Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Аудит НДС

  • Вид работы:
    Другое по теме: Аудит НДС
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    10.09.2017 8:22:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:


    Введение3

    Глава 1. Теоретические аспекты учета и внутреннего аудита налога на добавленную стоимость5

    1.1.Цели, задачи и функции аудита расчетов по НДС5

    1.2.Налоговый контроль как составная часть аудита организации8

    1.3. Нормативное регулирование учета налога на добавленную стоимость14

    Глава 2. Анализ системы аудита НДС на примере организаций группы «Лукойл»14

    2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика организаций Группы «ЛУКОЙЛ»22

    2.2. Особенности ведения учета налога на добавленную стоимость27

    2.3. Оценка системы аудита НДС в организациях Группы «ЛУКОЙЛ»32

    Заключение40

    Список используемых источников и литературы42



    Введение


    Современные условия хозяйствования характеризуются усложнением факторов внутренней и внешней среды предприятия, включая, в том числе налоговую сферу. Законодательное регулирование вопросов исчисления налогов в России отличается громоздкостью, многочисленностью вариантов его применения и некоторой обособленностью от организации бухгалтерского (финансового) учета. Все это способствует возникновению налоговых рисков, минимизировать которые можно путем соответствующей эффективной организации системы внутреннего налогового контроля.

    Налоговый контроль и аудит традиционно рассматривается в качестве государственной функции. Вместе с тем по мере совершенствования налогового администрирования формируется и развивается система внутреннего налогового контроля хозяйствующих субъектов. Она представляет собой совокупность процедур, направленных на выявление, исправление, предотвращение ошибок в налоговых расчетах, оценку налоговых последствий хозяйственных операций компании и минимизацию налоговых рисков.

    Особое место в системе налогов занимает налог на добавленную стоимость (НДС). В рыночной экономике НДС - один из наиболее устойчивых и эффективных налогов. Система его сбора относительно проста и защищена от инфляции, а уклонение от уплаты затруднено в силу непрерывности процесса платежей и взимание его на всех стадиях движения продукции и услуг. Этот налог равномерно распределяется по всем секторам экономики. Поэтому он не выдает диспропорций и искажений в сравнительных ценах, которые возникают при использовании многих других налогов.

    НДС является одним из самых сложных для исчисления налогов и одним из самых значимых и для бюджета и для предприятия. Причины этого заключаются в сложности нормативных актов, входящих в систему законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, тесной взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета, обуславливающей взаимное влияние этих двух учетных систем, значительной величине совокупной налоговой нагрузки российских налогоплательщиков.

    Все это лишний раз подчеркивает значимость организации эффективной системы внутреннего контроля за порядком исчисления, уплаты и отражения в учете налога на добавленную стоимость.

    Цель данной работы изучить особенности организации системы аудита НДС и разработать направления повышения его эффективности.

    Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

    1. рассмотреть теоретические аспекты организации аудита налога на добавленную стоимость;
    2. провести анализ организации системы аудитаНДС на примере организаций Группы «ЛУКОЙЛ»;
    3. разработать направления повышения эффективности аудита НДС в практике организаций Группы «ЛУКОЙЛ».

    Объектом практического исследования выступает Группа компаний «ЛУКОЙЛ», основная деятельность которой добыча, переработка и реализация нефти и нефтепродуктов.

    Предмет исследования система организационно-экономических отношений в процессе осуществления контроля за состоянием учета НДС.

    Структура работы введение, две главы, заключение и список используемых источников и литературы.

    Глава 1. Теоретические аспекты учета и внутреннего аудита налога на добавленную стоимость

    1. Цели, задачи и функции аудита расчетов по НДС

    Цель аудита расчетов организации с бюджетом по НДС состоит в выражении мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности, характеризующих состояние расчетов по НДС, о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета расчетных операций законодательству Российской Федерации. При этом аудитор должен установить, соблюдаются ли аудируемым лицом нормативные акты, определяющие порядок формирования элементов налогообложения. По заданию хозяйствующего субъекта в качестве сопутствующей аудиту услуги аудиторами может осуществляться анализ вариантов налогообложения.

    Согласно Налогового кодекса РФ, к основным элементам налогообложения относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговые льготы; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Объектом налогообложения, как известно, признаются следующие операции: реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации; передачи имущественных прав; передачи на территории Российской Федерации товаров (выполнения работ, оказания услуг); выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

    Аудиторские процедуры, рекомендуемые к применению при проверке расчетов по НДС: аналитические процедуры (например, анализ отношения начисленного НДС и объема реализации), опрос, подтверждение (например, 3-го лица о постановке его на учет в налоговом органе), просмотр документов, сравнение документов, пересчет (например, расчет отношения облагаемых и необлагаемых оборотов для распределения общехозяйственных расходов).

    В процессе аудита расчетов с бюджетом по НДС экономических субъектов, признаваемых плательщиками этого налога, аудитору следует: проанализировать учетную политику аудируемой организации в целях обложения НДС; проверить правильность формирования элементов НДС по видам расчетов между хозяйствующими субъектами, договорам гражданско-правового характера, видам деятельности и хозяйственных операций; установить правильность отражения расчетов по НДС на счетах и в регистрах бухгалтерского учета; сформулировать выводы о правильности исчисления и уплаты НДС в целом за налоговый период, достоверности налоговой отчетности и статей бухгалтерской отчетности по НДС.

    При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость предварительная оценка начинается с общего анализа элементов системы налогообложения и определения факторов, влияющих на налоговые показатели. При этом необходимо получить информацию по следующим вопросам: как организована работа по исчислению налога на добавленную стоимость (назначены ли ответственные лица, распределены ли между ними обязанности, имеются ли в наличии должностные инструкции); каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом происходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база; при проведении каких операций наиболее велик риск возникновения ошибок (как правило, наибольшее количество искажений в связи с исчислением налога на добавленную стоимость встречается при использовании организацией неденежных форм расчетов - зачета взаимных требований, бартерных операций, оплаты векселями); осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения; представлены ли в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право организации на освобождение или применение налоговых вычетов; проводится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок, книгой продаж, журналом учета полученных и выставленных счетов-фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, начальником отдела) в конце отчетного периода.

    Состав включаемых в программу аудита процедур по существу, направленных на получение аудиторских доказательств достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, как известно, определяется особенностями проверяемых операций, предпосылками подготовки (критериями достоверности) бухгалтерской отчетности, планируемыми уровнями существенности и аудиторского риска, методами аудиторской деятельности, доступной аудитору информацией. Для аудита расчетов с бюджетом по НДС используются главным образом приемы проверки соблюдения нормативных актов при формировании элементов налогообложения, приемы прослеживания и подтверждения, а также формального контроля заполнения документов, связанных с исчислением и уплатой НДС.

