Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Соцзащита населения

  • Вид работы:
    Другое по теме: Соцзащита населения
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    03.08.2016 10:00:46
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение3

    Глава 1. Содержание понятия «социальная защита населения»6

    Глава 2. Правовое обеспчение социальной защиты10

    Глава 3.Организация системы социальной защиты населения16

    Заключение29

    Список литературы31



    Введение

    Актуальность темы исследования определяется необходимостью развития и разработки новых форм функционирования социальной защиты населения как важного компонента единой государственной социальной политики.

    Социальная ситуация в России при переходе к рынку стала критической, индикаторы социальной безопасности достигли предельных и сверх предельных величин и они характеризуют высокую социальную цену проводимых экономических реформ в российском обществе. Провозглашенное в качестве одной из главных целей проводимых в России преобразований повышение уровня жизни населения обернулось значительным ростом масштабов бедности. Переход экономики страны на рыночные отношения не сопровождался усилением внимания к социальным последствиям такого перехода.

    Кризис существующей системы социальной защиты населения признан одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации.

    В национальных интересах России исключить бедность как социальное явление из жизни российского общества. Однако, попытки решать проблему бедности за счет введения фиксированных доплат к пенсиям и зарплатам без учета доходов семьи не привели к желаемому результату. В серьезном реформировании нуждается вся социальная сфера и, прежде всего, социальная защита населения. Основным пороком существующих институтов социальной защиты населения остается порождаемое ими иждивенчество. Между тем, без развитых институтов гражданского общества социальная защита населения не может быть эффективной. Об этом свидетельствует и международный опыт.

    Степень разработанности проблемы.

    Вопросы функционирования социальной зашиты населения как системы в основном находили свое отражение в плоскости практической реализации. Недостаточно уделялось внимания теоретическому осмыслению и анализу причин необходимости и возможных путей совершенствования системы. В современной России интерес к вопросам социальной защиты населения в условиях проведения рыночных реформ проявился первоначально в сфере экономики. В этих работах авторы рассматривают подходы к управлению социальной защитой населения в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, анализируют региональные особенности социальной защиты населения и др. В рамках становления современной социальной защиты населения и, в целом, социальной работы как научной дисциплины, основное внимание исследователей первоначально уделялось системе информационной поддержки по различным направлениям социальной работы, систематизации знаний относительно общественной практики и научной мысли, ее обеспечивающей.

    Заметный вклад в развитие теории социальной работы внесли Холостова Е.И., Гуслякова Л.Г., А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский. В их исследованиях рассматриваются объект, предмет, роль практики в развитии теоретических аспектов социальной работы как профессиональной деятельности.

    Основу исследования составляют принципы анализа социальных явлений, системный, комплексный подходы к решению проблемы, а также основополагающие идеи отечественных и зарубежных авторов в области социологии, общей теории управления и теории систем как методологии управления. В качестве теоретической базы исследования выступают положения и идеи А.А.Богданова о природе организационных связей и механизмов, обеспечивающих формирование и регулирование социальных процессов, теория познания социальных явлений Э.Дюркгейма, теория социальных изменений и социального становления П.Штомпки.

    Предметом является формы социальной защиты населения.

    Объектом работы является управление социальной защитой населения
    Целью курсовой работы является рассмотрение основных форм социальной защиты населения.
    Цель позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:

    1. Сущность, основные направления и функции социальной защиты населения;
    2. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения;
    3. Краткая характеристика деятельности Управления социальной защиты населения района;
    4. Формы оказания социальной защиты населению учреждением, основные недостатки в деятельности;
    5. Тенденции развития системы социальной защиты населения;
    6. Основные пути повышения эффективности социальной зашиты.
    Практическая значимость работы заключается в том, что полученные при анализе системы социальной защиты населения результаты могут быть использованы: структурами государственных органов власти для разработки нормативно-правовых актов в области социальной защиты населения; муниципальными органами исполнительной власти для совершенствования существующих структур социальной защиты и организации их практической деятельности по социальной защите населения; муниципальными органами социальной защиты населения для определения эффективности своей работы; ВУЗами, осуществляющими подготовку и переподготовку кадров государственных и муниципальных служащих, для проведения практических занятий и семинаров.
    Структура и объем работы. Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.


