Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Базельские рекомендации

  • Вид работы:
    Другое по теме: Базельские рекомендации
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    22.10.2018 18:55:43
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    1. Базельские рекомендации: понятие и значение для банковской системы5

    1.1 Этапы подготовки и внедрения Базельских соглашений5

    1.2 Понятие и содержание Базельских рекомендаций5

    1.3 Значение Базельских рекомендаций для банковской системы11

    2. Базельские рекомендации: вопросы реализации и значение для банковского сектора России16

    2.1 Внедрение Базельских соглашений в российскую банковскую систему16

    2.2 Базельские соглашения и российская банковская система: проблемы внедрения16

    2.3 Перспективы развития Базельских рекомендаций в банках России18

    Выводы и предложения27

    Список использованной литературы29




    Введение


    В соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития России, одним из приоритетных направлений развития финансового рынка в России является развитие Международного финансового центра, который призван «решить задачу привлечения и размещения капитала российских и иностранных инвесторов за счет большого количества участников, интегрированности в мировые финансовые рынки и создания благоприятных условий регулирования».

    При реализации поставленных задач и в целях повышения устойчивости финансового рынка в рамках развития системы пруденциального надзора планируется, среди прочего, обеспечить создание и реализацию «дорожной карты» по внедрению стандартов Базель-II и элементов Базель-III до 2020 года.

    В этой связи особую актуальность приобретают вопросы изучения основных положений Базельских стандартов, а также особенностей их имплементации в российское законодательство, которые и будут рассмотрены в рамках данной работы.

    Цель курсовой работы изучение предпосылок и перспектив развития Базельских рекомендаций в банках России.

    А в качестве задач были определены следующие:

    - рассмотреть понятие и значение Базельских рекомендаций для банковской системы;

    - изучить вопросы реализации и значение для банковского сектора РоссииБазельских рекомендаций.

    Объект исследования Базельские рекомендации.

    Предмет исследования изучение предпосылок и перспектив развития Базельских рекомендаций в банках России.

    В качестве теоретической базы исследования использовались учебные пособия российских авторов в области банковских исследований, периодические издания, монографии.

    Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы.

    Методами для написания курсовой работы послужили анализ и синтез литературы по проблеме исследования.



    1. Базельские рекомендации: понятие и значение для банковской системы

    1.1 Этапы подготовки и внедрения Базельских соглашений


    Базельский Комитет побанковскому надзору был основан в1974 году при Банке международных расчетов. Внего входят Центральные Банки крупнейших государств. Комитет разрабатывает рекомендации истандарты Банковского надзора, применяемые органами банковского регулирования инадзора разных стран.

    Начиная с1975 года Комитет выпустил значительное количество рекомендаций вотношении нормативов банковской деятельности.

    Первое Базельское соглашение (Базель I) «Международная конвергенция измерения капитала истандартов капитала»

    Разработка в1988 году Базельским Комитетом побанковскому надзору первого Соглашения подостаточности капитала (Базель I) стала реакцией состороны банковского сообщества инадзорных органов наслучаи крупных потерь ибанкротств банков, хеджевых фондов иинституциональных инвесторов, наблюдавшиеся в70-80-егоды.

    Первоначально соглашение рассматривалось как рекомендация, однако с1992 года становится обязательной нормой для странG-10. Нанастоящий момент кБазель Iполностью или частично присоединились более 100 стран.

    Основной целью Базель Iявляется ограничение кредитных рисков (потерь отдефолта заемщикови т. д.) путем разработки ряда принципов надзора. Основным является определение достаточности капитала.

    Минимальный размер достаточности капитала банка, который иногда называют нормативным (регулятивным) капиталом, устанавливается вразмере 8% отсуммы активов изабалансовых статей, определенной сучетом риска:

    Определение размера кредитного риска достигается умножением (взвешиванием) величины актива нарисковые веса, или весовые коэффициенты риска. Для этого активы постепени риска делятся начетыре группы, для которых приняты следующие значения весовых коэффициентов: 0, 20, 50 и100. Чем выше риск, тем больше вес.

    Соответственно коэффициент 0 применяют для безрисковых активов (наличность, золотые слитки, обязательства стран Организации экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР), государственная задолженность странG-10идругие активы снулевым риском). Таким образом, соответствующие активы фактически исключаются изоценки суммы кредитного риска.

    Всвою очередь, коэффициент 100 означает, что вся сумма соответствующего актива считается рискованной, ееполностью включают ввеличину кредитного риска. Кданной группе активов относят различного вида долговые обязательства коммерческих идругих негосударственных организаций, государственные обязательства стран, неотносящихся кпромышленно-развитым,и т. п.

    Согласно положениям Базель Iобщая величина капитала, которая проверяется напредмет достаточности, состоит изкапиталов двух уровней:

    уровень 1 это акционерный капитал иобъявленные резервы; уровень 2 это дополнительный капитал, или капитал второго уровня, ккоторому относят капитал низкого качества, скрытые резервы, доступные для банка всоответствии сзаконодательством страныи т. д.Капитал второго уровня всовокупности недолжен превышать сумму капитала первого уровня.

