Оглавление
Введение3
Глава 1. Общая характеристика Фонда социального страхования РФ5
1.1. Понятие, функции и задачи Фонда социального страхования РФ5
1.2. Правовые основы деятельности Фонда социального страхования РФ9
Глава 2. Деятельность Фонда социального страхования РФ13
2.1. Средства Фонда социального страхования РФ13
2.2. Управление Фондом социального страхования РФ19
Заключение25
Список использованных источников26
Введение
Актуальность темы исследования. В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Актуальной проблемой социального страхования, особенно важной сегодня для России, является обеспечение надлежащего уровня выплат по социальному страхованию. Общепринятым критерием в социальном страховании является коэффициент замещения утраченного заработка. Минимальные нормы замещения установлены 102 Конвенцией МОТ (о минимумах размеров пособий по социальному обеспечению), принятой в 1952 году, на основе которой строятся социально-страховые системы. Крайне низкие социальные выплаты в Российской Федерации выступают причиной того, что данная конвенция ратифицирована.
Неурегулированными остаются вопросы установления правового статуса и организации деятельности Фонда социального страхования РФ для обеспечения его автономности от решения бюджетных задач, создания механизмов участия социальных партнеров в управлении и контроле за использованием страховых средств. Решение этих задач связано с наполнением бюджета Фонда и выполнением обязательств перед работниками по бесперебойной выплате пособий по социальному страхованию.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых по теории государства и права (С.С.Алексеева, М.Н.Марченко, Р.З.Лившица и др.), трудового права и права социального обеспечения: Е.Г. Азаровой, Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, К.С. Батыгина, М.О. Буяновой, Ю.В. Васильевой, В.П. Галаганова, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, С.И. Кобзевой, М.И. Кучмы, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, С.П. Маврина, Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, М.В. Молодцова, М.И. Полупанова, В.А. Тарасовой, Э.Г. Тучковой, М.Ю. Федоровой, М.В. Филипповой, В.Ш. Шайхатдинова, А.А. Шугаева и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, в процессе которых возникают правовой статус Фонда социального страхования РФ.
Предмет исследования нормы российского законодательства, регламентирующие правовой статус Фонда социального страхования РФ.
- рассмотреть понятие, функции и задачи Фонда социального страхования РФ;
- исследовать правовые основы деятельности Фонда социального страхования РФ;
- определить средства Фонда социального страхования РФ;
- проанализировать Управление Фондом социального страхования РФ.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, положения международных актов, федеральные законы и подзаконны акты органов исполнительной власти Российской Федерации, акты ФСС РФ.
Эмпирическую базу исследованиясоставляют правоприменительные акты, разъясняющие акты высших судебных органов, и судебная практика.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика Фонда социального страхования РФ
1.1. Понятие, функции и задачи Фонда социального страхования РФ
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших. Кроме того, ФСС финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.
Основными задачами Фонда являются:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Рассмотрим функции, которые выполняет ФСС:
- страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: выплата пособий по временной нетрудоспособности (оплата «больничных»), пособий по беременности и родам, единовременных пособий при постановке на учёт в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком;
- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами; - оплата родовых сертификатов.
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом. Страхование на современном этапе не дает четкого представления для потребителей страховых услуг о том, в какой форме должно осуществляться данное страхование.
Проблемой в страховании является непланомерное принятие нормативных правовых актов, декларирующих обязательность страхования, приведшей к следующим проблемам:
- отсутствие общедоступной статистики, не позволяющей точно оценивать средние и максимально возможные убытки, влияющей на развитие экономики, социальную политику, бюджетное планирование;
- низкому размеру страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью, что приводит к социальной несправедливости;
- отсутствию единых критериев и принципов ведения страхования в обязательной форме, смешению понятий и сущности обязательного и "вмененного" страхования;
- отсутствие единых подходов к определению размеров убытков, стоимости восстановления имущества при его повреждении.
С января 2010 года и по настоящее время, когда администраторами страховых взносов были внебюджетные фонды, задолженность по уплате страховых взносов существенно возросла и превысила 300 млрд руб., что сказывалось на размере дефицита внебюджетных фондов, покрываемом трансфертами из федерального бюджета. Учитывая эффективность Федеральной налоговой службы (ФНС) и территориальных налоговых органов в сфере налогового администрирования, было решено о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговым органам. Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых взносов и упростит отчетность.
Начало было положено Указом Президента РФ от 15 января 2016 года N 13, которым в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с социальными внебюджетными фондами на ФНС были возложены функции по администрированию страховых взносов. Стоит отметить, что передача страховых взносов на администрирование налоговым органам этоне возврат к единому социальному налогу, а, по сути, техническая замена администратора страховых взносов с сохранением их действующей конфигурации.
