Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Аудит учета ОС

  • Вид работы:
    Другое по теме: Аудит учета ОС
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    17.09.2018 1:27:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»



    Факультет экономики и управления


    Кафедра экономики и управления










    КУРСОВАЯ РАБОТА


    по дисциплине: Аудит

    на тему:

    Аудит учета основных средств





    Выполнил(а): студент(ка) 3 курса

    заочной формы обучения

    срок обучения 3,6 лет

    направление подготовки

    38.03.01 Экономика

    Бекетова Екатерина Александровна


    Научный руководитель:

    к.э.н., Лавренчук Елена Николаевна







    Пермь 2016


    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………3

    1 Основы организации аудита основных средств и его правовое обеспечение……..5

    1.1 Учет основных средств, цели и задачи аудита. Теоретические основы аудита основных средств………………………………………………………...5

    1.2 Правовое и информационное обеспечение аудита основных средств………………………………………………………………………….10

    2 Организация проведения аудиторской проверки основных средств на примере МУП «Кунгурское пассажирское автотранспортное предприятие»14

    2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………....14

    2.2 Подготовка и планирование аудиторской проверки……………………...17

    2.3 Порядок проведения аудиторской проверки основных средств…………22

    2.4 Документальное оформление результатов проверки…………………...35

    3 Мероприятия по улучшению учета основных средств……..……………...40

    Заключение……………………………………………………………………..42

    Список использованных источников……………………………………….43

    Приложения……………………………………………………………………45






    Введение


    Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место занимает институт аудиторства, цель главная которого обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчётности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитором.

    Перестройка экономикой управления, переход к рыночным отношениям, использование различных форм собственности невозможны без существенного повышения учёта роли и контроля.

    В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчинённости ведут бухгалтерский учёт имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству.

    Среди хозяйственных средств предприятия немаловажную играют роль основные средства.

    Аудит разделится на несколько разделов, из которых в одном значительное внимание направлено методике аудиторской проверки учета основных средств.

    Актуальность выбранной темы данной курсовой работы направлена, прежде всего, на то, что с основными средствами, как объектом учета, связаны многие проблемы современной российской экономики: не полная загрузка производственных мощностей, недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно-реальная оценка активов, необоснованное дробление имущественных комплексов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций существенным объектом аудита.

    Целью данной курсовой работы является изучение задач и целей аудита учета основных средств, особенностей проведения аудиторской проверки основных средств.

    В соответствии с поставленной целью в курсовой работе будут решены следующие задачи:

    1. Рассмотрены теоретические основы аудита основных средств, а также изучена нормативно-законодательная база, которой регламентируются аудиторские проверки.
    2. Исследована методика, техника и порядок проведения аудиторской проверки.
    3. Разработаны мероприятия по улучшению учета основных средств.

    Метод проведения аудита основных средств рассмотрен на примере МУП «Кунгурское пассажирское автотранспортное предприятие».

    Источниками информации при написании курсовой работы явились нормативно-правовые акты, законодательные акты РФ, данные периодической печати, а также отчетность предприятия.






    1 Основы организации аудита основных средств и его правовое обеспечение


    1. Учет основных средств, цели и задачи аудита. Теоретические основы аудита основных средств

    Учет основных средств проводится в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.

    К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, инструмент, вычислительная техника, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, рабочий, продуктивный и племенной скот и прочие соответствующие объекты.

    В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; участки земельные, объекты природопользования (вода, недра и другие ресурсы природные) [6].

    Основные средства, нужны для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью прибыли получения, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в ценности материальные.

    Активы стоимостью в пределах лимита, установленного в политике учетной организации, но не более 40000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов[4].

    При принятии к бухгалтерскому активов учету в качестве средств основных необходимо выполнение единовременное следующих условий:

    1) Объект предназначен для использования в продукции производстве, при оказании услуг или выполнении работ, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату владение или во временное пользование.

    2) Предназначен объект для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного цикла операционного, если он превышает 12 месяцев.

    3) Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.

    4) Объект предназначен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

    Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта средств основных приносит организации экономические выгоды (доход). Для отдельных групп средств основных срок использования полезного определяется исходя из продукции количества (объема работ в натуральном выражении), к получению ожидаемого в использования результате этого объекта[6].

    При проверке средств основных нужно помнить, что в балансе они отображаются по остаточной стоимости, поэтому аудитору необходимо остатки проверить по счетам 01, 02 [9].

    На счете 01 «Основные средства» учитываются по первоначальной (восстановительной) стоимости, определяют которую исходя из видов поступления средств основных (первоначальная стоимость основных средств указана в таких документах как техническая документация, договор купли-продажи, счет-фактура, заключение эксперта-оценщика)

    Основные средства поступать могут:

    1. От учредителей: Дт 01 Кт 75.
    2. Безвозмездно: Дт 08 Кт 98-2.
    3. Как капитальные вложения: Дт 01 Кт 08.

    Журналы ордера и ведомости сверяются с главной книги данными по счету 01, 08, арифметически проверяются и на соответствие оборотов по корреспондирующим счетам. А также с данными сверяются первичных документов (акт приемки-передачи основных средств, инвентарные карточки, инвентарные описи и книги).

    При проверке нужно не забывать, что все объекты средств основных должны быть закреплены за определенными материально-ответственными лицами и сгруппированы по эксплуатационным местам. Может аудитор проводить инвентаризацию самостоятельную средств основных или воспользоваться инвентаризацими данными, проведенных на предприятии ранее. При проведения инвентаризации сверяется порядок с приказом по учетной политике.

    Статьи 256, 257, 258, 259 Налогового Кодекса РФ указывает такие понятия, как имущество амортизируемое, группы амортизации, стоимость первоначальная имущества амортизируемого, методы и порядок расчета амортизации сумм.

