Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Бюджет (Красноярский край)(1)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Бюджет (Красноярский край)(1)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    11.10.2018 20:13:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ3

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ5

    1.1 Бюджетное устройство РФ5

    1.2 Межбюджетные отношения в РФ10

    2. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТОВ13

    2.1 Анализ структуры доходов и расходов бюджета Красноярского края на 2016 год13

    2.2 Современная ситуация межбюджетных отношений, проблемы и пути их решения16

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ22

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ25


    ВВЕДЕНИЕ


    Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетный кодекс.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

    Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.

    Бюджетная система России важнейший элемент финансовой системы страны, поэтому проблемы правового регулирования бюджетной системы занимают огромное место в финансовом праве и даже выделяются в особую подотрасль бюджетное право.

    Построение бюджетной системы России во многом определяет эффективность функционирования финансовой системы государства.

    Россия - федеративное государство, отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов.

    Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение.

    Вообще бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных и муниципальных денежных средств.

    В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований.

    Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

    Правовое регулирование бюджетной системы призвано разрешить многие вопросы: разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, принципы формирования доходной и расходной части бюджетов, объем прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований при формировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности и взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере и многое другое.

    Целью данной курсовой работы является анализ бюджетного устройства и межбюджетных отношений РФ, а также Анализ взаимоотношений федерального и регионального бюджетов в настоящее время в Красноярском крае.

    Задачи:

    -Охарактеризовать бюджетное устройство РФ;

    -Проанализировать взаимоотношение федерального и регионального бюджетов.

    -Оценить современную ситуацию межбюджетных отношений.


    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ


    1.1 Бюджетное устройство РФ



    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

    Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

    Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

    БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

    Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

    - первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    - второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    - третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

    Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

    Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей [6, c. 63-67].

    Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

    - единства бюджетной системы Российской Федерации;

    - разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

    - самостоятельности бюджетов;

    - полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    - сбалансированности бюджета;

    - эффективности и экономности использования бюджетных средств;

    - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    - гласности;

    - достоверности бюджета;

    - адресности и целевого характера бюджетных средств [2].

    Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

    Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

    Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению, в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

    Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

    Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедура рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

    Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей [4, c. 102-105].


    1.2 Межбюджетные отношения в РФ


    Межбюджетные отношения это отношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, связанных с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. [5.,c.147]

    Цель межбюджетных отношений создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.

    Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

    1. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

    2. разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

    3. равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

    4.выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

    5. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

    С одной стороны, система межбюджетных отношений во многом зависит от финансовых возможностей федеральной власти, а с другой является важным фактором экономического развития и, соответственно, влияет на наполняемость федерального бюджета.

    Воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизм реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление межбюджетными отношениями.

    Естественно, что полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти достичь трудно, поэтому недостаток средств, как правило, приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов вышестоящих бюджетов.

    Более того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны использоваться в целях воздействия на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих приоритеты более высоких уровней власти.

    В соответствии с принципами межбюджетных отношений отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

    В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

    Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

    Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

    Собственные доходы это налоги или доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами полностью или частично на постоянной основе в соответствии с действующим законодательством. [10.,c.89]

    Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

    Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов.

    2. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТОВ


    2.1 Анализ структуры доходов и расходов бюджета Красноярского края на 2016 год


    В 2015 году доходная база бюджета увеличилась на 21,5 млрд рублей за счет прироста производственных мощностей. Из них на сокращение дефицита направлено примерно 5 млрд рублей, 16 млрд - на новые программы в различных сферах.

    Основные характеристики краевого бюджета на 2016 год:

    1) общий объем доходов краевого бюджета в сумме 192 865 157,1 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов краевого бюджета в сумме 206 999 463,9 тыс. рублей;

    3) дефицит краевого бюджета в сумме 14 134 306,8 тыс. рублей;

    4) источники внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета в сумме 14 134 306,8 тыс. рублей.