Таким образом, Федеральная налоговая служба в отношении администрирования страховых взносов с 1 января 2017 года будет осуществлять следующие полномочия:
- контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, а именно проведение камеральных проверок единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС, и осуществление выездных проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года;
- учет обязательств плательщика страховых взносов;
- проведение сверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по исполненным обязательствам с 1 января 2017 года;
- вынесение решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года;
- рассмотрение жалоб страхователей на акты проверок, жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
ФНС будет администрировать страховые взносы, ориентируясь на правила и методики, разработанные для администрируемых налогов, которые основаны на принципах клиентоориентированности, оценке налоговых рисков и системе планирования и проведении мероприятий налогового контроля.
У Фонда социального страхования РФ остаются вопросы администрирования взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Следовательно, Фонд будет проверять, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы, насколько правильно выплачены пособия. Выплата пособий тоже остается за ФСС РФ. Таким образом, организации будут сдавать отдельную форму отчета и в Фонд социального страхования РФ.
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением РФ, управляющим средствами государственного социального страхования страны. Значение ФСС достаточно велико он и его деятельность призваны компенсировать или минимизировать последствия от вероятных изменений социального или материального положения застрахованного лица. ФСС помогает и работникам, и работодателям гарантировать социальную защиту.
1.2. Правовые основы деятельности Фонда социального страхования РФ
Фонд социального страхования России как самостоятельная организация был образован 1 января 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» от 25 декабря 1990 года № 600/9-3. Управление Фондом социального страхования России было возложено на Совет Федерации Независимых профсоюзов. Это был первый шаг на долгом пути реорганизации советской модели социального страхования.
С образованием Фонда его средства уже не включались в состав государственного бюджета. Это позволило Фонду начать формирование собственного бюджета независимого от бюджетов всех уровней. Одновременно и государственный бюджет освободился от прежних дотаций на цели социального страхования.
Под руководством профсоюзов в короткие сроки была сформирована организационная структура Фонда социального страхования, построенная по территориально-отраслевому признаку. На местах были созданы региональные отделения, а при отраслевых профсоюзах отраслевые отделения Фонда, подчиненные центру.
Указом Президента от 07.08.1992 № 882 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» Фонд был выведен из-под управления профсоюзов и приобрел статус автономного государственного финансово- кредитного учреждения со своим бюджетом. Управление Фондом было возложено на Правительство Российской Федерации при участии общероссийских объединений профсоюзов, а Председатель и члены Правления стали утверждаться Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.
Указом Президента от 28.09.1993 № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации» был усилен статус Фонда как государственного учреждения, действующего при Правительстве Российской Федерации. Председатель Фонда и его заместители стали назначаться, а члены Правления утверждаться Правительством, т.е. решение кадровых вопросов о руководящем составе органов Управления Фонда было полностью передано в ведение Правительства.
Правовой статус Фонда социального страхования был закреплен Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации".
С 6 января 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Страховщиком по данному виду страхования является Фонд социального страхования Российской Федерации. С вступлением его в силу был запущен механизм регистрации по новому виду страхования обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Деятельность ФСС также регулируется Бюджетным кодексом, Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» и другими законодательными актами. Фонд осуществляет обязательное социальное страхование российских граждан, работающих по найму, за исключением военнослужащих и лиц, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, не подлежащих обязательному страхованию.
В действующем Бюджетном кодексе определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Установлено, что целью создания государственных фондов денежных средств вне федерального бюджета является реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное обеспечение, связанное с болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, рождением и воспитанием детей, а также прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Кодекс определяет порядок составления и утверждения бюджета государственных внебюджетных фондов. В частности, его статьей 145 определено, что проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и рассматриваются органами законодательной власти. При этом уточнено, что бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.
Таким образом, формирование Фонда сопровождалось созданием правовой базы, шло активное накопления опыта социальной защиты работающих на принципах социального страхования. Однако остаются нерешенными проблемы, связанные с укреплением и расширением законодательства в сфере государственного регулирования самого фонда, организационными вопросами взаимодействия участников страхования, уточнением перечня социальных выплат, размера обязательных платежей и т.д. Отсутствие ряда правовых норм, социально-экономические преобразования, неблагоприятная демографическая ситуация непосредственно оказывают негативное влияние на сбалансированность доходных и расходных статей бюджета Фонда, и как следствие на его финансовую устойчивость.
