Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Фигуристки

  • Вид работы:
    Другое по теме: Фигуристки
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    03.07.2017 11:32:47
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Курс. Нужно по курс. во вложении написать 2 курс.
    Во второй нужно по первой работе провести тестирование по тем методикам что есть в первой работе, условно взять две группы провести исследование сделать выводы,Возраст 12-15 лет ап 70%
    срок 6.06
    Содержание

    Введение3

    Глава 1. Теоретические аспекты фигурного катания6

    1.1 Характеристика фигурного катания6

    1.2 Возрастные и физиологические особенности юных фигуристок9

    1.3 Виды выносливости в спорте13

    Глава 2. Методические аспекты развития выносливости у фигуристок на этапе высшего спортивного мастерства17

    2.1 Особенности тренировочного процесса фигуристок на этапе высшего спортивного мастерства17

    2.2 Методы развития выносливости у фигуристок на этапе высшего спортивного мастерства22

    2.3 Тестовые упражнения на определения уровня выносливости у юных фигуристок27

    Заключение31

    Список использованной литературы34













    Введение

    Фигурное катание красивый и технически очень сложный вид спорта, который требует от спортсмена отличного владения своим телом, отточенности движений, выносливости, гибкости и силы, артистичности и психологической устойчивости. В настоящее время уровень фигурного катания очень высок, и чтобы ему соответствовать и показывать достойные спортивные результаты, необходимы поиски новых методик совершенствования уровня подготовки спортсменов. Этим обусловлена актуальность данной работы. Для фигуриста развитие физических качеств является одним из основных требований подготовки, особенно это касается специальной выносливости, которая позволяет спортсмену выполнить свою произвольную или короткую программу без снижения качества техники элементов до конца проката на льду. Специальная выносливость развивается на основе общей выносливости и является одной их важнейших характеристик фигуриста.

    Вопросы изучения способов развития выносливости, ее влияние на успешность спортсмена в фигурном катании изучали М.В.Гришин, А.Н.Мишин, Е.Н. Тузова, И.М. Медведева, Ю.А. Коваленко, М.М. Аникина, А.Д. Плахтиенко, Л. К. Серов, А.К.Тихомиров и другие. На сегодняшний день отсутствует выработка единого системного подхода, как в определении специальной выносливости, так и выделении и разграничении критериев определения специальной выносливости фигуристок на этапе высшего спортивного мастерства, не выделены основные факторы, определяющие состояние специальной выносливости юных спортсменок [8]. В связи с этим затруднен процесс диагностики специальной выносливости у фигуристок, а также выбора упражнений для ее развития.

    Цель работы изучение развития выносливости фигуристок на этапе высшего спортивного мастерства.

    Объект исследования:тренировочный процесс фигуристок на этапе высшего спортивного мастерства

    Предмет исследования:методики для развития выносливости, используемые в фигурном катании на этапе высшего спортивного мастерства.

    Задачи:

    - проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития выносливости в фигурном катании;

    - описать возрастные и физиологические особенности фигурс\исток 12-15 лет;

    - изучить средства и методы развития выносливости в фигурном катании на этапе высшего спортивного мастерства;

    - провести исследование по эффективности применения упражнений для развития выностивости.

    Методы исследования: анализ научно-методологической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация, эксперимент.





    Глава 1. Общая характеристика фигурного катания

    Фигурное катание на коньках это сложнокоординационный вид спорта, в котором спортсмен, перемещаясь на коньках по льду, выполняет различной сложности элементы под музыку. Физическая подготовка спортсмена является основой для достижения высокого уровня мастерства в фигурном катании. Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в середине 19 века, в 1871 году было признано на 1-ом Конгрессе конькобежцев и уже в 1882 году в Вене состоялись первые соревнования. В 1908 и 1920 года в рамках летних Олимпийских игр прошли соревнования по фигурному катанию, а с 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр. В настоящее время в этом виде спорта выделяют пять дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Первые три дисциплины являются больше техническими, чем импровизационными, в них присутствует множество сложных обязательных элементов. В танцах на льду и в синхронном катании обязательных элементов практически нет, здесь многое зависит от уровня владения своим телом, мастерства, артистичности фигуристов [12].

    Нагрузки в фигурном катании очень высоки, подготовка спортсмена требует всестороннего подхода и развитие всех структур и качеств организма. Ведь даже при коротком выступлении расход энергии может составлять от 3000 до 4100 ккал, максимальное потребление кислорода составляет 58 мл/мин/кг, легочная вентиляция может достигать 80-160 и более л/мин, потребление кислорода - 4,0-4,5 л/мин. Имеет место кислородный долг, особенно при выполнении произвольной программы, как в одиночном, так и в парном катании. ЧСС в покое составляет 45-50 уд/мин, во время выступления может достигать 160-180 и более уд/мин. Концентрация лактата в крови возрастает до 14-18 и более ммоль/л [9].

