Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Соцобеспечение и пенсии в РФ

  • Вид работы:
    Другое по теме: Соцобеспечение и пенсии в РФ
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    29.09.2017 9:43:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение4

    Глава 1. Общая характеристика социального обеспечения7

    1.1. Понятие и значение социального обеспечения в РФ7

    1.2. Законодательство о социальном обеспечении в РФ16

    Глава 2. Система права социального обеспечения21

    2.1. Структура системы права социального обеспечения21

    2.2. Характеристика пенсионной системы25

    2.3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации28

    Заключение34

    Список использованных источников37



    Введение


    Актуальность темы работы. Социальная политика является одним их важнейших факторов, оказывающих влияние на социальное обеспечение в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод. Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования.

    Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями

    приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

    Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.

    Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, в случае инвалидности и других случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции РФ. Это одна из важнейших социальных гарантий, действующая в любом цивилизованном обществе.

    В настоящее время в Российской Федерации действуют законодательные акты по охране труда и медицинскому страхованию людей, принимаются меры по государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, создана структура муниципальных социальных служб, проводится пенсионная реформа, своевременно, в целом, выплачиваются государственные пенсии и пособия, получают развитие отдельные гарантии социальной защиты населения.

    Вопросы правового регулирования отношений по социальному обеспечению в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России. Это обусловлено новыми явлениями в экономике страны формированием рыночных отношений, построением федеративного устройства государства и пр.

    Степень разработанности темы. Современные тенденции развития отрасли права социального обеспечения проанализированы на основе работ Д.В. Агашева, Н.В. Антипьевой, В.С. Аракчеева, А.Л. Благодир, Д.Г. Вихрова, Е.В. Зайцевой, B.А. Карташкина, А.Н. Кокотова, М.И. Лепихова, Г.В. Мальцева, А.А. Мишина, C.В. Полениной, Е.Ю. Говорухиной, Р.Ш. Давлетгильдеева, Т.В. Деркачевой, В.К. Деусовой, Ф.О. Дзгоевой, Т.Ю. Зобниной, О.А. Кащеевой, И.Н. Киселева, Е.Г. Крылатых, Н.А. Купиной, А.А. Мадатова, И.Р. Маматказина, Г.Г. Пашковой, Е.В. Протас, Д.И. Рогачева, В.Б. Савостьяновой, Н.М. Саликовой, М.Г. Седельниковой, Г.Б. Челноковой, Е.В. Чупровой, О.А. Шенкарева и др.

    Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в процессе социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ.

    Предметом данного исследования являютсяконституционнаяи отраслевая законодательная база обеспечения нормативно-правовых основ социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ.

    Целью исследования является анализ теории и практики социального обеспечения и социальной защиты населения и разработка мер по совершенствованию и развитию видов и форм социальной поддержки граждан в Российской Федерации.

    Указанные цели определили постановку задач исследования:

    - рассмотреть понятие и значение социального обеспечения в РФ;

    - проанализировать законодательство о социальном обеспечении в РФ;

    - определить структуру системы права социального обеспечения;

    - дать характеристику пенсионной системы;

    - исследовать обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации.

    Методологическую основу работы составляют исторический, системно-логический и сравнительно-правовой методы исследования.

    Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, конституционного права,административногои муниципального права, социологии и политологии.

    Нормативная основа включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы,указы ПрезидентаРФ, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

    Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

    Глава 1. Общая характеристика социального обеспечения

    1.1. Понятие и значение социального обеспечения в РФ

    Права, объединяемые в систему социально-экономических прав, обладают единой стержневой основой, поскольку обеспечивают материальную базу жизнедеятельности человека. Одной из важнейших целей реализации этих прав является получение человеком материальных благ посредством самообеспечения или социального обеспечения, осуществляемого с учетом экономических возможностей общества. Данная категория прав предусматривает также возможность пользования общественно значимыми материальными благами в различных социально-экономических формах в зависимости от уровня материальной обеспеченности граждан.

    В отечественной научной литературе предпринимались попытки классифицировать группу социально-экономических прав и выделить среди них социальные права. Но сделать это оказалось непросто. Поэтому, несмотря на то, что социально-экономические права делят на экономические, социальные и культурные, разграничение экономических и социальных прав чаще всего не проводится.

