Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Бюджет

  • Вид работы:
    Другое по теме: Бюджет
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    06.01.2018 20:07:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ТЕМА: Доходы бюджета Тверской области: сущность, виды, особенности формирования.





























    Содержание


    Введение3

    1. Сущность бюджета и бюджетной системы5

    1.1 Понятие бюджета, его функции и роль в государстве5

    1.2 Характеристика бюджетной системы РФ11

    1.3 Понятие, виды доходов и расходов бюджетов21

    2. Анализ доходов и расходов бюджета за девять месяцев 2018 года28

    2.1 Анализ структуры доходов бюджета за девять месяцев 2018 года (по плановым и фактическим данным)28

    2.2 Анализ структуры расходов бюджета за девять месяцев 2018 года (по плановым и фактическим данным)38

    3. Проблемы формирования и исполнения бюджета Тверской области и перспективы развития бюджетной системы РФ41

    Заключение45

    Список используемой литературы48


    Введение


    Бюджетная система подразумевает совокупность мероприятий по аккумулированию, распределению и использованию средств, направленных на реализацию важнейших социальных программ, обеспечение аппарата управления, а также на улучшение благосостояния граждан

    Исполнение бюджета - это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным органом власти и продолжается в течение финансового года. [3]

    В современных условиях бюджетная политика служит важнейшим экономическим рычагом воздействия государства на социально-экономические процессы.

    Во многих странах мира сегодня уделяют особое внимание реформированию и совершенствованию бюджетной политики в контексте задач социально-экономического развития. Бюджетная политика как основа осуществления государством своих функций представляет собой ключевое средство государственного влияния на социально-экономическое развитие. Такое влияние необходимо для обеспечении государством максимальной занятости населения, роста производства, покупательной способности населения, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.

    Бюджет субъекта РФ является инструментом государственного регулирования экономических отношений на территории, отдельно взятого региона. В последние годы в значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне.

    Региональные бюджеты, или бюджеты субъектов РФ, становятся основным звеном, предназначенным для финансового обеспечения задач регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ.

    Важная роль в рамках бюджетной политики принадлежит совершенствованию механизма формирования доходной части бюджета. Но и не меньшее влияние на состояние экономики оказывают изменения в структуре расходной части бюджета важнейшей составляющей бюджетной политики.

    Целью работы является изучение исполнения областного бюджета Тверской области.

    Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    - изучить особенности исполнения бюджета Тверской области;

    - провести анализ исполнения бюджета Тверской области;

    - даны рекомендации по совершенствованию исполнению бюджета.

    В качестве основных литературных источников в работе использовались учебные, научные и периодические издания таких авторов, как Анисимовой Л.И., Афанасьева М.П., Балтиной А.М., Волохиной В.А., Гутника В.П., Казаковой М.В., Кузнецова А.В., Панскова В.Г., Подколзиной И.А., Поповой И.В., Синельникова-Мурылева С.Г., Хесина Е.С., и др.

    Объектом исследования является бюджет Тверской области.

    Предметом исследования является формирование и исполнение бюджета субъекта.

    В процессе работы были использованы приемы экономического анализа и статистики: сравнение, группировка, обработка рядов динамики.

    Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка.


    1. Сущность бюджета и бюджетной системы


    1.1 Понятие бюджета, его функции и роль в государстве


    В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств бюджет финансовый муниципальный.

    Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [3]

    С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

    В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет - категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

    Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

    Бюджет выполняет следующие задачи:

    1. перераспределение ВВП;
    2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
    3. финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
    4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. [5]

    Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

    Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

    1) образование доходов бюджета,

    2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

    Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. [6] В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

    Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

    Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

    Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

    Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

    Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. [9]

    Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. [5] Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

    Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. В исполнении бюджета существенная роль принадлежит территориальному органу Федерального казначейства. В соответствии с принятыми актами основными задачами органов казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением областного бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.

    Осуществляя эти задачи, территориальный орган Федерального казначейства:

    - организует бюджетное и финансовое исполнение областного бюджета, исходя из принципа единства кассы;

    - ведет сводный реестр распорядителей средств бюджета;

    - организует распределение в установленных размерах доходов Тверской области, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

    - организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств бюджета;

    - организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств бюджета;

    - представляет высшим органам власти и управления отчетность о финансовых операциях, результатах исполнения бюджета и состоянии бюджетной системы;

    - выполняет иные функции. [5]

    Бюджетный процесс в Тверской области включает следующие этапы:

    - составление проектов бюджетов Тверской области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

    - рассмотрение проектов бюджетов и их утверждение;

    - исполнение бюджетов;

    - составление и рассмотрение отчетов об исполнении бюджетов. [30]

    По структурному критерию выделяют две основные части: доходную и расходную. Первая формируется за счет поступлений обязательных платежей и включает различные их источники. Расходная часть отражает механизм распределения аккумулированных средств согласно заранее утвержденному плану. При прогнозировании бюджета на предстоящий период необходимо придерживаться устойчивого баланса противоположных статей.

    В связи с нынешним состоянием экономики бюджет находится в дефиците, то есть приток средств гораздо меньше его оттока. Правительство устанавливает предельную величину дефицита, превышение которой может привести к негативным последствиям. Тогда применяется такая мера воздействия, как секвестр. Она предполагает сокращение расходов государства во всех сферах его деятельности. Исключению подлежат лишь отдельные статьи, защищенные действующим законодательством.

    Исполнение бюджетов в нынешнем году происходит в сложных условиях. На поступление доходов влияет непростая ситуация в мировой и российской экономике, приводящая к замедлению ее темпов роста.

