Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Бизнес-модель (франчайзинг)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Бизнес-модель (франчайзинг)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    01.01.2018 13:34:46
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:





    Курсовая работа по теме: Разработка модели создания собственного дела (на примере…)


    Содержание


    Введение3

    1. Понятие бизнес-модели4

    1.1 Создание собственной бизнес-модели6

    1.2 Понятие франчайзинга в мире14

    2. Изучение франчайзинга на примере компании «Макдоналдс»18

    2.1 Особенности концепции маркетинга в компании «Макдоналдс»18

    2.2 Оценка эффективности франчайзинговой деятельности Компании «Макдоналдс»23

    Заключение30

    Список используемой литературы31



    Введение


    Как открыть свой бизнес с нуля, без практического опыта, необходимых знаний и начального капитала? Именно этот вопрос выступает препятствием для осуществления желания и начала действий того, кто мечтает о предпринимательстве.

    Согласно статистике, более 80% бизнесменов, достигших успеха, создавали бизнес с нуля.

    Наиболее надёжный метод это анализ бизнес-моделей потенциальных конкурентов, рассмотрение сильных и слабых сторон в плане перспективы предпочтений целевой аудитории и экономической целесообразности (рентабельности).

    Открытие бизнеса с нуля не обязательно подразумевает создание абсолютно уникального занятия, так как эта стратегия, зачастую, очень сложная и её осуществление не представляется возможным без солидных растрат. И несмотря на ощутимый выигрышный потенциал, риски тоже весьма велики.

    Для собственного успешного бизнеса необходимо выбрать компанию для прототипа вашего дела, произвести анализ и скопировать подходящее вам, а также усовершенствовать то, что представляется возможным.



    1. Понятие бизнес-модели


    Бизнес-моделью является шаблон предпринимательской деятельности, который характеризует его составляющие и связи между ними. Это важный этап стратегического планирования, состоящий из схематичной характеристики бизнеса, которая должна отразить его ведение. Это необходимо для оценивания основных ключей успешности фирмы и определения её точек роста [1, с. 32].

    Таким образом, копировать бизнес означает создавать егошаблон из успешного доработанного прототипа с возможностью реализации нового бизнеса.

    1. Структура бизнес-модели представляет собой 9 элементов:

    1. сегменты потребителей;
    2. ценные предложения;
    3. пути сбыта;
    4. отношения с клиентурой;
    5. поступление дохода;
    6. первоочередной ресурс;
    7. основные направления деятельности;
    8. главные деловые партнёры и поставщики;
    9. издержки.

    При создании бизнес-модели надо определить сферу занятий, в которой откроете бизнес. Лучше всего заниматься тем, что вам близко по духу, выбрав ту отрасль, которая непременно станет доставлять вам приятные эмоции, которой вы увлечены. В вас должно быть желание и терпеливость к вашей деятельности, жажда достижения новых познаний в этом бизнесе.

    При таком начале, дела станут продвигаться, во что бы то ни стало, главное не отчаиваться и не отступать в случае первых возможных неудач. Любой вид деятельности требует того, чтобы им занимались профессионально.

    2. Выделить успешные бизнес-модели в той сфере, которая вас интересует и избрать фирму-прототип.

    3. Создать описание своей модели и проанализировать её:

    1. в чём заключается её организация, устройство рабочего процесса;
    2. прогноз прибыльности;
    3. необходимые инвестиции;
    4. определить сроки окупаемости;
    5. выбрать потенциальных клиентов, обдумав требования целевой аудитории;
    6. обозначить карту коммерческой территории;
    7. сформулировать клиентское предложение;
    8. наметить, что хотелось бы позаимствовать;
    9. сделать акцент на том, что требует внесения корректив и усовершенствования;
    10. основные факторы успешности.

    4. Разработка бизнес-плана.

    Выбор своей ниши и прототипов.

    Если вашим методом создания собственного бизнеса созданного с нуля служит копирование, следует обратить внимание на следующие условия:

    Рынок товара уже сложился и функционирует.

    Сформировавшийся спрос может являться свидетельством высокого уровня конкуренции.

    Вначале нужно обозначить те параметры, согласно которым вы станете проводить оценивание конкретной организации для вашего прототипа. В зависимости от ожиданий, возлагаемых вами на своё дело, подобными параметрами могут быть: [2, с. 132].

    1. величина;
    2. финансовые показатели;
    3. география;
    4. ассортимент;
    5. отзывы контрагентов;
    6. известность на рынке.

    Послужить источниками для сбора необходимых сведений способны:

    1. справочники;
    2. отраслевые порталы;
    3. отзывы;
    4. веб-сайты различных фирм;
    5. выставочные каталоги;
    6. мнение специалистов в данной области;
    7. собственные наблюдения.

    Результаты подобных исследований для комфортности лучше фиксировать в таблице, в которой, кроме обобщённой информации о компаниях, вам нужно проставить объективные оценки по всем вышеуказанным параметрам.

    Итоговое суммирование оценок позволит вам с лёгкостью определить ту организацию, которая больше всего подходит для присвоения ей статуса прототипа вашей бизнес-модели.


