Содержание
Введение3
Глава I. Теоретические основы проявлений профессионального стресса7
1.1. Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению7
1.2. Факторы, вызывающие стресс в профессиональной среде13
1.3. Гендерные особенности проявления стресса17
Глава II. Экспериментальное исследование гендерных различий проявлений профессионального стресса21
2.1. Организация и методы исследования21
2.2. Анализ результатов и их инетрпритация24
2.3. Разработка рекомендаций по профилактике стрессов в профессиональной деятельности25
Заключение29
Список литературы31
Приложения33
Введение
В наше время, когда темп жизни с каждым днем ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. Организм не успевает восстанавливать силы - все системы органов находятся в постоянном напряжении. И естественно такой образ жизни приводит в итоге к истощению нервной системы и может лечь в основу психосоматического заболевания.
Одним из наиболее распространённых в наши дни видов психосоматических проявлений является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.
Гендерные особенности стресса» объясняется следующим. Во-первых, необходимость исследования проблемы стресса определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция усиленно накапливать психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Способность же преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.
Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы гендера, и достаточно сложную взаимосвязь факторов, повлиявших на его онтогенез, будущие исследования могут помочь разработке таких моделей, которые обеспечили бы нам возможность понимания механизма формирования социальных различий между мужчинами и женщинами в проявлении стресса.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в современном обществе главным приоритетом в жизни человека является материальное благополучие и человек в погоне за деньгами не оставляет время на себя, свое здоровье, семью, друзей, и тогда его постигает профессиональный стресс. Если человек не сможет преодолеть негативные последствия этого стресса, то стресс начинает разрушать человека изнутри, что может привести к серьезным заболеваниям и даже к смерти. Поэтому в наше время необходимо знать, как пережить стресс и не подвергнуться его губительному действию.
Но для того, чтобы преодолеть негативные последствия стресса надо выяснить, что является стрессом, какие существуют разновидности стресса, что влияет на нашу оценку стресса, как мы реагируем на стресс, какие эффекты может вызывать стресс, что такое профессиональный стресс, его источники и, наконец, как бороться с негативным влиянием стресса.
Степень разработанности проблемы. Впервые термин «стресс» появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году (Lazarus & Folkman, 1984). Некоторые авторы (например Pollock, 1988) утверждают, что употреблять термин, каким мы его знаем, Большинство приписывают популяризацию понятия «стресс» Гансу Селье, который в последние 50 лет много писал на тему стресса (обсуждение исторического развития этого понятия см. Newton, 1995). Будучи биологом, Селье рассматривал стресс с физиологических позиций, как неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование (Selye, 1993).
Учение о стрессе получило в наше время достаточно широкую известность. Проблемой стресса занимались такие ученые, как Селье, Самоукина, Кеннон, Касл, Купер, Маршалл, Альбрехт, Вейтен, Ллойд и многие другие. На первых этапах изучения профессионального стресса ученых интересовали объективные условия возникновения стресса, но позднее характеристики реальной ситуации перестали рассматривать как единственные причины стресса, внимание специалистов переключилось на характеристику субъекта труда, особенности личности. В настоящее время большинство авторов отдает предпочтение изучению факторов, включающих в себя объективные и субъективные компоненты, например, социально-психологические.
Таким образом, цель работы исследовать гендерные различия проявлений профессионального стресса.
Для достиженя поставленной целинеобходимо решить следюущие задачи:
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Охарактеризовать теоретические основы проявлений профессионального стресса;
- Провести экспериментальное исследование гендерных различий проявлений профессионального стресса;
- Проанализировать полученные результаты исследования;
- Разработать рекомендации по профилактике стрессов в профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста.
Объектом исследования стресс в профессиональной деятельности.
Предметом выступают гендерные различия проявлений профессионального стресса.
При написании исследования были использованы следующие методы: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез полученных данных, а также методика «Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности» и опросник Спилберга-Ханина.
База для исследования:исследование проводилась на базе компании АО «Тандер». В исследовании принимали участие 30 сотрудников по выборке: 15 мужчин и 15 женщин.
