Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Бюджет региональный

  • Вид работы:
    Другое по теме: Бюджет региональный
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    23.06.2016 23:39:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:



    Введение3

    Глава 1. Теоретические аспекты формирования регионального бюджета5

    1.1 Экономическое содержание и роль регионального бюджетав развитии региона5

    1.2 Виды и структура доходов регионального бюджета7

    Глава 2. Проблемы формирования региональных бюджетовРФ14

    2.1Доходы и расходы региональных бюджетов РФ14

    2.2 Проблемы взаимоотношений федерального, региональных и местных бюджетов20

    Заключение25

    Список используемых источников27



    Введение


    Актуальность темы исследования. Региональная политика - важная составляющая политической системы как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Она является самостоятельной и необходимой частью правовой основы общества. Только при целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно говорить о России как единой и процветающей стране.

    К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев. Поэтому назрела необходимость проведения единой и комплексной "региональной" реформы. В перспективе она должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик.

    Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Основная задача региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений является обеспечение достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе.

    Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Региональные бюджеты центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

    Государство через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средства для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений. Государство посредством регулирования бюджетов субъектов РФ стремится к выравниванию уровней социального и экономического развития территорий.

    Сказанное позволяет сформировать цель нашего исследования: рассмотреть и исследовать доходы регионального бюджета, выделив особенности теоретическиой части его составляющей и проанализировав сказанное на примере бюджетв Волгоградской области.

    Из целей работы вытекают ее задачи:

    1. Определить теоретические аспекты формирования регионального бюджета
    2. Проанализировать проблемы формирования региональных бюджетов РФ

    Логическая структура работы введения, две главы, включающие в себя параграфы, заключения и списка используемых источников.



    Глава 1. Теоретические аспекты формирования регионального бюджета

    1.1 Экономическое содержание и роль регионального бюджетав развитии региона


    Региональные финансы это финансы региональных органов власти и органов местного самоуправления. Они выражают денежные отношения перераспределенного характера, связанные с осуществлением экономических функций и задач социального развития территорий местных органов власти и управления.

    Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов.

    Региональные бюджеты представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей.

    Через систему региональных бюджетов устанавливается связь между юридическими и физическими лицами, между государственной, акционерной, частной и другими формами собственности в результате изъятия доходов и их перераспределения.

    То есть, региональные бюджеты служат как бы узловым пунктом, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса и на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально-экономических проблем на местах. Одним из составных элементов регулирования финансовых ресурсов территории является образование внебюджетных фондов. По действующему законодательству органы местного самоуправления имеют право формировать внебюджетные фонды развития местного хозяйства. Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства региона. Кроме этого, он имеет важное значение в перераспределении национального дохода между отраслями. Через региональный бюджет доходы более рентабельных отраслей определенной территории перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджета учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы. В различных общественно-экономических формациях сущность, роль бюджета, состав его доходов и расходов постоянно меняется. Так, величина денежных доходов, аккумулированных в региональном бюджете, зависит от уровня развития экономики региона, методов ведения хозяйства, стратегических и тактических задач финансовой политики региона. Сущностью регионального бюджета следует считать распределение и перераспределение средств по отраслям и территориям, что позволяет формировать рациональную структуру региональной экономики, усиливать ее социальную направленность, обеспечивать единый уровень социальной защищенности граждан определенной территории.

    Таким образом, через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энерго-машиностроению и другие. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых продуктов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма. С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и регулируются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др. Важную роль в выравнивании экономического и социального развития регионов играет оказание финансовой помощи из федерального бюджета.

    После распада командно-административной системы региональные органы власти получили практически полную свободу действий в области финансов, что было связано как с потерей действенности контрольно-ревизионных органов, так и с разграничением полномочий субъектов федерации с федеральным центром. Отсутствие контроля за органами власти регионов и стабильный рост расходов из их бюджетов привели в середине

    1.2 Виды и структура доходов регионального бюджета


    Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

    Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

    В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

    К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

    Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.

    При установлении регионального налога законодательный орган субъекта Федерации может предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    К региональным налогам и сборам относятся:

    налог на имущество организаций;

    налог на недвижимость;

    дорожный налог;

    транспортный налог;

    налог с продаж;

    налог на игорный бизнес;

    региональные лицензионные сборы.

