Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Фрейд

  • Вид работы:
    Другое по теме: Фрейд
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    22.09.2018 18:55:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ:



    Введение3

    1. З.Фрейд как основатель теории бессознательного5

    2. Психологическое развитие человека по З. Фрейду8

    3. Сознание и бессознательное по З. Фрейду12

    3. З. Фрейд о смысле сновидений14

    Заключение18

    Список литературы20






    Введение

    Актуальность темы исследования. Психоанализ это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

    В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности, которой посвящена отдельная глава моего реферата (“Психосексуальные стадии развития”). На её базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

    Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера.

    Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

    Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно). Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др. Краткому описанию взглядов представителей этого направления психоанализа также отведена отдельная глава моего реферата (“Развитие психоанализа”).

    Â íàøåé ðàáîòå ìû ðàññìîòðèì îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ ïñèõîàíàëèçà Ç. Ôðåéäà.

    Îñíîâíàÿ öåëü ðàáîòû èçó÷èòü ôðåéäèçì êàê ïñèõîëîãèþ áåññîçíàòåëüíîãî.

    Çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ:

    1. Ðàññìîòðåòü ëè÷íîñòü Ç. Ôðåéäà êàê îñíîâàòåëÿ ïñèõîëîãèè áåññîçíàòåëüíîãî
    2. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïî Ç. Ôðåéäó
    3. Èçó÷èòü ñîçíàòåëüíîå è áåññîçíàòåëüíîå ïî Ç. Ôðåéäó

    Ñòðóêòóðà ðàáîòû ââåäåíèå, òðè ðàçäåëà, çàêëþ÷åíèå è ñïèñîê ëèòåðàòóðû.














    1. Ç.Ôðåéä êàê îñíîâàòåëü òåîðèè áåññîçíàòåëüíîãî

    Âêëàä Ôðåéäà â íàóêó ìîæíî ðàçäåëèòü íà ÷åòûðå ýòàïà, ãäå ïåðâûå äâà íàñëàèâàþòñÿ äðóã íà äðóãà ïî âðåìåíè:

    1. åãî âêëàä â àíàòîìèþ íåðâíîé ñèñòåìû è â íåâðîëîãèþ ñ 1883 ïî 1897 ã.;
    2. èçó÷åíèå ãèïíîòèçìà è èñòåðèè ñ 1886 ïî 1895 ã.;
    3. îáíàðóæåíèå è èçó÷åíèå ïîäñîçíàòåëüíûõ ÿâëåíèé è ðàçðàáîòêà ìåòîäà ïñèõîàíàëèçà êàê ëå÷åáíîãî ôàêòîðàñ 1895 ïî 1920ã.;
    4. ñèñòåìàòè÷åñêîå èçó÷åíèå ÷åëîâå÷åñêîé ëè÷íîñòè è ñòðóêòóðû îáùåñòâà ñ 1920 ïî 1939 ã. ×òî êàñàåòñÿ ñóùåñòâà è ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ, òî ðàííèå ðàáîòû Ôðåéäà â îáëàñòè àíàòîìèè è íåâðîëîãèè ðåçêî îòëè÷àþòñÿ îò ïîñëåäóþùèõ íàó÷íûõ èçûñêàíèé. È òåì íå ìåíåå áóäåò îøèáêîé ðàçäåëèòü ðàçâèòèå Ôðåéäà êàê ó÷åíîãî, ðàçìåæåâàâ äâå ñôåðû åãî èíòåðåñîâ íåâðîëîãèþ è ïñèõîëîãèþ. Èõ ñâÿçûâàþò äîëãèå, òðóäíûå, èçíóðèòåëüíûå è ïî áîëüøåé ÷àñòè áåçóñïåøíûå óñèëèÿ â ïîïûòêå îáúÿñíèòü îòäåëüíûå ïñèõîëîãè÷åñêèå íàõîäêè ÷åðåç ïîíÿòèÿ è òåðìèíû ôèçèîëîãèè ìîçãà. Ýòè ïîïûòêè Ôðåéäà ïåðåëîæèòü íîâûå îòêðûòèÿ â îáëàñòè ïñèõîëîãèè íà ÿçûê àíàòîìèè è ôèçèîëîãèè îòðàæàþò ïðåæäå âñåãî âëèÿíèå åãî ó÷èòåëåé Áðþêêå è Ìåéíåðòà. îò êîòîðûõ îí âîñïðèíÿë ñòðåìëåíèå ê íåïðåìåííîìó ïðåäìåòíîìó îáîñíîâàíèþ.

    Ïðè÷èíû, ïîáóäèâøèå Ôðåéäà âûáðàòü ìåäèöèíñêóþ êàðüåðó, íå ñîâñåì ÿñíû. Ýòà ïðîôåññèÿ íèêîãäà åãî îñîáåííî íå ïðèâëåêàëà, äà îí òàê è íå ñòàë òðàäèöèîííûì âðà÷îì. Êàê ñ÷èòàåò Ýðíñò Äæîíñ, Ôðåéä âûáðàë ìåäèöèíó ìåòîäîì èñêëþ÷åíèÿ. Ïûòëèâîñòü â ïîçíàíèè ïðèðîäû ÷åëîâåêà âñåãäà áûëà îñíîâíûì åãî êà÷åñòâîì, è îí ñ÷èòàë «òðèóìôîì ñâîåé æèçíè» òî, ÷òî â êîíå÷íîì èòîãå åìó óäàëîñü íàéòè èìåííî òîò ïóòü, ê êîòîðîìó îí èíñòèíêòèâíî ñòðåìèëñÿ.

