Содержание
Введение3
1 Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы5
2 Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 12 15 лет6
3 Планирование учебно-тренировочного процесса по футболу в возрастной группе 12 15 лет7
4 Подготовка педагога физической культуры и спорта к занятиям по футболу с различными возрастными группами22
5 Методы и средства проведения учебно-тренировочного процесса24
Заключение30
Список использованных источников31
Введение
В зависимости от возраста и квалификации футболистов находятся и средства их подготовки. Высококвалифицированные футболисты обладают одним уровнем физической, технической и тактической подготовленности, взрослые футболисты более низкой квалификации - другим уровнем, юные футболисты - третьим.
К сожалению, проводя занятия с юношами, некоторые тренеры копируют методы, применяемые в работе со взрослыми футболистами, стараясь брать за образец работу с командами мастеров. Такой опыт работы можно частично использовать в занятиях с квалифицированными футболистами, но переносить его в тренировку юношей младшего возраста недопустимо. Занятия без учета возрастных особенностей не только снижают эффективность в достижении желаемых результатов, но могут отрицательно сказаться и на здоровье занимающихся.
Спортивная подготовка в футболе строится как круглогодичный процесс, имеющий определенные временные промежутки, на которых решаются те или иные основные задачи учебно-тренировочного процесса. Как правило, структура спортивной подготовки имеет крупные стадии, которые, в свою очередь, для простоты управления учебно-тренировочным процессом, делятся на более мелкие структурные составляющие (этапы, периоды, циклы), на которых непосредственно решаются задачи становления спортивного мастерства футболиста, воспитания физических качеств и способностей, подготовка и участие в соревнованиях.
Одним из основных факторов, определяющих возможность достижения высоких спортивных результатов в футболе, является рациональное сочетание уровня развития физических качеств, функциональных показателей и техническая подготовка юных футболистов.
Цель курсовой работы описать методику подготовки и проведения занятий по футболу у футболистов возрастной группы 12 15 лет.
Задачи работы:
1) дать характеристику процесса и описать учебно-воспитательные задачи темы;
2) изучить материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 12 15 лет;
3) описать особенности планирования учебно-тренировочного процесса по футболу в возрастной группе 12 15 лет;
4) осветить подготовку педагога физической культуры и спорта к занятиям по футболу с различными возрастными группами;
5) рассмотреть методы и средства проведения учебно-тренировочного процесса.
Объектом исследования выступает учебно-тренировочный процесс юных футболистов возрастной группы 12 15 лет.
Предметом исследования является практика организации тренировочного процесса юных футболистов 12 15 лет.
Курсовая работа включает введение, 5 пунктов, заключение, список использованных источников.
1 Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы
Организация учебно-тренировочного процесса по футболу осуществляется на основе современной методики обучения и тренировки, освоения юными спортсменами высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, достижения ими разностороннего физического развития.
Достижение задач, поставленных перед тренировками по футболу, предусматривает выполнение учебного плана, переводных контрольных нормативов; систематическое проведение практических и теоретических занятий; хорошо организованную систему отбора юных футболистов; регулярное участие в соревнованиях и контрольных играх; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; прохождение инструкторской и судейской практики; организацию систематической воспитательной работы; привитие юным футболистам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу; использование данных науки и пере6довой практики как важнейшее условие подготовки квалифицированных футболистов.
Задачи тренировок учебно-тренировочных групп 12 15 лет состоят в следующем:
- укрепить здоровье,
- совершенствовать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и обшей выносливости;
- овладеть всем арсеналом технических приемов игры;
- совершенствовать индивидуальную и групповую тактику игры, овладеть основами командной (11х11) тактики игры;
- совершенствовать тактические действия в звеньях и линиях команды;
- развивать тактическое мышление,
- определить игровые наклонности юных футболистов (наличие определенных качеств и желание самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, нападающего или игрока средней линии);
- участвовать в соревнованиях по футболу и выполнить требования II юношеского разряда (13-14 лет);
- воспитывать элементарные навыки судейства;
- изучить начальные теоретические сведения о методике занятий физическими упражнениями игроков в линиях команды, ознакомиться с тактическими схемами ведения игры.
В процессе обучения у учащихся воспитывается умение заниматься самостоятельно: выполнить упражнения по физической подготовке и по индивидуальной технике владения мячом [1, с. 123].
2 Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 12 15 лет
Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 12 15 лет представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 12 15 лет
1.Комплект спорт. формы д\футб10 шт.2.Мяч футбол12 шт.4.Свисток 2 шт.5. Секундомер 1 шт.6.Мяч для игр на асфальте3 шт.
Кроме того, в доступности тренера должен быть медицинский кабинет, оснащение которого представлено в таблице 2.
Таблица 2 Оснащение медицинского кабинета
1.Динамометр1 шт.2.Кушетка медицинская1 шт3.Ростомер1 шт.4.AND Medical Эл.измеритель арт. давления1 шт.5.Мойка1 шт.6.Напольные Эл. весы2 шт.
Рекомендуется наличие в тренерской библиотеке следующих программных материалов:
- М.А.Годик, Г.Л. Борозновы и др. Футбол. Типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для ДЮСШ. СДЮШОР. - М.: Советский спорт, 2011.