    Для фигурного катания характерна стереотипность движений. В процессе тренировочных занятий эти упражнения много раз повторяются, их элементы стабильно сочетаются и фиксируются двигательной памятью и во многом становятся автоматическими, так как формируется специальная группа нервных центров, управляющих этими движениями, функциональная система. В ней происходит синтез всей афферентной информации, поступающей из внешней и внутренней среды, учитываются мотивы деятельности спортсмена и используются хранящиеся в его памяти моторные следы (двигательные навыки). При этом организм минимизирует энергетические затраты на эти упражнения, потому что функциональная система доминирует и затормаживает активность посторонних нервных центров и мышц. Фигурному катанию свойственны смешанные упражнения, в которых преобладают ациклические движения. Многообразие форм движений, различный характер прилагаемых усилий требуют развития у фигуриста разных по характеру физических качеств [12].

    Упражнения сочетают в себе как статические, так и динамические элементы, поэтому в тренировочном процессе развивается как статическая (изометрическая), так и динамическая (в частности, взрывная) сила. Важными качествами фигуриста являются статическая выносливость при поддержании различных поз, гибкость и ловкость.

    Этот вид спорта оказывает огромное влияние не только на развитие двигательного аппарата, но и на функции сенсорных систем организма. Многочисленные ускорения и замедления, наклоны и вращения, сложность сохранения равновесия на малой площади опоры повышают тонкость анализа положений и перемещений тела и развивают вестибулярный аппарат. Повышаются мышечно-суставная и тактильная чувствительность, точность глазомера, дифференцировка слуховых ощущений, способность к комплексному восприятию информации от многих сенсорных систем [12].

    С течение времени у фигуристов двигательный аппарат и вегетативная система адаптируются систем к резким изменениям уровня рабочей активности, что достигается чередованием мощности работы и переключениями уровня энергетических затрат - от незначительных в обязательных программах, где невысока скорость и велика доля статического компонента, до больших - при быстрых и динамичных произвольных упражнениях. При этом меняются и условия выработки энергии, мышцы работают то в анаэробном, то в аэробном режиме. Все эти особенности быстрой перестройки организма вырабатываются с течением времени тренировочным процессом.

    Для фигуристов очень важным требованием является устойчивость психики. Умение собраться, сосредоточиться, продемонстрировать эмоциональность, но не впадать в истерику все это сочетается с требованиями выполнить технически сложные элементы, причем артистично и под ритм музыки. Задача особенно усложняется в парном и синхронном катании.

    Установлено четыре этапа спортивной подготовки фигуриста.

    1. Этап начальной подготовки. Минимальный возраст для зачисления в группы 5-6 лет, продолжительность этапа 3 года. Задачи этапа:

    - формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

    - формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

    - освоение основ техники по виду спорта фигурное катание на коньках;

    - всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

    - укрепление здоровья спортсменов;

    - отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта фигурное катание на коньках.

    1. Тренировочный этап (этап спортивной специализации). Минимальный возраст для зачисления в группы 7 лет, продолжительность этапа 5 лет. Задачи этапа:

    - повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

    - приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта фигурное катание на коньках;

    - формирование спортивной мотивации;

    - укрепление здоровья спортсменов.

    3) Этап совершенствования спортивного мастерства. Минимальный возраст для зачисления в группы 10 лет, продолжительность этапа без ограничения. Задачи этапа:

    - повышение функциональных возможностей организма спортсменов;

    - совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;

    - стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;

    - поддержание высокого уровня спортивной мотивации;

    - сохранение здоровья спортсменов.

    4) Этап высшего спортивного мастерства. Минимальный возраст для зачисления в группы 12 лет, продолжительность этапа без ограничения. Задачи этапа:

    - достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;

    - повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях [7].

    За всю историю достижений спортивного мастерства сильнейшие фигуристы максимально возможные результаты мира демонстрировали в следующих возрастных периодах: у женщин в возрасте 19±1,7 лет, у мужчин данный период попадает на 20,4±2,8 года [12].

    Таким образом, фигурное катание на коньках - это сложнокоординационный вид спорта, в котором спортсмен, перемещаясь на коньках по льду, выполняет различной сложности элементы под музыку. В результате подготовки спортсмена развиваются координация, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества, формируется устойчивость психических процессов. Все это позволяет уже в достаточно юные годы показывать высокий уровень мастерства и добиваться высоких спортивных результатов.

    2. Возрастные и физиологические особенности фигуристок 12-15 лет

    В каждом виде спорта от спортсмена требуется демонстрация выносливости, силы, быстроты реакции, гибкости, внимания, других качеств. При развитии их в процессе обучения должны учитываться возрастные и физиологические особенности, так как развивающемуся организму ребенка свойственна периодизация развития соматической и психологической систем.

