Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Бюджет (доходы и расходы)-2

  • Вид работы:
    Другое по теме: Бюджет (доходы и расходы)-2
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    06.10.2018 19:29:02
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение3

    1.Теоретические основы организации бюджетной системы РФ5

    1.1 Понятие и сущность бюджетной системы РФ5

    1.2 Роль бюджета в развитии социально-экономических процессов9

    2. Проблемы формирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ15

    2.1 Динамика доходов и расходов бюджета бюджетной системы РФ15

    2.2 Диверсификация источников финансирования расходов19

    федерального бюджета19

    Заключение25

    Список использованной литературы28



    Введение


    Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества, что предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. Бюджетная система государства, являясь инфраструктурой экономического базиса, подвержена его влиянию. Изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и корректировке ее функций.

    На сегодняшний день экономика Российской Федерации испытывает трудности из-за низких цен на нефть и введенных против страны санкций. Упал уровень жизни населения, снизился объем производства, из страны выводится капитал, доступ к иностранным кредитам ограничен, инвестиции из-за рубежа сократились.

    Актуальность темы обусловлена текущим положением дел в российской экономике. Необходимо найти пути выхода из кризиса, для этого нужен экономический рост. И одним из способов повышения экономического роста является оптимизации государственных расходов.

    Государственные расходы - это деятельность государства по расходованию фондов денежных средств для финансового обеспечения собственных задач и функций. Государственные расходы призваны удовлетворять важнейшие потребности общества в социальной сфере, в экономической деятельности страны, обеспечивать безопасность и обороноспособность государства.

    Целью данной работы является анализ формирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть понятие и сущность бюджетной системы РФ;

    Выявить роль бюджета в развитии социально-экономических процессов;

    Проанализировать структуру доходов и расходов федерального бюджета по статьям затрат;

    Определить диверсификацию источников финансирования расходов федерального бюджета.

    Объектом исследования являются расходы федерального бюджета.

    Методологические основы исследования. Методология работы основана на корреляционно-регрессионном анализе, общих методах научного познания: методах эмпирического исследования (сравнение, сбор и изучение данных), сравнительного и статистического исследования.

    Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области государственных финансов, организации бюджетного процесса, управления бюджетными расходами. В работе использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие организацию бюджетных отношений, управление бюджетами субъектов Российской Федерации, а также материалы, размещенные в сети Интернет.

    Информационно-статистическую базу диссертации составили данные, Федеральной службы государственной статистики, Федерального казначейства, материалы Министерства финансов Российской Федерации.





    1.Теоретические основы организации бюджетной системы РФ

    1.1 Понятие и сущность бюджетной системы РФ


    Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно- территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

    Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны.

    Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [3]. Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования [2].

    Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольнойгосударственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

    Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве[3].

    Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [2]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

    Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

    Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

    первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    торой уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    третий уровень - местные бюджеты[2].

    Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

    Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.

    Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видов внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета [5].

    Кроме того, существуют некоторые принципы, на которых основана бюджетная система РФ:

    - принцип единства бюджетной системы РФ,

    - принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ,

    - принцип самостоятельности бюджетов, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов,

    - принцип сбалансированности бюджета,

    - принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств,

    - принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, принцип гласности, принцип достоверности бюджета,

    - принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

    Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций[1].

    Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально - экономическая сущность бюджетной политики государства [5].

    От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

    Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы. Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

    1.2 Роль бюджета в развитии социально-экономических процессов


    В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет определен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

    Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе. Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственныеи региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера[5].

    Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в функциях: распределительной и контрольной.

    Распределительная:

    1. образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
    2. использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

    Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.). И многоуровнего (федеральный, республиканский, краевой, городской и т. д.) перераспределения средств как бюджет.

    Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход[6].

    Контрольная функция - позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Она сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики, благодаря ей можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

    Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда Бюджетный механизм включает:

    1. бюджетную систему страны;
    2. административные органы;
    3. правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны;
    4. систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета[6].

    В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

    1. механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
    2. механизм расходования бюджетных средств;
    3. механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

    В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки:

    1. бюджетное планирование;
    2. бюджетное прогнозирование;
    3. бюджетный контроль.

    Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целевое использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном.

