Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Бухучет

  • Вид работы:
    Другое по теме: Бухучет
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    12.08.2018 23:34:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ АНОО ВО



    Специальность/Направление 38.03.02 Менеджмент__________________________

    шифр название


    Профиль подготовки _________________________________________________________





    _____ Курсовая работа_____________________________

    вид работы (Курсовая работа, курсовой проект, эссе, реферат, доклад и т.д.)



    по дисциплине _Бухгалтерский учет________________


    на тему _Основные принципы ведения бухгалтерского учета на современном предприятии______


    Выполнил: студент(ка) группы УПз-138у_______________

    название группы

    _____Иноземцева Карина Сергеевна_______________

    ФИО студента


    Подпись студента: __________________________


    Форма обучения ___заочная__________________

    (очная, заочная)



    Руководитель: ___________________________

    должность, научная степень

    ______________________________

    ФИО руководителя


    Консультант: ___________________________

    должность, научная степень

    ______________________________

    ФИО консультанта



    Дата сдачи работы: ____.________.________


    Дата защиты работы: ____.________.________


    Оценка (зачёт):____________________________


    Подпись руководителя/консультанта: __________________________________






    ВОРОНЕЖ ___2016_______

    Содержание


    Введение…………………………………………………………………………….3Глава 1.Теоретические основы организации бухгалтерского (финансового) учета в организации……………………………………………………

    61.1.Понятие, предмет и метод бухгалтерского (финансового) учета……61.2.Бухгалтерия, как структурное подразделение аппарата управления предприятием……………………………………………………………

    91.3.Рабочее место бухгалтера и планирование его работы………………131.4.Базовые принципы бухгалтерского учета……………………………..15Глава 2.Функции и структура бухгалтерского (финансового) учета

    ЗАО «Солонит»…………………………………………………………

    182.1.Организационно-экономическая характеристика организации.…….182.2.Структура бухгалтерии ЗАО «Солонит» и ее анализ………………...222.3.Формирование учетной политики……………………………………..31Глава 3.Повышение значимости бухгалтерского учета как базы для

    принятия управленческих решений в условиях неопределенности на ЗАО «Солонит»……………………………………………………...


    35Заключение…………………………………………………………………………38Список литературы………………………………………………………………...40Введение


    Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимость в учете возникла в глубокой древности. Естественно, что в начале человек вел простейший учет. Средства для этого были весьма примитивными. С развитием общества требования к учету росли, менялись стоящие перед ним задачи. Изменение способа производства влечет за собой перестройку структуры общества, экономического уклада, изменения методов руководства деятельностью предприятий, а это предъявляет другие требования к информации, меняет цели и задачи.

    Учет был и остается важнейшей функцией управления независимо от общественной формации. Совершенствование управления экономикой во многом определяется организацией бухгалтерского (финансового) учета. Рост объема перерабатываемой информации, изменение хозяйственного механизма требует постоянного поиска эффективной структуры бухгалтерской службы. Оптимальный вариант структуры бухгалтерии должен соответствовать интенсивному пути развития организации учета в сочетании с качественной обработкой данных, своевременностью представления информации для управления, действенностью выполнения контрольных функций.

    Выполнить все возрастающий объем работ по управлению предприятием, лишь увеличивая штаты, просто невозможно. Есть два пути решения данной проблемы. Оба пути между собой тесно связаны и взаимозависимы: совершенствование организации и компьютеризации работников бухгалтерии. К вопросам рациональной организации б/у предприятий и организаций можно отнести следующее: вопросы организации сбора и обработки экономической информации, охватываемой бухгалтерией (исследование документации первичной информации, исследование принципов построения носителей первичной информации и группировки ее на счетах и др.); вопросы улучшения организации работы бухгалтерской службы (типизация и унификация структур аппарата бухгалтерий, разработка методов расчета численности занятых в них работников, принципы разделения труда между ее подразделениями и исполнителями и т.д.). В новых экономических условиях от бухгалтера требуется высочайшая квалификация в финансовых вопросах, доскональное знание бухгалтерского (финансового) учета, владение налоговым законодательством, хорошее знание своих прав, обязанностей и ответственности. Требуется умение вести дискуссию, твердость характера, владение этикой взаимопонимания. Естественно, что акционерные общества, коммерческие банки, фирмы, частные предприятия и т.п. относятся к своим капиталам иначе.

    Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов ведения бухгалтерского учета на современном предприятии.

    Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: изучить теоретические основы принципов бухгалтерского учета, функций и структуры бухгалтерского (финансового) аппарата организации, охарактеризовать бухгалтерию, как структурное подразделение аппарата управления предприятием, права, обязанности и ответственность главного бухгалтера, рабочее место бухгалтера и планирование его работы; проанализировать функции и структуру бухгалтерского (финансового) аппарата ЗАО «Солонит»; разработать рекомендации и предложения по совершенствованию организации бухгалтерской службы на ЗАО «Солонит».

    Объектом научного исследования выступают принципы бухгалтерского учета, обеспечивающие информационные потребности различных групп пользователей бухгалтерской отчетности.

    Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

    В первой главе изложены теоретические основы организации бухгалтерского (финансового) учета в организации, рассмотрена бухгалтерия, как структурное подразделение аппарата управления предприятием, рабочее место бухгалтера и планирование его работы, базовые принципы бухгалтерского учета.

    Во второй главе рассмотрен анализ функций и структуры бухгалтерского (финансового) учета ЗАО «Солонит».

    В третьей главе изложены основные моменты повышения значимости бухгалтерского учета как базы для принятия управленческих решений в условиях неопределенности на ЗАО «Солонит».

    В работе применялись методы теоретического и эмпирического исследования, такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, а также логический, исторический и комплексный подходы к научному познанию.

    Теоретической и методологической основной исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов (Ю.А. Бабаев, Н.Л. Вещунова, О.В. Ефимова, О.Ю. Ивановская, Т.Н. .Малькова), международные стандарты финансовой отчетности, справочные материалы, статистические данные.




    Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского

    (финансового) учета в организации

    1.1.Понятие, предмет и метод бухгалтерского (финансового) учета


    Хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику экономических явлений и процессов с целью контроля и более эффективного управления ими. Цель и задачи хозяйственного учета на современном этапе. Совершенствование управления экономикой, становление рыночных отношений, использование различных форм собственности, создание предприятий с участием иностранных партнеров, ориентация на Международные бухгалтерские стандарты предполагают дальнейшее повышение роли и значения учета и аудита. В Российской Федерации действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три взаимосвязанных вида учета: оперативный; статистический; бухгалтерский. Оперативный (или оперативно-технический) учет осуществляется для повседневного текущего руководства и управления предприятием, участками, производствами, цехами. С помощью оперативного учета управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов на предприятии об объемах выпущенной продукции, ее продаже, о наличии производственных запасов. Источником информации для получения таких сведений могут быть как документы, так и данные, полученные по телефону, телетайпу, факсу, в устной форме. Оперативно-технический учет может прерываться во времени, и надобность в нем появляется по мере необходимости [8, c. 105].

