Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Внебюджетные фонды

  • Вид работы:
    Другое по теме: Внебюджетные фонды
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    17.09.2017 14:59:32
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    Глава 1. Теоретические основы внебюджетных фондов, порядок их формирования и использования5

    1.1. Общая характеристика внебюджетных фондов5

    1.2. Виды внебюджетных фондов: их классификация8

    1.3. Источники формирования внебюджетных фондов14

    Глава 2. Анализ источников формирования денежных средств внебюджетных фондов Российской Федерации18

    2.1. Количественный анализ основных характеристик внебюджетных фондов18

    1.2. Вертикальный анализ доходов и расходов внебюджетных фондов в 2011-2015 годах24

    1.3. Структурный анализ доходов и расходов внебюджетных фондов в 2011-2015 годах27

    Глава 3. Направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов28

    3.1. Основные проблемы в деятельности внебюджетных фондов28

    3.2. Предложения по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов29

    Заключение32

    Список литературы34




    Введение

    В современных условиях в решении вопросов социальной политики наряду с бюджетом повышается значение социальных внебюджетных фондов. Социальные внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Социальные внебюджетные фонды созданы для реализации мероприятий государственной социальной политики и социального страхования.

    Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования различных социально-экономических мероприятий. Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

    Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. Внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств, они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

    Степень разработанности. Проблемы формирования и развития внебюджетных фондов, их роль в формировании и развитии финансовой системы России в разные времена исследовались многими учёными и практиками. Существенный вклад в исследование данной проблемы внесли классики экономики Д. Львов, «Развитие экономики России и задачи экономической науки», В.Т. Батычко «Финансовое право» и др.

    Объектом данного исследования являются государственные внебюджетные фонды РФ.

    Предметом выступают источники формирования денежных средств внебюджетных фондов.

    Цель настоящей работы провести анализ источников формирования денежных средств внебюджетных фондов.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Исследовать теоретические основы внебюджетных фондов, порядок их формирования и использования;
    2. Провести анализ источников формирования денежных средств внебюджетных фондов Российской Федерации;
    3. Выделить основные проблемы в деятельности внебюджетных фондов;
    4. Вынести предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов.

    При написании исследования были применены следующие методы: структурный, метод факторного анализа, коэффициентный метод, методы вертикального и структурного анализа.

    Теоретической основой для написания исследования послужили работы отечественных исследователей, таких как: Г.Б. Поляка, Н.В. Милякова, Л.А. Дробозиной, Л.А. Бабурина и других.

    Структура работы определяется поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.



    Глава 1. Теоретические основы внебюджетных фондов, порядок их формирования и использования

    1.1. Общая характеристика внебюджетных фондов

    Внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для решения социально-экономических задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления развития общества.

    Главной задачей внебюджетных фондов является обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению с помощью специально создаваемых для этого фондов. Данные фонды находятся в собственности государства, являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Наименование фонда отражает направление использования его средств.

    Все фонды федерального уровня можно свести в четыре основные группы:

    1. государственные внебюджетные фонды;
    2. целевые бюджетные фонды;
    3. специальные бюджетные фонды;
    4. отраслевые внебюджетные фонды.

    Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно из бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности.

    Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

    Внебюджетные фонды, помимо деления по принадлежности и решаемым ими задачам, можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем:

    1. в зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и пр.;
    2. в зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия - фонд регионального развития, краткосрочного - фонд помощи беженцам;
    3. по охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области);
    4. в соответствии с уровнем управления фонды подразделяются на государственные и региональные.

    К источникам доходов внебюджетных фондов относятся:

    1. специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
    2. отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
    3. средства бюджета;
    4. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
    5. займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков.

    Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

    Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

    Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

    1. запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
    2. денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    3. формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    4. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    5. на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
    6. денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    7. расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

    1.2. Виды внебюджетных фондов: их классификация

    Внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования.

    В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Это объясняется рядом причин:

    1. у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
    2. будучи автономными от бюджета, эти фонды предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль;
    3. внебюджетные фонды могут при определенных условиях, т.е. при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

    В зависимости от решаемых задач внебюджетные фонды можно классифицировать по способу образования, периоду функционирования и охвату проблем. Внебюджетные фонды классифицируются по нескольким признакам, в том числе: субъектам, целевому назначению, сфере охвата, времени действия и т.д.

    Классификация внебюджетных фондов представлена на рисунке 1.

    Рисунок 1 - Классификация внебюджетных фондов


    В настоящее время действуют следующие основные виды внебюджетные фондов:

    1. Пенсионный фонд;
    2. Фонд социального страхования;
    3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

    Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:

    1. страховых взносов;
    2. средств федерального бюджета;
    3. сумм пеней и иных финансовых санкций;
    4. доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
    5. добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;
    6. иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

    Средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

    Различаю два вида Пенсионных фондов:

    1. Государственный пенсионный фонд;
    2. Негосударственный пенсионный фонд.

    Государственный пенсионный фонд - самостоятельное финансово - кредитное учреждение для государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

    Государственный пенсионный фонд имеет ряд особенностей:

    1. наделен публично - властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию;
    2. имеет свой бюджет;
    3. имеет специальную правоспособность;
    4. осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования;
    5. осуществляет персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования.