    Соглашение Базель Iоказало заметное положительное влияние наработу банков. Более того, рекомендации, первоначально разработанные для крупных международных банков, ныне стали приемлемыми для мировой банковской системы вцелом. Ихстали учитывать банки инекоторые другие кредитные организации вне зависимости отихразмера, структуры, сложности кредитных операций иособенностей рисков.

    Однако банковские кризисы90-хгг. показали, что Соглашение подостаточности капитала нуждается вдальнейшей доработке, уточнениях исовершенствовании.

    Так, например, Соглашение принимает вовнимание только кредитный риск, остальные виды риска остаются без внимания.

    Предлагается упрощенная градация кредитного риска, неучитывающая разнообразие возможных реальных ситуаций. Веса кредитного риска устанавливаются одинаковыми для всех корпоративных кредитов вне зависимости откредитных рейтингов заемщиков или качества кредитов.

    Кроме того, практика показала, что выполнение требования минимально допустимого размера капитала неможет обеспечить надежность работы банка ивсей банковской системы. Базель Iопределял требования ккапиталу формально, без учета реальной (экономической) потребности внем банков.

    Современи заключения Базель Iпоявились новые финансовые инструменты иизменились применяемые банковские технологии. Кроме того, банки научились обходить «лазейки» встаром своде требований ивыгодно использовать разницу втребованиях органов надзора различных стран (так называемый регуляторный арбитраж).

    С1993 года сучетом критики банковского сообщества имнения ряда экономистов Базель Iподвергался доработке ив2004 году были опубликованы уточненные рамочные подходы (Базель II).

    Второе Базельское соглашение (Базель II) «Международная конвергенция измерения капитала истандартов капитала: новые подходы»

    Базель IIсостоит изтрех основных компонент: минимальные требования кструктуре капитала, надзорный процесс, рыночная дисциплина.

    Первая компонента минимальные требования кструктуре капитала. Базель IIсохраняет требования кдостаточности капитала науровне 8%. При этом вместе скредитным риском учитываются рыночный иоперационный риски:

    При определении величины кредитного риска банк может выбрать один изтрех вариантов:

    стандартизированный подход, использующий рейтинги внешних поотношению кбанку агентств;базовый внутренний рейтинг, основанный насобственных рейтинговых разработках иоценках;усовершенствованный внутренний рейтинг.

    Согласно новым требованиям кбанковскому капиталу весовые коэффициенты риска распределяются неповидам активов, апогруппам заемщиков.

    Базель IIпредусматривает расширенную трактовку кредитного риска идетализацию заемщиков поихвидам (государства, центральные банки, коммерческие банки, индивидуальные заемщикии т. д.).

    Для распределения коэффициентов погруппам применяют рейтинги, разрабатываемые ведущими рейтинговыми агентствами.

    Вторая компонента надзорный процесс. Рассматриваются основные принципы надзорного процесса, управления рисками, атакже прозрачности отчетности перед органами банковского надзора вприменении кбанковским рискам.

    Приводятся трактовки процентного риска вбанковском портфеле, кредитного риска (стресс-тестирование, определение дефолта, остаточный риск ириск концентрации кредитов), операционного риска, роста трансграничных связей ивзаимодействия, атакже секьюритизации.

    Третья компонента рыночная дисциплина. Дополняет минимальные требования кдостаточности капитала инадзорный процесс. Рыночная дисциплина стимулируется путем установления ряда нормативов информационной открытости банков, стандартов ихсвязей снадзорными органами ивнешним миром.

    Одной изпроблем, которую пришлось решать комитету при подготовке Базеля II, была совместимость Соглашения снациональными стандартами бухгалтерского учета.

    ВСоглашении содержатся требования пооткрытости информации, относящейся кразличным видам операций банка, включая сведения ометодах, применяемых банком при оценке ихриска. Это позволит участникам рынка получать ключевую информацию онадежности, рисковой уязвимости банка иего капитализации.

    Третье Базельское соглашение (Базель III)

    Базель III возник как реакция наглобальный финансовый кризис 2008 года. Анализируя его причины, эксперты вкачестве одной изосновных причин выделяли провалы пруденциального регулирования деятельности финансовых посредников. Вусловиях углубления финансовой глобализации национальные стандарты организации, функционирования ирегулирования деятельности финансовых посредников перестали отвечать современным требованиям.

    Для спасения системообразующих финансовых институтов («too big tofail»- Northern Rock, Merrill Lynch, Lehman Brothers), были приняты иреализованы программы вхождения государства вихкапитал. Поэтому правительства развитых стран озабочены тем, чтобы вбудущем данные инвестиции принесли адекватные выгоды.

    Появление стандартов Базель III началось свведения дополнительных требований кдостаточности капитала банков (акционерный капитал, капитал 1 уровня, капитал 2 уровня, буферный капитал, совокупный капитал).

