содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты спортивных интересов и потребностей у детей дошкольного возраста5
1.1. Роль физической культуры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста5
1.2. Современное состояние олимпийского образования детей дошкольного возраста12
Глава 2. Анализ спортивных интересов у детей дошкольного возраста и их формирование на основе олимпийских традиций22
2.1. Анализ спортивных интересов у детей дошкольного возраста22
2.2. Программа формирования спортивных интересов у детей дошкольного возраста на основе олимпийских традиций24
Заключение28
Список использованной литературы30
Введение
Стратегическим курсом модернизации образования в современных условиях является его гуманизация, которая предполагает обновление содержания всего образовательного процесса на основе идей признания самоценности человека, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей.
Гуманистическая парадигма образования, ориентированная на индивидуальность растущего человека, предполагает превращение образования в ведущий фактор развития личности.
В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования актуализируют необходимость разработки образовательных программ и поиска нового содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, человека с чувством собственного достоинства, с высоким уровнем культуры общения, ориентированного на сотрудничество и толерантно относящегося к взглядам других людей.
В этих условиях определенный интерес для исследователей может представлять олимпийское образование как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей.
Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Формирование представлений у дошкольников о развитии олимпийского движения в мире позволит познакомить детей с традициями, фольклором, музыкой, художественными произведениями, национальными играми народов разных стран.
Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, оздоровительные и обучающие задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только в системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада, но и во всем воспитательно-образовательном процессе, которое невозможно осуществить без активного участия родителей.
Подводя итог вышесказанному трудно переоценить актуальность темы данной курсовой работы в современных условиях развития дошкольного образования. Цель курсовой работы состоит в рассмотрении возможности формирования спортивных интересов и потребностей дошкольников на основе олимпийских традиций. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач, а именно:
1. Выявить роль физической культуры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста;
2. Рассмотреть современное состояние олимпийского образования детей дошкольного возраста;
3. Провести анализ спортивных интересов у детей дошкольного возраста;
4. Предложить программу формирования спортивных интересов у детей дошкольного возраста на основе олимпийских традиций.
В качестве объекта исследования выступают спортивные интересы и потребности детей дошкольного возраста, в качестве предмета формирование спортивных интересов и потребностей детей дошкольного возраста на основе олимпийских традиций.
В качестве гипотезы выдвигается утверждение о том, что олимпийские традиции самым благоприятным образом отражаются на спортивных интересах и потребностях детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты спортивных интересов и потребностей у детей дошкольного возраста
1.1. Роль физической культуры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Физическое воспитание это в большем педагогический процесс, направленный на достижение наибольших аспектов развития у ребенка. Роль физического воспитания в том, что в процессе развития, развиваются не только двигательные возможности ребенка, но и его другие возможности. Но так трактуется стандартный кодекс воспитания, который не представлен полному понимаю в развитии ребенка.
В современных программах дошкольного образования обозначено целое направление «Физическое направление развития» ребенка, частью которого является физическое воспитание. Здесь дана ориентировка на что направлено содержание образовательных областей и сформулированы задачи:
Образовательная область «Здоровье»
«Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач [3, c. 75]:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Физическая культура»
«Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Роль физического воспитания в развитии ребенка неоспоримо огромна. Физическое воспитание малыша просто необходимо и его надо развивать. Исследования показали, что здоровыми признано около 15% детей до семи лет. Для гармонического развития ребенка необходимо физическое разностороннее воспитание. В «детсадовском» возрасте организм ребенка бурно развивается. В это время активно развивается костно-мышечная, нервная, сердечно-сосудистая системы, а также совершенствуется система дыхания. В данном периоде закладывается основа физического развития и основа здоровья. Во многом от физического воспитания ребенка зависит успех в той или иной деятельности. Физическое воспитание это одна из главных сторон в развитии личности.
Роль физического воспитания в детском возрасте это укрепление здоровья ребенка с помощью совершенствования всех систем организма: сопротивляемость и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды путем закаливания. Это такие факторы, как солнечное излучение, низкая и высокая температура воды или воздуха, большая влажность и т. д.