    Возраст 12-15 лет у девушек это период подросткового становления, один из самых сложных периодов в становлении человеческого организма. Происходят значительные психофизиологические изменения, формируется личность. Подростковый период характеризуется повышенной раздражимостью, тревожностью, противоречивостью. Подростки часть проявляют упрямство, агрессивность, стремятся к самореализации самыми различными путями. В этот период происходит половое созревание, изменяется гормональная активность организма, происходит нейрогормональная перестройка организма. К 12-летнему возрасту получает все большее развитие регулирующий, тормозящий контроль головного мозга. Развивается процесс внутреннего торможения, усиливается функция коры головного мозга, направленная на анализ и синтез высших раздражений, воспринимаемых анализаторами (зрительным, вестибулярным, кожным, двигательным и т.д.) [14].

    К 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное формирование двигательного аппарата человека, поэтому освоение основных движений, характерных для фигурного катания должно происходить на ранних этапах подготовки. После 12 лет формируется тонкая координация движений. Происходит дальнейшее формирование скелета. К14 годам срастаются кости таза, устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов. К 14-15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей, происходит прирост силовых показателей мышечных групп [9].

    В подростковом возрасте увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов.

    В это период отмечается последовательность в формировании волевых качеств: сначала развиваются основные динамические и физические качества: сила, быстрота, скорость реакции, затем развиваются качества, связанные со способностью выдержать длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость, далее формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Такая последовательность объясняется высокой подвижностью и быстрой утомляемостью центральной нервной системы подростков [9].

    Подростковый период характеризуется относительно низкой приспособляемостью организмы к упражнениям на выносливость и развитие силы, это следует учитывать при планировании тренировок. Нарастание силы происходит постепенно. Значительный прирост отмечается в конце периода полового созревания, когда за 23 года сила увеличивается на 12%. Тренировка повышает силу на 75150%, а в отдельных случаях в 3,53,75 раза. Ловкость развивается и становится достаточно выраженной к периоду полового созревания. К концу завершения интенсивного роста тела в длину налаживаются координационные связи коры головного мозга с двигательным аппаратом, и восстанавливается ловкость.

    Таким образом, при развитии физических возможностей спортсмена следует учитывать возрастные и физиологические особенности развивающегося организма, которые определяются внутренними резервами организма. Сложный период подросткового возраста отличается мощными нейрогормональными и соматическими перестройками, которые во многом определяют успешность развития тех или иных качеств спортсмена. Наиболее благоприятные периоды развития выносливости, скорости, силы, гибкости и других качеств зависят также и от индивидуальных особенностей, поэтому этот период требует особого внимания к каждому спортсмену и понимания со стороны тренера. Важным фактором формирования фигуриста является психологическая поддержка.

    3. Виды выносливости в спорте

    Выносливость - это способность выполнять мышечную работу без утомления и противостоять ему. Выносливость делят на общую и специальную. Развитие и проявление выносливости зависят от функционального состояния систем организма, уровня технического и тактического мастерства, волевых качеств, психической устойчивости [10]. Общая выносливость формируется на первом этапе подготовки и является частью общей физической подготовленности спортсмена, а специальная частью специальной подготовленности спортсмена.

    Общую выносливость следует определять как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические. Специальная выносливость это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта [6].

    Общая выносливостьпредставляет собой способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы в умеренном темпе. При этом данная работа вовлекает в действие функционирование мышечной системы и предъявляет достаточно высокие требования к дыхательной, сердечнососудистой системе, центральной нервной системы и другим системам [8].

    Длительная работа в определенный момент начинает выполняться с преодолением возрастающего внутреннего утомления и с возрастающей мобилизацией воли, благодаря этому сохраняется результативность работы и

    заданные внешние параметры (фаза компенсаторного утомления). Бесконечно компенсировать утомление невозможно, поэтому с некоторых пор работа может выполняться лишь при значительном снижении величин ее количественных и качественных показателей (фаза декомпенсированного утомления). Наконец, в крайних случаях работа не может быть продолжена в связи с переутомлением спортсмена. Установлено, что способность не допускать падения эффективности работы в течение некоторого времени, несмотря на нарастающее утомление, а также продолжать ее с возможно меньшим снижением величин количественных и качественных показателей, в фазе декомпенсированного утомления зависит от степени развития определенных свойств организма и личности [4].

    Уровень развития и проявления общей выносливости зависит от:

    - наличия энергетических ресурсов в организме человека;

    - уровня функциональных возможностей различных систем организма (сердечнососудистой, ЦНС, нервно-мышечной и др.);

    - быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем;

    - устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма;

    - экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма;

    - подготовленности опорно-двигательного аппарата;

    - совершенства технико-тактического мастерства;

    - личностно-психологических особенностей [16].

    Различают разные формы выносливости скоростная, прыжковая, игровая, беговая и другие. В процессе выполнения упражнений задействуются разные формы выносливости, для их развития в разных видах спорта разработаны комплексы упражнений для их развития.

    Скоростная выносливость - это способность поддерживать высокую скорость в течение максимально продолжительного времени. Она проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ, в течение длительного времени без снижения эффективности действий.