Практическая значимость исследования заключается в том, что знание гендерных особенностей реакций на стресс важно как психологам, психотерапевтам, так и врачам общей практики, есть необходимость в его популяризации.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами, работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы проявлений профессионального стресса
1.1. Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению
На настоящий момент нет единого и однозначного определения профессионального стресса. Однако никто не сомневается в его наличии и существовании в любой, даже самой прогрессивной организации. Это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Его отличительными особенностями являются раздражительность, усталость, понижение общего уровня работоспособности и дееспособности. В то же время, как любой стресс, профессиональный стресс может и мобилизовать ресурсы человеческого организма, и помочь проявиться человеку с новой, иногда даже более эффективной для трудовой деятельности, стороны. Однако для того чтобы он был продуктивным, необходимо грамотное построение психологического сопровождения персонала.
Г. Селье, говоря о роле стресса в профессиональной деятельности, отмечает, что стресс может проявляться в любой сфере деятельности, а дистресс нет. Вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы большинство стрессовых ситуаций превратить в эустресс?
Человека может быть несколько стрессовых сценариев, которые проявляются по-разному, в зависимости от ситуативных или личностных факторов. Н.В. Самоукина предлагает их разделение по трем основаниям:
частота и сила проявления (каждый день, через день и т.д.);
направление стрессовой агрессии: на себя (обвинение себя за несделанную работу), на другого (в несделанной работе виноваты неграмотные руководители, которые дали мало времени на ее выполнение);
механизмы запуска стрессовых реакций: «автоматический запуск» или «вызревание» стресса с постепенным накоплением негативных эмоциональных переживаний.
Американский исследователь Вейтц описал восемь стрессогенных ситуаций:
необходимость ускорения переработки информации;
конфликтность окружения;
осознанная угроза;
нарушение физиологических функций, в том числе болезнь человека;
социальная изоляция;
заключение, лишение свободы;
остракизм (изгнание и преследования);
групповое давление.
Среди основных стрессоров, оказывающих влияние на человека в профессиональной среде, выделяют:
физические;
физиологические;
социально-психологические;
структурно-организационные.
физическим стрессорам относятся производственная вибрация, шум, загрязненная атмосфера и т.д. Для уменьшения влияния их на организм человека ограничивается время работы человека в подобных условиях, даются продукты питания, способствующие выводу токсинов из организма, четко регламентируются режимы труда и отдыха, назначаются реабилитационные процедуры и т.д.
Сильными физиологическими стрессорами являются так называемый «сменный график», отсутствие режимов труда и отдыха, нерегулярное питание. Подобные стрессоры часто встречаются в деятельности врачей, поточных рабочих, руководителей среднего и высшего звена и т.д. График работы «сутки через двое» уже по своей сути является стрессогенным для человеческого организма, поскольку не совпадает с режимом световых суток. Перебарывая себя, человек привыкает к определенному ритму жизни. Однако, нарушение природных ритмов приводит к повышению уровня утомляемости, более быстрому старению.
Социально-психологические стрессоры включают себя целый набор конфликтов, которые могут возникать на рабочем месте (межличностные конфликты, мотивационные, ролевые, ролевая неопределенность), перегрузку или недогрузку работников, неотлаженность информационных потоков, высокую ответственность, дефицит времени и т.д. Все эти стрессоры могут влиять на психологический климат в организации. Установление нездорового климата, в свою очередь, приводит к большим экономическим потерям.
Структурно организационные стрессоры, в основном, связаны с неграмотным построением структуры организации, распределением должностных обязанностей, возложении чрезмерной ответственности на сотрудников или, наоборот, нежелание таковых ни за что отвечать, ошибочным распределением ресурсов, неграмотным делегированием и т.д.
Но главным стрессором, вызывающим дистрессовое состояние в профессиональной среде, является изменение мотивационного вектора. Когда желание работать и интерес к самой профессиональной деятельности сменяется стремлением как можно больше получать и меньше для этого делать, когда интерес к созданию профессионального продукта подменяется исключительно материальной заинтересованностью, и работа становится не самореализацией или обеспечением себя и своей семьи для жизни. Г. Селье пишет: «Следует, по крайней мере, «быть на дружеской ноге» со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе «игровую профессию», как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков».
В то же время В.А. Бодров отмечает, что сила и знак стрессового раздражителя воспринимается символически, каждым индивидуумом по-разному. На одного человека он может оказать воздействие, на другого нет. Для одного подобное поведение внешней среды является нормой проявления, для другого создает крайне сложные условия существования. «Не само по себе воздействие как таковое является причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на неприятии стимула с биологической, психологической, социальной и прочих точек зрения данного индивида. Объективно вредоносный стимул, если он не признается за таковой данной личностью, не является стрессором», пишет В.А. Бодров.