    Глава 1. Содержание понятия «социальная защита населения»

    соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [9, с.12]. Социальная политика - это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект[4]. Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан. Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств[9].

    Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований [29].

    Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

    - социальное обеспечение;

    - социальное страхование;

    - социальную поддержку (помощь);

    Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов[4]. Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе[5]. Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

    1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

    2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

    3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

    Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски)[7]. Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении[3].

    Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

    - обеспечение и решение производственно-экономических задач;

    - плановую и финансово-экономическую деятельность;

    - создание различных фондов социальной помощи;

    - решение экономических проблем и др.

    Функции трудового коллектива:

    а) производственно-экономическая;

    б) политическая;

    в) управленческая;

    г) социальная;

    д) воспитательная.

    В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:

    - Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки граждан в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.

    - Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.

    - Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.

    - Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

    Социальная защита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи. Организация осуществления названных направлений социальной защиты населения определяются нормативно-правовыми основами социальной защиты населения в РФ. Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]. В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.


    Глава 2. Правовое обеспечение социальной защиты

    Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

    В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

    1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств.

    Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

    Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

    Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения.

    Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.

    2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

    В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

    Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

    3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

    Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2017-2018 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1072 (июль 2017 г.). Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.

    Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

    Гуманитарная помощь в самые трудные времена для страны сыграла свою положительную роль. Прежде всего, она способствовала осуществлению права остро нуждающихся на удовлетворение самых насущных потребностей. Это было тем более важным, что государству более не под силу стало осуществлять попечение обо всех нуждающихся.

    «Однако со временем гуманитарная помощь, не исчезая вовсе, стала недостаточной, и прежде всего по причинам, которые известны в развитых странах еще с середины XIX в. Она, безусловно, помогала и помогает страждущим, но вместе с тем должна способствовать тому, чтобы число людей, нуждающихся в посторонней помощи, сокращалось. Но для этого сама гуманитарная помощь не должна быть профессиональной, организованной, коммерциализированной, поскольку в таком виде она порождает целые слои населения, которые обречены на иждивенчество, которые не способны, не умеют и не желают себе помочь». Одновременно она «обусловливает появление групп людей, которые живут за счет того, что организуют помощь бедным; заинтересованность в сохранении бедности и бедных оказывается частью их профессии». Такая «помощь, решая одни текущие проблемы, порождает другие, более серьезные: живущие за счет помощи в любом случае оказываются униженными, чувство зависимости порождает раздражение, злобу, становится источником дополнительного социального напряжения» . Во второй половине 20 столетия в первую очередь США, Канада, Германия, Швеция, Нидерланды, Франция, другие развитые страны, развернувшие широкие программы социального обеспечения, столкнулись с фактом появления массового и самовоспроизводящегося слоя иждивенцев, живущих только на пособия по бедности и ни на что другое не способных, кроме получения социальной помощи. Подобные явления обозначились и в российском обществе. «В России неизбежна смена парадигм социальной политики и благотворительности. Прежде всего они должны быть направлены на ослабление социальных противоречий, «амортизирование» напряжений и конфликтов, выполнение социально компенсирующей роли. Новое качество социальной политики и защиты в России должно заключаться в том, чтобы решать проблему бедности по возможности меняя конкретные жизненные обстоятельства конкретных людей, способствовать сокращению числа людей, нуждающихся в посторонней помощи. Иначе говоря, подарить голодному сеть и научить ловить рыбу, чем все время кормить его рыбой, спасая от голода».

    С теоретической точки зрения активная социальная политика и эффективная благотворительность выполняют две важные социальные функции. Первая содействие сохранению и воспроизводству общества посредством попечения о бездомных, голодающих, о немощных и одиноких стариках, о тяжелобольных и попавших в беду по независящим от них обстоятельствам и т. д. Вторая функция поддержка социально значимых и перспективных начинаний и инициатив, осуществление которых невозможно из-за отсутствия средств; при этом социальная политика и благотворительность должны иметь целью поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в их материальной необеспеченности. Ситуация и время требуют переноса акцентов с первой функции на вторую.