    Сложность разграничения социальных и экономических прав заключается в том, что «преимущественно» экономические права имеют социальный «оттенок». Права, в целом понимаемые как социальные, содержат экономическую составляющую.

    Многогранность и комплексность социально-экономических прав обусловлена их взаимосвязью с экономической и социальной сферами жизнедеятельности общества. В социальную сферу в качестве ее компонентов исследователи чаще всего включают социальное обеспечение, здравоохранение, жилищно-коммунальный комплекс, образование, науку, культуру. Вместе с тем каждая из этих составных частей обладает определенной долей самостоятельности, спецификой инфраструктуры и предоставляемых благ. В силу этой обособленности права на получение соответствующих благ в международных документах, конституциях, текущем законодательстве закрепляются как самостоятельные права, объединяемые в едином блоке социально-экономических прав.

    В настоящее время права физических лиц на социальное обеспечение закреплены во многих международных актах, например, во всем известной Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (далее - Декларация 1948 г.). Все международные договоры в области социального обеспечения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами, предоставляют право на социальные выплаты именно индивидам, граждане Договаривающихся Сторон, а в некоторых случаях и апатриды, являются субъектами, подпадающими под действие этих договоров. Данные международные документы закрепляют права и обязанности физических лиц как участников соответствующих правоотношений, регулируют вопросы установления индивиду того или иного вида социального обеспечения, вводят правила, которые направлены на улучшение социального положения лица и не могут содержаться в национальном законодательстве, к примеру, о суммировании страхового стажа, приобретенного индивидом на территориях государств-контрагентов, для определения права на пенсию. Безусловно, что в центре таких международных соглашений находится человек, его социальные права. Таким образом, физические лица обладают правами, предоставленными им международным правом, а также имеют возможность совершать действия, направленные на их обеспечение и защиту. Индивид имеет некоторые качества, свойственные субъектам международного права, в связи с чем его следует рассматривать как особого, специфического участника международных правоотношений в области социального обеспечения с ограниченной правосубъектностью (невозможность участия лица в создании норм международного права). Хотя несомненно, что статус государства и индивида в международных отношениях несопоставим.

    Исключительную роль в установлении стандартов социального обеспечения играет Международная организация труда (МОТ).

    В качестве примера назовем следующие важные конвенции МОТ:

    - Конвенция от 28 июня 1952 г. № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (далее - Конвенция № 102), которая до сих пор по праву считается своего рода международным гроссбухом социального обеспечения. Как справедливо отмечают Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева, эта Конвенция является уникальной по содержанию, так как охватывает все основные виды социального обеспечения, которые предназначены для защиты граждан от общепризнанных социальных рисков: потребность в медицинской помощи, болезнь, безработица, старость, трудовое увечье и профессиональное заболевание, наличие детей, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца. Впервые в практике МОТ был создан единый документ, регулирующий все виды социального обеспечения, которым до этого были посвящены отдельные акты либо вопросы предоставления которых в ранее изданных конвенциях вообще не затрагивались (семейные пособия);

    - Конвенция от 28 июня 1962 г. № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства". Ее основной постулат - необходимость предоставления на своей территории иностранным гражданам и апатридам одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения. Указанная Конвенция интересна также тем обстоятельством, что она предусматривает возможность заключения многосторонних или двусторонних межгосударственных соглашений о выполнении обязательств по сохранению социальных прав, приобретенных или находящихся в процессе приобретения, признанных в соответствии с национальным законодательством за гражданами государства-контрагента;

    - Конвенция от 29 июня 1967 г. № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца", регулирующая вопросы назначения и выплаты пенсий;

    - Конвенция от 21 июня 1982 г. № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения", посвященная вопросам сохранения прав в социальной сфере при переселении лиц на место жительство в другое государство.

    Названные конвенции МОТ, которые регулируют вопросы права на социальное обеспечение, до настоящего времени не ратифицировались ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией, однако, как показывает анализ, это вовсе не означает, что в положениях российского социального законодательства не учтены их нормы.

    Конституция России в соответствии с нормами Декларации и Пакта признает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Российская Конституция, посвятив ст. 39 социальному обеспечению, в других статьях закрепляет право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43). Нередко перечисленные права (в полном объеме или частично) называют социальными правами. Единого подхода к пониманию социальных прав и определению их перечня сегодня не существует. Но все исследователи, безусловно, относят право на социальное обеспечение к числу социальных прав.

