Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Банки и их деятельность

  • Вид работы:
    Другое по теме: Банки и их деятельность
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    15.07.2016 16:59:02
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    Глава 1. Теоретические основы банковской деятельности в России5

    1.1. Понятие «банк» и «банковская деятельность» в экономической теории5

    1.2. Структурные особенности современной банковской системы8

    1.3. Функции и роль банков в экономической деятельности страны13

    Глава 2. Исследование особенностей банковской деятельности на примере ПАО «Сбербанк»17

    2.1. Анализ деятельности ПАО «Сбербанк России» и перспективы его развития17

    2.2. Проблемы и задачи развития и функционирования банковской системы предприятия22

    2.3. Основные пути реформирования банковской системы России на примере ПАО «Сбербанк»25

    Заключение29

    Список литературы31

    Приложения34







    Введение

    Успешное развитие национальной экономики во многом зависит от эффективности функционирования банковского сектора. В условиях конкуренции, мировой финансовой интеграции и универсализации банковской деятельности ключевым фактором эффективности деятельности банка становится способность реагировать на деятельность конкурентов и оперативно отвечать на изменение рыночной конъюнктуры. Кризисные явления подчеркнули необходимость повышения роли экономического анализа в управлении банком.

    Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что традиционно используемые подходы к оценке эффективности деятельности банка через показатели рентабельности банковских операций и показатели финансовой устойчивости на сегодняшний день оказались недостаточными для определения потенциальных возможностей коммерческого банка успешно функционировать на рынке. Вместе с тем, задача определения эффективности деятельности, даже при успешном ее решении, позволит получить лишь индикативную картину состояния банковского сектора, не позволяя определить потенциал дальнейшего существования и успешного функционирования банков в условиях растущей конкуренции и происходящей концентрации капитала.

    Объектом исследования выступает Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ПАО «Сбербанк России»).

    Предметом исследования выступает банковская деятельность предприятия.

    Таким образом, цель работы исследовать банковскую деятельность в Российской Федерации (на примере ПАО «Сбербанк России»).

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. исследовать теоретические основы банковской деятельности в России;
    2. провести анализ деятельности ПАО «Сбербанк России»;
    3. выделить проблемы и задачи развития и функционирования банковской системы предприятия;
    4. предложить основные пути реформирования банковской системы России на примере ПАО «Сбербанк».

    Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Банка России, международные и национальные стандарты учета и отчетности, материалы научных конференций и семинаров, изучена общая и специальная литература отечественных и зарубежных авторов в области экономического анализа, финансового менеджмента, финансов и банковского дела.

    Методологической основой проведенного исследования является диалектический метод как общий подход к научному познанию проблем анализа и его информационного обеспечения. В процессе исследования применялся научный аппарат теории экономического анализа деятельности банковских операций, его традиционные методы анализа и оценки системы показателей (группировки, метод сравнения и т.д.).

    Структура работы определяется поставленной целью и задачами, работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.











    Глава 1. Теоретические основы банковской деятельности в России

    1.1. Понятие «банк» и «банковская деятельность» в экономической теории

    Понятие банкапроисходит из итальянского языка, и в переводе означает лавка, стол. Банкьери так называли менял и ростовщиков в средневековой Италии.

    Банк этофинансовый институт, который производит разнообразные виды операций сденьгамииценными бумагами. Банки это финансово-кредитные учреждения, которые оказывают финансовые услуги правительству,физическим и юридическим лицам.

    Можно выделить следующие свойства банков:

    1. извлечение прибыли;
    2. осуществление банковских операций;
    3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
    4. деятельность на основании лицензии государства;
    5. отсутствие прав на совершение торговой, производственной или страховой деятельности.

    Современная банковская деятельность возникла на основе меняльного дела и обслуживания денежных операций купцов, т.е. посредничества в их взаимных платежах. В средние века широкое распространение получила деятельность менял, которые занимались обменом местных и иностранных монет для купцов. Сам термин «банк» происходит от слова «banco», что в переводе с итальянского означает скамья менялы, денежный стол, на котором менялы раскладывали монеты. Они осуществляли обмен одних монет на другие, занимались хранением денег и ценностей (драгоценных металлов). Со временем в руках менял сосредоточивались крупные суммы денег, которые стали использоваться для выдачи ссуд и получения процентов. Они нередко становились ростовщиками. Менялы давали в ссуду не только собственные деньги, но и деньги, доверенные им на хранение или врученные для уплаты другим лицам, что означало превращение их в банкиров. Деятельность менял способствовала появлению безналичного (вексельного) платежа. От слова «bancoroto» происходит также выражение «банкрот»: когда меняла злоупотреблял чьим-то доверием, клиенты разбивали стол, за которым он сидел.

    В экономической литературе предпринимались многочисленные попытки определить сущность банка, выделить его отличия от других кредитно-финансовых организаций. Особо можно выделить две точки зрения. В соответствии с одной из них сущность банка можно понять не из перечисления операций, которые он выполняет, а исходя из его макроэкономической роли. Банк определяется как «денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах». Согласно другой точке зрения, различия между банками и небанками могут базироваться на двух признаках:

    1) банки выпускают в обращение и изымают из него деньги, определяя деятельность других кредитных учреждений, круг и природу отношений, осуществляемых последними;

    2)банки играют на финансовых рынках основную роль, реализуя почти полный перечень рыночных операций.

    Для понимания сущности и роли в рыночной экономике современных банков необходимо проследить их эволюцию. Впервые банки, близкие к современным, появляются в феодальной Европе (прежде всего в Северной Италии), но история банковского дела насчитывает тысячелетия. В древности существовали некоторые учреждения, выполнявшие функции, подобные функциям банков: комиссионные операции по покупке и продаже, осуществление платежей за счет клиентов, выдачу кредитов.