Физическое воспитание наряду с гигиеническими факторами (полноценным питанием, режимом дня) играет большую роль в укреплении моторного и психического развития. В младшем возрасте происходит сильная перестройка дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При этом масса сердца увеличивается, а также увеличивается его адаптационные возможности и работоспособность к физической нагрузке. Занятия физкультурой положительно влияют на дыхательную систему ребенка. Легочная вентиляция и глубина дыхания возрастает и усиливается насыщение кислородом организма [4, c. 69].
Можно сказать, что физическое воспитание является большим педагогическим процессом, который направлен на достижение максимальных аспектов развития у малыша. Роль воспитания физического заключается в следующем.
Выполняя физические упражнения с точностью, с определенной скоростью и последовательностью, развиваются у ребенка мышление, устойчивость, концентрация и реакция переключения внимания. Различные физические упражнения, где используются предметы (ленты, мячи, скакалки и т. д.) помогают развивать зрительно-моторную координацию. Выполняя групповые физические упражнения, развивается способность ориентироваться в пространстве, а это имеет существенное значение в любой деятельности человека. Помимо всего этого, систематические занятия упражнениями помогают сформировать навыки здорового образа жизни. Поэтому в развитии ребенка физическое воспитание играет важную роль.
Итак, физическое развитие связано с увеличением таких функций организма как рост, вес, мышечная активность и т.д. Это главная роль физического воспитания. В психологическом развитии человека происходят изменение поведенческих факторов, формирование качеств на усиление своего психологического здоровья.
Роль физического воспитания в следующем. В аспекте социального развития ребенка возникает чуть больше проблем. Необходимо помочь ребенку привыкнуть к окружающему его социуму и при этом не стать жертвой этого социума. В этом тоже есть роль физического воспитания.
Из всего этого выходит то, что физическое развитие это интегрированный процесс к изменению функций организма под воздействием социальных и внешних природных факторов.
В сокращённом понятии этот термин используется для описания биометрического состояния ребенка, которое контролирует роль физического воспитания.
В более подробном понятии термин физического развития представляется в качестве описания физических качеств ребенка. В детском саду два раза в год проводятся специальные тесты для выявления уровня физической подготовки ребенка, они еще раз доказывают роль физического воспитания.
При каких либо отклонениях с ребенком проводятся необходимые дополнительные занятия, ведь роль физического воспитания велика и его нельзя упускать, роль физического воспитания просто огромна.
Физическая подготовка это уровень развивания двигательных функций и навыков. В процессе длительных исследований над детским организмом, ученые добились выработки специальной программы по развитию здоровых и активных детей. Эти программы направлены в лоно тех программ, которые позволяют создавать документы для детских учреждений, регламентирующие роль физического воспитания [4, c. 41].
Роль физического воспитания в том, что правильное физическое воспитание направлено на развитие широкого круга проблем и социальных качеств. В комплекте с социальными факторами, направляющим, движущим звеном являются внешние факторы развития ребенка.
Физическая культура это совокупность духовных и материальных ценностей для ребенка, которые должен вложить в ребенка учитель для нормального развития ребенка. Также физическая культура является достижением всего общества, которое стремиться к нормальному физическому и психологическому развитию общества. Это также важная роль физического воспитания.
Формы организации физического воспитания - это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.
В физическом воспитании детей дошкольного возраста проводятся утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и др. Следует также заботиться о повышении двигательной активности ребенка на протяжении всего дня путем создания соответствующей обстановки, подбора физкультурных пособий и игрушек и побуждения детей к ее использованию в самостоятельной деятельности.
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; а каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.
Физическое воспитание детей данного возраста включает следующие задачи [5, c. 69]:
1) охрану и укрепление здоровья ребенка, нормальное функционирование всех органов и систем организма;
2) обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
3) развитие движений;
4) обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
5) воспитание культурно-гигиенических навыков.
Физкультурные занятия являются важной организованной формой воспитания и обучения детей движениям, развития физических качеств.
По «Программе воспитания в детском саду» физкультурные занятия проводятся два раза в неделю. Занятия обязательны для всех здоровых детей. Они проводятся круглый год по подгруппам 10-14 человек (с детьми дошкольного возраста). Они могут сопровождаться музыкой. Необходимым условием для этого является тщательный и разнообразный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение (Т. И. Осокина).
Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности [7, c. 52].