    Виды средств основных, включаемых в группы амортизации, определяется Правительством РФ.

    Начисление амортизации основных средств по объектам, проводится одним из данных способов:

    1) Способ Линейный.

    2) Способ уменьшаемого остатка.

    3) Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

    4) Способ стоимости списания пропорционально объему продукции (работ).

    В течение отчетного года амортизационные по объектам отчисления средств основных начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

    Основные принципы и цель аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

    К цели аудита средств основных является составление обоснованного мнения о полноте информации и достоверности об средствах основных, отраженной в бухгалтерской (отчетности финансовой) организации проверяемой и к ней в пояснениях, а также указание соответствия применяемой в методики учета организации и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации документам нормативным [12].

    Для достижения цели аудита необходимо следующие задачи решить:

    1) Изучить условия хранения и эксплуатацию основных средств, их состав и структуру.

    2) Подтвердить отражения в учете операций с основными средствами и правильность их оформления.

    3) Подтвердить начисленной амортизации расчеты по основным средствам и правильность отражения ее в учете.

    4) Установить объемы, ремонтов выполненных основных средств и досоверность отражения ремонтов по их проведению в учете в зависимости от выбранного метода.

    5) Указать итоги, проведенной в году отчетном переоценки средств основных.

    6) Провести качество проведенной перед составлением отчета годового инвентаризации основных средств.


    Типичные ошибки, выявляемые при аудите основных средств


    Следующий примерный перечень ошибок типичных:

    1. В политике учетной указано предприятия, что учет аналитический средств основных вестись должен в карточках инвентарных (форма № ОС-6). Хотя на предприятии этого не делают, считая таких карточек ведение излишним, ссылаясь на имеющиеся копии инвентарных списков в бухгалтерии, а на тех предприятиях, где названные карточки ведут все-таки, не всегда соблюдают требование полноты реквизитов занесения.
    2. Ответственность материальная организуется лишь в отношении собственных средств основных, на счете 01 «Основные средства» учитываются.
    3. По данным Главной книги несоответствующая информация о наличии основных средств, об их остатках по данным инвентарных карточек нередко за собой влечет неправильное начисление амортизации.
    4. Оприходование основных средств не по цене их приобретения.
    5. Не всегда удерживается налог на доходы физических лиц при покупке основных средств у физических лиц.
    6. При передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия нередко включается в состав доходов будущих периодов сумма превышения их договорной стоимости над балансовой.
    7. Не всегда списывается на уменьшение добавочного капитала при безвозмездной передаче основных средств выявленный убыток.
    8. Начисление амортизации основных средств производится один раз в квартал.
    9. Предприятие с истекшим сроком нормативной эксплуатации продолжает начислять амортизацию по объектам.
    10. Неправомерное ускоренное начисление амортизации основных средств.
    11. После ввода в эксплуатацию основных средств списание 50% балансовой стоимости в первый месяц или в первый квартал, а не равномерно в течение года.

    1. Правовое и информационное обеспечение аудита основных средств

    Система регулирования правового традиционно складывается из актов некоторых уровней юридической силы [11].

    Правый уровень Нологовый Кодэкс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 07.10.2013.

    Второй уравень системы регулирования прав в данное время составляют стандарты федеральные, они же - положения по бухгалтерскому учету:

    1) Общие Положения по ведению и бухгалтерской отчетности бухгалтерского учета в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.10 №186н), которое определяет порядок ведения и организации бухгалтерского учета, представления и составления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внешними и внутренними потребителями информации бухгалтерии.

    Настоящий акт оказывается комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского отчетности и учета.

    2) Специальные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые утверждаются Минфином России и регулируют вопросы отдельные, ведения бухгалтерского отчетности и учета направления: учет отдельных объектов (в нашем случае - основные средства), отдельные стадии и документы учета (учетная политика, бухгалтерская отчетность), расчет по налогу на прибыль организаций и др. ПБУ Значения также заключается в детализации прав ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к участкам учета отдельным.

    ПБУ 1/208 «Учетная политика организации» от 06.12.2008 N 106н (в ред. Приказа Минфина РФ 18.10.2012 N 154н).

    ПБУ 4/919 «Бухгалтерская отчетность организации» от 05.07.1999 г. № 42н (в ред. Приказа Минфина РФ от 01.12.10 №). Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, других форм о производстве и себестоимости приложений к ним и пояснительной записки. Надо заметить, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное предоставление о положении финансовом предприятия, результатах финансовых его деятельности.

    Баланс бухгалтерский должен характеризовать финансовое состояние предприятия. Также быть должны полностью открыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, которые характеризуют наличие, поступление и расходование денежных средств на предприятии. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и в отчете о финансовых результатах.

    ПБУ 6/01 «Учет основных средств» от 30.03.2001 г. № 26н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.10 № 186н). Начисляется амортизация по установленным нормам амортизационных отчислений различными способами (линейным способом, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования). Организация выбирает один из способов начисления амортизации.

    ПБУ 9/99 «Доходы организации» от 06.05.1999 г. № 32н (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.04.2012 № 55н). Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

    ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 06.05.1999 г. №33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.04.2012 N 55н). Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала данной организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

    ПБУ 18/02«Учет расчетовпо налогу на прибыль организаций» (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.10 № 186н).

    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010). Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 08.11.2010).

    Третий уровень системы правового регулирования бухгалтерского учета в настоящее время составляют отраслевые стандарты, они находятся в разработке.

    Четвертый уровень представлен рекомендациями в области бухгалтерского учета.

    Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (ред. от 04.01.2014).

    Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49н (ред. от 8.11.2010).