    Силовая выносливость-это способность длительное время выполнять работу без снижения ее эффективности, требующая значительного усилия. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость это способность организма поддерживать мышечные напряжения в течение длительного времени без изменения позы, при этом чаще в данном режиме работают только отдельные группы мышц: чем больше усилие, тем меньше продолжительность. Динамическая силовая выносливость- число повторений какого-либо упражнения и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений, с возрастом к статическим и динамическим силовым усилиям силовая выносливость возрастает.

    Координационная выносливость это выносливость, которая проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся выполнением продолжительное время многообразием сложных технико-тактических действий (спортивные игры, спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.) [15].

    Существуют такие виды специальной выносливости, как игровая, прыжковая, плавательная выносливость, каждый из которых характерен для определенного спортивного упражнения, трудового, бытового, двигательного действия.

    Таким образом, выносливость это способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Различают общую и специальную выносливость: общая выносливость представляет собой способность человека выполнять любую работу на протяжении длительного промежутка времени и без снижения ее эффективности выполнения, специальная выносливость это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

    У фигуристок высокий уровень специальной выносливости обеспечивает проявление потенциала фигуриста в условиях тренировочной

    и соревновательной деятельности. Под специальной выносливостью у фигуристов понимают способность выполнить свою программу (произвольную или короткую) без ухудшения техники элементов до ее завершения. Кроме этого специальная выносливость проявляется в способности многократно выполнять сложные технические элементы в процессе тренировки [3].









    Глава 2. Методические аспекты развития выносливости у фигуристок

    2.1 Особенности тренировочного процесса фигуристок на этапе высшего спортивного мастерства

    Начало занятий в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства знаменует более высокую ступень специализированной подготовки с большим объемом тренировочных нагрузок, систематическим совершенствованием спортивного мастерства и подготовкой по программам кандидата в мастера спорта, мастера спорта России, мастера спорта России международного класса. Основной принцип построения работы в группах спортивного совершенствования последовательность в процессе подготовки, тщательный выбор средств при решении конкретных задач, соблюдение требований индивидуального подхода к каждому занимающемуся. На данном этапе подготовки программа несет обучающий характер уже в меньшей степени, чем в тренировочных группах. Большой удельный вес падает на процесс совершенствования и шлифовки техники обязательных упражнений и элементов произвольного катания. Фигуристы выводятся на более высокий уровень специальной и физической подготовленности [7].

    Цель этапа высшего спортивного мастерства это достижение на основе индивидуальной подготовки стабильных и высоких результатов фигуристов. Но и в этот этап особое внимание уделяется физической подготовке. Физическая подготовка подразделяется на общую подготовку и специальную, где происходит развитие двигательных качеств и функциональное и морфологическое совершенствование различных систем организма.

    Основная физическая подготовка - неспециализированный процесс физической подготовки, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности [4]. Ведущие цели основной физической подготовки - развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение общей координации, умение активно управлять расслаблением мышц и восстанавливаться после интенсивных нагрузок, умение переключаться на другой характер работы для снятия эмоционального утомления. Комплексные упражнения общего и специального характера способствуют развитию силы, ловкости, гибкости, общей выносливости.

    Специальная физическая подготовка спортсмена представляет собой воспитание физических способностей, являющихся специфической предпосылкой достижений в избранном виде спорта; она направлена на максимально возможное развитие данных способностей [4]. Основными средствами здесь являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения. Так, в общей подготовке фигуристов раздел общей физической подготовки для развития мышечной ткани, общей выносливости опирается на использование подвижных и спортивных игр с использованием легкоатлетических упражнений, а также различных тренажеров и отягощений.

    Для юных фигуристов особыми направлениями являются упражнения на укрепление стопы, мышц спины и брюшного пресса, развитие мышц и связок коленного сустава и приводящих мышц бедра. Для освоения многооборотных прыжков и многочисленных элементов фигурного катания также используются упражнения, направленные на развитие общей координации спортсмена за счет включения в тренировку элементов гимнастики и акробатики с использованием батутов, прыжков в воду.

    Специальная физическая подготовка фигуристов должна строиться на основании данных биомеханической структуры элементов фигурного катания, что является основной задачей данной физической подготовки.

    Правильное морфофункциональное развитие организма возможно только при создании условий, когда приспособительные перестройки фигуристов будут носить избирательную направленность, которая соответствует специфике данного вида спорта [12].

    Особое внимание на этом этапе должно быть уделено развитию координационных способностей. Координационные способности играют в фигурном катании важную роль. Они способствуют быстрому и активному освоению двигательных навыков, спортивной техники, музыкально-эстетических и других способностей и тем самым дают возможность успешно выступать в спортивных соревнованиях. Высокий уровень развития координационных способностей позволяет фигуристам быстро обучаться, точно оценивать пространственные, временные, динамические возможности своих движений, точно и быстро выполнять двигательные действия в необычных условиях, ориентироваться во времени и в пространстве, предугадывать изменения двигательных действий, исполнять движения плавно, выразительно, артистично, в унисон с музыкальным сопровождением. В фигурном катании на коньках стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства. Направленное развитие координационных способностей является одной из

    определяющих сторон совершенствования спортивного мастерства, от этого, прежде всего, зависит уровень спортивно-технического мастерства. Если не учитывать этого, постоянная специализация в стандартных формах

    движений будет вести к косным двигательным навыкам и суживать саму возможность их перестройки и обновления. В результате может возникнуть

    стойкая стереотипия движений своего рода координационный барьер [7].