- Мини футбол (футзал): примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско юношеских школ олимпийского резерва. С.А.Андреев, Э.Г. Алиев, В.С.Левин, К.А. Ерёменко. - М.: Советский спорт,2010.
- Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. В.П. Губин, П.В. Квашук, В.В.Краснощёков, П.Ф. Егоров, В.А. Блинов. - М.: Советский спорт, 2010 [2, с. 10].
3 Планирование учебно-тренировочного процесса по футболу в возрастной группе 12 15 лет
Учебно-тренировочный процесс по футболу в возрастной группе 12 15 лет можно подразделить на такие компоненты, как общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка.
К общей физической подготовке (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, устойчивости) относятся следующие упражнения:
Строевые упражнении. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из шеренги в две, из колонны по одному, а колонну по два. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки различных исходных положениях наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседание с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами, поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.
Упражнения с малыми мячами броски и ловля мячей после подбрасывания вверх удара о землю, в стену. Ловля мячей на месте, в прыжке после кувырка в движении [3].
Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперед. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. Упражнения на батуте.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию.
Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий и гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метание в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 м. Кроссы от
1000 до 3000 м (в зависимости от возраста), 6-минутный и 12-минутный бег.
Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега.
Многоскоки. Пятикратный прыжок с места.
Метание малого мяча на дальность и в цель. Метание гранаты с места и с разбега.
Толкание ядра.
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, хоккей мячом (по упрощенным правилам).
Лыжи. Передвижение на лыжах основными способами подъемы, спуски, повороты, торможения. Прогулки и прохождение дистанции от 2 до 10 км на время.
Плавание. Освоение одного из способов плавания, старты и повороты. Переплывание на время 25, 50, 100 и более ров без учета времени. Эстафеты и игры с мячом. Прыжки в воду.
К специальной физической подготовке относятся следующие упражнения:
Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров»,
«Рывок за мячом» и т.д.
Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом [4, с. 13].
Упражнения для развития дистанционной скорости. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками: неподвижными или медленно передвигающимися партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий (на скорость). Переменный бег на дистанции 100-150 м (15-20 м с максимальной скоростью; 10- 15 м медленно и т.д.). То же с ведением мяча. Подвижные игры типа «Салки по кругу», «Бегуны», «Смей догнать» и т.д.
Упражнения для развития скорости переключения от основного действия к другому. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного бега на спиной вперед и т.п.)
Бег с изменениями направления (до 180). Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить его или остановиться, затем выполнить новый рывок в том или другом направлении и т.д.
«Челночный бег» (туда и обратно): 2х10, 4х5, 4х10, 2х15 м и т.п. «Челночный бег», но отрезок вначале пробегается лицом вперед, обратно спиной вперед и т.д.
Бег с «тенью» (повторение движений партнера, в которых выполняется бег с максимальной скоростью и с изменениями направления). Тоже, но с ведением мяча.
Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
Для вратаря. Из стойки вратаря рывки (на 5-15 м) из ворот: на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча. Из положения приседа, широкого выпада, сидя, лежа рывки на 2-3 м с последующей ловлей или отбиванием мяча. Упражнения в ловле теннисного (малого) мяча. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешки с песком, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп весом от 40 до 70 % веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной и на обеих ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину. Спрыгивание (высота 40-50 см) с последующим прыжком вверх или рывком на 7-10 м. Беговые и прыжковые упражнение, выполняемые в гору, по песку, опилкам, эстафеты с элементами бега, прыжков, перенос тяжестей. Подвижные игры типа
«Волк во рву», «Челнок», «Скакуны», «Прыжковая эстафета» и т.д.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку, батут и ворота; удары на дальность.
Толчки плечом партнера, борьба за мяч [5].
Для вратарей. Из упора сторон у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных в суставах; то же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами; в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу (носки ног на месте), в упоре лужа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнения в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистями и пальцами). Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Упражнения в ловле и бросках набивных мячей, бросаемых двумя-тремя партнерами с разных сторон. Серии прыжков (по 4-8) в стойке вратаря толчком обеих ног в стороны, то же приставными шагами, с отягощением.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений в серии). Кроссы с переменной скоростью.
Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой несколько стоек с ударами по воротам; с увеличением длины рывка, количество повторений и сокращением интервалов отдыха между рывка).
Игровые упражнения с мячом большой интенсивности, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью игры с уменьшенным по численности составом.
Для вратарей. Повторное, непрерывное выполнение в течение 5-12 мин ловлей с отбиванием мяча; ловля мяча с падением при выполнении ударов по воротам с минимальными интервалами тремя-пятью игроками.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко подвешенный мяч головой, ногой, руками; то же выполняя в прыжке поворот на 90-180. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой, по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед, назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры типа
«Живая цель», «Салки мячом», «Ловля парами» и др.
Для вратарей. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками, кулаком, тоже с поворотом до 180. Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой. Прыжки с поворотами. Используя подкидной трамплин. Переворот в сторону с места и с разбега. Стойка на руках. Из стойки на руках кувырок вперед. Кувырок назад через стойку на руках. Переворот вперед с разбега. Упражнения на батуте: прыжки на обеих ногах, сальто вперед и назад согнувшись, сальто назад прогнувшись [6].