    Пятый уровень стандарты экономического субъекта. Их предназначение в упорядочении ведения бухгалтерского учета в самой организации. Сюда можно отнести Учетную политику организации, бухгалтерскую финансовую отчетность, Главную книгу, книгу покупок, книгу продаж, договоры о покупке/продаже ОС, План ремонтов, инвентарные карточки, ведомости начисления амортизации, ведомость дефектов, акты, первичные документы по приобретению и выбытию ОС.

    Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.

    Необходимо отметить, что операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации.











    1. Организация проведения аудиторской проверки основных средств на примере МУП «Кунгурское пассажирское автотранспортное предприятие»

    1. Краткая характеристика предприятия

    Муниципальное унитарное предприятие «Кунгурское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее МУП «КПАП») было учреждено Управой г. Кунгура и зарегистрировано постановлением главы города от 22.03.2001г. № 254. Главной целью создания предприятия является - наиболее полное удовлетворение потребности жителей города в транспортных услугах. Уставный капитал предприятия составляет 100 тыс. руб. На конец 2013 года на предприятии работало 85 чел., в т.ч. 33 водителя, 33 кондуктора и 19 специалистов.

    Местонахождение предприятия - 617470, Пермский край, город Кунгур, ул. Ст. Разина, 1.

    На основании Устава, предприятие является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках. Предприятие может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права.

    Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации, а также Уставом, договором о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, заключаемым с Учредителем, и муниципальным заказом на перевозку пассажиров.

    Имущество и средства предприятия сформированы за счет:

    1) Вкладов Учредителей.

    2) Поступлений от производственно-хозяйственной деятельности.

    3) Благотворительных, спонсорских взносов и пожертвований.

    4) Кредитов банков и других кредиторов.

    5) Капитальных вложений и дотаций.

    6) Иных поступлений, не запрещенных действующим законодательством.

    По состоянию на 1 января 2015 года стоимость основных средств на предприятии составляет 26336,0 тыс. руб., в том числе:

    1) Машины и оборудование 702,0 тыс. руб. (2%).

    2) Транспортные средства 25264,0 тыс. руб. (96%).

    3) Другие виды основных средств 370,0 тыс. руб. (1%).

    Основной удельный вес в стоимости основных средств приходится на транспортные средства 96% (рисунок 1). Машины и оборудование, а также другие виды основных средств занимают незначительный удельный вес - всего 3 %, так как административное здание и гараж арендуются в стороннем предприятии ЗАО «Кунгурское АТП».


    Рисунок 1. - Стоимость основных средств предприятия


    На сегодняшний день на предприятии действует простая схема управления, представленная на рисунке 2, что позволяет ему быть очень маневренным в решении многих производственных вопросов. Схема организационной структуры управления автотранспортным предприятием разработана с учетом местных условий.



    В МУП «КПАП» в штате отсутствуют ревизоры, нет службы внутреннего аудита. Но внутрихозяйственный контроль в МУП «КПАП» осуществляется благодаря наличию системы мер, обеспечивающих его нормальное функционирование.

    Система внутреннего контроля в МУП «КПАП» включает в себя следующие процедуры контроля:

    1) В целях распределения полномочий и обязанностей между персоналом для сотрудников учреждения разработаны должностные инструкции, что гарантирует правильное ведение хозяйственных операций.

    2) Приказом директора утверждены учетная политика, рабочий план счетов бухгалтерского учета. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках.

    3) Основанием для записей в регистрах бухгалтерского и налогового учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.

    4) В целях сохранности основных средств в учреждении проводится инвентаризация имущества.

    5) Осуществляются меры, направленные на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к операциям по учету основных средств, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам.

    7) Обеспечена охрана имущества (в штате учреждения имеются кладовщики, сторожи), ограничен доступ к особо важным ценностям.
    8) Все документы, подтверждающие право собственности на основные средства, хранятся в надежном месте.
    9) Созданы условия для обеспечения сохранности особо ценных основных средств (шкафы, сейфы, закрываемые помещения и т.д.).
    10) Приказом руководителя назначены материально-ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств.
    11) В соответствии с приказом руководителя создана комиссия по приему основных средств, а так же для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления.


    1. Подготовка и планирование аудиторской проверки

    До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

    Поэтому планирование следует рассматривать, как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии [10]:

    1. Предварительное планирование.
    2. Изучение системы бухгалтерского учета.
    3. Оценка системы внутреннего контроля.
    4. Установление уровня существенности.
    5. Построение аудиторской выборки.
    6. Подготовка общего плана и программы аудита.

    В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.

    Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства, и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

    Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политики.

    Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.

    Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

    На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

    Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в аудите».

    Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

    Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

    В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить четыре направления проверки:

    1. Аудит наличия и сохранности основных средств.
    2. Аудит движения основных средств.
    3. Аудит правильности начисления амортизации.
    4. Проверка правильности налогообложения по основным средствам.

    Аудиторская проверка учета основных средств проводится на основании общего плана и программы аудита основных средств.

    Общий план проверки основных средств должен учитывать названные направления аудита данных участков. Содержание общего плана и программы аудита основных средств МУП «КПАП» приведены в таблице 1 и приложении 1.


    Таблица 1. - Общий план аудита основных средств


    Проверяемая организация МУП «Кунгурское пассажирское

    автотранспортное

    предприятие»

    Период аудита с 01.01. по 31.12.14г.

    Количество человеко-часов 280

    Руководитель аудиторской группы Иванова В.А.

    Состав аудиторской группы Иванова В.А., Сажина Т.В.

