Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Бухучет-2

  • Вид работы:
    Другое по теме: Бухучет-2
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    25.08.2018 3:05:29
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание



    Введение3

    1 Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками5

    1.1 Цель, значение и задачи учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии5

    1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками9

    2 Особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками ПАО «Импульс»13

    2.1 Краткая характеристика предприятия ПАО «Импульс»13

    2.2 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс»16

    2.3 Организация синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс»18

    3 Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс»25

    Заключение31

    Список использованных источников33

    Приложения















    Введение


    Тема курсовой работы является актуальной, поскольку одним из важнейших участков бухгалтерского учета является учет расчетов с покупателями и заказчиками, ведь работа с покупателями и заказчиками является основной в деятельности каждой организации. Реализуя покупателям и заказчикам свою продукцию, выполняя работы, оказывая услуги, организация получает прибыль.

    Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками предполагает:

    - формирование верных и своевременных данных;

    - надзор за имеющимися обязательствами;

    - использование унифицированных форм контрактов и документации первичного учета;

    - осуществление регулярной сверки данных с партнерами.

    Целью курсовой работы является изучение особенностей учета расчетов с покупателями и заказчиками на примере ПАО «Импульс», выявление недостатков в учете и предложения рекомендаций по их устранению.

    Задачи курсовой работы следующие:

    1) рассмотреть теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;

    2) раскрыть особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками ПАО «Импульс»;

    3) представить пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс».

    Объектом исследования является деятельность организации ПАО «Импульс».

    Предметом исследования выступает комплекс мероприятий по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс».

    Теоретические основы бухгалтерского учета с покупателями и заказчиками отражаются в трудах ученых-экономистов: В. П. Астахова, Е. А. Вовнянко, Н. П. Кондракова и других.

    Эмпирическая база исследования представлена информационными ресурсами INTERNET; материалами, размещенными в справочных правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант»; данными по теме исследования, собранными лично автором: авторскими расчетами.

    Информационной базой исследования послужили первичные документы по теме исследования, бухгалтерская отчетность ПАО «Импульс», а также материалы периодических изданий.

    Курсовая работа изложена на 34 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 4 приложения и список использованных источников, включающий 20 наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками, включая нормативное регулирование данного участка учета. Во второй главе представлены особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками на примере действующего предприятия ПАО «Импульс». В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс». В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на усиления контроля на участке бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.








    1 Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками


    1.1 Цель, значение и задачи учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии


    Практически каждое предприятие совершает операции с заказчиками и покупателями. На крупных предприятиях данный участок учета является самым громоздким.

    Расчеты с покупателями и заказчиками составляют существенную часть дебиторской задолженности, поэтому необходимо рассмотреть сущность дебиторской задолженности.

    В работе Малкина О. под дебиторами следует понимать организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые должны кредитору денежные средства в результате неисполнения своих обязательств [16, с.12].

    Наиболее полное определение дебиторской задолженности дается ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), где она представлена как:

    1. один из видов оборотных активов организации;
    2. неполученная часть выручки от продаж;
    3. вид обязательств, который возникает из договора, и вследствие причинения вреда и иных оснований [1].

    Рассмотрим понятие дебиторской задолженности с позиции разных авторов.

    Автор работ по бухгалтерскому учету Кондраков В.П. под дебиторской задолженностью понимает недополученную часть выручки от продаж, которая образуется из договора организаций как отдельный вид их обязательств. Дебиторская задолженность организации в целом является одним из видов оборотных активов. В составе дебиторской задолженности учитываются следующие элементы:

    1. задолженность заказчиков и покупателей;
    2. задолженность по взносам в уставный капитал учредителей;
    3. задолженность зависимых и дочерних обществ;
    4. векселя к получению;
    5. прочие дебиторы [15, с.286].

    В экономическом словаре под редакцией Райзберга Б.А. дебиторская задолженность определена как сумма долгов, которые причитаются предприятию, фирме, организации со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, которые являются их должниками, дебиторами. Что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта [17, с. 227].

    Как отмечает автор учебного пособия «Международные стандарты финансовой отчетности» Бровкина Н.Д., дебиторская задолженность в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности определяется как сумма, причитающаяся организации от покупателей (дебиторов) [10, с. 86].

    Ковалев В.В. дает следующее определение дебиторской задолженности: дебиторская задолженность это сумма требований, предъявляемых организацией дебиторам на определенную дату (дебиторы - юридические и физические лица, имеющие задолженность перед организацией). Правильное управление уровнем дебиторской задолженности позволяет не только увеличить денежные потоки, но и уменьшить себестоимость продукции и затраты предприятия, так как повышение суммы дебиторской задолженности должно быть профинансировано либо за счет роста внешних заимствований, либо из собственной прибыли [14, с. 163].

    Дебиторская задолженность представляет иммобилизацию, то есть вывод из оборота собственных оборотных средств организации. В условиях инфляции возвращаемые дебиторами денежные средства обесцениваются. Дебиторская задолженность - один из видов активов, для финансирования которых нужен источник.