Далее осветим особенности технической подготовки в учебных группах 12 15 лет.
Техника передвижения. Различные сочетания приемов бега с прыжками, поворотами и резкими остановками.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней, средней, внешней частями подъема внутренней стопы по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Резаные удары по неподвижному мячу. Удары носком и пяткой. Удары с полулета. Удары правой и левой ногой.
Выполнение ударов на точность и силу после остановки, ведения и рывков на короткое, среднее дальнее расстояние (с различным направлением и траекторией полета). Удары по мячу ногой в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Удары по мячу головой. Удары средней и боковой частью лба без прыжка и в прыжке по летящему с различной скоростью и траекторией мяча. Удары на точность вниз и верхом вперед и стороны на короткое и среднее расстояние. Удары головой в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с переводом в стороны и назад (в зависимости от расположения игроков противника и игровой обстановки). Остановка грудью летящего с переводом. Остановка опускающегося мяча бедром и лбом.
Отбивание мяча одной или двумя руками без прыжка и в прыжке; с места и разбега. Бросок мяча одной рукой плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
В содержание тактической подготовки (Тактика нападения) входят:
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способов остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействия двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на удар; короткую или среднюю передачи низом или верхом. Комбинация «игра в стенку» [7, с. 65].
Выполнить простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защита:
Индивидуальные действия. Правильно выбирать по отношении опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка».
Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру
Тренировочный процесс ведется на основании следующих документов планирования:
- перспективный план (на несколько лет),
- годовой план (на учебный год),
- рабочий план (на каждый месяц и недельный цикл),
- конспект занятий (на каждую тренировку),
- индивидуальный план (на отдельного футболиста).
Перспективный план должен включать следующие основные разделы:
Краткая характеристика учебной группы.
Цель и основные задачи на планируемый период.
- Этапы подготовки, их продолжительность, основная направленность процесса тренировки на этапах.
- Основные соревнования
- Спортивно-технические показатели.
- Комплектование учебной группы.
- Педагогический и врачебный контроль.
Перспективный план предусматривает постепенное повышение сложности решаемых задач и волнообразное увеличение объема и интенсивности нагрузки, дифференцированное для различных возрастных групп.
При этом возрастание спортивных нагрузок планируется с таким расчетом, чтобы каждый период следующего годичного цикла начинался и заканчивался на более высоком уровне, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла [8, с. 11].
Годовой план тренировки составляется для каждой учебной группы, исходя из круглогодичности подготовки в соответствии с утвержденным режимом учебно- тренировочной работы. В годовом плане детально излагается содержание тренировки с учетом поставленных задач, возраста занимающихся и их подготовленности, календаря соревнований. Материальных условий, итогов реализации и прошлогоднего плана и т.д. В планировании особенно важно учитывать режим учебы в общеобразовательной школе, динамику учебной нагрузки, экзамены, каникулы и т.д.)
Учитывая тот факт, что в работе с юными футболистами 8-12 лет основная направленность тренировки обучающая, для данных учебных групп не предусматривается четкая периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле. Однако в более старших возрастных группах периодизация выражается уже более четко; в годичном цикле выделяются три периода подготовительный, соревновательный и переходный.
Подготовительный и соревновательный периоды делятся на отдельные этапы, имеющие свои специфические задачи, структуру, содержание и динамику тренировочной нагрузки.
Подготовительный период. Задача этого периода состоит в том, чтобы обеспечивать разностороннюю физическую подготовку футболистов и на этой основе совершенствовать технико-тактическую подготовку для успешного выступления в соревнованиях. Тренировки в этом периоде должны носить разнообразный характер, как по содержанию, так и по нагрузкам.
Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.
Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе характеризуется созданием и совершенствованием предпосылок, на базе которых достигается спортивная форма.
Физическая подготовка на этом этапе направлена на повышение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости).
Техническая и тактическая подготовка направлена на восстановление двигательных навыков и тактических умений, совершенствование их и освоение новых.
Специально-подготовительный этап. Тренировочный процесс на этом этапе направлен на непосредственное становление спортивной формы. Здесь совершенствуются физические качества и функциональные возможности футболистов с учетом специфики игры, а также решаются задачи дальнейшего совершенствования технико-тактической подготовленности. Основным средством подготовки служат специальные упражнения без мяча и с мячом. Постепенно повышается доля тренировочных игр, но они не должны подменять учебно-тренировочной работы [9, с. 266].
В системе недельных микроциклов после двух недель с более высокой общей нагрузкой и интенсивностью необходимо планировать разгрузочный микроцикл с уменьшенной нагрузкой.
Соревновательный период. У футболистов соревновательный период продолжается 5-6 месяцев. Это обстоятельство вызывает определенные трудности в планировании тренировочного процесса.
Рекомендуется в соревновательном периоде предусматривать промежуточный, подготовительный этап продолжительностью 5-6 недель. Его целесообразно проводить в оздоровительно-спортивном лагере на учебно-тренировочном сборе. Необходимо широко использовать общеподготовительные упражнения для создания специального фундамента, на котором будет поддерживаться высокий уровень подготовленности до конца периода.
Физическая подготовка в этом периоде направлена на обеспечение ее наивысшего уровня и удержание на протяжении всего соревновательного периода.