    Планируемый аудиторский риск 4%

    Планируемый уровень существенности 1%

    Планируемые виды работПериод проведенияИсполнительПримечанияАудит наличия и сохранности основных средствВ течение отчетного годаИванова В.А.,

    Сажина Т.В.Согласно сводному общему плану аудита экономического субъектаАудит расходов на ремонт основных средств-//-Иванова В.А.Аудит движения основных средств-//-Иванова В.А.Аудит правильности начисления амортизации-//-Сажина Т.В.Проверка правильности налогообложения по основным средствам-//-Иванова В.А.,

    Сажина Т.В.Аудит арендованных основных средств-//-Сажина Т.В.

    Руководитель аудиторской организации ___________ В.И.Фадеев

    (подпись) (расшифровка подписи)


    Руководитель аудиторской группы ___________ Иванова В.А.

    (подпись) (расшифровка подписи)


    1. Порядок проведения аудиторской проверки основных средств

    Проверка учета основных средств МУП «КПАП» выполнялась по следующим направлениям:

    1. Аудит наличия и сохранности основных средств.
    2. Аудит расходов на ремонт основных средств.
    3. Аудит движения основных средств.
    4. Аудит правильности начисления амортизации.
    5. Проверка правильности налогообложения по основным средствам.
    6. Аудит арендованных основных средств.


    Аудит наличия и сохранности основных средств


    Аудитору необходимо проверить:

    1) Создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов.

    2) Оформлены ли договоры купли-продажи основных средств.

    3) Оформлены ли протоколы договорной цены;

    4) Правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств в актах приемки-передачи.

    5) Правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

    По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.

    Важное условие обеспечения сохранности основных средств качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить ее полноту и своевременность, а также правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы знать, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

    Проверяя состояния учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета [13].

    В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств, аудитору необходимо потребовать от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

    Для проверки сохранности основных средств аудитором в МУП «КПАП» была проведена контрольная инвентаризация и выборочно проверено фактическое наличие мебели. Предварительная инвентаризация сохранности всех объектов основных средств проводилась в организации на 01.01.2014 г. В результате этой инвентаризации отклонений фактического наличия основных средств от данных бухгалтерского учета постоянно действующей инвентаризационной комиссией не было выявлено.

    Перед проведением инвентаризации выяснили следующее:

    1) Приказом директора назначены материально-ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств, с которыми организация заключила письменные договоры о полной материальной ответственности.

    2) Материально-ответственным лицам созданы условия для обеспечения сохранности материальных ценностей.

    3) Директором организации назначена постоянно действующая комиссия для проведения проверки сохранности основных средств.

    При непосредственной проверке сохранности основных средств аудитор приступил к проверке наличия и состояния инвентарных карточек аналитического учета основных средств и соответствия данных аналитического учета данным синтетического учета. Для этого аудитор сопоставил данные описи инвентарных карточек по классификационной группе «Мебель» с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. Таким образом, аудитором отсутствие инвентарных карточек не было установлено. В ходе инвентаризации проверялось соответствие фактического наличия основных средств в организации с данными бухгалтерского учета.

    Отклонений фактического наличия основных средств от данных бухгалтерского учета не было выявлено.




    Аудит расходов на ремонт основных средств


    Приступая к проверке операций по ремонту основных средств, аудитор должен знать, что предприятия (организации) всех форм собственности включают расходы на все виды ремонта основных производственных фондов в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). На себестоимость продукции (работ, услуг) не относят затраты на проведение ремонтов зданий и сооружений, предназначенных для культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной работы и другие, а относят за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других целевых поступлений.

    В начале проверки надо установить, какие способы применяет организация при отнесении затрат на себестоимость строительно-монтажных работ при проведении ремонтов основных средств. Один из способов предусматривает, что если затраты на текущий и капитальный ремонт отдельных видов основных средств значительны и производятся в течение года неравномерно, может создаваться ремонтный фонд (или резерв) по утвержденным организацией нормативам отчислений от стоимости соответствующих видов основных средств. Норматив разрабатывается сроком на пять лет в твердой фиксированной сумме или в процентах к первоначальной стоимости основных средств. Этот фонд образуется за счет отчислений, относимых ежемесячно на себестоимость строительно-монтажных работ. При наличии такого фонда (или резерва) надо проверить правильность его образования и использования при отнесении расходов на ремонт основных средств.

    Затем надо проверить организацию учета затрат на ремонты основных средств. При этом аудитор должен знать, что в зависимости от объема работ, сложности ремонта, затрат по его выполнению различают капитальный и текущий ремонты. К текущему ремонту относят частичную замену отдельных деталей объекта. В процессе проверки надо установить, имеются ли сметы на проведение текущих ремонтов и правильно ли отражены затраты на счетах бухгалтерского учета. Аудитор должен знать, что текущий ремонт может производиться силами ремонтно-механической мастерской или ремонтными бригадами, и в данном случае затраты учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». После окончания ремонта расходы списываются с этого счета на себестоимость строительно-монтажных работ, другие счета потребители или за счет ремонтного фонда. Ремонт, производимый подрядным способом, оформляется договором. При этом способе ведения ремонта расходы несет подрядчик. После приемки работ, в соответствии с заключенным договором, подрядчик предъявляет для оплаты заказчику платежное требование. В этом случае, надо проверить, правильно ли отражены расходы на счетах бухгалтерского учета.

    Далее аудитор проверяет правильность отнесения затрат при капитальном ремонте основных средств. Необходимо знать, что капитальным ремонтом машин и оборудования считается такой ремонт, при котором производится разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов, последующая сборка и испытание отремонтированного оборудования. Капитальный ремонт основных агрегатов подвижного состава автомобильного транспорта (двигатель, коробка передач, задний и передний мосты и т.д.) зависит от нормы пробега и марки, модели подвижного состава (грузоподъемности).

    Капитальный ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования производится с периодичностью эксплуатации объектов свыше одного года. В процессе проведения ремонтов получают материальные ценности, которые подлежат оприходованию. Надо проверить и установить, оприходованы ли материальные ценности, полученные при их замене.