    Задачами аудита операций, связанных с НДС, являются: оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС; проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов; контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности; проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

    1. Налоговый контроль как составная часть аудита организации

    Говоря об организации системы аудита НДС, целесообразно выделить внутренний налоговый контроль, который служит одним из инструментов снижения риска возникновения ошибок при расчете налоговых обязательств, а также излишних расходов в виде штрафов и пени за нарушение налогового законодательства при исчислении налогов.

    Внутренний налоговый контроль в современной экономической литературе рассматривается как составная часть внутреннего финансового контроля, представляющая собой особый вид деятельности контрольно-ревизионных служб, а также работников бухгалтерии и экономических отделов, по контролю за своевременностью, правильностью и полнотой исчисления и перечисления налогов, достоверностью налоговой отчетности.

    Результатом такой деятельности является обеспечение выполнения норм налогового законодательства, выявление резервов снижения налоговых платежей и минимизация налоговых рисков.

    На основе изучения практики контрольной деятельности, законодательной и нормативной базы осуществления внутреннего налогового контроля можно выделить такие проблемы его организации, как отсутствие законодательных и нормативных актов, регулирующих проведение внутреннего налогового контроля, инструктивных материалов и пособий, частые изменения налогового законодательства. В то же время надежная система внутреннего налогового контроля позволяет исключить ошибки при расчете налоговых обязательств перед бюджетом.

    Так как порядок налогообложения четко обозначен налоговым законодательством, т.е. права и обязанности каждого хозяйствующего субъекта определены, то внутренний налоговый контроль за соблюдением норм, за своевременностью начисления и уплаты налогов, за отражением в налоговых регистрах и за исполнением налоговых обязательств ведет к снижению транзакционных издержек.

    Одним из аспектов процесса организации внутреннего налогового контроля выступает оперативный уровень, или текущий внутренний налоговый контроль. Его основная роль состоит в структурировании хозяйственных операций путем создания системы взаимодействия между множеством взаимосвязанных элементов или функций для определения и выбора имеющихся альтернатив. Текущий внутренний налоговый контроль направлен на минимизацию издержек и обеспечение разумной уверенности в том, что будут достигнуты цели в будущем в достоверной налоговой отчетности при соответствии действующему гражданскому и налоговому законодательству.

    В процессе текущего внутреннего налогового контроля необходимо проводить: мониторинг нормативно-правовой базы; наблюдение за подконтрольными объектами; сопоставление прогнозов налоговых обязательств экономического субъекта, ежемесячного графика налоговых расходов с фактическими показателями; выявление возникающих ошибок и их устранение, своевременность при исполнении налоговых обязательств; исследование причин отклонений от базовых показателей; налоговые последствия проводимых сделок.

    Текущий внутренний налоговый контроль будет способствовать соблюдению законодательства и локальных норм, в том числе договорной политики, учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения, внутренних правил и процедур.

    Формирование налоговой стратегии хозяйствующего субъекта вызвано требованиями внешней институциональной среды это налоговая политика государства, социальные взаимодействия, сотрудничество и конфликт налогоплательщиков и налоговых органов. Налоговая стратегия, как известно, основывается на предварительном анализе налогового законодательства, последующем прогнозировании с необходимыми и своевременными нововведениями для предотвращения налоговых рисков.

    Результатом этого процесса должен стать налоговый план, направленный на достижение стратегических целей экономического субъекта, в первую очередь на снижение налогового бремени. Оптимизация налогов представляется частной задачей, область применения которой в достаточной степени ограничена в принятии перспективных решений, регулирующих уровень налогообложения.

    Информационной базой для внутреннего налогового контроля служат данные налогового учета. С другой стороны, необходим контроль качества самого учета.

    В таблице 1 обобщены методы самоконтроля существующей в хозяйствующем субъекте системы налогового учета по отдельным контрольным направлениям.

    Предупреждение налоговых рисков имеет особое значение для экономически активных налогоплательщиков, которые в целях повышения эффективности своего бизнеса готовы рассматривать любые не противоречащие закону возможности снижения налоговых платежей. Формирование имиджа добросовестного налогоплательщика является стратегическим трендом развития многих российских организаций, обеспечивающим рыночную ценность и устойчивость бизнеса.

    Однако методы фискального регулирования и юридические сложности требуют точной и актуальной информации в отношении управления налоговыми рисками, а также обеспечения прозрачности в вопросах налогообложения. В этой связи налоговые риски должны рассматриваться в качестве неотъемлемой части системы внутреннего контроля и управления корпоративными рисками.

    Таблица 1

    Методы самоконтроля системы налогового контроля

    Направления самоконтроля системы налогового учетаМетоды контроляКонтроль за обоснованностью отражения хозяйственных операций в налоговом учете

    1. ограничение доступа к системе налогового учета;
    2. контроль за взаимосвязанными операциями;
    3. распределение обязанностей между персоналом при вводе информацииКонтроль за точностью входящей информации
    4. выборочные арифметические проверки суммирования налоговых расчетов;
    5. анализ возможных ошибок ввода логическим методом;
    6. контроль за налоговыми расчетами;
    7. контроль за точностью работы автоматизированных систем при формировании входящей информацииКонтроль за точностью работы с регистрами налогового учета
    8. контроль за регистрами бухгалтерского учета, налогового учета и комбинированными регистрамиКонтроль за сохранностью налоговых документов
    9. создание копий баз данных документов;
    10. ограничение доступа к массиву информации;
    11. обеспечение конфиденциальности и сохранности всех данных, которые не дублируются;
    12. использование специальных источников питания для предупреждения потерь информации при работе с документами
    13. Большинство зарубежных специалистов предлагают необходимость создания специального подразделения внутреннего контроля - корпоративную налоговую службу, отвечающую за обеспечение соблюдения налогового законодательства, постановку и ведение налогового учета, привлечение налоговых консультантов и применение рекомендаций по налоговому планированию, представление налоговой отчетности и взаимодействие с налоговыми органами. В тоже время, такой вариант возможен только для крупных холдинговых структур. На практике возможны несколько вариантов структуры службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе например, в положении, и указывается в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения.
    Возможно привлечение специалистов из головного офиса холдинговых компаний, если в холдинге уже действует такая служба. Но есть и другая возможность пригласить внешних специалистов. Вполне вероятно, что с учетом новых требований ФЗ «О бухгалтерском учете» специализированные компании будут предлагать эту услугу на аутсорсинг и (или) косорсинг. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

    Выделим основные функции службы внутреннего налогового контроля.

    1. Мониторинг эффективности процедур внутреннего налогового контроля. Постановка необходимых систем налогового учета и внутреннего налогового контроля входит в обязанности руководства, а на службу внутреннего налогового контроля обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию.

    2. Исследование финансовой, управленческой, правовой и налоговой информации.