    Экономические вызовы текущего времени требуют оперативного принятия мер по:

    - обеспечению стабильности и сбалансированности бюджетов;

    - перераспределению бюджетных ассигнований и обеспечению достижения целевых индикаторов «дорожных карт»;

    - по утверждению планов по мобилизации доходов, оптимизации расходов и сокращению долговой нагрузки бюджетов;

    - осуществлению мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджетов;

    - обеспечению принятия решений о налоге на имущество физических лиц на территориях муниципальных образований. [3]

    Основные приоритеты расходов бюджета Тверской области в 20162018 годах определены с учетом необходимости решения неотложных проблем экономического и социального развития, достижения целевых показателей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации:

    - Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы;

    - Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;

    - Индексация расходов бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг и материальные затраты, увеличение расходов на проведение капитального ремонта учреждений;

    - Увеличение расходов на строительство и реконструкцию социально-значимых объектов государственной и муниципальной собственности, в том числе на расширение сети дошкольных образовательных учреждений. [4]




    1.2 Характеристика бюджетной системы РФ


    Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. [10]

    В настоящее время бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

    - федеральный бюджет РФ и государственные внебюджетные фонды;

    - бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований, называемые бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами, а также региональные внебюджетные фонды;

    - местные бюджеты.

    Бюджетная система играет важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

    В последние годы в связи с многообразием форм собственности, усилением самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (в настоящее время он носит название федерального бюджета),

    Республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально - Российской Федерации государственных и административно-территориальных образований.

    Основными документами, регламентирующими бюджетное устройство и бюджетный процесс, являются Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ (принят Гос. Думой 17 июля 1998г.) [1]

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов объектов Федерации. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

    Местные бюджеты - это денежный фонд, формируемый органами местного самоуправления для выполнения своих функций и задач. [11]

    Бюджеты субъектов Российской Федерации - это денежный фонд, создаваемый региональными органами управления для выполнения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов Федерации.

    Бюджетное устройство организации бюджетной системы и принципы ее построения, функционирования определены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. [16]

    1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.

    Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов РФ и местных бюджетов.


    2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

    Означает закрепление соответствующих видов доходов (частично или полностью) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, региональными органами власти и органами местного самоуправления.

    3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    1. право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
    3. законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
    4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
    5. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
    6. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
    7. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

    4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Означает, что все доходы и расходы бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

    5. Принцип сбалансированности бюджетов.

    Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.

    Означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения данных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    7. Принцип гласности:

    1. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноты представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
    2. обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного
    3. органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

    8. Принцип достоверности бюджета.

    Означает надежность показателей прогноза социально - экономического развития соответствующей территории и реальность расчета доходов и расходов бюджета.

    9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

    Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

    Бюджет субъекта РФ и свод местных бюджетов, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

    Федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

    Межбюджетные отношения в России.

    Современный механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством оказания финансовой помощи должен быть ориентирован на решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов. [14] Иначе говоря, этот механизм должен быть настроен на корректирование диспропорций в стоимости и потреблении государственных услуг в различных регионах страны. Ибо центральное правительство, обладая гораздо более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, может и обязано посредством оказания финансовой помощи за счет средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранять этот дисбаланс.

    Традиционным инструментом регионального развития служат целевые программы. Сейчас их финансирование из года в год сокращается. В этих условиях, безусловно, оправданы предложения правительства об инвентаризации («селекции») действующих программ, оптимизации их перечня, включении средств государственной поддержки программ в бюджет развития. Однако реализация этих предложений мало, что даст без перехода к программному управлению. Нынешняя модель реализации программ, в рамках которой государственные организации выступают лишь в качестве их заказчиков, явно устарела.

    Другим инструментом развития должно стать перспективное бюджетное планирование. Необходимость его вытекает из самой природы финансового федерализма, который в отличие от бюджетного в принципе не может ограничиваться рамками годового плана (господствовавшего, кстати, и в советской системе).

    Не следует забывать, что, несмотря на провозглашенные установки на ориентацию современной финансовой политики российского государства на принципы бюджетного федерализма, ныне действующий механизм оказания финансовой помощи реально сформировался на базе жесткого централизма единой бюджетной системы бывшего СССР, преследовавшего по существу одну цель обеспечить баланс между доходами и расходами по каждому бюджету, т.е. ориентированного только на вертикальную сбалансированность бюджетов, даже если это балансирование культивировало иждивенчество, подавляло инициативу ниже стоящих органов власти к изысканию дополнительных финансовых ресурсов. Не случайно методология формирования бюджетов была ориентирована на расходы, а не доходы.

    В своей деятельности по исполнению бюджета территориальный орган Федерального казначейства взаимодействует с главным управлением федерального казначейства, Государственной налоговой службой РФ, иными территориальными органами государственной власти и управления.

    Источниками доходной части государственного бюджета являются налоги, уплачиваемые в бюджеты всех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемых налогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнями бюджетной системы - законом о бюджете. Получателями налогов являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета в банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органом казначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачету налогов.

    Исполнение бюджетов по доходам предусматривает выполнение следующих операций:

    - перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;

    - учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией и составление отчетности о доходах бюджета;

    - распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;

    - возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет. [20]

    На лицевые счета органов казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской блика с копиями платежных документов

    По каждому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно. На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет. Порядок и сроки подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные и годовые отчеты.

    Правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты каждым налогоплательщиком контролируют налоговые органы.

