СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ5
1.1. Общее понятие умений и навыков5
1.2 Достоинства и недостатки традиционных способов формирования УУД на уроках обществознания14
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСВОЕНИЯ УУД НА УРОКАХ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ16
2.1. Методики усвоения УУД в зависимости от типа урока16
2.2. Формирование коммуникативных компетенций26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы вызвана тем, что образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.
Теоретическое и практическое значение работы. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Объект работы уроки обществознания.
Предмет формирование универсальных учебных действий (умений и навыков) у учащихся на уроках обществознания
Цель - проанализировать методики формирования универсальных учебных действий (умений и навыков) у учащихся на уроках обществознания
Для достижения цели поставлен ряд задач:
- изучить теоретические основы УУД;
- проанализировать методику формирования УУД на уроках обществознания;
- сделать выводы.
Методы исследования аналитический, синтетический.
Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования в образовательном процессе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.1. Общее понятие умений и навыков
«Обществознание» учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета общественной жизни обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях[16].
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями [16].
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов [16].
Хотелось бы остановиться на формировании УУД посредством работы с текстовой информацией на уроках обществознания.
Современный процесс преподавания не может быть основан лишь на повторении заданного учителем алгоритма усвоения информации акцент делается на формирование у ученика «осмысленной потребности приобрести ту или иную информацию, необходимую ему для продвижения в собственном поле образования» [3. С.17] .
Владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации (в том числе материалы на электронных носителях), сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, давать нравственно-этическую оценку личностям и событиям на основе полученной информации, выполнять различные творческие работы, предусматривающие сбор и обработку информации вот далеко не полный перечень метапредметных результатов, которые достигаются путем формирования универсальных учебных действий при работе с текстами разного типа.
Достижение определенных целей лежит на основе применения системно-деятельностного подхода. Возникает вопрос как формировать эти умения?
На наш взгляд, УУД могут быть сформированы лишь в процессе определенной учебной деятельности. Необходимо создать новые условия для такой деятельности изменить сам образовательный процесс:
Освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Основным результатом деятельности учителя не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений УУД учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации[3].
Необходимо на первый план выдвигать не информированность обучающегося, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях[1, c. 525-526].
Следовательно, учитель должен использовать задания, требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать обществоведческую информацию. К ним можем отнести: тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько применение каких-либо характерных черт, признаков, тенденций развития обществоведческих явлений; заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; задания и анализ цифровой информации; задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников или обществоведческих текстов; задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.[5].
Главное, на наш взгляд учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (памятки и др. приемы). Становиться понятно, что учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной ему структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским.
Следовательно, и само построение урока должно быть соответствующим. Урок-дебаты, дискуссии это наиболее интересная форма работы на сегодняшний день. На подобном уроке можно проследить не только за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы обучающихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Практика показывает, что такие уроки довольно интересны детям и они с радостью готовят свои выступления и дискутируют с одноклассниками [2, c.140-141].
Достижение УУД включает полное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Таким образом, формирование у обучающихся УУД на уроках обществознания строится на совместной работе учителя и обучающегося, но учитель лишь направляет деятельность обучающихся, а обучающиеся сами должны добывать, обрабатывать и систематизировать информацию. Это дело не легкое, но с помощью учителя реально достигнуть успехов в обучении и сдать экзамены.
Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления
человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях [18].
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, и на уроках, и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения [3].
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т. д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач[2].
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать / понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
1.2 Достоинства и недостатки традиционных способов формирования УУД на уроках обществознания
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний, и их применение в аналогичных ситуациях, позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ науки и образцов способов деятельности. Непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях. Коллективный характер усвоения позволяет оперативно выявить типичные ошибки, ориентирует на их устранение.
Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. В недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации. Превалирует субъектно объективный стиль отношений между учителем и учащимися. Наиболее типичными заданиями являются следующее: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти" [7].
Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСВОЕНИЯ УУД НА УРОКАХ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ
2.1. Методики усвоения УУД в зависимости от типа урока
На примере тем по мировым религиям можно увидеть, как меняется система подачи информации в новых условиях, когда используется компетентностный подход над развитием основных УУД.
Таблица 1 - «Место человека в мифологии»
Традиционный урокУрок, основанный на компетентностном подходеΙ. Опрос по домашнему заданию.
Обычно это ответы на вопросы в конце параграфа, пересказ.Ι. Домашнее задание может варьироваться от самостоятельного составления учащимися вопросов по пройденному материалу, которые они задают одноклассникам, до опережающего задания по следующему параграфу, которое проверяется только в ходе урока.ΙΙ. Введение: сообщение темы урока учителем.
«Мировая мифология»ΙΙ. Тема формулируется учащимися в конце урока самостоятельно, т.о. осуществляется рефлексия, когда дети проговаривают основную мысль урока так, как они ее поняли.
Тема………………..ΙΙΙ. Основная часть.
Рассказ учителя с опорой на текст учебника и иллюстративный материал.
План
Картина мира в мифах
Место человека с мифологической картине мираΙΙΙ. Создание проблемной ситуации.
Учащиеся с помощью текста учебника выявляют противоречие в оценках роли божественного в мифах
2. Учащиеся формулируют проблему (вопрос темы, на который следует ответить, чтобы разрешить противоречие)
3. Ученики предлагают свои версии ответов (предположения).
4.Актуализация знаний, необходимых для решения проблемы и выяснение, что необходимо узнать для этого.
5. Поиск решения проблемы с помощью текста учебника, иллюстраций, карт.
Форма может быть как фронтальная, так и групповая.
Учащиеся читают миф о происхождении мира и богов и работают с иллюстрацией.
Учащиеся читают мифы об отношениях богов и людей.
Учащиеся работают с текстом учебника.
ΙV. Закрепление.
Различные задания на повторение пройденного.ΙV. Ответ на вопрос темы на основании тех фактов, которые учащиеся сами нашли в предложенных педагогом текстах.
Формулирование детьми темы урока.V. Домашнее задание.V. Домашнее задание носит индивидуальный характер. Во втором варианте проведения урока работа направлена на развитие универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). На уроке развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные, информационная, культурологическая. Учитель здесь выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках обществознания особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления, самобытности выводов.
Учитель должен использовать задания, требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию. Хорошим подспорьем в развитии УУД являются рабочие тетради. Они включают в себя целый ряд таких типов заданий, которые затруднительно включить в сам учебник.
Это, например:
1) "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);
2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;
3) задания на анализ цифровой информации;
4) задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников;
5) задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все вышеперечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.
Урок-дебаты, дискуссии - это наиболее интересная форма работы на современном этапе. На таком уроке можно проследить не только за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет однозначной оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения [8].
Удачными могут получиться уроки-дебаты при изучении тем касательно различных знаменитых персон. Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь коммуникативных УУД, так как направленна на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же можно продолжить на уроках с элементами ролевых игр.
Формированию универсальных учебных действий в значительной степени способствует методика изучения материала крупными блоками. Основная идея данной методики: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).
Этапы работы с блоком
I. Введение в тему (составление блок-схемы).
Самый сложный этап для учителя, так как нужно изложить большой объем материала с привлечением различных средств обучения: карта, наглядные пособия, электронные пособия; мультимедиа-лекции; презентации; видеофильмы.
Подготовка к этому этапу должна быть тщательно продумана: нужно выделить главное из огромного количества деталей и постараться изложить разделы темы единым целым. В то же время материал должен быть достаточно компактным. Главная задача учителя на данном этапе заложить основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, дискретной.
Блок-схема составляется в виде опорного конспекта (ОК). ОК требует от составителя не только глубокого знания предмета, но и межпредметных связей и дидактических задач. Используется первичное закрепление и обобщение знаний на первом уроке, задается воспроизведение блок-схемы на дом. Повышается осознанность и активность домашней работы. Ученик правильно излагает вопрос только в том случае, если разбирается в схеме, если усвоил самый смысл явления, отраженного в схеме[8].