    Соглашение представлено двумя документами, опубликованными 15 декабря 2010 года наофициальном сайте Банка Международных Расчетов:

    Международная система оценки рисков ликвидности, стандартов имониторинга; Глобальная система регулирования, способствующая повышению устойчивости банков ибанковских систем.

    Новое Соглашение ужесточает требования ксоставу капитала 1 уровня засчет исключения изнего суммы отложенных налогов исекьюритизированных активов. Кроме того, Базель III рекомендует увеличить долю капитала 1 уровня идолю акционерного капитала.

    Базель III устанавливает необходимость формирования кредитными организациями засчет чистой прибыли дополнительного резервного буфера. Буферный капитал позволит банкам вслучае системного кризиса иснижения норматива достаточности капитала ниже минимально допустимого получить дополнительную ликвидность без санкции регулятора. Однако после кризиса кредитные организации обязаны этот капитал восстановить.

    Одновременно Базель III вводит нормативы, нацеленные наограничение финансового рычага (левериджа соотношение заемного исобственного капитала), который допустим для финансовых посредников. Вчастности, речь будет идти опересмотре нормативов текущей идолгосрочной ликвидности.

    Новый норматив текущей ликвидности планируется ввести в2015 году, аобновленный норматив долгосрочной ликвидности тремя годами позже.

    Первый предполагает, что банковские краткосрочные обязательства сроком до30 дней должны будут покрываться ликвидными активами на100%.

    Второй норматив регулирует риск потери банком ликвидности врезультате размещения средств вдолгосрочные активы, которые должны быть покрыты стабильными пассивами также неменее чем на100%.

    Появляется понятие нетолько резервного банковского капитала, ноикапитала, который может вводиться дополнительно регулятором для контрциклического регулирования.

    Если регулятор считает, что встране наблюдается кредитный бум или перегрев экономики, онможет повышать требования кдостаточности капитала, согласно чему банки впериоды потенциального возникновения кредитных «пузырей» будут обязаны формировать специальный «контрциклический» резерв.

    Базель III устанавливает, что вслучае несоблюдения нормативов кредитные организации неимеют права выплачивать дивиденды акционерам, атакже бонусы идругие премии своим управляющим.

    Постепенный переход нановые стандарты начнется с2013 года ибудет продолжаться втечение последующих шести лет (до1 января 2019 года).


    1.2 Понятие и содержание Базельских рекомендаций


    Базельские соглашения это документы Базельского комитета по банковскому надзору при Банке международных расчетов, содержащие методологические рекомендации по определению достаточности капитала и риск-менеджменту в банковской сфере. В документе «Базель II» была систематизирована трехкомпонентная модель регулирования. Три выделенных компонента преследуют цель обеспечить достаточность капитала банков для покрытия всех принимаемых ими рисков. [4]

    Компоненты Базельских соглашений: Минимальные требования к капиталу. Первый компонент модели определяет минимальные требования к капиталу, охватывая изначально кредитный, рыночный («Базель I») и операционный риски («Базель II»). [2]

    В «Базель III» появляются показатели, регулирующие риск утраты ликвидности. Подходы к рыночному и кредитному рискам претерпевают существенное развитие от «Базель I» к «Базель III». Если в «Базель I» речь идет о простых, универсальных риск-коэффициентах для расчета риск-взвешенных активов, то в «Базель II» вводится несколько вариантов расчета риск-взвешенных активов и регламентируется построение внутренних рейтинговых моделей оценки рисков. Развивается подход не только к кредитному, но и к рыночному риску. В «Базель II» он начинается с внедрения первых моделей оценки рыночного риска, но наиболее продвинутых форм достигает в «Базель III».

    Итак, первый компонент устанавливает единые для всех банков требования к расчету достаточности капитала по трем видам рисков, а также целый набор принципов и стандартов построения внутрибанковских процессов управления и моделей количественной оценки рисков. Надзорный процесс. Этот компонент появился в «Базель II». Он определяет понятие экономического капитала (т. е. величины требований к капиталу, рассчитанных самим банком с учетом специфики его рисков), а также внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК).

    Предполагается, что никто не знает реальной картины рисков банка лучше, чем сам банк. В этом смысле минимальные требования к капиталу (компонент 1) несовершенны, они не могут учесть всего многообразия операций и видов рисков, присущих разным кредитным организациям. Поэтому банк составляет собственную оценку достаточности капитала исходя из присущих только ему рисков.

    Помимо этого, вводится процедура стресс-тестирования которую банк может принять, исходя из имеющихся у него источников капитала, требований к капиталу, потенциальных стрессов, и отразить в своей долгосрочной стратегии развития и бизнес-плане на краткосрочную перспективу. Внутренние оценки достаточности капитала в соответствии с компонентом 2 могут быть использованы органом банковского надзора.