    Ïàðàëëåëüíî ñ ó÷åáîé è íàó÷íûìè äîñòèæåíèÿìè â îáëàñòè íåâðîëîãèè Ôðåé çàíèìàëñÿ ïñèõîëîãèåé.  ïîñëåäñòâèè îí ïåðåõîäèò íà ýòî íàïðàâëåíèå è íà÷èíàåò çàíèìàòüñÿ ïðîáëåìàìè ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Èñõîäÿ èç òåîðèè Áåðíãåéìà, ÷òî âêóøåíèå åñòü ñóùíîñòü ãèïíîçà, Ôðåéä ïîïûòàëñÿ ñíà÷àëà ïðèìåíèòü âíóøåíèå, ïîáóæäàÿ ñâîèõ ïàöèåíòîâ, íàõîäÿñü â ïîëíîì ñîçíàíèè, âñïîìèíàòü òðàâìèðóþùèå ñîáûòèÿ æèçíè, ñâÿçàííûå ñ ñèìïòîìàìè èõ áîëåçíè. Ôðåéä âñêîðå ïîíÿë, ÷òî, íåñìîòðÿ íà âñþ ïîëåçíîñòü ãèïíîçà, îí âñå æå èìååò îãðàíè÷åíèÿ êàê ëå÷åáíûé ìåòîä. Ñ îäíîé ñòîðîíû, íå âñÿêèé ÷åëîâåê ïîääàåòñÿ ãèïíîçó. Ñ äðóãîé Ôðåéä óáåäèëñÿ, ÷òî òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò çà÷àñòóþ áûâàåò ïðåõîäÿùèì: íà ìåñòå èñ÷åçíóâøåãî ñèìïòîìà ïîÿâëÿåòñÿ äðóãîé. Ïðè÷èíà â òîì, ÷òî âî âðåìÿ ãèïíîçà ñóáúåêò âðåìåííî òåðÿåò ôóíêöèè ñâîåãî «ß», â îñîáåííîñòè ôóíêöèè êðèòè÷åñêîãî àíàëèçà, è ïîëíîñòüþ ââåðÿåò ñåáÿ ãèïíîòèçåðó. Òàêèì îáðàçîì îí ìîæåò âñïîìèíàòü òðàâìèðóþùèå ñîáûòèÿ, êîòîðûå â îáû÷íûõ óñëîâèÿõ åãî «ß» âûòåñíÿåò èç ïàìÿòè; íî ïîäñîçíàòåëüíûå âîñïîìèíàíèÿ íå ñòàíîâÿòñÿ ÷àñòüþ åãî ñîçíàòåëüíîé ëè÷íîñòè, è ïðè ïðîáóæäåíèè ñóáúåêò îáû÷íî íå ïîìíèò, ÷òî ïðîèçîøëî âî âðåìÿ ãèïíîçà. Ñëåäîâàòåëüíî, ãèïíîòè÷åñêèå âîñïîìèíàíèÿ íå óñòðàíÿþò ïðè÷èíû çàáûòèÿ ñîïðîòèâëåíèÿ ñîçíàòåëüíîé ëè÷íîñòè íåâûíîñèìûì, ïîäàâëÿåìûì ìûñëÿì. Îòñþäà è âûïëåñê ïîä ãèïíîçîì ïîäàâëåííûõ ýìîöèé îáîçíà÷àåìûé òåðìèíîì «îòðåàãèðîâàíèå», íå ïðèâîäÿùèé ê èçëå÷åíèþ, à äàþùèé ëèøü âðåìåííûé ýôôåêò îáëåã÷åíèÿ îò íàêîïèâøåãîñÿ íàïðÿæåíèÿ. Ïîñëå íåäîëãîãî ïåðèîäà áåçóñïåøíîãî ýêñïåðèìåíòèðîâàíèÿ ñ ïðèìåíåíèåì ðàçëè÷íûõ ïðèåìîâ â 1895 ã. Ôðåéä îòêðûë ìåòîä ñâîáîäíîé àññîöèàöèè.

    Íîâàÿ òåõíèêà Ôðåéäà ñîñòîÿëà â òîì, ÷òî îí ïðåäëàãàë ñâîèì ïàöèåíòàì îòáðîñèòü ñîçíàòåëüíûé êîíòðîëü íàä ñâîèìè ìûñëÿìè è ãîâîðèòü ïåðâîå, ÷òî ïðèäåò â ãîëîâó. Ñâîáîäíàÿ àññîöèàöèÿ ñïîñîáñòâóåò íåâîëüíîìó âûõîäó ïîäñîçíàòåëüíîãî ìàòåðèàëà, êîòîðûé èùåò ýòîãî âûõîäà, íî ïîäàâëÿåòñÿ ðåïðåññèâíûì ïðîòèâîäåéñòâèåì. Êîãäà ïàöèåíò ïåðåñòàåò íàïðàâëÿòü ñâîè óìñòâåííûå ïðîöåññû, ñïîíòàííûìè àññîöèàöèÿìè ðóêîâîäèò ñêîðåå ïîäàâëÿåìûé ìàòåðèàë, íåæåëè ñîçíàòåëüíûå ìîòèâàöèè; íåêîíòðîëèðóåìûé ïîòîê ìûñëè òàêèì îáðàçîì âûÿâëÿåò âçàèìîäåéñòâèå äâóõ ïðîòèâîáîðñòâóþùèõ òåíäåíöèé âûðàçèòü èëè ïîäàâèòü ïîäñîçíàòåëüíîå. Ñâîáîäíàÿ àññîöèàöèÿ, êàê âûÿñíèë Ôðåéä, ÷åðåç äîñòàòî÷íî äëèòåëüíîå âðåìÿ ïîäâîäèëà ïàöèåíòà ê çàáûòûì ñîáûòèÿì, êîòîðûå îí íå òîëüêî âñïîìèíàë, íî è âíîâü ïðîæèâàë ýìîöèîíàëüíî. Ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå ïðè ñâîáîäíîé àññîöèàöèè, â ñóùíîñòè, ïîäîáíî òîìó ñîñòîÿíèþ, êîòîðîå ïàöèåíò èñïûòûâàåò âî âðåìÿ ãèïíîçà, íî îíî íå ñòîëü âíåçàïíî è áóðíî âûðàæåíî; è ïîñêîëüêó ðåàãèðîâàíèå èäåò ïîðöèÿìè, ïðè ïîëíîì ñîçíàíèè, ñîçíàòåëüíîå «ß» ñïîñîáíî ñïðàâèòüñÿ ñ ýìîöèÿìè, ïîñòåïåííî «ïðîðóáàÿ ïóòü» ñêâîçü ïîäñîçíàòåëüíûå êîíôëèêòû.  1896 ãîäó Ôðåéä âïåðâûå óïîòðåáèë òåðìèí «ïñèõîàíàëèç», ïîä êîòîðûì ïîäðàçóìåâàë ìåòîä èññëåäîâàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, ÿâëÿþùèéñÿ â òî æå âðåìÿ è íîâûì ìåòîäîì; ëå÷åíèÿ íåâðîçîâ.

    2. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïî Ç. Ôðåéäó

     ñàìîì íà÷àëå æèçíè, ïîñëå ðîæäåíèÿ, ïîëîâîå âëå÷åíèå íåîòäåëèìî îò èíñòèíêòà ñàìîñîõðàíåíèÿ, íî â îòëè÷èå îò ïîñëåäíåãî îáëàäàåò ñïîñîáíîñòüþ ê âûòåñíåíèþ è ñëîæíîé òðàíñôîðìàöèè.

    Îñíîâíàÿ ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà ïîñëå ðîæäåíèÿ ýòî ïîòðåáíîñòü â ïèòàíèè. Ïîýòîìó áîëüøàÿ ÷àñòü ýíåðãèè (ëèáèäî) , êàòåêòèðîâàíà â îáëàñòè ðòà.

    Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ ðåáåíêà óòåøàþò ëàñêîé, ïîêà÷èâàíèåì, óãîâîðàìè. Âñå ýòè «ïîáî÷íûå» ðèòóàëû ïîìîãàþò óìåíüøèòü íàïðÿæåíèå, ò.å. àññîöèèðóþòñÿ ðåáåíêîì ñ ïðîöåññîì êîðìëåíèÿ. Ìëàäåíåö èñïûòûâàåò ÿâíîå óäîâîëüñòâèå ïðè ñîñàíèè íå òîëüêî ãðóäè, íî è äðóãèõ ïðåäìåòîâ, èìèòèðóþùèõ ãðóäü (ñîñêà, ïàëüöû, èãðóøêè). Òàêèì îáðàçîì, ðîò - ïåðâàÿ îáëàñòü îðãàíèçìà, êîòîðîé ðåáåíîê ìîæåò óïðàâëÿòü è ðàçäðàæåíèå êîòîðîé ïðèíîñèò ìàêñèìóì óäîâîëüñòâèÿ.