    Бюджетное законодательство закрепляет, что Центральный банк РФ, его учреждения на местах, а при их отсутствии по согласованию с соответствующим органом представительной власти любые другие банки ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти. Однако помимо банков в кассовом исполнении бюджетов принимают участие и другие кредитные учреждения, входящие в банковскую систему, а также органы федерального казначейства. Что касается этих же отношений с субъектами РФ и органами местного самоуправления, то Закон содержит прямой запрет на предоставление кредитов указанным субъектам для покрытия бюджетного дефицита по их бюджетам. Исполнение бюджетов осуществляется по их доходной и расходной частям.

    Доходная часть бюджетов исполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц. Причем юридические лица самостоятельно исчисляют суммы причитающихся платежей и перечисляют их в безналичном порядке со своего счета на счет соответствующего бюджета. Исполнение расходной части бюджетов связано с использованием бюджетных средств. Средства, выделяемые из бюджета в процессе его исполнения для финансирования тех или иных расходов, называются бюджетными кредитами.

    Бюджетные кредиты выделяются (предоставляются) министерствам, ведомствам, отделам и управлениям, предприятиям, учреждениям и иным организациям.[18] Размер предоставляемых бюджетных кредитов соответствует объему ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете для финансирования расходов учреждений и иных организаций.

    Бюджетные кредиты поступают в распоряжение соответствующих руководителей учреждений и иных организаций, называемых распорядителями бюджетных кредитов. Распорядители бюджетных кредитов - это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета. [19] К ним относятся первые руководители (и некоторые их заместители) бюджетных учреждений, государственных и муниципальных предприятий, руководители других организаций. Распорядители бюджетных кредитов подразделяются на главных и нижестоящих распорядителей кредитов.

    К главным распорядителям бюджетных кредитов относятся:

    - по бюджетам субъектов РФ - министры и руководители ведомств республик в составе РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъектов РФ;

    - по местным бюджетом - руководители отраслевых отделов и управлений при местной администрации,

    - по сельским и поселковым бюджетам - главы администраций соответствующей территории. [21]

    Главные распорядители бюджетных кредитов имеют право: использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего министерства, ведомства, управления и т.п., на проведение централизованных мероприятий; распределять открытые кредиты между подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов; другие права в рамках своих полномочий.

    Нижестоящие распорядители подразделяются на две группы. В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возглавляемого ими учреждения (организации) и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организациями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руководители иных промежуточных звеньев и организаций, например трестов. Вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы получающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов (распорядителей кредитов первой группы, нижестоящих распорядителей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, например, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.

    Распорядители бюджетных кредитов всех уровней должны использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством.

    Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения. Так, согласно бюджетному законодательству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета.

    В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то этот ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за счет подведомственного бюджета. Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении.

    Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной частей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 декабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюджета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу.

    Порядок, сроки и иные условия составления бюджетной отчетности, в том числе об исполнении бюджета Тверской области, консолидированного бюджета Тверской области и иной бюджетной отчетности Тверской области, устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.


    1.3 Понятие, виды доходов и расходов бюджетов


    Бюджет это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

    Государственный бюджет документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря). [23]

    Функции государственного бюджета:

    1. Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
    2. Легально контролирует действия правительства
    3. Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
    4. Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства. [25]

    Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

    План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

    Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

    Доходы государственного бюджета - завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом.

    Рис. 1 - Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели [19]


    Доходы бюджета денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления. [25]

    Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу формирования централизованного денежного фонда.

    Доходы формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах; и зачисляются на счета органов Федерального казначейства, которые осуществляют учет доходов и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации.

    К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

    К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

    К неналоговым доходам бюджетов относятся:

    - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    - доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

    - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, и иные суммы принудительного изъятия;

    - средства самообложения граждан;

    - иные неналоговые доходы.

    К безвозмездным поступлениям относятся:

    - дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    - субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

    - субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

    - иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    - безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

    К собственным доходам бюджетов относятся:

    - налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

    - неналоговые доходы;

    - доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

    Следует обратить внимание на полномочия законодательных (представительных) органов власти по формированию доходов бюджетов.

    К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

    - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

    - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

    - вывозных таможенных пошлин на газ природный;

    - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

    2. Расходы бюджета это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Необходимо отметить, что формирование расходов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий между органами власти, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов

    Расходы бюджета направляются на финансирование государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство, социальные и культурные мероприятия.

    В расходной части предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) (размер фонда не может превышать 3 процента общего объема расходов), при этом запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

    Средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.Федеральным бюджетом предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента расходов федерального бюджета, средства которого используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. [17]

    Выделяют следующие разделы расходов бюджета:

    1) общегосударственные вопросы;

    2) национальная оборона;

    3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

    4) национальная экономика;

    5) жилищно-коммунальное хозяйство;

    6) охрана окружающей среды;

    7) образование;

    8) культура, кинематография;

    9) здравоохранение;

    10) социальная политика;

    11) физическая культура и спорт;

    12) средства массовой информации;

    13) обслуживание государственного и муниципального долга;

    14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

    3. Сбалансированность бюджетов - состояние бюджетов, при котором доходы и расходы уравновешены, близки или равны друг другу. [6] Такое положение является нормальным для бюджетной деятельности. В практике финансового планирования наблюдается применение двух противоположных принципов: приоритета расходов и приоритета доходов.

    Согласно первому принципу государственные расходы рассматриваются как нечто равносильное неизбежным общественным потребностям, которые необходимо удовлетворить любой ценой.