    Также аудитор установливает правильность списания материалов, запасных частей, начисления заработной платы и отнесения других расходов на проведение ремонтов.

    Во время аудита в МУП «КПАП» была проведена проверка затрат на ремонт объектов основных средств, установление условий эксплуатации основных средств и своевременности проведения ремонта. Нарушений не установлено.


    Аудит движения основных средств


    Пути поступления основных средств на предприятие:

    1. Приобретение за плату у поставщиков.
    2. Безвозмездное поступление.
    3. В качестве учредительских взносов в уставной капитал.
    4. В порядке выкупа арендованных основных средств.
    5. Возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.

    Поступление основных средств на предприятие оформляется актом (накладной) приемки-передачи, внутреннего перемещения основных средств (форма № ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.

    Причины выбытия основных средств на предприятии:

    1. Ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств.
    2. Ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией.
    3. Передача основных средств другим организациям.

    Для определения непригодности основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных средств (форма № ОС-3), который утверждается руководителем предприятия. На его основании бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.

    В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (форма № ОС-9), содержащие краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.

    Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, затем обороты по поступлению и выбытию по каждому виду суммируют и записывают в карточку учета движения основных средств.

    Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать:

    1. Неточное исчисление амортизации.
    2. Искажение сумм исчисляемых налогов.
    3. Неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    При аудиторской проверке операций по движению основных средств следует обращать внимание на следующие моменты:

    1. При передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты.
    2. При приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения.
    3. При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка перечень отдельных предметов, входящих в комплект.
    4. При приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения.
    5. Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения.
    6. Объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом счете 001.
    7. При продаже основных средств должна быть установлена их рыночная стоимость.
    8. При безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной передачи основных средств, зачисленных ранее в основные средства с НДС (для непроизводственной сферы).
    9. Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия.
    10. Если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.
    11. Все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад. Эта операция отражается соответствующей записью в бухгалтерском учете (Дт 10 Кт 01).

    При проверке установлено, что учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. В организации основные средства приходуются по цене, установленной в акте приема-передачи (для транспорта, находящегося в хозяйственном ведении) и приобретения с учетом расходов, поименованных в ПБУ 6/01.

    Поступление основных средств на предприятие в бухгалтерском учете осуществляется на основании первичных документов поставщиков. Каждому объекту основных средств для его учета и обеспечения сохранности присваивается инвентарный номер. По объектный учет основных средств ведется на инвентарных карточках учета основных средств формы ОС-6. Приход основных средств за проверяемый период предприятием отражен в оборотной ведомости по счету 01.

    При проверке установлены следующие нарушения:

    1. Первичные документы принимаются, оформленные не должным образом: обязательные реквизиты заполнены не в полном объеме, имеются исправления.
    2. При ликвидации объектов основных средств не всегда приходуются материальные ценности, полученные от разборки основных средств.

    Аудит начисления амортизации


    В ходе аудита необходимо установить: все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли она с учетом движения основных средств; правильно ли применяются нормы амортизации.

    Амортизация начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия [5].

    По объекту основных средств амортизационные отчисления начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

    Прекращаются амортизационные отчисления по объекту основных средств с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения его стоимости или списания с бухгалтерского учета.

    Отражаются амортизационные отчисления по основным средствам в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

    Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

    В настоящее время могут применяться следующие варианты начисления амортизации:

    1) Способ уменьшаемого остатка.

    2) Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

    3) Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

    Здесь важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для проверки правильности отнесения износа по счетам затрат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства производственного они или непроизводственного назначения.

    Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным (например, объекты культуры), установить, не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках выявляются.

    В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам (при этом необходимо помнить, что большинство норм начисления амортизации установлено исходя из двухсменной работы оборудования).

    Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ; не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.

    При контроле начисления амортизации необходимо помнить, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов. Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.

    При проверке начисления амортизации основных средств необходимо проверить, как начисляется амортизация по видам и амортизационным группам в целях налогообложения в соответствии со статьями 257 и 258 НК РФ.

    При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие коррективы в регистры и отчетные формы.

    По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в том лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

    В МУП «КПАП» амортизация объектов основных средств начисляется линейным способом по группам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, ежемесячно.

    В случае приобретения основных средств, бывших в употреблении, организация определяет норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

    При проверке правильности начисления амортизации в МУП «КПАП» были выявлены следующие нарушения:

    1. Завышена сумма амортизации по сооружению (инв. N 112103) на 825 руб.
    2. Неверно начислена сумма амортизации (320 руб.) в марте 2014г. по проданному токарному станку в феврале 2014г.
    3. После сдачи отчетности за 2014г. обнаружено, что по ряду объектов основных средств начислялась амортизация после истечения срока полезного действия и полного переноса их стоимости на себестоимость производимой продукции. Сумма излишне начисленной амортизации 200000 руб.




    Аудит правильности налогообложения по основным средствам


    Во время аудита была проверена правильность расчетов по НДС, налогу на прибыль, имущество физических лиц и по иным обязательным платежам. Нарушений не установлено.


    Аудит арендованных основных средств


    В зависимости от сроков аренды имущества выделяют долгосрочную (сроком более 3 лет), среднесрочную (сроком от 1 года до 3 лет) и краткосрочную (сроком до одного года) аренду.

    Проверка данных по арендной плате за имущество осуществляется по текущей (краткосрочной) и долгосрочной аренде (лизингу).