    Первые банки - деловые дома - возникли на Древнем Востоке (XVIII-VI вв. до н.э.) - Учреждения, подобные банкам, функционировали в Вавилоне, Древней Греции, Египте, Риме. Так, в VIII в. до и. э. существовал Вавилонский банк, который принимал денежные вклады, предоставлял кредиты и даже выпускал банковские билеты - «гуду».

    В античную эпоху банковское дело получило дальнейшее развитие. Местом хранения денег становились культовые сооружения, храмы. Государство было крайне заинтересовано в надежном и умелом использовании денежных средств. Храмы и их денежное хозяйство выступали как источник и организатор ведения денежных операций (сохранение денег, учет и обмен их, поддержание денежного обращения - выполнение кассовых и расчетных операций), они способствовали зарождению кредитования, совершенствовали платежный оборот.

    Занимаясь денежными операциями, храмы стали монополистами в этом деле. Но постепенно государства стали самостоятельно осуществлять чеканку металлической монеты, храмы утратили свою монополию на проведение денежных операций, что способствовало появлению различных форм и методов ускорения торгово-платежных оборотов.

    В XVI-XVII вв. купеческие гильдии ряда городов (Венеции, Генуи, Милана, Амстердама, Гамбурга, Нюрнберга) создали специальные банки - жиробанки (от итал. «giro» - оборот, круг). Они проводили безналичные расчеты между своими клиентами, так как наличные деньги в монете непрерывно обесценивались. В отличие от обычных счетов суммы средств на жирорасчетах были не обратимы в наличные деньги. Эта форма расчетов оказалась более удобной и менее трудоемкой, чем платежи звонкой монетой (банкнот еще не было), она ускорила и удешевила расчеты.

    В процессе развития банковского дела из жирооборота развились другие формы безналичных расчетов, распространившиеся на все континенты, что в значительной степени способствовало экономическому прогрессу, росту мировой торговли и международного разделения труда. Жирорасчетами в настоящее время в широком смысле называют все безналичные расчеты, производимые посредством расчетных чеков и других приказов банков.

    1.2. Структурные особенности современной банковской системы

    В настоящее время банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального банка Российской Федерации, в качестве составляющей первого уровня и коммерческих банков, а так же других финансово-кредитных учреждений, осуществляющих отдельные банковские операции, которые образуют второй уровень системы. Таким образом, банковская система включает Банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.

    Новая структура банковской системы России стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства, она строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой, все больше приспосабливается к процессу проводимых экономических реформ. В то же время процесс становления новой кредитной системы пока развивается сложно и противоречиво.

    Важная структурная особенность современной российской банковской системы ее сегментация, которая находит выражение в формировании групп кредитных организаций, слабо связанных между собой и специализирующихся на функционировании в разных секторах рынка.

    Данная сегментация имеет три основных аспекта:

    1) выделение групп банков, замыкающихся на одни и те же секторы экономики, как по привлечению, так и по размещению ресурсов;

    2) доступ отдельных сегментов банковской системы к пассивам разного качества и характера: долгосрочных (депозиты населения, иностранные займы) или, напротив, краткосрочных (счета реального сектора);

    3) ограниченность каналов, обеспечивающих перераспределение финансовых ресурсов между отдельными сегментами банковской системы (рынка межбанковских кредитов и депозитов).

    В банковской системе выделяют четыре основные группы банков, различающиеся по размеру активов, источникам ресурсов, типам клиентуры, кредитуемым отраслям.

    Крупнейшие банки и банковские группы с российским капиталом представлены 13ю банками с активами свыше 25 млрд. руб. и 16ю банками, входящими в банковские группы при крупнейших нефтегазовых компаниях. Они концентрируют 31% активов банковской системы. Основная часть банков этой группы (21 из 29) работает с крупными компаниями из наиболее рентабельных экспортно-ориентированных отраслей «первого эшелона» нефтегазовой промышленности и цветной металлургии, что облегчает крупнейшим банкам доступ к обслуживанию счетов и кредитованию предприятий этих отраслей. Как следствие на ссуды «первому эшелону» экспортно-ориентированных отраслей приходится 79% кредитного портфеля этих банков. Наиболее значимым источником ресурсов для крупных банков служат остатки на счетах корпоративных клиентов (33% привлеченных средств), т.е. преимущественно средства до востребования. Это обуславливает в основном краткосрочный характер кредитных вложений кредиты на срок менее года составляют 66% кредитного портфеля. Предлагаемые кредиты не вполне соответствуют спросу ключевых заемщиков банков. Предприятия наиболее рентабельных сырьевых отраслей, как правило, обладают достаточным объемом собственных оборотных средств, что сужает их потребность в привлечении краткосрочных заемных ресурсов. В то же время они испытывают существенную потребность в долгосрочных заимствованиях для осуществления масштабных инвестиций в основной капитал.