    Данная функция включает в себя:

    1. обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации информации и составления отчетности на ее основе;
    2. специфические запросы в отношении отдельных составляющих частей информации, включая детальное тестирование хозяйственных операций, регистров бухгалтерского и налогового учета и других процедур.

    3. Контроль соблюдения принципа эффективности, результативности и экономичности, включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица.

    4. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов, а также внутренних требований руководства.

    5. Выявление и предупреждение налоговых рисков, проведение мероприятий по их минимизации.

    6. Служба внутреннего налогового контроля должна привлекаться при налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений инспекторам в ходе проверки, а по ее окончании непосредственно подготавливать возражения по акту проверки.

    Таким образом, сотрудники службы внутреннего налогового контроля должны обладать широкой компетенцией в области бухгалтерского, налогового, гражданского и трудового законодательства, постоянно поддерживать свой высокий профессиональный уровень.

    В настоящее время хозяйствующие субъекты, осуществляя одновременно несколько видов деятельности, используют различные налоговые режимы, совмещая специальные налоговые режимы и общий режим налогообложения.

    Организованный в соответствии с этим алгоритмом внутренний налоговый контроль будет способствовать снижению рисков возникновения ошибок при расчете и уплате налога, а проводимая четкая регламентация контрольных действий позволит минимизировать затраты на его осуществление. В целом система внутреннего налогового контроля позволит стандартизировать контрольные процессы на предприятиях.

    В результате проведенного исследования можно сделать выводы о необходимости проверки следующих направлений системы расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость:

    1. соответствие налогового и бухгалтерского учета НДС требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в Российской Федерации;
    2. соответствие налоговой отчетности предприятия данным первичного учета и тем сведениям, которыми располагает служба внутреннего контроля о деятельности экономического субъекта в ходе проверки;
    3. финансовые последствия обнаруженных искажений в налоговом учете и пути их устранения;
    4. необходимость совершенствования методики налогового учета, применяемой на предприятии, исходя из результатов проверки.

    1.3. Нормативное регулирование учета налога на добавленную стоимость


    Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети двадцатого века, стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония).

    Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

    В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага. Однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

    Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте», а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар.

    В России НДС действует с 1 января 1992 года. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

    Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определен законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

    Анализ статистических данных, характеризующих объемы поступления НДС в бюджет, показывает, что первый резкий рост налога пришелся на период с 2003 по 2004 гг. Однако, в 2004 - 2006 гг. произошло существенное падение доли НДС в доходах бюджета.

    Основными причинами подобных изменений стали нововведения в налоговом законодательстве, принятые в эти годы, а именно:

    1. снижение базовой ставки НДС до 18%;
    2. введение для всех налогоплательщиков единого момента определения налоговой базы; исключение факта уплаты налога в качестве необходимого условия для применения налоговых вычетов;
    3. освобождение от налогообложения авансов, полученных при осуществлении экспортных поставок.

    Начиная с 2007 г. благодаря проводимым мерам налогового администрирования доходы от НДС начали расти, и обеспечили поступление в бюджет в 2008 г. - 9275,9 млрд. руб. С середины 2007 г. во всем мире началась эпоха замедления экономического роста и финансового кризиса. Данные обстоятельства не могли не повлиять и на уровень предпринимательской активности в государстве.

    Правительство РФ в период 2008 - 2010 гг. разработало и реализовало ряд мер по корректировке налоговой политики в сторону снижения налогового бремени, направленных на стабилизацию экономики.

    Осуществленные государством меры дали положительный эффект, и с 2009 г. поступления от НДС также имеют тенденцию к росту. Общая величина поступлений доходов в Федеральный бюджет иллюстрируется рисунком 6.

    Согласно показателям Минфина России, доходная часть федерального бюджета РФ за счет средств НДС в 2015 г. составляет 32%, в 2016 г. - 33% и в 2017 г. составит 34%.

    Рост уровня собираемости налога осуществляется прежде всего за счет повышения эффективности проводимых контрольных мероприятий финансового контроля в целом и налогового в частности.

    Дадим краткую характеристику особенностям исчисления НДС на сложившемся этапе нормативно-правового регулирования данного налогового обязательства.

    Налоговая ставка НДС в России составляет 18% и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10% или в перечень со ставкой 0%.

    Объектом налогообложения, согласно ст. 146 НК РФ, является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе: реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации; передача имущественных прав; передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

    Реализацией товаров признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

    Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), определены ст. 149 НК РФ. Не облагается налогом реализация таких социально-значимых товаров, работ и услуг как: медицинские товары и услуги; услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях; продукты питания, произведенные студенческими и школьными столовыми и дошкольными учреждениями; услуги по перевозке пассажиров; услуги, оказываемые учреждениями культуры и т.п.

    Не облагаются НДС операции, не признаваемые НК РФ как реализация - это доли в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, за исключением базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость.

    По пониженной ставке, составляющей 10%, облагается реализация важных с социальной точки зрения товаров - продовольственных (за исключением деликатесов), товаров для детей, печатных изданий и т.д.

    Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов; работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; товаров (работ, услуг) в области космической деятельности и т.д.

    Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей (ст. 145 НК РФ). Организации, реализующие продукцию, работы и услуги, включают в их цену НДС, который затем перечисляют в бюджет. Таким образом, фактически налоговое бремя ложится на плечи покупателей.

    Следует, однако, иметь в виду, что засчитать в расчетах с бюджетом НДС, уплаченный за приобретенные активы (так называемый «входной» НДС), можно лишь в том случае, если эти активы оприходованы покупателем и имеется документ (счет-фактура) и т.п. ст. 171, 172 НК РФ.

    Счет-фактура является сопроводительным для реализуемой продукции документом. Он выписывается продавцом в двух экземплярах: один - себе, другой - покупателю. В этом документе отражаются реквизиты продавца и покупателя, стоимость продукции, работ, услуг без НДС, сумма НДС и общая цена с НДС, а также ряд других необходимых показателей.

    В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период устанавливается как квартал. НДС должен быть оплачен за истекший налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В этот же срок в ИФНС должна быть сдана декларация по данному налогу.

    Не смотря на положительную динамику собираемости, НДС считается одним из самых сложных для исчисления налогов, входящий в налоговую систему РФ. Это объясняется недостаточной теоретической разработанностью ряда проблем правового регулирования НДС и несовершенством действующего налогового законодательства РФ.

    К проблемам правового регулирования НДС, требующим изучения, выработки новых правовых подходов и предложений по их решению, определяющим важность представленного исследования, можно отнести следующие:

    1. отсутствие единого правового подхода к правомерности применения вычетов по НДС при осуществлении налогоплательщиком необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций;
    2. неоднозначность норм НК РФ, устанавливающих налоговую базу и объект налогообложения НДС при выплате контрагентами налогоплательщика стимулирующих выплат;
    3. отсутствие системного подхода к правовому регулированию процедуры обжалования налогоплательщиками решений налоговых органов, выносимых по результатам налоговых проверок правильности исчисления и полноты уплаты НДС в бюджет.