    В соответствии со вторым принципом пределом расходов является общая сумма установленных доходов. Если расходы превышают доходы, то сокращению подлежат расходы.

    Существует и третья точка зрения, именуемая «теорией минимальной достаточности государства»: на фоне сокращения (минимизации) государственных расходов, необходимо сокращать (минимизировать) и государственные доходы.

    Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Ограничения по размерам дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета установлены 13 главой Бюджетного кодекса. [27]

    В состав источников внутреннего финансирования дефицита включаются:

    - разница между средствами, поступившими от размещения государственных и муниципальных ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение;

    - разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами;

    - разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций и международных финансовых организаций;

    - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в течение соответствующего финансового года;

    - иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

    В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

    - разница между средствами, поступившими от размещения займов и средствами, направленными на их погашение;

    - разница между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государств, кредитных организаций;

    - иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

    Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.



    2. Анализ доходов и расходов бюджета за девять месяцев 2018 года


    2.1 Анализ структуры доходов бюджета за девять месяцев 2018 года (по плановым и фактическим данным)


    Суммарные доходы бюджета Тверской области за 9 месяцев 2018года составили 22751754тыс. руб., или 70,6 % от утвержденного годового показателя. Поступления от собственных источников доходов составили 12778119тыс. руб., или 69,6% от прогнозируемых на год, безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов (с учетом возврата остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет) 9973635тыс.руб., или 72,1% от утвержденных на год.

    Процентные показатели исполнения собственных доходов и безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов за 9 месяцев 2011-2018 годов приведены на рисунке2. Процент исполнения собственных доходов (69,6%) в 2018году самый низкий за последние 8 лет, за исключением посткризисного 2012 года. Процент исполнения поступлений (72,1%) несколько ниже среднего за предыдущие 7 лет, которое составляет 73,8%.

    Рис. 2 - Исполнение бюджета за 9 месяцев по собственным доходам и безвозмездным поступлениям, % от утвержденных годовых показателей [15]


    Процентные показатели исполнения безвозмездных поступлений по всем видам межбюджетных трансфертов на достаточно хорошем уровне: по субсидиям 68,0%, субвенциям 73,9%, иным межбюджетным трансфертам 70,9%.

    Суммарные доходы бюджета в действующих ценах выросли в сравнении с соответствующим периодом 2017 года на 337,7млнруб., или на 1,5%, в сопоставимых ценах уменьшились на 12,5%. Фактические поступления в бюджет города за 9 месяцев 2011-2018 годов отдельно по собственным доходам и поступлениям из вышестоящих бюджетов в действующих ценах и в ценах 2011 года приведены на рисунке 3.

    Рис. 3 - Фактические собственные доходы и безвозмездные поступления за 9 месяцев 20112018 годов в действующих и сопоставимых ценах, млн руб. [13]


    Как видно из рисунка, собственные доходы бюджета Тверской областиа последние два года заметно уменьшаются не только в сопоставимых, но и в действующих ценах. Но, если в 2017 году это уменьшение было связано с изменением принципов формирования бюджета (в частности, норматив отчислений от налога на доходы физических лиц уменьшился с 27% до 18%), то в 2018 году уменьшение обусловлено экономической ситуацией.

    По результатам 9 месяцев собственные доходы 2018 года в сравнении с 2017годом уменьшились в действующих ценах на 529млнруб., или на 4,0%(по результатам полугодия на 3,9%), в сопоставимых ценах на 17,2% (по результатам полугодия на 17,1%). В сопоставимых ценах собственные доходы бюджета Тверской области за 9 месяцев 2018 года самые низкие за последние 8 лет, включая кризисные 2011-2012 годы; в 2018 году в сравнении в 2011 годом они уменьшились в 1,7раза. Даже в действующих ценах эти доходы ниже, чем в 20142017 годах.

    Безвозмездные поступления (с учетом возврата остатков межбюджетных трансфертов) за 9 месяцев 2018 года в сравнении с соответствующим периодом 2017 года в действующих ценах увеличились на 859млнруб., или на 9,4% (по результатам полугодия на 13,7%), в сопоставимых ценах уменьшились на 5,7% (по результатам полугодия на 2,0%).

    Процентные показатели исполнения суммарных налоговых и суммарных неналоговых доходов приведены на рисунке4. В структуре собственных доходов утвержденного бюджета налоговые доходы составляют 65,9% (в 2017 году 66,6%), неналоговые доходы 34,1% (в 2017 году 33,4%). Процент исполнения суммарных налоговых доходов за 9месяцев 2018 года выше, чем в 2016-2017годах, но несколько ниже среднего, которое составляет 72,6%. Процентный показатель исполнения суммарных неналоговых доходов заметно ниже, чем в 2014-2017годах.

    Рис. 4 - Исполнение бюджета за 9 месяцев по налоговым и неналоговым доходам, % от утвержденных годовых показателей [14]


    Процентные показатели исполнения бюджета по основным налогам приведены на рисунке5. В 2018 году процент исполнения налога на доходы физических лиц (68,5%) выше, чем в 2011-2012 годах, но ниже среднего за предыдущие 7лет (70,9%). По плановым показателям 9месяцев сумма недопоступления в бюджет города составила 13,4млнруб. (в 2017 году 190,9млнруб.). Как и ранее, недовыполнение в значительной мере объясняется возросшей суммой возвратов из бюджета по налогу на доходы физических лиц.