    1.1 Создание собственной бизнес-модели


    Этот серьёзный этап на пути к построению бизнеса потребует от вас максимального сбора информации касательно моделей организаций-прототипов.Одна лишь ваша субъективная оценка фирмы может быть ошибочной, поскольку вам необходимо владеть данными, так сказать, из «тыла» будущих конкурентов. И ваше задание состоит в том, чтобы дать ему правильную оценку.

    Вы можете заказать подобное исследование у специального агентства или же организовать его самостоятельно методом «Тайный покупатель».В последнем случае вам понадобится:

    1. Составить портрет целевой аудитории
    2. Создать анкету для визитов её заполнят тайные покупатели
    3. Разработать сценарии проверок (при необходимости)
    4. Подобрать тайных покупателей (исполнителей)
    5. Провести подробный инструктаж
    6. Собрать все важные материалы и анкеты.

    Главное не допустить две часто встречающиеся ошибки на этом этапе:

    Узкая выборка проведения исследования (проверкой одной торговой точки не даст объективного результата, необходимо исследовать минимум три).

    Опрос покупателей, не составляющих целевую аудиторию.

    По результатам вам остаётся вывести свою бизнес-модель по следующей формуле:

    Анализ бизнес-модели фирмы-прототипа + копирование её лучших качеств+усовершенствование=ваш успешный бизнес [3, с. 15].

    Разработка бизнес-плана необходима для разрешения двух задач:

    Проверки на соответствие личным ожиданиям финансовых показателей.

    Пошагового планирования рабочих процессов:

    1. Организационного (последовательность действий);
    2. Маркетингового (построение коммуникативных связей с целевой аудиторией);
    3. Производственного (при необходимости).
    4. Бизнес-план обязан включать в себя:
    5. Стартовый капитал;
    6. Текущие расходы;
    7. Прибыль и рекламные затраты;
    8. Финансовый результат;
    9. Расчёт точки безубыточности.

    Целью бизнес моделирования является создание достоверного, наглядного и простого для понимания описания деятельности компании. Это может быть рисунок, схема, объемная модель, выполненные по тем или иным правилам. Самое главное понятность и применимость.
    Модель бизнеса это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает от этого прибыль. Компании могут предлагать продукты, услуги или технологии, но это предложение основывается на комплексной системе действий и взаимоотношений, которая представляет собой бизнес-модель компании.Бизнес-модель это представление о том, как организация делает (или намеревается сделать) деньги. Бизнес-модель описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает способности организации, перечень партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых потоков дохода.Бизнес-модель компании это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли. Пример, отражающий второй подход к определению бизнес-модели, в большей степени, ориентированный на внутренние процессы/роли, представлен ниже.
    Бизнес-модель это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. Форма представления бизнес-модели и уровень ее детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения. При определении бизнес-модели набор признаков, определяющих содержание данного термина, может быть достаточно широким. В то же время ключевыми элементами бизнес-модели любой компании, определяющими ее содержание, являются, по мнению автора данной статьи: ценность для внешних клиентов, которую предлагает компания на основе своих продуктов и услуг; система создания этой ценности, включающая поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности; активы, которые компания использует для создания ценности; финансовую модель компании, определяющую, как структуру ее затрат, так и способы получения прибыли.