    Обобщим определения дебиторской задолженности с позиции разных авторов в табл. 1.

    Таблица 1 - Определения дебиторской задолженности

    АвторОпределение дебиторской задолженностиГК РФДебиторская задолженность один из видов оборотных активов организации; неполученная часть выручки от продаж; вид обязательств, который возникает из договора, и вследствие причинения вреда и иных основанийКондраков В.П.Под дебиторской задолженностью понимает недополученную часть выручки от продаж, которая образуется из договора организаций как отдельный вид их обязательств.Райзберг Б.А.Дебиторская задолженность определена как сумма долгов, которая причитается организации со стороны дебиторов, а также граждан, которые являются их должниками.Бровкина Н.Д.Дебиторская задолженность в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности определяется как сумма, причитающаяся организации от покупателей (дебиторов).Ковалев

    В.В.Дебиторская задолженность - это сумма требований, предъявляемых организацией дебиторам на определенную дату (дебиторы - юридические и физические лица, имеющие задолженность перед организацией).

    Рассмотрев понятие дебиторской задолженности с позиции разных авторов, можно сформулировать свое определение.

    Дебиторская задолженность это средства организации, которые находятся во временном пользовании у юридических и физических лиц (покупателей и заказчиков продукции) и оказывающие влияние на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации, связанные с риском невозврата долга.

    Основной удельный вес в дебиторской задолженности обычно приходится на покупателей и заказчиков, которым была отгружена продукция, но которые еще ее не оплатили.

    Учет расчетов с покупателями и заказчиками, кратко говоря, характеризует эффективность применяемой расчетно-кредитной политики с контрагентами предприятия. Это отгрузка по предоплате и по факту, с рассрочкой платежа или по бартеру. Многообразие вариантов неденежных форм, а также наличных и безналичных расчетов с покупателями автоматически закладывает в себе определенные риски по нарушению сроков оплаты, возникновению просроченных и безнадежных долгов. В некоторых случаях это допустимо, и требует соответствующего платежно-финансового контроля, в некоторых неизбежно, и приводит к негативным последствиям в виде судебных исков к недобросовестным партнерам [18].

    Финансовое положение и стабильность компании напрямую зависят от величины дебиторских и кредиторских обязательств, а совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками является неотъемлемой частью управленческих задач. Постоянный мониторинг долгов необходим для наличия ясной картины о положении дел в организации:

    Наличие большой величины дебиторки ведет к неразумному кредитованию покупателей и может стать причиной оттока средств. Это в свою очередь обуславливает невозможность предприятия вовремя рассчитываться перед кредиторами и погашать собственные долги.

    Наличие высокой доли кредиторки говорит о регулярном невыполнении поставщиком своих обязательств по отгрузке товаров/продукции, выполнению услуг или показывает правовые особенности по переходу права собственности, закрепленные в договоре.

    Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками включает формирование достоверной и своевременной информации; соблюдение общепринятых форм договоров, первичной документации по совершаемым сделкам; контроль по имеющимся обязательствам; выполнение регулярной сверки с контрагентами. Задача бухгалтера отражать все хозяйственные операции в соответствии с нормативной базой РФ: Федеральным законом № 402-ФЗ, ГК РФ, НК РФ, КоАП, приказом № 34н, приказом о Плане счетов № 94н, ПБУ 5/01, другими документами. Кроме того, следует соблюдать принципы рабочей учетной политики организации в отношении признания доходов, расходов, принятия на учет ТМЦ [18].

    Основной целью работника бухгалтерии является отражение всех совершаемых операций в полном соответствии с действующим законодательством, а также соблюдение основных принципов ведения бухучета.

    Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В дебете данного счета учитываются суммы в соответствие с расчетной документацией, а в кредите суммы полученной оплаты за продукцию.

    Аналитический учет по этому счету ведется в отдельности по каждому счету, предъявленному заказчику, а при осуществлении расчетов плановыми платежами в отдельности по каждому заказчику и покупателю.

    Основными задачами учета расчетов с покупателями и заказчиками являются:

    - сформировать полную и достоверную информацию о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками, которая необходима внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

    - осуществлять контроль за состоянием расчетов с дебиторами;

    - контролировать соблюдение форм расчетов, которые устанавливаются в договорах с покупателями и заказчиками;

    - производить своевременную выверку расчетов с покупателями и заказчиками для исключения просроченной задолженности [13, с. 87].

    Таким образом, расчеты с покупателями и заказчиками входят в состав дебиторской задолженности и их учет осуществляется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».


    1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками


    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации и состоит из четырех уровней.

    Основу нормативного регулирования учета расчетов с покупателями и заказчиками составляет Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 861 ГК РФ расчеты на территории Российской Федерации могут осуществляться в наличной и безналичной форме. При наличных расчетах используются бумажные деньги (банкноты) и монеты. При безналичных расчетах денежные суммы перечисляются посредством бухгалтерских записей по банковским счетам либо в иной форме, не требующей физической передачи денег.