    Право на социальное обеспечение в его упрощенном понимании ассоциируется, прежде всего, с предоставлением пенсий, пособий, социальных услуг, т.е. определенных видов материальных благ.

    В реальной жизни социальное обеспечение давно перешагнуло границы своей обособленности, поскольку на первый план вышла не видовая специфика предоставляемых благ, а социальная составляющая данного понятия. Определяющей становится общественная значимость, массовость, обязательность получения гражданами определенных материальных благ.

    Происходит развитие содержания понятия «право на социальное обеспечение». Оно по-прежнему рассматривается как собирательное понятие, и во всей своей полноте включает всю совокупность правомочий на получение социально-обеспечительных благ в денежной форме (пенсии, пособия, субсидии, компенсационные выплаты) и в натуральной форме в виде социальных услуг (социальное обслуживание, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан).

    Вместе с тем нельзя не отметить, что при предоставлении медицинского обслуживания в рамках отношений, регулируемых нормами права социального обеспечения, осуществляется также реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь. При предоставлении субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, жилищных субсидий на приобретение жилья отдельным категориям граждан реализуется право на жилище (в определенном объеме). При предоставлении социально-образовательных льгот, которыми вправе воспользоваться инвалиды, дети-сироты и др., при поступлении в образовательное учреждение, а равно получении социальных стипендий, реализуется право на образование (в очень небольшой части). Так, в 2015 году в РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили 3 338 семей (6,1%).

    Таким образом, право на социальное обеспечение (как обобщающее понятие, которое объединяет указанные правомочия) включается в механизм опосредования ряда социально-экономических прав в целях обеспечения их доступности для граждан. Им присуща единая внутренняя природа, которая обусловлена их связью с социальной сферой. При этом, социальный аспект обозначенных социально-экономических прав превалирует над понятием обеспечения конкретными видами материальных благ. Поэтому эти права по своей сути являются социальными правами, поскольку в них социальная компонента доминирует над экономической. Регулирование соответствующих отношений осуществляется нормами права социального обеспечения.

    Спецификой социальных прав в указанном смысле является то, что они связаны не только с социальной сферой жизнедеятельности общества, но и с определенными социальными группами и слоями (стратами), с уровнем доходов граждан, с обобществленными (социализированными) финансовыми источниками, а также имеют свою целевую установку, которая определяется сущностью социальной защиты и социального обеспечения.

    Итак, можно говорить о том, что содержание понятия «право на социальное обеспечение» постоянно развивается и все более усложняется. Но оно остается отраслевым понятием, относящимся к праву социального обеспечения.

    Термин «социальное обеспечение» в разных странах имеет различное толкование. Например, в США этот термин относится к пенсиям по старости, в Великобритании он охватывает все денежные пособия плюс расходы на здравоохранение, в России - это система материального обеспечения граждан в старости, в случае болезни, поддержка малоимущих семей и так далее. Но во всех странах мира система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающей в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр.

    По мнению Е.Е. Мачульской, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несению дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, вследствие отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

    Авторы учебника под редакцией К.Н. Гусова под социальным обеспечением понимают форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с другими членами общества.

    Р.И. Иванова считает, что социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в т.ч. правовых, нормах.

    Обобщая перечисленные определения, под социальным обеспечением следует понимать один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

    Виды социального обеспечения можно разделить по их форме:

    1. Денежная:

    все виды и разновидности пенсий;

    все виды и разновидности пособий.

    2. Натуральная:

    содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов;

    санитарно-курортное лечение и иные виды медицинских услуг;

    предметы первой необходимости;

    компенсации (предоставление жилья, утраченного в связи со стихийным бедствием, радиационной катастрофой и др.);

    льготы, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и др.

    Таким образом, социальное обеспечение, осуществляя различные функции, воздействуя на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, должно выполнять главную задачу создание достойных условий существования человека.

    Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания в России носила скорее формальный характер, требовалось большее количество техничных исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. К сожалению, в России не велась должная подготовка специалистов в области социальной работы до начала 1991 г.

    Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная, по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система, ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово-экономическую базу.

    Таким образом, можно констатировать, что право на социальное обеспечение, безусловно, является социальным правом в системе социально-экономических прав. Право на охрану здоровья, право на жилище, право на образование являются теми социально-экономическими правами, регулирование которых частично осуществляется нормами права социального обеспечения.