    Средние и мелкие банки с российским капиталом. Входящие в данную группу 1,2 тыс. банков концентрируют 32% совокупных активов банковской системы. Небольшой размер активов банков группы (в среднем 30 млн.долл.) не позволяет этому сегменту банковской системы претендовать на существенную долю на рынке кредитования крупных экспортно-ориентированных компаний «первого эшелона». Последние, как правило, заинтересованы в привлечении крупных кредитов объемом 10 млн.долл. и более. Поэтому средние и мелкие банки работают преимущественно с экспортерами «второго эшелона», а также с предприятиями внутренне ориентированных отраслей. Доля кредитов этим отраслям в совокупном кредитном портфеле данной группы банков (включая непромышленные предприятия) составляет 80%. Эта группа банков в основном вовлечена в обслуживание теневых операций, связанных с сокрытием доходов, обезличиванием капиталов и т.д., что косвенно подтверждается тем, что на них приходится около 60% всех кредитов банковского сектора, предоставленных мелким фирмам с неопределенной отраслевой специализацией. Среди источников привлеченных средств мелких и средних банков несколько выше удельный вес вкладов населения 19% по сравнению с 16% у крупнейших банков. Тем не менее, и для них основным источником ресурсов являются средства корпоративных клиентов (40% привлеченных средств), обуславливающих преимущественно краткосрочный характер ресурсной базы и соответственно ограничивающих возможность долгосрочных вложений.

    Банки, контролируемые нерезидентами, представлены 29ю банками с долей нерезидентов в уставном капитале свыше 90%. На них приходится 8,5% совокупных активов банковской системы. Банки с иностранным капиталом размещают средства в ссуды высоконадежным заемщикам, среди которых преобладают предприятия внутренне ориентированных отраслей. Среди кредитуемых предприятий внутренне ориентированных отраслей преобладают компании с иностранным участием. Нацеленность кредитной политики на достаточно узкий сегмент заемщиков, жесткость требований к обеспечению ссуд, платежеспособности и «прозрачности» заемщиков сдерживают расширение кредитования со стороны иностранных банков. Следствием является достаточно низкая по сравнению с другими группами банков доля кредитов и займов в их активах (35% по сравнению с 45% в среднем по банкам). Наиболее значимый источник ресурсов для таких банков иностранные пассивы (кредиты, депозиты и счета иностранных банков, остатки на счетах фирм-нерезидентов и др.), на которые приходится 37% привлеченных средств. Благодаря доступу к «длинным» иностранным ресурсам (кредиты материнских компаний) банки имеют существенный потенциал для наращивания долгосрочного кредитования предприятий. Это является одним из важнейших конкурентных преимуществ иностранных банков на отечественном кредитном рынке.

    Сбербанк РФ концентрирует 29% активов банковской системы. Банк фактически является монополистом на рынке вкладов населения, аккумулируя 70% их совокупного объема. Соответственно на этот вид ресурсов приходится основная часть его привлеченных средств (76%). Такая структура пассивов позволяет ему, в отличие от других российских банков, предлагать кредиты высокой срочности: кредиты сроком более чем на год составляют 40% его кредитного портфеля по сравнению с 33% в среднем по банкам.

    Сбербанк единственный российский банк, масштаб которого (активы 34 млрд.долл., капитал 4 млрд.долл.) позволяет ему одновременно предоставлять несколько десятков крупных (свыше 10 млн.долл.) кредитов. Еще одним фундаментальным конкурентным преимуществом банка является развитая филиальная сеть, представляющая уникальную возможность аккумулировать и размещать ресурсы, обслуживать межрегиональные расчеты и потоки капитала в масштабе всей страны. Банк активно кредитует заемщиков как внутренне ориентированного, так и экспортно-ориентированного сектора.

    Сегментированная структура российской банковской системы порождает в ней ряд «узлов напряжения».

    Во-первых, основная нагрузка на кредитование внутренне ориентированного товарного производства приходится на средние и мелкие банки с невысоким объемом собственного капитала, часто с фиктивной капитализацией. На эти же банки приходится основная нагрузка по обеспечению платежей и расчетов в регионах: в них сосредоточено 85% всех остатков на счетах и депозитах в региональных банках. Отсюда, повышение органами денежно-кредитного регулирования требований к капитализации и прозрачности банков может сопровождаться негативными последствиями для кредитования внутренне ориентированного сектора экономики и регионального платежного оборота.

    Во-вторых, краткосрочные кредитные ресурсы, которыми располагают крупнейшие банки, не соответствуют преимущественно долгосрочному спросу на кредит их основных клиентов крупных сырьевых экспортно-ориентированных компаний. Как следствие в этой группе банков формируется масштабный избыток краткосрочных ресурсов. Индикатором его служит завышенная доля неработающих ликвидных активов (рублевых и валютных): 31% по сравнению с 25% в среднем по банкам. В то же время заемщики внутренне ориентированного сектора, предъявляющие устойчивый спрос на краткосрочные кредиты, сталкиваются с неспособностью обслуживающих их средних и мелких банков предоставить кредит необходимого масштаба. Вследствие зависимости кредитной политики значительной части крупных банков от спроса на ресурсы экспортно-ориентированных компаний затруднено перераспределение концентрируемых банками избыточных ресурсов к внутренне ориентированным предприятиям, а также опосредованно к средним и мелким банкам.

    В-третьих, группа крупнейших банков из-за чрезмерной ориентации на кредитование экспортеров оказывается уязвимой к кредитным рискам, связанным с возможным негативным изменением внешнеторговой конъюнктуры. Существует опасность, что в этом случае крупнейшие банки столкнутся одновременно с сокращением ресурсной базы и с задержками погашения ранее выданных ими кредитов. Причем узость межбанковского рынка будет ограничивать привлечение ресурсов для покрытия возможных кассовых разрывов.

    Таким образом, банковская система продолжает развиваться и по сей день. Появляются все новые и новые проблемы, требующие решения. В данное время идет поиск становление оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Также проводятся работы по улучшению обслуживания частных лиц и привлечению их денежных средств. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры одна из важнейших (и в то же время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России.