    В соответствии с ГК РФ под долгом следует понимать денежное обязательство, которое не исполнено и возникло по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими словами обязательство по уплате денежных средств [1].

    Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [4].

    В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например Федеральный закон «Об акционерных обществах», Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России. Основными нормативными документами второго уровня, регулирующими порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками являются следующие ПБУ.

    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н (ред. от 08.11.2010 г.). Положение устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ независимо от подчиненности форм собственности (кроме банков), включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета (бюджетные организации). Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления.

    Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015 г.). Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики предприятия [5].

    Вбухгалтерском учете выручка отпродажи продукции итоваров, поступления, связанные свыполнением работ, оказанием услуг, является доходами отобычных видов деятельности (п.5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» от 6 мая 1999 г. № 32н (ред. 06.04.2015 г.).

    Кроме вышеназванных документов обращаем внимание на Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, которое устанавливает порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов организациями.

    Третий уровень объединяет ведомственные документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

    Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/2008, являются документами четвертого уровня.

    Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации, первичные документы:

    - товарная накладная, счет-фактура;

    - учетные регистры: анализ счета 62, карточки счета 62;

    - оборотно-сальдовая ведомость по счету 62.

    Таким образом, в приведенных нормативных актах рассматривается подробный порядок организации и методология синтетического, аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками.




















    2 Особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками ПАО «Импульс»


    2.1 Краткая характеристика предприятия ПАО «Импульс»


    ПАО «Импульс» одна из старейших российских компаний оборонного комплекса, история возникновения которой относится к началу XX века. Небольшой дроболитейный завод стал основой для создания крупного научно-производственного объединения, производящего электронное оборудование военного назначения, гражданскую радиотехнику, медицинские приборы.

    ПАО «Импульс»развивается как научно-производственное предприятие, воплощающее современную концепцию высокотехнологичного предприятия, разрабатывающего радиоэлектронные подсистемы и приборы для заказчиков и внедряющего их в производство на своих компактных производственных мощностях с применением аутсорсинга по ряду специализированных технологических процессов и комплектующих.

    Отличительной особенностью предприятия является способность не только сохранить безупречное исполнение государственного заказа, но и развить ряд конверсионных направлений, используя последние разработки в сфере радиоэлектроники.

    ПАО «Импульс»сегодня - это предприятие c высоким исследовательским, технологическим, конструкторским и производственным потенциалом, надежный партнер, строго исполняющий все свои договорные обязательства.

    Структура предприятия ПАО «Импульс» является линейно-функциональной.

    Основные направления развития акционерного общества, Основными видами деятельности ПАО «Импульс» являются: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и других работ по разработке и производству вооружения и военной техники, в том числе работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, а также других работ и услуг в пределах коллективной компетенции и профессионализма, в том числе с применением драгметаллов.

    Основными направлениями деятельности Общества является выполнение государственного оборонного заказа по разработке и серийному производству различных составных частей образцов вооружения и военной техники в интересах Министерства Обороны РФ, а также АО «Рособоронэкспорт» по договорам с головными исполнителями.

    В 2016 году основным приоритетом деятельности ПАО «Импульс» по прежнему оставались работы по выполнению государственного оборонного заказа по разработке и производству составных частей образцов вооружения и военной техники в целях обеспечения создания новых видов образцов вооружения и поддержания должного уровня обороноспособности страны, а также в обеспечение выполнения межправительственных соглашений в области военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

    В табл. 2 представлены основные показатели деятельности ПАО «Импульс» за 2014-2016 гг. на основе годовой бухгалтерской отчетности.

    Таблица 2 Основные показатели деятельности ПАО «Импульс» за 2014-2016 гг.

    Наименование

    показателейГоды Изменение,

    (+;)Темп изменения, %2014 2015 2016 2015

    от

    2014 2016

    от

    2015 2015

    к

    2014 2016

    к

    2015 123456781.Выручка, тыс. руб.133556622065801847570871014-359010165,283,72. Себестоимость продаж, тыс. руб.75648513169441001308560459-315636174,176,03. Валовая прибыль,

    тыс. Руб.579081889636846262310555-43374153,695,14. Прибыль от продаж,

    тыс. Руб.205772451051349629245279-101422219,277,55. Рентабельность продаж, % 15,420,418,95-1,5132,592,6Продолжение табл. 2

    123456786. Среднесписочная численность, чел.80580881436100,4100,77. Расходы на оплату труда за год, тыс. руб.5511036118186818066071569988111,0111,48. Выработка на 1 работника в год, тыс. руб. 1659273122691072-462164,683,19. Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. 57057631026980360456701110,6110,610. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.1944572396863310164522991330123,3138,111. Фондоотдача на 1 руб. основных средств, руб./руб.6,869,215,582,35-3,63134,360,612. Фондоемкость на 1 руб. продукции, руб./руб.0,1450,1080,179-0,0370,07174,5165,713. Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб.132722120297132691314702492661601152,9132,614. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, оборотов1,01,080,680,08-0,4108,062,9

