ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению 49.03.01»Физическая культура»
профиль «Спортивная тренировка»
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ТЕННИСИСТОВ 11-12 ЛЕТ
Выполнена:
студентом группы
ФИО
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
ФИО
__________________(подпись)
Краснодар 2018
Содержание
Введение3
1 Состояние вопроса исследования по данным литературы6
1.1Анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 11-12 лет6
1.22 Фٕизٕиоٕлоٕгٕичесٕкٕаٕя хٕарٕаٕктерٕистٕиٕкٕа сٕкоростٕно-сٕиٕлоٕвٕыٕх кٕачестٕв10
1.3 Средства и методы воспитания скоростно-силовой подготовки теннисистов13
2 Методы и организация исследования21
2.1 Методы исследования21
2.2 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований22
3 Рٕезультаты исследования26
3.1 Результаты исследования уровеня развития скоростно-силовых теннисистов 11-12 лет26
3.ٕ2 ٕРезуٕлٕьтٕатٕы осٕноٕвٕноٕго пеٕдٕаٕгоٕгٕичесٕкоٕго эٕксٕперٕиٕмеٕнтٕа27
Заключение31
Список использованных источников34
Приложение 136
Показатели уровня развития скоростно силовых способностей у теннисистов 11-12 лет в контрольной группе до начала педагогического эксперимента.36
Приложение 237
Показатели уровня развития скоростно-силовых способностей теннисистов 11-12 лет в экспериментальной группе до начала педагогического эксперимента.37
Приложение 338
Показатели уровня развития скоростно-силовых способностей у теннисистов 11-12 лет в контрольной группе после педагогического эксперимента38
Введение
Теннис одна из более интересных спортивных игр, которая в последние годы получает всё большее распространение. Теннис доступен всем, и увлекаются им в самом различном возрасте. Модно видеть, как восьми-, девятилетние девочки и мальчики только обучаются игре, как девушки и юноши принимают участие в соревнованиях, как взрослые теннисисты в возрасте 60 и более лет с энтузиазмом «сражаются» на кортах.
Современный теннис относится к атлетическим видам спорта, требующим всестороннего развития физических, умственных и волевых качеств. Во время игры теннисист непрерывно находится в движении. Он совершает множество прыжков, рывков, наносит разнообразные удары по мячу, ведёт напряженную психологическую борьбу с противником.
Теннис развивает мышцы, усиливает кровообращение, улучшает работу сердца, увеличивает жизненную емкость легких, углубляет дыхание. Он вырабатывает ловкость, быстроту реакции, выносливость, развивает глазомер, умение расчетливо расходовать свои силы, придает бодрость. У занимающихся теннисом укрепляется нервная система.
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).
Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой и сложной двигательных реакций.
2. Быстроту одиночного движения.
3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.
4. Частоту ненагруженных движений.
Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности. Вместе с тем, в быту, спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другими формами проявления быстроты. Это, прежде, всего, передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры.
Такие, комплексные, формы проявления быстроты, принято называть скоростными способностями человека.
Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходимы еще достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.
Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
Однако, при всем том, что все такие упражнения направлены на развитие быстроты, все-таки имеются существенные методические особенности развития различных ее форм.
Актуальность темы обусловлена тем, что для развития скоростно-силовых способностей в теннисе, физические упражнения должны быть направлены на развитие силы, ловкости (координационных способностей), быстроты реакции, выносливости и гибкости.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование методики по совершенствованию скоростно-силовых качеств окажет положительное влияние на уровень скоростно-силовой подготовленности теннисистов 11-12 лет.
Объект исследования скоростно-силовая подготовка теннисистов 11-12 лет.
Предмет исследования методика занятий скоростно-силовой подготовкой спортсменов 11-12лет, занимающихся теннисом.
Цель работы: повышение скоростно-силовой подготовки теннисистов 11-12 лет.
1 Состояние вопроса исследования по данным литературы
- Анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 11-12 лет
В работе с юными теннисистами необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, которые являются важными показателями.