    «Смысл эффективной социальной политики в ее новом для России качестве должно состоять в том, чтобы предоставление максимально необходимой помощи в минимальной степени поощряло людей к тому, чтобы они на нее полагались. Помощь, безусловно, не всегда развращает, она бывает необходима во многих случаях, может поощрять инициативу, активность, изобретательность. Но при этом она должна строиться таким образом, чтобы именно стимулировать, а не расслаблять нуждающегося, способного к активной работе, чтобы внешняя помощь не заменяла необходимости рассчитывать на свои силы за исключением случаев, когда необходимо обеспечить удовлетворение элементарных потребностей людей. В этом, собственно, и состоит главный критерий любых социальных и благотворительных программ, которые, разумеется, должны спасать от голода и нищеты, однако теряют смысл, если подрывают индивидуальное трудолюбие и способность человека к самообеспечению, социальная защита и благотворительность должны все меньше рассматриваться как способ раздачи благ и пособий бедным. Помощь, таким образом, должна состоять в том, чтобы нуждающиеся перестали быть зависимыми и смогли стать ответственными за самих себя. Но для этого сама социальная политика и защита должны стать иными просвещенными, научными, технологичными, контролируемыми».

    Разумеется, нереалистично было бы полагать, что с помощью различных благотворительных программ можно разрешить серьезные социальные противоречия в любом обществе. Однако каждая из них вклад, пусть небольшой, в такое решение.

    Глава 3.Организация системы социальной защиты населения

    Государственную политику Российской Федерации в области социальной политики граждан формируют в соответствии с положениемКонституцииРоссийской Федерации, согласно ст. 7 Конституция«Российская Федерация - социализвоное государство, политику которого направляют на создание условия, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развивание человека. (ст.7., п.1.). А такжев Российской Федерации охраняют труд и здоровье населения, устанавливают гарантированный минимализированный размер оплаты труда, обеспечивают государственную поддержку семьи, материнство, отцовство и детство, опекаются инвалидами и пожилыми гражданами, развивают систему социальных служб, устанавливают государственную пенсию, пособие и другие гарантии для социальной защиты (ст.7.п.2.).

    Конституция Российской Федерации установила также, что координирование вопроса защиты семьи, материнств, отцовств и детства; социальная защищенность, включая в себя социальное обеспечение, находятся в совместных ведениях Российской Федерации и субъекта в Российской Федерации.

    Таким образом, абсолютно все вышеупомянутые гарантии реализуют через системы социальной защиты всего населения. Основами государственной социальной гарантий являетсяминимальный социальный стандарт то есть установленный законом РФ или решением представительного органа государственной власти на определенные периоды времени минимальный уровень социальной гарантии, выраженный через социальную норму и норматив, отражающий важнейшую потребность человека в материальном благе, общедоступной и бесплатной услуге, гарантирующее соответствующие уровни их потреблений и предназначенное для определения обязательных минимумов бюджетных расходов на эту цель.

    Социальная защита представлена системой распределенных отношений, в процессах которых за счет частей национального дохода образуется и используется общественный фонд денежных средств материальных обеспечений и обслуживаний граждан; это заботы государств о людях, утративших полностью или не совсем способности трудиться; деятельности государства по воплощения в жизнь цели и приоритетной задачи социальной политики, по реализациям совокупности законодательно закрепленной экономической, правовой и социальной гарантии, обеспечивающей всем членам общества соблюдения социального права, в том числе, на достойные их уровни жизни.

    Социальную защиту населения считают практической деятельностью по реализациям основного направления в социальной политике.

    Во время разработки и реализации социальных политик с необходимостью встают вопросыо социальном приоритете, то есть социальной задачи, которая признается обществом на данных этапах его развития наиболее настоятельным и срочным, требующим первоочередных решений. При этом необходимо не только поддержывать, но иразвивать общественное отношение, умело сочетая интерес разнообразных категорий населения, а также общественого объединения и группы.