    Ïî Ôðåéäó ýòî îðàëüíàÿ ñòàäèÿ ñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

    Ïî ìåðå âçðîñëåíèÿ «çîíû óäîâîëüñòâèÿ» ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà íîâûå îáëàñòè òåëà, îäíàêî îïðåäåëåííàÿ ÷àñòü ýíåðãèè îñòàåòñÿ ïîñòîÿííî «ïðèâÿçàííîé» ê îðàëüíîé çîíå- Ó âçðîñëûõ îñòàåòñÿ ìíîãî îðàëüíûõ «ïðèâû÷åê» è ïîñòîÿííûé èíòåðåñ ê ïîääåðæàíèþ îðàëüíûõ «óäîâîëüñòâèé»: åäà, ñîñàíèå, æåâàíèå, êóðåíèå, îáëèçûâàíèå ãóá è ò. ä. Íåêîòîðûå ïðèâû÷êè, òàêèå êàê ãðûçåíèå íîãòåé, êóðåíèå, ðàñöåíèâàþòñÿ êàê ïðîÿâëåíèå íåïîëíîé ïñèõè÷åñêîé çðåëîñòè, êàê ôèêñàöèÿ íà îðàëüíîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ. Òåðìèíîì «ôèêñàöèÿ» Ôðåéä îáîçíà÷èë çàäåðæêó, çàñòðåâàíèå íà îäíîé èç ñòàäèé ñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ ÷åëîâåê èíîãäà ïðåäïî÷èòàåò óäîâëåòâîðèòü ñâîè ïîòðåáíîñòè áîëåå ïðèÿòíûìè «äåòñêèìè» ñïîñîáàìè, à íå àäåêâàòíûìè íîðìàëüíîìó ðàçâèòèþ.

     âîçðàñòå îò 2 äî 4 ëåò ðåáåíîê îñîáîå âíèìàíèå ñîñðåäîòà÷èâàåò íà àêòàõ óðèíàöèè è äåôåêàöèè ýòî àíàëüíàÿ ñòàäèÿ.

    Ñëåäóþùàÿ ñòàäèÿ ñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ôàëëè÷åñêàÿ. Ïî ìåíüøåé ìåðå ñ òðåõ ëåò ðåáåíîê âïåðâûå îáðàùàåò âíèìàíèå íà íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå ó íåãî ïåíèñà. Ôðåéä ñ÷èòàåò, ÷òî æåëàíèå äåâî÷êè èìåòü ïåíèñ è ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî åãî íåò êðèòè÷åñêèé ïåðèîä â ðàçâèòèè æåíùèíû.  òîò ïåðèîä äåòñòâà ñåêñóàëüíîñòü äîñòèãàåò âåðøèíû è íåðåäêî ñâÿçàíà ñ íåïîñðåäñòâåííûì ðàçäðàæåíèåì ãåíèòàëèé. Îñíîâíûì îáúåêòîì ëèáèäî ñòàíîâèòñÿ ðîäèòåëü ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà. Ìàëü÷èê âëþáëÿåòñÿ â ìàòü, îäíîâðåìåííî ðåâíóåò è ëþáèò îòöà (Ýäèïîâ êîìïëåêñ); äåâî÷êà íàîáîðîò (êîìïëåêñ Ýëåêòðû). Âûõîäîì èç êîíôëèêòà ÿâëÿåòñÿ îòîæäåñòâëåíèå ñåáÿ ñ êîíêóðèðóþùèì ðîäèòåëåì. Òàê ôîðìèðóåòñÿ îñíîâà ìîðàëè ñóïåð-Ýãî (ñóïåð-ß) è âîçìîæíîñòü àêòèâíîãî ïîäàâëåíèÿ ñåêñóàëüíûõ âëå÷åíèè.

    Ê 56 ãîäàì ñåêñóàëüíàÿ ïîòðåáíîñòü ó ðåáåíêà îñëàáåâàåò ïåðåêëþ÷àåòñÿ íà ó÷åíüå, ñïîðò, ðàçëè÷íîãî ðîäà óâëå÷åíèÿ. Ñ ýòîãî âðåìåíè íàñòóïàåò òàê íàçûâàåìûé ëàòåíòíûé ïåðèîä (612 ëåò).

     ïîäðîñòêîâîì ïåðèîäå à þíîøåñêîì âîçðàñòå ñåêñóàëüíîñòü îæèâàåò ñ íîâîé ñèëîé. Ñíà÷àëà îíà ïðîÿâëÿåòñÿ â ýðîòè÷åñêèõ ñíîâèäåíèÿõ, ïîëëþöèÿõ, ïðåõîäÿùåì îíàíèçìå, à çàòåì ëèáèäèîçíàÿ ýíåðãèÿ ïîëíîñòüþ ïåðåêëþ÷àåòñÿ íà ïîëîâîãî ïàðòíåðà. Íàñòóïàåò ñòàäèÿ ïîëîâîé çðåëîñòè ãåíèòàëüíàÿ.

    Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ñåêñóàëüíûå ïðåäñòàâëåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ïðåãåíèòàëüíûì ïåðèîäîì, ïîëíîñòüþ âûòåñíÿþòñÿ â ñôåðó áåññîçíàòåëüíîãî, à ñîîòâåòñòâóþùåå èì ïðåäñòàâëåíèå ñóáëèìèðóåòñÿ. Îäíàêî íåðåäêè ñëó÷àè, ïðè êîòîðûõ âûòåñíåíèå èíôàíòèëüíûõ ñåêñóàëüíûõ ïðåäñòàâëåíèè ñîâåðøàåòñÿ íå ïîëíîñòüþ, è òîãäà «óùåìëåííûé êîìïëåêñ» ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå îøèáî÷íûõ äåéñòâèé, îãîâîðîê, â ñíîâèäåíèÿõ, à â áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ â ôîðìå íåâðîòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ.

    Îíî, ß, Ñâåðõ-ß (Èä, Ýãî, ñóïåð-Ýãî).

     ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè Ôðåéä âûäåëÿåò Îíî, ß, ñâåðõ-ß (Èä, Ýãî, ñóïåð-Ýãî).