Глава 2. Деятельность Фонда социального страхования РФ
2.1. Средства Фонда социального страхования РФ
Средства Фонда образуются за счет:
страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства Фонда направляются на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
оплату проезда к месту лечения и обратно;
создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.
Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.
ФСС РФ в письме от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917 указывал, что нормы действующего законодательства об обязательном социальном страховании не содержат запрета для страхователей выплачивать страховое обеспечение застрахованным лицам в счет предстоящих платежей страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обращаем внимание, что аналогичная позиция сложилась и в судебной практике арбитражных судов. Суд поддерживает приведенное в письме Фонда толкование надлежащего применения норм права, отмечая, что статья 15 Федерального закона N 212-ФЗ не содержит прямого запрета на зачет страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в последующих периодах.
Таким образом, уплачивая взносы на социальное страхование, общество в случае выплаты им пособия своим работникам вправе претендовать на возмещение указанных расходов фондом.
Например, данная позиция получила выражение в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 N 09АП-51038/2015 по делу N А40-90396/15.
Таким образом, при превышении суммы расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов страхователь вправе как обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации за необходимыми средствами в порядке, установленном статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", так и зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей страхователя по данному виду обязательного социального страхования.
Бюджет ФСС не является частью государственного бюджета. Проект закона «О бюджете ФСС» утверждается отдельно каждый год. Основная финансовая смета ФСС состоит из расходов и доходов на годовой период. Средства организации формируются за счет: страховых выплат работодателей; страховых перечислений предпринимателей; за счет доходной части от инвестиционной деятельности; за счет бюджетных отчислений; других способов денежных перечислений, незапрещённых действующим законодательством.
К доходной группе единого социального налога относятся следующие виды выплат:
-материальная помощь по временной нетрудоспособности из-за общего заболевания или ухода за больным членом семьи;
-материальная помощь для беременных и на случай родов;
-материальная помощь при постановке на учет (при тяжело протекающей беременности на ранних сроках);
-материальная помощь в случае рождения ребенка;
-материальная помощь по уходу за ребенком в возрасте до полутора года;
-обязательное пособие на погребение;
-расходы на санаторно-курортное лечение работников.
К доходной группе взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся такие выплаты:
- материальная помощь для временно нетрудоспособных работников из-за полученной производственной травмы или профессионального заболевания;
-выплаты на санаторно-курортное лечение, медицинский уход и прочие расходы, связанные с физической и социальной реабилитацией человека.
Часть доходов формируется также за счет средств федерального бюджета.
К входящим выплатам этой группы относятся:
-Покрытие льгот по выплате пособий и отчислений на санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф.
-Возмещение выплат связанных с предоставлением пособий ветеранам Великой Отечественной Войны.
-Доходы ФСС в меньшей степени формируются за счет пени, штрафов и прибыли от размещения свободных средств.
Очевидно, что основными видами наполнения бюджета ФСС являются налоги.
Полученные средства расходуются ФСС после распределения, проведенного председателем и главным бухгалтером. На местах в региональных представительствах за это отвечают управляющий и главный бухгалтер организации.
2.2. Управление Фондом социального страхования РФ
Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.
Председатель Фонда имеет шесть заместителей, в том числе одного первого.
Председатель Фонда:
руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;
вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;
утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. Информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;
разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию;
совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях;
с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда;
открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков;
с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении;
руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;
определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений;
рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;
принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;
издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;
рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда;
представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;
осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов;
делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам;
определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда;
осуществляет иные действия в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и инструкцией;
утверждает инструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования;
ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.
Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости.
Состав правления Фонда численностью 35 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его первый заместитель), представительствующих на постоянной основе (3 представителя от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по 1 представителю от Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, 4 представителя от Фонда) и представительствующих на основе ротации (8 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 8 представителей от общероссийских объединений работодателей, 3 - от региональных отделений Фонда, 2 представителя от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по 1 представителю от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, и общероссийских общественных объединений инвалидов). Ротация членов правления осуществляется не чаще 1 раза в год.
Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются Постановлениями или Приказами председателя Фонда.
Заседания правления назначаются председателем Фонда (при его отсутствии - первым заместителем председателя Фонда).
В случае несогласия правления Фонда по основным вопросам деятельности Фонда с решением его председателя последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует Правительство Российской Федерации.
Работа членов правления Фонда не является платной. Расходы членов правления Фонда, связанные с работой в правлении (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда.