    1.3. Функции и роль банков в экономической деятельности страны

    Несмотря на то, что банки существуют давно, вопрос о сущности банка является дискуссионным. Выделяют следующие основные аспекты деятельности банков:

    1. хранилище денег;
    2. учреждение, организация;
    3. орган экономического управления;
    4. агент биржи;
    5. кредитное предприятие.

    В новой экономической энциклопедии дается следующее определение: «Банк - это:

    1. система, служащая для накопления (денег, информации и т.д.);
    2. кредитно-финансовая организация, аккумулирующая денежные средства и накопления, предоставляющая кредиты, осуществляющая денежные расчеты, выпуск и учет векселей и других ценных бумаг, эмиссию денег, операции с золотом, иностранной валютой и другие функции».

    В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» понятие банка следующее: «Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».

    Современная экономическая теория рассматривает банки как особый вид финансовых посредников. Банки как особые финансовые посредники характеризуются следующими существенными признаками:

    1. во-первых, как и всякие финансовые посредники они осуществляют обмен долговыми обязательствами, т.е. банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими эмитентами;
    2. во-вторых, банки формируют собственные обязательства на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам вкладов. Выступая в качестве финансового посредника, банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами;
    3. в-третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень «финансового рычага», т.е. доли заемных средств в структуре пассива. Банки формируют кредитные ресурсы главным образом за счет заемных средств, что делает их зависимым от внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью со стороны центрального банка и других органов;
    4. в-четвертых, банки имеют право открывать и обслуживать расчетные, текущие, валютные и другие счета, эмитировать безналичные платежные средства и на этой основе обеспечивать функционирование платежной системы.

    Банки какфинансовые посредники,принимая денежные вклады от разных субъектов экономических отношений, ссужают их другим субъектам на различные сроки. Первые могут вернуть деньги по требованию или без уведомления, последним деньги нужны обычно на длительный период. Есть субъекты, имеющие деньги, которые они готовы дать взаймы, но желающие также получить их назад тогда, когда им это нужно. В то же время есть субъекты, стремящиеся взять взаймы, но с условием выплатить деньги только через определенный период. Ясно, что эти две группы не могут напрямую вести дела друг с другом. Функция банка состоит из преобразования краткосрочных вкладов в долгосрочные ссуды. Банк действует как посредник, принимая вклады, выплачивая проценты по ним и выдавая ссуды, назначая заемщикам более высокие проценты. Таким образом, банк освобождает вкладчика от необходимости исследовать надежность заемщика.

    Таким образом, можно выделить следующие функции банка:

    1. аккумуляции денежных средств;
    2. трансформации ресурсов;
    3. регулирования денежного оборота.

    Целью банков при обслуживании заемщиков и вкладчиков является получение прибыли, и в этом качестве они схожи с любой коммерческой организацией. Чем больше денег банки могут ссудить, тем больше прибыли они получат. Однако банк не может ссужать все средства, получаемые по вкладам, так как он обязан удерживать достаточно средств в ликвидной форме, чтобы иметь возможность выполнять требования вкладчиков по выплатам. Именно здесь кроется дилемма банкира: чем более ликвидна форма, в которой хранятся средства, тем меньше норма дохода. Хранение наличных денег, например, т.е. самая ликвидная форма активов, не приносит банку прибыли.

    Следовательно, банк должен соблюдать определенные пропорции в балансе между максимизацией кредитования и минимизацией ликвидности до самого низкого уровня, при котором можно безопасно работать. Конфликт требований прибыльности и ликвидности может рассматриваться как прямой результат столкновения интересов двух групп, дающих банку его финансовые ресурсы: акционеров и вкладчиков. Акционеры совместно владеют банковским имуществом и заинтересованы в получении дохода на вложенный капитал. Вкладчики обеспечивают основную массу фондов, используемых банком, и требуют безопасности и возможности снятия своих денег с вкладных счетов без уведомления. Хороший банк должен уметь примирять интересы этих групп, в противном случае он потеряет либо вкладчиков, либо акционеров.








    Глава 2. Исследование особенностей банковской деятельности на примере ПАО «Сбербанк»

    2.1. Анализ деятельности ПАО «Сбербанк России» и перспективы его развития

    Анализ деятельности учреждений банка с точки зрения доходности, надежности, ликвидности, степени риска, в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы коммерческих банков, является крайне необходимым. При разработке предложений по максимальному увеличению доходов и снижению расходов необходимо опираться на четко разработанную аналитическую базу. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждений банка позволяет сформировать соответствующие направления в депозитной и инвестиционно-кредитной политике, выявить узкие места, разработать рекомендации по их устранению. Результаты анализа дают возможность разрабатывать дальнейший план действий по развитию учреждений банка, как на ближайший период, так и на длительную перспективу, вырабатывать рекомендации по улучшению и совершенствованию работы подчиненных учреждений.

    Сбербанк России - российский коммерческий банк, один из крупнейших банков России и Европы. Полное наименование - Публично акционерное общество «Сбербанк России».

    Сбербанк является историческим преемником основанных указом императора Николая I Сберегательных касс, которые поначалу были лишь двумя маленькими учреждениями с 20 сотрудниками в Санкт-Петербурге и Москве. Затем они разрослись в сеть сберегательных касс, работавших по всей стране и даже в трудные времена помогавших сохранить устойчивость российской экономики. Позже, в советскую эпоху, они были преобразованы в систему Государственных трудовых сберегательных касс. А в новейшее время превратились в современный универсальный банк, крупную международную группу, чей бренд известен более чем в двадцати странах мира.

    Учредитель и основной акционер Банка Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 1 июля 2016 г., ему принадлежит 60,3% голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его высокой инвестиционной привлекательности.