    В широких общесоциологических смыслах термины «социальная защита» впервые появился в США в 30-е гг. и постепенно получалл распространения в западных социологиях для обозначений системы мер, которые защищают любых граждан от экономических и социальных ущемленностей вследствии безработицы, потери или резких сокращений дохода из-за болезней, рождения малиша, производственных травм или профзаболеваний, инвалидности, старости, потерь кормильца и т.п., а также стали основными атрибутами социальной политики любых цивилизованных государств.

    Социальную защиту населения рассматривают российскими социальными правами каксистему правовой гарантии и охранительной меры, защищающего члена общества от экономических, социальных и физических деградаций.Они выступают как процессы обеспечения государственным и муниципальным органом существующей гарантии и права, охраняющей личность, её экономическую, социально-политическую, социальную потребность и интерес.

    В практическом соотношении социальную защиту представляют комплексами правовой экономической, социальной гарантии, закреплённой законодательно и в подзаконном акте на государственных уровнях с использованием двуступенчатых систем правового актов федеральных и региональных законодательств.

    В то же время социальную защиту выставляют и как процессы обеспечения государственным или иным органом существующей в обществе гарантии и права, охраняющей личность, ее экономическую, социально-политическую, социальную потребность и интерес во всех сферах жизнедеятельности обществ. В своих действиях они распространяются на всех членов в обществе, однако функциональные проявления по отношению к разным группам неодинаковые.

    Модель социальной защиты(по Антропову В.В.)

    Под экономическими моделями социальной понимают сложившийся принцип организации и функционирований ее программы в тех или иных странах. В стране Европейского союза доминирут только четыре основнызх модели: континентальные или бисмарковские, англосаксонские или модели Бевериджа, скандинавские и южно-европейские.

    Континентальные модели (модели Бисмарка)устанавливают жесткие связи между уровнями социальной защиты и длительностями профессиональных деятельностей. В ее основах лежат социальные страхования, услуга которого финансируется в основном за счет взноса работодателя и застрахованного. В основе этих моделей лежат принципы профессиональных солидарностей, предусматривающие существование страхового фонда, управляемого на паритетном начале наемным работником и предпринимателем. Они аккумулируют социальными отчислениями из заработной платы, из которой и производится страховая выплата. Финансирование такой системы, как правило, не осуществляют из государственных бюджетов, так как принципы бюджетных универсальностей противоположные таким моделям социальной защиты. Однако в современном условии существования социальных государств в Европе с его обширными сетями социальнй программы, эти модели социальной защиты, как правило, не всегда основываются только на данных принципах. Поэтому для малообеспеченной весртвы общества, не имеющей возможности получить страховую социальную выплату из-за ряда причин (например, вследствии отсутствии необходимого количества страхового стажа), национальные солидарности реализуются через систему социальной помощи.

    В этом случае может идти речь о вспомогательном механизме, который является отступлением от основных логик "бисмарковских" моделей. Несмотря на существование принципов обязательности социальных страхований (например, в Германии обязательности социального страхования предписаны законом), его соблюдают не в полной мере. Это связано с существованием предельного уровня заработной платы, выше которого принадлежность к режиму социального страхования не являются обязательными (возможны только добровольные страхования), или лимитирование отчисления (в этом случае в рамках обязательных социальных страхований отчисления производится только в пределах предельных заработных плат, а социальная выплата исчисляется в отношении к этим уровням).

    Таким образом, в основе этих моделей лежат принципы актуарных справедливостей, когда величины страховой выплаты определяются в первую очередь величинами страхового взноса. В момент своего зарождения в Германии в конце XIX в. немецкие системаы социальных защит воспроизводили именно эти модели. На сегодняшний день значительные развития системы социальной взаимопомощи (строящейся на принципах вспомоществований, а не страхований) приводят к модификации этих моделей и увеличению долей бюджетных финансирований социальной защиты.