Самоукина Н.В. выделяет несколько основных видов профессионального стресса:
информационный стресс;
эмоциональный стресс;
коммуникативный стресс.
Информационный стресс связан с нехваткой или переизбытком информации, поступающей работнику. Особенно часто он возникает в ситуации «цейтнота», когда время на выполнение задания четко ограничено. Причем чем более ответственный человек, чем более важное задание, тем вероятность появления подобного стресса увеличивается. Также информационный стресс может возникнуть в ситуации неопределенности длительного ожидания. Когда решается ваша судьба или судьба вашего проекта, а вы длительное время не получаете никакой обратной связи. Другой случай появления информационного стресса, когда работнику постоянно поступает недостоверная информация (или критерии ее достоверности постоянно изменяются), и он перестает ориентироваться в ней, и/или когда его компетентность ставится под сомнение.
Эмоциональный стресс связан с возникновением у работника ощущения угрозы его безопасности в профессиональной среде. Он может возникать благодаря интуиции работника, нарушенных отношений с коллегами, чувства вины за невыполненную работу, несочетания уровня компетентности работника и возложенной на него ответственности, отсутствие опыта работы и т.д. Усугубление эмоционального стресса может привести к неадекватной оценке своих профессиональных возможностей, уровня компетентности, ухода из организации, спровоцировать смену области профессиональной деятельности.
Коммуникативный стресс связан с проблемами построения коммуникативных отношений в коллективе. Проявляется он в повышенной конфликтности, возникновении признаков нездорового психологического климата, неспособностью контролировать себя в стрессовых ситуациях. Причиной его может быть низкий уровень навыков делового общения, высокий уровень личностной тревожности, сильная закрытость границ коллектива, жестко простроенная иерархия отношений и т.д.
По мнению Д. Фонтана, стрессоры профессиональной деятельности следует разделить на общие и специфические. К общим стрессорам следует отнести:
1. Отсутствие научного подхода к организации совместной деятельности: безответственность, неритмичность или отсутствие системы в работе. Часто коллектив действует в авральном режиме.
Недостаточное количество сотрудников, что заставляет других работать в изнурительном режиме. Объем работы чрезмерно большой, а работа выполняется либо некачественно, либо высокое качество обеспечивается сверхусилиями работников.
Нарушение режима рабочего времени, сверхурочная работа, частое изменение ритма деятельности, что приводит к накоплению усталости, упадку сил организма, психологическому выгоранию.
Статусные проблемы, связанные с низким служебным статусом, низкой заработной платой, недостаточными перспективами карьерного роста.
Заорганизованность и формализм, которые проявляются в большом количестве совещаний, заседаний, на которых ничего не решается, большом количестве планов и отчетов.
Неопределенность и непредсказуемость развития событий в организации, отсутствие стратегического плана организации. Неопределенность может принимать вид быстрых, непрогнозируемых действий, нарушающих стабильность функционирования коллектива без объяснения необходимости изменений.
Чрезмерно интенсивное и продолжительное воздействие стрессовых раздражителей в профессиональной среде может привести к возникновению состояния эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание (с англ. burnоut сгорать) это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в отчет на избранные психотравмирующие воздействия.
Перлман и Хартман, основываясь на результатах ряда исследований, предложили модель, согласно которой выгорание рассматривается в аспекте профессиональных стрессов. Они предложили три измерения выгорания, которые отражают три основных симптоматических категории стресса:
- физиологическую, сфокусированную на физических;
- аффективно-когнитивную;
- поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения.
Физиологическая категория сфокусирована на физическом истощении организма. Аффективно-когнитивная на установках и чувствах, проявляющаяся в эмоциональном истощении, деперсонализации, эмоциональном перенапряжении, чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов и т.д. Поведенческая на снижении общей рабочей продуктивности и деперсонализации работников и других симптоматических типах поведения.
Среди личностных факторов, которые в наибольшей степени могут повлиять на возникновение синдрома эмоционального выгорания, отмечают: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, склонность к интроверсии, реактивность, жесткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, умение справлять со стрессом и отношение к самим стрессовым ситуациям и реакциям а них.
