Солыпиным и другими министрами. По словам П.В.Веригина, «министр внутренних дел разговаривал по телефону о нашем приезде и духоборцах с императором. Император очень сожалеет, что произошло над духоборцами, и очень был бы рад, если духоборцы переселились обратно в Россию. Я спрашивал, может ли свободная земля. Правительство указало на Алтайский округ в Сибири». Более того, Столыпин обещал Веригину, в случае возвращения духоборов, освободить их от несения военной службы. Возвращение духоборов из Канады в Россию не состоялось. Напротив, из России в Канаду еще в конце 1905 года переселилось до 200 духоборов из Якутии, куда они были сосланы царским правительством между 1897-1900 гг.

    По мнению Клибанова, «молоканство - явилось формой религиозной идеологии, отвечающей интересам отчасти тех социальных элементов, которые стремились к положению самостоятельных товаропроизводителей, но, главным образом тех, которые, пройдя этот этап, уже утвердились в качестве представителей буржуазной формы хозяйства».

    Молокане крайне нетерпимо относились к Русской православной церкви, считая её составной частью бюрократического аппарата крепостнического государства. Все течения в молоканстве отрицали церковную иерархию и монашество. У них отсутствовал сам институт священнослужителей, но для управления общинами и для организации религиозной жизни избирались так называемые «пресвитеры». Это сильно сближало российских молокан с западными протестантами, в частности с английскими пуританами.

    Молокане отрицали поклонение иконам и святым, считая это нарушением заповедей десятословия. Они очень негативно относились к почитанию святых мощей, рассматривая это как откровенное святотатство. Наконец, молокане отвергали многие христианские таинства (за исключением донского толка, который ближе других был к православию).

    Религиозные воззрения, особое понимание своего места в жизни обусловили существование у молокан специфической трудовой этики, которая обеспечила более высокую производительность труда в их хозяйствах, зажиточность и преуспевание во всех делах, за которые они брались. Для молокан были характерны следующие особенности жизненного уклада, которые способствовали их продуктивной хозяйственной деятельности. В массе молокане не употребляли спиртного и не курили табак. Хотя, понятно, встречались и исключения пороки, как известно, обладают большой притягательной силой. При соответствующих случаях (чаще всего это были поминки) любителям крепких напитков в молоканской среде, а также приглашенным из православных наливали водку в самовары, которые ставили в сени или в комнату-боковушку. Это было проявлением лицемерия (Бог не видит), но формально требования молоканской веры не нарушались. Кроме того, дети в молоканских семьях не видели на столе горячительного, и у них не формировались алкогольные традиции и установки «обмывать» и хорошее, и плохое в жизни. В семьях молокан царил в основном добрый оптимистичный жизненный настрой. Молокане не любили скандалов, крика, проявлений невыдержанности и истерии в отношениях между близкими людьми, не одобряли бесполезную возню, суету, шум, глупые забавы и всякое баловство. Молокане избегали ругательств и нецензурной брани, считали это большим грехом. По мере сил соблюдали порядок дома и во дворе. Старались носить чистую опрятную одежду, удобную кожаную обувь (сапоги, ичиги). Молокане были почти поголовно грамотными, хорошее образование в их среде очень ценилось. Молокане считали догмой своего учения Св. Писание, поэтому самостоятельное изучение Библии всемерно поощрялось. Чтобы понимать религиозные тексты, дети молокан рано учились читать и писать. Одной из важнейших добродетелей молоканства было стремление к познанию. Это способствовало формированию молоканами новаторства, внесению в хозяйственную жизнь рационального начала, что отличало их от православных и других сект.

    В Благовещенске молокане составляли в конце ХIХ начале ХХ вв. преуспевающую группу среди мещан и купцов. Они вели в городе разные прибыльные дела мелкая и крупная торговля, мукомольное производство, сыроварение, огородничество, земледелие и скотоводство (на заимках близ города), извоз лошадьми и пароходами, лесозаготовки, банки и кредит, золотопромышленность, продажа лошадей и т.д. Молокане монополизировали ряд указанных отраслей городского хозяйства, но всему предпочитали торговлю. Так, 10-20 молокан контролировали в городе рынок мяса с годовым оборотом в миллион рублей.