    Рис. 5 - Исполнение бюджета за 9 месяцев по основным налогам, % от утвержденных годовых показателей [14]


    По земельному налогу процент исполнения (71,3%) ниже среднего, которое составляет 77,0%; недопоступление 32,5млнруб. (в 2017 году имели место дополнительные поступления в объеме 46,6млнруб.).

    По единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) в сумме с налогом, взимаемым в связи с применением патентной системы процент исполнения (73,5%) близок к 75%. При этом по ЕНВД поступило 1006млнруб. и исполнение составило 74,9%, по патентному налогу поступило 48млнруб., или 53,5% от запланированной на год суммы.

    Так же, как и по результатам полугодия, за 9 месяцев 2018 года по остальным налоговым доходам (8,1% в структуре налоговых доходов утвержденного бюджета) проценты исполнения хорошие: Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации исполнены на 106,6%; Налог на имущество физических лиц на 72,4%, Государственная пошлина на 69,7%; Единый сельскохозяйственный налог на 97,7%.

    Относительно низкий процент исполнения неналоговых доходов (68,4%) связан, в основном, с более низким, чем в предыдущие годы (2018 67,5%; 2017 76,4%; 2016 86,0%), процентом исполнения доходов от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (38,5% в структуре неналоговых доходов).

    В целом ситуация с процентными показателями исполнения доходной части бюджета за 9 месяцев 2018 года достаточно стабильная.

    Абсолютные поступления от налоговых доходов за 9 месяцев 2018 года по отношению к соответствующему периоду 2017 года в действующих ценах увеличились на 120,8млнруб., или на 1,4%; в сопоставимых ценах уменьшились на 12,5%. Но по основному бюджетообразующеу налогу налогу на доходы физических лиц уменьшение наблюдается как в сопоставимых, так и в действующих ценах.

    На рисунке6 приведена динамика поступлений от НДФЛ (60,6% в структуре налоговых доходов). Норматив отчислений от этого налога в 2011-2014годах составлял 30%, в 20152016 годах 27%, в 2017-2018 годах 18%.

    Рис. 6 - Динамика поступлений в бюджет Тверской области за 9 полугодие 2011-2018 годов от налога на доходы физических лиц, млн руб. [14]

    Как видно из рисунка, абсолютные поступления от НДФЛ за 9 месяцев 2018 года ниже, чем в 2011-2017 годах не только в сопоставимых, но и в действующих ценах. По отношению к соответствующему периоду 2017 года поступления от НДФЛ уменьшились в действующих ценах на 47,3млнруб., или на 0,9%, в сопоставимых ценах на 14,6%.

    По земельному налогу уменьшение составило в действующих ценах 28,1млнруб., или 1,6%; в сопоставимых ценах 15,2%. По ЕНВД в сумме с патентным налогом в действующих ценах увеличение на 31,1млнруб., или на 3,0%, в сопоставимых ценах уменьшение на 11,2%.

    По остальным налоговым доходам изменение поступлений по отношению к 2017 году составляет:

    1. по акцизам в действующих ценах увеличение на 15,0млнруб., или на 40,0%, в сопоставимых ценах увеличение на 20,7%;
    2. по единому сельскохозяйственному налогу в действующих ценах уменьшение на 1,9млнруб., или на 23,2%, в сопоставимых ценах уменьшение на 33,8%;
    3. по налогу на имущество физических лиц в действующих ценах увеличение на 103,9млнруб., или на 34,1%, в сопоставимых ценах увеличение на 15,6%;
    4. по государственной пошлине в действующих ценах увеличение на 48,1млнруб., или на 24,1%, в сопоставимых ценах увеличение на 7,0%.

    Суммарные поступления от неналоговых доходов за 9 месяцев 2018 года по отношению к соответствующему периоду 2017 года уменьшились в действующих ценах на 647,3млнруб., или на13,1 %, в сопоставимых ценах на 25,1%. Это уменьшение в значительной мере обусловлено уменьшением поступлений от аренды неразграниченных земельных участков (уменьшение в действующих ценах на 243,2млнруб., или на 13,0%, в сопоставимых ценах на 25,0%) и от продажи неразграниченных земельных участков (уменьшение в действующих ценах на 141,6млнруб., или на 42,4%, в сопоставимых ценах на 50,3%). Доходы от аренды неразграниченных земельных участков составляют в структуре утвержденных неналоговых доходов 38,5%, доходы от продажи неразграниченных земельных участков 6,3%.

    Динамика поступлений по доходам от аренды неразграниченных земельных участков за 9 месяцев 2011-2018 годов приведена на рисунке7. После положительной послекризисной динамики 2014-2017 годов по этому источнику доходов началось снижение. Увеличение доходов в 2017 году было связано с увеличением норматива отчислений с 80% до 100%. Если бы норматив остался прежним, доходы от аренды неразграниченных земельных участков в 2017 году снизились бы в действующих ценах на 223,1млнруб., или на 13,0%, в сопоставимых на 19,0%. Таким образом, как видно из рисунка9, при одном и том же нормативе отчислений доходы от аренды неразграниченных земельных участков заметно бы снижались в сопоставимых ценах, начиная с 2016 года, в действующих ценах начиная с 2017 года.

    Рис. 7 - Динамика поступлений в бюджет Тверской области за 9 полугодие 2011-2018 годов доходов от аренды неразграниченных земельных участков, тыс. руб. [15]


    Заметное снижение наблюдается также по доходам от имущества:

    1. по доходам от продажи муниципального имущества (23,4% в структуре неналоговых доходов) в действующих ценах на 99,7млнруб., или на 8,5%, в сопоставимых ценах на 21,1%;
    2. по доходам от сдачи в аренду казенного имущества (12,1% в структуре неналоговых доходов) в действующих ценах на 189,1млнруб., или на 27,4%, в сопоставимых ценах на 37,4 %.