    За последние годы, налоговое законодательство претерпевает существенные изменения.

    С 2010 г. редакция п. 2 ст. 169 НК РФ устанавливает условие о необходимости разграничения на существенные нарушения заполнения счетов-фактур и ошибки, не препятствующие идентификации продавца и покупателя, наименований товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога.

    С целью реализации положений п. 9 ст. 169 НК РФ Минфином России был принят Приказ от 25.04.2011 N 50н, устанавливающий Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.

    Система электронных счетов-фактур позволит налоговым инспекторам оперативно отслеживать цепочку счетов-фактур от покупателя до первого поставщика и отказывать или санкционировать возмещение налога.

    Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесены важные изменения в порядок исчисления НДС.

    В нем, в частности, предусматриваются:

    1. выставление корректировочного счета-фактуры при изменении цены;
    2. обязанность по восстановлению НДС при покупках, которые впоследствии субсидируются из федерального бюджета.

    В 2014 году ФНС России предложена форма универсального передаточного документа. Данные формы не ограничивают права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям статьи 9 Закона № 402-ФЗ форм первичных учетных документов (из действовавших ранее альбомов или самостоятельно разработанных) и формы счета-фактуры, установленной непосредственно постановлением Правительства РФ № 1137.

    Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о существенной роли налога на добавленную стоимость как в функционировании отдельно взятого предприятия, так и в рамках всей страны. Отсюда вытекает значимость организации системы внутреннего контроля данного участка учет, особенно принимая во внимание факт, постоянного изменения налогового законодательства в данной сфере.


    Глава 2. Анализ системы аудита НДС на примере организаций группы «Лукойл»

    2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика организаций Группы «ЛУКОЙЛ»

    Группа компаний «ЛУКОЙЛ» - одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,1% мировой добычи нефти.

    Группа «ЛУКОЙЛ» считает своей целью создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов Компании и выплаты денежных дивидендов

    Для достижения этих целей Группа «ЛУКОЙЛ, будет использовать все доступные возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг, применению новых прогрессивных технологий.

    Лидирующие позиции Компании являются результатом двадцатилетней работы по расширению ресурсной базы благодаря увеличению масштабов деятельности и заключению стратегических сделок.

    Группа «ЛУКОЙЛ» сегодня:

    1. 2,1% общемировой добычи нефти;
    2. на первом месте среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти;
    3. на третьем месте среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти;
    4. 16,3% общероссийской добычи нефти и 16,7% общероссийской переработки нефти
    5. крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с выручкой в 2016 году более 139 млрд. долл. и чистой прибылью более 11 млрд. долл.

    Охарактеризуем особенности присутствия компании по отдельным бизнес-направлениям.

    Бизнес-сегмент «Геологоразведка и добыча».

    Группа «ЛУКОЙЛ» реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа в 13 странах мира. Доказанные запасы углеводородов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2016 года составляют 17,3 млрд. барр. н. э.

    На Россию приходится 90,6% доказанных запасов Компании и 89,8% добычи товарных углеводородов. За рубежом Компания участвует в проектах по добыче нефти и газа в пяти странах мира.

    Основная часть деятельности Компании осуществляется на территории четырех федеральных округов РФ Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Основной ресурсной базой и основным регионом нефтедобычи Компании остается Западная Сибирь, на которую приходится 44% доказанных запасов и 49% добычи углеводородов.

    На международные проекты приходится 9,4% доказанных запасов Компании и 10,2% добычи товарных углеводородов.

    Переработка и сбыт являются вторым важным бизнес-сегментом группы «ЛУКОЙЛ». Развитие этого сегмента позволяет Компании снизить зависимость от высокой ценовой волатильности на рынке нефти и улучшить свои конкурентные позиции в основных регионах деятельности путем выпуска и реализации высококачественной продукции с высокой добавленной стоимостью.

    ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в 6 странах мира (с учетом НПК ISAB и НПЗ Zeeland).

    Суммарная мощность нефтеперерабатывающих заводов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2016 года составляет 77,1 млн. тонн в год.

    В России Компании принадлежат четыре нефтеперерабатывающих завода и два мини-НПЗ, а также четыре газоперерабатывающих завода. Кроме того, в состав российских активов группы «ЛУКОЙЛ» входят два нефтехимических предприятия.

    Суммарная мощность российских нефтеперерабатывающих заводов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2016 года составляет: 45,7 млн. тонн в год (335 млн. барр. в год).

    Сегодня ЛУКОЙЛ выпускает широкий ассортимент высококачественных нефтепродуктов, продукции газопереработки и нефтехимии и реализует свою продукцию оптом и в розницу более чем в 30 странах мира.

    С июля 2015 года все российские НПЗ группы «ЛУКОЙЛ» перешли на выпуск автобензинов в соответствии со спецификацией Евро-5 в полном объеме, что обеспечило экономию на дифференциации акцизов в 2012 году.

    Бензин стандарта Евро-5 обеспечивает так называемый «чистый выхлоп», то есть сводит к минимуму содержание в выхлопных газах оксидов серы и продуктов неполного сгорания ароматических углеводородов, в том числе наиболее канцерогенного и мутагенного вещества бензопирена.

    Бизнес-сектор «Электроэнергетика».

    Сектор включает в себя все направления энергетического бизнеса, начиная от генерации и заканчивая транспортировкой и сбытом тепловой и электрической энергии. В бизнес-сектор «Электроэнергетика», ядром которого являются приобретенные в 2008 году активы ПАО «ЮГК ТГК-8», входят также организации, генерирующие электрическую и тепловую энергию на НПЗ Компании в Болгарии, Румынии, Украине.

    Генерирующие мощности группы «ЛУКОЙЛ» в настоящее время составляют около 4,0 ГВт. Общий объем выработки электроэнергии Группой, включающий выработку малой энергетики, в 2016 году составил 15,4 млрд. кВт/ч. Отпуск тепловой энергии в 2016 году составил 14,7 млн. Гкал.

    Дадим теперь экономическую оценку деятельности компании. Основные производственные показатели иллюстрируются таблицей 2.

    Динамика производственных показателей отражает, прежде всего, стабильность развития компании за анализируемый период 2012-2016 гг. Наблюдается некоторый рост добычи товарных углеводородов с 2136 до 2202 тыс. барр. н.э./сут., в тоже время добыча нефти несущественно сократилась с 89 679 до 90807 тыс. тонн.

    Таблица 2

    Основные производственные показатели деятельности Группы компаний «ЛУКОЙЛ» за 2012-2016 гг.