    На основании изложенного, социальное обеспечение в Российской Федерации это система (совокупность) мер и мероприятий, осуществляемых государством за счет общественных и (или) обобществленных средств алиментарного характера, предназначенных для оказания помощи и содержания нуждающихся граждан на основаниях, условиях, в размерах и порядке, закрепленных действующим законодательством.




    1.2. Законодательство о социальном обеспечении в РФ

    Право социального обеспечения есть ни что иное как форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан к основным видам его источников можно отнести: международные договоры (соглашения, хартии, обращения и др.); внутреннее законодательство государства и подзаконные нормативно-правовые акты.

    Основополагающим документом является Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Согласно ст. 39 главы 2: Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

    Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепринятые принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ. Отсылочные нормы, касающиеся действия международных договоров Российской Федерации в рамках правовой системы России, стали носить универсальный характер. Их действие распространяется практически на все отрасли российского законодательства.

    Общепризнанные принципы это основополагающие императивные нормы, то есть юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. По мнению С.В. Черниченко «принципы международного права - общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера». Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН.

    По мнению Г.С. Лаптева, право на социальное обеспечение реализуется посредством национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства, правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном. С.И. Кобзева полагает, что международные правовые нормы выполняют роль ориентира (стандарта) для национального права по соблюдению прав человека законодательными и правоприменительными органами, реализуемые через национальное законодательство, они призваны способствовать усилению гарантий социальной защищенности всех категорий населения.

    Следующими по значимости можно назвать:

    1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Данный Федеральный закон принят на смену Федеральному закону от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и введен в действие с 1 января 2015 г. одновременно с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. №424-ФЗ "О накопительной пенсии".

    Проекты данных Законов были разработаны в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012г. №2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации", в целях решения задач совершенствования пенсионной системы России и обеспечения ее долгосрочной сбалансированности;

    2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который устанавливает основные понятия, используемые для правового регулирования, и принципы, на которых базируется такое регулирование и вся система социального обслуживания в целом; определяет круг лиц, на которых распространяются нормы о социальном обслуживании; разграничивает полномочия федерального центра (Российской Федерации) и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; устанавливает правовой статус участников социального обслуживания; определяет виды социальных услуг и формы социального обслуживания.

    3. Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

    4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

    5. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

    В перечень нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области социального обслуживания, помимо вышеперечисленных, входят:

    1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В Законе регламентированы полномочия соответствующих органов, проводящих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их основные направления и принципы деятельности; права лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и законодательно закреплены другие вопросы, возникающие в процессе проведения профилактической работы;

    2. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Законом затронуты различные аспекты жизни ребенка, в т.ч.:

    1) правовые (ст. 23);

    2) социальные (ст. 10);

    3) жилищные (ст. 13);

    4) духовно-культурные (ст. 14).

    Отдельные права и интересы могут реализовываться ребенком самостоятельно, некоторые - только при непосредственном участии взрослых.

    Дети принадлежат к наиболее социально незащищенным слоям населения. Среди них самой незащищенной и нуждающейся категорией являются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, как, например, дети-инвалиды.

    Итак, право на социальное обеспечение является центральным, занимая ведущую роль в системе социальных прав человека. Указанный тезис подтверждается той ролью и значением права на социальное обеспечение, которое оно занимает в жизни современного общества. В свою очередь, значение и место, а также содержательное наполнение права определяют прежде всего запросы текущего состояния общества, существующие проблемы на том или ином историческом этапе развития общества и государства.


    Глава 2. Система права социального обеспечения

    2.1. Структура системы права социального обеспечения

    В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

    Проводя анализ системы отрасли права социального обеспечения, В.С. Андреев высказал ряд важных аргументов, которые актуальны и по сей день. В частности, что взаимосвязь норм и объединение их в определенные группы возможны по разным классифицирующим критериям. В качестве таких критериев деления норм права социального обеспечения на правовые институты ученый назвал: 1) наличие общего основания, которое является устойчивым и всеобщим, поскольку при классификации по такому основанию не может оставаться норм вне институтов; 2) предмет регулирования. Также ученый предложил нормы Общей части права социального обеспечения располагать по двум самостоятельным институтам: 1) институт норм, определяющих пределы действия (распространения) законодательства о социальном обеспечении по лицам и по видам обеспечения; 2) институт, объединяющий нормы, в которых нашли выражение принципы права социального обеспечения.