    Статистический учет изучает явления, носящие обобщающий, массовый характер в различных областях хозяйства, экономики, науки, образования. Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии экономики, тенденциях ее развития, движении рабочей силы, товаров, ценных бумаг, материальных запасов, численности и составе населения по возрасту, полу, профессиям. Статистика широко использует выборочный метод наблюдения и регистрации, осуществляет единовременный учет и переписи. Для этих целей она применяет информацию бухгалтерского (финансового) и оперативно-технического учета [5, с.78].

    Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в денежном выражении, так и в натуральных показателях. Из определения следует, что в бухгалтерском учете:

    1. имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, задолженности как предприятию, так и другим предприятиям, организациям;
    2. осуществляется непрерывность во времени отражения происходящих хозяйственных фактов. Предполагается, что происходят постоянное наблюдение и отражение хозяйственных операций, связанных с движением основных фондов, производственных запасов, денежных средств, ценных бумаг, расчетов, фондов, кредитов;
    3. каждый хозяйственный факт оформляется документально бумажным первичным документом или машинным носителем информации, который имеет правовую основу, согласно ему устанавливается ответственность за выполняемую хозяйственную операцию, а следовательно, документ приобретает юридическую силу;
    4. все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные показатели;
    5. существует взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйственной деятельности, обусловленное взаимной зависимостью совершающихся фактов.

    Так, при поступлении материальных ресурсов на склады предприятия обязательно должно быть указано, откуда они поступили: от поставщиков или в результате передачи их из цеха в цех. Выплата заработной платы работникам предприятия из кассы наличными подтверждает уменьшение задолженности предприятия работающим, а также уменьшение денежных средств в кассе[7, с.89].

    Перечисленные особенности бухгалтерского (финансового) учета отличают его от оперативно-технического и статистического видов учета. Но только использование информации всех трех видов учета, хозяйственного учета как целостной системы, позволяет предприятиям наиболее эффективно управлять хозяйственной деятельностью, удовлетворять запросы потребителей продукции, выполнять работы и оказывать услуги, оценить положение предприятия на рынке, Основной целью хозяйственного учета является формирование качественной (полной, достоверной) и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, для определения поведения предприятия на рынке, выявления положения предприятий-конкурентов [11, c. 68].

    Бухгалтерский учет имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского (финансового) учета позволяет установить его содержание и отличие от других предметов. Содержание предмета бухгалтерского (финансового) учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов. Объектами бухгалтерского (финансового) учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово - хозяйственной деятельности.


    1.2. Бухгалтерия, как структурное подразделение аппарата управления предприятием


    В подчинении у руководителя имеется орган управления своеобразный штаб. Его особенностью является то, что он создается для помощи руководителю в сборе первичной информации, ее систематизации, переработки, выработки команд по управлению и контроле за их передачей и получением.

    Бухгалтерский учет служит важнейшим инструментом контроля за хозяйственной деятельностью, способствует получению прибыли, правильному использованию денежных, материальных и трудовых ресурсов. Поэтому бухгалтера с полным основанием можно назвать «правой рукой» директора, его первым помощником[13, с. 67].

    Являясь составной частью управленческого аппарата, бухгалтерия тесно связана со всеми службами, отделами и производственными подразделениями предприятия, получая от них необходимую для учета и контроля документацию и снабжая их экономической информации о результатах работы. Таким образом, она оказывает непосредственное влияние на ход производства, снабжения и сбыта продукции, на рентабельность и другие экономические показатели. Возрастание масштабов экономической деятельности, усложнение связей внутри нее требуют значительно увеличить численность работников бухгалтерии. Так, в начале 90-х годов, в связи с начатыми экономическими преобразованиями резко возросла потребность в бухгалтерах.

    В соответствии с Федеральным Законом от 21.11.96 г. № 129- ФЗ « О бухгалтерском учете « ст. 6 руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу, как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение б\ у централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Разработав учетную политику организации, утвердив ее, руководитель должен определить структуру аппарата управления и штат бухгалтерии, дается должная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению их квалификации, составляются графики учетных работ. При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.

    При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных цехов, подразделений, отделов организации и т.д. В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций [3, с. 82].

    При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделением организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов составляет сводный баланс и отчеты по организации, а так же осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.

    Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях. В основной же части организации применяют централизованную систему бухгалтерского (финансового) учета. Структура бухгалтерского (финансового) аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличие технических средств учета. В настоящее время сложилось три основных типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная). При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру [9, c. 103].

    Главный бухгалтер


    Заместитель главного бухгалтера

    Касса бухгалтерия

    ОКСа ЖКО

    Группа (отделы, секторы)


    МатериальнаяУчета оплаты трудаПроизводственно.-калькуляционнаяУчета готовой продукцииобщая

    Рисунок 1. Общая схема бухгалтерского (финансового) аппарата

    средних и крупных организаций


    Общая схема бухгалтерского (финансового) аппарата средних и крупных организаций представлена на рис.1. Важным этапом разработки структуры бухгалтерии является формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии. Основным назначением графиков учетных работ является распределение работ между исполнителями, определение времени выполнения работы, намечаются мероприятия по научной организации труда счетных работников. Графики бывают индивидуальные, структурные и сводные. В индивидуальных графиках (календарных планах) указывается, какие работы должны выполняться каждым работником и срок их выполнения. Графиком регламентируется занятость работника и внутри рабочего дня, и на более длительные периоды (месяц, квартал и т.д.) [1, c. 83]

    В структурных графиках указывается, какие работы и в какой срок должны выполняться отдельными структурными частями бухгалтерии или организации (расчетной группы бухгалтерии, складом, цехом и т.п.) В сводном графике указываются сроки выполнения отдельных учетных работ (составление отчетности, проведение инвентаризации и т.д.) по организации в целом.

    Таблица 1

    Пример графика документооборота по предприятию, учреждению

    Утверждено приказом № от « « 200 г.

    Создание документаПроверка документаОбработка документаПередача в архивНаименование документаКол-во экземп.Ответств. За выпискуОтветств. за оформлен.Ответств. за исполнен.Срок исполне

    нияОтветственный за проверкуКто представляетПорядок представлСрок исполне

    нияКто исполня

    етСрок исполне

    нияКто исполня

    етСрок исполне

    ниятре

    бование

    2

    ЦехОМТС

    бух-рия

    складЕжедневно (до…час)Бух-рия1-экз цехПри отчетеежедневнобухгалтерияежедневноБухгалтерияПо истечении квартала2- экз цехПри реестре

    В нем в обобщенном виде отражается весь учетный процесс, и ответственность за его выполнение лежит на главном бухгалтере или старшем бухгалтере организации. Графики учетных работ составляются в виде таблиц, причем в таблицах предусматриваются отметки о сроках выполнения запланированных работ. Пример составления графика запланированных работ представлен в виде таблицы № 1. Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Руководители организации обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а так же при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. При оборудовании кассы нужно руководствоваться «Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий». Приложение № 3 к «Порядку введения кассовых операций в РФ». Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя организации, главных бухгалтеров, кассиров.