    Наименование показателей20122013201420152016Добыча товарных углеводородов, тыс. барр. н.э./сут.Всего Группа «ЛУКОЙЛ»213621532 1662 1702 202 Жидкие углеводороды184918641 8751 8501 873 Товарный газ287289291320329Добыча нефти, тыс. тоннДобыча Группы «ЛУКОЙЛ»896769037190 91789 85690 807Дочерние общества868208749488 02287 19088 258Доля в зависимых организациях285528782 8952 6662 549Россия, всего838068445684 96684 23485 481Дочерние общества834548410184 60983 84885 115Доля в зависимых организациях352355357386366Международные проекты, всего587059155 9515 6225 326Дочерние общества336633933 4133 3423 143Доля в зависимых организациях250325232 5382 2802 183Добыча группы «ЛУКОЙЛ», тыс. барр./сут.181418281 8391 8131 836Добыча товарного газа, млн. м³Добыча группы «ЛУКОЙЛ»177921793018 03819 93420 391Дочерние общества171561728917 39319 41619 817Доля в зависимых организациях636641645517574Россия, всего130321313313 21213 59613 963Дочерние общества130011310213 18113 55913 917Доля в зависимых организациях3131313746Международные проекты, всего476047974 8266 3376 428Дочерние общества415441874 2125 8575 900Доля в зависимых организациях606610614480528Добыча группы «ЛУКОЙЛ», тыс. барр./сут.287289291321329По добыче товарного газа также наблюдается положительная динамика, рост показателя достиг 2599 млн. м3.

    Финансовые результаты деятельности компании иллюстрируются таблицей 3.

    Таблица 3

    Финансовые результаты деятельности ПАО «ЛУКОЙЛ»

    за 2012-2016 гг., млн. долл.

    Наименование показателей20122013201420152016ВыручкаВыручка от реализации (включая акцизы и экспортные пошлины)81083104956133650139171141452Затраты и прочие расходыОперационные расходы712479699055935910086Стоимость приобретенных нефти, газа и продуктов их переработки3197743579596946414865924Транспортные расходы48305608612161716290Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы33063558382237553849Износ и амортизация39374154447348325756Налоги (кроме налога на прибыль)64748978129181366613803Акцизы и экспортные пошлины1305818878222172283622334Затраты на геолого-разведочные работы218336532364602(Убыток) прибыль от выбытия и снижения стоимости активов3813631663302561Прибыль от основной деятельности977811533131551407010247Расходы по процентам667712694538488Доходы по процентам и дивидендам134174211257239Доля в прибыли компаний, учитываемых по методу долевого участия351472690518575Убыток по курсовым разницам520122301512443Прочие внеоперационные доходы (расходы)131255872328Прибыль до налога на прибыль906311470131191372310458Текущий налог на прибыль19222104267827382051Отложенный налог на прибыль7224761560780Итого налог на прибыль19942351329327982831Чистая прибыль706991199826109257627Чистый убыток, относящийся к неконтролирующей доле5811353179205Чистая прибыль, относящаяся к ПАО «ЛУКОЙЛ»7011900610357110047832Прибыль на одну обыкновенную акцию, относящаяся к ПАО «ЛУКОЙЛ» (в долларах США):базовая прибыль8,2810,9513,314,4710,38разводненная прибыль8,2810,9413,0414,1710,18

    Выручка от реализации составила 141 452 млн. долл., что на 1,6% выше, чем в 2012 г. За анализируемый период 2009-2013 гг. прирост объемов реализации достиг 60369 млн. долл. или 74,45%.

    Необходимо отметить, что рост выручки от реализации не привел к увеличению чистой прибыли компании, данный факт свидетельствует о снижении эффективности функционирования ПАО «ЛУКОЙЛ».

    Ставки налогов, применяемых для налогообложения нефтяных компаний в России, привязаны к мировой цене на нефть и изменяются вслед за ней.

    Ставка налога на добычу полезных ископаемых для нефти определяется путем корректировки базовой ставки в зависимости от мировых рыночных цен на нефть марки «Юралс» и обменного курса рубля.

    В 2016 г. базовая ставка составляла 470 руб. за метрическую тонну добытой нефти (в 2015 г. 446 руб.). На 2014 г. базовая ставка налога установлена в размере 493 руб. за тонну.

    Налоговая ставка дифференцируется в зависимости от срока разработки и степени выработанности запасов конкретного участка недр. Группа осуществляет добычу на шельфе Каспийского моря, где в настоящее применяется нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых.

    Федеральная ставка налога на добавленную стоимость в Российской Федерации составляет 18,0%, интервал изменения региональной ставки не предусмотрен.

    2.2. Особенности ведения учета налога на добавленную стоимость


    Прежде чем анализировать особенности учета налога на добавленную стоимость дадим характеристику содержанию учетной политики ПАО «ЛУКОЙЛ».

    Ведение бухгалтерского учета осуществляется бухгалтерской службой компании под руководством Вице-президента Главного бухгалтера. Структура численность бухгалтерской службы определяются локальными нормативными актами ПАО «ЛУКОЙЛ». Работники бухгалтерской службы в своей деятельности руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, рекомендациями по бухгалтерскому учету, локальными нормативными актами Компании, Положениями о департаментах, подчиненных Вице-президенту Главному бухгалтеру, должностными инструкциями.

    Характеризуя синтетический учет расчетов с бюджетом по НДС можно отметить, что данные операции отражаются на счетах 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам».

    Как уже упоминалось, учитывая сложность организации бухгалтерского учета в ПАО «ЛУКОЙЛ» для учета информации о фактах хозяйственной жизни применяется ИСУ ЛУКОЙЛ на базе SAP/3.

    Программа позволяет организовать:

    1. раздельный учет доходов и расходов, относящихся к деятельности облагаемой нулевой ставкой и обычной ставкой НДС;
    2. контроль сроков подтверждения применения нулевой ставки НДС;
    3. определение сумм вычетов НДС относящихся к деятельности облагаемой нулевой ставкой и обычной ставкой НДС;
    4. восстановление НДС ранее принятого к вычету по деятельности облагаемой обычной ставкой НДС, но позже использованного для экспорта;
    5. отражение возмещения НДС;
    6. автоматическое заполнение книги покупок и книги продаж с учетом разных ставок НДС;
    7. автоматическое заполнение декларации по НДС.

    Согласно требованиям законодательства предприятия, применяющие разные ставки НДС, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к видам деятельности, облагаемым разными ставками НДС.

    В решении ИСУ ЛУКОЙЛ раздельный учет доходов обеспечивается путем использования аналитики по ставкам НДС на счете учета доходов. В результате при любой реализации фиксируется ставка НДС, по которой оформляется отгрузка.

    Когда производится реализация на экспорт, ее сумма также сохраняется в отдельном регистре по нулевой ставке НДС, причем отгрузку можно производить непосредственно конечному покупателю или через посредника-комиссионера.