1.2. Факторы, вызывающие стресс в профессиональной среде
Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть главных источников стресса работников управленческого профиля:
1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком
интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д.);
2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т. д.);
3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т. д.);
4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением и т. д.);
5) факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги и т. д.);
6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение, и т.д.).
С нашей точки зрения, факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека).
К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. В некоторых видах дельности эти вредные факторы действуют комбинированно - так, например, шахтеры работают в условиях замкнутого пространства, угольной пыли, высоких температур (в глубоких выработках) и психологического ожидания возможной аварии (взрыва метана, обвала горной породы и т. д.). Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим.
К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач скорой помощи), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.
Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс-мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера - обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения - срыв поставок сырья или комплектующих.
Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличиостные стрессы.
Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: изза чрезмерного контроля со стороны руководителя, изза его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и т. д.
Лица, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стрессов для сотрудников организации. Примером может служить стресс продавцов, которым приходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.
Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников. Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него. Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работников самых разных процессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т. д. Источником производственных стрессов может быть и состояние здоровья человека. Так, хронические заболевания могут приводить к стрессам, так как они требуют повышенных усилий для их компенсации и снижают эффективность деятельности работника, что может отразиться на его авторитете и социальном статусе. Острые заболевания также служат источником переживаний как за счет соматопсихических связей, так и косвенно, «выключая» на время работника из трудового процесса (что влечет за собой финансовые потери и необходимость заново адаптироваться к производству).
Некоторые виды деятельности могут приводить и к профессиональным и к бытовым стрессам например, вождение автомобиля. С одной стороны, многие профессиональные водители испытывают стрессы, связанные с их работой, но подобные стрессы испытывают и миллионы людей других профессий, которые используют автомобиль для перемещения на работу или по своим делам.
1.3. Гендерные особенности проявления стресса
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов стрессового поведения.
На незначительность гендерных различий в эмоциональной сфере указывает Ш. Берн. Напротив, Г. Орме приводит данные о том, что несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню коэффициента эмоциональности, женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем). Интересно, что у женщин общий уровень эмоционального интеллекта связан с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у мужчин - в большей мере с качеством межличностных связей, особенно в период раннего онтогенеза. Рассмотрим далее гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых в рамках модели способностей.
Различение (идентификация) и выражение эмоций. На идентификацию собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы. Так, в ситуациях, которые способствовали возникновению гнева, например, в условиях предательства или критики, мужчины реагировали проявлениями данной эмоции. Напротив, женщины склонны были говорить, что в данных ситуациях они чувствовали бы себя опечаленными, обиженными или разочарованными. Различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если испытуемые-мужчины должны сообщить, насколько сопереживающими они стремятся быть. Примечательно, что в подобных исследованиях при всём различии эмоциональной экспрессии у мужчин и у женщин наблюдались одинаковые физиологические реакции.
Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» - минимизации эмоциональной экспрессии.
Большее разнообразие способов выражения эмоций у девочек, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у мальчиков. В качестве примера эволюции эмоциональной экспрессии можно предложить выражение эмоции гнева. Интересно, что возрасте до 10 лет мальчики и девочки существенно не отличаются в проявлениях агрессии: во время переживания эмоции гнева и те, и другие демонстрируют физическую агрессию. Однако к 13 годам девочки приобретают ряд эффективных умений в тактике вербального и невербального выражения эмоций, а мальчики продолжают проявлять свой гнев при помощи физических действий. В дальнейшем у мужчин по-прежнему преобладает прямая агрессия, у женщин - вербальная и косвенная «агрессия взаимоотношений» (распространение слухов).
Гендерные стереотипы ограничивают выражение эмоций, «не свойственных» представителям определённого пола. Проявления печали, депрессии, страха и таких социальных эмоций, как стыд и смущение, рассматриваются как «немужские»; мужчины, проявляющие эти эмоции, оцениваются более негативно по сравнению с женщинами. Выражение гнева и агрессии, напротив, считается приемлемым для мужчин, но не для женщин. Женщины, начиная с подросткового возраста, обнаруживают более выраженную тенденцию к проявлениям депрессии, печали и стыда, чем мужчины. Нельзя сказать, что мужчины не испытывают подобных «немужских» эмоций, однако они стремятся не проявлять их. Детерминация выражения эмоций гендерными нормами подтверждается следующим: различия в выражении эмоций наиболее сильны в социальных ситуациях, наименее - когда личность более свободна и комфортна в своих реакциях.