    Бюджетным кодексом Российской Федерации урегулированы вопросы относительно распределения доходов от налогообложения добытых полезных ископаемых. 60% от суммы налога, начисленной налогоплательщикам по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется на доход регионального бюджета.

    При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья распределяется процентно.

    Распределяется следующим образом:

    80% от суммы налога в доход федерального бюджета;

    20% от суммы налога в доход регионального бюджета.

    Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области распределяется процентно.

    Распределяется следующим образом:

    74,5% от суммы налога в доход федерального бюджета;

    20% от суммы налога в доход бюджета авто много округа;

    5,5% от суммы налога в доход бюджета края или области.

    При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государством или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.

    При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

    К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

    средства, получаемые от продажи регионального имущества;

    средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

    плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

    часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

    другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

    В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

    В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

    Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

    Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета.

    Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.

    Представительней орган власти субъекта Федерации имеет право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством.

    Законы субъекта Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет на текущий финансовый год.

    Органы исполнительной власти субъекта Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных бюджетом.

    При отсутствии задолженности по бюджетным ссудам регионального бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера бюджетного дефицита и размера государственного долга органы исполнительной власти также могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Федерации.

    С позиции управления целесообразно использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.

    В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.

    Глава 2. Проблемы формирования региональных бюджетовРФ

    2.1Доходы и расходы региональных бюджетов РФ


    Рассмотрим особенности доходов и расходов региональных бюджетов на примере бюджета Волгоградской.

    По данным Росстата (таблица 1.2.), консолидированный бюджет Волгоградской области за 2016 год исполнен по доходам в объеме 45886,1 млн. рублей (100,4% к годовым плановым назначениям), с ростом к уровню 2015 года на 23%, в том числе по собственным доходам в объеме 18669,0 млн. рублей, с ростом к уровню 2014 года на 14,9%.

    Бюджет Волгоградской области 2016 составил 17989,7 млн. рублей, с ростом к уровню 2015 года на 13,7%, в том числе по налогу на прибыль организаций 5257,7 млн. рублей и 5,0% соответственно, по налогу на доходы физических лиц 9236,8 млн. рублей и 20,6% соответственно, по акцизам 3275,3 млн. рублей и 19,0% соответственно.

    Объем безвозмездных поступлений составил 20158,3 млн. рублей, что выше уровня 2015 г. на 38%.

    Расходы областного бюджета Волгоградской области за 2016 год составили 47947,7 млн. рублей (94,4% к годовым плановым назначениям), в том числе на социальную политику 7043,1 млн. рублей (92,7%); образование 7917,4 млн. рублей (98,0%); здравоохранение 7759,4 млн. рублей (95,9%); национальную экономику 6213,6 млн. рублей (91,2%) и т.д.

    Государственный долг на 1 января 2017 года составил 10208,6 млн. рублей, 54,7% к собственным доходам (при максимальном значении, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, 100%).



    Таблица 1.2. Консолидированный бюджет Волгоградской области в 2016 г. (млн. рублей)