    Îíî ýòî ïåðâîíà÷àëüíàÿ, îñíîâíàÿ, öåíòðàëüíàÿ è âìåñòå ñ òåì íàèáîëåå àðõàè÷íàÿ ÷àñòü ëè÷íîñòè. Îíî, ñ÷èòàåò Ôðåéä, «ñîäåðæèò âñå óíèêàëüíîå, âñå, ÷òî åñòü ïðè ðîæäåíèè, ÷òî çàëîæåíî â êîíñòðóêöèè êðîìå âñåãî ïðî÷åãî, ñëåäîâàòåëüíî, òå èíñòèíêòû, êîòîðûå âîçíèêàþò â ñîìàòè÷åñêîé îðãàíèçàöèè è êîòîðûå â Îíî íàõîäÿò ïåðâîå ïñèõè÷åñêîå âûðàæåíèå â ôîðìå, íàì íåèçâåñòíîé». Îíî ñëóæèò èñòî÷íèêîì ýíåðãèè äëÿ âñåé ëè÷íîñòè, è âìåñòå ñ òåì Îíî öåëèêîì áåññîçíàòåëüíî. Ìûñëè èëè ÷óâñòâà, âûòåñíåííûå èç ñîçíàíèÿ â áåññîçíàòåëüíîå Îíî, ïî-ïðåæíåìó ñïîñîáíû âëèÿòü íà ïñèõè÷åñêóþ æèçíü ÷åëîâåêà, ïðè ýòîì ñî âðåìåíåì ñèëà ýòîãî âëèÿíèÿ íå óìåíüøàåòñÿ. Îíî ìîæíî ñðàâíèòü ñî ñëåïûì è ãëóõèì äèêòàòîðîì, âëàñòü êîòîðîãî íåîãðàíè÷åííà, íî âëàñòâîâàòü îí ìîæåò òîëüêî ÷åðåç ïîñðåäíèêîâ.

    Îíî ðàçâèâàåòñÿ èç ß è â îòëè÷èå îò ïîñëåäíåãî íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîì êîíòàêòå ñ âíåøíèì ìèðîì. ß çàùèùàåò Îíî, êàê êîðà äåðåâî, íî ïðè ýòîì ïèòàåòñÿ ýíåðãèåé Îíî. Ïîñðåäñòâîì íàêàïëèâàíèÿ îïûòà (â ïàìÿòè) ß íàáåãàåò îïàñíûõ ðàçäðàæèòåëåé, àäàïòèðóåòñÿ ê óìåðåííûì è, ãëàâíîå, îñîçíàâàÿ ìèð, ïîñðåäñòâîì àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè ñïîñîáíî ïåðåñòðàèâàòü åãî ñåáå íà ïîëüçó. Ðàçâèâàÿñü, ß ïîñòåïåííî îáðåòàåò êîíòðîëü íàä òðåáîâàíèÿìè Îíî, ðåøàÿ: áóäåò ëè èíñòèíêòèâíàÿ ïîòðåáëÿåìîñòü ðåàëèçîâàíà ñèþìèíóòíî èëè åå óäîâëåòâîðåíèå áóäåò îòëîæåíî äî áîëåå áëàãîïðèÿòíûõ îáñòîÿòåëüñòâ. Òàêèì îáðàçîì, Îíî ðåàãèðóåò íà ïîòðåáíîñòè. ßíà âîçìîæíîñòè. ß íàõîäÿòñÿ ïîä ïîñòîÿííûì âîçäåéñòâèåì âíåøíèõ (ñðåäà) è âíóòðåííèõ (Îíî) èìïóëüñîâ. Íàðàñòàíèå ýòèõ èìïóëüñîâ ñîïðîâîæäàåòñÿ íàïðÿæåíèåì, ÷óâñòâîì «íåóäîâîëüñòâèÿ», óìåíüøåíèå ðåëàêñàöèåé, ÷óâñòâîì «óäîâîëüñòâèÿ.» «ß, ñ÷èòàåò Ôðåéä, Ñòðåìèòñÿ ê óäîâîëüñòâèþ â ñòàðàåòñÿ èçáåæàòü íåóäîâîëüñòâèÿ.

     êà÷åñòâå ñîâåñòè ñóïåð-ß ñóäèò, îãðàíè÷èâàåò, çàïðåùàåò èëè ðàçðåøàåò ñîçíàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü. Ñàìîíàáëþäåíèå âîçíèêàåò èç ñïîñîáíîñòè ñóïåð-ß (íåçàâèñèìî îò Îíî è ß) îöåíèâàòü äåÿòåëüíîñòü. íàïðàâëåííóþ íà óäîâëåòâîðåíèå ïîòðåáíîñòè, Ôîðìèðîâàíèå èäåàëîâ ñâÿçàíî ñ ðàçâèòèåì ñàìîãî ñóïåð-ß, Èíîãäà íåïðàâèëüíî îòîæäåñòâëÿþò ñóïåð-ß ñ ïîâåäåíèåì îäíîãî èç ðîäèòåëåé. «Ñóïåð-ß ðåáåíêà, ïîä÷åðêèâàåò Ôðåéä, â äåéñòâèòåëüíîñòè êîíñòðóèðóåòñÿ íå ïî ìîäåëè åãî ðîäèòåëåé, à ïî ìîäåëè ñóïåð-ß åãî ðîäèòåëåé».

    Îñíîâíàÿ öåëü âçàèìîäåéñòâèÿ âñåõ òðåõ ñèñòåì; Îíî, è ñóïåð-ß ïîääåðæèâàòü èëè (ïðè íàðóøåíèè) âîññòàíàâëèâàòü îïòèìàëüíûé óðîâåíü äèíàìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äóøåâíîé æèçíè, óâåëè÷èâàÿ óäîâîëüñòâèå è ñâîäÿ äî ìèíèìóìà íåóäîâîëüñòâèå.

    Ôðåéä îáîáùèë ýòè èäåè, èçëîæèâ èõ âìåñòå ñî ñâîåé òåîðèåé ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ â ïåðâîé ñåðèè ëåêöèé ïî «Ââåäåíèþ â ïñèõîàíàëèç» (1916 1917). Î÷åíü âàæíûì ìîìåíòîì â ïñèõîàíàëèòè÷åñêîì ëå÷åíèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî Ôðåéä íàçâàë «ïåðåíåñåíèåì». Ïåðåíåñåíèå îñíîâàíî íà òîì, ÷òî âî âðåìÿ ëå÷åíèÿ ïàöèåíò íå òîëüêî âñïîìèíàåò ñîáûòèÿ ñâîåãî ïðîøëîãî, íî, ÷òî áîëåå âàæíî, ïåðåíîñèò íà âðà÷à òå ÷óâñòâà, êîòîðûå îí èñïûòûâàë ê ëþäÿì èç ñâîåãî ïðîøëîãî, ìíîãî çíà÷èâøèì äëÿ íåãî, ÷àùå âñåãî ê ðîäèòåëÿì. Îí âåäåò ñåáÿ ñ âðà÷îì òàê, êàê îí âåë ñåáÿ ñ ðîäèòåëÿìè. Ïåðåæèâàíèå è âîñïðîèçâåäåíèå ïåðâîíà÷àëüíûõ íåâðîòè÷åñêèõ ðåàêöèé äàþò ïàöèåíòó âîçìîæíîñòü êîððèãèðîâàòü èõ. Âíîâü ïðîæèâàÿ ïðîøëûå ñîáûòèÿ, âçðîñëûé ïàöèåíò èìååò âîçìîæíîñòü ïðåîäîëåòü êàêèå-òî òðàâìèðóþùèå ñîáûòèÿ èëè ýìîöèè äåòñòâà; åãî âçðîñëûé îïûò ïîìîãàåò åìó ðàçðåøèòü òå ýìîöèîíàëüíûå òðóäíîñòè, êîòîðûå â äåòñòâå îêàçàëèñü äëÿ íåãî íåïðåîäîëèìûìè.