    Ледовая подготовка для фигуристов направлена на обеспечение высокой эффективности техники, обеспечение оптимальной разносторонности технической подготовленности и достижение высоких спортивных результатов.

    Специальная физическая подготовка направлена на дальнейшее совершенствование специальной выносливости, скоростно-силовых способностей, координационных способностей. При совершенствовании выносливости широко применяют интервальные методы тренировок. В качестве средств физической подготовки должны широко использоваться специальные комплексы упражнений, распределенные по своей направленности по станциям, то есть «круговая» тренировка [7].

    Важной задачей планирования физической подготовки в системе многолетней тренировки является рациональное определение преимущественной направленности подготовки на каждом этапе. Процесс многолетней тренировки спортсменов условно разделяют на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки в избранном виде спорта и спортивного совершенствования.

    Тренирующиеся фигуристы на этом этапе имеют интегральный характер тренировки и направлен он на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства, таких как технической, физической, тактической и психологической подготовленности [5]. Основные направления интегральной подготовки фигуристов:

    - совершенствование индивидуальных технических и тактических действий;

    - совершенствовать умение ограничить мобилизацию эмоциональных особенностей;

    - улучшение возможности для переключения максимальной двигательной активности на периоды относительного расслабления, чтобы обеспечить высокую производительность [5].

    Таким образом, целью этапа высшего спортивного мастерства является достижение на основе индивидуальной подготовки стабильных и высоких результатов фигуристов. Физическая подготовка на данном этапе делится на общую и специальную. Основная физическая подготовка - неспециализированный процесс физической подготовки, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности, в результате развивается и укрепляется сердечно-сосудистая система, опорно-двигательный аппарат, улучшается общая координация, спортсмен учится управлять расслаблением мышц и восстанавливаться после интенсивных нагрузок. Специальная физическая подготовка спортсмена представляет собой воспитание физических способностей, являющихся специфической предпосылкой достижений в избранном виде спорта; она направлена на максимально возможное развитие данных способностей посредством соревновательных и специально-подготовительных упражнений. Средства общей физической подготовки в системе подготовки фигуристов создают предпосылки для комплексного овладения элементами фигурного катания. Специальная физическая подготовка фигуристов строится с учетом биомеханической структуры элементов фигурного катания. Этот вид развивается за счет увеличения скорости скольжения, усложнения прыжков и музыкальности [3].

    2.2. Средства и методы развития выносливости у фигуристок на этапе высшего спортивного мастерства

    Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В тренировке применяются три группы упражнений: циклические и ациклические упражнения, подвижные и спортивные игры, упражнения со скакалкой, подскоки. Методами развития общей выносливости являются: метод непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной мощности, метод повторного интервального упражнения, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный метод [11].

    Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено анаэробными возможностями организма. Для развития специальной выносливости применяются следующие группы упражнений: упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и около предельной интенсивностью; подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения, общеподготовительные упражнения [11].

    Для развития специальной выносливости применяются методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный), методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный), соревновательный.

    Упражнения для развития общей выносливости:

    1. Обще-развивающие упражнения (в том числе с предметами: скакалки, набивные мячи, палки и т. п.);
    2. Выполнение серий различных прыжков: с разбега, с места (количество прыжков в серии от 10 до 50);
    3. Выполнение прыжков в сочетании с бегом: серии через 35 беговых шагов, на заданную дистанцию (начиная с малой дистанции ю м (для самых юных фигуристов), постепенно увеличивая до 200 м);
    4. Продвижение приставными шагами;
    5. Бег трусцой;
    6. Бег в полуприседе, то же приставными шагами;
    7. Бег на средние и длинные дистанции;
    8. Кроссовый бег (длина дистанции в зависимости от возраста и уровня подготовленности);
    9. Прыжки на скакалке: на двух ногах, на одной ноге.