    Статьи бюджетаУтвержденоФактическое исполнениеДоходы всего45530,845886,1из них:налог на прибыль организаций5169,55257,7налог на доходы физических лиц9244,59236,8страховые взносы на обязательное
    социальное страхование --акцизы по подакцизным товарам
    (продукции), производимым на территории Российской Федерации3175,83275,3налоги на совокупный доход 1843,71845,9налоги на имущество3290,13341,7налоги, сборы и регулярные платежи
    за пользование природными ресурсами26,428,7доходы от использования имущества,
    находящегося в государственной и
    муниципальной собственности1082,21109,5платежи при пользовании природными
    ресурсами183,6191,2безвозмездные поступления20189,120158,3Расходы всего50598,447947,7из них:на общегосударственные вопросы 1973,01872,8на национальную безопасность и
    правоохранительную деятельность294,7290,6на национальную экономику6863,66213,6из нее:на сельское хозяйство и рыболовство2005,41971,6на транспорт 346,6276,5на дорожное хозяйство2666,92296,4на связь и информатику2,62,6на другие вопросы в области
    национальной экономики1842,11666,5на жилищно-коммунальное хозяйство4111,23596,1на социально-культурные мероприятия36832,335940,4Дефицит (-), профицит-5067,5-2061,6
    Доходная часть регионального бюджета за 2016 год составила - 45886,1 млн. руб. (таблица 1.3.) с ростом к уровню 2014 г. на 23%. В целом наблюдается рост доходов в рассматриваемый период.
    Таблица 1.3. Доходы и расходы бюджета Волгоградской области за 2012-2016 гг., млн.руб.
    Год2013201420152016Доходы - всего33717,733193,437264,945886,1Расходы всего34600,635126,437065,147948Профицит, дефицит (-)-883-1933,1199,8-2062
    Проанализируем структуру доходов Волгоградской области за период 2013-2016 гг. на основании данных закона о бюджете республики (таблица 1.4.).
    Анализ структуры доходов регионального бюджета Волгоградской области в 2013-2016 гг. показывает, что налоговые доходы в исследуемом периоде остаются основой формирования доходной базы регионального бюджета. И наблюдается их постепенный рост. Возрастает и доля неналоговых доходов. Безвозмездные поступления не имеют тенденцию постоянного роста. Их наименьшее значение было в 2014 г. 12943 млн.руб.
    Таблица 1.4. Структура доходов регионального бюджета Волгоградской области в 2013-2016 гг., млн. руб.
    2013201420152016Налоговые доходы1147913957,415672,617989,7Неналоговые доходы1061,21092,41200,91109,5Безвозмездные поступления14946,81294314583,520158,3
    Произведем детальный анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов регионального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией (таблица 1.5.).

    Таблица 1.5. Состав и структура налоговых доходов регионального бюджета Волгоградской области в 2013-201 гг., млн. руб.

    Источники дохода2013201420152016налог на прибыль организаций3029,74316,25005,25257,7налог на доходы физических лиц6355,96969,87755,69236,8акцизы1989,52516,22752,43275,3налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами9,511,116,328,7платежи при пользовании природными ресурсами94,4144,1143,1191,2Основная доля всех налоговых поступлений в региональный бюджет Волгоградской области в 2013-2016 гг. обеспечивалась налогами на доходы физических лиц и налогами на прибыль. Наблюдается их постоянный рост. В 2016 г. налог на доходы физических лиц составил - 9236,8 млн.руб., что выше уровня 2015. на 19%.. Положительная динамика поступления налога обусловлена ростом среднемесячной заработной платой и увеличением фонда оплаты труда.

    Налог на прибыль организаций составил 5257,7 млн.руб., с ростом к уровню 2015 г. на 8%. Это связано с ростом прибыльности предприятий. Прибыль прибыльных организаций на предприятиях обрабатывающих производств увеличилась на 14,0%, среди них в организациях по производству резиновых и пластмассовых изделий прибыль снизилась на 12,1%, металлургического производства и производства готовых металлических изделий - на 57,3%, по производству электрооборудования - на 3,9%.

    Поступление акцизов в 2016 году сложилось выше уровня 2015 года на 19,0% и составило 3275,3 млн. рублей. В структуре акцизов акцизы на алкогольную продукцию занимают 14,3%, акцизы на пиво - 37,7%, нефтепродукты - 48%.За 2016 год поступление акцизов на алкогольную продукцию (в том числе спирт этиловый) составило 467,8 млн. рублей, или 88,1% от уровня 2015 года, акцизы на пиво 1235,1 млн. рублей или 120,6%. Акцизы на нефтепродукты поступили в сумме 1572,3 млн. рублей или 131,3% к 2015 году. Снижение поступлений акцизов на алкогольную продукцию связано с изменением порядка их распределения в 2016 году и отменой нормативов перераспределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации. Производство алкогольной продукции в 2016 году увеличилось в 2,2 раза и составило 1179,0тыс. долл.

    Наименьшую долю составляют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 28,7 млн.руб.

    В структуре налоговых доходов прямые налоги имеют тенденцию к увеличению, что связано с введением единого налога на вмененный доход и рядом других причин. При этом общий уровень основных косвенных налогов (пошлины, акцизов, налога с продаж) изменяется в противоположную сторону, хотя они являются более надежным бюджетным источником, так как гораздо менее, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры и являются легко собираемыми.