Понимание (осмысление) эмоций преобладает у лиц женского пола. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин.
Выраженные гендерные различия в сфере обработки эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, девочки-подростки в целом более эффективно регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний, нежели мальчики.
Результаты исследований показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении причин эмоциональных вспышек - особенно интенсивных переживаний гнева и печали. К примеру, представители мужского и женского пола указывают на различные детерминанты таких эмоций, как гнев, страх или печаль. Мужчинам свойственно искать причины эмоций в межличностных ситуациях, в то время как женщинам присуще видеть их в личных отношениях или в настроении. Мужчина обычно объясняет собственное поражение внешними причинами, женщины ищут причины неудач в себе, в личностном несоответствии.
Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины - в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии.
Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение «немужских» эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости). В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости, естественно, допустимо агрессивное давление - отсюда социальное «разрешение» для мужчин на выражение гнева. Поощрение мальчиков к выражению агрессии, гнева и неодобрение по отношению к выражению печали, тревоги и уязвимости готовит их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу. Напротив, в соответствии со стереотипными представлениями о гендерных ролях агрессивное поведение совершенно не приветствуется у лиц женского пола. Это связано с тем, что в сфере семейных взаимоотношений более продуктивной стратегией поведения является проявление женщинами позитивных эмоций и контроль внешних проявлений агрессии.
Таким образом, данные о гендерных различиях способностей эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Установлено, что у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.
Глава II. Экспериментальное исследование гендерных различий проявлений профессионального стресса
2.1. Организация и методы исследования
Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний.
Знание гендерных особенностей реакций на стресс важно как психологам, психотерапевтам, так и врачам общей практики, есть необходимость в его популяризации.
На первых этапах изучения профессионального стресса ученых интересовали объективные условия возникновения стресса, но позднее характеристики реальной ситуации перестали рассматривать как единственные причины стресса, внимание специалистов переключилось на характеристику субъекта труда, особенности личности. В настоящее время большинство авторов отдает предпочтение изучению факторов, включающих в себя объективные и субъективные компоненты, например, социально-психологические.
С целью выявления различий в проявлении профессионально стресса мужчин и женщин было проведено исследование, которое позволило сделать выводы о гендерных различиях стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать существующие теории гендерных различий стресса;
- выявить особенности проявления психологического стресса у мужчины и женщины;
- провести анализ результатов исследования и сделать соответствующие выводы;
- разработать рекомендации по повышению стрессоусточивости.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста.
Объектом исследования стресс в профессиональной деятельности.
Предметом выступают гендерные различия проявлений профессионального стресса.
При написании исследования были использованы следующие методы: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез полученных данных, а также методика «Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности» и опросник Спилберга-Ханина.
База для исследования:исследование проводилась на базе компании АО «Тандер». В исследовании принимали участие 30 сотрудников по выборке: 15 мужчин и 15 женщин.
Инструкция к методике «Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности»
По всем трем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству - 80 (Приложение 1).
Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности и агрессивности.
Фрустрированность как форма проявления подверженности психологическому стрессу есть состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает отрицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до личностной.
Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом, может сформироваться личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационцой толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.
Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и восприятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.
При интерпретации показателей использовались следующие оценки:
- до 30 баллов низкий показатель;
- 31 45 умеренный показатель;
- 46 и более баллов высокий.
Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина)
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной. Методика позволяет соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности. В методике предложена шкала личной тревожности, состоящий из двадцати утверждений, при ответе на которые, респонденту предлагается оценить утверждения по 3-х бальной шкале (Приложение 2).
При интерпретации показателей использовались следующие оценки тревожности:
- до 30 баллов низкая тревожность;
- 31 45 умеренная тревожность;
- 46 и более баллов высокая.
Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов.
2.2. Анализ результатов и их инетрпритация
Полученные данные методике «Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности» отражены в таблице 1.