    Заметный рост наблюдается только по прочим доходам от имущества, включающим доходы от рекламы (5,8% в структуре неналоговых доходов). Эти доходы увеличились в действующих ценах на 100,5млнруб., или в 1,8 раза, в сопоставимых ценах в 1,5 раза.

    Доходы от аренды муниципального имущества, продажи муниципального имущества и суммарные доходы от аренды и продажи.

    Уже по результатам полугодия было видно, что в 2018 году впервые за последние 6 лет суммарные доходы от продажи и аренды снизились. За 9 месяцев 2018 года эти доходы снизились по отношению к соответствующему периоду прошлого года в действующих ценах на 188,8млнруб., или на 9,4%, в сопоставимых ценах на 21,9%. С 2013 по 2017 год суммарные доходы от аренды и продажи муниципального имущества росли исключительно за счет продажи муниципального имущества, обусловленной реализацией Федерального закона №159-ФЗ.

    2.2 Анализ структуры расходов бюджета за девять месяцев 2018 года (по плановым и фактическим данным)


    Расходы бюджета Тверской области за девять месяцев 2018 года составили 22730894тыс.руб., или 66,3% от планируемых на год. Данный процентный показатель ниже соответствующего показателя прошлого, 2017 года и чуть ниже показателя 2011 года.

    В абсолютном значении расходы за 9 месяцев 2018 года превышают уровень прошлого, 2017 года (20753,6млнруб.), но ниже уровня 2016 года (23344,0млнруб.).

    Динамика процентных показателей исполнения расходной части бюджета в разрезе разделов городского хозяйства и управления (29,9% расходов исполненного за 9 месяцев 2018 года бюджета) и разделов социальной сферы (70,1% расходов бюджета).

    Согласно информации, по итогам девяти месяцев 2018 года самый низкий процент исполнения из отраслей городского хозяйства и управления, по Общегосударственные вопросы (61,8%). Самый высокий процент исполнения, как и в 2016-2017 годах, по разделу Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (75,8%). Сравнение показателей исполнения за 9 месяцев текущего года с соответствующими средними показателями периода 2011-2017 годов показывает, что процентные показатели исполнения двух разделов рассматриваемой группы, Общегосударственные вопросы и Национальная экономика, ниже соответствующих средних показателей за предыдущие семь лет (среднее значение по разделу 0100 62,3%, по разделу 0400 67,4%); показатели остальных разделов группы превышают соответствующие средние значения.

    Данная группа расходов составляет 69,4% расходов утвержденного бюджета; в исполненном за девять месяцев 2018 года бюджете 70,1%.

    А самый высокий процент исполнения не только в разрезе разделов по итогам девяти месяцев 2018 года, но и за весь рассматриваемый период по разделу Культура, кинематография (78,1%). Раздел Средства массовой информации также исполнен на довольно высоком уровне 77,1%, данный показатель также превышает соответствующие показатели практически за весь рассматриваемый период (за исключением 2014 года). Из разделов социальной сферы самый низкий процент исполнения в 2018 году по разделу Физическая культура и спорт 64,7%. При этом процент исполнения в 2018 году по данному разделу достаточно высокий и превышает показатели 2014- 2015 гг. и 2016-2017 гг.

    Из группы расходов социальной сферы за весь анализируемый период наиболее стабильно финансируется разделОбразование. По итогам 9 месяцев 2018 г. процент исполнения по данному разделу составил 65,8%, что чуть ниже уровня прошлого, 2017 года.

    Сравнение показателей исполнения за 9 месяцев текущего года со средними значениями соответствующих показателей за период 2011 2017 гг. показывает, что из шести разделов анализируемой группы лишь один, 0700 Образование, исполнен ниже среднего уровня (67,6% за 2008 2017 гг.). Показатели исполнения по остальным пяти разделам в текущем году превышают средние значения за предыдущие семь лет.

    В целом разделы социальной сферы профинансированы более равномерно, процентные показатели их исполнения несколько выше, чем соответствующие показатели разделов расходов городского хозяйства и управления.






    3. Проблемы формирования и исполнения бюджета Тверской области и перспективы развития бюджетной системы РФ


    Управление бюджетом всегда считалось одной из важнейших и актуальных проблем каждого государства независимо от уровня развития экономики и уровня поступлений в государственную казну. И во все времена процесс управления расходами осложнялся ограниченностью ресурсов на всех стадиях принятия государственных решений - от определения общего объема расходов до их распределения и финансирования. [27] С течением времени эта проблема становилась все острее, и, следовательно, росла необходимость повышения эффективности государственных расходов. Одним из наиболее известных современных методов повышения эффективности бюджетных расходов является бюджетирование, ориентированное на результат. В нашем случае бюджет Тверской области имеет профит, это говорит о том, что доходы превышают расходы, но применяя более интенсивный финансовый контроль, можно достичь наиболее высоких результатов, тем самым увеличить доходную часть и упорядочить расходную. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что без сильного финансового контроля система управления общественными финансами не может быть эффективной.