    Сохранение преобладающего значения прямых налогов при формировании доходов региональных бюджетов свидетельствует о стремлении правительства региона обеспечить большую устойчивость доходной базы регионального бюджета. Но это еще и общая тенденция бюджетной политики государства, ориентированной на максимальную концентрацию косвенных налогов в федеральный бюджет.

    В составе доходов региональных бюджетов предусматриваются поступления и неналоговых платежей, а именно, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Как видно из таблицы 1.6. в период 2012-2016 г.г. наблюдается рост доходов от имущества. Но в 2016 г. доходы от имущества составили 1109,5 млн.руб., что ниже уровня 2011 г. на 8%.

    Таблица 1.6. Структура неналоговых поступлений в областной бюджет Волгоградской области в 2012-2016 гг., млн. руб.

    Источник дохода2012201320142016доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности1061,21092,41200,91109,5

    Доход от имущества формируется за счет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, отчислений части прибыли унитарных предприятий и др. Кроме того, для покрытия дефицита бюджета в состав неналоговых доходов областного бюджета включаются средства, получаемые от приватизации и продажи государственного имущества, исходя из плана приватизации и финансово-экономической обстановки области.

    Крайне важно определить направления развития неналоговых доходов. Первым среди таких источников следует выделить организацию новых форм использования государственной и муниципальной собственности, а вторым - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности.

    Следует отметить перспективный характер этой группы доходов в качестве собственных доходов бюджета. Увеличение доходов региональных бюджетов за счет них будет связано с развитием рыночной инфраструктуры хозяйствования, развития института собственников, общей стабилизации экономики и, в частности, промышленности. Это повлечет увеличение поступлений от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

    Проанализируем финансовую помощь из федерального бюджета в 2013 - 2016 гг. (таблица 1.7.). К безвозмездным перечислениям относятся: субсидии, дотации, субвенции. Безвозмездные перечисления с каждым годом увеличиваются. Наименьшее безвозмездное перечисление было в 2013 г. 12943 млн.р. В 2016 г. они составили 20158,3 млн.руб., что выше уровня 2015 г. на 38%.

    Таблица 1.7. Структура финансовой помощи из федерального бюджета в 2013-2016 гг., млн.руб.

    Источник дохода2012201320142016безвозмездные поступления14946,81294314583,520158,3

    Таким образом, в результате комплексного анализа состава и структуры доходов регионального бюджета Волгоградской области выявлено, что основной удельный вес в составе доходов его бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем отчислений от федеральных налогов - налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и других налогов. Установлено, что сохраняется преобладающее значение прямых налогов. Безвозмездные перечисления увеличились.

    2.2 Проблемы взаимоотношений федерального, региональных и местных бюджетов

    В процессе составления и исполнения бюджетов между ними возникает система взаимоотношений в виде определенных потоков финансовых средств. Это касается и сферы взаимодействия местных бюджетов и бюджетов субъектов Федерации.

    В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления» межбюджетные отношения местных бюджетов с вышестоящими должны строиться на принципах: взаимной ответственности; применения для всех муниципальных образований единой методологии оценки их финансовых потребностей, учитывающей их индивидуальные особенности; выравнивания доходов муниципальных образований; максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков; компенсации местным бюджетам уменьшения их доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти регионального и федерального уровня; повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов, открытости и гласности межбюджетных отношений.

    К средствам межбюджетного регулирования, затрагивающим формирование местных бюджетов, относятся: нормативы отчислений от регулирующих доходов; дотации и субвенции; средства, выделенные из фонда финансовой поддержки; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

    Принципиально важно следующее закрепленное в законе положение: если в результате успешной финансово-хозяйственной деятельности местных органов власти в текущем финансовом году произошло увеличение собственных доходов местных бюджетов, то это не может служить основанием для уменьшения на будущий год нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов, а также доли средств, выделяемой данной территории из регионального Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО). Этот Фонд необходимый инструмент межбюджетного регулирования в пределах каждого субъекта Федерации.