    Финансовая модель - это бизнес-план в цифрах. Исходные данные при этом предстают в виде набора ключевых допущений и причинно-следственных связей, так что у вас не будет сомнений, что важно, а что нет.
    При построении модели мы предпочитаем отталкиваться от исходных данных первого уровня: стоимости материалов, зарплаты конкретных сотрудников, арендных ставок. В результате получается объективная модель бизнеса, очищенная от заблуждений и непонятных финансовых потоков.
    При построении финансовой модели в Excel следует помнить, что она готовится для того, чтобы убедит скептически настроенного человека дать денег.Следовательно, структура финансовой модели должна быть достаточно понятной и логичной, чтобы он разобрался в ней за 5 минут.
    Она может быть следующей: входы (исходные данные) - промежуточные расчеты - прогнозные финансовые отчеты и показатели.
    Вышеуказанные группы должны быть визуально разделены друг от друга. Однако формулы должны связывать входящие в них элементы. В идеале их желательно разнести по разным листам и выделять группы листов цветом.
    Модель не должны содержать скрытых или заблокированных ячеек. Специалист, который будет анализировать составленную вами финансовую модель должен иметь возможность самостоятельно оценить используемые формулы и данные, заменить их и просмотреть влияющие и зависимые ячейки. Поэтому в составе формул могут присутствовать только ссылки на ячейки или на результаты расчетов.Финансовая модель должна давать возможность вносить изменения в исходные допущения и автоматически корректировать результаты после такого изменения.К наиболее сложной части финансовой модели в Excel относится расчет финансовых показателей (NPV, IRR, PI, EBITDA и т.д.).
    В бизнесе приводится различная трактовка и применения термина «бизнес-модель». Нередко этот термин употребляют в качестве обозначения математической или логической модели бизнеса. Существует и другое, более общепринятое в последнее время применение: бизнес-моделью называют некоторое описание бизнеса, суть которого заключается в идее того, как бизнес зарабатывает деньги. Далее будет приведен не претендующий на полноту обзор определений и подходов к понятию, а также будет дано определение бизнес-модели на основе ресурсного подхода к бизнесу.Инновации в бизнес-моделях приводят к коренным преобразованиям как в отдельных отраслях, так и в целом, в мировой экономике. Суть инновационных бизнес моделей заключается в создании ценности для компании, потребителя, общества в целом. Изменения существующих бизнес-моделей на инновационные, отвечающие реалиям современного рынка и впитавшие в себя новые технологические тенденции и модные направления.Компания Apple, выведя на рынок iPod и создав онлайн магазин iTunes, создала инновационную бизнес-модель, благодаря заняла лидирующие позиции в сфере онлайн-музыки.
    Благодаря Skype и его уникальной бизнес-модели, построенной на технологической одноранговой сети, потребитель получил практически бесплатную международную телефонную и видео связь и бесплатные звонки между абонентами Skype. В настоящее время эта компания занимает первое место в мире по объему речевого трафика.Компания Дубль Гис по факту своего становления пришла к особой бизнес-модели, позволяющей формировать потоки доходов не с продажи или распространения основного продукта, а с продажи возможности размещения информации справочно-рекламного характера.В настоящее время данная компания активно развивается внедряя и технологические новинки, такие как 3D графика, и новинки в позиционировании и распространении продукта.
    Расмотрим 12 успешных бизнес-моделей новаторов бизнеса. В каждой из них прослеживается производственная, маркетинговая и логистическая части.
    1. Модель бизнеса на основе фактического стандарта. Цепочка ценности здесь может включать создание самого компьютера («железа»), создание языка, создание операционной системы или программных прикладных приложений. Отметим в этой схеме логистический признак: фактический стандарт определяет параметры движения потока инноваций ускоряет или замедляет их, делает поток узким или широким, включает в поток механизм управления количеством участников, ставя барьеры или расширяя число участников, снимая барьеры. Имеются заинтересованные лица: поставщики базового оборудования они создают эффект типа «толкай»; разработчики приложений и пользователи они создают эффект типа «тяни».
    2. Модель бизнеса «коммутатор». Некоторые рынки характеризуются наличием большого числа продавцов, взаимодействующих с большим числом покупателей. У тех и у других высокие операционные издержки. Появляется возможность создать полезного посредника, через которого начинают проходить различные коммуникации, т.е. свести множество взаимодействий к одному каналу, создав своего рода коммутирующий блок. Действие этой логистической схемы: чем больше продавцов и покупателей к ней присоединяются, тем более ценной становится система.
    3. Модель бизнеса на основе потребительских решений. По мнению потребителей, основной продукт (компьютер, генератор, движущее устройство) требует многих действий, чтобы его можно было эффективно использовать. Это должен сделать изготовитель или продавец. Для этого основной продукт следует представить как комплексный продукт и включить в него комплектацию всевозможных дополнительных устройств и набор услуг по обслуживанию, в том числе торговые опции, логистическую цепочку доставки, передачу знаний, финансовые услуги. Иными словами, логистическую цепочку распространения продукта следует расширить и включить в нее не только доставку, но и решение задачи эффективного использования основного продукта.
    4. Модель бизнеса на основе пирамиды продукции. Здесь самыми важными аспектами являются удовлетворение потребительских потребностей по стилю, цвету, цене и другим аналогичным параметрам. Пирамиду продукции можно создать на базе различий потребительских доходов и предпочтений. В ее основе лежат дешевые и массовые товары и услуги, а на вершине очень дорогие продукты, выпускаемые практически поштучно.

    5. Модель бизнеса на основе управления цепочкой ценности. Например, в отрасли прохладительных напитков цепочка ценности состоит из следующих основных этапов (компонентов основного продукта): производство сиропа, разлив напитка по бутылкам (бутилирование), логистика, дистрибуция, маркетинг и отношения с потребителями. Логистическая задача, например, при производстве и реализации прохладительных напитков, заключается в размещении центрального производства по производству сиропа - основного продукта, и размещении сети бутилирующих компаний (разливающих напиток).

    6. Модель бизнеса на основе многослойной или мультипликационной прибыли. Выгоды получаются несколько раз за счет использования одного и того же продукта, его характерной особенности, торговой марки или услуг. Логистическая задача: исследование концентрации пассажиропотоков и потребителей любых услуг и предложение потребителям полюбившихся им образов.

    7. Модель бизнеса отпочковывающегося (предпринимательского) типа. По мере того, как компании добиваются успеха и наращивают масштабы своей деятельности, они становятся все более формализованными структурами с большей удаленностью от потребителя. В результате скорость реагирования на запросы потребителей замедляется. Как противоядие, компании разделяют свою структуру на множество небольших центров прибыли, что позволяет им повысить уровень отчетности за конечные результаты и сохранять тесные контакты с потребителями. Логистическая задача: наладить каждому отделяющемуся предприятию свою эффективную логистическую систему.

    8. Модель доступа к потребителю через особые каналы. Майкл Портер, рекомендуя стратегическое позиционирование бизнеса, рассматривал три подхода: удовлетворение особых потребностей через узкую специализацию, удовлетворение потребностей в особой марке товарной категории через ее широкий ассортимент, удовлетворение потребностей в особом обслуживании через доступ к потребителям. Модель доступа к потребителю через особые каналы хорошо иллюстрируется опытом компании «Dell», которая стала первой продавать компьютеры с доставкой на дом с высоким уровнем обслуживания и быстрой доставкой. Логистика сказалась в построении оригинальных каналов и организации складов.