Таблица 1
№п/пТревожностьФрустрированностьАгрессивностьженщинымужчиныженщинымужчиныженщинымужчины135432435744624265372635423263435262774439204849477853145263657286447687593521728736553225383239383727739504148353136104827362646481130376372282712795827203837133954374843581424374725253615673048364052
Анализируя данные таблицы 1, можно констатировать тот факт, что мужчины более агрессивны, но показатели тревожности и фрустрированности у обеих групп примерно в одинаковых пропорциях
Данные исследования тревожности по опроснику Спилберга Ханина отражены в таблице 2.
Таблица 2
Личностная тревожность123456789101112131415женщины724749783654674641444873633875мужчины674365743675356547385334536578
Как видим из таблицы 2, показатели тревожности обоих полов находятся примерно в одинаковых пределах. Обратим внимание на то, что показатель личностной тревожности в «норме» у каждой из групп испытуемых.
Таким образом, анализируя полученные данные, можно сказать, что гипотеза исследования о том, что мужчины менее подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.
2.3. Разработка рекомендаций по профилактике стрессов в профессиональной деятельности
Сегодня наблюдается существенное изменение условий и содержания труда во многих профессиях, где отсутствуют социально-педагогические основы организации профилактических мер для снижения стрессового состояния в трудовом коллективе.
В зарубежной гендерной психологии существуют многочисленные исследования, посвященные препятствиям, которые женщины вынуждены преодолевать, делая карьеру. Это работы Дж. Ландау, С. Марлоу, Т. Меламед и др. В этих трудах были выдвинуты три гипотезы о том, каково положение женщин в деловом мире. Согласно первой, принадлежащей Дж. Маршаллу, женщины не вписываются в жесткую мужскую среду. Но дальнейшие исследования продемонстрировали несостоятельность данной гипотезы, в последнее время женщины вполне успешно конкурируют с мужчинами и даже вытесняют их с руководящих должностей.
Большое распространение получила гипотеза «стеклянного потолка», под которым имеется в виду невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина, когда пытается достичь вершин успеха. Третья гипотеза принадлежит Г. Штайнсу и именуется «теорией звездной болезни». Под «звездной болезнью» понимается явление, когда женщины склонны считать ситуацию с женским лидерством благополучной и не помогают другим претенденткам. Такое жестокое отношение к представителям своего пола сейчас именуется также «реверсивным гендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям, предубеждения против женщин демонстрируют не мужчины, а женщины. Р. Кентер в своей работе «Мужчины и женщины в организациях» заметила, что там, где женщин очень мало, они находятся в особом положении. В самом деле, одна - две женщины в мужской группе только символически представляют женский пол.
Кентер обнаружила 4 неформальные роли женщин:
- «мать» (от неё ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности);
- «соблазнительница» (женщина выступает лишь сексуальным объектом);
- «талисман» - милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;
- «железная леди» - этим женщинам приписывается неженская жесткость, они особенно изолированы от группы.
Перечисленные роли свидетельствуют о неблагоприятной ситуации, в которой приходится работать женщинам. Они мешают занять положение равных в группе, снижают возможность служебного роста и способствуют профессиональному стрессу
Сегодня наблюдается существенное изменение условий и содержания труда во многих профессиях, где отсутствуют социально-педагогические основы организации профилактических мер для снижения стрессового состояния в трудовом коллективе.
Стресс, как правило, связан с любой деятельностью, и избежать его может тот, кто ничего не делает. Преобразовывая что-то негативное в позитивное - это является кульминацией умения контролировать стресс. Когда мы попадаем в ту или иную ситуацию, начинаем контролировать ее, автоматически считаем, что именно данная ситуация заставляет нас проявлять свои лучшие качества и делает нашу жизнь более полноценней и успешной. Но попадая в ситуацию, в которой нельзя что-то менять, исключить стрессовые факторы, следует прибегать к определенным упражнениям, которые изменяют отношение к стрессам.
Во-первых, рекомендуется отвлечение. Можно предотвратить стресс путем отвлечения от стрессовой ситуации. Когда человек о чем-то думает, то можно объекту мыслей отдать значительную часть своей энергии. Если думать приходиться с «надрывом» и много, то это может привести к психической травме. Поэтому важно учиться отвлекаться.
Во-вторых, необходимо снижать значимость события. Как правило, истинной причиной стресса являются не события, не люди, а наше отношение к происходящему.