    Обычно регулятор в рамках инспекционных проверок оценивает степень зрелости кредитной организации, качество ее риск-процедур, внутренних процедур оценки достаточности капитала, уровень организации корпоративного управления, роль наблюдательного совета, подразделений риск-менеджмента и внутреннего аудита, качество различных систем полномочий и лимитов и т. д.

    В зависимости от зафиксированной картины регулятор может наложить дополнительные требования к капитализации банка для защиты от рисков, которые по той или иной причине не учитываются техникой расчета достаточности капитала по компоненту 1.

    Например, регулятор может сделать вывод, что банк владеет большим объемом недвижимости и. соответственно, подвержен существенному риску потерь из-за возможного изменения ее стоимости. Данный риск, как мы знаем, не учитывается в компоненте 1. Однако ввиду значимости этого риска регулятор может для его покрытия увеличить требования к достаточности капитала банка. Далее, если регулятор видит, что банк начал оценивать риск потерь из-за изменения стоимости недвижимости с помощью внутренних моделей и эти модели надежны, требования к капиталу могут быть снижены.

    Таким образом, компонент 2 позволяет банку и регулятору в полной мере учесть специфику деятельности и присущие ей риски. Рыночная дисциплина.

    Компонент 3 «Рыночная дисциплина» описывает требования к раскрытию банками информации об управлении рисками: какие показатели должны демонстрироваться рынку (инвесторам, кредиторам, рейтинговым агентствам и т. п.), о каких внутренних процедурах рынку следует рассказать. Фактически, как только банк принимает «Базель II» («Базель 2.5», «Базель III») и получает право на использование внутренних моделей для расчета достаточности капитала, к нему начинают предъявляться дополнительные требования в части раскрытия информации. Необходимо отметить, что данные, раскрываемые банками по компоненту 3. должны соответствовать данным, раскрываемым в отчетности по международным стандартам (МСФО).

    Подводя итог, отметим, что Базельские соглашения требуют от банков обеспечить достаточность капитала в двух измерениях: компонент 1 во внешнем (регулятивном) измерении, компонент 2 во внутреннем (экономическом).


    1.3 Значение Базельских рекомендаций для банковской системы


    В соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 07.03.2018) Банк России вправе участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка. Во исполнение данных норм Банк России является, в том числе, и участником Базельского комитета по банковскому надзору, принимая участие в разработке и одобрении разрабатываемых комитетом стандартов.

    Впервые в России Базельские соглашения нашли отражение в инструкции Банка России №1 от 30 апреля 1991 года «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которое связано с появлением Базель I (документ утратил силу с 1 апреля 2004 года).

    Отмечается, что с того периода отечественная банковская система полностью включена в мировые процессы стандартизации, проводимые посредством имплементации норм, разработанных Базельскими стандартами. Более того, в целях обеспечения эффективного внедрения норм в правовую систему РФ были приняты важные программные документы.

    Например, Заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 05 апреля 2011 года «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года». В Приложении 1 Стратегии закреплены направления и сроки реализации в Российской Федерации международных подходов к финансовому регулированию. Документ предусматривает поэтапное внедрение положений документов Базельского комитета по банковскому надзору в период с 2014 по 2019 гг.

    В литературе [2] отмечаются особенности интеграции Базельских стандартов в российскую нормативно-правовую среду, а именно:

    - Принципы внедрения Базель-II и Базель-III в российской надзорной практике пока еще не сформулированы окончательно;

    - Перед российскими финансовыми учреждениями стоит задача одновременного внедрения всех нормативных документов, составляющих Базельское соглашение (Базель II и Базель III), в то время как европейские страны вот уже более 10 лет ведут последовательную работу по внедрению этих стандартов;

    - Требования Банка России являются более жесткими, чем требования Базельского комитета, в целом ряде областей. В частности, текущие нормативы достаточности капитала, установленные Банком России, на 25% выше принятых Базельским комитетом.




    2. Базельские рекомендации: вопросы реализации и значение для банковского сектора России

    2.1 Внедрение Базельских соглашений в российскую банковскую систему


    Основными документами Базельского комитета являются:

    1. Основные принципы эффективного надзора (1997 г.).

    2. Базель-1 (1988 г.).

    3. Базель-2 (2004 г.).

    4. Базель-3 (2010 г.).

    Третье по счёту Базельское соглашение было подписано 12 сентября 2010 г. и стало реакцией на глобальный кредитный кризис, который привёл к разорению сразу нескольких ведущих банков мира. Одной из причин краха банков называют, в частности, слишком небольшой объём капитала.

    Базель-3 это глобальная реформа мирового банковского сектора. Она призвана повысить финансовую устойчивость мировой финансовой и банковской систем за счёт увеличения банковских ликвидных резервов и улучшения их качества. Новые требования в отношении банковского капитала касаются трёх направлений: изменения структуры собственного капитала банков; повышения требований к достаточности капитала, в том числе введения новых дополнительных нормативов достаточности капитала; создания буферов капитала.