    В постсоветский период ученые вновь обращаются к вопросам построения Общей части отрасли права социального обеспечения. Так, М. В. Лушникова отмечает, что нормы Общей части устанавливают: круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью, субъектный состав участников этих отношений, их правовой статус; принципы и источники права социального обеспечения; основания возникновения прав и обязанностей в социальном обеспечении; объекты прав на социальное обеспечение (пенсии, пособия, социальные услуги, социальные льготы и др.); способы и формы защиты прав и интересов в социальном обеспечении.

    Проводя анализ норм Общей части отрасли в системе права социального обеспечения, М. В. Филиппова в ее состав включает: однородные нормы, применимые при регулировании любых социально-обеспечительных отношений и составляющие предмет права социального обеспечения; нормы, закрепляющие право на социальное обеспечение как одно из основных социально-экономических прав человека; нормы, устанавливающие круг субъектов социально-обеспечительных отношений и их правосубъектность; нормы, закрепляющие круг источников права социального обеспечения, разграничение полномочий РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения; нормы, закрепляющие виды социальных рисков и виды обеспечения при ихнаступлении.

    В свою очередь, Е. Е. Мачульская также имеет свое видение строения Общей части отрасли, в составе которой она рассматривает нормы, закрепляющие принципы права и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, виды социальных рисков, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения.

    По мнению Э. Г. Тучковой и М. Л. Захарова, формирование Общей части еще полностью не завершилось, поскольку окончательно не сложились ее основные институты. В то же время по поводу строения Общей части учеными были высказаны следующие аргументы. До настоящего времени в Общей части отрасли не сформировался основной институт, хотя его наличие в системе науки права социального обеспечения ни у кого не вызывает сомнений. Данные аргументы весьма убедительны, поскольку внутреннее содержание основного института основано на умозаключениях исследователей о научном обосновании и расположении его норм при построении Общей части отрасли. Также ученые считают, что институт трудового стажа, среднемесячного заработка, источников нельзя включать в общую часть отрасли, поскольку нормы первых двух не имеют основополагающего значения для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли, и не дают оснований для признания их принципиально важными для отрасли в целом. Что касается института источников отрасли, то он является составной частью Общей части, но только не в системе отрасли, а в системе науки. В свою очередь в Общей части отрасли все ученые выделяют институты: правосубъектности, социальных рисков.

    К сожалению, ни одна из предложенных концепций не нашла своего полноценного закрепления в нормах российского законодательства о социальном обеспечении. Процесс формирования Общей части объективно происходит по аналогии с другими отраслями права, и в ее структуре присутствуют институты, которые носят общий характер, пронизывая своим содержанием все институты Особенной части отрасли. В то же время продолжает оставаться нерешенной проблема, какие именно нормы должны составлять содержание Общей части отрасли, как они взаимосвязаны между собой и каким образом эти нормы взаимодействуют с нормами Особенной части отрасли.

    Для норм Общей и Особенной части любой отрасли права характерен признак системности, поскольку ни одна из норм не действует и не применяется в отдельности. Нормы, регламентирующие основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов социального обеспечения, следует считать специальными нормами, которые образуют Особенную часть отрасли. Эти нормы подразделяются на правовые институты, отличающиеся своим многообразием.

    По мнению В. С. Андреева, правовым институтом Особенной части отрасли называется группа правовых норм, регулирующая отдельные виды пенсионных отношений или виды других отношений, являющихся предметом этой отрасли права, под которыми он, в свою очередь, понимал нормы, объединенные в институты: пособий, медицинской помощи и лечения; материально-бытового обеспечения и культурного обслуживания престарелых и инвалидов; общественных форм содержания и воспитания подрастающего поколения. Исходным основанием для такой классификации норм В.С. Андреев считал виды предоставляемого обеспечения, обслуживания и услуг. Развивая данную идею, ученый также обратил внимание на многочисленность и разнообразие норм, регулирующих отношения в области пенсионного обеспечения по сравнению со всеми другими нормами, регламентирующими все другие отношения, и посчитал целесообразным разделить их на институты, где основанием для группировки и дифференциации этих норм на институты следует считать специфику события, в связи с которым гражданам предоставляется пенсионное обеспечение (нормы о пенсиях по старости, инвалидности, за выслугу лет и др.).