    9. Модель удовлетворения особых потребностей, имеющих индивидуальный характер (кастоминг, «частном марка»). Логистическая задача решается следующим образом: для потребителей, ориентированных на индивидуальный спрос, предлагается свой канал формирования потока продуктов и услуг. Чтобы облегчить движение потока товаров и услуг по этому каналу, можно ввести категорию частных марок.

    10. Модель широкого ассортимента одной категории. На широте ассортимента одной категории продукта построена бизнес-модель специализированных супермаркетов. Поскольку в таком магазине сосредоточены товары одной категории, там обеспечивается гарантированное качество и приемлемые цены. Логистическая задача здесь состояла в следующем: создать канал для потребителей, которым требуется особый вид продукта данной категории, что сэкономит им время и деньги; построить внутреннюю логистику снабжение, что позволяет создать исключительно эффективную закупочную систему, обеспечит развитую коммуникацию.

    11. Модель дистрибуции с низкими издержками (модель «Wal-Mart»). Успех модели, как отмечает А. Сливотски, был обеспечен значительным сдвигом в приоритетах большого сегмента покупателей. В 1970-х гг. в США покупательная способность семьи со средним достатком существенно снизилась. Возникла потребность в экономии. Также значительно изменился образ жизни: пенсионный возраст увеличился, число работающих женщин удвоилось, время, отводимое на покупки, резко сократилось, и семья уже не могла ежедневно устраивать походы в магазин. Логистика «Wal-Mart», ее система закупок и постоянное стремление к доработке своей бизнес-модели полностью изменили мир розничных продаж.

    12. Модель «специализации на аутсорсинге». С 1980-х гг. компании экспериментировали с выделением ключевых компетенций и ключевых видов деятельности (КВД). Те же виды деятельности, которые не могут быть оптимизированы или не влияют на конкурентные преимущества, можно отдавать на аутсорсинг. Так, крупнейший производитель обуви в мире «Nike» перешел на производство всей обуви на фабриках в Юго-Восточной Азии, оставив себе лишь разработку продукта и маркетинг.


    1.2 Понятие франчайзинга в мире


    Смешанная форма предпринимательства, соглашение крупной корпорации (франчайзера) с небольшой фирмой о привилегиях реализации деятельности от имени франчайзера. При этом крупная компания должна обеспечить партнёра специальными технологиями, провести инструктирование и всеми способами оказывать содействие в его бизнесе. Несмотря на оплату такой помощи, данный вид бизнеса пользуется успехом (например, «МакДональдс»). Франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями и т.п. [4, с. 54].

    Сущность франчайзинга состоит в таком способе ведения предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии (лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки). При этом франчайзи обязуется соблюдать предписанные стандарты и качество продуктов. Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведения рекламной компании.

    Существуют три основных вида франчайзинга: товарный, производственный, деловой. Товарный франчайзинг такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой.

    Производственный франчайзинг - передача технологии партнеру для производства продукции [5, с. 66]. Этот вид франчайзинга за рубежом наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков.

    Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. В данном случае франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под его именем.

    Правовой основой взаимоотношений франчайзера с франчайзи является договор франчайзинга. Предметом договора является передача прав на использование торговой марки, лицензий и способов ведения бизнеса, имеющихся у франчайзера и положительно зарекомендовавших себя на рынке. В договоре франчайзинга обязательно должны быть отражены следующие сведения: полное описание бизнеса; территория, на которой предоставлено право на использование торговой марки, лицензии, технологии; срок действия договора и условия его расторжения или продления; величина первоначального взноса; условия и срок оплаты.

    Специфика предмета договора франчайзинга обусловливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться ими. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы и последующее оказание консультационных услуг. Все эти вопросы должны быть отражены в договоре. Если программа практической помощи франчайзи является достаточно объемной, она может быть вынесена из основного текста договора в приложение.

    Самостоятельный блок договора обязательства, которые берет на себя франчайзи [6, с. 9]. Они в значительной степени определяются предметом договора. Основное из обязательств плата за использование лицензии. Способы, оплаты могут быть различными, обычно они включают единовременный вступительный взнос, плату за лицензию и периодические последующие платежи в виде отчислений от прибыли. Могут быть установлены и дополнительные виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу.

    Из специфики предмета договора также следует предусматривать среди прочих условий обязанности франчайзи по сохранению репутации фирмы-франчайзера. Это предполагает строгое соблюдение стандартов, установленных франчайзером, инструкций по организации производства (бизнеса).

    Кроме этого, в договоре, как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера. Следует учитывать, что конкретное содержание договора франчайзинга может довольно существенно различаться в зависимости от вида деятельности, являющейся предметом соглашения.

    Франчайзинг открывает широкие возможности для предпринимателей. Используя франчайзинг, фирма-франчайзер получает возможность широкого и быстрого роста своего бизнеса, не прибегая к кредитам. Франчайзинг позволяет производителям осуществлять больший контроль над условиями реализации своей продукции. С другой стороны, франчайзинг дает предпринимателю возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой со стороны франчайзера.