    Упражнения для развития специальной выносливости:

    1. Выполнение имитаций прыжков фигурного катания подряд. Выполнение прекращается при появлении ошибок в технике исполнения;
    2. Выполнение имитаций прыжков фигурного катания сериями (5-10 прыжков в серии, 3-5 серий подряд с интервалом отдыха);
    3. Выполнение имитаций каскадов и комбинаций прыжков фигурного катания сериями (3-5 каскадов прыжков в серии, 35 серий подряд с интервалом отдыха);
    4. Выполнение имитаций прыжков фигурного катания в сочетании с имитациями поз вращения сериями;
    5. Выполнение имитаций каскадов и комбинаций прыжков фигурного катания сериями (35 каскадов прыжков в серии, 35 серий подряд с интервалом отдыха);
    6. Выполнение имитаций прыжков фигурного катания в сочетании с имитациями поз вращений сериями (по 5-10 элементов в серии, 35 серий подряд с интервалом отдыха);
    7. Выполнение имитаций прыжков фигурного катания в сочетании с имитациями прыжков во вращение сериями (по 5-10 элементов в серии, 35 серий подряд с интервалом отдыха);
    8. Выполнение имитаций прыжков фигурного катания с сочетании с бегом (дистанция 1050м, 100200м);
    9. Выполнение прыжков на месте (туры) в 1; 1,5; 2; 2,5; 3оборота сериями (1020 прыжков в серии, 35 серий подряд с интервалами отдыха) с двух на две, с двух на одну в позу выезда;
    10. Выполнение прыжков на месте (туры) в 1; 1,5; 2; 2,5; 3оборота в разные стороны поочередно с двух на две, с двух на одну в позу выезда сериями (1020 прыжков в серии, 35 серий подряд с интервалами отдыха);
    11. Выполнение прыжков (туры) в 1; 1,5; 2; 2,5; 3оборота в одну, разные стороны поочередно с двух на две, с двух на одну в позу выезда с продвижением вперед, назад (дистанция 1030м);
    12. Выполнение запрыгивания на скамейку с двух на две, с одной на две, с одной на одну сериями (5-10 прыжков в серии, 35 серий подряд с интервалами отдыха);
    13. Перепрыгивание через гимнастическую скамейку с двух на две, с одной на одну сериями (6-10 прыжков в серии, 35 серий подряд с интервалами отдыха);
    14. Выполнение поз вращений и спиралей (заданное время);
    15. Выполнение частей программы, программы под музыку (со всеми элементами, только с прыжковыми элементами и т.п.);
    16. Выполнение программы под музыку (например, работа над выразительностью движений);
    17. Бег в переменном темпе (длительность превышающая время короткой, произвольной программы на 2030%)
    18. Бег в сочетании с выполнением прыжковых элементов (например, бег в сочетании с выполнением прыжков аксель), длительность превышающая время короткой, произвольной программы на 2030% [11].

    Особое внимание уделяется развитию силовой и скоростно-силовой выносливости как ведущему двигательному качеству. В основе развития скоростно-силовой выносливости находится высокий уровень дееспособности систем анаэробно-аэробного обеспечения - сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Согласно И.М.Медведевой, для формирования базиса развития специальной выносливости в начале подготовительного периода актуальна длительная и слабоинтенсивная тренировочная работа, в последующем основным средством становится интенсивная работа [5].

    Согласно анатомо-физиологическим особенностям развития подростков, в тренировочном процессе следует очень осторожно применять упражнения, требующие высоких физических нагрузок (особенно упражнения для развития выносливости). Поэтому методика развития выносливости ориентирована на постепенное увеличение нагрузки и строе последовательное расположение учебного материала по его трудности.

    Методы воспитания выносливости делятся на равномерный, переменный, интервальный. Для воспитания общей выносливости используют равномерный метод, который характеризуется работой значительной продолжительности до необходимой степени утомления. В случае устойчивого состояния, при котором между кислородным запасом и текущим потреблением кислорода наступает равновесие, частота сердечных сокращений находится в пределах 130-160 уд/мин. Работа на частоте ниже 130 уд/мин не приводит к увеличению аэробных возможностей [12].

    Переменный метод используется как для общей, так и для специальной выносливости. В этом случае непрерывная работа выполняется с переменной интенсивностью при частоте пульса не более 180 уд/мин.

    При воспитании анаэробных возможностей фигуристов используется интервальный метод (например, прокаты коротких или произвольных программ). Длительность выполнения отдельных частей программы должна составлять от 30 с до 2 мин. Выполняются 3-4 серии. Паузу отдыха между сериями желательно уменьшать с 5 до 3 мин, а затем до 2 мин. Количество серий колеблется от 2 до 6 в зависимости от состояния и подготовленности спортсменов. Для тренировки в таком режиме необходимо иметь хороший фундамент аэробных возможностей, так как накопившиеся продукты распада, возникающие при кислородном долге, могут устраняться быстро только в случае хорошо развитых дыхательных функций [12].

    Примерная программа тренировочного воздействия недельного микроцикла юного фигуриста на этапе спортивного мастерства приведена в Приложении.

    Таким образом, средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, средствами развития специальной выносливости являются упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и около предельной интенсивностью, подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения, общеподготовительные упражнения. Основные методы развития выносливости равномерный, переменный и интервальный. При развитии выносливости фигуристок 12-15 лет учитываются особенности их физиологического состояния, и нагрузки увеличиваются постепенно.

    2.3. Определение уровня выносливости у фигуристок

    Гипотеза: увеличение времени и использование специальных упражнений на развитие выносливости у фигуристок приведет к повышению уровня их выносливости.

    Испытуемые 14 фигуристок в возрасте от 12 до 15 лет. Экспериментальная группа 7 человек, контрольная группа 7 человек.