    Из данных табл. 2 видно, что в 2016 году предприятие сокращало объемы производства продукции в соответствии со снижением заказов, при этом наблюдается сокращение выручки от продаж на 16,3% и себестоимости продукции на 24%. Если в 2015 году наблюдался рост прибыли от продаж на 245279 тыс.руб. или в 2,1 раза, то в 2016 году прибыль от продаж сократилась на 101422 тыс.руб. Также наблюдается снижение рентабельности продаж на 1,5%.

    Несмотря на сокращение объемов производства, на предприятии наблюдался стабильный рост численности персонала, которая составила в 2016 году 814 чел.

    Расходы на оплату труда выросли с 551103 тыс.руб. в 2014 году до 681806 тыс.руб. в 2016 году.

    В 2016 году предприятие менее эффективно использовало свои трудовые ресурсы, так как наблюдалось снижение выработки на 1 работника на 462 тыс.руб. ввиду сокращения выручки и роста численности персонала. На предприятии в 2016 году наблюдался перерасход заработной платы, поскольку темпы роста среднемесячной заработной платы превышали темпы изменения выручки.

    Сокращение выручки в 2016 году также сказалось на снижении эффективности использования основных средств и оборотных активов. Фондоотдача основных фондов к концу 2016 года сократилась на 3,63 руб., а Фондоемкость выросла на 0,071 руб. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов сократился на 0,4 оборота.

    Руководству предприятия необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на повышение объемов производства и рост выручки, что позволит более эффективно использовать все имеющиеся ресурсы предприятия.



    2.2 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс»


    Расчеты с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» являются одним из видов расчетов. Организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» возложена на бухгалтеров по расчетным операциям.

    Покупатели и заказчики ПАО «Импульс» - это предприятия, которые приобретают произведенную продукцию, потребляют оказанные им услуги и выполненные работы.

    Рассмотрим документальное оформление учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс».

    Документооборот по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ПАО «Импульс» представлен на рис. 1.

    Рис. 1. Документооборот по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ПАО «Импульс» в «1С Бухгалтерия 8.3»


    Справочник «Контрагенты» в «1С Бухгалтерия 8.3» предназначен для хранения базы данных организаций и физических лиц, с которыми ПАО «Импульс» вступает в расчетные отношения. Данный справочник разделен на группы: покупатели и поставщики (рис. 2).

    Рис. 2. Справочник «Контрагенты» в «1С Бухгалтерия 8.3»


    Основными первичными документами по учету расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» являются: счета на оплату, накладные, счета-фактуры, договора, доверенности.

    Бухгалтер ПАО «Импульс» выставляет счет на оплату покупателю или заказчику и после оплаты производится отгрузка продукции или оказываются услуги. При этом формируются накладные и счета-фактуры в двух экземплярах.

    Счета-фактуры, выписанные ПАО «Импульс», регистрируют в книге продаж. Кроме счетов-фактур в книге продаж регистрируют ленты ККМ и бланки строгой отчетности, по которым принималась наличная выручка.

    Расчеты с покупателями и заказчиками ведется в журнале-ордере по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данные журнала-ордера по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» переносятся в главную книгу по которой в дальнейшем формируется бухгалтерская отчетность ПАО «Импульс».

    Расчеты с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» ведутся в наличной и безналичной форме.

    Основными формами безналичных расчетов в ПАО «Импульс» являются расчеты платежными поручениями, платежными требованиями и чеками.

    В Бухгалтерском балансе ПАО «Импульс» отражается задолженность покупателей и заказчиков в составе дебиторской задолженности по строке 1230, а также в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.


    2.3 Организация синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс»


    Для обобщения информации о расчетах за продукцию, товары, работы и услуги предназначен в ПАО «Импульс» счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ПАО «Импульс» открыты субсчета:

    62-01 «Расчеты с покупателями в рублях»;

    62-02 «Расчеты по авансам полученным».

    Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ПАО «Импульс» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, предъявленные в расчетных документах за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары, продукцию.

    Рассмотрим, как отражаются в учете ПАО «Импульс» расчеты с покупателями и заказчиками (табл. 3).

    Таблица 3 - Бухгалтерские проводки по учету расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» за сентябрь 2016 года

    Наименование операцииСумма, руб.ДебетКредитРеализованы товары за наличный расчет35400062-01 «Расчеты с покупателями и заказчиками»90 «Продажи»субсчет 90-1»Выручка»Учтена себестоимость отгруженных товаров25000090 «Продажи»субсчет

    90-2»Себестоимость продаж»

    41 «Товары»Учтена рассчитанная стоимость «исходящего» НДС 3218190»Продажи»субсчет

    90-3»Налог на добавленную стоимость»68»Расчеты по налогам и сборам»

    Отражена сумма денежных средств, поступивших на счет предприятия от покупателя за отгруженную продукцию35400050 «Касса», 51 «Расчетный счет»62-01»Расчеты с покупателями и заказчиками»Учтена прибыль от продажи (354000 250000 32181)7181990»Продажи»субсчет

    90-9»Прибыль/убыток от продаж»99»Прибыли и убытки»

    Рассмотрим пример расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» по безналичному расчету.