    1.3. Рабочее место бухгалтера и планирование его работы


    Работники бухгалтерии относятся к категории работников умственного труда. К категории умственного труда относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т.д. Исходя из требований НОТ рациональная организация рабочего места работника умственного труда существенный момент в создании условий для плодотворной работы. Под рабочим местом работника, в нашем случае работника бухгалтерии, подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Задача совершенствования рабочего места предполагает оснащение его всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а так же рациональное расположение необходимого освещения, создание наиболее комфортных условий для работы, предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, большими статическими нагрузками [10, с.78].

    Существует ряд общих требований к организации рабочего места, главными из которых являются досягаемость, обозримость всех рабочих материалов, а так же изолированность рабочего места. Досягаемость предполагает такую планировку рабочего места, при которой все механические средства и рабочие материалы располагаются так, что работа с ними не требует лишних движений, не приводит к утомлению и нерациональным затратам рабочего времени. Обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов позволяет сократить потери рабочего времени на их поиск. Изолированность рабочего места позволяет снять излишнее напряжение, избежать влияния отвлекающих факторов. Поскольку труд бухгалтера связан с постоянным поиском информации, то возможность быстро находить ее является важным условием повышения плодотворности труда, а так же его качества и оперативности. Увеличение объема информации усложняет систему ее поиска и предполагает наличие определенных навыков, позволяющих быстро и профессионально ориентироваться в ней, полнее использовать различные источники. Подготовленность любого специалиста в вопросах получения информации должна складываться из ряда необходимых представлений: об общей системе научно-технической информации, обо всех источниках информации по конкретной специальности, о наиболее совершенной системе поиска информации. Одним из важных элементов организации труда бухгалтера является создание и хранение личного архива, без которого серьезная работа невозможна. Личный архив может включать различные документы, копии, картотеки и др. Упорядочение личного архива позволяет наиболее полно использовать информацию о работе, систематически пополнять ее, сокращать время на поиск необходимых материалов. Удобство и эффективность использования личного архива во многом зависят от того, насколько правильно хранятся рабочие документы.

    1.4. Базовые принципы бухгалтерского учета


    Отечественная и международная практика учета строится на соблюдении определенных принципов или требований. Базовые принципы бухгалтерского учета предполагают использование определенных допущений и требований. Перечень допущений, установленных в российских нормативных актах регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предусматривает [12, с. 112]:

    1. имущественную обособленность организации, которая означает отдельное ведение учета активов и источников их образования каждой организацией;
    2. двойственностьв бухгалтерском учете или обязательное равенство активов организации с источниками их образования на любую дату функционирования организации;
    3. момент стоимостипризнает первичным в учете стоимость приобретения, а вторичным - ожидаемый доход от использования приобретенных активов;
    4. непрерывную деятельность, предполагающую, что организация будет существовать в обозримом будущем и продолжать свою деятельность;
    5. последовательность применения учетной политики(постоянства) связана с предыдущим допущением и означает, что принятые организацией способы ведения учета будут соблюдаться последовательно в будущем;
    6. временную определенность отражения в учете хозяйственных операций, в соответствии с которой все факты хозяйственной деятельности должны отражаться в том отчетном периоде, где имели место независимо от времени поступления денег. Данное допущение соответствует принципу начисления, применяемому в международных стандартах по учету и отчетности;
    7. соответствие доходов и расходовили соизмерение и сопоставление полученных доходов с произведенными расходами, имеющими отношение к данному отчетному периоду;
    8. разграничение текущих издержек на производство и вложений во внеоборотные активыпозволяет правильно и в полном объеме исчислить себестоимость отдельных видов продукции или выполненных работ, оказанных услуг, а также стоимость приобретенных внеоборотных активов;
    9. осмотрительность (осторожность)- это бoльшая готовность учета к расходам и потерям, нежели к доходам;
    10. денежное измерениеозначает, что бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций экономического субъекта ведется в валюте Российской Федерации - в рублях;
    11. периодичность обобщения учетной информации, согласно которой бухгалтерская информация предоставляется в виде различных форм отчетности за определенные периоды времени (месяц, квартал, 9 месяцев и год).

    Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе управления в условиях рыночной экономики из-за соблюдения следующих требований:

    1. документальное оформление всех хозяйственных операций предусматривает, что все факты хозяйственной деятельности должны фиксироваться документами в письменной форме;
    2. своевременность учетаозначает, что учет должен предоставлять все необходимые сведения о деятельности организации в строго установленные сроки;
    3. точность и объективность учета- подразумевает, что все учетные сведения должны быть правильными, верно отражающими действительность;
    4. полнота учета- предусматривает охват всех сторон деятельности организации и полную характеристику всех производимых операций;
    5. приоритет содержания перед формойпредполагает, что соблюдение правовой нормы и экономической целесообразности хозяйственных операций должно преобладать над формой, регламентированной соответствующими нормативными документами;
    6. существенностьозначает, что информация признается существенной в российском учете, если ее пропуск или искажение может повлиять на принятие заинтересованными пользователями экономических решений. Данная информация подлежит обязательному отражению обособленно в отчетности или в пояснениях к отчетности;
    7. непротиворечивость бухгалтерской информациипредусматривает, что данные текущего учета в разрезе отдельных видов активов и обязательств должны соответствовать оборотам и остаткам, объединяющего их экономически однородного объекта учета на начало и конец отчетного периода;
    8. ясность и доступность учетапредполагает прежде всего необходимость представления информации о деятельности организации всем пользователям, как внутренним, так и внешним;
    9. экономичность и рациональность учета- это необходимость обеспечения максимальной дешевизны и четкой организации учетных работ. В связи с этим очень важно не допустить излишнего роста издержек на ведение учета, что в свою очередь связано с рациональной его организацией [4, с.79].

    Исходя из этих требований, главными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, необходимой внешним и внутренним пользователям информации; обеспечение контроля за наличием и движением имущества, капитала и обязательств организации; своевременное предупреждение негативных процессов.

    Глава 2. Функции и структура бухгалтерского (финансового)

    учета ЗАО «Солонит»

    2.1. Организационно-экономическая характеристика организации


    Предприятие ЗАО «Солонит» утверждено в статусе закрытого акционерного общества и осуществляет свою финансовую и коммерческую деятельность на хозрасчетной основе в пределах полномочий, установленных Уставом, действующем с момента регистрации предприятия. Предприятие наделено правами юридического лица, имеет отдельный баланс, расчетный счет в банке, печать с обозначением своего наименования.