    Испытания включали 4 теста на сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения «лежа на спине», вис на руках, восьмиминутный бег на коньках. Результаты испытуемых анализировались в динамике, проводилась математическая обработка результатов исследования.

    Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

    Методика проведения. Исходное положение: упор лежа, голова туловище ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии «голова туловище ноги». Дается одна попытка, фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

    Формула для вычислений: О = (РНВП): НВП, где

    Р результат,

    НВП норматив.

    Тест 2. Поднимание туловища из положения «лежа на спине».

    Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.

    Формула для вычислений:С = (Р НВП): НВП, где

    Р результат,

    НВП норматив.

    Тест 3. Вис на перекладине удержание тела в исходном положении

    Методика проведения.

    Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

    Формула для вычислений:В = (Р НВП): НВП, где

    Р результат,

    НВП норматив.

    Тест 4. Для выявления общей выносливости юных фигуристов, и мощности аэробного механизма энергообеспечения в специфических условиях и техники катания на коньках применяется тест восьмиминутный бег на коньках, построенный по аналогии с тестом Купера в условиях бега на коньках. Тест выполняется на время вдоль бортиков катка.

    Спортсмены экспериментальной группы обучались по новой методике, которая характеризовалась увеличением объемов подготовки выносливости. Анализ результатов исследования показал, что у спортсменов экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента не было существенных различий в показателях выносливости. После нескольких месяцев тренировок результаты исследовании показали существенный рост показателей у спортсменок экспериментальной группы.

    Таблица 1. Сравнительная оценка показателей выносливости фигуристок 12-15 лет в начале исследования (среднее арифметическое)

    ПоказателиЭкспериментальная группаКонтрольная группаСгибание и разгибание рук в упоре лежа12,812,9Поднимание туловища из положения «лежа на спине»1817,8Вис на перекладине удержание тела в исходном положении, с27,327,5Восьмиминутный бег, км2,982,94

    Таблица 2. Сравнительная оценка показателей выносливости фигуристок 12-15 лет в конце исследования (среднее арифметическое)

    ПоказателиЭкспериментальная группаКонтрольная группаСгибание и разгибание рук в упоре лежа14,813,5Поднимание туловища из положения «лежа на спине»20,118,2Продолжение таблицы 2

    ПоказателиЭкспериментальная группаКонтрольная группаВис на перекладине удержание тела в исходном положении, с34,730,1Восьмиминутный бег, км3,153,06

    Динамика показателей выносливости фигуристок 12-15 лет

    Рис. 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз

    Рис. 2. Поднимание туловища из положения «лежа на спине», количество раз


    Рис. 3. Вис на перекладине удержание тела в исходном положении, с

    Рис. 4. Восьмиминутный бег, км

    Так в сгибании и разгибании рук в упоре лежа экспериментальная группа показала улучшение результата на 2, в то время как контрольная группа только на 0,6 раз, в поднимании туловища из положения «лежа на спине» соответственно на 2,1 с и на 0,4 раз. Средние арифметические результаты в висе на перекладине показали увеличение показателя в экспериментальной группе на 7,4 с, а в контрольной только на 2,6 с. Восьмиминутный бег в экспериментальной группе увеличился в среднем на 0,17 км, в контрольной на 0,12 км.

    Таким образом, новая методика развития выносливости у фигуристок 12-15 лет показала более высокие результаты.


    Заключение

    Фигурное катание на коньках - это сложнокоординационный вид спорта, в котором спортсмен, перемещаясь на коньках по льду, выполняет различной сложности элементы под музыку. В результате подготовки спортсмена развиваются координация, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества, формируется устойчивость психических процессов. Все это позволяет уже в достаточно юные годы показывать высокий уровень мастерства и добиваться высоких спортивных результатов.

    При развитии физических возможностей спортсмена следует учитывать возрастные и физиологические особенности развивающегося организма, которые определяются внутренними резервами организма. Сложный период подросткового возраста отличается мощными нейрогормональными и соматическими перестройками, которые во многом определяют успешность развития тех или иных качеств спортсмена. Наиболее благоприятные периоды развития выносливости, скорости, силы, гибкости и других качеств зависят также и от индивидуальных особенностей, поэтому этот период требует особого внимания к каждому спортсмену и понимания со стороны тренера. Важным фактором формирования фигуриста является психологическая поддержка.

    Выносливость это способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Различают общую и специальную выносливость: общая выносливость представляет собой способность человека выполнять любую работу на протяжении длительного промежутка времени и без снижения ее эффективности выполнения, специальная выносливость это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

    У фигуристок высокий уровень специальной выносливости обеспечивает проявление потенциала фигуриста в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Под специальной выносливостью у фигуристов понимают способность выполнить свою программу (произвольную или короткую) без ухудшения техники элементов до ее завершения. Кроме этого специальная выносливость проявляется в способности многократно выполнять сложные технические элементы в процессе тренировки.

    Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, средствами развития специальной выносливости являются упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и около предельной интенсивностью, подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения, общеподготовительные упражнения. Основные методы развития выносливости равномерный, переменный и интервальный. При развитии выносливости фигуристок 12-15 лет учитываются особенности их физиологического состояния, и нагрузки увеличиваются постепенно.

    При проведении исследования по эффективности комплекса упражнений на развитие выносливости среди фигуристок 12-15 лет были получены результаты, демонстрирующие, что новая методика развития выносливости дает значительный рост показателей у спортсменок.





    Список использованной литературы

    1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. М.: Физическая культура и спорт, 1978. 224 с.
    2. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 431 c.
    3. Коваленко Ю.А. Особенности развития специальной выносливости в фигурном катании / Ю.А. Коваленко, М.М. Аникина // Известия Тульского госуниверситета, №4, 2015. С. 105-109.
    4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. М.: Физическая культура и спорт: СпортАкадем Пресс, 2008. 544 с.
    5. Медведева И.М. Фигурное катание на коньках / И.М.Медведева. - Киев: Олимпийская литература, 1998. - 223 с.
    6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. Киев: Олимпийская литература, 2004. 807 с.
    7. Программа спортивной подготовки по виду спорта Фигурное катание на коньках. Курск: спортивная школа зимних видов спорта «Арена», 2018. 114 с.
    8. Скуратова Т. В. Критерии оценки физической и спортивно- технической подготовленности фигуристов / Т. В. Скуратова, А. К. Тихомиров. Малаховка: 1987. 73 с.
    9. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
    10. Суслов Ф.П. Проблема общей выносливости в системе подготовки спортсменов (терминология, критерии, решаемые задачи) // Теория и практика физической культуры, №7, 1997. С. 37-42.
    11. Тузова Е. Н. Развитие физических способностей у юных фигуристов / Е. Н. Тузова М.: Спорт, 2015. - 80 с.
    12. Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. / под общ. ред. А. Н. Мишина. М.: Физкультура и спорт, 1985. 271 с.
    13. Фигурное катание на коньках. Под общ. ред. А.Б. Гандельсмана. - М: Физкультура и спорт, 1975. - 183 с.
    14. Футбол. Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. - М.: Физкультура, образование и наука, 1999. - 254 с.
    15. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
    16. Понятие о выносливости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4496532/page:6/

    Приложение

    Примерная программа тренировочного воздействия недельного микроцикла юного фигуриста на этапе спортивного мастерства [3]

    Понедельник 1-я тренировка утренняя.

    Разминка 30 минут.

    Выход на лед:

    1) Связки продолжительностью 30 с (ЧСС до 160 уд/мин) × 5 повторений, 2 серии, отдых между повторениями 23 минуты, между сериями 6 минут.

    2) Связки продолжительностью 1 минута (ЧСС до 165 уд/мин) × 34 повторения, отдых между повторениями 2,53 минуты.

    Вторник 1-я тренировка утренняя. Разминка 30 минут.

    Выход на лед: Связки продолжительностью 1 минута (ЧСС до 170уд/мин) × 4 повторения, 2 серии, отдых между повторениями 3,54 минуты, между сериями 8 минут.

    2-я тренировка. Хореография.

    Среда 1-я тренировка утренняя.

    Разминка 40 минут.

    Выход на лед: Отрезок, равный 2,302,45 минуты (ЧСС до 175180 уд/мин) × 3 повторения. 2-я тренировка. Хореография.

    Четверг 1-я тренировка утренняя.

    Разминка 40 минут.

    Выход на лед:

    1) Связки продолжительностью 1 минута (ЧСС до 165 уд/мин) × 4 повторения, отдых между повторениями 2,53 минуты.

    2) Связки продолжительностью 30 с (пульс до 160 уд/мин) × 5 повторений, 2 серии, отдых между повторениями 23,5 минуты, между сериями 6 минут.

    2-я тренировка. Хореография.

    Пятница 1-я тренировка утренняя.

    Разминка 40 минут.

    Выход на лед: Связки продолжительностью 1,5 минуты (ЧСС до 170 уд/мин) × 4 повторения, 2 серии, отдых между повторениями 45 минут, между сериями 810 минут.

    Суббота 1-я тренировка утренняя.

    Разминка 40 минут.

    Выход на лед: Произвольная программа 34 минуты (ЧСС до 180 уд/мин) × 3 повторения, отдых между повторениями 810 минут. 2-я тренировка.

    Разминка 40 минут.

    Выход на лед: Связки продолжительностью до 40 секунд (ЧСС до 155160 уд/мин) × 5 повторений, 2 серии, отдых между повторениями 33,5 минуты, между сериями 6 минут.

    2-я тренировка. Хореография.

    Таким образом, использование данной программы позволит комплексно влиять на уровень развития функциональных возможностей спортсмена и одновременно совершенствовать техническую сторону подготовки, что автоматически приближает тренировочное воздействие к специфическим условиям соревновательной деятельности.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Фигуристки ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.