    «Сбербанк России» имеет свои особенности. На рисунке 1 представлена принципиальная схема управления.

















    Рисунок 1 Принцип формирования структуры управления финансами ПАО «Сбербанк России»


    Рассмотрим структуру доходов, используется отчетность ПАО «Сбербанк России» (Приложения 1 и 2), выделяем процентные доходы, доходы от операций с ценными бумагами, доходы от операций с иностранной валютой, доходы от участия в капитале других юридических лиц, комиссионные доходы, а также прочие операционные доходы (таблица 1 и таблица 2).

    Таблица 1

    Анализ динамики доходов ПАО «Сбербанк России» за период 2013-2015 гг

    ТемпТемп2013 г., тыс.2014 г., тыс.прироста в2015 г., тыс.прироста вПоказатели2014 г. по2015 г. поруб.руб.руб.сравнению ссравнению с2013 г., %2014 г., %Чистыепроцентные69198739977294696411,70680153578-12,01доходы послесоздания резервовЧистые доходы отопераций с1143687411005371-3,77-77024027-799,88ценнымибумагамиЧистые доходы отопераций с5648887895385558,511712295831812,36иностраннойвалютойДоходы от39599893930718-0,74533208935,65участия вкапитале другихюридических лицКомиссионные15987497418890720118,1624111433427,64доходыПрочиеоперационные131732171807172137,1942227454133,67доходыВсего доходов886081340100381583013,2910630330115,90

    Анализ данных, представленных в таблице 1, позволил сделать вывод, что ПАО «Сбербанк России» осуществляет стабильную деятельность. Общая величина доходов банка растет год от года.

    В частности, за 2014 г. прирост составил 13,29%, за 2015 г. 5,90%. Этот прирост обеспечен ростом чистых процентных доходов (+11,70% в 2014г.), чистых доходов от операций с иностранной валютой (+58,51% в 2014 г., +1812,36% в 2015 г.), доходов от участия в капитале других юридических лиц (+35,65% в 2015 г.), комиссионных доходов (+18,16% в 2014 г., +27,64% в 2015 г.), прочих операционных доходов (+37,19% в 2014 г., +133,67% в 2015 г.).

    Сокращение доходов имело место по следующим видам доходов: чистые процентные доходы (-12,01% в 2015 г.) и чистые доходы от операций с ценными бумагами (-3,77% в 2014 г., -799,88% в 2015 г.). Таким образом, доходы практически по всем видам деятельности в целом демонстрируют тенденцию к росту, исключение составляют доходы от операций с ценными бумагами. Исключение составляют доходы от операций с ценными бумагами. Данный вид операций оказался в 2015 г. для банка убыточным.

    В таблице 2 осуществлен анализ структуры доходов банка за период 2013-2015 гг.

    Таблица 2

    Анализ структуры доходов ПАО «Сбербанк России» за период 2013-2015 гг.

    Показатели2013 г.2014 г.2015 г.тыс. руб.%тыс. руб.%тыс. руб.%Чистые процентныедоходы после создания69198739978,1077294696477,0068015357863,98резервовЧистые доходы отопераций с ценными114368741,29110053711,10-77024027-7,25бумагамиЧистые доходы отопераций с56488870,6489538550,8917122958316,11иностранной валютойДоходы от участия вкапитале других39599890,4539307180,3953320890,50юридических лицКомиссионные доходы15987497418,0418890720118,8224111433422,68Прочие операционные131732171,49180717211,80422274543,97доходыВсего доходов886081340100,001003815830100,001063033011100,00

    Анализ таблицы 2 показал, что структура доходов банка на протяжении 2013-2015 гг. практически не изменилась. Превалирующими в структуре являются две группы доходов: чистые процентные доходы и комиссионные доходы. Удельный вес чистых процентных доходов после создания резерва составлял в 2013 г. 78,10%, в 2014 г. 77,00%, в 2015 г. 63,98%. Удельный вес комиссионных доходов увеличился с 18,04% в 2013 г. до 22,68% в 2015 г. Таким образом, следует отметить факт перераспределения доходов в пользу комиссионных доходов. Остальные виды доходов (от операций с ценными бумагами, от операций с иностранной валютой, от участия в капитале других юридических лиц) имеют незначительный удельный вес в структуре доходов. Таким образом, ПАО «Сбербанк России» специализируется на выдаче кредитов (источник дохода проценты, полученные по выдаваемым кредитам), а также на осуществлении комиссионных операций (источник дохода комиссионное вознаграждение).

    На основе данных, представленных в таблице 3, осуществлен анализ финансовых результатов банка.

    Таблица 3


    Динамика показателей отчета о прибылях и убытках ПАО «Сбербанк

    России» за период 2013-2015 гг.

    Темп приростаТемп приростаПоказатели2013 г.2014 г.в 2014 г. по2015 г.в 2015 г. посравнению ссравнению с2015 г.2014 г.Чистые доходы,87206066496917289211,1410278725296,06тыс. руб.Операционные39735166546638341017,3759866621728,36расходы, тыс. руб.Прибыль доуплаты налогов,4747089995027894825,92429206312-14,63тыс. руб.Прибыль послеуплаты налогов,3461745193776493509,09311212961-17,59тыс. руб.Нераспределеннаяприбыль3461745193776493509,09311212961-17,59отчетногопериода, тыс. руб.