    Согласно, учетной политики предприятия Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном Федеральным законом «Об акционерных обществах» и иными правовыми актами Российской Федерации. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского (финансового) учета в Обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, представляемые акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган Общества в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных Обществах», иными правовыми актами Российской Федерации, Уставом ЗАО. Общество проводит все кассовые и расчетные операции в соответствии с действующим законодательством и несет ответственность за достоверность данных бухгалтерского (финансового) учета. Финансовый год начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря календарного года. Учетная политика, организация документооборота в Обществе, в его филиалах, представительствах устанавливается приказом генерального директора. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете Общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) Общества. Годовой отчет Общества подлежит предварительному утверждению советом директоров Общества не позднее, чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров. Реализация продукции учитывается по оплате.

    ЗАО «Мастерская Ефимова» представляет собой частное предприятие. Собственником всех его средств являются учредители (два физических лица). ЗАО «Мастерская Ефимова» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, квадратную печать со своим полным наименованием, товарный и финансовый знак. Предприятие осуществляет свою деятельность на территории г. Липецка, Универсальный проезд, дом 10 (Выставочный зал - ул. Космонавтов, 104 Магазин «Сделай Сам»).

    Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами и Уставом. Руководство предприятием осуществляется директором, назначенным Общим собранием участников предприятия. Форма собственности частная. Предприятие работает на рынке ограждающих конструкций с 1995 года. Предприятие изготавливает любые конструкции - от стандартных, до требующих сложной дизайнерской проработки: окна, двери, входные группы, офисные перегородки, фасады, витражи, зимние сады, купола, пирамиды, раздвижные и распашные лоджии из ПВХ и алюминия, а так же производит монтаж изделий (по желанию заказчика). Ассортимент выпускаемой продукции включает в себя изделия из пластика и алюминия: окна, лоджии, двери, входные группы, офисные перегородки, витражи, фасадные конструкции.

    Изготавливаются все виды оконных конструкций из немецкого высококачественного ПВХ профиля REHAU, его российского аналога ADEPLAST и алюминия ведущих отечественных производителей. Для остекления лоджий используется откатная испанская система PROVIDAL и распашные системы из алюминия и пластика.

    Из таблицы 1 видно, что сумма основных фондов увеличилась на 110 тыс. руб. вследствие покупки нового оборудования, что является положительной тенденцией развития финансово-хозяйственной деятельности. Это стало причиной увеличения выручки от реализации в 2012 году сумма, которой увеличилась на 11600 тыс. руб. Основной причиной увеличения чистой прибыли предприятия (на +4400 тыс. руб.) явилось резкое увеличение выручки в 2012 году на 58%, а также одновременного уменьшения себестоимости услуг на 3% и увеличения прибыли от реализации с 6300 до 11200 тыс. руб.

    Таблица 1.

    Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО«Солонит»


    ПоказателиЕд.измерения2011г.2012 г.Отклонение (2011-2012 гг.)Темп

    роста, доли единицыВыручка от реализации без НДСтыс.р.2012031700+116001,57711443Себестоимость тыс.р.1200018000+60001,5Валовая прибыль тыс.р.630011200+49001,77777778Балансовая прибыль тыс.р.53009900+46001,86792453Чистая прибыльтыс.р.51009500+44001,8627451Налог на прибыльтыс.р.200300+1001,5Рентабельность продаж%42,552,77+10,271,24164706Стоимость активовтыс.р.2442025000+5801,02375102Рентабельность активов%2138+171,80952381Стоимость оборотных средств тыс.р.1271013180+4701,03697876Стоимость основных средствтыс.р.1171011820+1101,00939368Фондоемкостьдоли ед.0,580,37-0,210,63793103Фондоотдачадоли ед.1,721,01-0,0710,5872093Собственный капитал тыс.р.25002750+2501,1Среднесписочная численностьчел5570+151,27272727Годовой фонд оплаты трудатыс.р.15502000+4501,29032258Дебиторская задолженностьтыс.р.60007000+10001,16666667Денежные средстватыс.р.1200013000+10001,08333333Краткосрочные финансовые вложениятыс.р.20003000+10001,5Заемные средстватыс.р.10001000+01

    Согласно Уставу закрытое акционерное Общество «Солонит» (далее - «Общество») зарегистрировано Липецкой городской регистрационной палатой 14 февраля 1995 года как акционерное общество открытого типа «Солонит», свидетельство о государственной регистрации № 1967, и по решению общего собрания акционеров в 2010 году преобразовано в закрытое акционерное общество. Общество создано без ограничения срока его деятельности. Основной целью Общества является получение прибыли.

    Основными видами деятельности Общества являются: производство различных видов конструкций; торгово-закупочная и посредническая деятельность; организация торговли товаров народного потребления; участие и организация ярмарок, аукционов; создание фирменных магазинов и других торговых организаций; разработка, заготовка, переработка и реализация различных видов материалов на базе местного сырья и его отходов; производство, заготовка, переработка и реализация сельхозпродуктов; создание и эксплуатация точек общественного питания, организация снабжения их продуктами питания; оказание бытовых и транспортных услуг; организация самостоятельных и совместных с другими организациями, предприятиями и учреждениями подсобных хозяйств, заготовительно-сбытовой деятельности, перерабатывающих производств; ремонтно-строительные, монтажные работы; осуществление консалтинговых, маркетинговых, аудиторских, посреднических услуг, всех видов коммерческой деятельности по закупке, обмену, заготовке и продаже товаров и продукции; рекламирование деятельности и продукции предприятия; производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения; внешнеэкономическая деятельность; участие в разработке на конкурсной основе экспериментальных базовых проектных решений на строительство объектов производственного назначения. Общество имеет гражданские права, соответствующие любым видам деятельности, не запрещенным федеральными законами, и несет связанные с этим гражданские обязанности.


    2.2. Структура бухгалтерии ЗАО «Солонит» и ее анализ


    Структура бухгалтерии ЗАО «Солонит» имеет централизованную форму учета. Тип организации структуры бухгалтериилинейная. Состав - 10 человек, включая главного бухгалтера. Бухгалтерия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности. Современное получение учетной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход работы, принимать соответственные меры для повышения экономических показателей работы предприятия (производительности труда, прибыли).

    На следующей схеме представлена структура бухгалтерии ЗАО «Солонит».


    Главный бухгалтер1 зам. Гл. бухгалтера2 зам. Гл. бухгалтераМатериальная группаРасчетная группаФинансовая группа

    Рисунок 2. Структура бухгалтерии ЗАО «Солонит»


    Работники расчетной группы на основании первичного учета труда рабочих и служащих выполняют все расчеты по заработной плате и удержаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда. Ведут учет по отчислениям на социальное страхование рабочих и служащих и отчислением в Пенсионный фонд. В состав расчетной группы входят: бухгалтер и экономист по расчету зарплаты.