    ООО «Строймаш» 15 марта 2016 года приобрело Шкафы серии КИЛС-301446 в количестве 12 шт. по цене 94600 руб. за 1 шт.

    ПАО «Импульс» выставил счет на оплату ООО «Строймаш».

    Оплата была произведена 12.04.2016 г. в сумме 1339536 руб., в том числе НДС 18% - 204336 руб.

    Отгрузка продукции произведена 13.04.2016 г.

    В учете ПАО «Импульс» произведены следующие записи (табл. 4).




    Таблица 4 - Отражение в учете расчетов с покупателями ПАО «Импульс» по безналичному расчету

    Содержание операцииСумма, руб.ДебетКредитНа расчетный счет поступили денежные средства за приобретаемую продукцию13395365162-01Реализована продукция покупателю133953662-0190-1Начислен НДС с реализованной продукции20433690-268-2Отражена себестоимость реализованной продукции69573090-341Получена прибыль от реализации продукции43947090-999

    Аналогичным образом в ПАО «Импульс» отражаются расчеты с покупателями за наличный расчет. Рассмотрим это на примере.

    ПАО «Импульс» 17.12.2016 г. оказало услуги по раскройке листового металла ООО «Оптима» на сумму 5310 руб., в том числе НДС 18% - 810 руб. ООО «Оптима» за оказанную услугу оплатило наличными в кассу ПАО «Импульс».

    В учете ПАО «Импульс» произведены следующие записи (табл. 5).

    Заказчику за оказанные услуги предоставлены: Акт выполненных работ, накладная, счет-фактура и кассовый чек.

    Таблица 5 - Отражение в учете расчетов с покупателями ПАО «Импульс» за наличный расчет

    Содержание операцииСумма, руб.ДебетКредитОказаны услуги заказчику531062-0190-1Начислен НДС с услуг81090-268-2Списана фактическая себестоимость оказанных услуг280090-320Оплачено заказчиком в кассу за раскройку листового металла53105062-01

    В ПАО «Импульс» учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется также с использованием авансов полученных. Рассмотрим это на примере.

    ПАО «Импульс» 25.09.2016 г. получило авансовый платеж от компании ООО «Импульс» на отгрузку готовой продукции в размере 236000 руб. 02.09.2016 г. ПАО «Импульс» отгрузило часть готовой продукции на сумму 47200 руб. (в том числе НДС 7200 руб.)

    В учете ПАО «Импульс» произведены следующие записи (табл. 6).

    Таблица 6 - Отражение в учете расчетов с покупателями ПАО «Импульс» по авансам

    Содержание операцииСумма, руб.ДебетКредитПоступил аванс от покупателя на расчетный счет 2360005162-02Начислен НДС с аванса по ставке 18%3600062-0268-2Реализована готовая продукция4720062-0190-1Начислен НДС с реализованной продукции720090-368-2Восстановление НДС720068-262-02Закрытие аванса4720062-0262-01

    Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ПАО «Импульс» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, что позволяет обеспечить получение информации в разрезе: расчетных документов, срок оплаты которых не наступил; неоплаченных в срок расчетных документов; авансов полученных.

    В ПАО «Импульс» в конце отчетного года проводится инвентаризация расчетов. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель ПАО «Импульс».

    Как правило, перед началом инвентаризации составляют акты сверки расчетов с другими организациями.

    Акт сверки, составляемый ПАО «Импульс» представлен в табл. 7.

    Результаты инвентаризации отражают в акте инвентаризации расчетов с покупателями, заказчиками и другими дебиторами (кредиторами) (форма № ИНВ-17) и специальной справке (приложение к форме № ИНВ-17).

    Специального бланка для акта сверки расчетов в ПАО «Импульс» нет, поэтому его составляют в произвольной форме.




    Таблица 7 - Акт сверки между ПАО «Импульс» и ООО «Нерудстром» за декабрь 2016 г.