В-третьих, важно действовать. Ведь стресс - источник очень сильной энергии. Энергия стресса захлестывает человека. Каждый день эта энергия, неукротимая и неуловимая, причиняет многочисленные разрушения внутри и вокруг человека. Но энергия, которая разрушает, может и созидать. Для этого потребуется еще большей силы энергия, поэтому не подавляйте, а действуйте.
В-четвертых, необходимо расслабление. Стресс вызывает увеличение частоты волн мозговой активности и общее напряжение. Расслабление снижает их частоту и поэтому необходимо овладеть системой расслабления. Секрет успешной борьбы со стрессом - это умение расслабляться. Наш организм не может одновременно расслабляться и напрягаться.
Необходимо завести ежедневник и не полагаться на свою память. Стрессовым фактором является откладывание на следующий день. Поэтому, планировать следует наперед и будете все успевать сегодня.
Необходимо ослабить свои стандарты, не все вещи стоит делать хорошо. Нужно быть более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, если и достижимо, то не всегда оно этого стоит.
На каждое сегодняшнее невезение найдется десять случаев, когда все происходило успешно. Воспоминание о хорошем уменьшит раздражение.
В конце-концов, следует иметь друзей, которые не слишком тревожатся или беспокоятся.
Важно не только защититься от стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным является остаточное психическое и физическое напряжение. Поэтому важно уметь своевременно расслабляться, снимать остаточное напряжение.
Заключение
Сегодня наблюдается существенное изменение условий и содержания труда во многих профессиях, где отсутствуют социально-педагогические основы организации профилактических мер для снижения стрессового состояния в трудовом коллективе. Проблема психологического стресса населения, а именно работающих людей, приобретает все возрастающую практическую и научную актуальность, так как отчетливо наблюдается непрерывный рост социальной, экологической, экономической, личностной, техногенной экстремальности нашей жизни.
В проведенном исследовании обоснована необходимость эмпирического изучения проблемы профилактики профессиональных стрессов в трудовом коллективе. Изучение влияния стресса на трудовой коллектив имеет особое значение для создания систем управления профилактикой стрессовых состояний. Эмпирическое изучение позволяет отразить специфику потребности изучения стресса и создание основы для разработки теории изучения феномена стресса именно как позитивного процесса и предполагает сбор данных и оценку состояния конкретного коллектива, который имеет особые потребности в плане поддержания психологического климата. Кроме того, эмпирическое изучение создает основу для выработки рекомендаций по выработке средств нейтрализации стресса.
Поэтому, нами по результатам проведенного эмпирического исследования представлены практические рекомендации по снятию стресса, которые полезны для тех, кто, забывая про отдых и регулярные расслабления, большую часть времени отдает напряженной работе, т.е. четко представлен.
В заключение следует сказать, что, проводя в организации меры профилактики профессионального стресса и мероприятия здоровьесберегающих технологий, руководители смогут значительно повысить управляемость в компании и эффективность её функционирования. Для профилактики профессионального дистресса, состояния эмоционального выгорания и других состояний и переживаний, негативно отражающихся на регуляторных процессах и эффективности профессиональной деятельности работника, необходимо проводить профилактические мероприятия и знать пути предотвращения возникновения этих состояний.
В организациях стрессовые ситуации оказывают влияние на качество деятельности сотрудников. Как правило, на пути выполнения поставленных задач и целей организации возникают значительные трудности. Отсутствие взаимосвязей групповой деятельности в коллективе в связи с профессиональным стрессом ведет к возрастанию личной неудовлетворенности каждого члена коллектива, потере эффективности качества деятельности, текучести кадров и т.д.
Список литературы
- Волкова, И.А.Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом» / И.А. Волкова. - Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2015.- 292с.
- Гибсон, Дж. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.- 8-е изд. / Дж. Гибсон. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 293с.
- Гринбер, Дж. Управление стрессом. 7-е изд. / Дж. Гринбер. - СПб.: Питер, 2012. - 152с.
- Даников, Н. И. Бессонница. Депрессия. Неврозы. Страхи. Стрессы. На вашей стороне сама природа. Простые и эффективные рецепты / Н.И. Даников. - М.: Этерна,2015. -148c.
- Дехтяр, Б. С. Как защитить себя от стресса / Б.С. Дехтяр. - М.: Фаир-Пресс,2015. - 176 c.