    Основные характеристики краевого бюджета на 2017 год и на 2018 год:

    1) прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета на 2017 год в сумме 187 564 966,1 тыс. рублей и на 2018 год в сумме 179 942 984,8 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов краевого бюджета на 2017 год в сумме 196 387 513,1 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 4 638 923,0 тыс. рублей, и на 2018 год в сумме 185 424 219,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 9 288 703,9 тыс. рублей;

    3) дефицит краевого бюджета на 2017 год в сумме 8 822 547,0 тыс. рублей и на 2018 год в сумме 5 481 235,1 тыс. рублей;

    4) источники внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета на 2017 год в сумме 8 822 547,0 тыс. рублей и на 2018 год в сумме 5 481 235,1 тыс. рублей. [16]

    21 апреля 2016 г. на сессии Законодательного Собрания Красноярского края депутаты поддержали корректировку бюджета Красноярского края.

    Данная корректировка учитывает остатки федеральных средств на начало января в размере более 3 млрд рублей, также отражаются дополнительные средства федерального бюджета - около 2 млрд рублей, из них 830 млн рублей - на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, на поддержку агропромышленного комплекса - около 900 млн рублей федерального бюджета. Кроме того, корректировка бюджета обеспечивает полное погашение кредиторской задолженности в объеме 1,4 млрд рублей.

    Расходы за счет собственных средств изменятся в сумме 2 млрд рублей. Это происходит за счет внутреннего перераспределения. Основным в корректировке бюджета края является оптимизация расходов на содержание органов власти в связи с распоряжением губернатора - это командировки, связь, транспорт и прочее. В этой части экономия составит порядка 100 млн рублей.

    В результате всех изменений параметры бюджета составили: доходы увеличились на 1,5 млрд рублей и составили 194,4 млрд рублей, расходы - на 1,8 млрд рублей и составили 211,8 млрд рублей. Дефицит увеличился на 3,3 млрд рублей. [17]

    На пересмотр ранее сформированных доходов и расходов краевого бюджета повлияли колебания курса рубля, а также низкие цены на цветные металлы. Перераспределение расходов осуществят за счет сокращения средств на содержание органов власти, экономии по итогам проведенных торгов, дополнительных денег, выделенных на социально значимые направления.

    В качестве новых источников пополнения бюджета были названы новые промышленные производства, расширение средств видеофиксации нарушений ПДД и другие.

    По словам губернатор Виктора Толоконского, в 2017 году ожидается прирост доходов и сокращение дефицита до 14 млрд рублей - погашать будут за счет более дешевых кредитов из федерального бюджета.

    Доходы увеличиваются на 9,4 млрд рублей, из них 3 млрд - налоговые доходы, безвозмездные поступления из федерального бюджета составят 6,4 млрд рублей, из которых 4,6 млрд - это дотация. Расходы возрастают на 10,5 млрд рублей: за счет собственных источников - на 6,8 млрд, за счет федерального бюджета - на 3,7 млрд.

    Что касается расходов, то корректировка решает ряд задач в социальной сфере и экономике. Документ учитывает средства на участие в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» (1 млрд рублей в 2017-2018 годах ежегодно), на лекарственное обеспечение (880 млн рублей в 2017 году), на строительство школ и детских садов (622 млн рублей в 2017 году), на поддержку АПК (322 млн рублей в 2017 году) и на другие цели. Существенные расходы из краевого бюджета предусматриваются на подготовку Красноярска к Универсиаде-2019 (400 млн рублей в 2017 году) и Енисейска к празднованию 400-летия (271 млн рублей в 2017 году), на борьбу с сибирским шелкопрядом в Енисейском и Северо-Енисейском районах (300 млн рублей в 2017 году), на поддержку мер по обеспечению сбалансированности муниципальных бюджетов (448 млн рублей в 2017 году).

    Бюджет был принят подавляющим большинством голосов, несмотря на то, что Счетная палата Красноярского края выявила ряд замечаний.

    Общие параметры бюджета в 2017 году с учетом изменений будут выглядеть следующим образом:

    - доходы увеличиваются на 9,4 млрд рублей и составят 201,5 млрд рублей;

    - расходы возрастают на 10,5 млрд рублей и достигнут 215,8 млрд рублей;

    - дефицит будет равен 14,2 млрд рублей [18].