Условно физкультурное занятие можно разделить на три части (вводно-подготовительная, основная и заключительная), хотя оно представляет собой тесно связанное между собой единое целое. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретные задачи и определенное содержание.
Задачей вводной части является подготовка организма ребенка к предстоящей повышенной нагрузке.
В основной части осуществляется систематическое последовательное прохождение всего программного материала, нагрузка - максимальная.
Задача заключительной части - привести основные показатели функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем к исходным.
Содержанием вводной и заключительной частей занятий в большей части являются разные виды, ускоренной или спокойной ходьбы. В основной части проводят упражнения по развитию ходьбы, ползания и бросания, а также упражнения общеразвивающего характера. Во время выполнения упражнений надо соблюдать необходимые для отдыха детей паузы.
Деление физкультурного занятия на части соответствует закономерностям включения организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей. Количество частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, в то же время продолжительность каждой части, содержание ее изменяются в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей.
Утренняя гимнастика - обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.
Продолжительность утренней гимнастики до 5 минут.
При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее [7, c. 44]:
1) они должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста;
2) должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям.
Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии).
Один комплекс проводится в течение недели, а затем меняется (выполнение комплекса в течение 2-х недель снижает интерес детей к ним).
Комплексы утренней гимнастики составляются следующим образом. Вначале надо организовать группу детей, сосредоточить их внимание, поэтому утренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание и быстроту реакции (например, изменение направления бега или резкая остановка по сигналу). Затем дети перестраиваются для выполнения ОРУ.
Подвижные игры являются важным средством физического воспитания. Подвижные игры включаются в физкультурные занятия детей, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей.
При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Ценность подвижных игр заключается в том, что, помимо развития движений, выполнение различных правил в игре требует от ребенка понимания ситуации, внимания, выдержки. У него воспитывается умение совместно играть, согласовывать свои движения с движениями других. Подвижные игры при правильном проведении вызывают много радости, смеха, положительно влияют на физическое развитие детей.
Особенно широко используются подвижные игры в теплое время года на прогулке, где детям должны быть предоставлены большой простор и различные пособия. При проведении подвижных игр необходимо следить, чтобы детям не приходилось делать одни и те же движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как все это быстро утомляет их. Необходимы разнообразные движения, вызывающие деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.
Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровления организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
1.2. Современное состояние олимпийского образования детей дошкольного возраста
Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование стало первым звеном в непрерывной системе образования, что определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы олимпийского образования. Анализ примерных основных общеобразовательных программ показал отсутствие предпосылок олимпийского образования детей дошкольного возраста, хотя данный аспект работы становится все более актуальным в свете спортивных событий мирового значения, происходящих в последние годы в России. Обозначенная проблема определила необходимость разработки вариативной программы для детей старшего дошкольного возраста с содержанием, построенном на основе олимпийских игр, олимпийском движении и олимпизме.
Данное направление деятельности дошкольного образовательного учреждения призвано повысить эффективность достижения целей ряда образовательных областей, обозначенных в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: в части физического развития олимпийское образование детей способствует формированию у них заинтересованного, личностно-значимого отношения к занятиям физической культурой и становлению основ культуры здоровья; в части социально-личностного развития олимпийское образование способствует включению детей в систему социальных отношений; познавательно-речевое развитие происходит за счет активизации познавательных интересов детей и овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Основой олимпийского образования детей дошкольного возраста становятся целевые ориентиры концепции государственно-общественной системы олимпийского образования, которые заключаются в формировании у подрастающего поколения не только ценностей олимпизма, олимпийских игр, олимпийского движения, но и общечеловеческих идеалов; в формировании у детей потребности в справедливости и честности; в активизации стремления к гармоничному развитию физических и интеллектуальных способностей, особенно необходимых в сложных, с точки зрения духовно-нравственных и социокультурных ценностей, современных условиях идеологического вакуума, прагматизма, безразличия.
Проработка проблемы приобщения дошкольников к физической культуре и спорту, включая олимпийское движение, обусловлена потребностью детей дошкольного возраста в двигательной активности, в здоровом образе жизни, в познании своего организма и его возможностей.