    Сравнительный анализ структуры собственного капитала по Базелю-2 и Базелю-3 показал, что изменения коснулись:

    дополнительного капитала в количественном (снижение его размера до 25% собственного капитала) и в качественном выражении (исключение младшего капитала);

    основного капитала в количественном (снижение объёма гибридных инструментов в его составе до 25%; введение ограничения по квалифицированным вложениям в неконтрольные пакеты до 15%) и в качественном выражении (исключение из структуры гибридных инструментов инновационных и других гибридных инструментов).

    Повышение требований к достаточности капитала и создание буферов капитала нововведение, которое касается введения дополнительных нормативов достаточности капитала. Положительная сторона Базеля-3 заключается в том, что вместо рекомендаций вводятся нормативы, которые имеют юридическую силу. В таблице представлены предложенные нами изменения требований к достаточности капитала.

    Ключевым положением реформы является повышение до 4,5% минимального размера ликвидного резерва собственного капитала банка, или так называемого коэффициента основного капитала первого уровня. Ранее этот уровень составлял 2%. Новый стандарт по структуре резервов должен быть выполнен банками к 1 января 2019 г.

    С нынешних 4,5 до 6% повышен уровень капитала первого уровня банка, который представляет его наиболее ликвидные активы. В дополнение к нему решением Базельского комитета каждый банк обязан создать специальный буферный резервный капитал в размере 2,5%.

    Также основной защитой банков в случае новых финансовых потрясений станет ликвидный резерв коэффициента основного капитала первого уровня и буферный резерв. Совместно они составляют 7% банковского капитала.

    Принята и ещё одна норма, согласно которой в случае возникновения кризисной ситуации в мировой финансовой системе банки должны выделять в особый стабилизационный фонд до 2,5% капитала, в зависимости от размеров банков и их уязвимости.

    Другим дополнительным нормативом достаточности капитала является показатель левериджа. Его уровень пока точно не установлен, на предварительном этапе он определён на уровне 3%.

    Введение новых норм по требованию к структуре активов и капитала банков начнётся с января 2013 г. и полностью завершится к январю 2015 г. При этом с января 2016 г. по январь 2019 г. банки должны создать буферный резервный капитал.

    Достигнута также договорённость о том, что правительства смогут предоставлять частным банкам новый капитал до января 2018 г.


    2.2 Базельские соглашения и российская банковская система: проблемы внедрения


    В настоящее время Банком России осуществляется работа по внедрению рекомендаций Базеля-2 в российский банковский сектор. Так, в 2010 г. был осуществлён ряд следующих мероприятий.

    1. Реализованы нормы упрощённого стандартизированного подхода к оценке кредитного риска и базового индикативного подхода в отношении расчёта операционного риска Базеля 2 путём вступления в силу изменений с 01.07.2010 г в нормативные акты Банка России, регулирующих порядок расчёта обязательных нормативов и расчёта операционного риска (изменения, определённые указанием Банка России от 03.11.2009 № 2324-У «О внесении изменений в инструкцию Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» и положением Банка России от 03.11.2009 № 346-П «О порядке расчёта размера операционного риска»).

    2. Внедрены в систему пруденциального регулирования страновые оценки в рамках реализации упрощённого стандартизированного подхода Базеля-2 путём внесения изменений в следующие нормативные акты Банка России:

    указание Банка России от 03.11.2009 № 2321-У «О внесении изменений в положение Банка России от 14.11.2007 № 313-П «О порядке расчёта кредитными организациями величины рыночного риска»;

    указание Банка России от 03.11.2009 № 2322-У «О внесении изменений в положение Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;

    указание Банка России от 03.11.2009 № 2323-У «О внесении изменений в положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

    3. Разработаны документы консультативного характера, которые обозначили возможные направления, сроки, этапы реализации Базеля-2 в российском банковском секторе, а также

    Изменения требований к достаточности капитала и введение новых пруденциальных нормативов

    Параметр Норматив акционерного капитала (%) Норматив основного капитала (%) Норматив собственного капитала (%)

    Базель-2 Базель-3 Базель-2 Базель-3 Базель-2 Базель-3

    1. Минимальное требование 2 4,5 4,5 6,0 8,0 8,0

    2. Специальный буферный резерв - - - 2,5 - -

    3. Минимум плюс буфер консервации - 7,0 - 8,5 - 10,5

    4. Стабилизационный фонд - - - 0.0,25 - -

    5. Левередж - - - 3,0 - -

    содержание мероприятий (включая изменения нормативно-законодательного характера), которые целесообразны для полноценной реализации положений Базеля-2.

    Таким образом, в настоящее время в России проводится планомерная работа по внедрению в российский банковский сектор положений Базеля-2, являющегося международно-признанным вторым стандартом в области оценки достаточности капитала, в том числе с учётом уровня развития внутрибанковских систем управления рисками, организации надзорных процессов и раскрытия информации банками. Этапность данной работы предполагает последовательное внедрение различных мероприятий по регулятивной оценке достаточности капитала: от простых (основанных на регулятивных значениях) до более сложных, базирующихся на самостоятельных внутрибанковских оценках рисков [1].