    В ИСУ ЛУКОЙЛ организован также детализированный учет входящего НДС с товаров и услуг.

    В результате в конце отчетного периода формируется информация по суммам НДС к вычету в текущем отчетном периоде в полном объеме, и суммам НДС по товарам, реализованным по ставке 0% (экспорт), а также какая сумма подлежит распределению по видам деятельности.

    При учете косвенных расходов в рамках программы учет НДС ведется в разрезе следующей аналитики:

    1. внутренний НДС;
    2. внутренний распределяемый НДС;
    3. экспортный распределяемый НДС;
    4. прямой экспортный НДС.

    Признак «Внутренний НДС» означает, что входящий НДС не относится к деятельности облагаемой нулевой ставкой НДС и соответственно сумму внутреннего НДС можно принимать к вычету в отчетном периоде, в котором фактически был получен счет-фактура.

    Признак «Внутренний распределяемый» устанавливается для расходов, которые относятся и к деятельности, облагаемой по нулевой ставке, и к деятельности, облагаемой обычной ставкой НДС.

    В этом случае, в конце отчетного периода накопленная сумма НДС будет распределена по видам деятельности пропорционально выручке от каждого вида деятельности. Распределение производится на каждую экспортную отгрузку, которая прошла в отчетном периоде.

    Признак «Экспортный распределяемый НДС» означает, что входящий НДС относится только к деятельности, облагаемой по нулевой ставке НДС. При этом сумма входящего НДС будет распределена по отгрузкам, которые прошли в отчетном периоде пропорционально сумме реализации.

    Прямой экспорт назначается только в том случае, когда расход связан с конкретной отгрузкой на экспорт. Например, международная перевозка грузов.

    Распределение производится регламентным документом по НДС «Распределение НДС косвенных расходов». Для каждого типа входящего НДС создается отдельный документ. Входящий НДС, отнесенный на экспорт, не будет принят к вычету в текущем отчетном периоде, а будет принят только в периоде подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС.

    Решение ИСУ ЛУКОЙЛ позволяет все разделы Декларации по НДС заполнять автоматически.

    В конце каждого отчетного периода в программе формируется два документа «Формирование книги продаж», отдельно для обычной реализации и отдельно для экспортной реализации. Документы заполняются автоматически. При заполнении документа для обычной реализации, заполняется вся реализация, прошедшая в течение отчетного периода, за исключением экспортной.

    А при заполнении документа для экспортной реализации, заполняются только документально подтвержденные отгрузки.

    Аналогично книге продаж, формируются два документа «Формирование книги покупок». Документы также заполняются автоматически. Первый для вычета входящего НДС, не относящегося к деятельности, облагаемой по нулевой ставке НДС. При заполнении в документ будет включен НДС с типом «Внутренний НДС» и «Внутренний распределяемый» в части распределенной суммы.

    Второй документ «Формирование книги покупок» заполняется для входящего НДС по экспорту. Строки документа будут заполнены только по НДС к вычету, относящемуся к подтвержденным отгрузкам.

    В результате проведения всех вышеперечисленных операций все разделы Декларации по НДС будут заполнены автоматически. Кроме того, с помощью таких отчетов, как «Анализ входящего НДС», «Анализ начисленного НДС», «Ведомость по НДС, предъявленному по реализации 0%», «Ведомость по реализации по ставке 0%» и множества других отчетов по НДС можно получить достоверную и наиболее полную информацию о текущих и прошлых операциях с НДС.

    Рассмотрим отдельные положения учетной политики компании в части учета НДС.

    1. Учет НДС при операциях с нематериальными активами.

    Нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной на дату принятия его учету в соответствии с ПБУ 14/2007.

    2. Учет НДС при поступлении основных средств.

    Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости исходя из способа их поступления, определяемой в соответствии с требованиями ПБУ 6/01.

    3. Учет НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям.

    Если материально-производственные запасы принимаются к учету в течение налогового периода по НДС и используются одновременно для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих обложению НДС операций, то сумма невозмещаемого НДС, подлежащего включению в стоимость МПЗ, определяется в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 170 НК РФ с использованием коэффициента, порядок расчета которого определен Учетной политикой ПАО «ЛУКОЙЛ» для целей налогообложения.

    4. Расчеты.

    Суммы НДС по авансам выданным и авансам полученным отражаются в бухгалтерском учете обособленно.

    5. Отражение НДС в бухгалтерской отчетности.

    Следует отметить, что суммы НДС находят отражение в двух отчетных формах это бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств. В тоже время особенности отражения НДС в отчетности в учетной политике предприятия представлены только в рамках формирования отчета о движении денежных средств.

    Необходимо отметить, что порядок отражения операций по расчетам с бюджетом по НДС проводится в компании в соответствии с рабочим планом счетов, сформированным на основе нормативно-правовых актов Министерства Финансов РФ.

    2.3. Оценка системы аудита НДС в организациях Группы «ЛУКОЙЛ»


    В Компании создана система внутреннего контроля и внутреннего аудита, целью которой является защита интересов и прав акционеров Компании, сохранности ее активов за счет предупреждения, выявления и устранения нарушений существующих требований и их причин.

    Основными документами, определяющими структуру, задачи, участников и функции системы внутреннего контроля в Компании, являются: Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в ПАО «ЛУКОЙЛ»; Регламент организации и проведения контрольных и аудиторских проверок в ПАО «ЛУКОЙЛ», утвержденные Советом директоров ПАО «ЛУКОЙЛ».

    Участниками систем внутреннего контроля, осуществляющими контрольную деятельность на разных уровнях, являются: Совет директоров; Комитет по аудиту в составе Совета директоров; Президент Компании, Служба по контролю и внутреннему аудиту ПАО «ЛУКОЙЛ», специализированные подразделения по контролю и внутреннему аудиту организаций Группы «ЛУКОЙЛ»; структурные подразделения ПАО «ЛУКОЙЛ»; ревизионные комиссии организаций Группы «ЛУКОЙЛ».

    Система внутреннего контроля охватывает организации Группы «ЛУКОЙЛ» и их структурные подразделения.

    Совет директоров ПАО «ЛУКОЙЛ» утверждает и по мере необходимости вносит изменения в основные внутренние документы Компании, регламентирующие деятельность по внутреннему контролю, включая правила, методики и процедуры внутреннего контроля, а также критерии и процедуры оценки эффективности системы внутреннего контроля.

    В соответствии с Положением о комитете по аудиту Совета директоров ПАО «ЛУКОЙЛ» основной целью создания Комитета по аудиту является разработка и представление рекомендаций Совету директоров Компании по вопросам, касающимся: проведения ежегодного независимого внешнего аудита финансовой отчетности Компании; квалификации Аудитора Компании, качества оказываемых Аудитором Компании услуг и соблюдения им требований аудиторской независимости; процесса оценки независимым оценщиком имущества в случаях, предусмотренных российским законодательством.