    Бюджетное прогнозирование - это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, его возможных доходах и расходах, база бюджетного планирования.

    Бюджетный контроль - составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств.

    На бюджетный механизм оказывает влияние бюджетное устройство страны.

    Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения стоимости - доходов и расходов бюджета.

    Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем[8].

    1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику - предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно- технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

    1. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
    2. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
    3. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения - магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.
    4. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов. Роль государственного бюджета далее заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

    6. Государственный бюджет - главное звено бюджетной системы. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.


    2. Проблемы формирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ

    2.1 Динамика доходов и расходов бюджета бюджетной системы РФ


    Как известно, расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

    Формирование расходов бюджетных средств любого уровня бюджетной системы основывается на единой методологической основе, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ и законом РФ.

    Расходы бюджета подразделяются на следующие разделы:

    1. общегосударственные вопросы;
    2. национальная оборона;
    3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
    4. национальная экономика;
    5. жилищно-коммунальное хозяйство;
    6. охрана окружающей среды;
    7. образование, культура;
    8. кинематография, здравоохранение;
    9. социальная политика, физическая культура и спорт;
    10. средства массовой информации;
    11. обслуживание государственного и муниципального долга;
    12. межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований [13].

    В расходах федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют расходы на социальную политику, национальную оборону и национальную экономику, что объясняется текущим экономическим положением страны, финансовым кризисом, а также нестабильной геополитической обстановкой.

    Используя данные с Единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», была рассмотрена динамика расходов и доходов федерального бюджета за докризисный период с 2011 по 2013 гг. и за кризисный период с 2014 по 2015 гг.

    Таблица 1 - Изменение объема расходов за докризисный и кризисный периоды, в %

    ПериодыКризисный период 2014 - 2015 гг.Докризисный период 2011 - 2013 гг.Статьи расходовУтвержд.Исполн.Утвержд.Исполн.Общегосударственные расходы18,7519,448,499,38Национальная оборона28,4828,3338,5338,76Национальная безопасность-3,36-5,7861,9263,64Национальная экономика-25,78-24,122,113,30Образование-4,32-4,3422,1921,49Здравоохранение-3,55-3,650,410,49Социальная политика22,9923,5520,6422,52Обслуживание государственного и муниципального долга42,5624,8139,9237,13Межбюджетные трансферты-16,28-16,432,662,59Иные6,347,07-8,74-9,16Всего5,335,3221,0222,13


    Как видно из таблицы 1, за период с 2011 по 2013 гг. общий объем расходов увеличился на 21,02% по утвержденным расходам и на 22,13% по исполненным расходам. Наибольшее изменение произошло по статьям национальная безопасность (расходы утвержденные и исполненные увеличились на 61,92% и 63,64% соответственно) и обслуживание государственного и муниципального долга (расходы утвержденные и исполненные увеличились на 39,92% и 37,13% соответственно). Это говорит нам о том, что за данный период времени государство стремилось погасить долги и усилить безопасность граждан страны в связи с разгулом преступности.

    Также в докризисный период наблюдается рост расходов на образование (по утвержденным расходам на 22,19%, а по исполненным на 21,49%) необходимых для проведения соответствующих реформ, что свидетельствует о стремлении поднять уровень российского образования как среднего, так и высшего, и сосредоточить внимание на развитии прикладных научных исследований в области образования, молодежной политики и оздоровлении детей.

    Таблица 2 - Изменение объема доходов за докризисный и кризисный периоды, в %

    ПериодыКризисный период 2014 - 2015 гг.Докризисный период 2011 - 2013 гг.Статьи доходовПрогнозИсполн.ПрогнозИсполн.Всего доходов-6,93-5,7816,0514,54Налоговые доходы9,518,4518,6318,02Неналоговые доходы-36,02-25,6212,9810,32Безвозмездные поступления267,45134,5529,7276,15

    В свою очередь из таблицы 2 видно, что общий размер доходов в докризисный период по плану должен был увеличиться на 16,05%, а по исполнению увеличился на 14,54%. По факту налоговые доходы увеличились на 18,02%, также произошло увеличение неналоговых доходов на 10,32%. Безвозмездные поступления планировалось увеличить на 29,72%, а по исполнению они увеличились на 76,15%. Таким образом, в докризисный период с 2011 по 2013 гг. рост расходов компенсировался ростом доходов.