Техническая подготовка на совершенствование ранее изученных приемов, умение применять их в соревнованиях в различных игровых условиях.
Тактическая подготовка должна создавать высокий уровень тактического мышления игроков в различных ситуациях, их взаимопонимание в звеньях, линиях, овладение ими, различными тактическими комбинациями.
Переходный период начинается по окончании соревнований. В этом периоде осуществляется постепенный переход от спортивной деятельности большого объема к интенсивности к менее интенсивным нагрузкам. Происходит смена средств и методов, которые направлены на поддержание физической подготовленности. Основными средствами являются пробежки в лесу, баскетбол, плавание, лыжи, теннис, волейбол, подвижные игры и другие физические упражнения.
Кроме того, решаются задачи устранения недостатков в технической и тактической подготовленности, отмеченных в процессе соревнований.
Активное занятие физическими упражнениями позволяется избежать резкого снижения спортивной формы.
В этом периоде футболисты должны пройти курс диспансеризации, если необходимо, лечения и профилактику.
Реализация годовой схемы распределения спортивных нагрузок осуществляется в рамках тренировочных и межигровых микроциклов.
К тренировочному циклу относится короткий промежуток времени, который преимущественно применяется в подготовительном периоде. Основная цель обеспечить повышение тренированности и развитие спортивной формы [10, с. 200].
В межигровых (соревновательных) микроциклах занятия варьируются между двумя состязаниями. Основной задачей цикла является повышение (или поддержание) достаточного уровня тренированности, совершенствование технико-тактического мастерства и обеспечение наилучшей подготовки к следующей игре.
Структура построения микроциклов зависит от многих факторов:
- конкретных задач на данный период тренировки;
- особенности этапов и подготовки;
- состояния спортивной формы игроков;
- технико-тактической подготовленности футболистов;
- необходимости повторно применить разнонаправленные упражнения при оптимальной связи между иным;
- общего режима деятельности (особенно учебной);
- климатических условий и некоторых других.
Наиболее существенным и объективным фактором является взаимодействие процессов утомления и восстановления, которые развертываются в организме футболистов и обуславливают чередование нагрузки и отдыха, а такие изменения величины и характера нагрузок в микроцикле.
Несмотря на множество условий, влияющих на структуру при распределении нагрузки в отдельном занятии в микроциклах, в макроцикле необходимо учитывать следующие общие принципы:
- повторность применения нагрузок;
- постепенность повышения нагрузки;
- волнообразность распределения нагрузки.
С физиологической точки зрения принцип повторности основывается на необходимости повторных воздействий для соответствующих изменений и перестройки в органах, системах и их функциях под влиянием определенной нагрузки. С педагогической точки зрения только повторность обеспечивается становление и совершенствование необходимых умений и навыков.
Так как воздействие каждого последующего тренировочного занятия «наслаивается на следы» предыдущего, то повторность должна быть оптимальной и гарантированно восстановление и рост работоспособности. Однако не все тренировки проводятся в условиях полного восстановления и «сверхвосстановления».
Периодически допускается и ведение занятий в группах старших возрастов на фоне частичного восстановления. Во время последующего обязательного этапа, возможно, получить мощный подъем работоспособности [11, с. 150].
Величина повторений не должна быть постоянной, так как организм спортсменов быстро адаптируется к одинаковым нагрузкам и ее тренировочный эффект уменьшается. Поэтому необходимо постепенно (без резких скачков) увеличивать тренировочные нагрузки. Так же постоянно возрастают требования ко всем видам подготовки. Однако рост тренировочных нагрузок не носит прямолинейный характер. Как микроциклам, так и более длительным периодам свойственна разнообразная динамика.
Оценка тренировочных занятий по нагрузке зависит от их содержания, продолжительности и интенсивности.
Большая нагрузка занятие продолжительностью 2-3 часа с плотностью до 90% и высокой интенсивностью.
По физической подготовке в него входят все скоростные упражнения, упражнения по воспитанию общей и специальной выносливости, силовые упражнения с высокой интенсивностью и большим количеством повторений.
По технической подготовке специальные упражнения, выполняемые на максимальной (околопредельной) скорости со значительным перемещением.
По тактической подготовке упражнения сверхсоревновательной насыщенности: игровые упражнения со специальными заданиями (постоянное перемещение, держание своего игрока, ограниченное число касаний и т.д.), игры в уменьшенных составах на большой площадке. Специальные тренировочные и товарищеские игры в основном характеризуются большими нагрузками.
Средняя нагрузка занятие продолжительностью 1,5-2 часа со средней плотностью и умеренной интенсивностью.
В физическую подготовку включаются упражнения на ловкость, силу ( с достаточным интервалом отдыха) и выносливостью (средние дистанции).
В техническую подготовку упражнения по совершенствованию в технике (в единоборстве, в игровых взаимодействиях).
В тактическую подготовку упражнения по разучиванию новых комбинаций, игровых упражнений 3х2, 4х3, 4х2 и т.д., обычные двусторонние игры в комплексном уроке.
Малая нагрузка занятие продолжительностью 45-90 минут с уменьшенной интенсивностью.
В физическую подготовку входят общеразвивающие упражнения на гибкость и координацию.