    Во-первых, важно отметить, что в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, содержание финансового контроля существенного изменяется. И очень важно, чтобы все участники бюджетных отношений осознали происходящие изменения, осознали свои роли и полномочия в новых условиях. В первую очередь это относится к министерствам и ведомствам, поскольку именно они становятся главными субъектами финансового контроля в новых условиях, так как именно министерства и ведомства как главные распорядители бюджетных средств, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, определяют и планируют цели, а также рассчитывают и планируют ресурсы для их достижения. В условиях бюджетирования, ориентированного на результат, существенно расширяются полномочия главных распорядителей бюджетных средств. Однако изменения только полномочий недостаточно. Необходимо, чтобы министерства и ведомства, чьи полномочия расширяются, осознавали, что одновременно существенно возрастает их ответственность.

    Но одного только осознания субъектами бюджетных отношений новых условии недостаточно для повышения эффективности и результативности бюджетных расходов и совершенствования финансового контроля при исполнении бюджета.

    В целях совершенствования бюджетного процесса в Тверской области преодоления тенденции неравномерного исполнения расходов главными администраторами бюджетных средств и повышения эффективности использования средств областного бюджета и межбюджетных трансфертов целесообразным предложить Правительству Тверской области активизировать работу министерств и ведомств по:

    -своевременной подготовке нормативных правовых актов, необходимых для реализации закона о бюджете Тверской области

    -дальнейшему совершенствованию налогового администрирования, а также повышению точности прогнозирования поступлений доходов бюджета Тверской области, особенно доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    -достижению целевых индикаторов при реализации программных мероприятии долгосрочных целевых программ;

    -равномерному, соразмерно поступающим доходам, исполнению расходов бюджета Тверской области в течение года и минимизации количества вносимых изменений в сводную бюджетную роспись в ходе исполнения бюджета Тверской области. [22]

    Правительство с Тверской области ставит перед собой пять ключевых принципов, которые станут фундаментом преобразований в ближайшие годы.

    Первое. Сделать так, чтобы впредь Тверская область оставалось территорией роста, где особое внимание уделяется социально-экономическим показателям.

    Второе. Тверская область становится регионом комфортной жизни. Люди оценивают власть не по уровню развития экономики, а по чистоте двора, по облику города, по удобству электрички.

    Третье. Умная социальная политика. 70% бюджета - это социальные расходы. В эту сферу постоянно привлекаются и средства инвесторов. Но дело не только в деньгах или высоких технологиях. Необходим профессионализм и человеческое отношение: изменение подхода к пациенту, школьнику, посетителю.

    Четвертое. Тверская область - территория неравнодушных людей. Существуют реальные инструменты общественного контроля, правительство готово и дальше поддерживать яркие и интересные инициативы.

    Пятое. Область как территория чуткой власти. Власти, внимательной к запросам граждан. Власти, не боящейся выйти из кабинета или служебного автомобиля и вступить в прямой и, что важно, регулярный диалог с людьми. [28]

    Основные направления бюджетной и налоговой политики Тверской области на 2017-2018 годы являются базой для формирования бюджета области на 2017 год и среднесрочного финансового плана до 2018 года, определяют стратегию действий в части формирования доходов и расходов бюджета и будут направлены на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышения качества бюджетного процесса, обеспечения рационального и эффективного использования бюджетных средств.

    В трехлетней перспективе 2017-2019 годов приоритетом налоговой политики остается создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость. Налоговая политика будет направлена на создание условий для увеличения темпов экономического роста.

    Налоговая политика Тверской области в 2017-2019 годах будет направлена на увеличение доходного потенциала, повышение уровня собственных доходов бюджета области и будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства.

    В данных условиях основными задачами на плановый период являются разработка предложений по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Тверской области и принципов распределения налогов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также принятие активного участия в процессе контроля полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками путем взаимодействия с органами федерального казначейства и налоговой службой.

    В сфере неналоговых доходов главной задачей является реализация имеющегося на сегодняшний день потенциала. Наиболее перспективными направлениями на сегодняшний день здесь следует считать доходы от использования имущества. Должны быть приняты все необходимые меры по проведению объективной оценки доходного потенциала и неиспользуемых возможностей получения доходов от использования имущества.

    Комплексная реализация всех вышеперечисленных направлений ориентирована на обеспечение сбалансированности бюджета Тверской области, что в свою очередь способствует достижению основной цели социально- экономического развития повышения уровня и качества жизни населения.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В январе-сентябре 2018 года экономическая ситуация усложнилась, как в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Спад наблюдается практически во всех видах экономической деятельности, за исключением платных услуг и жилищного строительства.

    Средняя за январь-сентябрь заработная плата составила 40 434 руб. и в действующих ценах в сравнении с соответствующим периодом увеличилась на 4,0 %. Реальная заработная плата уменьшилась на 10,3 %.

    Экономическая ситуация отразилась на поступлениях в бюджет. Суммарные доходы в сравнении с 9 месяцами 2017 года в действующих ценах увеличились на 337,7 млн руб., или на 1,5 %, в сопоставимых ценах уменьшились на 12,5 %. При этом собственные доходы уменьшились и в действующих ценах на 529 млн руб., или на 4,0 %, в сопоставимых ценах на 17,2 %. Это уменьшение связано, прежде всего, с уменьшением доходов от аренды и продажи неразграниченных земельных участков, доходов от сдачи в аренду казенного имущества, доходов от продажи муниципального имущества. Заметное увеличение (на 100,5 млн руб.) наблюдается только по прочим поступлениям от использования имущества (за счет доходов от рекламы). [29]

    Поступления из вышестоящих бюджетов в действующих ценах увеличились на 859 млн руб., или на 9,4 %, в сопоставимых ценах уменьшились на 5,7 %.[32]

    Процент исполнения доходной части в целом составляет 70,6 %, что ниже среднего за предыдущие 7 лет. Процент исполнения собственных доходов (69,6 %) в 2017 году самый низкий за последние 8 лет, за исключением кризисного 2009 года. В разрезе источников собственных доходов процентные показатели достаточно стабильны.