    Òåì íå ìåíåå, ãëàâíûé òåçèñ Ôðåéäà áûë â òîì, ÷òî äëÿ òîãî, ÷òîáû èçëå÷èòü, íåîáõîäèìî, ÷òîáû ñîñòîÿëîñü âîñïîìèíàíèå î ïðîøëûõ ñîáûòèÿõ è ïðîíèêíîâåíèå â ñìûñë ýòèõ ñîáûòèé.

    3. Ñîçíàíèå è áåññîçíàòåëüíîå ïî Ç. Ôðåéäó

    Ôðåéä ïîëàãàë, ÷òî äóøåâíàÿ æèçíü ýòî ïîñëåäîâàòåëüíûé íåïðåðûâíûé ïðîöåññ. Çàêîí ñîõðàíåíèÿ ýíåðãèè ïðèìåíèì ê íåé òàê æå, êàê è êî âñåì äðóãèì ïðîöåññàì. Êàæäàÿ ìûñëü, ÷óâñòâî èëè äåéñòâèå èìåþò ñâîþ ïðè÷èíó, âûçûâàþòñÿ ñîçíàòåëüíûì è áåññîçíàòåëüíûì íàìåðåíèÿìè ÿ îïðåäåëÿþòñÿ ïðåäøåñòâóþùèì ñîáûòèåì. Íåêîòîðûå ïðîÿâëåíèÿ äóøåâíîé æèçíè «êàæóòñÿ» âîçíèêøèìè áåñïðè÷èííî, ñïîíòàííî. Ýòîãî áûòü íå ìîæåò.  ýòèõ ñëó÷àÿõ Ôðåéä íà÷èíàåò èñêàòü è íàõîäèò ñêðûòûå ñâÿçè, êîòîðûå ñîåäèíÿþò îäíî ñîçíàòåëüíîå ïðîÿâëåíèå äóøåâíîé æèçíè ñ äðóãèì.

     äóøåâíîé æèçíè Ôðåéä âûäåëÿåò òðè óðîâíÿ ñîçíàíèå, ïðåäñîçíàíèå è ïîäñîçíàíèå (áåññîçíàòåëüíîå). Âñå ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé ïî ãîðèçîíòàëè è âåðòèêàëè. Åñëè ìûñëü èëè ÷óâñòâî êàæóòñÿ íå ñâÿçàííûìè ñ ïðåäøåñòâóþùèìè ìûñëüþ è ÷óâñòâîì, òî ýòè ñâÿçè íóæíî èñêàòü â áåññîçíàòåëüíîì. «Îïðåäåëåíèå íàðóøåíèÿ íàøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé èëè íåïðàâèëüíîñòè â äåéñòâèÿõ, êîòîðûå êàæóòñÿ íàì íåìîòèâèðîâàííûì ïèñàë Ôðåéä, îêàçûâàþòñÿ âïîëíå ìîòèâèðîâàííûìè, åñëè èõ ïîäâåðãíóòü ïñèõîàíàëèòè÷åñêîìó èññëåäîâàíèþ», Áåññîçíàòåëüíîå è ïðåäñîçíàòåëüíîå îòäåëåíî îò ñîçíàòåëüíîãî îñîáîé ïñèõè÷åñêîé èíñòàíöèåé «öåíçóðîé». Öåíçóðà âûïîëíÿåò äâå ôóíêöèè: 1) âûòåñíÿåò â îáëàñòü áåññîçíàòåëüíîãî íåïðèåìëåìûå ÿ îñóæäàåìûå ëè÷íîñòüþ ñîáñòâåííûå ÷óâñòâà, ìûñëè è ïîíÿòèÿ; 2) îêàçûâàåò ñîïðîòèâëåíèå àêòèâíîìó áåññîçíàòåëüíîìó, êîòîðîå ñòðåìèòñÿ ïðîÿâèòüñÿ â ñîçíàíèè. Â Ê áåññîçíàòåëüíîìó îòíîñÿòñÿ ìíîãèå èíñòèíêòû, âîîáùå â íåäîñòóïíûå ñîçíàíèþ, à òàêæå ìûñëè è ÷óâñòâà, ïîäâåðãíóòûå «öåíçóðå». Ýòè ìûñëè è ÷óâñòâà íå óòåðÿíû, íî íå äîïóñêàþòñÿ ê âîñïîìèíàíèþ, à ïîýòîìó ïðîÿâëÿþòñÿ â ñîçíàíèè íå ïðÿìî, à îïîñðåäîâàííî, îêîëüíûìè ïóòÿìè â îáìîëâêàõ, îïèñêàõ, îøèáêàõ ïàìÿòè, ñíîâèäåíèÿõ, «íåñ÷àñòíûõ» ñëó÷àÿõ, íåâðîçàõ. Ïðîèñõîäèò òàêæå ñóáëèìàöèÿ áåññîçíàòåëüíîãî çàìåùåíèå çàïðåòíûõ âëå÷åíèé ñîöèàëüíî ïðèåìëåìûìè äåéñòâèÿìè. Áåññîçíàòåëüíîå îáëàäàåò áîëüøîé æèçíåñïîñîáíîñòüþ è íåïîäâëàñòíî âðåìåíè. Ìûñëè è æåëàíèÿ, âûòåñíåííûå â ñâîå âðåìÿ â áåññîçíàòåëüíîå è âíîâü äîïóùåííûå â ñîçíàíèå äàæå ÷åðåç íåñêîëüêî äåñÿòèëåòèé, íå òåðÿþò ñâîåãî ýìîöèîíàëüíîãî çàðÿäà è äåéñòâóþò íà ñîçíàíèå ñ ïðåæíåé ñèëîé.

    Òî, ÷òî ìû ïðèâûêëè íàçûâàòü ñîçíàíèåì, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé, îáðàçíî ãîâîðÿ, àéñáåðã, áîëüøóþ ÷àñòü êîòîðîãî çàíèìàåò áåññîçíàòåëüíîå.  ýòîé íèæíåé ÷àñòè àéñáåðãà è íàõîäÿòñÿ îñíîâíûå çàïàñû ïñèõè÷åñêîé ýíåðãèè, ïîáóæäåíèÿ è èíñòèíêòû. Ïðåäñîçíàíèå òà ÷àñòü áåññîçíàòåëüíîãî, êîòîðàÿ ìîæåò ñòàòü ñîçíàíèåì. Îíî ðàñïîëîæåíî ìåæäó áåññîçíàòåëüíûì è ñîçíàíèåì. Ïðåäñîçíàíèå ïîäîáíî áîëüøîìó ñêëàäó ïàìÿòè, â êîòîðîì ñîçíàíèå íóæäàåòñÿ ïðè âûïîëíåíèè ñâîåé ïîâñåäíåâíîé ðàáîòû.