В техническую подготовку упражнения по совершенствованию в технике (без единоборства и больших перемещений) [12].
В тактическую подготовку упражнения во взаимодействиях вдвоем, в звеньях, в линиях, игры в уменьшенных составах 95х5, 6х6).
Следует отметить, что распределение тренировочных нагрузок по уровням и квалификации используемых средств несколько условны, так как под влиянием систематических занятий спортом и ростом тренированности организм футболиста адаптируется к определенным нагрузкам.
Более объективная оценка величины нагрузки возможна по тем физиологическим сдвигам, которые происходят в организме футболистов. В старших учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования рекомендуется величину нагрузки определять по пульсу. Трем уровням нагрузки соответствуют следующие пульсовые зоны:
Большая нагрузка свыше 145 сердечных сокращений; Средняя нагрузка от 80 до 145 сердечных сокращений Малая нагрузка до 80 сердечных сокращений.
Смоделированные виды нагрузок по их пульсовой стоимости с учетом интенсивности и объема сведены в таблицу. Необходимо отметить, что по физиологическому воздействию однородные величины нагрузки можно получать за счет увеличения ЧСС (интенсивности) или длительности тренировочного занятия [13].
Таблица 3 - Оценка величины тренировочной нагрузки
Средний пульс
(уд/мин)Интенсивность
%Длительность тренировочного занятия (мин)Величина нагрузки (кол-во сердечных сокращений)Наименование нагрузки1758712021000Большая9015750Большая6010500Средняя305250Малая1657915024750Большая12019800Большая9014850Большая609900Средняя304950Малая1506615022500Большая12018000Большая9013500Средняя609000Средняя304500Малая1305018023400Большая15019500Большая12015600Большая9011700Средняя607800Малая303900Малая
Годовые планы конкретизируются составлением рабочих планов на каждый месяц.
На основаниях месячных планов разрабатываются конспекты отдельных занятий (уроков).
Основной формой тренировки являются тренировочные занятия (уроки). Так в тренировочном процессе с юными футболистами применяют как комплексные, так и тематические занятия по физической, тактической и технической подготовке. В комплексной тренировке используются упражнения по физической и тактической подготовке.
Структура комплексных занятий сложнее, чем тематических. Это связано с тем, что их отличие от первых, где решается не только одна основная задача, в комплексных ставятся две или три задачи.
При составлении комплексных уроков не следует включать в занятие большое количество нового материала, так как это перегружает нервную систему.
Ниже приводится примерная схема расположения материалав трехвидах комплексных занятий.
1 Комплексное занятие, решающее задачи физической, технической и тактической подготовки
Подготовительная часть
- Упражнения общей разминки.
- Упражнения специальной разминки.
Основная часть
- Упражнения на быстроту и ловкость (без мяча и с мячом).
- Упражнения на совершенствование технических приемов.
- Технико-тактические упражнения.
- Двусторонняя игра или упражнения на выносливость
Заключительная часть
- Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.
- Дыхательные упражнения.
2 Комплексное занятие, решающее задачи технической и физической подготовки
- Подготовительная часть
- Общеразвивающие упражнения.
- Упражнения на ловкость и гибкость.
Основная часть
- Изучение нового технического приема.
- Упражнения, направленные на развитие быстроты [14, с. 100].
- Совершенствование технических приемов без единоборств и с применением сопротивления соперника.
- Совершенствование технико-тактических приемов в учебной игре.
Заключительная часть
- Подвижная игра «Охотники и утки» или «Мяч по кругу».
- Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.
3 Комплексное занятие, решающее задачи технической и тактической подготовки
Подготовительная часть
- Различные беговые упражнения.
- Упражнения с мячом в парах и больших группах.
- Изучение технических приемов
Основная часть
- Изучение индивидуальных и групповых тактических действий.
- Игровые упражнения, направленные на воспитание тактического взаимодействия.
- Совершенствование технико-тактических действий в двусторонней игре.
Заключительная часть
- Медленный бег, ходьба, упражнения на внимание и равномерное дыхание.
Общие схемы построения тренировочных и межигровых микроциклов по направленности в динамике нагрузки в различных периодах годичного цикла для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования представлены ниже.
Двухразовые занятия рекомендуется проводить в старших учебно-тренировочных группа, работающих в режиме специализированных классов. Для решения поставленных задач в группах спортивного совершенствования необходимо стремиться проводить тренировочную работу в режиме команд мастеров. В индивидуальном планировании установки общего плана конкретизируются применительно к каждому перспективному футболисту. Для спортсменов, входящих в состав сборных команд, составляются индивидуальные планы с учетом требований, которые устанавливаются специально для них. Кроме того, на всех перспективных футболистов заполняются селекционные карты [15, с. 76].