Правление Фонда рассматривает вопросы входящие в его компетенцию, в том числе:
о задачах Фонда и совершенствовании государственного социального страхования;
о формировании и использовании резервных средств;
проекты размера тарифа страховых взносов;
проект бюджета Фонда и его исполнение;
об участии в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;
отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;
о контрольно-ревизионной деятельности Фонда;
проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования.
Региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы:
осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;
осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;
устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;
обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов Фонда;
осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов принимают решения об использовании свободных денежных средств в соответствии с инструкцией;
разрабатывают проекты бюджетов органов Фонда и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение в установленном порядке;
производят расчеты со страхователями, другими органами Фонда и прочими организациями;
осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке;
осуществляют в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников аппарата региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, руководителей подведомственных филиалов;
регулярно информируют о своей деятельности и состоянии социального страхования в регионе Фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо общероссийские объединения профессионального Союза и работников отраслей.
Заключение
В заключение необходимо сделать следующие выводы:
1. Система обязательного страхования является важнейшим элементом в развитии социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечивающим непрерывность процесса общественного воспроизводства, способствующим решению государственных социальных проблем, участвующим в процессе формирования внутренних инвестиционных ресурсов. От её состояния и эффективности функционирования во многом зависят социальная стабильность общества и темпы экономического роста страны. А фонд социального страхования, несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым и правовым институтом
2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением РФ, управляющим средствами государственного социального страхования страны. Значение ФСС достаточно велико он и его деятельность призваны компенсировать или минимизировать последствия от вероятных изменений социального или материального положения застрахованного лица. ФСС помогает и работникам, и работодателям гарантировать социальную защиту.
3. Сегодня система социального страхования требует определенных мер по её реформированию. Иначе работа соответствующих внебюджетных фондов так и будет оставаться малоэффективной. А российская система социального страхования, в частности Фонд социального страхования РФ требуют значительных преобразований для обеспечения качественной социальной защиты гражданам. В целом Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение, и поэтому совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью. Возможно Контроль над выполнением правильности, которую будет осуществлять Федеральная налоговая служба, повлияет положительно на результаты работы Фонда социального страхования.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // СПС «Консультант Плюс»
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. N 31. ст. 4398.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. ст. 3823.
- Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. ст. 3686.
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (1 ч.). ст. 18.
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. ст. 3803.
- Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. 2016. N 3. ст. 474
- Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 8. ст. 599
- Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 8. ст. 599.
Материалы судебной практики
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 N 09АП-51038/2015 по делу N А40-90396/15 // СПС «Консультант Плюс»
- Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 N 05АП-7642/2015 по делу N А59-2332/2015.
Учебная и научная литература
- Анбрехт Т.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Тюмень, 2015.
- Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Евстигнеева Л.А. Право социального обеспечения России: Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2014. - Ч. 2.
- Верховцев, А.В. Государственное социальное страхование / А.В.Верховцев. - М.: Инфра-М, 2015.
- Власенко О.А. Право социального обеспечения. - М., 2012.
- Галаганов В.П., Пашкова Г.Г., Бондарева Э.С., Новикова Н.А., Назаров Е.Г., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
- Гриб В.В. Внебюджетные фонды как объекты общественного контроля: Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4.
- Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015.
- Игнатьева Э. И. Особенности и перспективы Фонда социального страхования // Молодой ученый. 2015. №11.
- Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2014.
- Недосекова Е.С. Актуальные вопросы и финансово-правовое значение передачи налоговым органам РФ администрирования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды // Юрист. 2017. N 4.
- Никифоров А.В. Функции Фонда социального страхования // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Главный редактор О.Н. Широков. 2016.
- Право социального обеспечения: учебник / отв. ред. А.С. Кротик. - Рязань: Издательство «Концепция», 2015.
- Право социального обеспечения России: Учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов идр.; под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК “Велби”, “Проспект”, 2015.
- Сергеев М.В. Со сменой администратора страховых взносов увеличения нагрузки на плательщиков не произойдет // Налоговая политика и практика. 2016. N 10.
- Сивашова О.Ю. Государственные внебюджетные фонды (отдельные фонды) и их роль в решении социальных задач. М., 2016.
- Соловьев А.К. Курочкин В.В. Право социального обеспечения - М.: Юнити, 2010.
- Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Г.В. Сулейманова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
- Цветков С.Б. Право социального обеспечения: учеб. пособие. Волгоград, 2013.
- Чурбанова А.С. Государственные внебюджетные фонды и их роль в социальном обеспечении // Современное научное знание, идеи и концепции. Сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума молодых ученых. 2017
- Шергунова Е.А. Проблемы правового положения Фонда обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством // Социальное и пенсионное право. 2014. N 3.