    Ïñèõîàíàëèòèê âñåãäà ïûòàåòñÿ ïîíÿòü íåïðîïîðöèîíàëüíîñòü êàòåêòèðîâàíèÿ ëèáèäî, ãäå åãî áîëüøå, ãäå ìåíüøå, ñòàðàåòñÿ ïåðåðàñïðåäåëèòü åãî ñòðåìëåíèå îñâîáîäèòü ñâÿçàííûå ýíåðãèè ìû íàõîäèì òàêæå ó Ðîäæåðñà è Ìàñëîó, â áóääèçìå è ñóôèçìå. Êàæäàÿ èç ýòèõ òåîðèé ñòðîèò ñâîè çàêëþ÷åíèÿ â íàëè÷èè è ïîèñêå èñòî÷íèêà ïñèõè÷åñêîé ýíåðãèè, íî âñå îíè ñîãëàñóþòñÿ ñ ôðåéäîâñêèìè ïðåäñòàâëåíèÿìè î òîì, ÷òî îáíàðóæåíèå è êàíàëèçàöèÿ ïñèõè÷åñêîé ýíåðãèè îäíà èç îñíîâíûõ ïðîáëåì â ïîíèìàíèè ëè÷íîñòè.


    3. Ç. Ôðåéä î ñìûñëå ñíîâèäåíèé

    Ïîäñîçíàòåëüíûé ìàòåðèàë îòíþäü íå ñðàçó ïðîÿâëÿåòñÿ ïðè ñâîáîäíîé àññîöèàöèè; ñêîðåå îí íàïðàâëÿåò ïîòîê ìûñëåé â îïðåäåëåííîå ðóñëî, êîòîðîå íàùóïûâàåòñÿ è îñîçíàåòñÿ íå âñåãäà. Ñëóøàÿ ñâîáîäíîå òå÷åíèå, ïî-âèäèìîìó, ñëó÷àéíûõ àññîöèàöèé, Ôðåéä íàó÷èëñÿ ÷èòàòü ìåæäó ñòðîê è ïîñòåïåííî ïîíÿë çíà÷åíèå ñèìâîëîâ, êîòîðûìè ïàöèåíòû âûðàæàëè ãëóáîêî ñïðÿòàííîå. Îí íàçâàë ïåðåâîä ýòîãî ÿçûêà ïîäñîçíàòåëüíûõ ïðîöåññîâ íà ÿçûê ïîâñåäíåâíîñòè «èñêóññòâîì òîëêîâàíèÿ». Îäíàêî ïî-íàñòîÿùåìó âñå ýòî áûëî îñîçíàíî è ïîíÿòî ëèøü ïîñëå òîãî, êàê Ôðåéä ðàñêðûë çíà÷åíèå ñíîâèäåíèé.

    Îí çàèíòåðåñîâàëñÿ ñíîâèäåíèÿìè, çàìåòèâ, ÷òî ìíîãèå èç åãî ïàöèåíòîâ â ïðîöåññå ñâîáîäíîé àññîöèàöèè âäðóã íà÷èíàëè ðàññêàçûâàòü î ñâîèõ ñíàõ. Òîãäà îí ñòàë çàäàâàòü âîïðîñû î òîì, êàêèå ìûñëè ïðèõîäèëè èì â ñâÿçè ñ òåì èëè, èíûì ýëåìåíòîì ñíîâèäåíèÿ. È çàìåòèë, ÷òî ÷àñòî ýòè àññîöèàöèè ðàñêðûâàëè òàéíûé ñìûñë ñíîâèäåíèÿ. Çàòåì îí ïîïûòàëñÿ, ïîëüçóÿñü âíåøíèì ñîäåðæàíèåì ýòèõ àññîöèàöèé, ðåêîíñòðóèðîâàòü òàéíûé ñìûñë ñíîâèäåíèÿ åãî ëàòåíòíîå ñîäåðæàíèå è òàêèì ïóòåì îáíàðóæèë îñîáûé ÿçûê ïîäñîçíàòåëüíûõ óìñòâåííûõ ïðîöåññîâ. Îí îïóáëèêîâàë ñâîè íàõîäêè â ðàáîòå «Òîëêîâàíèå ñíîâèäåíèé» â 1900 ã.; ýòà êíèãà ïî ïðàâó ìîæåò ñ÷èòàòüñÿ ñàìûì ñóùåñòâåííûì åãî âêëàäîì â íàóêó. Ñàì Ôðåéä â 1931 ãîäó ïèñàë îá óãîí ñâîåé ðàáîòå: «Îíà ñîäåðæèò, äàæå ñ ìîåé ñåãîäíÿøíåé òî÷êè çðåíèÿ. íàèáîëåå öåííûå èç îòêðûòèé, êîòîðûå ìíå ïîñ÷àñòëèâèëîñü ñäåëàòü».  ñëåäóþùåì ãîäó ïîÿâèëàñü åùå îäíà êíèãà «Ïñèõîïàòîëîãèÿ îáûäåííîé æèçíè» (1901), ïîòîì ñåðèÿ ðàáîò: «Òðè î÷åðêà ïî òåîðèè ñåêñóàëüíîñòè» (1905), «Îòðûâîê íà îäíîãî àíàëèçà èñòåðèè» (1905), «Îñòðîóìèå è åãî îòíîøåíèå ê áåññîçíàòåëüíîìó» (1905).