    Благоприятные условия послужили стимулом для многих сектантов России, которые стали добровольно переселяться в Закавказье, где они расселялись с разрешения местной и краевой администрации. Особенно осуществлялось заселение Карсской области после ее присоединения в 1878 году к России, где уже к концу XIX и началу XX века численность русского населения составляла примерно 11000 человек, из коих 6500 - молокан и свыше 3000 - духоборцев.

    При всем том, что молоканство в царской России находилось в положении преследуемого течения, его зажиточная прослойка неизменно выступала с поддержкой внутренней и внешней политики царизма, открыто выражала свои верноподданнические чувства и отходила от утопий о полнейшем братстве, равенстве, создании "царства божьего" на земле и т.п.

    Характеристика тогдашнего настроения в молоканстве была изложена в донесении главноначальствующего гражданской частью на Кавказе Министру внутренних дел Сипягину в декабре 1901 года, который отмечал влияние толстовской пропаганды на определенную часть молокан, наличие среди последних "беспокойных" элементов и течений, как например прыгунов и других. В то же время он отмечал, что "... Сектанты, остающиеся верными старому молоканскому толку, отличаются корректностью и исполняют беспрекословно все правительственные распоряжения и требования, относясь даже критически к волнующейся части сектантского населения".

    О полном отходе верхушки молоканской общины оппозиционности царскому режиму свидетельствуют некоторые события. В 1914 году царь Николай II посетил Баку и Тифлис. В Тифлисе ему были представлены две молоканские депутации: одна из представителей городской общины во главе с М. Н. Пигаревым и другая от Воронцовки во главе с С.К. Жабиным. "Ваше императорское величество, - обращался к Николаю II С.К.Жабин,- ...под покровом вашего императорского величества и с мудрыми вашими правителями, мы живем осчастливленными в Закавказском крае". Он не преминул при этом вспомнить мудрых советников в лице наместника царя на Кавказе графа И.И.Воронцова-Дашкова и его помощников. Аналогичное приветствие выразил и М.И.Пигарев: "Мы, молокане, верные сыны твои, великий государь. Прими наше верноподданническое чувство и любовь к тебе, государь, в дни тяжелого испытания нашей родины".

    Религиозные руководители политики зажиточной прослойки секты. Они пытались держать молокан вне политики, пытаясь ввести ограничения в образовании и культуре, опасаясь чреватости непредвиденных их последствий, несущих угрозу строю сложившихся в секте отношений. Они проповедовали, внедряли и охраняли идеал патриархального молоканства, замкнутого в сфере религиозных традиций и подчинении старшим.

    Духовное и политическое отставание от требований времени, усиленное раздробленностью молоканских групп и общин, скоро оказало влияние на всю секту. Она стала разлагаться и численно уменьшаться. Консерватизм и нежелание признавать новшества не привлекали молодежь. Многие стали переходить к баптистам и евангелистам, которые более искусно и тонко обрабатывали умы верующих. Под знаком охранительных традиций и в целях придания нового импульса течению было задумано торжественно провести всероссийский съезд молокан, посвященный столетию официального признания секты в России, которое исполнялось в июле 1905 года. Таким образом, верхушка секты ("старцы"), датировали столетие своей секты не временем, когда начинал деятельность Семен Уклеин и молоканство понесло первые и обильные жертвы за свою оппозицию господствующему режиму и церкви, а 1805 годом - датой, когда секта была признана режимом. Это должно было быть более угодным правительству и еще раз подчеркивало верноподданнические чувства. "Старцы" готовили съезд, приглашая на него представителей секты, известных как своей религиозной деятельностью, так и богатством. Не были забыты и высокопоставленные чины администрации.

    К проведению съезда готовились и "прогрессивные молокане", осуждавшие патриархальность и замкнутость молокан и призывающие их к прогрессу и даже к участию в общественной жизни. Наиболее видным деятелем этого крыла, возглавлявший так называемое "прогрессивное движение" был Н.Ф.Кудинов. Он и его сторонники делали ставку на молодое поколение и выступали за обновление молоканства. Готовясь к предстоящему съезду, они намеревались вырвать у "старцев" первенство в руководстве движением, положить начало на съезде созданию духовного учебного заведения для пресвитеров и наставников, учредить общественные кассы на началах взаимопомощи, изыскать средства ко всеобщему образованию молокан, открыв повсеместно школы. В школах предлагалось обязательное преподавание "Закона божия", но по вероучению молокан, дабы потомство сохраняло веру, обычаи и его историю.