Организованная двигательная активность оказывает влияние на приобретение детьми двигательного опыта в соответствии с возрастными возможностями, опыта общения с окружающими людьми, способствует реализации своих интересов, потребностей, способностей. В процессе занятий физической культурой и спортом в рамках включения дошкольников в олимпийское движение у них формируются представления о здоровом образе жизни и способах его ведения, о собственном теле и возможностях человеческого организма, формируется чувство патриотизма и гордости за малую и большую родину.
Несомненный интерес у дошкольников вызывают история возникновения Олимпийских игр, символика, традиции, персоналии; участие в играх по модели крупнейших международных комплексно-спортивных мероприятий воспитывает любовь к физической культуре и спорту, потребность в самосовершенствовании, целеустремленность, приобщает к культуре человечества.
В программе «Олимпионик» учитывается, что процесс формирования физической культуры и потребности в здоровом образе жизни начинается в раннем детстве; участие родителей в решении проблем организации и реализации практик двигательной и здоровьесберегающей активности детей является решающим.
В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности у детей дошкольного возраста возникают субъект-субъектные отношения со взрослыми и сверстниками, основанные на ответственности за соблюдение традиций и правил, честности и справедливости (принцип Фейр-плей «честная игра»), что окажет влияние на становление их социальной и личностной позиции.
Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. (57 лет). Сроками реализации программы являются 2 года образовательной деятельности по физическому развитию детей (с детьми, посещающими старшую группу 1-ый год; с детьми, посещающими подготовительную к школе группу 2-ой год реализации программы). Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: в старшей группе 25 мин., в подготовительной к школе 30 мин.
В программе учтены возрастные особенности психофизического развития детей 5-7 лет: уровень сенсомоторного развития, уровень развития словесной регуляции движения, взаимодействие сенсомоторных и моторных компонентов психической деятельности; уровень развития двигательных функций (мышечная выносливость, пространственная ориентация движений); уровень моторного развития (зрительно-двигательной координации); высшие корковые уровни организации движений, обеспечивающие прогрессивное развитие точных и силовых движений; формирование ловкости в метании, лазании; основных движений. Это имеет неоспоримое значение для общего психического развития ребенка: двигательные акты, являясь внешним проявлением психической деятельности, оказывают взаимообратное влияние на развитие мозговых структур.
Кроме того, учтены гендерные особенности: в моторном развитии показатели силовых и скоростно-силовых качеств выше у мальчиков, показатели гибкости выше у девочек. Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, для девочек оптимален режим средней двигательной активности. Существует ряд упражнений, которыми девочки и мальчики овладевают по-разному: у девочек вызывает трудности метание в цель и вдаль, у мальчиков требует больших усилий и времени освоение прыжков через скакалку, вращение обруча. Учет гендерных особенностей выражается в вариативном наполнении содержания непосредственно образовательной деятельности, совместной с родителями деятельности.
Различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек требует особого подхода к оценке качества выполнения одних и тех же движений: для мальчиков акцент на четкости, ритмичности, физических затратах; для девочек акцент на пластичности, выразительности, грациозности.
В развитии познавательной сферы дошкольников первостепенное значение имеет эмоционально-чувственное постижение мира. В дошкольном детстве закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем знания. Важно, чтобы это отношение было позитивным. Этому будет способствовать формирование представлений о персоналиях олимпийского движения, особенно чемпионах-земляках.
Содержание программы реализуется в группах старшего дошкольного возраста инструктором по физической культуре, воспитателями групп, родителями детей. Предметно-развивающая среда для реализации программы предполагает наличие помещения для организации физкультурно-оздоровительной деятельности: спортивного зала, сенсорно-тренажерной комнаты, полосы препятствия (полигона); групповых комнат, обеспеченных необходимым спортивным инвентарем (прыгалками, гантелями, кольцебросами, клюшками, мячами); для организации двигательной активности детей на прогулке используется выносной спортивный инвентарь (мячи, клюшки, скакалки, обручи).
Разнообразные формы работы (марш-броски, походы, игры-путешествия, мини-чемпионаты) могут проводиться на базе стадиона, детско-юношеской спортивной школы; виртуальные экскурсии проводятся в процессе ознакомления детей с олимпийским движением с использованием мультимедийного и интерактивного оборудования (Олимпийские спортивные комплексы; Дворцы спорта города; Олимпийская символика; Олимпийские чемпионы Оренбуржья; училище Олимпийского резерва). В содержании олимпийского образования включены: беседы о достижениях спортсменов Оренбуржья, просмотр мультипликационных фильмов, посвященных олимпийской и спортивной тематике, просмотр фрагментов олимпийских соревнований и подготовке к ним.