    Однако после выхода в свет Базеля-3 перед Банком России стоит серьёзная задача по внедрению положений уже третьего стандарта в области оценки достаточности капитала.

    По оценкам Банка России, в настоящее время уровень достаточности капитала первого уровня банков составляет 12,4% против требуемых 6%. Таким образом, по капиталу первого уровня у российских банков в целом по системе более чем 100-процентный запас. Усложнённым требованиям (с учётом буфера по капиталу в размере 2,5%, который предполагается вводить с 2016 г.) уже сейчас соответствуют 91,5% российских банков [2].

    На наш взгляд, такая ситуация в связи с выходом банковского сектора из кризиса и дальнейшей активизацией кредитной деятельности коммерческих российских банков может ухудшиться.

    Для принятия решения по внедрению в российский банковский сектор Базеля-3, по нашему мнению, Банку России необходимо провести подготовительную работу, которая должна состоять из следующих мероприятий:

    составления описания новых требований Базельского комитета по банковскому надзору на языке российских нормативных требований;

    проведения оценки уровня достаточности капитала и ликвидности российских банков с учётом новых требований;

    выработки соответствующих новым нормам требований по текущей ликвидности, риск-менеджменту и транспарентности банков (в части снижения зависимости от их собственников).

    После проведения подготовительной работы Банку России необходимо будет привести существующие нормы банковского надзора и регулирования в соответствие с международной практикой, требованиями соблюдения принципов Базеля-3 и реалиями страны.


    2.3 Перспективы развития Базельских рекомендаций в банках России


    На сегодняшний день отмечаются следующие результаты по внедрению новых подходов к оценке кредитного риска. Стандарты первого компонента Базеля II (касающегося расчета RWA активов, взвешенных по риску, в целях расчета достаточности капитала) в России уже внедрены.

    С начала 2012 года была проведена ревизия нормативной базы в части расчета достаточности капитала на соответствие стандартам Базеля II, а также новым стандартам расчета рыночного риска. Банки, рассчитывая капитал по инструкции 215-П «Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций», кредитный риск по новой инструкции 139-И «Об обязательных нормативах банков», рыночный риск по новому положению 387-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска», операционный риск по измененному 346-П «О порядке расчета размера операционного риска», уже работают в стандартах Базеля II.

    Пока в регулировании применяются не все положения Базельских стандартов, так называемые «подходы к расчету рисков», которые Базельский комитет дает национальным регуляторам на выбор. Так, для расчета кредитного риска в России применяются два подхода из четырех возможных:

    упрощенный стандартизированный подход (когда коэффициенты взвешивания активов по уровню риска 100%, 50%, 20%, 150% и иные даются регулятором в инструктивном порядке для всех банков;

    и так называемый «всеобъемлющий» (в оригинальной базельской терминологии comprehensive) подход, который российские банки могут с 2013 года использовать для расчета риска по операциям с ПФИ и РЕПО. Он предусматривает особый порядок учета обеспечения по системе дисконтов [5].

    Во исполнение иных принципов Базеля II были также приняты и иные документы: Письмо № 69-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы надлежащего управления операционным риском» (май 2012 года), Письмо № 96-Т «О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала» (июнь 2011 года), Указание Банка России № 2894-У «Об оценке экономического положения банков» (октябрь 2012 года), Письмо 38Т «Методики корректировок вознаграждений с учетом рисков и результатов деятельности» (март 2012 года).

    Эти и другие документы призваны способствовать реализации новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами Базельского комитета по банковскому надзору, путем пересмотра структуры регулятивного капитала через выделение его ключевого компонента - базового капитала (суммарный показатель акционерного капитала и нераспределенной прибыли); путем установления требований к формированию буферов капитала (дополнительных элементов капитала, представляющих собой надбавки к минимальным регулятивным требованиям по базовому капиталу); введения в дополнение к показателю достаточности капитала, рассчитываемому с учетом уровня рисков, принимаемых банками, показателя "леверидж", определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним; введения 2 нормативов ликвидности, определяемых с учетом возможностей возникновения негативных условий как в деятельности банка, так и на финансовых рынках в целом, -показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в случае возникновения общерыночной напряженной ситуации с ликвидностью (стрессовая ситуация), и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования к необходимому фондированию (исходя из характеристик ликвидности активов и внебалансовых позиций банка и проводимых им операций) на один год.

    В целом, отмечается, что Базель-II был внедрен в России только в последнее время и на это, как отмечают исследователи, есть ряд причин [3].