    Анализ показателей, приведенных в таблице 3, позволил сделать следующие выводы:

    В 2014 г. чистый доход банка составил 969,2 млрд. руб., увеличившись за год на 11,14%. В 2015 г. прирост составил 6,06%. В то же время негативно следует охарактеризовать более быстрый рост операционных расходов по сравнению с чистыми доходами банка: в 2014 г. рост операционных расходов составил 17,37%, тогда как рост чистых доходов всего лишь 11,14%; в 2015 г. рост операционных расходов составил 28,36%, тогда как рост чистых доходов всего лишь 6,06%. Таким образом, ситуация ухудшилась, эффективность работы банка снижается, поскольку на каждый рубль операционных расходов приходится все меньше чистых доходов банка.

    Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что, несмотря на положительную динамику финансовых результатов, эффективность работы банка в целом сократилась. Основной причиной такой ситуации послужил более быстрый рост активов, капитала и обязательств по сравнению с ростом процентных доходов и, соответственно, прибыли. Для улучшения ситуации необходимо осуществить поиск наиболее перспективных направлений деятельности и ориентировать работу банка именно в этих сегментах.

    2.2. Проблемы и задачи развития и функционирования банковской системы предприятия

    За последние годы Сбербанк стал крупнейшим и наиболее значимым финансовым институтом Центральной и Восточной Европы, а также одним из заметных участников мирового финансового рынка. Этот рост происходил на фоне исключительно динамичного развития российского банковского рынка.

    В то же время работа Банка на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития.

    К ним относятся:

    1) низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ Банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания. Проявлениями этого являются низкий уровень перекрёстных продаж, низкий уровень доходов от многих продуктов, недостаточный охват потенциальной клиентской базы;

    2) низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстаёт по уровню обслуживания от основных конкурентов;

    3) исключительно низкий уровень производительности труда. Поэтому показателю Банк сильно проигрывает не только банкам развитых стран (ряд которых уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся рынков. Основные причины этого: излишняя громоздкость и сложность бизнес- процессов, низкий уровень специализации и разделения труда; отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе Банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий; низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда; децентрализация операций и функций поддержки. В результате многие из систем и процессов Банка плохо масштабируемы, а рост объёмов бизнеса не приводит к росту эффективности;

    4) недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками. Большинство из них сегодня являются распределёнными, недостаточно формализованными и плохо масштабируемыми. Также в ряде случаев баланс между контролем рисков и доходностью слишком сильно смещён в сторону недопущения рисков. В результате Банк несет высокие расходы на осуществление контроля, которые не дают ожидаемой отдачи, и недополучает доходы;

    5) слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.

    На фоне среднесрочного потенциала развития рынка, складывающихся в последнее время кризисных явлений на финансовых рынках и текущей ситуации внутри Банка перед Банком встает ряд принципиальных вызовов и угроз.

    К ним относятся:

    1) макроэкономическая ситуация, в первую очередь разворачивающийся финансовый кризис, недостаток ликвидности в экономике и риск увеличения кредитных рисков по мере замедления темпов экономического роста. На этом фоне работа по совершенствованию системы управления рисками, а также механизмов и процедур взыскания проблемной задолженности приобретает особую значимость и приоритет;

    2) усиление конкуренции на российском финансовом рынке. Это связано как с приходом на рынок иностранных банков, которые в итоге принесут с собой новые и более совершенные методы работы, так и с процессами консолидации рынка, которые неизбежно ускорятся в результате финансового кризиса. В своём текущем состоянии Банк оказался неспособен эффективно противостоять более интенсивной конкуренции, о чем свидетельствует значительная потеря доли рынка в рознице в 2004-2007 годах и низкие показатели работы Банка в г. Москве. Банк обязан использовать создаваемую финансовым кризисом «конкурентную передышку», для того чтобы в среднесрочной перспективе кардинально преломить эти тенденции;

    долгосрочная тенденция на сокращение рентабельности операций на российском рынке, связанная со структурной нехваткой пассивов в банковском секторе и конкурентной динамикой на рынках отдельных банковских продуктов (например, кредитования крупных юридических лиц, автокредитования и кредитов в точках продаж в рознице). Эти факторы определяют важность неценовой дифференциации предложения и необходимость всестороннего совершенствования качества клиентской работы и продуктового предложения, а также взвешенной стратегии ценообразования;

    3) риск опережающего роста затрат по отношению к доходам Банка, вызванный низкой производительностью труда, низкой масштабируемостью систем Банка на фоне прогнозного увеличения объёмов бизнеса и вероятного опережающего роста стоимости рабочей силы, являющейся основной статьёй его непроцентных расходов.

    2.3. Основные пути реформирования банковской системы России на примере ПАО «Сбербанк»

    Для получения запланированного уровня прибыли банковскому учреждению необходимо управлять и контролировать свои расходы. Управление расходами и соотнесение их с получаемыми доходами является весьма важным для принятия управленческих решений по всем направлениям деятельности коммерческого банка. В современных экономических условиях банковские учреждения должны заботиться об эффективности своей работы и разрабатывать мероприятия, направленные на сокращение расходов. Для этого специалисты банковского учреждения должны быть способны осуществлять результативную маркетинговую политику, включающую позиционирование банковских продуктов и банковских услуг, оптимизацию объема реализуемых продуктов и предоставляемых услуг, а также минимизацию расходов на их предоставление. Таким образом, в рамках банковского учреждения должны изыскиваться и создаваться условия для снижения расходов, связанных с предложением банковских продуктов и оказанием банковских услуг в долгосрочной перспективе. Безусловно, долгосрочные планы должны найти отражение при формировании стратегии коммерческого банка.