    Франчайзинг представляет собой рыночную альтернативу административному контролю. Прежде всего в его рамках продолжает существовать достаточно жесткий контроль по главным, узловым моментам деятельности всей франшизной сети: финансовый учет, контроль, качество товаров и услуг, поддержание торговой марки и репутации сети. Одновременно франчайзинг оставляет огромное поле маневра и свободы для франчайзи, который сохраняет самостоятельность, юридическую независимость своего бизнеса. Результаты его работы главным образом зависят от его собственных усилий.

    Франшизная сеть обладает интересным свойством. Она стимулирует участников к росту, не увеличивая организации, а создавая новых операторов сетей, имеющих одного владельца. Эта особенность, как и принадлежность к сети в целом, существенно снижает риск для оператора (франчайзи), создавая, с одной стороны, условия для взаимной поддержки внутри сети и, с другой стороны, переводя конкуренцию в борьбу команд, вместо единоличного противоборства.


    2. Изучение франчайзинга на примере компании «Макдоналдс»

    2.1 Особенности концепции маркетинга в компании «Макдоналдс»


    McDonalds Corporation американская корпорация, крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания. Компания основана в 1940 году братьями Диком и Маком Макдоналдами [16].

    Говяжьи котлеты, специальный соус, салат, сыр, соленые огурцы, лук, булочка с кунжутом: все это вполне нормальная еда. Но как насчет скорости, качества и реальной стоимости конечного продукта? Размышления об этом привели к созданию серьезнейшей бизнес модели. Когда братьям Макдональд пришла в голову идея задействовать в ресторанном бизнесе конвейер, они создали фаст-фуд, и это был "брак, заключенный на бизнес Олимпе".
    Однако, это новшество смогло оправдать себя в полной мере и раскрыть весь свой потенциал только после того, как к бизнесу присоединился специалист по продажам Рэй Крок (Ray Kroc). Благодаря партнерству с братьями, Крок запустил корпорацию McDonalds, компанию, посвященную ресторанному франчайзингу. Франчайзинг не был новаторской идеей, до прихода Крока, и братья, и другие владельцы ресторанов этим занимались. Но Крок взглянул на это по-новому.Он держал под строгим контролем свою франшизу, регулярно убеждаясь в том, что каждый ресторан в любой части страны поддерживает именно установленную им бизнес практику и стандарты чистоты. Его бизнес методы исключали участие в ресторанной деятельности крупных инвесторов, а стоимость аренды земли была очень высокой, что, в свою очередь, затрудняло возможность получения Кроком достойной прибыли. В связи с этим он начал политику субаренды, которую он включил в франшизу. Таким образом, он получил новый денежный поток, так необходимый для авансовых платежей за аренду земли для своей все расширяющейся франшизы.
    Будучи первооткрывателем, корпорация McDonalds построила крупнейшую сеть ресторанов в мире, а ее бизнес модель вдохновила достаточное количество подражателей для активного развития индустрии быстрого питания.
    По итогам 2015 года под маркой McDonalds работало 32737 ресторанов в 118 странах мира (в том числе около 14 тысяч из них расположены в США). Из них значительная часть (25578) управлялось пофранчайзингу, поэтому ассортимент ресторанов, который включает в себя гамбургеры, сэндвичи, картофель фри, десерты, напитки и т.п., размер и состав порций может сильно различаться в разных странах. Одним из наиболее развивающихся проектов компании в последнее время стала сеть кофеен «McCafé».
    Чистая прибыль компании по итогам 2015 года составила около 5,5 млрд долларов. [16]

    «Макдоналдс» крупнейшая в мире франшизная сеть. По состоянию на середину января 2016 года вРоссииработает 356 ресторанов «Макдоналдс».

    Работа по франчайзингу один из факторов, сделавших «Макдональдс» номером один в мире. Так, в США более 80% ресторанов сети работают по франшизе, в странах Европы около 50%. Можно сказать, что франшиза и McDonalds это синонимы в мире. Стратегия компании предусматривает наличие ее ресторанов везде, где они нужны клиентам.

    Компания «Макдоналдс» является примером делового франчайзинга. Франчайзер предоставляет право продажи фирменных товаров «Макдоналдс» франчайзи - тому, кто желает создать свой собственный бизнес. Лицензионное соглашение позволяет франчайзи использовать методы производства продукта.

    Франчайзи покупает право на эксплуатацию франшизы в течение двадцати лет. Для обеспечения единообразия во всем мире, все франчайзи должны использовать стандартизированный бренд «Макдоналдс», меню, дизайн помещений и систему управления.

    Франчайзи обязуется работать в соответствии со стандартами качества, сервиса, чистоты. Однако для франчайзи остаются возможности для инноваций, ведь разработка новых продуктов имеет решающее значение для любого бизнеса. Потребительские вкусы меняются с течением времени, и компания должна реагировать на эти изменения.

    Каждый франчайзи должен пройти обязательный полный курс учебной программы, продолжительностью около девяти месяцев.

    Франчайзинг дает возможность компании добиваться роста значительно быстрее, осуществлять деятельность по всему миру и экономить за счет эффекта масштаба. [9, с. 34].

    Для желающих приобрести франшизу Макдональдс, самой сетью уже решены многие маркетинговые и организационные вопросы. Франшиза - это целая программа, которая включает в себя помощь франчайзи в создании и развитии собственного ресторана, его рекламу, сам бренд, маркетинговую и производственную технологии, а также обучение персонала.
    В результате этой схемы начинающий бизнесмен сразу получает отточенную до совершенства и проверенную временем программу действий по франчайзингу.
    Преимущества франшизы «Макдоналдс»: мировое лидерство, огромная известность, любовь детей, высокие стандарты, высокая устойчивость.