    Здесь и сравнительно малое количество национальных рейтинговых агентств; и неразвитость систем внутренних рейтингов в большинстве коммерческих банков, значительные расхождения в определениях дефолта, просроченной задолженности и кредитных потерь, применяемых в банковской практике; и недостаточный объем статистических данных по потерям вследствие кредитного и операционного рисков в распоряжении банков, желающих перейти на передовые подходы к оценке рисков; и сравнительно малый объем данных по частоте дефолтов и миграции внешних рейтингов рыночных долговых обязательств и внутренних рейтингов банковских ссуд; и отсутствие или недостаточное количество исследований, посвященных влиянию экономических и отраслевых циклов на уровни потерь и рисков в банковском секторе; и нехватка финансовых, кадровых и информационных ресурсов, необходимых для внедрения более передовых подходов, как у самих банков, так и у регулирующих органов; и неясность с объемом полномочий национальных органов надзора в части трактовки и конкретизации отдельных положений Базель II, отнесенных к их компетенции.

    Несмотря на то, что внедрение Базель-II на сегодняшний день нельзя назвать завершившимся, Центральный банк настоял на внедрении с 1 января 2016 года уже следующих стандартов Базель III.

    Имплементация положений Базель-III не означает отказа от положений Базель-II - новые стандарты будут интегрироваться в банковскую практику параллельно.

    В сентябре 2012 года в России было начато обсуждение проектов нормативных документов, закрепляющих новые требования к определению величины собственных средств (капитала) кредитных организаций и расчету соответствующих нормативов на основе Базеля III. Тогда по заявлению Банка России, требование к расчету капитала в соответствии с подходами Базеля III должно было начать действовать с октября 2013 года.

    Для обеспечения более плавного перехода к новым стандартам российский регулятор с апреля 2013 года должен был начать требовать от кредитных организаций проводить параллельный расчет капитала. Кроме того, в 2013 году Банк России планировал ввести систему отчетности по показателю «леверидж», предусмотрев необходимость рассчитывать его параллельно с существующим показателем достаточности капитала вплоть до 2017 года. В рамках параллельного расчета показателя «леверидж» предполагалось раскрытие информации о его значении и компонентах с 1 января 2015 года. Начиная с 2018 года планировалось введение обязательного показателя «леверидж». Введение показателя краткосрочной ликвидности в качестве обязательного планировалось с 1 января 2015 года, а показателя чистого стабильного фондирования - с 1 января 2018 года.

    Банк России также проводил анализ и обсуждение других механизмов повышения финансовой устойчивости, предусмотренных Базелем III (буфер консервации капитала, контрциклический буфер, расчет кредитного риска контрагента и пр.).

    Таким образом, предполагалось, что новые регулятивные стандарты в полной мере будут действовать с 1 января 2019 года.

    Соответствующие проекты нормативных актов публиковались на сайте Банка России и обсуждались с банковским сообществом. Согласно новым нормам, с 1 января 2016 года Банк России поменял требования к достаточности капитала. Уровень базового капитала был приведен к 4,5% против 5%. Кроме того, ЦБ изменил норматив общей достаточности капитала, снизив его на 2 п.п. с 10 до 8%.

    На взгляд Центрального Банка РФ российская банковская система выдерживает введение Базеля III. Понятно, что внедрение стандартов Базеля III в нынешних условиях оказывает воздействие на банки, так как повышаются требования к капиталу и оценке рисков. Поэтому ЦБ РФ провел тщательную оценку влияния внедрения Базеля на банковскую систему в целом, на отдельные банки и группы банков.

    Более того, был принят ряд серьезных смягчений собственного регулирования, потому что по некоторым параметрам российское регулирование было жестче, чем Базель. Смягчение требований регулятора действительно позволит банкам высвободить некоторый объем средств, который сейчас зарезервирован под банковские риски. В итоге у банковского сектора появится возможность увеличить активность на кредитном рынке.

    Анализ различных источников свидетельствует, что сегодня нет единой позиции в отношении воздействия Базельских соглашений на деятельность российских банков и экономики в целом.

    По оценке ряда специалистов, введение нормативов достаточности капитала по стандартам Базель-III будет ставить еще больший акцент на формировании базового и акционерного капитала и уменьшении рисковых активов. В ближайшее время это отразится, скорее всего, ограничительным, негативным образом на росте кредитования, а как следствие, и на прибыли банков. С другой стороны, высказывается мнение о том, что, например, для российских банков не будет являться ужесточением, так называемая количественная, расчетная сторона Базель-III. В отечественном законодательном поле уже содержится часть норм, которые с точки зрения базельских стандартов являются новыми.

    Вместе с тем проблема кроется в том, насколько правильно будут введены принципы в российскую банковскую систему. В связи с этим стоит обратить внимание на комплексный подход при введении базельских стандартов, который позволит добиться повышения качественной составляющей финансовой системы, в том числе и банковских процессов, от которых зависит прозрачность как самих банков для целей повышения эффективности операций, надзора, так и для целей опосредованных участников процесса (клиентов, инвесторов, аудиторов, финансовых институтов и т.п.).