    Необходимо отметить, что обычно руководство коммерческого банка в рамках генеральной стратегии использует параллельно несколько видов операционной стратегии в зависимости от предлагаемых банковских продуктов и оказываемых банковских услуг, а также с учетом параметров конъюнктуры отдельных рынков и их сегментов. Грамотно разработанная стратегия банковского учреждения позволяет ему пребывать в стадии роста бесконечно долго, постоянно порождая новые «кривые» жизненного цикла за счет замены не пользующихся спросом банковских продуктов наиболее актуальными для потребителя в конкретный момент времени. Ключевая задача специалистов банковского учреждения сосредоточиться на проблемах, присущих конкретной стадии жизненного цикла банковского продукта, и изыскивая решение этих проблем таким образом, чтобы банк в целом мог развиваться.

    Таким образом, управление затратами банковского учреждения в соотнесении с проблемами стратегического планирования банковского бизнеса позволит обеспечить повышение результативности управления финансовой деятельностью коммерческих банков. Являясь одним из элементов финансового менеджмента, управление расходами необходимо рассматривать не только в качестве объекта текущего управления прибылью, но и как элемент общей стратегии развития ПАО «Сбербанк России». Деятельность коммерческого банка является максимально эффективной и конкурентоспособной при ее соответствии потребностям клиентов и условиям рынка. Цель, которую преследует управление расходами, состоит в достижении намеченных результатов деятельности ПАО «Сбербанк России» наиболее экономичным способом. При этом задачи менеджеров ПАО «Сбербанк России» по управлению расходами всегда конкретизируются в зависимости от общих целей развития банка, сроков и объемов производимых им и предполагаемых операций, наконец, от внешних факторов. Процесс управления затратами напрямую зависит от внутренней деятельности ПАО «Сбербанк России». Эффективное управление расходами позволяет банку увеличивать прибыль и перераспределять ресурсы на расширение сферы деятельности, открытие дополнительных офисов.

    В модели управления затратами ПАО «Сбербанк России» на основе принципов управленческого учета реализуется стратегия формирования затрат банка и определения их оптимальной структуры исходя из целей и задач функционирования банка, а также осуществляется контроль реализации данной стратегии, формирование организационной структуры управления затратами и разработка принципов формирования затрат банка.

    Процесс управления затратами ПАО «Сбербанк России» целесообразно рассматривать через элементы управленческого цикла: учет и анализ, прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование оптимизации затрат.

    Одними из важнейших конкурентных преимуществ, например, западных банков являются разработанные ими методы стратегического управления затратами. Сочетание краткосрочных тактических и долгосрочных стратегических шагов по сокращению расходов дает банку возможность достичь высокого уровня эффективности. Данный подход выстраивает банковские усилия, упрощая процессы и системы, способствует стандартизации продукции и обеспечивает рыночную дифференциацию.

    Разработка и внедрение в ПАО «Сбербанк России» стратегических программ по управлению затратами позволит оптимизировать себестоимость банковских услуг, продвигать новые продукты на рынок быстрее, более эффективно взаимодействовать с клиентами и получить долгосрочное конкурентное преимущество. Преимущество по расходам не обязательно означает низкие цены, кредитная организация может продавать продукцию достаточно дорого, получая дополнительную прибыль, увеличивать затраты на рекламу или продвигать свои продукты при неизменных среднерыночных ценах. Сэкономленные денежные средства могут быть направлены, например, на улучшение качества обслуживания или внедрение новых ИТ-решений для ПАО «Сбербанк России».

    В постоянной борьбе за клиентов ПАО «Сбербанк России» необходимо работать над повышением рентабельности и конкурентоспособности банковских продуктов. Тарифы на банковские продукты и услуги зависят от уровня ценовых предложений конкурентов и реагируют на спрос. Для получения запланированного уровня прибыли ПАО «Сбербанк России» необходимо управлять и контролировать свои расходы. В условиях современной конъюнктуры рынка ПАО «Сбербанк России» целесообразно выстраивать эффективную стратегическую систему управления расходами. Необходимо оптимизировать каждый бизнес-процесс для достижения максимального общего результата. Банковские расходы заложены в основе ресурсной базы, перераспределяя их, ПАО «Сбербанк России», может вносить изменения в направлениях развития.

    Банковский продукт целесообразно рассматривать с точки зрения удовлетворенности клиента и прибыльности. Соотнесение расходов с результатами деятельности важно для принятия управленческих решений в банке и определении приоритетных направлений развития. Снижение расходов один возможных вариантов увеличения финансового результата ПАО «Сбербанк России». Выявление и использование резервов по снижению расходов позволит добиться повышения конкурентоспособности.

    Управление расходами должно соответствовать целям и задачам ПАО «Сбербанк России». Управление расходами должно строиться на оперативном отслеживании влияния расходов на формирование стоимости банковских продуктов, факторов влияющих на их формирование и пр.











    Заключение

    Одним из условий нормального функционирования современной рыночной экономики является наличие четко организованной банковской системы. Банковская система - один из важнейших элементов экономической системы государства. Она включает в себя все банки страны. Банком называют коммерческое учреждение, создаваемое в соответствии с действующим законодательством государства, занимающееся предпринимательской деятельностью в финансовой сфере и функционирующее на принципах коммерческого расчета. Основные функции банка заключаются в том, что он: а) аккумулирует временно свободные денежные ресурсы; б) выступает в качестве центра, через который осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного хозяйствующего субъекта к другому, из одной сферы экономики в другую; в) выступает посредником при проведении платежей предприятиями, организациями, населением между собой.

    Банки являются важнейшим элементом экономики любого современного государства. Динамичное развитие предпринимательской деятельности гарантируется только при условии взаимодействия ее субъектов с субъектами банковской системы. Важнейшая функция банковской системы - поддержка баланса между массой произведенной стоимости (товаров) и массой выпущенных в обращение денег. Банковская система является частью системы кредитных, финансовых организаций, которая, кроме банков и небанковских кредитных организаций, включает еще органы государственного управления кредитом и финансами.