Эффективность образовательного процесса обеспечивается созданием комплекса организационно-педагогических условий: содержательных (разработка и реализация программы «Олимпионик», методические разработки, подборка диагностических методик, позволяющих исследовать динамику развития интегративных качеств) и процессуально-технологических (создание специально организованной физкультурно-оздоровительной и познавательно-исследовательской сред на основе взаимодействия субъектов образовательного процесса).
При непосредственной реализации программы очень важно соблюдение атмосферы, максимально приближенной к олимпийским играм: включение театрализованных представлений, моделирующих открытие и закрытие мероприятий; проведение жеребьевки и процедуры квалификации; организация судейства и др.
Цель Программы: развитие физической культуры старших дошкольников в процессе олимпийского образования.
Задачи Программы:
- развивать физические качества дошкольников (скорость, силу, прыгучесть, гибкость, выносливость и координацию) в процессе выполнения физических упражнений и спортивных игр;
- формировать у дошкольников потребность в двигательной активности и физическом самосовершенствовании; ценностное отношение к занятиям физической культурой;
- формировать опыт организации и реализации практик двигательной и здоровьесберегающей активности детей;
- формировать представления дошкольников об истории и современности олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры.
Организация образовательной деятельности по программе строится в соответствии со следующими требованиями:
- организация культурно-антропологических практик двигательной и здоровьесберегающей активности, реализуемой в специально организованной физкультурно-оздоровительной развивающей среде;
- наличие мотивации двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании;
- предоставление возможности накопления и обогащения двигательного опыта, воспитания культуры движений;
- обеспечение условий для развития физических качеств, развития интереса к спортивным играм и упражнениям.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания Программы осуществляется в совместной деятельности (дети, педагоги, родители) и самостоятельной детской деятельности.
Решение образовательных задач в рамках первой модели совместной деятельности взрослого и детей осуществляется в непосредственно образовательной деятельности; в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Ведущими видами деятельности детей в процессе освоения содержания Программы являются двигательная активность, коммуникативная и познавательно-исследовательская деятельности.
В содержание физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольника включаются:
- правовые практики практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать; в этом отношении актуальным становится приобщение детей к соблюдению спортивного принципа «честной игры»: уважение к сопернику, уважение к правилам и решениям судей, равные шансы, самоконтроль;
- практики культурной идентификации в детской деятельности практики познания ребенком мира культуры через физическую культуру, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры;
- практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка в детской деятельности способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность в процессе занятий физической культурой;
- практики свободы практики выбора ребенком содержания самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды; обеспечение каждому ребенку выбора деятельности по интересам, партнеров по игре или содержания индивидуальной работы.
- практики расширения возможностей ребенка практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия существования в действительности.
Непосредственно образовательная деятельность и организации двигательной деятельности в процессе проведения режимных моментов организуется в спортивном зале, сенсорно-тренажерной комнате, на тропинках (квадрате) здоровья, в групповом центре физического развития, на прогулке на спортивной и игровой площадках на полосе препятствия. В процессе организации двигательной и здоровье сберегающей деятельности детей у старших дошкольников формируются физические качества.
Познавательно-исследовательская деятельность детей, детское проектирование, художественно-творческая продуктивная и художественно-музыкальная деятельности осуществляются в процессе проведения режимных моментов (утренние и вечерние отрезки времени, после сна, прогулка). Результатом познавательно-исследовательской детской деятельности являются знания детей о возможностях организма человека в физическом совершенствовании; о здоровье созидательной и здоровье сберегательной функциях физической культуры и спорта. Продуктами проектной деятельности являются альбомы о спорте и олимпийском движении; презентации фрагментов спортивных праздников в мире, стране, городе; коллекция мультфильмов об Олимпийских играх. В процессе исследовательской и проектной деятельностях у детей формируется ценностное отношение к физической культуре, потребность в добывании информации, глубоком изучении истории развития олимпийского движения и его современного состояния.
