СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ5
1.1 Социальные пособия в истории Российского законодательства5
1.2 Виды пособий по государственному социальному страхованию12
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАН, НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ19
2.1 Проблемы правового регулирования государственных пособий19
2.2. Направления совершенствования правового регулирования государственных социальных пособий41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ51
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем, стоящих перед российской правовой системой, является защита прав социально незащищенных категорий граждан: инвалидов, военнослужащих, ветеранов, пенсионеров и т.д. В силу специфического статуса они нуждаются в особой защите со стороны российского общества от нарушений их прав. Особая защита прав указанных лиц обусловлена теми требованиями, которые закреплены в Конституции РФ, согласно ст. 2 которой на государство возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
В силу части 2 статьи 7 Конституции РФ "в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".
Российское законодательство о страховых пособиях, т.е. пособиях по временной нетрудоспособности в различных ее случаях, пособиях женщинам по беременности и родам и пособиях по уходу за ребенком в первый период его жизни, сравнительно молодо. Оно стало интенсивно формироваться в первом десятилетии XXI в. Основные, наиболее значимые страховые пособия назначаются и выплачиваются ныне в соответствии с двумя Федеральными законами: от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Первый из названных Законов вступил в силу лишь в 2000 г., после установления страховых взносов по данному виду страхования, а второй - с 1 января 2007 г. Специфика их формирования состояла в том, что проекты этих Законов разрабатывались в аппарате Правительства РФ, они предварительно не публиковались и не обсуждались, так же как и все последующие, весьма существенные изменения их содержания. Между тем эти Законы судьбоносные, как и пенсионные законы, поскольку затрагивают интересы практически всего занятого населения, выполняющего трудовую деятельность на основании трудового договора.
До введения в действие указанных Законов в стране применялись в основном нормативные правовые акты, принятые в советский период. Они предусматривали сравнительно высокий уровень обеспечения пособиями и ряд других видов выплат за счет средств социального страхования, разрабатывались при непосредственном участии профсоюзов, что предотвращало недостаточно продуманные и поспешные решения, хотя они все же случались.
Объектом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие при назначении и выплате государственных пособий гражданам
Предметом настоящего исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения, возникающие при назначении и выплате государственных пособий гражданам
Целью настоящего исследования является изучение государственных пособий гражданам
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть социальные пособия в истории Российского законодательства;
-изучить виды пособий по государственному социальному страхованию
-проанализировать проблемы правового регулирования государственных пособий
-направления совершенствования правового регулирования государственных социальных пособий.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и представлена введением, двумя главами, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованных источников
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Социальные пособия в истории Российского законодательства
К середине 50-х гг. XX века в различных сферах жизни советского общества происходило усложнение общественных отношений. Данное обстоятельство явилось объективным фактором для расширения круга признанных ранее юридической наукой отраслей права и развития соответствующего законодательства.
Общеизвестно, что право граждан на социальное обеспечение (пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, медицинская помощь и лечение) начиная с 20-х гг. XX века было закреплено в советском законодательстве. Правовые нормы, регулировавшие различные виды социального обеспечения, входили в предмет правового регулирования различных отраслей права (трудового, административного, колхозного и финансового). Выделять эти нормы в предмет правового регулирования какой-либо одной отрасли не было необходимости и достаточных оснований, поскольку их было не так много, а своим регулированием они охватывали незначительное количество советских граждан. Решения XX съезда КПСС, направленные на улучшение качества жизни членов социалистического общества, стали мощным импульсом для развития законодательства в различных сферах жизни общества. Социальная политика государства была направлена на увеличение количества выплат и услуг из фондов общественного потребления, результатом которой стало принятие Законов "О государственных пенсиях" (1956 г.), "О пенсиях и пособиях членам колхозов" (1964 г.) и ряда иных нормативных актов. Количественный рост законодательства привел к качественным сдвигам (В.С. Андреев), что позволило законодателю в период с середины 1950-х до 1971 г. провести "малую" кодификацию социально-обеспечительного законодательства и завершить формирование комплексного отраслевого образования законодательства в этой сфере
Для дальнейшего развития социально-обеспечительного законодательства наиболее значимым обстоятельством стало научное обоснование В.С. Андреевым формирования самостоятельной отрасли советского права - права социального обеспечения. Ученый доказал наличие у новой отрасли права своего собственного предмета и специфического метода правового регулирования, выявил характерные признаки существования отрасли - заинтересованность государства, всего общества в выделении данной системы правовых норм в самостоятельную отрасль, развитие ее и регулируемых ею общественных отношений, а также наличие многочисленных и многообразных правовых норм. Специфическим своеобразием формирования отрасли права социального обеспечения и ее системы, в отличие от других отраслей, стал тот факт, что к моменту признания ее правовой наукой был накоплен достаточно большой массив законодательства, нуждающийся в систематизации.