    ФФПМО формируется за счет отчислений из федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Федерации. Фиксированная формула, с помощью которой осуществляется межтерриториальное распределение ФФПМО, должна учитывать следующие факторы: численность населения муниципального образования; долю детей дошкольного и школьного возраста, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения, площадь территории, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие обстоятельства, определяющие социально-экономические особенности данной территории в пределах субъекта Федерации.

    Прежде чем принимать решение об оказании финансовой помощи муниципальному образованию, региональные органы власти вправе и должны осуществлять проверку ее целесообразности. Таким образом, чтобы помощь из ФФПМО не превратилась в канал финансирования недостаточно эффективного управления территориями, органы власти субъекта Федерации вправе проверять, какая работа ведется на местах по увеличению доходов местных бюджетов, а также по выполнению законодательства по их расходованию при соблюдении необходимых мер экономии. Когда круг территорий, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета региона, объективно определен, возникает вопрос о методике распределения средств ФФПМО между территориями его получателями.

    Опыт показывает, что единая методика подобного распределения, равно как и в целом практика межбюджетных отношений внутри регионов, пока не сложилась. Существуют отдельные подходы, ведутся поиски наиболее оптимальных решений, соответствующих условиям различных типов регионов России.

    Порядок построения межбюджетных отношений следующий:

    рассчитывается минимально необходимый размер средств бюджетов
    муниципальных образований;
    устанавливаются доли отчислений от федеральных и региональных
    налогов, оставляемых на местах;
    после этого отдельным районам в случае нехватки средств
    выделяются субвенции;
    если и после этого у кого-то не хватает доходов на покрытие
    минимальных потребностей выделяются дотации;
    в случае передачи полномочий на нижестоящий уровень
    осуществляется финансовое сопровождение.
    Рассмотрим этот механизм внутрирегионального финансового регулирования подробнее.

    1. Анализируются составляющие, учитываемые при расчете минимального размера средств бюджетов муниципальных образований. Расчет ведется методом так называемого прямого счета:

    а) уровень оплаты населением услуг по содержанию и ремонту жилья, коммунальных услуг в домах муниципального и общественного фонда составляет 50%.

    6) нормы расходов на питание.

    в) нормы расходов на приобретение медикаментов и перевязочных

    средств по учреждениям здравоохранения районов.

    Таким образом, с учетом численности соответствующих категорий
    населения потребителей бюджетных услуг прямым счетом устанавливается минимальная величина бюджета муниципального образования.
    Есть еще один важнейший аспект проблемы: практика региональной финансовой политики показывает невозможность эффективно управлять финансами региона, делая ставку в основном лишь на поиск более рационального механизма их распределения и использования. Основная задача в области стабилизации региональных финансов постоянно осуществлять меры, обеспечивающие улучшение финансового положения производителей и растущую наполняемость бюджетов на основе поддержки и развития производства, наращивания инвестиций и создания новых рабочих мест.

    Только выработка эффективных стимулов в этом направлении, прежде всего на уровне регионов и муниципальных образований, делает реальной задачу преодоления тенденций депрессивности и отсталости в социально-экономическом развитии территорий, создаст предпосылки для эффективного проведения политики бюджетного выравнивания, перехода территорий на путь самообеспеченности- как в общеэкономическом, так и в социальном аспектах.

    Основными целями субъектов РФ в области реформирования системы управления региональными финансами являются: достижение стабилизации бюджетной системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций, получение положительных оценок проводимой органами государственной власти региона бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения.

    Дальнейшее реформирование системы региональных общественных финансов будет сориентировано на закрепление достигнутых результатов и направлено на дальнейшее повышение качества управления и развитие финансовой системы.


    Заключение


    В заключении работы сделаем осовные выводы по теме исследования.

    Региональный бюджет как финансовая категория - это денежные отношения, складывающиеся на уровне субъекта федерации, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта РФ, предназначенного для удовлетворения потребностей социально- экономического развития данного субъекта и финансовой поддержки его административно-территориальных единиц.

    Важную роль в бюджетной системе РФ играют региональные бюджеты. Доходы региональных бюджетов - это финансовые ресурсы, сформированные при реализации определенных нормами права финансово-экономических отношений между органами власти субъектов РФ, предприятиями, организациями и гражданами относительно поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания финансовой базы для выполнения функций и задач.