В процессе проведения режимных моментов, утреннего сбора, прогулки воспитатель формирует представления детей об олимпийском движении через беседы, рассматривание репродукций, просмотр видеоматериалов (в том числе мультфильмов), организация развивающих игр и упражнений. У детей расширяется и активизируется словарь; накапливается опыт общения по теме спорта (виды спорта их принадлежности, спортсмены-чемпионы, правила соревнований и др.). Теоретический опыт детей актуализируется в процессе сюжетной двигательной деятельности, организуемой инструктором по физической культуре (занятия, досуги, экскурсии, праздники).
Для самостоятельной деятельности детей предоставляются: спортивные снаряды и оборудование, обеспечивающие организацию подвижных и спортивных игр в помещении и на улице; сенсорно-тренажерная комната (тренажеры; бильярд; «сухой» бассейн; «сухой дождь»; балансиры; батуты, лабиринт, центр тактильности).
Предоставляемая для самостоятельной деятельности физкультурно-оздоровительная предметно-развивающая среда способствует формированию у детей навыков взаимодействия со сверстниками в процессе организации и реализации культурно-антропологических практик двигательной и здоровье сберегающей деятельности.
Таким образом, включение олимпийского движения в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения является актуальным направлением в дошкольном образовании в современных условиях и способствует гармоничному развитию дошкольника, обеспечивая достижение результатов физического, интеллектуального личностного развития.
Глава 2. Анализ спортивных интересов у детей дошкольного возраста и их формирование на основе олимпийских традиций
2.1. Анализ спортивных интересов у детей дошкольного возраста
В рамках данной курсовой работы было проведено практическое исследование, состоящее из двух этапов: констатирующий, формирующий.
Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление спортивных интересов у детей дошкольного возраста.
Эксперимент проводился на базе в МДОУ №17 «Золотой ключик» г. Красноярска.
Для определения спортивных интересов у детей старшего дошкольного возраста было проведено анкетирование, анкета включала в себя 10 вопросов следующего содержания:
- Привлекают ли тебя к занятиям спортом?
- Ты посещаешь спортивные секции?
- Тебе нравятся занятия спортом?
- Утренней гимнастикой ты занимаешься регулярно?
- Хочешь ли ты заниматься спортом чаще?
- Для тебя достаточно занятий спортом?
- Некоторые считают, что уроки физкультуры очень важны. Согласен ли ты с этим?
За каждый положительный ответ на вопрос начисляется 1 балл, интерпретация результатов следующая:
6-7 баллов высокий интерес к занятиям спортом
4-5 баллов средний уровень интереса к занятиям спортом
2-3 балла низкий уровень интереса к занятиям спортом
0-1 балл отсутствие интереса к занятиям спортом
В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 5-6 лет. По результатам констатирующего эксперимента получены следующие результаты (см. таблицу 1):
Таблица 1 Результаты констатирующего эксперимента
ИмяКоличество баловУровень интереса к занятиям спортомИван В.5СреднийДиана С.3НизкийЕлизавета В.3Низкий Анна К.4СреднийКристина В.4Средний Борис М.6ВысокийАлександр К.5СреднийАлексей В.5СреднийБогдан Т.4СреднийВладимир Р.5Высокий Среднее значение4,4Средний
Для большей наглядности представим полученные данные в виде диаграммы.
Рисунок 1 - Результаты констатирующего эксперимента
По результатам проведенного констатирующего эксперимента отметим, что в целом спортивных интересов у детей дошкольного возраста находится на среднем уровне, таких детей выявлено порядка 60%, однако важно отметить, что низкий уровень зафиксирован у 20% детей, такой же показатель характеризует высокий уровень спортивных интересов. С вложившихся условиях важна направленная деятельность, цель которой состояла бы в развитии спортивных интересов у детей дошкольного возраста, ведь именно в дошкольном возрасте существует возможность сформировать интерес к занятиям спортом, что в дальнейшем самым благоприятным образом отразится на подрастающем поколении.
2.2. Программа формирования спортивных интересов у детей дошкольного возраста на основе олимпийских традиций
Цель: формирование интереса у детей дошкольного возраста к Олимпийскому движению, к здоровому образу жизни, спорту и достижениям спортсменов.