- Джуэлл, Л. Индустриально - организационная психология. Учебник для вузов / Л. Джуэлл. - СПб.: Питер, 2016. - 89с.
- ЖириковЕ.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. - М.: Изд. МЦФЭР, 2012. - 257с.
- Занковский, А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния / А.Н. Занковский // Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М.: Наука, 2013. 288 с.
- Иванов, С.В.Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд. / С.В. Иванов. - М.: Дрофа, 2013. - 246с.
- Кабушкин, Н.И.Основы менеджмента: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. И доп. / Н.И. Кабушкин. - М.: ТОО «Остожье», 2014. - 123с.
- Китаев Смык, А. Стресс и психологическая экология/ А. Китаев-Смык // Природа. - 2014. - №7 - С.98-105.
- Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.Аю Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2013. 412 с.
- Конфликтология / под ред. В.П.Ратникова - М.: Изд. ЮНИТИ - Дана, 2013. - 150с.
- Котова, И.Б. Психология / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 480с.
- Лосик, Б. Стресс-менеджмент / Б. Лосик. - М.: НТ Пресс,2015. - 256 c.
- Петров, В.В. Борьба со стрессом / В.В. Петров. - Мн.: Харвест,2015. - 352 c.
- Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования / Е.И.Рогов. - М.: Просвещение, 2014. - 448с.
- Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием / М.Е. Сандомирский. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е,2014. - 304 c.
- Семенов, П. Как защититься от стресса? Практические методики и рекомендации / П. Семенов. - М.: Феникс,2014. - 160 c.
- Семенова, И. Как избавиться от стресса и депрессии по методу И. Семеновой / И. Семенова, М. Краснощеков. - М.: Феникс,2015. - 272 c.
- Сергеев, А.М.Организационное поведение: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Сергеев. - М.: Академия, 2016. - 288с. с.111-115.
- Тюрин, А.М.Как избежать стрессов на предприятии. Учебник для вузов / А.М. Тюрин. - СПб.: Питер, 2014. - 139с.
Приложения
Приложение 1
Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности
Самооценка тревожности1 2 3 41. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности1 2 3 42. Вы часто из-за пустяков краснеете1 2 3 43. Ваш сон беспокоен1 2 3 44. Вы легко впадаете в уныние1 2 3 45. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях1 2 3 46. Вас пугают трудности1 2 3 47. Вы любите копаться в своих недостатках1 2 3 48. Вас легко убедить1 2 3 49. Вы мнительный человек1 2 3 410. Вы с трудом переносите время ожидания1 2 3 4Самооценка фрустрированности1 2 3 41. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход1 2 3 42. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом1 2 3 43. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя1 2 3 44. Несчастья и неудачи ничему меня не учат1 2 3 45. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной1 2 3 46. Я нередко чувствую себя беззащитным1 2 3 47. Иногда у меня бывает состояние отчаяния1 2 3 48. Чувствую растерянность перед трудностями1 2 3 49. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели1 2 3 410. Считаю недостатки своего характера неисправимыми1 2 3 4Самооценка агрессивности:1 2 3 41. Оставляю за собой последнее слово1 2 3 42. Нередко в разговоре перебиваю собеседника1 2 3 43. Меня легко рассердить1 2 3 44. Люблю делать замечания другим1 2 3 45. Хочу быть авторитетом для окружающих1 2 3 46. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего1 2 3 47. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю1 2 3 48. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться1 2 3 49. У меня резкая, грубоватая жестикуляция1 2 3 410. Я мстителен1 2 3 4
Приложение 2
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилберга Ханина)
Бланк ответов
Ф. И. О. _____________________________________________
Дата заполнения ______________________________________
Шкала личностной тревожности
№ п/псуждениеНет, это не такПожалуй, такВерноСовершенно верно1Я спокоен12342Мне ничто не угрожает12343Я нахожусь в напряжении12344Я внутри скован12345Я чувствую себя свободно12346Я расстроен12347Меня волнуют возможные неудачи12348Я ощущаю душевный покой12349Я встревожен123410Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения123411Я уверен в себе123412Я нервничаю123413Я не нахожу себе места123414Я взвинчен123415Я не чувствую скованности, напряжения123416Я доволен123417Я озабочен123418Я слишком возбужден и мне не по себе123419Мне радостно123420Мне приятно1234