    ДокументыПо данным

    ПАО «Импульс» По данным

    ООО «Нерудстром»ДтКтДтКтСальдо на начало, руб.0,000,0024.12.2016Платежное поручение 18716 012,0016 012,0025.12.2016Платежное поручение 18814 800,0014 800,0028.12.2016Накладная № 12313 300,0413 300,0428.12.2016Накладная № 12513 006,0313006,0328.12.2016Накладная № 13214 007,9714007,9730.12.2016Акт п/п векселей26 565,0026 565,0031.12.2016Накладная № 18315 032,0615032,0631.12.2016Платежное поручение 22326 600,0026 600,0031.12.2016Накладная № 41121 094,9321094,93Обороты, руб.76 441,0383 977,0083 977,0076441,03Сальдо на конец, руб.2 464,032 464,03Сальдо на 01.01.2016 г. составляет 2 464,03 руб. (Двадцать две тысячи четыреста шестьдесят четыре руб. 03 коп.) в пользу ПАО «Импульс»

    Акт составляют по каждому дебитору и кредитору в 2 экземплярах:

    1. первый экземпляр остается в бухгалтерии;
    2. второй экземпляр направляют в организацию, с которой производилась сверка.
    3. Акт хранят в архиве организации 5 лет.

    В применяемой в ПАО «Импульс» программе «1С Бухгалтерия 8.3» предусмотрена возможность автоматического проведения зачета дебиторской и кредиторской задолженностей по разным договорам одного контрагента. Можно перенести задолженность с одного контрагента на другого контрагента, а также зарегистрировать списание безнадежного долга.

    Акт сверки взаиморасчетов с контрагентами в ПАО «Импульс» формируется автоматически и сохраняется в программе. Можно сформировать акт сверки по отдельному договору контрагента, счету расчетов, в рублевой и валютной сумме.

    Реализована возможность проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности ПАО «Импульс». По результатам инвентаризации формируются формы ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» и ИНВ-22 «Приказ о проведении инвентаризации».

    Операции по расчетам с покупателями и заказчиками отражаются в учете бухгалтерией предприятия своевременно и в соответствии с действующими нормативными актами.

    В ходе изучения организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» и первичных документов было выявлено следующее:

    - в организации присутствует вся первичная документация по всем отгруженным ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. По каждой сделке присутствуют все накладные, счета-фактуры и договора поставки;

    - выявлены расхождения между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете. Установлено, что они носят разовый характер. Так, отгруженные товары по счету-фактуре № 2531 от 10.07.2016 г. были зарегистрированы в учете только 03.08.2016 г., также расхождения выявлены по отгруженным товарам по счету-фактуре №1139 от 10.08.2016 г. зарегистрированные 10.08.2016 г.;

    - изучение законности первичной учетной документации, оформляющей операции по расчетам с покупателями и заказчиками показала, что в ряде случаев соблюдены не все требования к оформлению документации. Так в счете-фактуре № 128 на отгрузку продукции от 20.08.2016 г. не указаны реквизиты получателя продукции. Такие же нарушения выявлены по счетам-фактурам №139 от 25.08.2016 г., № 141 от 27.08.2016 г.;

    - не составляется график документооборота;

    - нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, что может привести как к утере документов, так и различного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией (приписки, исправления в документах, уничтожение или подлог документов и т.п.).

    Таким образом, мы изучили особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» и выяснили, что отражения задолженности покупателей за реализованные ценности (работы, услуги) на предприятии применяется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» к которому открыты два субсчета: 62-01 «Расчеты с покупателями в рублях»; 62-02 «Расчеты по авансам полученным».

    Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» ведется за наличный расчет, в безналичной форме и по авансам.

    В изучаемом периоде с 2014 по 2016 гг. деятельность, связанная с реализацией товаров, в части расчетов с покупателями и заказчиками осуществлялась предприятием в соответствии с действующим законодательством.

    Операции по расчетам с покупателями и заказчиками отражаются в учете бухгалтерией предприятия своевременно и в соответствии с действующими нормативными актами.

    Однако в учете имеется ряд недостатков:

    - не определены обязанности и ответственность работников службы внутреннего контроля;

    - не соблюдаются требования к оформлению первичной документации;

    - не составляется график документооборота;

    - нет четкого установленного порядка хранения документации.




    3 Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс»


    В табл. 8 представим нарушения и способы их исправления в учете расчетов с покупателями и заказчиками ПАО «Импульс».

    Таблица 8 - Нарушения и рекомендации по их исправлению в учете расчетов с покупателями и заказчиками ПАО «Импульс»

    НарушенияРекомендации- выявлены расхождения между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете Установлено, что они носят разовый характер. Так, отгруженные товары по счету-фактуре № 2531 от 10.07.2016 г. были зарегистрированы в учете только 03.08.2016 г., также расхождения выявлены по отгруженным товарам по счету-фактуре №1139 от 10.08.2016 г. зарегистрированные 10.08.2016 г.Не допускать расхождений между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете.

    Соблюдать все требования к оформлению документации- проверка законности первичной учетной документации, оформляющей операции по расчетам с покупателями и заказчиками показала, что в ряде случаев соблюдены не все требования к оформлению документации. Так в счете-фактуре № 128 на отгрузку продукции от 20.08.2016 г. не указаны реквизиты получателя продукции. Такие же нарушения выявлены по счетам-фактурам №139 от 25.08.2016 г., № 141 от 27.08.2016 г.Не допускать расхождений между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете.