В процессе роста и развития организм ребенка во всех функциональных системах претерпевает постоянные изменения. Так, например, максимальные темпы роста у девочек в 11-12 лет, У мальчиков - в 13-14 лет, по 6-7см. в год. Максимальный прирост мышечной массы отмечается у девочек в возрасте 13, у мальчиков 14 лет, по 4-5кг. в год. К 14-15 годам развитие мышечно-связачного аппарата достигает высокого уровня, а тканевая дифференциация в скелетных мышцах уже мало отличается от мышц взрослых людей [14, с.101] .
Одновременно с увеличением мышечной массы происходит интенсивное нарастание силы мышц, которое, правда, несколько отстает от роста массы тела. Активизируется деятельность половых и эндокринных желез, начинается половое созревание, которое вносит свои коррективы в процессы роста и развития. Однако, в функциональном отношении организм ребенка еще не устойчив, часто подвергается заболеваниям и срывам.
В возрасте 11-15 лет определяется более четко соотношение различных частей тела, тип телосложения, которые имеют определяющее значение в выборе спортивной специализации. Учеными доказано, что тип телосложения и спортивные достижения тесно взаимосвязаны. При этом тип телосложения генетически обусловлен и почти не поддается влиянию тренировок[12, с.52] .
На спортивные достижения в легкой атлетике влияют не только размеры тела (рост и вес), но и соотношение частей тела, конституционные особенности подростков.
Наблюдаемые за последние 120-150 лет в разных странах ускорение темпов роста, увеличение тотальных размеров тела от поколения к поколению, более ранние сроки наступления полового созревания получили название «акселерация». Термин «акселерация» означает увеличение тотальных размеров тела, ускорение темпов роста и развития у представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущего поколения [9, с.76].
Увеличение длиннотных и обхватных размеров в настоящее время отмечается уже в период перинатального развития, и дети рождаются с более крупными размерами тела. Особенно заметно увеличение длины и массы тела детей отмечается в некоторых европейских странах и США.
Эпохальный сдвиг и акселерация наложили отпечаток и на современный спорт. Ускорение роста и развития детей и подростков, а также увеличение размеров тела у детей и взрослых людей наблюдается и у спортсменов. Современные футболисты, пловцы, фехтовальщики, волейболисты имеют большую величину тотальных размеров тела, чем представители этих видов спорта в начале XX века.
Существующая в настоящее время система подготовки спортсменов регламентирует возраст специализированных занятий отдельными видами спорта, масштаб и число соревнований в течение года. В программах для ДЮСШ приводятся сроки начала занятий определенными видами спорта, в соответствии с которыми с 7 лет разрешаются занятия фигурным катанием, плаванием, теннисом, спортивной и художественной гимнастикой; с 8 лет - акробатикой, прыжками в воду, слаломом; с 9 лет - биатлоном, лыжным двоеборьем, парусным спортом, прыжками на лыжах с трамплина, борьбой; с 10 лет - академической греблей, волейболом, баскетболом, фехтованием, конькобежным спортом; с 11 лет - хоккеем, современным пятиборьем, легкой атлетикой; с 12 лет - боксом, велосипедным спортом; с 13 лет - тяжелой атлетикой. Некоторые тренеры по фигурному катанию, спортивной и художественной гимнастике, плаванию, конькобежному спорту в нашей стране и за рубежом считают целесообразным на основании собственного опыта начинать тренировку на 2-3 года раньше указанных выше сроков.
Начальная спортивная специализация и углубленная тренировка в большинстве видов спорта у современных юных спортсменов, как правило, приходится на возраст 13-15 лет, в котором у большинства мальчиков и девочек происходит половое созревание.