Задачи:
- Удовлетворять природную потребность детей в движении.
- Формировать разумное отношение к своему здоровью.
- Активизация познавательных интересов.
Привлечь детей и родителей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации программы.
Пополнить познавательный материал об истории и символике Олимпийских игр.
Расширить кругозор детей о спортивных традициях России. Формировать интерес к спортивным соревнованиям, воспитывать у детей чувство коллективизма и гордости за свои спортивные достижения
Методы реализации задач:
- Конкурс рисунков среди детей и родителей на тему: «Мы любим спорт».
- Консультации, беседы и занятия с участниками проекта
- Проведение акции «Здоровые дети в здоровой семье».
- Познавательно исследовательская продуктивная (конструктивная) деятельность детей, родителей и воспитателя в группе.
Вопросы, направляющие программу:
- Что такое Олимпийские игры? История их возникновения.
- Что нужно делать, что бы стать олимпийцем?
- Что такое олимпийская символика?
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Воспитание любви к спорту, уважения и гордости за спортивные достижения наших спортсменов.
- Умение ходить на лыжах, играть в хоккей.
- Сформировать навыки здорового образа жизни
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
Разработка программы.
Подготовительный этап:
- Чтение рассказов, стихов о спорте, спортсменах;
- Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов спорта, спортивных объектов Универсиады;
- Знакомство с Олимпийской символикой.
Разработка и изготовление медалей и эмблем для участников команд.
- Оформление стенда «Россия вперед!»
- Изготовление и приобретение олимпийской атрибутики, оформление макета «Универсиада 2018»
Реализация проекта:
1 день
- Просмотр презентации «Древние Олимпийские игры»
- Разучивание речёвок к спортивному празднику.
- Рассказы детей о спортивных увлечениях.
- Прогулка: хоккей, лыжные гонки.
- Дидактическая игра «Угадай вид спорта».
- Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность: макет «Универсиада 2018»
2 день
- Спортивный праздник: Открытие «Малых Олимпийских игр»
- Прогулка.
- Коллективные игры «Один за всех и все за одного».
- Художественное творчество. Рисование на тему: «Пригласительный билет на Универсиаду 2018».
3 день
- Спортивные соревнования между командами «Лучик» и «Снежинка»
- Прогулка: Сибирские подвижные игры.
- Настольные игры «Хоккей», «Футбол», «Шашки».
- Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность: «Олимпийский огонь»
4 день
- Досуг: «Мой весёлый звонкий мяч»
- Прогулка - Спортивное соревнование «Олимпийская лыжня»
- Акция: «Мы за здоровый образ жизни».
5 день
- Экскурсия в спортивную школу
- Оформление стенда «Спортивные победы впереди!».
- Прогулка.
- Прогулка по территории детского сада «Полоса препятствий»
- Игра «Взятие снежной крепости»
- Вечер загадок «О спорте и спортивных принадлежностях»
- Выставка рисунков «Мы со спортом дружим».
Работа с родителями:
- Консультация для родителей: «Спорт и дети. Какую секцию выбрать?».
- Участие родителей в спортивном празднике.
- Фоторепортаж на тему: «Семейные спортивные традиции»
Результат:
- Дети знают и называют зимние и летние виды спорта.
- Владеют навыками ходьбы на лыжах, игры в хоккей.
- Знают загадки и стихи о спорте.
- Имеются предпосылки к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту.
Предложенная программа рассчитана на 5 дней и предполагает работу не только с детьми, но и с родителями. Практическая реализация предложенной программы в полной мере способствует формированию спортивных интересов у детей дошкольного возраста на основе олимпийских традиций.
Заключение
Физическое воспитание это в большем педагогический процесс, направленный на достижение наибольших аспектов развития у ребенка. Роль физического воспитания в том, что в процессе развития, развиваются не только двигательные возможности ребенка, но и его другие возможности. Но так трактуется стандартный кодекс воспитания, который не представлен полному понимаю в развитии ребенка.
Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование стало первым звеном в непрерывной системе образования, что определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы олимпийского образования. Анализ примерных основных общеобразовательных программ показал отсутствие предпосылок олимпийского образования детей дошкольного возраста, хотя данный аспект работы становится все более актуальным в свете спортивных событий мирового значения, происходящих в последние годы в России. Обозначенная проблема определила необходимость разработки вариативной программы для детей старшего дошкольного возраста с содержанием, построенном на основе олимпийских игр, олимпийском движении и олимпизме.