    Итак, процесс формирования Общей части отрасли права социального обеспечения объективно происходит по аналогии с другими отраслями права, и в ее структуре присутствуют институты, которые носят общий характер, пронизывая своим содержанием все институты Особенной части отрасли. В составе Общей части отрасли присутствуют нормы, закрепляющие право на социальное обеспечение как одно из основных социально-экономических прав человека; отраслевые принципы; нормы, устанавливающие круг субъектов социально-обеспечительных отношений и их правосубъектность; нормы, закрепляющие основания возникновения прав и обязанностей (юридические факты) у субъектов правоотношений, нормы о видах обеспечения.

    При рассмотрении строения Особенной части, учеными при группировке норм по институтам единодушно признан в качестве основного критерия вид социального обеспечения. В то же время выдвигаются гипотезы о расположении норм в структуре Особенной части в зависимости от различных критериев, что наглядно свидетельствуют об отсутствии в науке целостного представления об Особенной части отрасли и взаимодействии составляющих ее правовых институтов между собой и системой права социального обеспечения в целом.


    2.2. Характеристика пенсионной системы

    Пенсионная система, представляет собой, целостное образование в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов частей:

    1. пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;

    2. государственное пенсионное обеспечение (ГПО);

    3. дополнительное пенсионное обеспечение.

    Сама пенсионная система это система взаимодействующих и взаимосвязанных денежных источников, учреждений и органов, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативно правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения. В свою очередь каждая из частей пенсионной системы состоят из элементов, которые находятся во взаимосвязи между собой. Элементы каждой из частей выступают подсистемами:

    1. финансирование;

    2. управление;

    3. субъекты обеспечения;

    4. виды обеспечения;

    5. правовая.

    Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев.

    В более глобальном смысле обязательное пенсионное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, которая была изначально создана для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное пенсионное страхование фактически направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии.

    Фактически обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального, социального положения работающих граждан.

    Государственное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы, которая обеспечивает предоставление гражданам пенсий за счет средств федерального бюджета.

    Дополнительное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы, в рамках которой осуществляется назначение и выплата пенсий отдельным категориям граждан сверх установленных Законом о трудовых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении размеров.

    Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. №2 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» под негосударственным пенсионным фондом понимается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

    Цель негосударственного пенсионного страхования заключается в удовлетворении потребности людей в получении пенсии, соизмеримой с уровнем заработка во время трудовой деятельности и обеспечении достойного уровня жизни после выхода на пенсию.

    Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой часть пенсионной системы, которая обеспечивает предоставление гражданам пенсии за счет средств федерального бюджета.

    Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

    Таким образом, определение ключевого понятия "страховая пенсия" содержит в себе три основных момента: 1) названа форма страховой пенсии - это ежемесячная денежная выплата; 2) перечислены цели осуществления таких выплат - компенсация застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц; 3) указано, что право на страховую пенсию определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ "О страховых пенсиях".


    2.3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации

    Важнейшим институтом права социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основной частью которого в свою очередь является система обязательного пенсионного страхования. Строго говоря, применительно к юридической сфере речь идет непосредственно о правовой подсистеме указанной системы, включающей в себя помимо этого иные элементы. Закон определяет эту систему как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

    Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев.

    Отношения в системе обязательного пенсионного страхования строятся не только в соответствии с Законом, но и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Законодательно регламентируется правовое положение субъектов страхования, основания возникновения и порядка осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, основы государственного регулирования обязательного социального страхования, отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, порядок привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушениях установленных норм.

    В более глобальном смысле обязательное пенсионное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, которая была изначально создана для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное пенсионное страхование фактически направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии.

    состав субъектов обязательного пенсионного страхования является исчерпывающим. Законодатель выделяет три вида субъектов, которые могут вступать в отношения обязательного пенсионного страхования.

    К числу таких субъектов относятся:

    - страхователи (лица, которые осуществляют уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование);

    - страховщик (орган, который осуществляет обязательное пенсионное страхование, - ПФР, а также негосударственные пенсионные фонды);

    - застрахованные лица (лица, за которых осуществляется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

    Обратим внимание, что органы государственной власти не включены в число субъектов обязательного пенсионного страхования, поскольку указанные органы сами не участвуют в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, а выступают гарантами соблюдения установленных законом обязанностей и прав страхователей, страховщиков и застрахованных лиц, то есть всех субъектов обязательного пенсионного страхования.