    Что касается кризисного периода, то в 2015 году по сравнению с 2014 годом общие расходы выросли на 5,32%. Выросли расходы по статьям: на общегосударственные расходы на 19,44%, на национальную оборону на 28,33%, на социальную политику на 23,55% по исполненным расходам. В условиях Сирийского конфликта мы видим увеличение расходов на национальную оборону, что свидетельствует об усилении наших вооруженных сил. Увеличение расходов на социальную политику необходимо для помощи населению преодолеть кризисную ситуацию в стране.

    Расходы на обслуживание государственного долга по утвержденным расходам должны были увеличиться на 43%, но по исполнению увеличились только на 25%. Таким образом, увеличение расходов на обслуживание государственного долга сократили по сравнению с планом на 74,26 млрд. руб.

    В кризисный период необходимо было частичное снижение расходов, так в 2015 году по сравнению с 2014 годом основное снижение было по таким статьям расходов как: национальная экономика (расходы утвержденные и исполненные уменьшились на 25,78% и 24,12% соответственно), межбюджетные трансферты (расходы утвержденные и исполненные уменьшились на 16,28% и 16,43% соответственно). Также из-за недостатка денежных средств в бюджете незначительно сократились расходы на здравоохранение (на 3,65%), на образование (на 4,34%) и на национальную безопасность (на 3,36% по утвержденным расходам и на 5,78% по исполненным).

    Для финансирования увеличивающихся расходов федерального бюджета в кризисный период необходимо искать дополнительные источники финансирования, так как в 2015 году по сравнению с 2014 годом общий объем доходов упал на 5,78% по исполнению. Налоговые доходы увеличились на 8,45%, а безвозмездные поступления выросли в 1,5 раза, в то время как неналоговые доходы снизились на 25,62%. И это понятно, так как экономика России базируется на экспорте сырьевых ресурсов, а за последние несколько лет нефть подешевела в 2 раза. Таким образом, государству необходимо найти способы, чтобы выбраться из данной ситуации. В 2015 году размер дефицита бюджета по исполнению составил 1,961 трлн. руб. Дефицит был покрыт за счет средств резервного фонда, но как уже было сказано он истощается. Поэтому поиск альтернативных источников доходов является основной целью нашего государства.

    Если рассмотреть динамику запланированных и фактических доходов в сравнении с запланированными и фактическими расходами, то наибольшее несовпадение между ними наблюдается в кризисный период 2014 - 2015 гг.

    Также можно заметить, что расхождения между доходами и расходами федерального бюджета в докризисный период соответствовали нормам, при которых дефицит федерального бюджета не должен составлять более 3% ВВП.


    2.2 Диверсификация источников финансирования расходов

    федерального бюджета


    Основной проблемой современной кризисной экономической ситуации состоит в сложности нахождения баланса между поиском дополнительных источников финансирования расходов и секвестированием неэффективных расходных обязательств, при этом важно не утратить возможность восстановления российской экономики и её перехода к этапу роста.

    Исходя из вышесказанного, необходимо диверсифицировать источники финансирования расходов федерального бюджета.

    Диверсификация - это распределение капитала между различными объектами инвестирования с целью минимизации экономических рисков.

    В контексте данной темы - это поиск альтернативных источников дополнительных доходов в федеральный бюджет от разнообразных отраслей российской экономики.

    Диверсификация бывает нескольких видов:

    1. диверсификация банковских активов, а именно распределение активов банка среди наибольшего числа заемщиков для того, чтобы снизить кредитный риск, связанный с невозможностью возврата кредита отдельными заемщиками;
    2. диверсификация валютных резервов банков и государства, включая в их состав разные иностранные валюты с целью обеспечения стабильных расчетов и защиты резервов от валютных рисков;
    3. диверсификация инвестиций, а именно их рассредоточение по разным сферам инвестирования и на различные сроки (долгосрочные или краткосрочные) с целью минимизации убытков, связанных с предполагаемыми изменениями условий конъюнктуры мирового и внутреннего рынков;
    4. диверсификация вложений в ценные бумаги, а именно распределение капитала, имеющегося в наличии, для покупки различных ценных бумаг по видам, отраслям и срокам погашения для снижения экономических рисков;
    5. диверсификация выпускаемой продукции, представляет собой увеличение количества модификаций одинаковой продукции с целью удержания занятых позиций в данном сегменте рынка;
    6. диверсификация производства, а именно, одновременное развитие разнообразных, совершенно не связанных между собой видов производств с целью покорения новых рынков сбыта продукции, минимизации возможных рисков, связанных с вероятным сокращением спроса на какой-либо уже изученный вид производства;
    7. диверсификация экономической деятельности, а именно оживление деятельности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей, отрывочной от основного бизнеса, для обеспечения результативности работы, а также укрепления своего положения на различных рынках[9];
    8. диверсификация импорта, представляет собой распределение закупок сырья, продовольствия, технологий между разными источниками (странами) в целях уменьшения критической зависимости от какого-либо одного источника поставок.

    На сегодняшний день, в условиях кризиса главной задачей России является диверсификация производства, она также необходима всем странам, зависящим от экспорта сырьевых ресурсов. Для России имеет очень важное значение изучить успешно диверсифицированные экономики таких стран, как Малайзия, Индонезия, Чили. Индустриальные страны, перешедшие в постиндустриальный период, уже не смогут послужить нам примером из-за различной стартовой базы. А вот действительно преуспевшие развивающиеся страны, как вышеупомянутые, могут послужить интересным примером.

    Экономики, основывающиеся на экспорте именно минеральных ресурсов, серьезно отличаются от экономик-экспортеров прочих сырьевых товаров. Из-за того, что у них достаточно хрупкие связи с иными секторами производства, сильно централизованная природная рента, которую с них получают в основном налоговыми поступлениями, и недостаток рабочих мест. Ярким примеров являются нефтегазовые ресурсы. Таким образом, для страны, имеющий очень сильную зависимость от экспорта нефтепродуктов, единственным верным шагом является диверсификация.

    Привлечение в бюджет дополнительных доходов является самым лучшим способом покрытия дефицита. Но найти такие источники очень сложно. Казалось бы, что стоит просто увеличить налоги или пошлины, но на деле экономика уже доказала, что это приводит к противоположному результату.

    Причиной этому является то, что люди начинают терять интерес к работе, при условии, что большая доля их заработной платы уходит государству. А также население пытается скрывать свои доходы от налогообложения, что способствует развитию «теневой экономики» и криминала. «Теневая экономика» - это сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения[7].

    Данную ситуацию хорошо описывает кривая Лаффера, на которой показано изменение количества сбора налогов в зависимости от изменения ставки налогообложения. Таким образом, данный способ покрытия дефицита бюджета не подходит для нашей страны.

    Также существует такой способ как эмиссия необеспеченных денег. Это очень простой, но самый опасный способ покрытия бюджетного дефицита. Состоит он в том, что государство выпускает дополнительные денежные средства в размере больше, чем нужно экономике. Главная проблема этого метода заключается в крайне недолговечной помощи бюджету, которая потом приведет к резкому скачку цен и появлению серьезного экономического кризиса. Так как рынок быстро обнаружит необеспеченность этих денег. Данный способ использовали США в 2008 году, что привело к кризису по всему миру.

    Еще одним способом является взятие денег в долг. Государство может взять деньги в долг у собственного, государственного банка, но при этом оно теряет то количество доходов, которое оно могло бы получить, как владелец этого банка. Таким образом, государству выгоднее взять в долг либо у граждан, либо у хозяйственных организаций. Формами такого одалживания денег чаще всего являются государственные ценные бумаги.

    Существует два вида государственного долга:

    1. внутренний - долг перед гражданами, банками или организациями своей страны, которые купили ценные бумаги внутренних займов;
    2. внешний - долг перед правительствами, международными кредитными организациями, предоставившими деньги в долг на основе правительственных соглашений[7].

    Но как известно, долги необходимо отдавать, и решая проблему дефицита бюджета на данный период времени, появляется новая проблема возврата этих денег в будущем, да еще и с процентами. Большая часть стран современного мира и так живет с приличным государственным долгом. Ярким примером являются США, у которых государственный долг в 2012 году превысил объем годового ВВП страны.