    Недостатки: очень дорогая франшиза, очень жесткие финансовые требования к партнеру, отрицательное влияние на здоровье, наличие генно-модифицированных и просто вредных для здоровья продуктов, и в связи с этим растущее недовольство населения

    «Макдоналдс» следует успешной маркетинговой концепции управления, которая действует во всех ресторанах компании в любой стране мира. Компания производит то, что необходимо потребителю и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд. Благодаря этому, в будущем корпорация видит себя лучшей в мире сетью ресторанов быстрого питания и намерена превзойти конкурентов по качеству, уровню обслуживания и потребительской ценности. [15]

    Концепции управления Компании «Макдоналдс».

    Товарная политика.

    В Макдональдс присутствует разнообразный ассортимент, а также есть еда для различных религий. Если вы едите не в ресторане, то ваш заказ упаковывают в бумажный пакет, а при желании можно купить полиэтиленовый пакет. Цены доступны всем, каждый может позволить купить там гамбургер.

    Также почти вся продукция является постоянной, т.е. не изменой, но в ассортименте присутствуют сезонные продукты, которые в зависимости от времени года меняются.

    Ценовая политика.

    - стратегия ценообразования

    Ценообразование является очень важным, но вместе с тем, и противоречивым процессом. Причина в том, что приходиться решать задания по усовершенствованию рентабельности и привлекательности товара для покупателей и его конкурентоспособности. В основном применяются три подхода к ценообразованию:

    - затраты на производство плюс средняя норма прибыли

    - установление цены с учетом спроса

    - ориентация на уровень цен конкурентов.

    Формируя цены на свою продукцию McDonalds опирается на все вышеперечисленные факторы, согласно ценовой политике используются несколько стратегий. Так стратегия пассивного маркетинга используется для мороженного «Рожок», характеризуется низкой ценой на товар при незначительных затратах на стимулирование сбыта используется, когда покупатели хорошо проинформировали про товар, существует явная конкуренция. Также используется стратегия выборочного внедрения (когда высокая цена при низком уровне затрат и стимулировании сбыта) при котором большая часть посетителей осведомлена о товаре, конкуренция практически отсутствует, применима для «Картофеля фри».

    Итак, цены рассматриваются, как гибкий инструмент влияния на объемы продаж, их величина меняется на протяжении всего «жизненного цикла» товара.

    Сбытовая политика

    1. Если в США компания ориентируется, прежде всего, на водителей, предлагая обслуживание в автомобилях, то в России она ориентируется на пользователей метро, предлагая услугу «Макэкспресс», так у нас в Екатеринбурге по улицам 8 марта и Челюскинцев располагаются Макдоналдсы такого плана.
    2. В России «Макдоналдс» размещает свои бизнес-единицы, как правило, либо у станций метро, либо в местах крупного скопления населения. При этом компании частично пришлось видоизменить свой традиционный фирменный процесс обслуживания. Рестораны «Макдоналдс» стараются выбирать площади для своих бизнес-единиц с возможностью наличия мест для парковки автомобилей и организации уличных кафе. В этой сети всегда предусмотрено большое наличие касс и широких прилавков.

    Каждый посетитель ресторанов «Макдоналдс» знает, что сделать с подносом после обеда. Самостоятельная уборка после себя подносов позволяет фирмам услуг экономить на человеческой силе и времени обслуживания. Один из американских ресторанов установил флайеры на столах с надписью «Пожалуйста, унесите за собой поднос. Этим вы можете нам держать цены для вас низкими!».

    Особенностью, выделяющей ресторан из ряда подобных заведений, является наличие современного дизайна, а также осуществление такой услуги как продажа продукции их окна ресторана прямо в автомобиль клиента, которой конкуренты пренебрегли.

    Belowthline (BTL) комплекс маркетинговых коммуникаций, включающий в себя, стимулирование сбыта, мерчандайзинг, POS-материалы, directmarketing, publicrelations. BTL позволяет доносить рекламное сообщение или призыв к покупке непосредственно к индивидуальному потребителю. В этом случае сообщение носит максимально личностный и индивидуальный характер, место воздействия максимально приближается к месту продажи или к мету, где принимается решение о покупке.

    Пример: словосочетание event маркетинг можно рассматривать, как «событийный маркетинг». Но ведь событие это только результат действия, а смысл преподнести потребителю ваши товары и услуги, как подарок. Отсюда пошла понятие «Подарочный маркетинг».

    День рождение компании (CompanyDay) одно из самых популярных среди персонала коммерческих услуг структур PR-мероприятий. Его формальная цель торжественно отпраздновать годовщину создания фирмы, а неофициальная дать возможность сотрудникам компании всех уровней поближе познакомиться и пообщаться друг с другом в неофициальной обстановке, что крайне сложно осуществить в условиях жестко регламентированного рабочего дня. [16]


    2.2 Оценка эффективности франчайзинговой деятельности Компании «Макдоналдс»


    Для того, чтобы провести оценку эффективности франчайзинговой деятельности, проведем оценку внешней и внутренней среды предприятия при помощи SWOT-анализа.