    В некоторых случаях одно и то же лицо может являться одновременно и страхователем, и застрахованным лицом. В частности, индивидуальные предприниматели могут одновременно выступать в том и другом статусе, осуществляя уплату взносов самостоятельно (в качестве страхователей) и делают это за себя, выступая в качестве застрахованных лиц. У индивидуального предпринимателя обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не прекращается даже после того, как предприниматель устраивается на работу по трудовому договору в какой-либо организации, поскольку в этом случае он считается застрахованным по двум основаниям. Точно так же обязанность по уплате страховых взносов в ПФР в виде фиксированного платежа у индивидуального предпринимателя сохраняется независимо от назначения ему трудовой пенсии.

    Поскольку застрахованное лицо и страхователь могут совпадать в одном лице, круг участников правоотношений может включать в себя минимум двух или трех участников.

    На основе приведенных экономических реалий можно сформулировать некоторые задачи в области правового регулирования системы обязательного пенсионного страхования:

    - обеспечение правовой прозрачности механизма формирования страховых пенсионных прав (унификация пенсионных правил, кодификация нормативного материала, совершенствование юридической техники);

    - обеспечение неотвратимости исполнения юридических обязанностей всеми субъектами системы обязательного пенсионного страхования (застрахованными лицами, страхователями, страховщиками, органами государственной власти): преодоление теневой занятости и скрытой зарплаты, исключение возможности неуплаты обязательных страховых взносов, рациональность использования пенсионных средств. В этом контексте необходимо стремиться к поддержанию стабильности нормативного регулирования, что должно снимать проблему доверия субъектов пенсионной системы к правилам её функционирования;

    - совершенствование механизмов распределения социального риска между всеми субъектами пенсионной системы путем правовых новелл: введение страховых взносов, уплачиваемых непосредственно застрахованными лицами в обязательную пенсионную систему, дальнейшее налоговое поощрение страхователей и застрахованных лиц в создании и участии в корпоративных пенсионных схемах;

    - поэтапное решение задачи преобразования пенсионных прав на досрочную страховую пенсию по профессиональным основаниям в профессиональные пенсионные системы путем принятия соответствующих законодательных нормативных актов. У законодателя уже есть опыт создания профессиональных пенсионных схем в отношении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работников угольной промышленности;

    - оптимизация управления страховой пенсионной системой (решение вопроса статуса ПФР как государственного страховщика, который в настоящее время выполняет множество нестраховых функций, совершенствование информационной инфраструктуры - это потребует принятия новых и внесение изменений в действующие нормативные акты).

    Представляется, что именно в данной парадигме Правительство РФ Распоряжением от 25.12.2012 № 2524-р утвердило Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, в рамках которой принят план-график подготовки проектов федеральных законов по её реализации. Целями Стратегии при этом заявлены социальная и экономическая константы: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения при обеспечении сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы. Таким образом, социальные задачи предложено решать в рамках реальных финансовых ограничений, не допуская экономически необоснованных решений в этой области.

    Следует согласиться с А.К. Соловьевым, который рассматривает пенсионную систему современного цивилизованного общества в качестве интегрального индикатора уровня социальной ориентированности государства, его экономического базиса и социально-политической надстройки.

    Автор полагает, что наряду с совершенствованием правового регулирования залогом успешного развития пенсионной системы являются:

    - экономический рост;

    - высокий уровень экономической активности населения (наемный труд и инициативная самозанятость);

    - рост уровня заработной платы и иных доходов граждан как основы формирования будущей пенсии;

    - безусловная законопослушность всех субъектов обязательного пенсионного страхования.

    Итак, обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального, социального положения работающих граждан.

    Заключение

    Проведенное исследование понятия и системы социального обеспечения в Российской Федерации, позволило обосновать и сформулировать ряд теоретических выводов:

    I. Право на социальное обеспечение, безусловно, является социальным правом в системе социально-экономических прав. Право на охрану здоровья, право на жилище, право на образование являются теми социально-экономическими правами, регулирование которых частично осуществляется нормами права социального обеспечения.