    2.2 Современная ситуация межбюджетных отношений, проблемы и пути их решения


    В условиях значительных циклических колебаний экономической системы современные подходы к межбюджетным отношениям не позволяют в полной мере эффективно решать возникающие проблемы межбюджетных отношений, в частности обеспечивать поддержку регионов, на которых в наибольшей степени сказывается кризисное состояние мировой экономики.

    Прогнозируемый экономический кризис позволяет поставить перед межбюджетными отношениями новые задачи. Главными из них являются:

    - воздействие на формирование инфраструктуры регионов и муниципалитетов для решения федеральных проблем развития экономики;

    - софинансирование структурных инвестиционных проектов, создающих точки роста и новые рабочие места;

    - обеспечение инновационной составляющей экономического роста за счет развития научно-исследовательских центров;

    - выравнивание доступности услуг образования и здравоохранения для жителей конкретных регионов.

    В дальнейшем могут быть сформулированы следующие принципы разграничения полномочий между бюджетами трех уровней:

    - принцип зависимости разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы от потребностей общества в целом и конкретного гражданина в соответствующих общественных благах;

    - принцип осуществления конкретных расходов с учетом максимизации полезного эффекта при минимизации расходов, включая затраты на администрирование и последующий контроль;

    - принцип обеспечения «потенциала действий» как способности соответствующего уровня власти осуществлять полномочия по финансированию первоочередных направлений региональной экономической политики в случае изменения макроэкономических условий в национальной хозяйственной системе;

    - принцип обеспечения возможности для всех уровней бюджетной системы оперативного реагирования на изменяющиеся макроэкономические условия.

    Реализация этих принципов позволяет создать устойчивую в своей основе, но открытую к изменениям систему разграничения бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы. Формирование системы разграничения бюджетных полномочий на основе сформулированных выше принципов, дает возможность повысить роль межбюджетных отношений в стимулировании экономического роста в регионах и муниципалитетах.

    Это позволяет определить следующие приоритеты развития межбюджетных отношений:

    - умеренная децентрализация бюджетных полномочий;

    - обеспечение конкуренции между регионами и муниципалитетами за инвестиции при недопущении конкуренции в налоговой сфере;

    - повышение эффективности системы предоставления межбюджетных трансфертов;

    - совершенствование распределения налогов между уровнями бюджетной системы;

    - разграничение собственности на природные ресурсы между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.

    Необходимость умеренной децентрализации бюджетных полномочий объясняется тем, что некоторые налоги эффективнее собирать на местном уровне. Это утверждение верно и в отношении расходов (например, на благоустройство). Но парадокс в том, что те же аргументы могут использоваться для обоснования централизации доходов и расходов на более высоком уровне бюджетной системы. В частности, косвенные налоги проще собирать на федеральном уровне, а расходы на образование и здравоохранение можно осуществлять из федерального бюджета. Поэтому решение вопроса о степени децентрализации бюджетных доходов и расходов может быть найдено, во-первых, при анализе влияния исследуемого явления на экономическое развитие территорий; во-вторых, при оценке продуктивности конкуренции территориальных образований за привлечение инвестиций.

    В сфере межбюджетных отношений в России до сих пор остаются нерешенными некоторые актуальные проблемы. Одна из них - правовой статус участников межбюджетных отношений, связанная с недостаточной регламентацией отношений центра и субъектов Федерации при неопределенности статуса последних. С провозглашением Конституцией РФ равенства субъектов Федерации все республики в составе России имеют на практике существенно больше прав по сравнению с другими субъектами - краями, областями, округами. Такое неравенство ущемляет их бюджетные права и снижает эффективность межбюджетных отношений. Необходимо также в законодательном порядке определить статус третьего уровня бюджетной системы, т.е. контрагента органов власти субъекта Федерации по межбюджетным отношениям внутри страны. На практике создаются муниципалитеты с урезанными бюджетными правами в части установления местных налогов, получения отчислений от регулирующих налогов и финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.