    На бухгалтера по расчету зарплаты возложены следующие функции и должностные обязанности: обеспечивает прием табелей учета рабочего времени для расчета зарплаты; выдает справки о начисленной зарплате работникам акционерного общества, справки для начисления пенсий; составляет отчеты по пенсионному фонду, по налогу на доходы и отчитывается в ИМНС РФ; производит расчет больничных листов; производит расчет очередных отпусков и т.д. на основании приказов; обеспечивает прием авансовых отчетов подопечных лиц предприятия; производит разноску получения и возврат денежных средств по кассе подотчетных лиц; производит ежемесячное составление журнала № 7; отслеживает недопущение сдачи авансовых отчетов сверх указанных приказом предприятия сроков; производит получение и выдачу валютных денежных средств на командировочные расходы водителей и служащих предприятия; проводит проверку своевременности сдачи валютных авансовых отчетов не позднее сроков, указанных в заявке на получение валютных денежных средств; проводит ежегодный отбор документов на архивное хранение или на уничтожение. Использует в своей работе компьютерную технику.

    На экономиста по расчету зарплаты возлагаются почти те же функции, что и на бухгалтера, но с некоторыми отличиями, такими, как: составляет отчеты по медицинскому страхованию, по фонду социального страхования; составляет отчеты по работникам, участникам ликвидации аварии на ЧАЭС и отчитывается в федеральном казначействе; производит расчет алиментов на основании исполнительных листов; выполняет отдельные поручения руководства по профилю финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Работники финансовой группы ведут учет денежных средств и расчетов с предприятиями, организациями, и отдельными лицами, учет фондов, учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами, в том числе учет расчетов с подотчетными лицами. К работникам финансовой группы относятся: старший экономист по ведению валютных счетов, экономист, старший кассир, кассир. На экономиста по ведению валютных счетов возлагаются следующие функции и должностные обязанности: контроль за порядком обязательной продажи экспортной валютной выручки с последующим оформлением документов продажи со всех транзитных счетов Общества, разблокировки поступивших валют; оформление документов по внеобязательной продаже со всех текущих счетов в валюте; документации по конвертации валютных средств; оформление покупки валюты на командировочные расходы водителей, сотрудников, на различные платежи в валюте; контроль и оформление обратной обязательной продажи со специальных счетов Общества по возврату валютных средств; оформление платежных поручений в иностранной валюте; отчет перед банком оформление сведений о договорах: по каждому отдельному зачислению в валюте и каждой фирме; по каждому платежному поручению; контроль за правильностью списания банком комиссионных расходов по всем видам валютных операций; переписка с банком по валютным счетам; работа с ПСИ: оформление паспорта импортной сделки; своевременная сдача ГТД в банк; заполнение и своевременная сдача учетных карточек и карточек платежей по импорту; составление ежемесячных отчетов по ведению всех валютных счетов касательно: зачислений на валютные счета; расходов по списаниям со счетов по платежам, продаже, комиссионных расходов и др.; прибылей и убытков от всех видов продаж и покупок; суммовых разниц по оплате; ведение книги покупок по всем счетам, оплаченным в валюте; проведение ежегодного отбора документов на архивное хранение или уничтожение; использование в работе вычислительной техники [6, c. 60].

    Функции и должностные обязанности экономиста: обеспечивает прием авансовых отчетов подотчетных лиц предприятия; производит разнос получения и возврата денежных средств по кассе подотчетных лиц; производит ежемесячное составление ж/о №7; отслеживает недопущение сдачи авансовых отчетов сверх указанных приказом предприятия сроков; при сдаче авансовых отчетов сверх установленных норм передает список экономисту по з/плате на удержание подоходного налога подотчетного лица; предоставляет гл. бухгалтеру отчет по фактически закупленным материалам и запчастям; производит обработку банковских выписок по корпоративным картам; поддерживает постоянную связь с банком об увеличении или уменьшении доступного лимита водителям; проводит контроль за дебиторской задолженностью и передает отчет гл. бухгалтеру (по представлению документов расчетного отдела); производит расчеты по агентским соглашениям; являясь членом комиссии по социальному страхованию составляет реестры больничных листов и оформляет сам б/листы; производит ежегодный отбор документов на архивное хранение или уничтожение. Использует в работе вычислительную технику.

    На старшего кассира возлагаются следующие функции: ведение учета кассы предприятия (поступление от клиентов денежных средств). Выдача наличных денежных средств (согласно порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденных решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.93г. № 40); производят записи в кассовую книгу; комплектует денежные средства для инкассации; использует в работе кассовый аппарат для расчетов с покупателями физическими лицами; выполняет отдельные поручения руководства по профилю финансово-хозяйственной деятельности Общества.

    На кассира возлагаются следующие функции и должностные обязанности: ведет учет кассы предприятия (поступление, выдача наличных денег), поступление и выдача путевок, согласно порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденных решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.93 г. № 40; производит записи в кассовую книгу; печатает платежные поручения и относит в банк; ведет книгу покупок; ведет книгу продаж; заносит данные в компьютер после проверки кассы; проводит ежегодный отбор документов на архивное хранение или уничтожение, использует в работе компьютерную технику.

    1. Материальная группа группа, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками, так же ведется учет основных средств, МБП. На ЗАО «Солонит» к работникам материальной группы относится экономист по учету МБП, ГСМ, учета налога на загрязнения окружающей среды и пользованию природными ресурсами. На экономиста возлагаются следующие функции: обеспечивает прием отчета по расходу топлива и ГСМ от ответственного лица службы эксплуатации; проводит приход ГСМ согласно выпискам банка и представленным счетам фактурам; ведет учет выданных из кассы предприятия денежных средств под отчет водителям для приобретения топлива; принимает отчет у водителей подотчетников по приобретению ГСМ за наличный расчет; делает ежемесячный отчет по учету ГСМ и отчитывается перед гл. бухгалтером; обрабатывает требования по движению в эксплуатацию МБП; следит за сроками износа спец. одежды и производит списание согласно норм установленных на предприятии; осуществляет списание согласно актов вышедших из строя МБП; совместно с инженером по технике безопасности составляет плановые платежи; выписывает счет и производит расчет стоимости проданных МБП, как частным лицам, так и сторонним организациям; осуществляет контроль за использованием кредитных карточек за рубежом; в расчетный отдел предоставляет подтверждающий реестр с расшифровкой по видам расходов; проводит ежегодный отбор документов на архивное хранение или на уничтожение; использует в своей работе компьютерную технику.

    Второй заместитель Главного бухгалтера возглавляет материальную группу. На зам. Главного бухгалтера возлагаются следующие функции и должностные обязанности: учет собственных и арендованных основных средств (поступление, выбытие, движение в эксплуатации, передача в аренду); производит ежемесячное начисление амортизационных отчислений по собственным основным средствам; составляет ежегодный отчет по движению, амортизации основных средств; учет налога на добавленную стоимость по основным средствам; учет нематериальных активов; производит ежемесячные начисления амортизационных отчислений по нематериальным активам; учет незавершенного строительства; производит расчет по налогу на имущество предприятия; производит сверку налогов с ИМНС РФ. Вносит изменения в уставные документы, которые предназначены для ИМНС РФ; оформляет документы на предварительное освобождение от двойного налогообложения иностранных юридических лиц; проведение ежегодного отбора документов на архивное хранение или уничтожение. Использование в работе компьютерной оргтехники.