Из общей теории права известно, что выделение отраслевого законодательства происходит на основе существующих отраслей права, система нормативных актов объективно привязывается к существующей структуре права для закрепления норм, регулирующих определенную сферу государственной жизни.
Так, в период с 1972 по 1990 г. появляются объективные предпосылки для трансформации комплексного отраслевого образования в сфере социального обеспечения в отраслевое законодательство.
Интерес государства, направленный на развитие и совершенствование общественных отношений в сфере социального обеспечения, получил свое законодательное закрепление в ряде статей Конституции СССР 1977 г., в которых было провозглашено:
- о создании общественных фондов потребления для более полного удовлетворения потребностей людей, через которые государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов (ст. 23);
- о существовании и развитии систем здравоохранения, социального обеспечения (ст. 24);
- о моральной и материальной поддержке материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям (ст. 35);
- о праве граждан на охрану здоровья (ст. 42);
- о праве на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца (ст. 43);
- об осуществлении заботы о семье путем создания и развития сети детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье (ст. 53).
Воздействие политической, экономической и социальной функций сказалось на всех видах общественных отношений, входивших в предмет права социального обеспечения, и, как следствие, не только вызвало структурные преобразования в отрасли права, но и повлияло на строение социально-обеспечительного законодательства. Изменения затронули сформировавшиеся к тому моменту комплексные (межотраслевые) институты законодательства (о пенсионном обеспечении, о медицинской помощи и лечении). Кардинально изменилось внутреннее содержание комплексного (межотраслевого) института законодательства о пособиях по государственному социальному страхованию. В связи с принятием ряда новых нормативных правовых актов (о пособиях малообеспеченным семьям; о пособиях на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет; об улучшении материального обеспечения инвалидов и престарелых, не получающих пенсий) указанный институт трансформировался в комплексный (межотраслевой) институт законодательства о пособиях, объединяющий акты, которые закрепляли регулирование общественных отношений по обеспечению граждан пособиями без учета источника их финансирования.
Меры государства и политика КПСС, направленные на улучшение материального обеспечения нетрудоспособных граждан, выразились в принятии множества нормативных актов, касающихся предоставления гражданам различных видов социальных услуг и льгот.
В результате кодификации законодательства о льготах и преимуществах для инвалидов Великой Отечественной войны, проведенной законодателем в 1981 г., сформировался институт законодательства о льготах. Новые правовые акты о формах социального обслуживания пожилых граждан, принятые к середине 80-х гг. XX в., послужили основой для формирования самостоятельного института социального обслуживания в структуре социально-обеспечительного законодательства.
Множество подзаконных нормативных актов в сфере социального обеспечения существенно затрудняли построение единой целостной системы социально-обеспечительного законодательства. В то же время достаточный объем законодательства, известный уровень его совершенства позволили М.Л. Захарову и В.М. Пискову издать сборник нормативных актов "Социальное обеспечение в СССР". По своему содержанию сборник наиболее полно отражал сложившуюся и реально существовавшую в Советском государстве систему отрасли права социального обеспечения и социально-обеспечительного законодательства.
Субъективное объединение в соответствующие главы сборника нормативных правовых актов по определенным критериям (видам обеспечения и кругу лиц, имеющих право на соответствующие виды обеспечения) явилось предпосылкой для преобразования комплексного отраслевого образования, закрепляющего нормы различных отраслей права, в отраслевое социально-обеспечительное законодательство. В отраслевом законодательстве каждый нормативный акт или группа актов занимают определенное место в общей системе отрасли законодательства, они дополняют и обусловливают друг друга, находясь в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Другой, не менее значимой, объективной предпосылкой формирования отраслевого законодательства следует признать факт существования в системе советского права самостоятельной отрасли - права социального обеспечения.
В начале 90-х гг. XX века при переходе Российской Федерации к построению рыночной экономики и, как следствие, изменении общеправовых (политической, экономической, социальной) функций государства законодатель подверг ревизии все нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения. Новые российские законы, базирующиеся на положениях Конституции РФ 1993 года и международных актах, стали основой для структурирования и дальнейшего совершенствования системы отраслевого социально-обеспечительного законодательства
За последние 20 лет система пособий по социальному обеспечению в силу различных социально-экономических причин подвергалась изменениям, которые учтены в формулировании понятия пособия современными российскими учеными-юристами. Так, М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова понимают под социальными пособиями выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.