    Аудитору необходимо проверить:
    1) Правильность отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной, оформление актов передачи основных средств в аренду.
    2) Договор аренды, который оформляется приемо-сдаточным актом (при передаче имущества в аренду).
    3) Отражение финансовых результатов от сдачи в аренду.
    4) Ведение бухгалтерского учета текущей и долгосрочной аренды.
    5) Начисление износа (при долгосрочной аренде).
    6) Отражение капиталовложений в арендованные основные средства.
    7) Учет лизинговых операций (следует руководствоваться приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. N 15(ред. от 23.01.2001) "Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга").
    Во время проведения аудита в МУП «КПАП» нарушений выявлено не было.

    1. Документальное оформление результатов проверки

    В заключение аудиторской проверки аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.
    Аудитор анализирует обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности "Существенность в аудите". Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями [9].
    Ошибки, обнаруживаемые в процессе аудита основных средств, оказывают влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерской отчетности, так как приводят к искажению суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.
    По результатам осуществления процедур детальной проверки операций по движению основных средств аудитор может дать оценку амортизационной политике организации. С помощью выбранной учетной политики организация приобретает возможность оказывать влияние на формирование расходов, прибыли, налоговых баз по налогу на прибыль и налогу на имущество через способы начисления амортизации. Выбор способа зависит от целей и стратегии финансово-хозяйственной деятельности организации. Если целью организации является поддержание стабильного уровня рентабельности и умеренного уровня накопления амортизационных отчислений, то линейный способ начисления амортизации отвечает этим требованиям. Если организация предпочитает значительный рост уровня рентабельности или аккумулирование крупных финансовых ресурсов для обновления материальной базы, то она закрепляет в учетной политике один из нелинейных способов начисления амортизации.

    Таким образом, заключительное мнение аудитора определяется не только результатами детальной проверки операций с основными средствами, но и адекватностью учетной политики в отношении этих средств.

    Рабочие документы аудитора по итогам проведенной проверки в МУП «КПАП» приведены в таблицах 2 и 3.


    Таблица 2. - Рабочий документ «Таблица выявленных нарушений по однородным группам хозяйственных операций»


    Наименование документа, его N и датаКраткая характеристика нарушенияНормативные документы, ко-торые нарушеныРекомендации аудитораОшибочное начисление амортизацииЗавышена сумма амортизации по сооружению (инв. N 112103) на 825 руб.Норма, приме-няемая в расчете, не соответствует «Единым нормам…»Пересчитать сумму амортизации и скорректировать себестоимость выпускаемой продукцииНеверно начислена сумма амортизации (320 руб.) в марте 2014г. по проданному токарному станку в феврале 2014г.Гл.3, п.22 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01Пересчитать сумму амортизации и скорректировать себестоимость выпускаемой продукции. Пересчитать сумму налога на имущество и налога на прибыль за текущий год и откорректировать расчеты с бюджетомПосле сдачи отчетности за 2014г. обнаружено, что по ряду объектов основных средств начислялась амортизация после истечения срока полезного действия и полного переноса их стоимости на себестоимость производи-мой продукции. Сумма излишне начисленной амортизации 200000 руб.Гл.3, п.22 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01Пересчитать сумму амортизации и скорректировать себестоимость выпускаемой продукции. Пересчитать сумму налога на имущество и налога на прибыль за текущий год и откорректировать расчеты с бюджетом



    Таблица 3. - Рабочий документ «Оценка влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности»


    Краткая характеристика нарушенияНаименование показателя, который изменяетсяРасчет количественного влияния нару-шения на изменяе-мый показательСкорректированное значение показателяЗавышена сумма начисленной амортизации объектов ОС за 2.06.2014г.Сумма амортизации ОС по данным предприятия 218325 руб., по данным аудитора 201555 руб. Излишне начисленная амортизация 16770 руб.

    1. Себестоимость выпуска продукции.
    2. Остаточная стоимость ОС
    3. 1356010-16670=
    4. =1339240 руб.

    1. 3253145+16670= =3263915 руб.Начислена амортизация после истечения срока действия основных средств









    Сумма излишне начисленной амортизации за 2014 год составила 200000 руб. Излишнее начисление амортизации производилось в 4 квартале 2014г.

    1. Себестоимость.


    1. Налог на имущество.







    1. Налог на прибыль.
    2. Излишне отнесено 200000 руб.

    3. Излишнее начисление амортизации производилось в 4 кв., среднегодовая стоимость увеличилась на 25000 руб. (20000 руб./8)

    Недоплата налога 500 руб. (25000 руб.*2%).


    1. Прибыль за 2014г. занижена на 199500 руб. (200000 руб.-500 руб.) и недоплата по налогу равна 47880 руб. (199500 руб.*24%)

    Итоговым документом аудиторской проверки является аудиторское заключение.

    Согласно ст.6 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

    Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую (таблица 4).


    Таблица 4. - Структура аудиторского заключения


    Вводная частьЧасть, описывающая объем аудитаЧасть, содержащая мнение аудиторовПериод, за который проводится аудит; состав проверяемой отчетности, цель аудиторской проверки; обязанности аудиторов по договору; ответственность руководителя предприятия за подготовку отчетностиНормативная база аудиторской проверки; объем аудита; выборочный метод проверки; описание основных аудиторских процедур; заявление аудитора о получении достаточных оснований для выражения мненияОценка принципов и порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в организации; мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности












    1. Мероприятия по улучшению учета основных средств

    Проведенный аудит учета основных средств в МУП «КПАП» выявил следующие нарушения:

    1. Первичные документы принимаются, оформленные не должным образом: обязательные реквизиты заполнены не в полном объеме, имеются исправления.
    2. При ликвидации объектов основных средств не всегда приходуются материальные ценности, полученные от разборки основных средств.
    3. Завышена сумма амортизации по сооружению (инв. N 112103) на 825 руб.
    4. Неверно начислена сумма амортизации (320 руб.) в марте 2014г. по проданному токарному станку в феврале 2014г.
    5. После сдачи отчетности за 2014г. обнаружено, что по ряду объектов основных средств начислялась амортизация после истечения срока полезного действия и полного переноса их стоимости на себестоимость производимой продукции. Сумма излишне начисленной амортизации 200000 руб.