II. Урок (уроки) практических занятий.
Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу. Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют события и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.
Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими, требующими волевых проявлений ученика. С целью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования интереса, развития самооценки, волевых усилий, применяется рейтинговая система оценивания. Составляют рейтинговую карту по теме, знакомят с ней учащихся на вводном занятии. Ведется учет рейтинга ученика в сравнении с одноклассниками и относительно самого себя в предыдущей теме (темах). В некоторых классах при изучении определенных тем используют модульную программу, что позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе. Объем домашнего задания зависит в этом случае от объема выполненной на уроке работы. На данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.
III. Урок обобщения и контроля.
Его цель: определить уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей и т.д. Предложенные формы работы в основном используются на уроках обществознания в старших классах.
Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Например, при подготовке темы по военно-политическим аспектам современного общества отмечаются следующие виды деятельности школьников:
- рассказ на основе информации учебника, отрывки из архивов, карты и схемы;
- умение извлекать информацию из источника;
- описание объекта по схеме
- составление характеристики общественного деятеля.
Следующий шаг подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал (архивные отрывки, карты, схемы).
Опережающее задание учащихся:
А) класс делиться на три группы по родам войск
Б) внутри группы распределяется выполнение следующих заданий
- нарисовать эмблему войска;
- подготовить сообщение о вооружении;
- подготовить рассказ с показом на карте об одном из направлений военных походов по жребию.
- Работа с картой («Чтение карты»), схемой
- Анализ литературного источника
- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.
Работа может идти как в группах, так и индивидуально.
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках следует использовать следующие формы и методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них
- Комментированное чтение текста
- Составление простого и сложного плана
- Составление сравнительных, хронологических таблиц
- Составление кластера
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
- Составление логической схемы, цепочки
Главное учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).
Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания.
Использование КОЗ на уроке обществознания служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.
Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как «Интервью с выдающейся личностью», презентации картин на темы жизни общества (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), рецензия на документальный фильм (в старших классах). Использую также задания игрового характера.
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка это слово резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Примеры:
1. Закон
Римское право
Придуманные, составленные мудрым царем
Устанавливающие порядок в стране
Правило
2. Закон
Жестокий, но справедливый
Разрешает, запрещает, наказывает
Карает провинившихся сурово всегда
Необходимость
Урок-игра
Игра постоянно пополняет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь детского коллектива интересным содержанием. Игры помогают, по утверждению Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Он считал, что труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развития воли и ума. Игры всегда ведутся по определённым правилам, в игре дети должны мобилизовать свои знания, обращаясь к источникам информации, таким образом, развивая свои умения и навыки.
В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений, приёмами риторики, культурой речи, умению принимать разные точки зрения.
Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.
В дидактической и методической литературе по использованию игр в учебном процессе выделяют две группы:
- малые дидактические игры;
- ролевые игры.
Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большой хронологический, картографический, общественно-культурный материал. Они направлены на усвоение характеристик общественных деятелей (формирование у учащихся логического мышления), событий, искусства, быта людей. Например, викторины:
- “Знаешь ли ты этого общественного деятеля?”,
- “Откуда этот отрывок?” (на знание литературы),
- “ О каком событии идёт речь?” и т.д.
Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются задания найти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особой популярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале: “Четвёртый лишний”, “Россыпь”, “Квартет”, “Рассыпанное предложение”. В среднем звене ребят захватывают интеллектуальные игры типа: “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?”, “Своя игра”. Организуя игры на уроке можно прийти к выводу, что без учителя, без его поддержки, многие интересные начинания могут оказаться трудными и неосуществимыми для учеников.
Ролевая игра, которая готовится в течение 2-3 недель, как правило, с учащимися старших классов, формирует умения анализировать события в обществе, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку общественно значимым событиям, деятелям, положению классов. (“Турнир ораторов”, “Конкурс Мюнхгаузенов”, “Клуб путешественников”, “Путешествие в картинные галереи”.)