    Всероссийский съезд духовных христиан - молокан было решено созвать 20-23 июля 1905 года, о чем были направлены соответствующие приглашения молоканским общинам Центральной России, Северного Кавказа, Закавказья, Сибири и Дальнего Востока.

    Первоначально съезд намечалось провести в городе Тифлисе, но учитывая,

    что в это время года там стоит пыльная жаркая погода, место съезда перенесли в Воронцовку, где хорошие климатические условия сочетались, с обустроенностью и зажиточностью. Для проведения мероприятий были получены значительные пожертвования от единоверцев не только денежными, но и материальными средствами.

    Сборный пункт был назначен в Тифлисе, являвшимся крупным железнодорожным узлом Закавказья, откуда гости гужевым транспортом доставлялись к месту назначения. Во всех молоканских общинах Российской

    империи эти три дня были объявлены праздничными. Специальная арка, воздвигнутая в честь приглашенной на съезд правительственной администрации, была украшена инициалами Александра I и Николая II. Был специально сооружен огромный шатер-навес для участников мероприятий.

    Съезд открылся 22 июля 1905 года. На него съехалось до трех тысяч представителей общин со всех концов Российской империи. Приехал и наместник царя на Кавказе граф И. И.Воронцов-Дашков, которого встречали криками "ура!".

    Сельский старшина Томилин Поздравил его с благополучным прибытием,

    поблагодарил за приезд, поднес хлеб-соль, а также просил присутствовать на

    утреннем богослужении и принять участие в общей трапезе. В первый же день съезда при дружных криках одобрения была направлена царю телеграмма: "Великий государь! Мы, верноподданные сыны твои, молокане, собравшиеся в селе Воронцовка со всех концов Российской империи для празднования столетнего юбилея самостоятельного существования нашей религиозной общины, преисполненные глубокой благодарности за твои монаршие заботы о нас и твои милости к нам, возносим горячие молитвы к престолу царя царствующих о здравии и благоденствии твоем, государь, и августейшей семьи твоей.

    Молимся за вечный покой всех венценосных предков твоих, не оставлявших нас своими милостями, и, душевно разделяя с тобой скорбь о тяжелых испытаниях, постигших наше дорогое отечество, молим создателя о даровании мира державе твоей".

    Таким образом, в данной главе мною была рассмотрена деятельность секстантских общин на территории Российской империи в начале ХХ века. Говоря о об отношении к деятельности царской власти этих общин, нужно отметить их лояльность и приверженность действиям.











    Заключение

    Рассмотрев деятельность сект на территории России с 1904 по 1917 гг., мы пришли к следующим выводам.

    История сектантских движений является частью отечественной истории. В наше время мы видим необходимость ее изучения, которая связана с изучением российского опыта разрешения «религиозного вопроса», осмыслением достоинств и недостатков различных принципов взаимоотношений государства с религиозными организациями.

    Изучением сект занимались как религионоведы, социологи так и историки. Существует множество различных определений понятия «секта», но одним из первых предпринял попытку обобщить признаки данного факта - епископ Саратовский Алексей. Он определял секту, как общество, которое отделилось от церкви со своими идеалами и святостями. Другие исследователи также сходились во мнении, что секта это люди «ушедшие» от церкви и верящие во что-то иное. В конце XIX и начале XX веков в России понятие секты приблизилось по значению к понятию ересь.

    В Российской империи взаимоотношения между государством и различными религиозными объединениями строились на конфессиональном принципе. В изучаемый промежуток времени курс царских властей по отношению к различным религиозным объединениям можно охарактеризовать как либеральный, что нашло отражение в принятии соответствующих нормативно-правовых актах. Во второй половине XIX началеXXстолетиявРоссиинаблюдался очередной подъем сектантской деятельности. Главной причиной распространения сектантства являлось несоответствие, согласно представлениям крестьян, многих православных традиций понятию крестьянской справедливости. Придание государственного статуса сектантским общинам в начале XX века только укрепило их позиции в стране.

    Среди различных религиозных объединений можно выделить такие секты как «хлысты» (христововеры), духоборы и молокане. Все они относились с уважением и приветствовали мероприятия в области религии царского правительства.
