Таблица 4 - Примерно-тренировочный цикл учебно-тренировчных занятий с учащимися 12 15 лет на подготовительном этапе
Дни занятий№ занятийПреимущественная направленностьДозировка минНагрузка12345Понедельник1Теоретическое занятие согласно45тематическому плану программыСовершенствование технико-60малаятактических приемов.Продолжение таблицы 4
Дни занятий№ занятийПреимущественная направленностьДозировка минНагрузкаУдары и передачи мяча головой впроцессе игровых упражнений.Вторник1Развитие скоростно-силовых60качеств. Старты, ускорения,прыжковые упражнения,акробатические упражнения,упражнения с отягощениями.Учебно-тренировочная игра.60СредняяИгра с тактическим заданием: выборместа, «закрывание» и«открывание» «смена мест»Среда1Развитие специальной60выносливости. Спортивныеподвижные игры. Эстафета смячом.75БольшаяМини-футбол.Четверг1Развитие ловкости. Акробатические30упражнения. Подвижные игры,эстафеты с мячом.Совершенствование60Малаяиндивидуального техническогомастерства. Удары по цели наточность попадания.Совершенствование передач.Пятница1Развитие общей выносливости. Кроссовая или лыжная подготовка, плавание, подвижные игры, эстафеты.75
Таблица 5 - Примерный тренировочный цикл учебно0-тренировочных групп с учащимися 13-14 лет на специально-подготовительном этапе
Дни занятий№ занятийПреимущественная направленностьДозировка минНагрузка12345Понедельник1Комплектование развитие двигательных качеств, посредством круговой тренировки.
135
СредняяВторник1Технико-тактическая подготовка штрафные и угловые удары,действия игроков обороны инападения.45Мини-футбол или двухсторонняя45Средняяигра.Среда1Скоростно-силовая подготовка.Рывки, ускорения, прыжки,упражнения с весом, партнером,толчки плечом партнера.45Продолжение таблицы 5
Дни занятий№ занятийПреимущественная направленностьДозировка минНагрузка12345Игровые упражнения 5х3, 4х3, 3х2.90БольшаяЧетверг1Теоретическое занятие согласнотематическому плану программы.45Совершенствованиеиндивидуального техническогомастерства (удары по мячу с лета иполулета).45МалаяПятница1Совершенствование общей и физической выносливости в упражнениях с мячом (игра 3х3 с четырьмя воротами, 5х5 эстафеты с мячом).35
БольшаяСуббота1Активный отдых. Восстановительные мероприятия.Воскресенье1Технико-тактическая подготовка в учебно-тренировочных играх90Средняя
4 Подготовка педагога физической культуры и спорта к занятиям по футболу с различными возрастными группами
Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма юных футболистов.
Подготовка учащихся осуществляется строго в соответствии с их возрастными данными, которые включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности.
Для воспитания игрового мышления необходимо широко использовать подвижные игры, направленные на развитие быстроты сложенной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами.
Учитывая, что двигательный навык успешно формируется на базе достаточной физической подготовленности, в занятиях с детьми 8-10 лет до 50% времени следует отводить физической подготовке.
Используются доступные средства из программного материала по общей физической подготовке с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости.
В возрасте 12 15 лет скорость повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и мышечной системы.
Поэтому значительное место в составе средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, быстрых спрыгиваний и выпрыгиваний, переменных ускорений в беге.
Каждое упражнение повторяется кратковременно (8-10 раз по 10-15 сек) в виде нескольких серий с интервалом отдыха 2-3 мин.
Юным футболистам доступны упражнения с отягощением, равным 50% собственного веса. Однако для воспитания силы в основном используются скоростно-силовые упражнения.
Для воспитания выносливости следует использовать: кроссовый бег в равномерном и переменном темпе с постепенным увеличением длины дистанции до 2-3,5 км; повторный бег на отрезках 30-50 м с короткими интервалами отдыха (15-30 сек). Подвижные и спортивные игры серийное выполнение беговых и игровых упражнений (работа субмаксимальной мощности не более 30-40 сек с частотой пульса 160-170 уд. мин, число повторений 4-6 раз, число серий 2-3 с интервалами отдыха 1,5-2,5 мин) [16, с. 30].
Применяя специальные упражнения с мячом и с учетом величины и направленности нагрузок, представленных в таблице, можно совершенствовать технико-тактическое мастерство и развивать целенаправленно физические качества:
Таблица 5 Компоненты и направленность спортивной нагрузки
Компоненты нагрузкиНаправленность нагрузкиРазвитие общей выносливостиРазвитие специальной выносливостиРазвитие скоростной выносливостиРазвитие скорости1. Интенсивность упражнений75-85% от
максимальной90-95% от
максимальной95-100% от
максимальноймаксимальное2. Продолжительность упражненийДлительная работа при ЧСС от 150-165 до
175-180 уд/минОт 20 сек до 2-
2,5 минБег 20-70 м до
6-8 секБег на 15-60 м от 2,5 до 7 сек3. Интервалы отдыха между повторениямиОт 1,5 до 3-4
минСокращаются от
4-6 мин до 2 минДо 2 мин (в зависимости от длины отрезка)До полного восстановлен ия чтобы не падала скорость4. Характер отдыхаМалоинтенсивная работаходьбаходьбаХодьба, малоинтенсивная работа5. Число повторенийНе должно приводить к накоплению пульсивного долга3-4 повторений в серии4-5 повторений в серииОт 8-10
повторений в серии6. Интервалы отдыха между сериями-От 15 до 25-30
минОт 8-10 минДо 10 мин
5 Методы и средства проведения учебно-тренировочного процесса
Основным средством подготовки футболистов являются физические упражнения, которые представляют собой двигательные действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации поставленной задачи.