    В целях улучшения учета основных средств в МУП «КПАП» целесообразно рекомендовать следующие мероприятия:

    1) Усилить контроль за своевременным и правильным оформлением документации с заполнением всех обязательных реквизитов в них. Исправления должны быть оговорены в обязательном порядке лицом, сделавшим исправления в документе.

    2) Усилить контроль за сохранностью основных средств, проводить внезапные инвентаризации основных средств, что увеличит ответственность персонала.

    3) Основные средства должны устанавливаться и эксплуатироваться строго в соответствии с инструкцией производителя. Проверки безопасности и рабочего состояния основных средств должны проводиться регулярно.
    4) Особо ценные основные средства должны быть застрахованы.
    5) Оборудовать помещения пожарно-охранной сигнализацией.
    6) Необходимо регулярно проводить мероприятия по поддержанию
    основных средств в рабочем состоянии и по проверке их функционирования.
    7) Усилить контроль за списанием основных средств с баланса.
    8) Предложения по выбытию основных средств должны подтверждаться
    соответствующей документацией, касающейся оценки срока службы, остаточной стоимости, обоснования выбытия и необходимости замены.
    9) Более интенсивно и эффективно использовать имущество путем сокращения количества неустановленного оборудования и увеличения действующего оборудования.
    10) Усилить контроль за правильным начислением амортизации. Пересчитать сумму амортизации и скорректировать себестоимость выпускаемой продукции. Пересчитать сумму налога на имущество и налога на прибыль за текущий год и откорректировать расчеты с бюджетом.
    11) На постоянной основе осуществлять контроль уровня знаний сотрудниками законодательных и нормативных актов.
    12) Повысить эффективность и надежность системы внутреннего контроля по учету основных средств. В МУП «КПАП» не создана служба внутреннего аудита. Следовательно, рекомендуется рассмотреть вопрос о ее создании в учреждении. Внутренний контроль на предприятиях является важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Ведь подобный контроль позволяет выявить и устранить лишние центры расходов за счет оптимизации процессов.



    Заключение


    При написании данной курсовой работы изучена литература по предмету аудит, рассмотрены нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность, а также методика проведения аудиторской проверки учета основных средств на примере МУП «КПАП».

    Целью аудита основных средств является составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации об основных средствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой отчетности) проверяемой организации и пояснениях к ней, а также установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации нормативным документам.

    При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должны быть составлены общий план и достаточно подробная программа аудита основных средств. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. В заключение аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

    В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить четыре основных направления проверки:

    1) Аудит наличия и сохранности основных средств.

    2) Аудит движения основных средств.

    3) Аудит правильности начисления амортизации.

    4) Проверка правильности налогообложения по основным средствам.

    По результатам проведенной проверки учета основных средств в МУП «КПАП» было установлено, что учет основных средств ведется на основе ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н с изменениями и дополнениями. При выборочной инвентаризации отклонений фактического наличия основных средств от данных бухгалтерского учета не было выявлено. Поступление основных средств на предприятие в бухгалтерском учете осуществляется на основании первичных документов поставщиков. Каждому объекту основных средств для его учета и обеспечения сохранности присваивается инвентарный номер. Пообъектный учет основных средств ведется на инвентарных карточках учета основных средств формы № ОС-6. Приход основных средств за проверяемый период предприятием отражен в оборотной ведомости по счету 01. При этом, также были выявлены и нарушения:

    1. Первичные документы принимаются, оформленные не должным образом: обязательные реквизиты за полнены не в полном объеме, имеются исправления.
    2. При ликвидации объектов основных средств не всегда приходуются материальные ценности, полученные от разборки основных средств.
    3. Завышена сумма амортизации по сооружению (инв. N 112103) на 825 руб.
    4. Неверно начислена сумма амортизации (320 руб.) в марте 2014г. по проданному токарному станку в феврале 2014г.
    5. После сдачи отчетности за 2014г. обнаружено, что по ряду объектов основных средств начислялась амортизация после истечения срока полезного действия и полного переноса их стоимости на себестоимость производимой продукции. Сумма излишне начисленной амортизации 200000 руб.

    По результатам проверки для устранения выявленных нарушений были предложены мероприятия по их устранению.

    В МУП «КПАП» не создана служба внутреннего аудита. Следовательно, рекомендуется рассмотреть вопрос о ее создании в учреждении. Внутренний контроль на предприятиях является важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Ведь подобный контроль позволяет выявить и устранить лишние центры расходов за счет оптимизации процессов.




















    Список использованных источников


    1. Федеральный закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
    2. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
    3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
    4. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н
    5. Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" ПБУ 21/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н
    6. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н
    7. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н
    8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49
    9. Аудит: учебник для вузов* В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И. Подольского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2013. 583с.
    10. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит. Серия высшее образование. Ростов-на-Дону: Феникс. 2014. 608с.
    11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - 5-е изд. 2013
    12. Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит: учебник для экономических колледжей* изд. 3-е, доп. и перераб. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс». 2008. 384с.
    13. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: учеб. пособие. 2-е изд. - М: Книжный дом «Мисанта». 2014
    14. Савин А.А., Подольский В.И. Аудит. Учебник. 2015. 456с.
    15. Жминько С.И., Швырева О.И. Теория Аудита. Учебное пособие. 2013. 448с.
    16. ГородиловМ.А. Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности по новым стандартам // Налоговая политика и практика. 2011. N 1. С. 42 - 49.
    17. #"justify">#"right">Приложение 1


      Программа аудита основных средств


      Проверяемая организация МУП «Кунгурское пассажирское

      автотранспортное предприятие»

      Период аудита с 01.01. по 31.12.14г.