    Обеспечение конкуренции между регионами и муниципалитетами за инвестиции при недопущении конкуренции в налоговой сфере является важным направлением повышения эффективности МБО. Однако такая конкуренция не является аналогом конкуренции в частном секторе экономики. Региональные власти могут конкурировать за привлекаемый капитал, но не за счет предоставления налоговых льгот. Очевидно, что конкуренция между регионами, а также между местными властями в сфере налогообложения и платы за загрязнение окружающей среды недопустима в условиях значительной дифференциации бюджетной обеспеченности и острой нехватки финансовых ресурсов, в том числе инвестиционных.

    Повышение эффективности системы предоставления межбюджетных трансфертов является одним из важнейших направлений совершенствования межбюджетных отношений. Трансферты выполняют три функции. С их помощью одним территориальным образованием обеспечивается компенсация расходов, от которых получают преимущества другие территориальные образования, т.е. компенсация экстерналий (внешних эффектов). Трансферты обеспечивают выравнивание уровня общественных благ (бюджетных услуг), предоставляемых территориальными властями своим жителям, а также являются следствием сбора основных налогов на федеральном уровне, осуществляемом в целях оптимизации общенациональной налоговой системы.

    Важной задачей совершенствования системы межбюджетных трансфертов является обеспечение инвестиционной направленности этой системы, что означает:

    - достижение баланса между текущей финансовой помощью в форме трансфертов из ФФПР и капитальной финансовой поддержкой из Фонда регионального развития для усиления инвестиционной составляющей по сравнению с текущей финансовой помощью;

    - совершенствование законодательных основ и методического обеспечения заемной деятельности региональных и местных бюджетов в целях аккумулирования ресурсов на их развитие;

    - выработку механизмов стимулирования субфедеральных и муниципальных органов власти по укреплению собственной доходной и бюджетной базы для целей инвестиционного использования. Прежде всего, речь идет о повышении эффективности управления объектами собственности, находящейся в ведении региональных властей и муниципалитетов, и росте на этой основе доходов их бюджетов.

    Преимущественное направление развития системы трансфертов - предоставление целевой финансовой помощи в виде субвенций и субсидий. Однако при значительных различиях в налоговых потенциалах регионов неизбежно сохранение нецелевой финансовой помощи в виде дотаций, обеспечивающих выравнивание регионов по уровню бюджетной обеспеченности.

    Совершенствование распределения налогов между уровнями бюджетной системы должно обеспечивать не только перераспределение налогов, но и увеличение доходных бюджетов всех уровней. В последние годы в силу объективных причин произошло перераспределение совокупных налоговых поступлений в пользу федерального бюджета. Соответственно сократилась доля территориальных бюджетов в консолидированном бюджете. Налоговые поступления не обеспечивают в должной мере финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов.

    Анализ сложившейся практики приводит к выводу о необходимости в стратегическом плане пересмотреть систему расщепления налогов между уровнями бюджетной системы. Ныне она не решает задачу укрепления налоговой составляющей доходной базы региональных и местных бюджетов. Разграничение налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы является одним из трех ключевых блоков системы межбюджетных отношений.

    Федеральные и региональные налоги эффективно использовать при обложении объектов с мобильной налоговой базой - прибыли, заработной платы, потребления. В то же время немобильная налоговая база должна быть объектом обложения местными налогами. Использование такой практики предполагает дальнейшее перераспределение собранных налогов между уровнями бюджетной системы. В переходной экономике для сбора налогов эффективно использовать возможности федеральной власти.

    Существующая дифференциация регионов и муниципалитетов по уровню налогового потенциала не позволяет формировать доходы бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов. Поэтому одной из главных задач развития межбюджетных отношений является совершенствование методических подходов к распределению финансовой помощи. Эти подходы должны основываться на использовании групп показателей, характеризующих налоговый потенциал конкретного региона, достигнутый в нем уровень жизни населения, эффективность налогового администрирования. Следует увеличить оказание финансовой помощи из федерального и региональных бюджетов в форме целевых программ, реализуемых соответственно в регионах и муниципальных образованиях.