Количество применяемых в подготовке футболистов физических упражнений крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от другого как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику содержания физического упражнения.
Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Эти процессы многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и др. Таким образом, отдельное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм спортсмена, позволяет решать ряд задач спортивной подготовки.
Однако мера влияния физического упражнения на различные аспекты подготовки футболистов неодинакова. Поэтому физические упражнения подбираются и используются по их преимущественному воздействию.
Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча. Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.
Соревновательные упражнения - это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры, а также игры по мини-футболу.
Специальные упражнения - это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств.
К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д.), а также игровые упражнения (различные «квадраты», держание мяча и т.д.) [17].
Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.
Неспецифические упражнения включают в себя две группы: обще подготовительные и специально подготовительные.
Обще подготовительные упражнения - это двигательные действия, являющиеся преимущественно средством общей подготовки футболиста. С их помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.
Обще подготовительные упражнения можно использовать и как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, обще подготовительные упражнения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психической работоспособности, если объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.
Соответствующие упражнения подбирают из различных видов спорта, спортивных и подвижных игр и дополняют общеразвивающими.
Специально подготовительные упражнения - это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.
Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на три группы: практические, словесные, наглядные.
В тренировочных занятиях эти методы применяют в основном в комплексе, хотя иногда в зависимости от конкретных условий тем или иным методам отдается предпочтение.
Выбор метода определяется возрастом, подготовленностью, квалификацией футболистов, задачей, изучаемым материалом, применяемыми средствами, условиями занятий, профессиональной подготовленностью самого тренера и другими факторами.
Практические методы
Практические методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются на методы упражнений, игровой и соревновательный методы [18, с. 40].
При использовании методов упражнений деятельность занимающихся организуется и регулируется с достаточно полной регламентацией, которая обеспечивает оптимальные условия для усвоения двигательных навыков и гарантирует точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.
Методы упражнений имеют несколько вариантов, применение которых зависит от ряда аспектов. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: разучивание действий в целостном и расчлененном виде. Метод целостного упражнения применяют при изучении как простейших двигательных действий, так и сложных, которые нельзя расчленить без существенного искажения их характеристик.
Метод расчлененного упражнения предполагает разучивание отдельных относительно самостоятельных частей, элементов, фаз изолированно, и лишь после определенного усвоения они соединяются в целостное действие.
Сопряженный метод используется в процессе совершенствования в технике, тактике с параллельным развитием физических качеств. При выполнении технико-тактических действий применяют различного рода отягощения (пояса, жилеты, утяжеленную обувь, мячи и т.д.) строго определенного веса, не искажающие технику движений.
Иную основу имеет метод избирательных воздействий. Характерная черта этого метода - преимущественная направленность воздействий на те или иные функциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений, которые нередко могут иметь относительно локальный характер (например, упражнения с отягощениями, направленные на развитие отдельных мышечных групп, старты из различных исходных положений, направленные на развитие стартового ускорения, и т.д.).
Кроме того, при специальной организации упражнений (учет координационной сложности, оптимальные паузы отдыха, рациональное количество повторений и т.д.) данный метод может быть направлен на избирательное совершенствование техники футбола, его тактики или технико-тактических действий.
Следующая большая группа методов основана на различных способах регламентации режима нагрузки и отдыха.
Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением физических упражнений в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью (как правило, невысокой), темпом, величиной усилия (например, кроссы, плавание, ведение мяча и т.д.). Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения длительности или интенсивности выполнения упражнения [1, с. 124].
Переменный метод определяется направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движений, изменения техники и т.п.
Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается в период работы.
Одним из преимуществ переменного метода по сравнению с равномерным является то, что при его использовании во многом устраняется монотонность в работе.
Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений с определенными интервалами отдыха. Длительность упражнения, интенсивность нагрузки, продолжительность отдыха, количество повторений зависят от решаемых задач.
Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается как в процессе выполнения отдельного упражнения, так и суммированием эффекта от всех повторений. К преимуществам данного метода можно отнести возможность четкой организации занимающихся, достаточно точной регламентации нагрузки, своевременного исправления ошибок.
Интервальный метод характеризуется многократным серийным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха между повторениями и между сериями повторений. Причем как нагрузку, так и паузы отдыха можно изменять в различных отношениях. Это существенно расширяет возможность целенаправленного воздействия на различные функции организма (при развитии физических качеств) и на динамику усвоения технико-тактических навыков или на параллельное сопряженное совершенствование этих важных компонентов футбола. Тренирующим воздействием обладают не только (и не столько) сами упражнения, но и интервалы отдыха.
Применение интервального метода требует, однако, осторожности и строгого контроля за компонентами нагрузки. Несоответствия их содержания и структуры часто приводит к перенапряжению и переутомлению.
В последние годы разработаны специальные методические формы, предназначенные для комплексного использования физических упражнений, которые получили название круговой тренировки.
Круговая тренировка - это организационно-методическая форма занятий, основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены «станций» по замкнутому контуру.
Большинство упражнений носит локальный характер, т.е. воздействует на определенную мышечную группу, на определенное физическое качество. В форме круговой тренировки совершенствуются также и отдельные технико-тактические навыки.
Ценной чертой круговой тренировки является возможность строго индивидуальной дозировки нагрузки [2, с. 20].