    Первый заместитель главного бухгалтера руководит финансовой и расчетной группами.

    На зам. Главного бухгалтера возлагаются следующие функции и должностные обязанности: обработка банковских документов по расчетным счетам Общества банках; осуществляет ведение расчетов по договорам и составление журнала; осуществляет учет расходов будущих периодов; ведет расчеты по страхованию транспортных средств, медицинскому страхованию работников и другим видам страхования; осуществляет расчет по ссудам, полученным работниками общества и ведет учет ссуды; осуществляет контроль за ведением кассы; ведет учет по НДС по поставщикам в рамках договорных отношений; ведет учет по специальным счетам в банке; поставляет расчет по фактической прибыли, справки-приложения к расчету налога от фактической прибыли; ведет запись оборотов по Главной книге Общества; заполняет табель учета рабочего времени финансовой службы Общества; приводит ежегодный отбор документов на архивное хранение или на уничтожение. Использует в работе компьютерную технику. Главный бухгалтер осуществляет контроль за вверенным ей подразделением, выполняет административные функции, присутствует на переговорах, ездит в командировки, так же составляет бухгалтерскую отчетность для ИМНС РФ и других заинтересованных пользователей. Имеет высшее образование. Постоянно повышает свой уровень знаний (посещает семинары по бухгалтерскому учету, приобретает справочную литературу и т.д.).

    Проанализируем структуру бухгалтерии ЗАО «Солонит». В учетной политике акционерного общества сказано, что для организации учета на предприятии создана бухгалтерия со штабом 13 человек, возглавляемая главным бухгалтером. Фактически в составе бухгалтерии работают 10 человек, то есть, есть вакантные места. Следовательно, образуется фонд заработной платы. Целью анализа является установить: оставить состав бухгалтерии в количестве 10 человек; расширить или наоборот сузить некоторые участки работы.

    Рассмотрев структуру бухгалтерии можно сказать следующее:

    1. В состав материальной группы входит только два человека: зам. Главного бухгалтера и экономист по учету МБП, ГСМ. Главному бухгалтеру следует рассмотреть возможность о выделении еще одного работника на этот участок, так как ЗАО «Солонит» достаточно крупное предприятие с многочисленным имуществом (собственные и арендованные основные средства, МБП, нематериальных активов и др.).
    2. В состав расчетной группы входят: экономист по расчету заработной платы и бухгалтер по расчету заработной платы. Несмотря на то, что расчет зарплаты автоматизирован, предприятию с численностью 500 человек, недостаточно иметь на данном участке работы только 2 человека. Главному бухгалтеру, возможно, следует пересмотреть распределение обязанностей между какими-то работниками, либо выделить человека в помощь в период выплаты заработной платы.
    3. В состав финансовой группы входит 5 человек во главе с зам. Главного бухгалтера: старший экономист по ведению валютных счетов, экономист, старший кассир, кассир.

    Анализируя деятельность кассира и старшего кассира, можно сделать вывод о том, что данные участки работы очень похожи, не так разносторонни, возможно, их следует объединить. Высвободившегося работника можно использовать для работы либо в материальной группе, либо в расчетной. Данные рекомендации будут рассмотрены в следующем параграфе дипломной работы по совершенствованию организации бухгалтерской службы ЗАО «Солонит». Характеристика работников бухгалтерии по возрасту, скажу работы и уровню образования дана в таблице2.

    Таблица 2

    Характеристика работников бухгалтерии по возрасту, скажу работы и уровню образования

    Должность работникаВозрастСтаж

    РаботыОбразование1Гл. бухгалтер53 года25 летВысшее21-й зам.гл.бух48 лет15 летВысшее32-й зам.гл.бух50 лет20 летВысшее, но не по профилю работы4Ст.экономист по ведению вал.сч.43 года8 летВысшее5Экономист47 лет7 летВысшее, но не по профилю работы6Бухгалтер по расчету з/пл.35 лет5 летСредне-спецальное7Старший кассир41 год6 летСредне-специальное8Кассир33 года3 годаСредне-специальное9Экономист по учету МБПЗ8 лет11 летВысшее10Экономист по расчету з/пл.47 лет15 летСредне-специальное Как видно из таблицы, на предприятии основную часть работников бухгалтерии составляют люди старшего рабочего возраста. Молодых людей до 30 лет нет совсем. Руководящие работники (гл. бухгалтер и замы) работают большое количество лет, что говорит о том, что они досконально знают свою работу и свое предприятие, то есть, профессионалы в своем деле. Простые работники работают так же в среднем по 10 лет, меньше всех стаж работы у кассира и бухгалтера (3 и 5 лет соответственно). Что касается образования, то можно сказать следующее. Четыре человека из 10 имеют средне-специальное образование, а это на 40% состава бухгалтерии. В наше время иметь средне-специальное образование не совсем достаточно. Если работнику позволяет возраст, есть силы и возможности, то, наверное, стоит повысить свой профессиональный уровень. Руководящий состав в основном, имеет высшее образование, за исключением второго зама, имеющего высшее образование, но не по специальности. Возможно, ей так же следует, если не получить второе высшее образование, то хотя бы пройти курсы профессиональной подготовки бухгалтеров. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, это на данном предприятии среди работников бухгалтерии текучести кадров нет. Большая устойчивость профессии бухгалтера. Это хорошо слаженный коллектив, знающий и любящий свою работу. Единственным отрицательным моментом является то, что не все сотрудники имеют высшее образование. Руководству предприятия следует подумать над решением этой проблемы, если они заинтересованы в этих работниках, ведь требования к качеству рабочей силы постоянно повышаются. Обладая несколькими профессиями и имея достаточно высокую квалификацию, работник не боится потерять работу или оказаться без надежной перспективы ее найти в случае утраты. Наконец, высокая профессиональная подготовка обеспечивает работнику свободу в выборе для себя трудовой деятельности. Для предприятия повышение профессионального и квалификационного уровня его работников делает предприятие более устойчивым и мобильным на рынке.

    2.3. Формирование учетной политики


    Положение об учетной политике разработано в соответствии с требованиями системы бухгалтерского, финансового и налогового законодательства Российской Федерации и МСФО по состоянию на 1января 2009 года. Положение призвано: продекларировать основные допущения, требования и подходы к организации и ведению учетного процесса (включая составление отчетности); обеспечить единство методологических подходов к ведению учетного процесса на предприятии ; обеспечить достоверность подготавливаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности; обеспечить формирование полной и достоверной информации о таких объектах налогового учета, как доходы, расходы, имущество, имущественные права, обязательства и хозяйственные операции ЗАО «Солонит», стоимостная оценка которых определяет налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода; обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для осуществления контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет сумм налогов с учетом организационных и отраслевых особенностей; обеспечить представление полной и достоверной информации для формирования фактических данных в системе бюджетного управления.