    Соблюдать все требования к оформлению документации

    Важным шагом совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» является разработка графика документооборота, т.к. его отсутствие может привести к серьезным ошибкам в заполнении, движении и хранении документов. Отсутствие таких графиков само по себе не влечёт каких-либо нежелательных последствий в виде штрафов и разного рода взысканий, однако, наблюдается бесконтрольность в сфере документопотоков. ПАО «Импульс» по возможности нужно составить график документооборота во избежание ошибок, связанные с отсутствием графиков (утеря документов, отсутствие нужных документов, несвоевременная регистрация документации).

    В соответствии с пунктом 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации порядок и сроки передачи первичных документов в бухгалтерию устанавливаются графиком документооборота.

    Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер.

    Работники предприятия (начальники отделов, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и др.) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, согласно графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются: документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя; сроки представления документов; подразделения предприятия, в которые должны сдаваться документы.

    Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременность составления документов и достоверность содержащихся в них данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

    Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота осуществляет главный бухгалтер.

    После составления графика документооборота будет установлен порядок хранения документации, который в настоящее время на предприятии не установлен. Данное нарушение может привести к штрафным санкциям при налоговой проверке. ПАО «Импульс» нарушает требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Налогового кодекса РФ.

    Подпунктом 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги.

    Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность должны храниться не менее пяти лет. В данном случае необходимо учитывать следующее. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и ведением учета, а Налоговый кодекс РФ - отношения по установлению и взиманию налогов и сборов.

    Соблюдение требований к оформлению первичной документации должно возлагаться на бухгалтерскую службу и службу внутреннего контроля ПАО «Импульс». Отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу (наименование документа, код формы, наименование должностей) не влечёт за собой каких-либо серьёзных последствий. Отсутствие любого из остальных обязательных реквизитов может привести к разногласиям с налоговыми органами и иными заинтересованными лицами. Для устранения и предупреждения выявленных недостатков по оформлению первичных документов ПАО «Импульс» необходимо переоформить документ в рамках отчётного периода. В противном случае необходимо обеспечить (если необходимо - путём дооформления документа) наличие всех обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством, а именно Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте).

    В соответствии с новым Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события.

    Основным направлением совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» необходимо определить обязанности и ответственность работников службы внутреннего контроля. Для этого необходимо разработать и утвердить должностные инструкции на каждого работника.

    Главная задача работников службы внутреннего контроля - периодическая проверка установленных правил выполнения управленческих процедур менеджерами компании. В первую очередь, это относится к сбыту и снабжению. В сбыте упор делается на проверке обоснованности предоставления скидок и бонусов, отгрузки товаров без предоплаты и в рассрочку. Проверки проводятся по графику, который хранится в тайне от других подразделений. По инициативе собственников или менеджера компании служба внутреннего контроля может организовать и внеплановую проверку.

    К задачам службы внутреннего контроля в ПАО «Импульс» будут относиться:

    - идентификация и оценка рисков;

    - разработка и внедрение эффективных и полных информационных систем управления;

    - информационное обеспечение процессов управления;

    - разработка и внедрение внутренних регламентов, документов, процедур;

    - сбор и анализ оперативной и аналитической информации о деятельности предприятия;

    - предупреждение мошенничеств, злоупотреблений со стороны персонала организации и обеспечение сохранности имущества;

    - эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

    - поддержание высокого профессионального уровня персонала.

    В целях управления дебиторской задолженностью ПАО «Импульс» и повышения прибыли необходима информация о покупателях и их платежах. Такие данные можно получить посредством доработки системы бухгалтерского учета. Прежде чем доработать систему бухгалтерского учета в организации, необходимо выделить проблемы учета и контроля задолженности дебиторов (рис. 3).

    Рисунок 3 - Проблемы, существующие в ПАО «Импульс» по управлению задолженностью дебиторов


    Чтобы управлять дебиторской задолженностью необходима следующая информация:

    1. неоплаченные дебиторские счета;
    2. размер безнадежной и сомнительной задолженности дебиторов, которая оценена на основании установленных внутрифирменных нормативов;
    3. по каждому из дебиторских счетов - время просрочки платежа;
    4. кредитная история клиента.

    Первоочередной мерой по совершенствованию системы учета, управления и контроля дебиторской задолженности ПАО «Импульс» является изменение структуры бухгалтерии и внедрение группы по расчетам и управлению дебиторской задолженностью.

    Далее ПАО «Импульс» предлагается разработать и принять «Положение о работе с дебиторской задолженностью».

    Целью положения является установление порядка работы с дебиторской задолженностью, направленного на своевременное выявление дебиторской задолженности и ее погашения.

    Таким образом, нами были даны рекомендации по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» и рассмотрены предупредительные меры для того, чтобы эти нарушения не повторялись.

















    Заключение


    Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на каждом предприятии, поскольку основную выручку предприятия получают от реализации продукции покупателям, оказания услуг и осуществления работ заказчикам.