      Количество человеко-часов 280

      Руководитель аудиторской группы Иванова В.А.

      Состав аудиторской группы Иванова В.А., Сажина Т.В.

      Планируемый аудиторский риск 4%

      Планируемый уровень существенности 1%


      N

      п/пПеречень аудиторских мероприятий (процедур)Период проведенияИсполнительРабочие документы аудитора

      1Аудит наличия и сохранности основных средствВ течение

      годаИванова В.А., Сажина Т.В.1.1Проверка создания комиссии по приемке основных средствЕжеквартальноИванова В.А.Приказы, распоряжения1.2

      Проверка оформления договоров купли-продажи основных средствЕжеквартальноСажина Т.В.Договоры, соглашения1.3Проверка оформления протоколов договорной ценыЕжеквартальноИванова В.А.Протоколы, соглашения, приказы1.4Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки- передачи основных средств ЕжеквартальноСажина Т.В.Акты приемки- передачи, инвентарные карточки, журналы регистрации1.5

      Проверка правильности отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектовЕжеквартальноИванова В.А.Проектно-сметная документация, приказы, акты инвентаризации1.6Оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии предприятия и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации основных средствЕжеквартальноСажина Т.В.Гл. книга, регистры БУ по счетам ОС1.7Проверка результатов произведенной переоценки основных средствПо мере совершенствования операцийСажина Т.В.Расчеты по переоценке, ЖРХО1.8Проверка результатов последней инвентаризации основных средствВ течение годаИванова В.А.Инвентаризационные документы (инвентарные карточки)1.9Ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально-ответственным лицам бухгалтерией предприятияЕжеквартальноСажина Т.В.Форма № ОС-6, инвентарные карточки, договоры о материальной ответственности1.10Проверка обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документамиЕжеквартальноИванова В.А.Приказы, распоряжения1.11Проверка отражения в отчетности наличия основных средствЕжеквартальноСажина Т.В.Бух. фин. отчетность, Гл. книга, документы по приобретению и выбытию, инвентарные карточки2Аудит расходов на ремонт основных средствВ течение годаИванова В.А.2.1Проверка обоснованности затрат на ремонт основных средств и правильности отражения этих сумм на соответствующих счетахЕжеквартальноИванова В.АПроектно-сметная документация, приемо-сдаточные акты, другие первичные документы, данные аналитического учета затратных счетов и счетов 31, 892.2Проверка эксплуатации основных средств и своевременности проведения ремонта

      ЕжеквартальноИванова В.АФорма № ОС-3, 15, 163Аудит движения основных средствВ течение годаИванова В.А., Сажина Т.В.3.1Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал ЕжеквартальноИванова В.А.Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета3.2Проверка правильности оценки вносимых в уставной капитал основных средствЕжеквартальноСажина Т.В.Методики оценки, протоколы собраний учредителей3.3Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал основных средствЕжеквартальноИванова В.А.Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс3.4Проверка фактического выбытия основных средств в результате расчетов с учредителямиЕжеквартальноСажина Т.В.Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс3.5Проверка отражения в отчетности движения основных средств ЕжеквартальноСажина Т.В.Бух. фин. отчетность, накладные, счета-фактуры4Аудит правильности начисления амортизацииВ течение годаИванова В.А., Сажина Т.В.4.1Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложенияПомесячноИванова В.А.Бух. финн. Отчетность, ведомости начисления амортизации4.2Проверка объектов основных средств, по которым не начисляется амортизацияПомесячноСажина Т.В.Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, документы4.3Проверка объектов основных средств, по которым начисляется ускоренная амортизацияПомесячноИванова В.А.Расчеты, справки, регистры бухгалтерского учета, сметы4.4Проверка документов по начисленной амортизации основных средств, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал По мере внесения в уставный капиталСажина Т.В.Решение совета директоров, решение годового собрания акционеров4.5Проверка срока, с которого начинается и с которого заканчивается начисление амортизации основных средствПомесячноИванова В.А.Протоколы, справки, расчеты, акты, баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении денежных средств4.6Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средствЕжеквартальноСажина Т.В.Бух. фин. Отчетность, нормативные документы, Учетная политика5Проверка правильности налогообложения по основным средствамВ течение годаИванова В.А., Сажина Т.В.5.1Проверка правильности расчетов по НДСПо срокам налоговых платежейИванова В.А., Сажина Т.В.Нормативные документы, счета-фактуры, данные по счетам 19 и 685.2Проверка правильности расчетов по налогу на прибыльПо срокам налоговых платежейИванова В.А., Сажина Т.В.Книга продаж, договоры о продаже ОС, данные счета 905.3Проверка правильности расчетов по налогу на имущество юридических лицПо срокам налоговых платежейИванова В.А., Сажина Т.В.ФЗ «О налоге на имущество предприятий», Инструкция ГНС № 33, справки, расчеты, сведения5.4Проверка правильности расчетов по иным обязательным платежамПо срокам платежейИванова В.А., Сажина Т.В.НК РФ, гл. 24, справки, расчеты, сведения5.5Проверка отражения в отчетности всех операций по учету основных средствЕжеквартальноИванова В.А., Сажина Т.В.Формы отчетности6Аудит арендованных основных средствВ течение годаСажина Т.В.6.1Проверка правильности расчета и отражения на счетах арендной платы.По срокам платежейСажина Т.В.Данные счета 76, выписки банка, Главная книга6.2Проверка данных арендных договоровЕжеквартальноСажина Т.В.Договоры аренды




Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Аудит учета ОС ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.