    SWOT-анализметодстратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней средыорганизациии разделении их на четыре категории:Strengths (сильные стороны),Weaknesses (слабые стороны),Opportunities (возможности) иThreats (угрозы).

    Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторамивнутренней средыобъекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторамивнешней среды(то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).

    Проведем оценку внешней, внутренней среды с применением данного анализа. [19].



    Таблица 1

    SWOT-анализ


    Сильные стороныСлабые стороныВнутренняя

    среда Уверенное присутствие компании по всему миру, лидерство на домашнем и международном рынках.

    Экономия за счет роста масштаба.
    Компании принадлежит благотворительная организация «Дом Рональда МакДональда».
    Компания постоянно повышает качество ингредиентов.
    У компании есть в собственности недвижимость.
    Некоторые продукты обладают собственными бренд-именами: Биг Мак, Чикен МакНаггетс.
    Обладает одним из самых узнаваемых логотипов в мире.
    Ресторан адаптируется к культуре каждой страны.
    Разработана эффективная и экономичная система обработки продуктов.

    1. Реклама направлена в основном на детей.
    2. Высокая текучка кадров.
    3. Ценовое соревнование с конкурентами постоянно угрожает прибыли компании.
    4. Малое количество инновационных продуктов.
    5. Недостаточно натуральных ингредиентов в продукции.
    Продолжение таблицы 1
    ВозможностиУгрозыВнешняя

    среда

    1. Компания может проводить исследования для того, чтобы пользоваться зелеными источниками энергии.
    2. Можно создавать больше новых продуктов. Развивать новые каналы рекламы.
    3. Возможность инноваций в производственной технологии на рынке быстрого питания с целью более быстрого обслуживания.
    4. Возможность создания новых, более натуральных продуктов на рынке быстрого питания. Колебания курсов валют, так как цены на блюда стандартизованы.
      Рост количества ресторанов, которые снижают цены на еду - Burger King, Subway, KFC.
      Угроза потери клиентов, так как питание в ресторане вызывает определенные проблемы со здоровьем.
      Высокие инвестиции в рекламу, снижающие доходы компании.

      Принимая во внимание проведенный свот-анализ, можно сделать следующие выводы. Необходимо усилить слабые стороны и устранить угрозы, с помощью использования сильных сторон и возможностей предприятия. Для этого необходимо:
    5. Обеспечить наличие более натуральных продуктов для повышения качества продукции для предотвращения угрозы потери клиентов.
    6. Для устранения слабых сторон связанных с рекламной деятельностью фирм, необходимо провести маркетинговое исследование для поиска новых каналов рекламы, направленных на потребителей всех возрастов.
    7. Стоит также повысить мотивацию персонала для снижения текучки кадров.
    8. Необходимо повысить скорость и качество обслуживания, чтобы компенсировать разницу в цене между Макдональдсом и компаниями-конкурентами, которые в свою очередь, снижают цены на свой товар, угрожая прибыли компании.
    9. Изучим возможности компании «Макдоналдс» по сравнению с конкурентами с помощью многоугольника конкурентоспособности. Многоугольник конкурентоспособности - это метод сравнения конкуренции продукции различных брендов. Он представляет собой отображение на графике значений различных показателей. Таким образом формируется четкое представление о конкурентоспособности продукта, что дает возможность глубокого анализа рассматриваемых факторов.
    Многоугольник конкурентоспособности строится по 8 важным факторам - векторам, т.е. оценка компетентности предприятия и предприятий конкурентов ведется по 8 направлениям, таким образом, этот многоугольник можно с полным право назвать многоугольником конкуренции. [20].


    Таблица 2

    Исходные данные для построения диаграммы

    Факторы«Макдоналдс»«Бургер Кинг»«Сабвей»«KFC»Качество8888Цены8101010Финансы10497Сбыт10997Дополнительные услуги10898Рыночная доля10987Предпродажная подготовка10974Концепция продукта10887

    Оценка возможностей бренда позволяет построить многоугольник конкурентоспособности. По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике оценка проводилась только по восьми факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде бальных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. На рисунке 1 представлен многоугольник конкурентоспособности компании «Макдоналдс».


    Рисунок 1 Многоугольник конкурентоспособности компании «Макдоналдс» и ее конкурентов


    Как мы видим компания «Макдоналдс» занимает позиции выше средних по всем критериям. Самый высокий балл (10) присвоен только по критерию качество и концепция продукта. В сравнении с другими конкурентами ценовой уровень продукции высок, а уровень сбыта, напротив, имеет низкую оценку.

    Рыночная доля компании «Макдоналдс» соответствует 9 баллам.

    По результату проведенных анализов можно предложить следующие актуальные задачи маркетинговой деятельности предприятия, целью которых является повышение конкурентоспособности бренда[11]:

    1. Концентрированный (интенсивный) рост:

    1. проникновение на рынок (усиление позиций на рынке);
    2. расширение рынка (поиск новых рынков);
    3. развитие новых форм торговли и др.

    2. Интегрированный рост:

    1. вертикальная интеграция (объединение по цепочке: поставщик- розничное предприятие);
    2. горизонтальная интеграция (контроль над конкурентами, их объединение).