    ßäðîì ôðåéäîâñêîé òåîðèè ñíîâèäåíèé ÿâëÿåòñÿ ìûñëü î òîì, ÷òî ñíû ýòî ïîïûòêà ðàçðÿäèòü ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå, ìåøàþùåå îùóùåíèþ ïîëíîãî ïîêîÿ, òî åñòü ñíà. Ýòè íàïðÿæåíèÿ íàêàïëèâàþòñÿ â òå÷åíèå äíÿ èç-çà íåðåàëèçîâàííûõ ñòðåìëåíèé, æåëàíèé, è ñïÿùèé îñâîáîæäàåòñÿ îò íèõ, ðèñóÿ â âîîáðàæåíèè êàðòèíó óäîâëåòâîðåíèÿ ñâîèõ ñòðåìëåíèé. Íàèáîëåå ÿñíûì ïðèìåðîì ýòîãî ïðîöåññà ìîãóò ñëóæèòü äåòñêèå ñíû «èñïîëíåíèÿ æåëàíèé», ãäå âñå íå ðåàëèçîâàííûå çà äåíü æåëàíèÿ è ìå÷òû ïðåäñòàâëÿþòñÿ âûïîëíåííûìè. Ìíîãèå äåòè âèäÿò âî ñíå ñìåðòü áëèçêèõ áðàòüåâ è ñåñòåð. Ó âçðîñëûõ ïðîöåññ óäîâëåòâîðåíèÿ ñòðåìëåíèé ÷åðåç ïîñðåäñòâî ñíîâèäåíèÿ çíà÷èòåëüíî ñëîæíåå. Î÷åíü ìíîãèå âçðîñëûå æåëàíèÿ â îòëè÷èå îò äåòñêèõ áûâàþò ïîäàâëåíû íå ñòîëüêî âíåøíèìè ïðåïÿòñòâèÿìè, ñêîëüêî âíóòðåííèìè êîíôëèêòàìè. Âåñüìà ÷àñòî ýòè âíóòðåííèå êîíôëèêòû ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì íåðåàëèçîâàííûõ ñòðåìëåíèé ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà èç-çà íåãàòèâíîãî îòíîøåíèÿ ê íèì ðîäèòåëåé. Ýòî òàê íàçûâàåìîå «÷óæäîå ß», èëè, èíà÷å ãîâîðÿ, «Îíî».  ñâîèõ ñíîâèäåíèÿõ âçðîñëûå âûðàæàþò æåëàíèÿ ñâîåãî «÷óæäîãî ß» â èñêàæåííîì âèäå. Äåôîðìàöèè ñóòü çàùèòà ïðîòèâ âíóòðåííèõ êîíôëèêòîâ, êîòîðûå íåèçáåæíî âîçíèêëè áû, åñëè áû ñêëîííîñòè «Îíî» ïðîÿâèëèñü îòêðûòî, Òàêèì îáðàçîì, âçðîñëûå ñíîâèäåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ñâîåãî ðîäà êîìïðîìèññîì: îíè óäîâëåòâîðÿþò æåëàíèÿ «Îêî» â çàâóàëèðîâàííîé ôîðìå, âûðàæåííîé èíôàíòèëüíûì ÿçûêîì íåîñîçíàâàåìûõ ïðîöåññîâ, äðóãèìè ñëîâàìè, â âûðàæåíèÿõ, óæå íåäîñòóïíûõ âçðîñëîìó. Òàêèì ïóòåì âíóòðåííèé êîíôëèêò áûâàåò îáîéäåí, è ñíîâèäåíèå âûïîëíÿåò ñâîþ ôóíêöèþ îõðàíèòåëÿ ñíà, ïîêîÿ.

    Èçó÷åíèå ñíîâèäåíèé äàëî íåîáõîäèìûé êëþ÷ ê ïîíèìàíèþ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ ÿâëåíèé, ôðåéäîâñêàÿ ìåòîäèêà ñâîáîäíîé àññîöèàöèè è òîëêîâàíèÿ îòêðûëà øèðîêóþ äîðîãó â ïîäñîçíàíèå è ïðåäëîæèëà ïóòü ê ïîíèìàíèþ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ ÿâëåíèé, èáî ýòè ÿâëåíèÿ, êàê è ñíîâèäåíèÿ, ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïðîäóêò íåîñîçíàííûõ ñòðåìëåíèé «Ñâåðõ-ß». Ôðåéä ïîíÿë, ÷òî ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû è ñíîâèäåíèÿ ÿâëÿþòñÿ îäèíàêîâî ïðîäóêòàìè ïðèìèòèâíîãî ìûøëåíèÿ Ôðåéä íàçûâàë ýòî «ïåðâè÷íûìè ïðîöåññàìè» è ÷òî îíè íå ïîäâëàñòíû ïðèâû÷íûì îãðàíè÷åíèÿì, íàëàãàåìûì ôèçè÷åñêèì áûòèåì è ñîöèàëüíîé ñðåäîé.  ïðèðîäå ïîäñîçíàòåëüíîãî èãíîðèðîâàòü îãðàíè÷åíèÿ âðåìåíè è ìåñòà; ïîäñîçíàíèå ïî ïðèðîäå ñâîåé íå ðàöèîíàëüíî, íî ýìîöèîíàëüíî; îíî âûðàæàåòñÿ íå ñëîâàìè, à îáðàçíûìè êàðòèíàìè. Èçó÷åíèå ñíîâèäåíèé îòêðûëî Ôðåéäó ðÿä ïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ. Îäèí èç íèõ «ñãóùåíèå», ñâåäåíèå ðàçëè÷íûõ ìûñëåé, èìåþùèõ íåêèé îáùèé çíàìåíàòåëü, â åäèíûé ñèìâîë. Íàïðèìåð, ÷åëîâåê ìîæåò óâèäåòü âî ñíå ëèöî ñ áðîâÿìè ñâîåãî îòöà, íîñîì ó÷èòåëÿ, ðòîì áðàòà, óøàìè æåíû, ïðè ýòîì ñ ïåðâîãî âçãëÿäà êîìáèíèðîâàííîå ëèöî íå áóäåò ïîõîæå íè íà îäíîãî èç óïîìÿíóòûõ ëþäåé. Åñëè èíäèâèä ñ òàêèì ëèöîì âî ñíå óáèò, ñìåðòü ìîæåò ïîêàçàòüñÿ áåçîáèäíî ñëó÷àéíîé, îäíàêî ïîäñîçíàòåëüíî ëþäè, êîòîðûå ïðåäñòàâëåíû â ýòîì îáùåì ëèöå, ýòî èìåííî òå, ïðîòèâ êîãî ó ñïÿùåãî åñòü íåäîáðûå ÷óâñòâà è êòî òàêèì îáðàçîì íàêàçûâàåòñÿ.

    Äðóãîé ìåõàíèçì ìîæíî ïðåäñòàâèòü êàê «ñìåùåíèå». Âî ñíå ïàöèåíò ìîæåò ïåðåíåñòè íåíàâèñòü èëè ëþáîâü ñ îäíîãî ëèöà íà äðóãîå, íà òî, ê êîòîðîìó îí ìîæåò ïèòàòü ýòè ÷óâñòâà, íå èñïûòûâàÿ âíóòðåííåãî êîíôëèêòà.  òàêîì ñíîâèäåíèè ñïÿùèé ìîæåò ïåðåíåñòè ñâîå ñòðåìëåíèå ê ëþáîâíûì îòíîøåíèÿì ñ ìàòåðüþ íà äðóãóþ æåíùèíó, êîòîðàÿ òåì íå ìåíåå áóäåò ïðåäñòàâëÿòü ìàòü, ñêàæåì òåì, ÷òî íà íåé áóäóò òóôëè, êàê ó ìàòåðè. Ïîä ïðîíèöàòåëüíûì íàó÷íûì âçãëÿäîì Ôðåéäà îáíàðóæèëîñü åùå ìíîãî ðàçëè÷íûõ õàðàêòåðèñòèê íåîñîçíàâàåìûõ ïðîöåññîâ. Ñðåäè íèõ ìîæíî óïîìÿíóòü èñïîëüçîâàíèå àëëåãîðèé, ñèìâîëîâ, àëëþçèé, «ðàãs ðãî tîtî» (÷àñòü âìåñòî öåëîãî) è «âûðàæåíèå ÷åãî-ëèáî ïóòåì ïðîòèâîïîëîæíîñòè». «Âûðàæåíèå ÷åðåç ïðîòèâîïîëîæíîå» îçíà÷àåò îòðèöàíèå æåëàåìîãî, êîòîðîå ïî êàêîé-ëèáî ïðè÷èíå íåïðèåìëåìî. Íàïðèìåð, ÷åëîâåê, èñïûòûâàþùèé íåîñîçíàííóþ âðàæäó ê áðàòó, õî÷åò îáîéòè åãî, ñêàæåì, â ïîèñêàõ ðàáîòû. Íî âíóòðåííåå íåïðèÿòèå ýòîãî âðàæäåáíîãî æåëàíèÿ ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî âî ñíå îí óñòóïàåò áðàòó ýòó ðàáîòó. Ñóùíîñòü âñåõ ýòèõ ñëîæíûõ ìåõàíèçìîâ ñíîâèäåíèé ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ñêðûòü, çàìàñêèðîâàòü íåïðèåìëåìîå ïîäñîçíàòåëüíîå æåëàíèå.