    Англосаксонские модели (модели Бевериджа)представлены в Европе в Великобритании и Ирландии. В ее основах лежат доклады английского экономиста У.Бевериджа, представленные правительству Великобритании в 1942 г. Значительныее влияния на выдвинутое Бевериджем положение оказала идея Кейнса о том, что динамику общественных производств и занятости определяют факторами платежеспособных спросов, а следовательно, перераспределением дохода в интересах социальной группы, получающей более низкий доход, способно повышать денежные спросы массового покупателя. Модели базируются на следующем принципе: принципы всеобщности (универсальность) систем социальной защиты - распространение ее над всеми нуждающимися в материальной помощи гражданами; принципы единообразия и унификация социальной услуги и выплата, что выражено в одинаковых размерах пенсии, пособия и медицинских обслуживаний, а также условиями их предоставлений.

    Принципы распределительных справедливостей - основополагающие в данных моделях, так как в данном случае идет речь не о профессиональных (как в случае с моделяями Бисмарка), а о национальных солидарностях. Финансирование такой системы социальной защиты производят как за счет страхового взноса, так и из средства налогообложений. Так, финансирование семейного пособия и здравоохранения осуществляют из государственных бюджетов, а прочие социальные пособия за счет страхового взноса наемного работника и работодателя. В отличии от континентальных, эти модели включают в себя социальныее страхования с достаточно низкой социальной выплатой и социальной помощью, которая в этих системах играет доминирующие роли.

    Скандинавские модели социальной защитыхарактернаы для Дании, есть в Швеции и Финляндии. Социальную защиту в них понимают как законные права гражданина. Отличительными чертами скандинавских моделей являются широкие охваты различного социального риска и жизненной ситуации, которая требует поддержки общества. Получение социальной услуги и выплаты, как правило, гарантируются всеми жителямы страны и не обусловливаются занятостью и уплатами страхового взноса. В целом уровни социальной защищенности, предлагаемые этой моделью, довольно высокие. Не в последнюю очередь этого достигли за счет активных перераспределительных политик, направленных на выравнивание дохода. Необходимыми предварительными условиями функционирования данных моделей являются высоко организованные общества, строящиеся на основе приверженности принципу институциональных обществ благосостояний.

    Финансирование системы социальной защиты, относящейся к данным моделям, осуществляются преимущественно за счет налогообложений, хотя определенные роли играет страховой взнос предпринимателя и наемного работника. Единственная часть социальной защиты, выделенная из общих систем являются страхования по безработице, которые являются добровольными и управляются профсоюзом. До недавнего времени работающий по найму был практически освобожден от уплаты страхового взноса и участвовал в системе социальных защит путем уплат налога. Однако в последние десятилетия XX в. наметились тенденции постепенных возрастаний доли участий работающего по найму в финансированиях страховой программы и увеличения страхового отчисления из заработных плат. Эти же тенденции прослеживаются и по отношению к предпринимателю, тогда как социальный расход государства в последний год заметно сократился.

    Южно-европейские моделисоциальной защиты представлены в Италии, в Испании, Греции и есть в Португалии. Лишь в последне десятилетие под влиянием социально-экономического и структурного изменения в этом государстве было создано или усовершенствовано систему социальной защиты. В отличие от предыдущей, данные модели можно интерпретировать скорее как развивающиеся, переходные, а потому не имеющие четких организаций. Именно поэтому "рудиментарность" этих моделей отмечают в качестве ее основных особенностей различным западным исследователям. Как правило, уровни социальной защищенности, характерные для данных моделей, относительно низкие, а задачи социальной защиты рассматриваются часто как забота родственникам и семьями. Поэтому семья и другой институт гражданского общества играет здесь не последние роли, а социальная политика имеет преимущественно пассивные характеры и ориентирована на компенсирование потери в доходах отдельной категорий граждан. Характерными чертами данных моделей являются также асимметричные структуры социального расхода. Так, в Италии это проявилось в том, что наиболее крупные части социальных расходов составляют пенсионные обеспечения (14,7% ВВП при среднеевропейских уровнях - 12,5%), тогда как на поддержки семей, материнства, образований и политике занятости затрачено сравнительно незначительное средство (около 1%).