    Формирование доходов как федерального бюджета, так и бюджетов регионального и местного уровня является основной задачей правительства, так как в зависимости от уровня доходов, поступивших в бюджет зависит развитие страны, уровень благосостояния населения, и многое другое.

    В первой главе были даны теоретические основы формирования доходов бюджета, определена экономическая сущность, назначение региональных бюджетов и их законодательная база функционирования, выявлена роль региональных бюджетов бюджетной системе РФ, определены особенности налоговых и неналоговых доходов бюджета.

    Во второй главе дан анализ состава и структуры доходов областного бюджета Волгоградской области за 2013-2016 гг. Было выявило, что наибольший удельный вес в составе доходов бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем отчислений от федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. Установлено, что сохраняется преобладающее значение прямых налогов и налогов со статусом федеральных. Анализ структуры неналоговых поступлений в областной бюджет Волгоградской области показал, что эти финансовые средства используется недостаточно эффективно. Доля безвозмездных перечислений увеличилась.

    Таким образом, для улучшения состояния региональных бюджетов предлагаются следующие меры:

    1. Создание условий для развития доходной базы;

    2. Среднесрочное бюджетное планирование;

    3. Антициклическая финансовая политика;

    4. Оптимизации расходов региональных бюджетов;

    5. Повышение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений;

    6. Мобилизация источников финансирования дефицита региональных бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом.

    Также необходимо сконцентрировать необходимые финансовые ресурсы в федеральном бюджете: для инвестирования стратегически важных отраслей и объектов; для оказания финансовой поддержки и создания точек роста в проблемных регионах. Создать локальные свободные экономические зоны с целью увеличения самодостаточных регионов.


    Список используемых источников


    1. АндриановА.В. Федеральный и региональный бюджет РФ // Маркетинг. 2015. №3. С. 317.
    2. Вечканов, Г.С. Экономическая теория: учеб. для вузов / Г.С. Вечканов. СПб.: Питер. - 2015. 512 с.
    3. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. М.: Кнорус. - 2016. 231с.
    4. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник. СПб.: Издательство «Питер». - 2016. 435с.
    5. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Издательство МГУ: ИНФРА-М. - 2015. 385с.
    6. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. М.: КНОРУС. - 2016. 384 с.
    7. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебник. М.: Финансы и статистика. - 2015. 347с.
    8. Львов, Д. Удвоение ВВП и качество экономики // Маркетинг. 2014. №1. С. 329.
    9. Матвеева, Т. Ю. Основы экономической теории: учеб. для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. М.: Дрофа. - 2016. 448 с.
    10. Новокшонова Л.В. Сопоставительный анализ экономического развития России и других стран современного мира по показателю валового внутреннего продукта // Экономический анализ. 2015. №24. С. 27.
    11. Оксенойт, Г.К. Россия и страны члены Европейчкого союза. 2015: Стат. сб. Росстат. М. - 2015. 271 с.
    12. Пауль А.Г. Доходы бюджетов. Бюджетно-правовое исследование. М.: Инфотропик Медиа. 2016. 328с.
    13. Поляк Г.Б., Региональная экономика. Учебник для вузов - 5 изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 217с.
    14. Родионова В. М. Государственный бюджет и его роль в сбалансированном развитии экономики. - М.: Инфра-М. - 2015. 586с.
    15. Родионова В.М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства Российской // Финансы. - 2015. - № 4. С7
    16. Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству // Финансы. - 2016. - № 7. С.2-12
    17. Чапек В.Н.,Калинин А.И.,Лобов С.Н.,Ильющенко В.А. Региональная экономика. - Учебное пособие М.: Феникс 2016. 328с.
    18. Чепурина, М.Н. Курс экономической теории: учебник. Киров: АСА. - 2016. 832 с.
    19. Эйгелъ Ф. Перспективы роста доходов региональных бюджетов // Финансы и кредит. 2016. - № 25. - С. 62-65
    20. http://www.volgograd.ru/ - Официальный портал органов власти Волгоградской области
    21. http://www.volgastat.gks.ru/ - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Бюджет региональный ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.