    Таким образом, с учетом всех как ужесточающих, так и компенсирующих мер, считается, что при условии применения комплексного и последовательного подхода эффект от введения Базеля на российскую банковскую систему будет как минимум нейтральным, а дальнейшее следование общепринятым мировым нормам и стандартам несомненно будет способствовать укреплению и консолидации банковского сектора.


    Выводы и предложения


    Интенсивное развитие международных операций вызвало осложнения банковской деятельности и создало необходимость увеличения банками собственного капитала с целью укрепления своей надежности и экономического роста в стране в целом. Мировой финансовый кризис выявил актуальную проблему достаточности капитала не только для отечественного кредитного рынка, но и для всего мира, а также обнаружил слабые места предыдущих стандартов «Базель-II» по регулированию стабильности банков и кредитного рынка.

    Таким образом, стало понятно, что банковским регуляторам следует обратить большее внимание на структуру и качество капитала, усовершенствовать стандарты по управлению ликвидностью, провести диверсификацию кредитных портфелей, а также реформировать другие сферы деятельности кредитного рынка. На этом фоне Базельским комитетом были разработаны дополнительные стандарты капитала (Базель-III), которые учли недостатки предварительного соглашения, а также смогут обеспечить укрепление устойчивости мировой финансовой системы и предостеречь от возникновения глобальных финансовых кризисов. Поэтому внедрение новых стандартов в национальную практику может быть одним из путей восстановление кредитного рынка России.

    Разработка и внедрение завышенных требований к ликвидности и достаточности капитала банков по соглашению «Базель-III» было следствием поиска более действенных путей избегания повторения прошлого финансового кризиса. Результатами внедрения рекомендаций Базельского комитета будет рост финансовой устойчивости банков и всей мировой финансовой системы, а также улучшение уровня капитализации банков.

    Внедрение новых стандартов принесет мощный положительный эффект. С целью обеспечения и поддержки стабильности финансового сектора в целом принято решение о введении дополнительных требований к капиталу, ликвидности, о принятии других надзорных мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия внешних факторов, которые порождаются системно важными учреждениями, а также по усилению финансового регулирования. Представители Базельского комитета уверены, что предложенные требования являются рациональными и не помешают восстановлению мировой экономики после кризиса.

    Перспективой проведения дальнейших исследований будет определение влияния полного внедрения требований «Базель-III» на финансовую систему и сравнение качественного эффекта от соблюдения новых требований в развитых странах мира.


    Список использованной литературы

    I. Нормативно-правовые материалы

    1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018)// #"justify">II. Специальная литература:

      1. Вишневский А.А. Современное банковское право: банковско-клиентские отношения: Сравнительно-правовые очерки. М.: Статут, 2013. 349 с.
      2. Внедрение стандартов Базеля II/ Базеля III в России. Справочный документ. Разработано международной консалтинговой формой Emst&Young.
      3. Воловник А. Д., Зиядуллаев Н. С., Кибардина Ю. С. Базель-III: испытание надёжности банковской системы России в условиях глобальной конкуренции//Экономика мегаполисов и регионов. 2011. № 3 (39). С. 4049
      4. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. 848 с.
      5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). Режим доступа: [Электронный документ] Консультант Плюс. Дата обращения: 05 апреля 2017 года.
      6. Рождественская Т.Э. Правовой механизм реализации базельских принципов банковского надзора в Российской Федерации: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. 204 с.
      7. Смольянинова Е. Н., Духанина Н. А., Дашидондокова А. Ц. Базель III в России: новые подходы к определению капитала//Фундаментальные исследования. 2014. № 123. С. 601605.
      8. Усоскин В. М. Базель III: влияние на экономический рост (обзор эмпирических исследований)/В. М. Усоскин, В. Ю. Белоусова, М. В. Клинцова//Деньги и кредит. -2013. -№ 9. -С. 3238.
      9. Юшкова С.Д. Базельские стандарты как основа повышения качества банковской деятельности // Аудиторские ведомости. 2013. № 5. С. 22-42.

      III. Интернет- ресурсы:

      1. Базель 3 в России: первые итоги. On-line конференция от 28.03.2014. www.bankir.ru
      2. Внедрение стандартов Базель III в России похоже на бесконечную гонку по устранению банковских рисков. Режим доступа: http://bankogolik.com
      3. Еремина Н, 20.09.2013. «Базель-3» как «санитар леса» // http://www.gazeta.ru
      4. Марченко А. В., Дадыко С. И. Базельские соглашения: общая логика, влияние на управление рисками [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 12-14. URL https://moluch.ru (дата обращения: 15.04.2018).
      5. Поздышев В. Капитал банка при переходе на ПВР не изменится // Банковское обозрение. Сфера финансовых интересов. Режим доступа: https://bosfera.ru
      6. Шария Г. Р. Дискуссионные проблемы введения стандартов Базель III в условиях российской экономики // Молодой ученый. 2017. №12. С. 381-384. URL https://moluch.ru (дата обращения: 15.04.2018).



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Базельские рекомендации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.