В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию. (Например, урок суд это наша современная оценка выдающих общественных деятелей, мировых событий, явлений, без неё невозможно изучение истории, извлечение из неё уроков).
Анализ учебной работы, методической литературы, школьной практики позволяет сделать выводы, что эффективность ролевой игры зависит от факторов:
- уровня сформированности знаний;
- уровня сформированности умений и навыков учащихся;
- подготовки учащихся, включающей опыт исполнения ролей, создание установки на игру [18].
Для успеха ролевых игр учитель вначале опирается на группу хорошо успевающих ребят, проявляющих повышенный интерес к жизни общества, к чтению художественной литературы, членов кружков, постепенно расширяя круг участников.
Учебные игры в разумном сочетании с другими приёмами и средствами обучения помогают интенсифицировать процесс обучения обществознания, успешнее решать задачи по формированию общеучебных и исследовательских умений и навыков, по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.
Формирование исследовательских навыков учащихся осуществляется посредством написания реферата.
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой работы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Тематика, над которой учителя чаще всего работают с ребятами основывается на краеведческом материале, потому что необходимо прививать учащимся любовь к малой Родине, чувство национального самосознания, испытывать гордость за своих земляков.
Интерактивная методика используется при изучении нового материала. Эта методика предполагает работу ребят в группах. Все учащиеся в классе делятся на группы по 4 человека. Каждый ученик получает свой блок материала по содержанию параграфа, затем собираются по номерам в другую по составу группу, изучают материал вместе и представляют его в наглядной форме, записывая в тетрадь. Затем возвращаются в первоначальные группы, где каждый учащийся фиксирует в свою рабочую тетрадь новый материал после объяснения товарищей по очереди. В данной ситуации у ребят формируются следующие учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки:
- владение различными формами устных публичных выступлений;
- владение приемами риторики;
- организация совместной деятельности;
- владение культурой речи;
- выслушивание мнения других.
Возможные варианты заданий учащимся при работе в группах:
составить конспект по конкретному пункту, здесь формируется умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала;
составить план (простой или сложный), здесь формируется умение составлять планы различных видов, находить отличия;
заполнить хронологическую таблицу;
работа с картой: найти на карте и ответить на вопрос;
найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь и выучить (развивается память);
проанализировать документ учебника, и определить в чьих интересах он написан;
пользуясь дополнительными источниками художественными и документальными, решить проблемное задание, здесь формируется умение учащихся работать с дополнительной литературой, выслушивать мнение других учащихся группы, развивать креативное мышление.
Учащиеся должны быть замотивированы на написание письменной работы в виде теста из 5 или 6 заданий после обмена материалом. После написания теста ребятам дается ключ, и они выполняют взаимоконтроль, работая в парах, что является очень полезным моментом.
Домашнее задание даётся учащимся дозированное, разноуровневое, что позволяет учитывать индивидуальные особенности.
Изучение нового материала по интерактивной методике (зигзаг) является эффективным т. к. практически работа в группах исключает неудовлетворительные оценки, как показывает опыт работы и формирует широкий спектр общеучебных и исследовательских умений и навыков учащихся.
Главным показателем умственного развития учащихся является не только сумма знаний, приобретённых учеником, сколько уровень интеллектуальных умений, мыслительных приёмов и логических операций, которыми владеет ученик.
В классической системе образования программы построены не на творческих формах деятельности, а ориентированы на запоминание фактов и получение однозначных вопросов. В большинстве случаев учитель отдаёт приоритет образовательным целям, но и необходимо планировать развитие мышления, т. к. олимпиадные задания, интеллектуальные конкурсы и викторины предполагают развитие общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся.
Поэтому необходимо школьников обучать специальным приёмам и техникам развивающего обучения, чем автор опыта и занимается с учащимися на факультативе “Учимся учиться”.
Процесс развития ученика должен быть целостным, единым процессом, реализующимся как через систему специальных занятий, так и через основные учебные занятия [16].