    Разграничение собственности на природные ресурсы между федеральным центром, регионами и муниципалитетами является условием создания реальной финансовой базы экономического развития регионов и интенсификации инвестиционных процессов для обеспечения устойчивого регионального развития. В Конституции РФ и в законах установлены наиболее общие положения по разграничению объектов недр на федеральную и субфедеральную собственность. При этом не определены конкретные полномочия федеральных органов власти, порядок формирования федерального перечня объектов недр, его содержание, принципы формирования, а также пределы компетенции федеральных органов власти по распоряжению фондом недр государства. Тем самым создана возможность конфликтов не только между самими органами власти и управления, но и органами и хозяйствующими субъектами. К настоящему времени по-прежнему остается важной проблемой разграничение собственности на природные ресурсы по уровням власти.

    Таким образом, целью стратегии развития межбюджетных отношений в РФ является создание эффективно функционирующего механизма распределения доходных источников между органами власти для реализации их расходных полномочий, связанных с решением задач социально-экономического и политического развития страны в целом, ее регионов, муниципальных образований. Методами достижения этой цели являются совершенствование законодательства с учетом складывающихся социально-экономических условий, формализация методик распределения финансовой помощи между федеральным центром и регионами, между регионами и муниципальными образованиями, использование стандартов бюджетных затрат на конкретные цели. [13, с. 8]

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Федеральный бюджет: формирование доходов, условия возникновения расходных обязательств

    Государственные финансы - это денежные отношения, склады-вающиеся между органами государственной власти, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства при решении экономических, политических и социальных задач.

    Следовательно, государственные финансы формируются с использованием методов распределения и перераспределения национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот, др.).

    Формами использования централизованных фондов денежных средств являются бюджетные и внебюджетные фонды, предназначенные для государственного регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления и для решения других экономических, политических и социальных задач.

    Роль государственных и местных финансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для расширенного воспроизводства как на макро-, так и на микроуровнях, а также реальном обеспечении потребностей расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне (на уровне народного хозяйства в целом) и реализации социальных гарантий гражданам России в рамках Конституции РФ.

    Федеральный бюджет - форма образования и де-нежных расходования средств в расчете на очередной финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

    Федеральный бюджет Российской Федерации - центральное звено государственных финансов России.

    Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий, а также социальной сферы.

    Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона.

    Составляется на очередной финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря и плановый период.

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

    Бюджетная система выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.

    Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

    Именно бюджетная система, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, бюджетная система, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.

    Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.

    Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

    Таким образом, бюджетная система, объединяя в себе бюджеты государства, играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

    Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

    Для успешного и эффективного регулирования процесса формирования и распределения бюджета, законодательными органами власти и Президентом РФ разработаны законодательные акты, положения, приказы.

    Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в 90-е годы в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской федерации.

    Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

    3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016).

    4/ Закон Красноярского края от 02.12.2015 № 9-3931 «О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017-2018 ГОДОВ» // #"justify">5. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2014- 2017 годах.

    6. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. - М., 2015. 418 с.

    7. Бюджетная система России / Свищева В.А., Жирова Г.В. Краткий курс. - М., 2015. 289 с.

    8. Бюджетная система Российской Федерации / Бурханова И.В. Конспект лекций. М., 2015-324с.

    9. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 568 с.

    10. Деньги. Кредит. Банки / Под. ред. д.э.н. Е.Ф. Жукова. - М.: Велби, 2014. 523 с.

    11. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. - СПб: Питер, 2015. 719 с.

    12. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013. 523 с.

    13. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. - 2016. - № 8. с. 7-12.

    14. Придачук М.П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. - 2016 - № 11. с. 10-14.

    15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014. 635 с.

    16. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие / Е.Г. Чернова, В.В. Иванов и др.; Под ред. Г.Г. Черновой. - М.: ТК Велби, 2015. 634 с.

    17. Увеличены доходы и расходы краевого бюджета на 2016 год // #"justify">18. Новые расходы и доходы бюджета Красноярского края // http://newslab.ru/news/759704

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Бюджет (Красноярский край)(1) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.