    Библиографический список

    1. "Его императорское величество' на Кавказе". //Журнал "Духовный христианин", 1914г. №.12- .С. 4
    2. Письмо П.В.Веригина в Канаду от 16 марта 1907 года //См:. С.Ф.Рыбин. Труд и мирная жизнь: ИсторияДухоборцевбез маски" .Сан-Франциско,1952. С.109
    3. Всеподданейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерал-лейтенанта Духовского. 1893, 1894 и 1895 годы. СПб. : Типография Ю.Н. Эрлих, Садовая, № 9, 1895. 148 с.С.33
    4. Приложение к всеподданейшему отчету военного губернатора Амурской области за 19121913 гг. Благовещенск : Типолитография «Благовещенск» торгового дома И.Я. Чурин и К, 1915. С.33.102 с.
    5. Совет Федерации составил список более 500 сект, орудующих на территории России //ss69100.livejournal.com. (Дата просмотра 20.10.2018)
    6. Аргудяева Ю.В. Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России (вторая половина ХIХ начало ХХ в.). Крестьяне. Владивосток : ДВО РАН, 2006. Кн. I. 312 с.
    7. Артюхов М.Н. Секта: научная терминология или компрометация новых религиозных движений / М.Н. Артюхов // Журнал Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. С. 123-126
    8. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты / А.В. Белов // Издательство: Академия Наук. 2009. 432 с.
    9. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей / С.В. Булгаков. М.: Издательский отдел Московского патриархата, 2013, 2 Том. С. 1655-1656.
    10. Воронкин, А.В. Секты в России и их влияние на людей / А.В. Воронкин // ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12. 2016. С. 129-130.
    11. Дворкин, А.Л. Введение в сектоведение / А.Л. Дворкин // Издательство: Христианская библиотека, 2006. 145с.
    12. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования (издание 3-е, переработанное) / А.Л. Дворкин. М.: Издательство: Христианская библиотека, 2012. 204 с.
    13. Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Белгород, 2012. 80 с.
    14. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы 19 в. 1917 г.) / А.И. Клибанов. М., 1999. 549 с.
    15. Ковальский Н.А. Империализм. Религия. Церковь / Н.А. Ковальский. М., 2012. 245 с.
    16. Конь, Р.М. Введение в сектоведение / Р.М. Конь // Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. 496 с.
    17. Ковалев, А.Ю. Государственный антисемитизм в России во время революции 1905-1907 гг. / А. Ю. Ковалев // Молодой ученый. 2016. №19. С. 274-276.
    18. Кузнецова, Н. Ю. Взгляд народника А. С. Пругавина на секты в российской империи в конце XIX начале ХХ в. / Н. Ю. Кузнецова // Журнал Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. С. 219-222.
    19. Макарова, Н.И. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Н.И. Макарова // Минск: Литература, 1997. 241 с.
    20. Парк Р. Характеристики секты / Р. Парк, С. Баньковская // Журнал Социологическое обозрение. 2006. № 1. С. 19-22
    21. Савельев А.А. Православная миссия и христианские секты в Забайкалье на рубеже XIX -XX вв. //Власть.-2014.- № 8.-С.88-92
    22. Семенов И.Я. История закавказских молокан и духоборов. - г.Ереван Авторское издание, 2001 г. 124 с..
    23. Стурова, М. П. Секты в России: их происхождение, сущность и направленность деятельности: учеб. пособие / М.П. Стурова // Журнал Социологическое обозрение. 2004. 76 с.
    24. Таевский, Д. А. Христианские ереси и секты I-XXI веков: слов. / Д. А. Таевский // Intrada, 2003. 320 с.
    25. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Под. ред. Макаровой Н.И. Минск: Литература, 2013. 429 с.
    26. Хассен, С. Противостояние сектам и контролю над сознанием / С. Хассен // АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. 315 c.
    27. Шкурыгин, Д. И. Религиозные особенности русского масонства / Д. И. Шкурыгин // Молодой ученый. 2011. №5. Т.1. С. 245-247.
    28. Эткинд А. Хлыст Секты, литература и революция [Электронный ресурс] Режим доступа: www.fedy-diary.ru/?page_id=4227










Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Секты ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.