    На основании изложенного можно дать определение, возможно, что еще пока соответствующее сложившимся традициям в сознании людей и правоведении: социальное обеспечение в Российской Федерации это система (совокупность) мер и мероприятий, осуществляемых государством за счет общественных и (или) обобществленных средств алиментарного характера, предназначенных для оказания помощи и содержания нуждающихся граждан на основаниях, условиях, в размерах и порядке, закрепленных действующим законодательством.

    II. Право на социальное обеспечение является центральным, занимая ведущую роль в системе социальных прав человека. Указанный тезис подтверждается той ролью и значением права на социальное обеспечение, которое оно занимает в жизни современного общества. В свою очередь, значение и место, а также содержательное наполнение права определяют прежде всего запросы текущего состояния общества, существующие проблемы на том или ином историческом этапе развития общества и государства.

    III. Процесс формирования Общей части отрасли права социального обеспечения объективно происходит по аналогии с другими отраслями права, и в ее структуре присутствуют институты, которые носят общий характер, пронизывая своим содержанием все институты Особенной части отрасли. В составе Общей части отрасли присутствуют нормы, закрепляющие право на социальное обеспечение как одно из основных социально-экономических прав человека; отраслевые принципы; нормы, устанавливающие круг субъектов социально-обеспечительных отношений и их правосубъектность; нормы, закрепляющие основания возникновения прав и обязанностей (юридические факты) у субъектов правоотношений, нормы о видах обеспечения.

    При рассмотрении строения Особенной части, учеными при группировке норм по институтам единодушно признан в качестве основного критерия вид социального обеспечения. В то же время выдвигаются гипотезы о расположении норм в структуре Особенной части в зависимости от различных критериев, что наглядно свидетельствуют об отсутствии в науке целостного представления об Особенной части отрасли и взаимодействии составляющих ее правовых институтов между собой и системой права социального обеспечения в целом.

    IV. Пенсионное обеспечение является важнейшей составной частью социального обеспечения граждан любого государства.

    Можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

    1. государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели право на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное;

    2. обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

    3. негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

    V. Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального, социального положения работающих граждан.




















    Список использованных источников

    Нормативно-правовые акты

    1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. N 67. 1995.
    2. Конвенция от 28 июня 1962 г. № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства"// Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1330 - 1337.
    3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
    4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). ст. 6965
    5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета. № 295. 2013.
    6. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015 "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. ст. 3699
    7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. ст. 4563
    8. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. ст. 3177.
    9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3802.
    10. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О негосударственных пенсионных фондах" (ред. 03.07.2016г.) // Собрание законодательства РФ. № 19. 1998. ст. 2071.
    11. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. ст. 4832.
    12. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016, с изм. от 11.10.2016) "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. № 17. 1996. ст. 1915
    13. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8029.

    2. Материалы судебной практики

    1. Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2015 N А13-9565/07-С39 // СПС «Консультант Плюс»
    2. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.2014 N А12-20889/04-С22 // СПС «Консультант Плюс»

    3. Научная и учебная литература

    1. Андреев В. С. Вопросы теории советского права социального обеспечения // Научные труды. Т. 2. М.: ИЦ Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2013.
    2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2012.
    3. Ерохина Т.В. Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект // Социальное и пенсионное право. 2015. № 4. С. 15-20.
    4. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2014.
    5. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения. Автореферат дисс. доктара юрид. наук. Москва, 2011.
    6. Лаптев Г.С. Международные стандарты социального обеспечения. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2011.
    7. Лаптев П.А. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод в правовой системе России (проблемы теории и практика взаимодействия). Владимир, 2012.
    8. Лютов Н. Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования. М.: АНО «Центр социально-трудовых прав», 2012.
    9. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М., 2014.
    10. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд. М., 2014.
    11. Право социального обеспечения: учебник / под ред. М. В. Филипповой. М.: Юристъ, 2014.
    12. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М.О. Буянова [и др.]; под ред. Ю.П. Орловского. М.: Юрайт, 2014. 256 с.
    13. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
    14. Путило H.B. Социальные права граждан: история и современность. М.: Юриспруденция, 2015.
    15. Соловьев А.К. Пенсионный возраст - гордиев узел пенсионной системы: «Старение населения и угроза бюджетного кризиса?» // Пенсия. 2015. № 12 (231).
    16. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Г.В. Сулейманова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
    17. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для вузов. М., 2014.
    18. Цветков С.Б. Право социального обеспечения: учеб. пособие. Волгоград, 2013.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Соцобеспечение и пенсии в РФ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.