    Банковская деятельность представляет собой все виды деятельности (операций), совершаемые банками и иными кредитными организациями в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Центрального банка РФ только после регистрации кредитной организации или получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Не являются банковской деятельностью те виды операций, для осуществления которых не требуется регистрация в качестве кредитной организации и получения лицензии ЦБ РФ. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если такое действие причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству или привело к извлечению дохода в крупном размере, является незаконной банковской деятельностью.

    В ходе работы был проведен анализ деятельности ПАО «Сбербанк России».

    Сбербанк России - российский коммерческий банк, один из крупнейших банков России и Европы. Полное наименование - Публично акционерное общество «Сбербанк России».

    Проведя исследование, можно сделать вывод о том, что несмотря на положительную динамику финансовых результатов, эффективность работы банка в целом сократилась. Основной причиной такой ситуации послужил более быстрый рост активов, капитала и обязательств по сравнению с ростом процентных доходов и, соответственно, прибыли. Для улучшения ситуации необходимо осуществить поиск наиболее перспективных направлений деятельности и ориентировать работу банка именно в этих сегментах, что и было предложено в работе.







    Список литературы

    1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // «Российская газета». - № 248. - 29.12.1995.
    2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // «Российская газета». - № 27. - 10.02.1996.
    3. Алиев Б.Х., Аликберова А.М. Оценка факторов регулирования прибыли коммерческого банка // Финансы и кредит. 2014. №20. С. 11-
    4. Банковское дело. Управление и технологии: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 671 с.
    5. Белоусов А.С., Вадимова С.А. К оценке финансового результата деятельности коммерческого банка // инновационное развитие экономики. 2013. №10. С. 93-98.
    6. Бреславцева И.В., Афанасьев М.М. Анализ составляющих чистой прибыли банка методами корреляционно-регрессионного анализа // Альманах современной науки и образования. 2013. №4. С. 40-44.
    7. Величко Н.Ю. Социально-экономические и правовые основы развития экономики: коллективная монография [под ред. И.В. Тропченко]. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 58-69.
    8. Величко Н.Ю., Аджба А.З. Влияние лояльности персонала на эффективность компании // Управление и экономика в ХХI веке. - 2015. № 1. С. 36-40.
    9. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие / под общ. ред. Ю.М. Скляровой; Ставропольский государственный аграрный университет. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, Ставрополь: АГРУС, 2011. 352 с.
    10. Деятельность коммерческих банков: учебное пособие / под ред. проф., д.э.н. А.В. Калтырина. Ростов н/Д: «Феникс», 2014. 384 с.
    11. Ковшова М.В., Куцеба С.М. Управление прибылью и доходами банка // Финансовая жизнь. 2015. №1. С. 55-58.
    12. Колоскова Н.В. Разработка моделей прибыли банка на основе коэффициентов рисков // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2014. №1. С. 119-122.
    13. Никитина Е.Б. Резервы прибыли банков // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2014. №4 (19). С. 125-130.
    14. Новосельская Н.А., Ксенофонтова О.Л. Методы факторного анализа прибыли коммерческого банка // Успехи современного естествознания. 2013. №4. С. 81-83.
    15. Омаров О.М., Исаева Ш.М. Анализ финансовых показателей как путь повышения эффективности управления банком // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2013. №3-4. С. 103-107.
    16. Османова Х.О. Финансовый менеджмент в системе управления коммерческими банками // Наука и современность. 2014. №24. С. 280-
    17. ПАО «Сбербанк» - официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">Парфенова Л.Б., Исаев, А.М. Использование агрегированного отчета о прибылях и убытках для анализа финансовых результатов коммерческого банка // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2013. №1. С. 161-167.
    18. Пепеляева Т.Ф., Иванкина С.В. Финансовое планирование коммерческого банка // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная математика и механика. 2016. №15. С. 15-22.
    19. Пепеляева Т.Ф. Прогнозирование прибыли коммерческого банка с помощью регрессионных моделей // Вестник пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная математика и механика. 2013. №10. С. 160-174.
    20. Радковская Н.П. Прибыль и государственное регулирование деятельности кредитных организаций // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. №3-4. С. 13-15.
    21. Руль Е.С. Прибыль банков с государственным капиталом // Вестник Самарского государственного университета. 2011. №87. С. 74-80.
    22. Современная модель эффективного бизнеса: монография / Н.Ю. Величко, Н.А. Гончарова, В.В. Заболоцкая и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. Книга 10. Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ»», 2012. С. 94-107.
    23. Современные теории менеджмента: научная коллективная монография / Е.В. Петрухина, Е.В. Симонова, Гужина Г.Н. [под общ. ред. Е.В. Симоновой]. Орел: ООО «Научное обозрение», 2014. С. 69-85.
    24. Суханова И.В. Методика формирования прибыли коммерческого банка с учетом налоговых регуляторов // Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 12. №2. С. 40-47.
    25. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. д-ра экономических наук, проф. О.И. Лаврушина. М.: Юристъ, 2015. 688 с.

















    Приложения















    Приложение 1


    Отчетность ПАО «Сбербанк» за 2014 г.

    Бухгалтерский баланс на 1 января 2015 года




























    Продолжение приложения 1

    Отчет о финансовых результатах за 2014 год






























    Приложение 2

    Отчетность ПАО «Сбербанк» за 2015 г.

    Бухгалтерский баланс на 1 января 2016 года


    Продолжение приложения 2

    Отчет о финансовых результатах за 2015 год



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Банки и их деятельность ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.