    К компетенции Комитета по аудиту Совета директоров ПАО «ЛУКОЙЛ» относится анализ эффективности Службы по контролю и внутреннему аудиту. Комитет также осуществляет рассмотрение проектов внутренних документов, относящихся к внутреннему контролю и аудиту, перед их утверждением Советом директоров, и выносит рекомендации о возможности их утверждения.

    Служба по контролю и внутреннему аудиту является структурным подразделением ПАО «ЛУКОЙЛ», которое осуществляет объективный и независимый контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ».

    Одной из ее основных задач является организация и проведение контрольных и аудиторских проверок деятельности всех участников контроля (за исключением Президента Компании, Комитета по аудиту и Совета директоров ПАО «ЛУКОЙЛ»).

    Служба по контролю и внутреннему аудиту также разрабатывает процедуры внутреннего контроля для их последующего утверждения Советом директоров, применяет утвержденные процедуры в своей деятельности и содействует единообразному применению таких процедур участниками внутреннего контроля. Она осуществляет функциональное руководство деятельностью специализированных подразделений по контролю и внутреннему аудиту организаций Группы «ЛУКОЙЛ», а также координирует контрольную деятельность других участников внутреннего контроля (за исключением Совета директоров ПАО «ЛУКОЙЛ», Комитета по аудиту Совета директоров ПАО «ЛУКОЙЛ» и Президента).

    Вице-президент по контролю и внутреннему аудиту является также руководителем Службы по контролю и внутреннему аудиту. Он подчиняется непосредственно Президенту Компании и подотчетен ему во всех аспектах своей деятельности. Он также входит в состав Правления.

    По результатам своей работы Вице-президент по контролю и внутреннему аудиту информирует Президента, а по его поручению органы управления и структурные подразделения ПАО «ЛУКОЙЛ» о выявленных существенных нарушениях в деятельности организаций Группы, причинах и обстоятельствах их возникновения, а также предложенных мерах реагирования. Он также сообщает о выявленных нарушениях Комитету по аудиту Совета директоров ПАО «ЛУКОЙЛ».

    Специализированные подразделения по контролю и внутреннему аудиту организаций Группы «ЛУКОЙЛ» строят свою деятельность на основании планов работ, согласованных Вице-президентом по контролю и внутреннему аудиту ПАО «ЛУКОЙЛ», что позволяет координировать их контрольно-аудиторскую деятельность, обеспечивать применение риск-ориентированного подхода при планировании контрольных и аудиторских проверок.

    Внутренний внутренний аудит НДС охватывает все сферы деятельности Компании, в том числе: выполнение организациями Группы «ЛУКОЙЛ» требований законодательства стран, на территории которых они осуществляют свою деятельность; соблюдение решений органов управления Компании и ее локальных нормативных актов; обеспечение сохранности активов (имущества) организаций Группы «ЛУКОЙЛ» и эффективности их использования; обеспечение достоверности управленческой и бухгалтерской отчетности.

    В финансовой деятельности внутренний контроль организован на всех уровнях прохождения документов: от первичных документов до составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме этого, Служба по контролю и внутреннему аудиту регулярно проверяет выполнение организациями Группы «ЛУКОЙЛ» требований действующего законодательства, учетных политик и других локальных нормативных актов Компании в части финансового учета и отчетности.

    Ревизионные комиссии в организациях Группы «ЛУКОЙЛ», созданных на территории Российской Федерации, ежегодно проверяют финансовую (бухгалтерскую) отчетность перед представлением ее на Общие собрания акционеров (участников). Служба по контролю и внутреннему аудиту осуществляет координацию и контроль деятельности ревизионных комиссий.

    Существующие в Компании программы и механизмы контроля и внутреннего аудита достаточно эффективны, при этом Компания постоянно ведет работу по их совершенствованию.

    В целях оценки качества работы системы внутреннего аудита в феврале 2017 года Советом директоров ПАО «ЛУКОЙЛ» было утверждено Положение об оценке внутреннего аудита в ПАО «ЛУКОЙЛ». Указанный документ разработан в соответствии с Программой повышения качества внутреннего аудита в ПАО «ЛУКОЙЛ» на период 2012-2016 годы и с учетом требований Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита.

    В течение 2016 г. Советом директоров ПАО «ЛУКОЙЛ» также были утверждены другие документы, регулирующие внутренний контроль и внутренний аудит.

    В ходе контрольных и аудиторских проверок проводится анализ текущего состояния систем внутреннего контроля организаций Группы «ЛУКОЙЛ», выявляются недостатки в их функционировании и разрабатываются меры по их устранению.

    По мнению Компании, существующие внутренние нормативные документы, установленные методики и процедуры внутреннего контроля, действующие специализированные подразделения по контролю и внутреннему аудиту, оперативные меры реагирования на выявленные нарушения и недостатки позволяют констатировать, что в Компании организована и функционирует эффективная система внутреннего контроля и внутреннего аудита.

    Соответствие совершаемых фактов хозяйственной жизни законодательству Российской Федерации, контроля за движением имущества и выполнение обязательств Компании обеспечивается системой внутрихозяйственного контроля путем: разделения функций по ведению бухгалтерского учета и контроля, установленных в должностных инструкциях; установление ответственности работников Компании в соответствии с должностными инструкциями; соблюдение подписания и утверждения первичных учетных документов в соответствии с локальными нормативными актами Компании; организация хранения ценностей, бланков строгой отчетности; организация хранения документов бухгалтерского и налогового учета в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной в установленном Компании порядке, сдачи документов в архив, порядка уничтожения после истечения сроков хранения.

    Необходимо отметить наличие в ПАО «ЛУКОЙЛ» положений о системе внутреннего контроля налоговых расчетов и обязательств, однако данный документ носит в большей степени декларативный характер. Помимо этого положения, которые бы детально прописывали особенности организации внутреннего контроля НДС, практически отсутствуют.

    На рисунке 1 представлены задачи внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов в соответствии с Положением о системе внутреннего контроля налоговых обязательств ПАО «ЛУКОЙЛ».

    Рис.1. Задачи внутреннего контроля налоговых обязательств и налоговых расчетов в соответствии с Положением о системе внутреннего контроля налоговых обязательств ПАО «ЛУКОЙЛ»


    Помимо общей для всех налогов процедуры внутреннего контроля налоговых расчетов, целесообразно выделить процедуры внутреннего контроля по каждому виду налога, сбора и обязательного платежа, исчисляемого и уплачиваемого компанией.

    Рис.2. Процедуры внутреннего контроля расчетов по НДС в соответствии с Положением о системе внутреннего контроля налоговых обязательств ПАО «ЛУКОЙЛ»


    Таковы в наиболее общем виде практические аспекты организации системы внутреннего аудита расчетов по НДС в ПАО «ЛУКОЙЛ».