    Настоящие положения учетной политики являются основой для разработки учетных политик дочерних предприятий. Настоящими положениями типовой учетной политики в своей деятельности должны руководствоваться: руководители и работники всех структурных подразделений, служб и отделов ЗАО «Солонит», отвечающие за своевременное представление в бухгалтерские службы первичных документов и иной учетной информации; руководители и работники всех служб и отделов, отвечающие за своевременную и обоснованную разработку, пересмотр и доведение нормативно-справочной информации до подразделений-исполнителей (включая бухгалтерскую службу); работники бухгалтерских служб, отвечающие за своевременное и качественное выполнение всех видов учетных работ и составление достоверной отчетности всех видов. Иные распорядительные документы по ЗАО «Солонит» не должны противоречить положениям настоящих аспектов учетной политики.

    Ответственность за организацию бухгалтерского учета и представление достоверной бухгалтерской отчетности ЗАО «Солонит», соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение проведения обязательного аудита несет управляющий директор ЗАО «Солонит». Для ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования бухгалтерской и налоговой отчетности создана бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером, который подчиняется непосредственно руководителю. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает контроль движения активов и обязательств, формирования доходов и расходов, сохранности и прироста капитала и выполнения обязательств Общества. Кроме того, требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений обязательны для всех работников аппарата управления и структурных подразделений ЗАО «Солонит». Бухгалтерский учет в Обществе ведется в соответствии с едиными методологическими принципами и правилами, на основе унифицированных технологий учета всех хозяйственных операций в Обществе. Организационная структура бухгалтерской службы ЗАО «Солонит» полностью соответствует организационной структуре управления предприятия. Кроме административного подчинения руководителям ПЭС, сотрудники бухгалтерии производственных структурных подразделений подчиняются бухгалтерии аппарата управления, ввиду централизованной организации бухгалтерской службы. Сотрудники бухгалтерии отвечают за ведение бухгалтерского учета согласно своих должностных инструкций. Распределение учетных функций между подразделениями производится в зависимости от производственных функций структурных подразделений.

    Бухгалтерские учетные записи производятся на основании первичных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственных операций. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены: по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; по форме, утвержденной руководителем ЗАО «Солонит» или уполномоченными им лицами. Данные формы первичных учетных документов должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Первичные и сводные учетные документы, полученные с применением компьютерных программ, принимаются к бухгалтерскому учету, если они оформлены на бумажном носителе и содержат обязательные реквизиты. Юридическая сила документов, хранимых, обрабатываемых и передаваемых с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного регламента их использования. Поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов), содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей). Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания.

    При принятии первичных учетных документов к учету осуществляется контроль правомочий подписавших их лиц. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем предприятия по согласованию с главным бухгалтером. Движение первичных документов в ЗАО «Солонит» (создание или получение от других предприятий, учреждений или организаций, движение между структурными подразделениями самих предприятий, принятие к учету, обработка, передача в архив документооборот) регламентируется графиком документооборота. Данный график документооборота утверждается руководителем предприятия. ЗАО «Солонит» хранит первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, бухгалтерские справки по внесению исправлений в учет и отчетность хранятся на предприятии не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Составление отчетности основывается на данных регистров бухгалтерского учета. Для обеспечения индивидуальной ответственности персонала бухгалтерской службы регистры ежеквартально распечатываются и подписываются составившими их лицами. Эти лица отвечают за правильность отражения хозяйственных операций в накопительных регистрах. Общество представляет заинтересованным пользователям бухгалтерскую отчетность, отражающую состояние его активов и обязательств, доходов и расходов, в составе и порядке, предусмотренном Законом о бухгалтерском учете. Для составления периодической и годовой бухгалтерской отчетности используются формы отчетности, рекомендованные Министерством финансов РФ.

    Глава 3. Повышение значимости бухгалтерского учета как базы для принятия управленческих решений в условиях неопределенности на ЗАО «Солонит»


    В основе предложений по улучшению организации труда работников бухгалтерии должно лежать, прежде всего, четкое разграничение функций каждого сотрудника. Нельзя достигнуть высокого уровня организации труда, если каждый участник производственного процесса не знает точно своих обязанностей и прав, если нечетко определены функции работника, нерационально осуществлена расстановка людей.

    Как отмечалось ранее, планирование работы бухгалтерии нужно начинать с составления должностных инструкций. Опыт подсказывает, что невозможно создать универсальную должностную инструкцию, применительно для всех работников данной должности. Поэтому планирование учетной работы должно идти по пути создания должностных инструкций, отражающих специфику работы конкретного работника. При этом сотруднику должно быть поручено выполнение такой работы, по которой он мог бы самостоятельно решить и осуществлять все то, что входит в его компетенцию [2, c. 118].

    При таком порядке обеспечивается правильная расстановка сил, при которой каждая работа находит соответствующего ей исполнителя. Когда нет такого твердого распределения по исполнителям, неминуемо возникает обезличка и параллелизм в работе, появляются потери рабочего времени. Должностная инструкция создает преемственность в работе и ликвидирует положение, когда работник узнает свои обязанности лишь из личного опыта работы. Должностные инструкции на работников бухгалтерии ЗАО «Солонит» составлены грамотно. В них включены следующие позиции: общие положения, где отражено то, кому подчиняется работник бухгалтерии, чем он руководствуется в своей работе, какими вопросами он должен владеть и т.д.; функции и должностные обязанности работника; права и ответственность. Весь объем работы в бухгалтерии был распределен не совсем равномерно, что создало неодинаковую напряженность в работе. Закрепление отдельных элементов выполняемой работы и составляемых отчетных форм по исполнителям произведено в зависимости от их должности и важности той или иной работы.

    В плане предложений по улучшению должностных инструкций можно сказать следующее: в разделе «функции и должностные обязанности» указать сроки предоставления отчетности. Так же следует указать тех работников, которые будут замещать основного исполнителя данной работы в период его отсутствия (по болезни, в отпуске); ввести пункт об образовании сотрудника бухгалтерии; внести пункт о повышении профессионализма работника (аттестация профессиональных бухгалтеров). Таким образом, с помощью должностных инструкций можно достичь учета выполняемых работ, наиболее рационально распределить их по исполнителям, определить трудоемкость, и как результат всего почти на 70% рабочего времени предусмотреть заранее всем работникам бухгалтерии их работу. В должностных инструкциях по мере возможности перечислены все функции каждого исполнителя. Должностные инструкции так же могут быть представлены в виде индивидуальных линейных графиков. Это строгий план работы каждого сотрудника, связанного с учетом и отчетностью, это круг обязанностей, за который он отвечает. Комплект должностной инструкции и индивидуального графика создает как бы график работы бухгалтерии, график составления баланса.