Основой олимпийского образования детей дошкольного возраста становятся целевые ориентиры концепции государственно-общественной системы олимпийского образования, которые заключаются в формировании у подрастающего поколения не только ценностей олимпизма, олимпийских игр, олимпийского движения, но и общечеловеческих идеалов; в формировании у детей потребности в справедливости и честности; в активизации стремления к гармоничному развитию физических и интеллектуальных способностей, особенно необходимых в сложных, с точки зрения духовно-нравственных и социокультурных ценностей, современных условиях идеологического вакуума, прагматизма, безразличия.
Проработка проблемы приобщения дошкольников к физической культуре и спорту, включая олимпийское движение, обусловлена потребностью детей дошкольного возраста в двигательной активности, в здоровом образе жизни, в познании своего организма и его возможностей.
В рамках данной курсовой работы было проведено практическое исследование, состоящее из двух этапов: констатирующий, формирующий. Эксперимент проводился на базе в МДОУ №17 «Золотой ключик» г. Красноярска.
Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление спортивных интересов у детей дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в целом спортивных интересов у детей дошкольного возраста находится на среднем уровне, таких детей выявлено порядка 60%, однако важно отметить, что низкий уровень зафиксирован у 20% детей, такой же показатель характеризует высокий уровень спортивных интересов. С вложившихся условиях важна направленная деятельность, цель которой состояла бы в развитии спортивных интересов у детей дошкольного возраста, ведь именно в дошкольном возрасте существует возможность сформировать интерес к занятиям спортом, что в дальнейшем самым благоприятным образом отразится на подрастающем поколении.
Предложенная программа рассчитана на 5 дней и предполагает работу не только с детьми, но и с родителями. Практическая реализация предложенной программы в полной мере способствует формированию спортивных интересов у детей дошкольного возраста на основе олимпийских традиций.
Список использованной литературы
- Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе "Детство". СПб.: Детство-Пресс, 2015
- Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: дети и современность. / Теория и практика физической культуры, 2015, № 4;
- Большенков В.Г. Методические рекомендации для воспитателей по использованию спортивного оборудования, тренажеров и устройств на уроках физического воспитания дошкольных учреждениях. МНО. - М.: 1990;
- Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать и метать: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1990.
- Вавилова Е.Н., Развитие основных движений у детей 3-7 лет. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007
- Веракса Н.Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - Киев: Рад. шк., 1987.
- Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких.- М.: Мозайка - Синтез, 2015
- Голубева Л.Г., Прилепина И.А. Закаливание малыша. М.: Просвещение, 2014.
- Григорьева Г., Кочетова Н., Сергеева Д. и др., Кроха: пособие для родителей по воспитанию, обучение, развитие дошкольников в игре: Учебное пособие. - М.: ГрифМОиН, 2015.
- Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др./.- Кроха: программа воспитания и развитие детей раннего возраста в условиях дошк. учереждений. М.: Просвещение 2007
- Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2008.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.:ТЦ Сфера, 2015. 96 с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект. М.: ТЦ Сфера, 2015. 80 с.
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989.
- Инновационные направления развития системы физического воспитания детей // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2009. -№ 3;
- Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. - 2016. - № 1;
- Кустова Н.Н. Средства и методы педагогического контроля на уроках по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях. //Современные образовательные направления в физической культуре: Сборник научных трудов. - С-Пб, РГПУ, -2006-2007
- Кустова Н.Н. Исследование социально-педагогических факторов, обуславливающихсодержаниеиорганизациюфизическоговоспитанияучащихсядошкольныхучреждений.//Физическое воспитание детей Санкт - Петербурга: матер, научно-практической конференции. - С-Пб, 2016.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми - М.: Просвещение, 2008.
- Пензулаева Л.И Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3- 5 лет. М.: Владос, 2003
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Мозаика-Синтез, 2001.
- Хрущёв С.В. Физическая культура ребенка от 1 до 3 лет. М.: Физкультура и спорт, 1984. -31 с.
- Шишкина В.А. Движение + Движения: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992.