Для обеспечения целостности и непрерывности формирования приёмов мыслительной деятельности занятие должно включать следующие этапы:
Мотивация
Целеполагание
Планирование
Действие по реализации плана
Самоконтроль, самоанализ, самооценка
Оценка экспертов (диагностика)
Коррекция
Курс развивающих занятий создаёт условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. У школьников исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие “познавательные способности” требует длительной, целенаправленной работы.
Развивающие игры по обществознанию представлены ниже.
Игра “Рассыпанное предложение”
Данная игра позволяет сформировать мыслительные операции сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также более сложные поиск закономерностей. Например:
1. Слова в предложении переставлены местами и нужно восстановить порядок слов в предложении; в каждом из которых даётся определение какому-либо понятию;
- К Родине своему любовь преданность народу Отечеству своему патриотизм это;
- искусство политика государством управлять это;
- форма при которой неограниченная монарху власть принадлежит феодального абсолютизм это государства верховная.
2. Прочитать предложение, в котором буквы в словах переставлены местами, а последовательность слов в предложении соблюдена.
Игра “Чёрный ящик”
Направлена на то, чтобы в игровой форме сформировать у учащихся умения выделять существенные и несущественные признаки, умения анализировать, выделять главное. Суть игры состоит в том, что один из учащихся задумывает понятие, событие, явление и начинает его описывать, не называя его. Все остальные должны угадать, о чём идёт речь. Кто первый угадывает, тот и выигрывает и продолжает игру.
Ученик задумывает событие, понятие. Постепенно, называя признаки, характеристики, начиная, с второстепенных. Какое событие задумал ученик?
Использование системы интеллектуальных упражнений на уроке
При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент. (Разумовский В.Г.)
Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.
2.2. Формирование коммуникативных компетенций
Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:
вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;
устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.;
письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения- интервью и т. д.;
групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;
монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т. д.;
грамотного письма. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др [4].
Работе над связной речью учащихся необходимо уделять внимание, начиная с младших классов. Любой урок начинаю с объяснения слов, записанных в теме. Внимание к словам и понятиям помогает учащимся увидеть богатство русского языка, готовит их к правильному пониманию формулировок в тестовых, олимпиадных заданиях и заданиях по ЕГЭ. Для формирования интеллектуальной составляющей компетенции при проведении обзорной, тематической лекций включаю задания на повторение определений, перечисление фактов, проверяю знания хронологии событий.
Проблемная лекция активизирует работу учеников, ставит их в позицию исследователя, поэтому в названии темы выносится проблему. Например «За и против…» по определенному событию или явлению
Эти лекции помогают учителю строить диалог с учащимися, не навязывая своей точки зрения, приходим к общему мнению. Для формирования ценностной составляющей коммуникативной компетенции ученик должен не только усвоить материал, но его интерпретировать. [3, c.58] Поэтому уделяется внимание практическим занятиям, на которых применяются такие задания:
«объясните значение документа»;
«составьте опорную схему».
Владея материалом, ученики учатся его применять, то есть создавать свое высказывание, использовать изученный материал в новых условиях. Например, они высказывают свои предположения о политическом развитии России в случае победы первой русской революции.
Для формирования практической составляющей коммуникативной компетенции ставлю учащихся в ситуацию, когда они сравнивают факты, анализируют причины мировых событий, определяют их взаимосвязь. Например, сравнить те или иные реформы и ответить на вопрос: «Почему они не получили/получили поддержку у правительства, у оппозиционных партий, у широких кругов российской общественности, крестьянства?» и т.д.
Ученики всегда с интересом готовятся к деловым играм и результативность таких уроков выше и актуальнее. На этих занятиях ученики приобретают опыт публичных выступлений, ведения диалога, участия в дискуссиях, проявления инициативы и принятия ответственных решений. Свободный обмен мнениями, обусловленный игровыми моментами, способствует раскрытию личностных качеств, развивает коммуникабельность, менталитет.
Речевая компетентность ученика формируется:
через обучение содержанию предмета;
через развитие прикладных исследовательских умений;
через развитие социально-коммуникативных умений;
через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации [4].
Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:
1 этап
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:
готовность учащихся участвовать в урочном общении;
отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
комментировать вопросы и ответы;
делать сообщения;
рассказывать логично и последовательно.
2 этап
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
простота и четкость речевого высказывания;
отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;
умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;
умение использовать риторические вопросы;
умение вступать в контакт с партнером и собеседником;
умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
3 этап
На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:
умение вести беседу в паре, группе;
умение поддерживать беседу;
умение вести конструктивный диалог, дебаты;
умение построить дискуссию и вести ее;
умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Таким образом, видно, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. [3,c.78]
Приемы формирования диалога.
Субъектами диалога могут быть ученик, группа, класс, учитель.
На уроках использую следующие приемы:
взаимоопрос. Ученики проверяют друг у друга домашнее задание, затем выполняют письменное задание, данное учителем.
опрос в форме диалоговой пары. На доске учитель предлагает вопросы, заранее проставив количество баллов, которые ученики могут получить при выполнении каждого задания. Затем ученики в паре выбирают вопросы, готовят ответы, оценивают работу. Первый ученик отвечает у доски на первый вопрос, второй ученик задает ему вопросы, затем отвечает на второй вопрос, третий ученик задает вопросы второму и отвечает на свой вопрос и т. д.
Успешность работы школьников с информацией можно обеспечить за счет привлечения обучающих видов текстов, содержащих лишнюю, недостающую или противоречивую информацию, фактические или логические ошибки, а также требующих определения задачи и выявления проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время школа становится площадкой для экспериментов. Так, в школе вводят образовательные стандарты, призывающие к воспитанию всесторонней личности.
Одно из главенствующих положений Концепции ФГОС формирование универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимся общественного опыта. Также его можно определить как совокупность способов действия учащегося, которое обеспечивает индивидуальное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе предполагаемых результатов УУД выделяют:
1) личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивов к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поли-культурном социуме;
2) метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися межпредметных понятии и универсальных учебных действии, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, индивидуальность планирования и осуществления учебной деятельности и организации образовательного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
3) предметные результаты, включающие освоение обучающимися в ходе изучения образовательного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Уроки обществознания, благодаря разносторонности своей тематики, могут способствовать развитию у учащихся необходимых знаний, умений и навыков.
В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования УУД на уроках обществознания. Таким образом цель исследования следует считать достигнутой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Апанасенкова, Е.Д. Формирование УУД на уроках истории и обществознания как основа современного образовательного процесса//Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 2015. С. 525-563.
- Ахломенок, А.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в средней школе//Вестник НГТУ. Новокузнецк, 2016. № 8 (16). С.140-141.
- Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания. Учебное пособие в 2ч. / Бахмутова Л.С. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Белянкина О. А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания // Молодой ученый. 2013. №4. С. 525-527.
- Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе. - М., Владос, 2002. - 304 с.
- Губина Е.В. Методика преподавания обществознания /Губина Е.В. - Казань: Казан, ун-т. 2015. - 148с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2012. 151 с.
- Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. - М.: «Экзамен», 2015. - 191с.
- Обществознание. Базовый уровень. Учебник 10 класс - М.: Просвещение, 2015. - 352с.
- Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс./Под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М.: «Просвещение», 2014. - 237с.
- Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс. - М., 2014. 256 с.
- Обществознание. Учебник. 10 класс. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н.М.Смирновой. - М.: «Просвещение», 2015.
- Обществознание. Учебник. 11 класс. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, В. А. Литвинова. - М.: «Просвещение», 2014.
- Обществознание. Школьный словарь. 1011 классы./ Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: «Просвещение», 2015.
- Педагогика: [учебное пособие] / Н. Бордовская, А. Реан. - Санкт- Петербург: Питер: Питер Пресс, 2015. - 299 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// #"justify">Янгирова, В.М. Методологические ориентиры профессиональной подготовки учителя к диагностике образовательных результатов / В.М. Янгирова, О.А. Шамигулова// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22221 (дата обращения: 19.12.2016).