    Процент исполнения поступлений (72,1 %) несколько ниже среднего за предыдущие 7 лет. Процентные показатели исполнения безвозмездных поступлений по всем видам межбюджетных трансфертов на достаточно хорошем уровне: по субсидиям 68,0 %, субвенциям 73,9 %, иным межбюджетным трансфертам 70,9 %. Но есть отдельные субсидии и иные межбюджетные трансферты, по которым процент исполнения низкий, либо средства не пришли вообще.

    Расходы бюджета за девять месяцев 2018 года составили 66,3 % от планируемых на год. Это ниже соответствующего показателя прошлого, 2017 года и чуть ниже показателя 2016 года. [33]

    Разделы социальной сферы профинансированы более равномерно, процентные показатели их исполнения несколько выше, чем соответствующие показатели разделов расходов городского хозяйства и управления. Основные приоритеты расходов бюджета Тверской области в 20172018 годах определены с учетом необходимости решения неотложных проблем экономического и социального развития, достижения целевых показателей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации:

    - Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы;

    - Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения;

    - Индексация расходов бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг и материальные затраты, увеличение расходов на проведение капитального ремонта учреждений;

    - Увеличение расходов на строительство и реконструкцию социально-значимых объектов государственной и муниципальной собственности, в том числе на расширение сети дошкольных образовательных учреждений. [35]

    Главный финансовый документ Тверской области характеризуется социальной направленностью: 70% расходов областного бюджета направляется на социальные нужды.

    Увеличение доходов бюджета Тверской области видится во вложении денежных средств в эффективные проекты, в строительство новых предприятий, ферм, кроме того нужны стратегические планы развития легкой, пищевой, машиностроительной и химической промышленностей. Это быстро окупаемые отрасли, дающие во всех странах более половины доходов бюджета.

    Покрытие дефицита бюджета необходимо осуществлять и за счет повышения эффективности бюджетных расходов.

    Основой развития любого региона является создание высокопроизводительных рабочих мест, что позволит привлечь высококлассных специалистов, поднять их производительность труда и, в конечном счете, увеличить поступления в бюджет от налога на доходы физических лиц.



    Список используемой литературы


    Нормативные документы

    1. Федеральный закон от 02.12.2018 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»
    2. Закон Тверской области «О бюджете Тверской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»

    Литературные источники

    1. Архангельский В.Н., Буланов В.С. Национальная экономика / под ред. В.И. Кушлина. М.: РАГС, 2016. 273 с
    2. Бежаев О.В., Хворостухина Д.С., Разгулин С.В. Повышение эффективности бюджетных расходов / под ред. А.А. Климова. М.: Дело, 2018. 371 с
    3. Белозеров С.А., Бродский Г.В., Горбушина С.Г. Финансы. 3-е изд. / под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2018. 190 с
    4. Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2016. 274 с
    5. Бушмин Е.В. Бюджет: процедуры и эффективность. М.: Альтернатива, 2018. 464 с
    6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. О. Врублев-ской, М. Романовского. СПб.: Питер, 2016. 262 с
    7. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин. - М.: Дашков и К, 2018. 347 с
    8. Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Тверской области в 2017 году
    9. Смольянинов Е.Н. Бюджетная система Российской Федерации (в авторской редакции). 2017. 224 с
    10. Теория менеджмента / под ред. А.М. Лялина. «Стандарт 3-го поколения». СПб.: Питер, 2017. 264 с
    11. Финансы / под ред. В.Г. Князева, В.А. Слепова. М.: Магистр, 2018. 176 с
    12. Финансы и кредит / под ред. Г.Б. Поляка. М.: Волтерс Клувер, 2017. 474 с
    13. Хокингс М., Столтон С., Дадли Н. Оценка эффективности. М.: МСОП, 2018. 231 с
    14. Чуньков Ю.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. М.: МГИУ, 2018. 334 с
    15. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система РФ: Учебник Издательство: Дашков и К, 2018 г.
    16. Алехин Б.И. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2016 г.
    17. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учебное пособие Издательство: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2016 г.
    18. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Бюджетная система РФ: Учебник Издательство: Дашков и К, 2018 г.
    19. Бомол У.Дж., Блайндер А.С. Экономикс. Принципы и политика: Учебник Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 г.
    20. Восколович Н.А., Жильцов Е.Н., Еникеева С.Д. Бюджетная система России: учебник Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 20014 г.
    21. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 г.
    22. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 г.
    23. Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 г.
    24. Курченко Л.Ф. Бюджетная система РФ: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие Издательство: Дашков и К, 2017 г.
    25. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 г.
    26. Роик В.Д. Социальный бюджет России и основы социального бюджетирования: Учебное пособие: Издательство: АТиСО, 2014 г.
    27. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в РФ: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 г.
    28. Цымбаленко С.В. Бюджетное право: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018 г.
    29. Цымбаленко Т.Т., Цымбаленко С.В., Герасимов А.Н. Государственный долг: Учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 г.

    Интернет ресурсы

    1. Официальный сайт Правительства Тверской области www.тверскаяобласть.рф
    2. Официальный сайт Минфина Тверской области https://www.tverfin.ru/
    3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики tverstat.gks.ru
    4. Официальный сайт Министерства экономического развития Тверской области https://минэконом.тверскаяобласть.рф/

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Бюджет ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.