    Интересным способом получения доходов в федеральный бюджет является продажа государственной и муниципальной собственности, так как доходы от нее в полном объеме попадают в соответствующий бюджет.

    Законодательством установлены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
    7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

    В основном используются такие источники дополнительных доходов государства:

    1. увеличение налоговой нагрузки;
    2. продажа государственной собственности;
    3. государственные заимствования;
    4. привлечение средств международных кредитных организаций.

    Для увеличения доходов в федеральный бюджет в условиях кризиса и нестабильных цен на нефть России нужно развивать экспорт несырьевых товаров, а также развивать малый и средний бизнес для импортозамещения на внутреннем рынке.

    Россия должна активнее развивать собственное производство, в частности обрабатывающее, так как она является одним из крупнейших производителей различных зерновых культур, алюминия и многих других металлов, древесины. Исходя из того, что более 50% бюджета формируется за счет продаж углеводородов, в основном, Россия только добывает материалы и продает необработанное сырье на экспорт, а потом импортирует готовые изделия уже с большой наценкой. Ярким примером является продажа стали в Бельгию, а потом покупка у нее станков, сделанных из российской стали.

    Таким образом, можно сказать, что для покрытия бюджетного дефицита у государства существуют реальные возможности изыскать дополнительные доходы. Существует несколько их источников, но нельзя забывать о том, что необходимо развивать производственные отрасли для дальнейшего повышения доходов от налогов в бюджет.


    Заключение


    Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. При изучении основных характеристик федерального бюджета на соответствующий год лучше всего видно отражение внешнеэкономических проблем и ситуации внутри страны.

    Основное положение в финансовой системе каждой страны охватывает государственный бюджет - это денежный фонд, который используется правительством для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство оказывает большое влияние на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с иными звеньями экономической организации, исполняя переназначение денег в пользу фондов, имеющих необходимость (посредством передачи валютных денег с основного правительственного фонда городским экономическим фондам, фондам национальных компаний и особым государственным фондам).

    Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

    Расходы государственного бюджета - это финансовые взаимоотношения, которые проявляются во взаимосвязи с распределением фонда валютных денег страны и его применение согласно отраслевому, целевому и территориальному предназначению. Расходы бюджета выражаются при помощи определенных видов расходов, любой из которых имеет возможность охарактеризоваться с качественной и количественной сторон. Качественная оценка дает возможность определить финансовую натуру и социальное направление любого типа экономических затрат, количественная - их величину.

    Объем затрат страны обусловливается его задачами и нуждами, проявленными в прогнозах, целевых программах и проектах страны.

    Анализ формирования расходов бюджета показал, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом общие расходы выросли на 5,32%. Выросли расходы по статьям: на общегосударственные расходы на 19,44%, на национальную оборону на 28,33%, на социальную политику на 23,55% по исполненным расходам.

    Расходы на обслуживание государственного долга по утвержденным расходам должны были увеличиться на 43%, но по исполнению увеличились только на 25%. Таким образом, увеличение расходов на обслуживание государственного долга сократили по сравнению с планом на 74,26 млрд. руб.

    В кризисный период необходимо было частичное снижение расходов, так в 2015 году по сравнению с 2014 годом основное снижение было по таким статьям расходов как: национальная экономика (расходы утвержденные и исполненные уменьшились на 25,78% и 24,12% соответственно), межбюджетные трансферты (расходы утвержденные и исполненные уменьшились на 16,28% и 16,43% соответственно). Также из-за недостатка денежных средств в бюджете незначительно сократились расходы на здравоохранение (на 3,65%), на образование (на 4,34%) и на национальную безопасность (на 3,36% по утвержденным расходам и на 5,78% по исполненным).

    В 2015 году размер дефицита бюджета по исполнению составил 1,961 трлн. руб. Дефицит был покрыт за счет средств резервного фонда, но он истощается. Поэтому поиск альтернативных источников доходов является основной целью государства.

    Если рассмотреть динамику запланированных и фактических доходов в сравнении с запланированными и фактическими расходами, то наибольшее несовпадение между ними наблюдается в кризисный период 2014 - 2015 гг.

    В условиях макроэкономической нестабильности, а также в условиях санкций Россия столкнулась с падением доли экспортных доходов в бюджет. Что привело к необходимости диверсификации источников финансирования расходов федерального бюджета.

    Одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджета. Этот принцип позволяет сохранить баланс между величиной поступлений и величиной расходов даже при дефиците бюджета. Для успешного функционирования и возможности дальнейшего развития государства необходимо максимально соблюдать сбалансированность бюджета по доходам и расходам. Таким образом, поиск наилучшего решения проблем дефицита бюджета и его сбалансированности - это одна из важнейших задач экономической политики государства.

    Для нашей страны очень важным является поддержание сбалансированности бюджета, так как ее финансовое положение из-за кризисного состояния экономики характеризуется недостатком бюджетных средств. Сегодня из-за сильного падения цен на сырьевые ресурсы присутствует дефицит федерального бюджета, и чтобы его погасить необходимо либо задействовать резервы, либо секвестировать расходы.

    В последние годы в России наблюдался постоянный дефицит федерального бюджета, что привело к истощению резервного фонда страны. В случае его полного опустошения, возникнет проблема недостатка денежных средств для покрытия бюджетного дефицита, что приведет к серьезным экономическим последствиям.

    Урезание расходов федерального бюджета является одним из возможных путей покрытия дефицита, но есть защищенные статьи расходов. По словам Дмитрия Медведева, защищенными статьями являются расходы на импортозамещение, социальную политику и сельское хозяйство.




    Список использованной литературы


    1. Блинов М.В. Бюджетная реформа в РФ и бюджетный кодекс РФ // Налоговый вестник. - 2015. - № 11.
    2. Ефремов А.В. Бюджетно-налоговое регулирование экономики РФ в современных экономических условиях / А.В. Ефремов, // Журнал конкурсных работ образовательного проекта «Поиск», серия «Остров сокровищ», Юность науки, Волгоградский филиал МГЭИ. - Волгоград: № 2 (2) 2015, - С. 40-44.
    3. Ефремов А.В. Российская конституциональная модель бюджетного федерализма в Российской Федерации / А.В. Ефремов, А.С. Прохоренко // Журнал конкурсных работ образовательного проекта «Поиск», серия «Остров сокровищ», Юность науки, Волгоградский филиал МГЭИ. - Волгоград: № 2 (2) 2015, - С. 69-73.
    4. Ефремов А.В. Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование / А.В. Ефремов, О.О. Яковлева // Журнал конкурсных работ образовательного проекта «Поиск», серия «Остров сокровищ», Юность науки, Волгоградский филиал МГЭИ. - Волгоград: № 2 (2) 2015, - С. 54-59.
    5. Ефремов А.В. Актуальные проблемы реформирования бюджетных отношений в России / А.В. Ефремов, Ветютнева Д. А. // Журнал конкурсных работ образовательного проекта «Поиск», Серии: «Юность науки» по материалам VIII конференция молодых исследователей, школьников и студенчества студенческая молодежь в научно-исследовательском поиске. 2016. - № 1 (3). - С. 215-216.
    6. Лукина В.Д. Основные направления бюджетной реформы в Российской Федерации / Стратегии инновационного развития России и социальная сплоченность общества: тезисы докладов и выступлений участников XI Международного социального конгресса.- М.: Издательство РГСУ, 2011.- С. 157-158
    7. Наконечникова Л. А. Трансформации налогово-бюджетной системы территориального субъекта федерации / Л. А. Наконечникова, А.С. Прохоренко // Журнал конкурсных работ образовательного проекта «Поиск», Серии: «Юность науки» по материалам VIII конференция молодых исследователей, школьников и студенчества студенческая молодежь в научно-исследовательском поиске. 2016. - № 1 (3). - С. 197-200.
    8. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Л.М. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 303 с.
    9. Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. - М.: ФГБОУ ВО «Финансовый университет при правительстве РФ», 2016. - 333 с.
    10. Селезнёв А.З. Бюджетная система Российской Федерации. / Под ред. В.Ю. Катасонова. М.: Магистр, 2011. 383 с.
    11. Сорокина Л.Н.Обзор государственных внебюджетных фондов РФ.Вестник Московской гуманитарно-технической академии. 2015. № 1 (29). С. 18-23.
    12. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2012. 368 с.
    13. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: науч.-метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Бюджет (доходы и расходы)-2 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.