    Формирование современных систем социальной защиты связано с процессом индустриализации, усилением государственного регулирования социальных процессов, усложнением социально-демографической структуры общества. Пик развития систем социальной защиты приходится на 1960-1970 гг., когда многие государства приняли на себя высокие обязательства по обеспечению социальной защиты населения. Этому способствовали ускоренные темпы экономического роста, усиление роли государства в социально-экономических процессах, оформление теории “социального государства”. Последующие экономические кризисы изменили ситуацию, в результате чего в 1980 - 1990 гг. обозначились основные проблемы современного этапа развития систем социальной защиты. Они были вызваны рядом причин демографического, политического и экономического характера. К 1980-м годам тенденция расширения социальной защиты исчерпала свои возможности, приблизившись к пороговым значения.

    Принципы социальной защиты

    Социальная защита базируется на следующих принципах:

    -Социальное партнёрство практические социальные проблемы государство решает совместно с заинтересованными органами и организациями.

    -Экономическая справедливость социально-экономическая поддержка тех, кто не может участвовать в экономических отношениях по объективным причинам.

    -Адаптивность способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию.

    -Приоритет государственных начал государство выступает гарантом обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем, кто не может этого достичь самостоятельно.

    -Превентивность мер по социальной защите прогнозирование и предупреждение социальных рисков на региональном уровне для более эффективного их устранения, в частности путём гибкого сочетания платных и бесплатных услуг.

    Объекты социальной защиты

    Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться втрудной жизненной ситуации:

    • граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;
    • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
    • инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
    • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
    • безработные;
    • вынужденные беженцы и переселенцы;
    • дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
    • дети с девиантным поведением;
    • малообеспеченные семьи;
    • многодетные семьи;
    • одинокие матери;
    • граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
    • лица без определенного места жительства.

    Для этих категорийсоциальная защитарассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.

    Социальная помощь- периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.

    В соответствии со ст. 1 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 г. под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума.

    Пособие это безвозмездно представляемая денежная сумма. Она носит нецелевой характер. То есть его получатель может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Выплата пособия вспомогательная мера, ее цель поддержать человека, а не полностью обеспечить его материальными средствами.

    В отличие от пособия,субсидияимеет целевое назначение, и представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или услуг.

    Компенсация это возмещение гражданам произведенных ими расходов, причем не любых, определенных произвольно по своим нуждам, а установленных государством. Назначение и выплату пособий и компенсаций также осуществляет соответствующие отделы территориальных органов социальной защиты населения.

    Социальная поддержка- одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие её снижению.

    Всем нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер. Наряду с социальным обеспечением используются различные формы социальной помощи и поддержки, включая различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь.

    Трудоспособным гражданам социальная защита гарантирует равные возможности жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

    Принципы социальной защитыдекларируются рядом нормативных актов.

    Ведущим принципом социальной защиты являетсясоциальная справедливость, в соответствии с которой всем членам общества на правовой основе обеспечиваются равнодоступные социальные блага и гарантии.

    Адресность социальной защитыявляется средством обеспечения социальной справедливости, так как учитывает индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека. Критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

    • размер совокупного семейного или среднедушевого дохода;
    • отсутствие средств к существованию;
    • одиночество и неприспособленность к самообслуживанию;
    • материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф).

    Контингент защищаемых людей в законодательной практике ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Адресная помощь нуждающимся предоставляется в соответствии с социальными критериями. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.

    Принцип экономической эффективностиориентирует на положительное соотношение затрат на социальную защиту и её социально-экономического эффекта. Объемы социальных расходов должны находиться в таком соотношении, чтобы получение пособия не стало предпочтительнее заработной платы. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми экономическими показателями, включая ВВП, фонд оплаты труда, доходы населения и т.д.