Другие исследователи (М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева) под пособиями понимают денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
В.Н. Толкунова предложила определение пособия как ежемесячной, периодической или разовой выплаты, заменяющей потерянный гражданином заработок или дополняющей его при повышенных расходах, производимой из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования и других источников в размере и порядке, которые установлены законодательством.
По мнению Е.Е. Мачульской, социально-страховые пособия - это краткосрочная или единовременная возмездно-неэквивалентная выплата, назначаемая в целях возмещения утраченного заработка или трудового дохода либо частичной компенсации расходов лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию за счет средств внебюджетных фондов.
По продолжительности выплаты сохранились социальные пособия - ежемесячные (ежемесячные пособие на ребенка и по уходу за ребенком), единовременные (пособия при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью) и периодические (пособие по беременности и родам, пособие по временной нетрудоспособности).
Следует привести еще одно определение пособий, которое сформулировано в правовой литературе последних лет Н.Л. Смирновой. Она предлагает понимать под пособиями денежные выплаты, отличные от пенсий, компенсаций и субсидий, сохраняющие в определенных случаях (для пособий за счет госбюджета) алиментарный характер, ограниченные временными рамками (единовременные, ежемесячные, периодичные), выплачиваемые в установленных случаях с целью поддержания прежнего материального положения лица (возмещение утраченного заработка, дополнительных расходов), назначаемые с учетом участия в той или иной форме занятости за счет средств внебюджетных фондов, госбюджета, муниципальных средств и средств работодателя в размерах, соотносимых с заработком или в твердо установленных суммах.
В данном определении пособий (наиболее полном за последние годы) содержатся как общие признаки социальных пособий (периодичность выплаты, целевая направленность), так и некоторые другие признаки пособий, указывающие на их алиментарный характер, связь с той или иной формой занятости, источником выплаты, порядком определения их размеров.
Таким образом, социальными пособиями можно признать денежные выплаты гражданам в целях их материального обеспечения в период отсутствия у них заработка или иного изменения материального положения и в других случаях, предусмотренных законом. К ним относятся: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком, пособие на погребение, пособие по безработице и др. Пособием признается кратковременная выплата.
Юридические свойства социальных пособий:
Во-первых, указание на денежную форму удовлетворения социальных потребностей, предопределенных социальным риском, является неотъемлемой частью большинства авторских определений понятия "пособие в сфере социального обеспечения"
Во-вторых, целевым предназначением социальных пособий является возмещение или временно утраченного заработка (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), или дополнительных расходов (единовременные и ежемесячные пособия на ребенка, пособие на погребение, пособие беженцам и вынужденным переселенцам) либо компенсация за причиненный вред здоровью (страховые выплаты потерпевшим от несчастного случая на производстве). Общая цель конкретизируется в зависимости от обстоятельств, обусловивших реализацию права на социальное обеспечение, и вида социального пособия: возмещающие, стимулирующие, оздоровительные, оказание содействия в воспитании подрастающего поколения и многие другие.
1.2 Виды пособий по государственному социальному страхованию
Основной целью государственного социального страхования является обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования работников и их материальной поддержки в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Соответствующие государственные гарантии определены в виде выплат пособий по социальному страхованию.
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. На это указывает Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования, то есть участниками отношений по обязательному социальному страхованию, являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При этом страхователями признаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Также страхователями являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщиками признаются коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 7 Закона N 165-ФЗ установлены виды социальных страховых рисков, это:
- необходимость получения медицинской помощи;
- утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
- дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
При этом страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, в частности, является:
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- социальное пособие на погребение.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 10 Закона N 165-ФЗ застрахованные лица имеют право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Таким образом, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет обязывают страхователя выплатить застрахованному лицу (лицу, имеющему право на страховое обеспечение) соответствующий вид пособия в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). Указанный Закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то есть застрахованных лиц.
При этом особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливаются Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованных лиц определяют Правила, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам".
Порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду (далее - осужденные), исходя из условий отбывания наказания в виде лишения свободы, устанавливает Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 727 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду". Заметим, что осужденные вправе получить следующие пособия по обязательному государственному социальному страхованию:
- пособие по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении);
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях).
Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются также:
- Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ);
- Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
При этом Закон N 81-ФЗ регулирует выплаты следующих видов государственных пособий гражданам, имеющим детей:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- пособие на ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. N 275.
Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.