    С помощью графика не только организуется составление отчета и планирование работы работников бухгалтерии, но и планируется работа в учетный период. Это обстоятельство очень важно, поскольку в настоящее время значение текущего учета возрастает. Текущий учет обеспечивает доброкачественную справку о состоянии материальных ресурсов, расчетных отношений и т.д. В связи с этим организация учетного процесса в учетном периоде приобретает особо важное значение. При этом нужно учитывать, что все возможные резервы времени могут быть получены только за счет этого периода. Для разгрузки более напряженного отчетного периода нужно стремиться к завершению технической счетной работы в учетном периоде. Зачастую в конце месяца, а во многих случаях и в отчетный период, концентрируется и счетно-вычислительная и счетно-суммируемая работа.

    Между тем достаточно практиковать подготовку накопительных ведомостей, суммирующих работы в 2-3 приема в течение месяца, например 10, 20 и 30(31) числа. Так освобождается значительная часть времени отчетного периода. При составлении графиков следует стремиться к большей загрузке работников в учетный период. Приспособление синтетического и аналитического учета к нуждам составления отчетности является одним из солидных источников уплотнения работы в учетном периоде. Организация учета по графику разрешается ряд практических вопросов: равномерно и строго по плану размещается учетный процесс и тем самым достигается рациональная организация текущего учета; рационально сочетаются учетный и отчетный периоды, уплотняется первый и максимально разгружается второй, чем обеспечивается предельное сокращение рабочего времени; все комплексы и виды учетных работ, составляющие учетный процесс, рационально и строго распределены между работниками бухгалтерии, материально-ответственными лицами и подотчетными лицами, тем самым ответственность за нормальное течение учетного процесса распределена между всеми его участниками и ликвидируется расплывчатость и обезличка в организации учетного процесса; руководство организации систематически обеспечивается разносторонней и доброкачественной информацией и данными оперативного анализа. Каждый работник, работающий по графику, должен ежемесячно регистрировать отклонения выполняемой им работы от предусмотренной в графике, то есть, составлять исполненный график работ. Только исполненные графики работ позволят выявить резервы совершенствования учетного труда и наметить пути их реализации.

    Заключение


    Отечественная и международная практика учета строится на соблюдении определенных принципов или требований. Базовые принципы бухгалтерского учета предполагают использование определенных допущений и требований. Перечень допущений, установленных в российских нормативных актах регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предусматривает:

    1. имущественную обособленность организации, которая означает отдельное ведение учета активов и источников их образования каждой организацией;
    2. двойственностьв бухгалтерском учете или обязательное равенство активов организации с источниками их образования на любую дату функционирования организации;
    3. момент стоимостипризнает первичным в учете стоимость приобретения, а вторичным - ожидаемый доход от использования приобретенных активов;
    4. непрерывную деятельность, предполагающую, что организация будет существовать в обозримом будущем и продолжать свою деятельность;
    5. последовательность применения учетной политики(постоянства) связана с предыдущим допущением и означает, что принятые организацией способы ведения учета будут соблюдаться последовательно в будущем;
    6. временную определенность отражения в учете хозяйственных операций, в соответствии с которой все факты хозяйственной деятельности должны отражаться в том отчетном периоде, где имели место независимо от времени поступления денег. Данное допущение соответствует принципу начисления, применяемому в международных стандартах по учету и отчетности;
    7. соответствие доходов и расходовили соизмерение и сопоставление полученных доходов с произведенными расходами, имеющими отношение к данному отчетному периоду;
    8. разграничение текущих издержек на производство и вложений во внеоборотные активыпозволяет правильно и в полном объеме исчислить себестоимость отдельных видов продукции или выполненных работ, оказанных услуг, а также стоимость приобретенных внеоборотных активов;
    9. осмотрительность (осторожность)- это бoльшая готовность учета к расходам и потерям, нежели к доходам;
    10. денежное измерениеозначает, что бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций экономического субъекта ведется в валюте Российской Федерации - в рублях;
    11. периодичность обобщения учетной информации, согласно которой бухгалтерская информация предоставляется в виде различных форм отчетности за определенные периоды времени (месяц, квартал, 9 месяцев и год).

    В плане предложений по улучшению должностных инструкций можно порекомендовать следующее: ввести пункт об образовании сотрудника; следует указать того работника, который будет замещать основного исполнителя в период его отсутствия. Руководящему составу бухгалтерии следует пройти аттестацию профессиональных бухгалтеров, особенно это касается второго заместителя главного бухгалтера, который имеет высшее образование, но не по профилю работы. При использовании графиков сроки составления отчетности могут быть сокращены на 2-3 дня. Возможно стимулирование труда за переработку. Лучше заинтересовать работников в меньшей запущенности учета, особенно в отпускные периоды и напряженные периоды составления отчетности, можно путем выплаты работникам бухгалтерии при работе их не полным составом, премий в пределах их фонда заработной платы.

    Список литературы


    1. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник для вузов. / Ю.А. Бабаев. М.: Юнити, 2010 - 476с.
    2. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: учебник для вузов. /Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. М.: Вузовский учебник, 2011. 525с.
    3. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник для вузов / Под ред. П.С. Безруких М.: «Бухгалтерский учет», 2009. 624 с.
    4. Вещунова, Н.Л., Фомина, А.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности [Текст]: учебник для вузов. /Н.Л. Вещунова СПБ: «Издательский торговый дом Герда», 2009 640 с.
    5. Ефимова, О.В. Финансовый анализ [Текст]: учебник для вузов. / О.В. Ефимова. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2010 352 с.
    6. Ивановская, О.Ю. Учет и налогообложение при выбытии основных средств [Текст] // Бухгалтерский учет -2011- № 5. - С.59-63.
    7. Карпова, Т.П. Основы управленческого учета [Текст]: учебник для вузов. / Т.П. Карпова М.: «ИНФРА-М», 2011 392 с.
    8. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник для вузов. /Н.П. Кондраков М.: «ИНФРА-М», 2010. 584 с.
    9. Кожинов, В.Я. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник для вузов. / В.Я. Кожинов М.: Экзамен, 2010, 830с.
    10. Луговой, В.А Учет основных средств и нематериальных активов [Текст]: учебник для вузов. / В.А. Луговой М.: ЮНИТИ, 2011. 312 с.
    11. Макарьева, В.И. Учет основных средств [Текст]: учебник для вузов. / В.И. Макарьева М.: Налоговый вестник, 2011. 240 с.
    12. Малькова, Т.Н. Теория и практика международного бухучета [Текст]: учебник для вузов. - М., Бизнес-Пресса, 2010. 340 с.
    13. Маренков, Н.Л., Кравцова, Т.И. Международные стандарты бухгалтерского (финансового) учета, аудита и учетная политика фирм [Текст]: учебник для вузов. - М., УРСС, 2011. 450 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Бухучет ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.