    На основе принципа комплексного подхода наиболее эффективно решаются задачи поддержки маргинальных слоев населения и стабилизации экономического и социального развития ведущих целей социальной политики. Комплексность обеспечивается координацией и согласованностью действий субъектов социальной политики, единством целей и направлений их деятельности.

    Принцип социального партнерстваориентирован на решение практических социальных проблем государством совместно с бизнесом, общественными организациями, представителями различных уровней и ветвей власти.

    Принцип солидарности, суть которого заключается в перераспределении доходов от одних социально-демографических групп другим.

    Принцип адаптивностипредполагает способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Принцип экономической справедливостизаключается в защите всех участников трудовой деятельности за счет поддержания соотношения размера оплаты труда между бюджетными организациями и субъектами рыночных отношений. Этот принцип реализуется в двух формах: справедливого обмена и справедливого распределения. Социальная справедливость предполагает социально-экономическую поддержку тех, кто не может участвовать в экономических отношениях по объективным причинам (инвалиды, дети, подростки, учащиеся, беременные, многодетные матери и т.д.) или утратил трудоспособность по различным обстоятельствам.

    Принцип приоритета государственных началпредполагает, что государство должно выступать гарантом экономического обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно.

    Принцип экономической самостоятельностиместных органов власти выделяет роль местных органов власти. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне гарантированы в минимальном размере. Все выплаты сверх этого уровня производятся из местного бюджета и местных фондов для того, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики собственного региона.

    Право превентивности мер по социальной защитедает возможность прогнозировать социальные риски на региональном уровне для более эффективного их устранения. Предупреждение социальных рисков осуществляется разными механизмами (например, в случае потери работы помощь в трудоустройстве). Сочетание платных и бесплатных услуг позволяет удовлетворить широкий спектр социальных потребностей людей.

    Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи. Главным субъектом социальной защиты трудоспособных граждан является человек, реализующий свои потребности и интересы в сфере социально-трудовых отношений.

    Заключение

    На основании вышеизложенного материала сделаем выводы:

    Социальная защита населения это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца.

    Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя следующие формы: социальное обеспечение; социальное страхование; социальную поддержку (помощь).

    Осуществляется социальная защита граждан за счет финансирования федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

    Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

    Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека.

    Объектом работы является Управление социальной защиты населения района.

    В состав управления социальной защиты входят следующие учреждения: само Управление социальной защиты населения,Центр социального обслуживания,Западный окружной комитет Российского Общества Красного Креста,Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов района.

    Функции органов социальной защиты населения на (местном) уровнерегламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач; плановую и финансово-экономическую деятельность; создание различных фондов социальной помощи; решение экономических проблем и др.

    Проанализировав деятельность учреждений социальной защиты населения на территории района можно отметить следующие проблемы: нехватка денежных средств и неэффективное распределение полученных финансовых средств; недостаток квалифицированных специалистов в этой области; ограниченный набор предоставляемых услуг. Соответственно можно рекомендовать возможные варианты их решения: привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности отдельных служб Управления социальной защиты, путем предоставления льгот в налогообложении; подготовка специалистов по социальной работе в вузах г. Москвы, открытие курсов переквалификации; разрешение деятельности Служб социальной защиты путем введения новых услуг, в которых нуждаются малоимущие.

    Основной, доминирующей тенденцией в развитии социальной защиты населения в настоящее время является активная регионализация и районизация, т.е. перенос центра тяжести в решении практических задач социальной зашиты населения в регионы или отдельные районы.

    Важность и необходимость углубления процесса регионализации и районизации сегодня подчеркивается острой необходимостью построения всей практической работы по оказанию социальной поддержки на основе принципа адресности.

    На сегодняшний день существуют следующие пути повышения эффективности социальной зашиты населения к ним можно отнести: развитие материальной базы, повышение профессионализма государственных служащих, совершенствование системы материального и морального стимулирования, повышение качества работы органов управления и эффективности работы подсистем и элементов системы социальной защиты населения.