    Резюмируя проведенное исследование можно сделать следующие выводы:

    Особое внимание в рамках организации системы внутреннего аудита группы компаний «ЛУКОЙЛ» уделяется соблюдению законодательства. Положительным моментом выступает факт наличия Положения о системе внутреннего контроля налоговых обязательств ПАО «ЛУКОЙЛ».

    В Положении отражены задачи в области внутреннего контроля налоговых обязательств, в части контроля расчетов с бюджетом по НДС определен перечень контрольных процедур.

    Заключение


    В рамках решения задач, поставленных перед данной работой были сделаны следующие выводы:

    Хозяйственная деятельность организаций подвергается проверке. Для этих целей существует внутренний аудит. Внутренний аудит проводят работники организации аудиторы. За результаты проверки они отчитываются перед руководящими органами. В настоящее время внутренний аудит подразумевает несколько направлений. Первое полный контроль, второе непосредственно аудит.

    Информационной базой для внутреннего налогового аудита служат данные налогового учета.

    Составной частью системы внутреннего налогового аудита выступает налоговый контроль НДС. В ходе проведения внутреннего адита расчетов с бюджетом по НДС определяется:

    1. соответствие налогового учета предприятия требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в Российской Федерации;
    2. соответствие налоговой отчетности предприятия данным первичного учета и тем сведениям, которыми располагает служба внутреннего контроля о деятельности экономического субъекта в ходе проверки;
    3. финансовые последствия обнаруженных искажений в налоговом учете и пути их устранения;
    4. необходимость внесения изменений в методику налогового учета, применяемую на предприятии.

    Объектом практического исследования выступала Группа компаний «ЛУКОЙЛ», одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,1% мировой добычи нефти.

    Порядок отражения операций по расчетам с бюджетом по НДС проводится в компании в соответствии с рабочим планом счетов, сформированным на основе нормативно-правовых актов Министерства Финансов РФ.

    В Компании создана система внутреннего контроля и внутреннего аудита, целью которой является защита интересов и прав акционеров Компании, сохранности ее активов за счет предупреждения, выявления и устранения нарушений существующих требований и их причин.

    Особое внимание в рамках организации системы внутреннего контроля группы компаний «ЛУКОЙЛ» уделяется соблюдению законодательства. Положительным моментом выступает факт наличия Положения о системе внутреннего контроля налоговых обязательств ПАО «ЛУКОЙЛ».

    В Положении отражены задачи в области внутреннего контроля налоговых обязательств, в части контроля расчетов с бюджетом по НДС определен перечень контрольных процедур, это: правильность и полнота формирования налоговой базы и сумм налоговых вычетов; своевременность формирования налоговой базы (момент определения налоговой базы по различным видам операций) и сумм налоговых вычетов (момент принятия НДС к вычету); правильность и обоснованность применения освобождения от налогообложения; правильность применения налоговых ставок; соблюдение основных соотношений ключевых показателей при определении налоговой базы; правильность отражения сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом»; сверка сумм, полученных авансом, с суммами НДС, начисленного с полученных авансов; подтверждение налоговых вычетов надлежаще оформленными счетами-фактурами и (или) иными документами; расчет показателей, которые необходимы для правильного учета сумм НДС; обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры предыдущих налоговых периодов.


    Список используемых источников и литературы

    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».
    2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».
    3. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Справочно-правовая система «Гарант».
    4. Адаменко А.А. Управленческая отчетность как неотъемлемая составляющая часть системы контроллинга // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2015. - № 1-2 (53-54). - С. 8-13.
    5. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2016. 439с.
    6. Антошина О.А. Налоговый контроль как часть системы внутреннего контроля предприятия // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 3. - С. 4-7.
    7. Архипцева Л.М., Гончаренко Л.И., Вишневская Н.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум: Учебное пособие. М.: КноРус. - 2016. 112с.
    8. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебник для бакалавров - 11-е изд.,перераб. и доп. М.: Юрайт. - 2015. 984с.
    9. Бакаев А.С. Толковый бухгалтерский словарь. М.: Бухгалтерский учет, 2015. 192с.
    10. Бакулина Г.Н., Матвеева Н.В., Калинина Г.В., Лучкова И.В. Эволюция внутреннего контроля // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. - 2015. - № 2(18). - С. 77-80.
    11. Баракина И.В., Тепина Н.А. Антикризисное налоговое планирование: прибыль, НДС, зарплата // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 3. - С. 12-13.
    12. Бардина И.В. Формирование системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов и ее контроль при аудите // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 14. - С. 109-116.
    13. Бдайциева Л.Ж. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: Юрайт. - 2014. 735с.
    14. Бобошко В.И. Контроль и ревизия: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2015. 311с.
    15. Горюнов А.Г. Внутренний контроль за обеспечением принципа непрерывности деятельности // Вестник СамГУПС. - 2015. - № 4. - С. 39-48.
    16. Горячев М. Налоги и налоговые вычеты в современной России: исчисление и уплата. Ростов н/Д.: Феникс. - 2015. 253с.
    17. Гусейнова Г.М. Актуальные проблемы налогового администрирования // Налоги и финансы. - 2015. - № 3. - С. 16-18.
    18. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник. - 2015. 240с.
    19. Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: КноРус. - 2016. 126с.
    20. Ефремова Т.М., Кузьменко О.А., Кольцова Т.А. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: Учебное пособие. М.: КноРус. - 2015. 184с.
    21. Жучкова Е.В. О внутреннем контроле и методах его организации // Белгородский экономический вестник. - 2016. - № 3(63). - С. 122-129.
    22. Завьялова Л.В., Шилехин К.Е. Внутренний финансовый контроль в условиях нового законодательства // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 4. - С. 88-99.
    23. Зайцева О.П., Аманжолова Б.А. Корпоративный внутренний контроль: принципы, организация, интеграция подходов // Сибирская финансовая школа. - 2014. - № 6. - С. 125-130.
    24. Зонова А.В., Бачуринская И.Н., Банк С.В. Бухгалтерский учет и аудит: Учебник М.: Рид Групп. - 2015. 480с.
    25. Зонова А.В., Горячих С.П., Зонова Р.В. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: Учебное пособие. М.: Магистр. - 2015. 224с.
    26. Овсянников Л.Н. Внутренний финансовый контроль в организациях // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016. - № 3. - С. 137-146.
    27. Осипенко О.В. Корпоративный контроль: Экспертные проблемы эффективного управления компаниями. Книга вторая: Обеспечение корпоративного контроля. М.: Статус. - 2014. 686с.
    28. Осокина И.В., Косов М.Е. Налоговый контроль в налоговом процессе: Учебник. М.: Магистр. - 2016. 448с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Аудит НДС ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.