    Çíàíèå íåîñîçíàâàåìûõ ïðîöåññîâ ïðèâåëî ê ïîíèìàíèþ ìíîãèõ çàãàäî÷íûõ ïðîÿâëåíèé ÷åëîâå÷åñêîãî ìûøëåíèÿ.  ïåðâîå äåñÿòèëåòèå íàøåãî âåêà Ôðåéä óäåëÿë ìíîãî âíèìàíèÿ äåìîíñòðàöèè «äèíàìè÷åñêîãî ïîäñîçíàòåëüíîãî» â åãî ðàçëè÷íûõ ïîÿâëåíèÿõ îãîâîðêàõ, îñòðîòàõ, çàáûâàíèè.  áëåñòÿùåé ðàáîòå «Ïñèõîïàòîëîãèÿ îáûäåííîé æèçíè» îí ïîêàçàë, ÷òî ñëó÷àéíûå íà ïåðâûé âçãëÿä îãîâîðêè, âíåøíå áåñïðè÷èííîå çàáûâàíèå ñëîâ (èëè äåéñòâèé, íàìåðåíèé è ò.ä.) âñå ýòî åñòü ðåçóëüòàò ïîäàâëåííûõ ñòðåìëåíèé. Ïî ìåðå òîãî êàê ñîâåðøåíñòâîâàëàñü åãî ñïîñîáíîñòü àíàëèçèðîâàòü ñíîâèäåíèÿ ñâîèõ ïàöèåíòîâ, Ôðåéä âñå áîëåå óáåæäàëñÿ, ÷òî â âîçíèêíîâåíèè íåâðîçîâ î÷åíü ñóùåñòâåííóþ ðîëü èãðàþò ñåêñóàëüíûå èìïóëüñû. Îí âûÿñíèë, ÷òî ñîäåðæàíèå «×óæäîãî ß» («Îíî»), êîòîðîå âûòåñíåíî â ïîäñîçíàíèå è âïîñëåäñòâèè ïðîÿâëÿåòñÿ â ñíîâèäåíèÿõ, â íåâðîòè÷åñêèõ ñèìïòîìàõ, èìååò íåèçìåííî ñåêñóàëüíóþ ïîäîïëåêó. Ôðåéä èñêëþ÷èòåëüíî ãëóáîêî è òùàòåëüíî äîêàïûâàëñÿ äî ñóòè ÿâëåíèÿ, íî, ðàç óáåäèâøèñü â ðåçóëüòàòàõ ñâîèõ íàáëþäåíèé, îí áåññòðàøíî è òâåðäî îòñòàèâàë èõ. Åãî ñîáñòâåííûé ñàìîàíàëèç, òîëêîâàíèå ñîáñòâåííûõ ñíîâèäåíèé äàëè Ôðåéäó ïåðâûé íàìåê íà ýäèïîâ êîìïëåêñ ñåêñóàëüíîå âëå÷åíèå ðåáåíêà ê ðîäèòåëþ.

    Çàêëþ÷åíèå

    В заключении работы сделаем основные выводы по теме исследования.

    Психоанализ это психотерапевтический метод, разработанный Зигмундом Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

    В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности, которой посвящена отдельная глава моего реферата (“Психосексуальные стадии развития”). На её базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

    Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера.

    Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

    Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно). Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа.

    Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др. Краткому описанию взглядов представителей этого направления психоанализа также отведена отдельная глава моего реферата (“Развитие психоанализа”).


    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    1. Êîíîâè÷ Ë. Ã., Ìåäâåäåâà Ã. È. Ïñèõîëîãèÿ ëè÷íîñòè ó÷åáíèê äëÿ âûñøèõ è ó÷åáíûõ çàâåäåíèé. - Ðîñòîâ íà Äîíó. 2015. 654ñ.
    2. Ëåéáèí Â.Ì. Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ àíòðîïîëîãèÿ. Ôèëîñîôñêàÿ àíòðîïîëîãèÿ ÕÕ âåêà. - Ì. 2006. 554ñ.
    3. Íåñìååíîâ Å. Å. Îñíîâû ôèëîñîôèè â âîïðîñàõ è îòâåòàõ. - Ì. - 2007. 550ñ.
    4. Ñïèðêèí À.Ã. Ôèëîñîôèÿ: Ó÷åáíèê. - Ì.: Ãàðäàðèêè. - 2009- 816ñ.
    5. Ôèëîñîôèÿ: Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé. / Ïîä ðåä. Êîõàíîâñêîé Ò.È. - Ðîñòîâ í/Ä.: Ôåíèêñ. - 2009. 553ñ.
    6. Ôèëîñîôñêèé ýíöèêëîïåäè÷åñêèé ñëîâàðü. - Ì. 2010. 785ñ.
    7. Ôðåéä Ç. Ëåêöèè ïî ââåäåíèþ â ïñèõîàíàëèç. - Ì. - 2007. 543ñ.
    8. Ôðåéä Ç. Ïñèõîëîãèÿ áåññîçíàòåëüíîãî. Ñáîðíèê ïðîèçâåäåíèé. Ñîñòàâèòåëü Ì.Ã. ßðîøåâñêèé. - Ì. - 2009. 865ñ.
    9. Ôðåéä Ç. ß è Îíî. Õðåñòîìàòèÿ ïî èñòîðèè ïñèõîëîãèè. - Ì. - 1980. 554ñ.
    10. Ôðåéä Çèãìóíä «Òîëêîâàíèå ñíîâèäåíèé» / Ïåð. ñ íåì. Ìí.: ÎÎÎ «Ïîïóððè». - 2007. 564ñ.
    11. Øàïîâàëîâ Â.Ô. Îñíîâû ôèëîñîôèè. Îò êëàññèêè ê ñîâðåìåííîñòè: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ âóçîâ. - Ì.: ÔÀÈÐ-ÏÐÅÑÑ. - 2015. - 576 ñ.




Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Фрейд ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.