    3. Диверсифицированный рост:

    1. центральная диверсификация (более полное использование возможностей освоенного рынка - выпуск новых товаров, оказания услуг);
    2. горизонтальная диверсификация (ориентировка на имеющиеся возможности для реализации принципиально новых товаров);
    3. конгломеративная диверсификация (предприятия с нуля, освоения новых рынков).

    Данная схема позволила представить классификацию альтернативных задач маркетинговой деятельности компании «Макдоналдс» которая структурирует все их множество, отражая многообразие и многовариантность стратегий, и является основой для разработки методологического подхода к выбору направлений развития предприятий торговли на основании всесторонней оценки условий их функционирования.

    На основании этого, можно сказать, что для компании «Макдоналдс» основной задачей развития маркетинговой деятельности является концентрированный (интенсивный) рост. Он поможет компании повысить конкурентоспособность, повысив свои финансовые показатели, утвердившись на рынке и завладев ещё не изведанными рынками.


    Расширение сети «Макдональдс» имеет смысл, так как отношение объема продаж компании ко всему объему рынка быстрого питания составляет 40% (больше всех), а это значит, что клиенты доверяют этой компании, и если увеличится количество ресторанов, то и уровень сбыта увеличится.

    Франчайзинг является наиболее перспективным вариантом дальнейшего развития компании «Макдоналдс». Расширение сети даст возможность компании удерживать позиции лидера на рынке быстрого питания, укрепив свою репутацию. Так как объем продаж компании напрямую зависит от количества ресторанов, значит, чем больше ресторанов, тем больше прибыль.

    Продвижение самой идеи и возможности приобрести франшизу, тем самым заинтересовать предпринимателей открывать рестораны «Макдоналдс». При этом делается акцент на преимуществах от покупки франшизы: возможность пользования всемирно известной торговой маркой, фирменным знаком; возможность начать собственное дело не с нуля, а по разработанной программе, в которую включены помощь в создании и развитии собственного ресторана, его рекламу, сам бренд, маркетинговую и производственную технологии, а также обучение персонала.













    Заключение


    Малый бизнес основа экономики любой страны. И от того, как малый бизнес развивается, можно судить о состоянии экономики страны в целом. Для того, чтобы эта основа развивалась, каждый должен занять в данной системе четкое место, определить направление своего движения. Ответственность за это лежит как на государственных органах в целом, так и на каждом предпринимателе в частности.

    Данная моя работа призвана помочь начинающему предпринимателю раскрыть тему создания модели своего дела.

    В работе изложены общие принципы организации бизнеса, рассмотрены шаги от поиска ниши и выбора организационно-правовой формы предпринимательства до выбора модели организации собственное дело (аренда предприятия, франчайзинг, покупка уже существующего бизнеса

    В данной работе рассмотрены основные элементы создания собственного предприятия, в детальном рассмотрении рассмотрено конкретное предприятие в рамках данной работы.






    Список используемой литературы

    I. Специальная литература:

    1. Алейников А.Н. «Предпринимательская деятельность». Учебное практическое пособие. М.: Новое знание, 2013г.
    2. Гражданский кодекс РФ (глава 54 'Коммерческая концессия'), Москва, Проспект, 2003г.
    3. Жиляков В.П. «Экономика предпринимательства». Курс лекций. Москва, 2016г, с. 193.
    4. Борисов Е.Ф. «Хрестоматия экономической теории». М:ЮРИСТЪ.; 2014г., с. 524.
    5. Осипова Ю.М. «Основы предпринимательского дела». М.: МГУ. 2012г, с.258.
    6. Ехлаков Ю.П. «Теоретические основы автоматизированного управления»: Учебник. Москва: УСУР., 2013г.
    7. Кудряшова Л.В. Муниципальный менеджмент. Учебное пособие. Москва: МЦДО., 2012г.
    8. Лапуста М.Г. «Предпринимательство». Учебник. М.:ИНФРА-М. 2012г.
    9. Силич М.П. «Организации: закономерности, структуры и функции». Учебное пособие по курсу «Теория организации». Москва: УСУР. 2012г.
    10. Довгань В.В Франчайзинг: путь к расширению бизнеса Тольятти: Дока-Пресс,2015, 154 с.
    11. Колесников В.Д. Построение франчайзингового бизнеса / Курс для правообладателей и пользователей франшиз. - СПб.: Питер, 2012. - 288 с.
    12. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу/ М. Мендельсон СПб.: Питер,2013. 176с
    13. Панина М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги 02/2014 г. с.9
    14. Силинг С.А Введение во франчайзинг /Под ред. С. А. Силинга. - Санкт-Петербург, 2012.

    II. Источники удаленного доступа:

    1. http://ru.wikipedia.org/wiki/McDonalds - Википедия
    2. www.mcdonalds.ru - Официальный сайт сети «Макдоналдс»
    3. http://www.fpsr.ru/ - Рыкова И.В. Мировой опыт франчайзинга
    4. http://www.allmedia.ru - Рыкова И.В. Франчайзинг преимущества и недостатки
    5. http://www.fashiontime.ru/lifestyle/restaurant/8344.html - Апрельская Н. Гений франчайзинга: Макдональдс, 2008
    6. http://lib.rus.ec/b/176422/read - Основы управления конкурентоспособностью



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Бизнес-модель (франчайзинг) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.