    Для достоверного обобщения информации в рамках взаимоотношений по реализованным товарам, продукции, другим ТМЦ или оказанным услугам необходим учет расчетов с покупателями и заказчиками. Основные нюансы выполнения обязательств закрепляются в договорах, а исполнение (неисполнение) условий по оплате и отгрузке ведет к возникновению дебиторской или кредиторской задолженности.

    Данный участок учета является трудоемким, поскольку бухгалтерии предприятия постоянно нужно следить за расчетами во избежании просрочек оплаты со стороны покупателей и заказчиков.

    Изучение особенностей бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» показало, что для отражения задолженности покупателей за реализованные ценности (работы, услуги) на предприятии применяется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» к которому открыты два субсчета: 62-01 «Расчеты с покупателями в рублях»; 62-02 «Расчеты по авансам полученным». Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» ведется за наличный расчет, в безналичной форме и по авансам.

    Операции по расчетам с покупателями и заказчиками отражаются в учете бухгалтерией предприятия своевременно и в соответствии с действующими нормативными актами. Однако в учете имеется ряд недостатков: не определены обязанности и ответственность работников службы внутреннего контроля; не соблюдаются требования к оформлению первичной документации; не составляется график документооборота; нет четкого установленного порядка хранения документации.

    Для совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками в ПАО «Импульс» нами были даны рекомендации и рассмотрены предупредительные меры для того, чтобы эти нарушения не повторялись. Было предложено:

    - определить обязанности и ответственность работников службы внутреннего контроля в ПАО «Импульс» путем составления на них должностных инструкций. Это необходимо сделать для создания определенного внутреннего контроля как за расчетами с поставщиками и покупателями, так и в целом бухгалтерского учета;

    - составить график документооборота во избежание ошибок, связанные с отсутствием графиков (утеря документов, отсутствие нужных документов, несвоевременная регистрация документации);

    - в соответствие с графиком документооборота установить порядок хранения документов во избежание штрафов за нарушение правил учёта доходов и расходов, а также начисление налогов исходя из обычного уровня доходов предприятия;

    - соблюдать требования к оформлению документов, которые должны возлагаться на бухгалтерскую службу. По мере возможности переоформить документы, в которых выявлены ошибки в рамках отчетного периода;

    - разработать и принять «Положение о работе с дебиторской задолженностью».












    Список использованных источников


    1. Гражданский кодекс Российской Федерации : [Электронный ресурс] : федер. Закон от 30ноября1994года №51-ФЗ (в ред. от 28.33.2016) // КонсультантПлюс : [правовой сайт]. Режим доступа : #"justify">Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.07.2016) «Об акционерных обществах» // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 1.
    2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.37.2016) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7344.
    3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/2008 [Текст] : утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н (ред. 06.04.2015 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2015. - № 50. - С. 11-17.
    4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н) (ред. 27.12.2012 г.) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет [Текст] : учебник / И.В. Анциферова . - М. : ИТК «Дашков и К», 2015. - 556 с.
    5. Астахов, В. П. Бухгалтерский финансовый учёт [Текст] / В. П. Астахов. - М.: Издательство «Март», 2014. - 960 с.
    6. Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет [Текст] : Учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 510 c.
    7. Бровкина, Н. Д. Международные стандарты финансовой отчетности. Учебное пособие [Текст] / Н.Д. Бровкина. М. : Экономист, 2013. 155 с.
    8. Бухгалтерский (финансовый) учет: Теория и практика [Текст] : Учебное пособие / Погорелова М.Я. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 331 с.
    9. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] : Учебник / Д. В. Лысенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 477 с.
    10. Вовнянко, Е. А. Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками [Текст] / Е. А. Вовнянко, Л. А, Парамонова // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 87-90.
    11. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика [Текст] / В.В. Ковалев. М.: Проспект, 2016. 439 с.
    12. Кондраков, Н. П. Самоучитель по бухгалтерскому учету: Учебное пособие [Текст] / Н. П. Кондраков. М. : Проспект, 2014. 560 с.
    13. Малкин, О. Управление задолженностью. Стратегии взыскания долгов и защиты от кредиторов [Текст] / О. Малкин. М. : Издательский дом: ООО «Вершина», 2013. - 42 с.
    14. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь 5-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М, 2013. 495 с.
    15. Расчеты с покупателями и заказчиками [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spmag.ru/articles/raschety-s-pokupatelyami-i-zakazchikami (дата обращения 20.10.2016 г.)
    16. Учет расчетов с покупателями и заказчиками [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://okbuh.ru/buhgalteriya/uchet-raschetov-s-pokupatelyami-i-zakazchikami (дата обращения 20.10.2016 г.)
    17. Чувикова, В.В. Бухгалтерский учет и анализ [Текст]: учебник / Т.Б. Иззука, В.В. Чувикова. - М. : ИТК «Дашков и К», 2015. - 248 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Бухучет-2 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.