    Список литературы

    1. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
    2. Федеральный закон от 17.12.2001. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской федерации».
    3. Федеральный закон от 15.12.2001. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
    4. Федеральный закон от 8.05.2004. N 34-ФЗ О внесении изменений в статьи 14, 21 и 25 федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
    5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
    6. Федеральный закон Российской Федерации
      от 12 февраля 2001 года № 17-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год».
    7. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
    8. Александров Ю.Г. Бегство от социализма // Pro et Contra. - № 3. 2001
    9. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза М.: Экономика, 2006 г.
    10. Антропов В.В. Система социальной защиты населения в Италии//Управление персоналом, N 8, апрель 2014 г.
    11. Ахиезер А.С. Хозяйственно-экономические реформы в России: как приблизиться к пониманию их природы? // Pro et Contra. - 1999. - №3. - С.41-66
    12. Варнаков В.А., Ужегов А.В. Социальная защита на новом уровне//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 7, апрель 2014 г.
    13. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. Н.Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2010. 160 с.
    14. Гонтмахер Е.Ш. Социальная защита в России эволюция 90-х и новый старт // Pro et Contra. - 2011. - №3. -С.7-3
    15. Дискин И.Е. Российская модель политической трансформации // Pro et Contra. - 1999. - №3. - C.5-40;
    16. Зозуля В.В., Лобанова Н.А. Формирование и использование пенсионного бюджета как фактор социальной защиты населения//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 9, май 2009 г.
    17. Ковалев А.М., Корякин В.М. Правовые основы социальной защиты участников боевых действий и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом. М. 2014
    18. Корякин В.М. Комментарий к главе V Федерального закона "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ // Военно-правовое обозрение. 2011. N 4
    19. Корякин В.М. Правовая и социальная защита военнослужащих, участвующих в борьбе с терроризмом: новый закон принят, противоречия остались//Право в Вооруженных Силах, N 5, май 2012 г.
    20. КрасноваО.В. Законодательство и социальное обслуживание пожилых людей в Великобритании: достижения и ограничения Социальное законодательство России и Великобритании. Британо-российская программа. Российско-Европейский фонд. М., 2010.
    21. Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. № 4, 2014, С. 16-17.
    22. Лотар Витте. Европейская социальная модель и социальная сплоченность: какую роль играет ЕС? // Человек и труд. № 1, 2006, С. 23-24.
    23. Михайлов А.В. Комментарий к законам о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации//Работодатель", N 1, январь 2013 г.
    24. Мэри Дейли. Доступ к социальным правам. РКСС, май 2012, ISBN92-871-4984-4.
    25. Организация работы органов социальной защиты: Учеб.пособ.для студентов/А.Н.Савинов, Т.Ф.Зарембо. 2- е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия, 2014 г.
    26. Пересмотренная стратегия социальной сплоченности. Европейский комитет по вопросам социальной сплоченности (РКСС). Страсбург, 27 апреля 2014, СDCC(2004) 10;
    27. Поздняков С.А. Шибаев А.А О социальной защите населения при реформировании жилищно-коммунального хозяйства//Гражданин и право", N 4, июль-август 2013 г.
    28. Рогов С.М. Функции современного государства: вызовы для России// Свободная мысль ХХI. № 7, 2012, С. 57, 62.
    29. Розанваллон П. новый социальный вопрос. М.: Из-во "Maginet", 1998, С. 81, 82.
    30. Современная социальная политика: российско-германское сравнение // Человек и труд. №4, 2004 г, С. 18.
    31. Социальная защита населения: вопросы теории, методологии и практики // Науч. ред. Бурлачков В.К. - М. 1998
    32. Социальная сфера - балласт или источник дохода // «Бизнес-карта» экономическое приложение к газете «Известия Мордовии» №4, 12 августа 1999г.
    33. Социальное государство: концепции и сущность. ДИЕ РАН №138-М.: ИЕ РАН, 2014, С. 22.
    34. Социальное государство. Краткий словарь-справочник. Академия труда и социальных отношений. М., 2012. С.191.
    35. Социальная модель государства: выбор современной России и опыт стран Европы//Аналитический вестник № 6 (294), Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, 2014 год


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Соцзащита населения ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.