Игровой метод представляет собой двигательную деятельность игрового характера, определенным образом упорядоченную (замысел, план игры, правила и т.д.). В игровом методе могут быть использованы различные физические упражнения: бег, прыжки, метания, акробатические упражнения, технико-тактические и другие упражнения, выполняемые в форме подвижных игр, эстафет и специальных игр с мячом.
Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянное изменение ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.
Соревновательный метод основан на сопоставлении сил в условиях упорядоченного (в соответствии с правилами) соперничества, борьбы за первенство или возможно более высокого достижения в соревнованиях и играх различного ранга.
Особенности этого метода (официальное определение победителей, награды за достигнутые результаты, признание общественной значимости достижений и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Однако соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы могут содействовать формированию у футболистов не только положительных, но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие и т.д.). Кроме того, соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозировки нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью футболистов.
Словесные методы
Практически все стороны деятельности тренера связаны с использованием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют тренеру направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время «словесные» методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и саморегуляции действий самих футболистов.
Методы обеспечения наглядности
Данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы опосредованной наглядности [4, с. 14].
К первым относятся различные формы методически организованного показа самих упражнений (в целом или по частям, замедленно или в обычном темпе и т.д.).
Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами демонстрации и служат формированию предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а также для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятий [7, с. 66].
Заключение
Итак, основной формой организации обучения и тренировки футболистов возраста является учебно-тренировочное занятие (тренировка). При этом занятие может быть, как групповым, так и индивидуальным.
Требования, предъявляемые к занятиям футболом таковы:
1) обучение или совершенствование должно осуществляться с первой минуты занятия;
2) следует всячески избегать методических шаблонов;
3) строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
4) воздействие тренировки должно быть всесторонним (оздоровительным, образовательным, воспитательным)
5) задачи тренировки должны быть конкретны;
6) больше трех задач в тренировке не ставить;
7) подготовительная часть тренировки должна занимать 1020% времени;
8) основная часть тренировки должна занимать 7080% времени;
9) заключительная часть тренировки должна занимать 510% времени.
Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие. Если на первом этапе, в основном, проводятся комплексные тренировки, то на этом этапе все большее значение имеет специализированные.
Специализированная тренировка более узка по содержанию, но целенаправленнее. Проводится чаще всего тогда, когда трудно организовать или когда методически нецелесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку, а также в случаях, когда необходимо целенаправленное воздействие на отдельные функциональные системы.
Специализированное занятие может носить чисто теоретический характер и проводиться в форме лекции, беседы, показа кинофильмов и проч.
Структура тренировочного занятия состоит из подготовительной части, цель которой - организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности; основной части, цель которой - обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств; заключительной части, цель которой - завершение занятия.
Список использованных источников
- Александров Ю.А. Динамика некоторых показателей функционального состояния футболистов высшей в круглогодичном цикле подготовки. Пути повышения эффективности подготовки спортсменов: сборник трудов /Ю.А. Александров. М.: РГАФК, 2000. -123-126с.
- Андреев С.Н., Еремин Д.А. Брунцев В.К. Первый Чемпионат мира по мини-футболу в Голландии: методическое пособие / С.Н.Андреев. М.: ФКиС, 1989. - 43с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям М.: Физкультура и спорт, 1998г.
- Верхощанский Ю.В. Ударный метод развития взрывной силы / Ю.В. Верхощанский. // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №7. - 13-18с.
- Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: Учебное пособие. СПб., 1997г.
- Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов М.: Физкультура и спорт, 1990 г.
- Кулагов М.М. Организация учебно-тренировочного процесса юных футболистов в группах начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт» // Science Time. 2015. - № 5. с. 65 -69.
- Матвеев А.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки: учебное пособие /Ю.В. Матвеев. М.: Физическая культура и спорт, 2001. - 11-20с.
- Набатникова М.А. Основы управления подготовкой спортсменов: учебное пособие / М.А. Набатникова. М.: Физкультура и спорт, 1996. - 266-275с.
- Платонов В.Н. Адаптация в спорте: учебное пособие / В.Н. Платонов. Киев: Вища школа, 2002. - 216с.
- Платонов В.Н. Теория и методика спортивной группировки: учебное пособие / В.Н. Платонов. Киев: Вища школа, 2000. - 366с.
- Росандеев П.П. Повышение эффективности тренировочного процесса подготовки футболистов в залах // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть I. Новосибирск: СибАК, 2011.
- Система подготовки спортивного резерва М., 1999 г.
- Тарасов Н.В. Программирование учебного процесса в спортиывных играх: учебное пособие / Н.В. Тарасов. М.: Физкультура и спорт, 2002. - 277с.
- Тюленьков С.Ю. Подготовка футболистов в залах: учебное пособие / С.Ю. Тюленьков. М.: Физкультура и спорт, 2004. - 76-78с.
- Федотов А.А. Структура тренировочного процесса футболистов в условиях крайнего Севера: учебное пособие для тренеров / А.А. Федотов. М.: Физкультура и спорт,2005. - 102с.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта М., 1987г.
- Шустин Б.А. Моделирование в спорте высших достижений: учебное пособие / Б.А. Шустин. М.: РГАФК, 1995. - 104с.