Юные спортсмены 11-16 лет одного и того же паспортного возраста с различными темпами полового созревания значительно отличаются уровнем морфофункциональных показателей, причем характер физического развития, уровень проявления двигательных качеств (быстрота, выносливость, сила), особенности адаптивных реакций кровообращения и внешнего дыхания у них в большей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и развития, чем с паспортным возрастом. Однако существующие возрастные границы и этапы подготовки юных спортсменов (предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка в избранном виде спорта, спортивное совершенствование) основаны пока на учете только паспортного возраста и не учитывают индивидуальных особенностей роста и развития [10, с.93].
К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний..
Один из вопросов, особенно занимающих сейчас исследователей, ‒ какова роль акселерации в эволюции человека? Наследственные или ненаследственные изменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, но научные данные последних лет свидетельствуют о снижении темпов физического развития детей и подростков. Очевидно, акселерация ‒ явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков сдвигами функции внешнего дыхания [11, с.96].
Таким образом, у негармонично акселерированных детей преобладают черты функциональной лабильности гомеостатического фона и гомеостатической регуляции адаптивных реакций кардиореспираторной системы. Поэтому ранняя специализированная тренировка с использованием значительных по объему и интенсивности физических нагрузок без учета индивидуальных особенностей организма может привести к предпатологии, а нередко и патологическим нарушениям (перетренировки, перенапряжения, нарушения сердечного ритма и т. д.). Очевидно, что при обследовании юных спортсменов необходимо учитывать изложенные выше проявления индивидуальной акселерации прежде, чем дать заключение о состоянии здоровья, особенностях физического» развития и функциональных возможностей исследованных лиц. Врачу не следует забывать, что не всегда индивидуумы с высока ли соматометрическими показателями опережают сверстников в темпах роста и развития, а индивидуумы с низкими показателями отстают.
Поэтому в программу спортивно-медицинских исследований спортсменов целесообразно включить оценку биологического возраста. В современном спорте эмпирически сложилось два направления в подготовке юных спортсменов. Одно из них преследует цель достижения высоких спортивных результатов в раннем возрасте, второедостижение высоких спортивных результатов в период морфофункциональной зрелости спортсмена. Тренеры - представители первого направления используют методику форсированной подготовки юных спортсменов, акцентируя направленность тренировочного процесса на преимущественное совершенствование «ведущей системы» или качеств. Очевидно, эта тенденция возникла вследствие того, что в каждой популяции имеются дети, опережающие сверстников в темпах роста и развития организма и, в связи с этим, способные переносить значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки и показывать высокие спортивные результаты.
Второй подход к системе подготовки спортсменов высокого класса базируется на представлениях о том, что достижение высших результатов требует напряжения всех физических и психических сил и не может быть запланировано ранее достижения морфофункциональной зрелости. С позиций спортивной медицины более оправдана такая система спортивной тренировки, при которой в основу планирования характера, объема и интенсивности физических нагрузок положен учет морфофункциональной зрелости систем жизнеобеспечения. Хотя при поٕдобٕноٕм поٕдٕхоٕде к сٕистеٕме поٕдٕготоٕвٕкٕи сٕпортсٕмеٕноٕв вٕысоٕкоٕго кٕлٕассٕа боٕлٕьٕше вреٕмеٕнٕи зٕатрٕачٕиٕвٕаетсٕя нٕа преٕдٕвٕарٕитеٕлٕьٕнٕыٕй и нٕачٕаٕлٕьٕнٕыٕй этٕаٕпٕы сٕпортٕиٕвٕноٕй сٕпеٕцٕиٕаٕлٕизٕаٕцٕиٕи и вٕысоٕкٕие резуٕлٕьтٕатٕы пٕлٕаٕнٕируٕютсٕя в боٕлее стٕарٕшеٕм возрٕасте, но прٕи этоٕм обесٕпечٕиٕвٕаетсٕя осٕноٕвٕноٕй прٕиٕнٕцٕиٕп сٕистеٕмٕы фٕизٕичесٕкоٕго восٕпٕитٕаٕнٕиٕя, соٕгٕлٕасٕно котороٕму фٕиз