    Негосударственный пенсионный фонд - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд осуществляет два вида деятельности:

    1. обязательное пенсионное страхование - учет, преумножение средств пенсионных накоплений и выплата накопительной части государственной пенсии по старости;
    2. негосударственное пенсионное обеспечение - накопление и преумножение добровольных взносов граждан или их работодателей, выплата при выходе на пенсию.

    Фонд социального страхования является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

    Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Фонд предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

    К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

    Фонд социального страхования образуется за счет:

    1. страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
    2. доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
    3. добровольных взносов граждан и юридических лиц;
    4. ассигнований из республиканского бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

    Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

    Фонд обязательного медицинского страхования направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

    Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

    Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

    Фонд формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

    Всем гражданам по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

    Структура данного Фонда включает в себя Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Основные задачи Федерального фонда состоят в следующем:

    1. обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан»;
    2. достижение финансовой стабильности системы страхования на перспективу;
    3. участие в разработке, финансировании и реализации финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
    4. разработка и реализация мероприятий по выравниванию условий работы территориальных фондов в части объёма и качества предоставляемых услуг;
    5. финансирование целевых медицинских программ, медицинской науки, подготовки и переподготовки кадров;
    6. финансирование материально-технической базы здравоохранения.

    В задачи территориальных фондов входят конкретные мероприятия по предоставлению медицинского страхования услуг, в частности:

    1. обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан по медицинскому страхованию через систему функционирования страховых компаний;
    2. финансирование медицинского страхования на данной территории;
    3. дотирование филиалов с недостаточным объёмом финансовых ресурсов до достижения установленного среднедушевого норматива;
    4. образование нормативного страхового запаса;
    5. финансирование обеспечения страховых медицинских организаций по дифференцированным нормативам или по финансовым нормативам на договорной основе;
    6. финансирование мероприятий совместно с органами управления здравоохранения;
    7. содержание исполнительной дирекции, учёт страховых взносов и платежей и др.

    Таким образом, внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

    1.3. Источники формирования внебюджетных фондов

    Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

    Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

    Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

    Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

    1. специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
    2. отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
    3. средства бюджета;
    4. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
    5. займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

    Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

    Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.

    Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

    Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

    В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

    Все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

    Финансовые системы развитых стран, как и российская финансовая система, представляют в экономике каждого государства сферу накопления - аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных целевых фондах. Эти фонды являются взаимосвязанными между собой элементами системы, предназначенными для обеспечения финансовыми ресурсами определенных потребностей государства, предприятий и населения. Общая структура финансовых систем развитых государств, таким образом, традиционна: государственные финансы, корпоративные финансы и финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов. Особенности построения и функционирования государственных финансов развитых стран представляет первостепенный практический и научный интерес. Это объясняется, во-первых, тем, что государственные финансы - приоритетное звено финансовой системы любой страны в целом. Во-вторых, финансы предприятий и домохозяйств в значительно меньшей степени отражают специфику того или иного государственного образования: финансовые потоки в этих сферах достаточно жестко предопределены стандартным в самых разных странах производственным и жизненным циклом, то есть особенности финансовых систем - это прежде всего особенности государственного уровня.

    Государственные финансы развитых стран состоят из двух подсистем:

    1. централизованные финансы, включающие в свой состав государственный бюджет и внебюджетные специальные фонды;
    2. децентрализованные финансы - финансы предприятий, корпораций и других организаций государственного и муниципального сектора.

    Вторая подсистема централизованных финансов развитых стран представлена внебюджетными фондами, как общегосударственными, так и территориальными. Это специальные целевые фонды - социальные, научно-исследовательские, экономические и военно-политические, которые образуются и используются государством как относительно самостоятельные элементы финансовых систем. Объем ресурсов, перераспределяемых через эти финансовые формирования в ряде развитых стран, сравним с объемами бюджетного финансирования.

    Социальные фонды в развитых странах предназначены для финансового обеспечения программ социальной безопасности населения, по своему социальному статусу имеющего право пользования ресурсами внебюджетных фондов. Это, как правило, пенсионеры, инвалиды, безработные, временно не трудоспособная часть экономически активного населения и некоторые другие категории граждан. Система фондов социального назначения в развитых странах представлена фондами социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи и некоторыми другими. Формы, структура, порядок образования и использования внебюджетных фондов существенно отличаются по странам, но их сущность, назначение и принципиальное устройство едины.

    Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

    Глава 2. Анализ источников формирования денежных средств внебюджетных фондов Российской Федерации

    2.1. Количественный анализ основных характеристик внебюджетных фондов

    Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Это форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

    При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

    Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

    Фонд социального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

    Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

    В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

    Пенсионный фонд Российской Федерации

    Положение «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» указывает, что Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

    ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

    ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

    Средства ПФР формируются за счет:

    1. страховых взносов работодателей;
    2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
    3. страховых взносов иных категорий работающих граждан;
    4. ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
    5. средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
    6. добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

    Средства ПФР направляются на:

    1. выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
    2. оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
    3. финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
    4. другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

    Рассмотрим динамику основных показателей Пенсионного Фонда.

    Рисунок 2 - Доходы бюджета Пенсионного фонда, млрд. руб.


    На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что начиная с 2010 года по 2013 год, доходы пенсионного фонда постоянно увеличиваются.

    Фонды обязательного медицинского страхования

    Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее именуется - Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

    Основными задачами Федерального фонда являются:

    1. финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
    2. обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
    3. аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

    Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

    1. аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
    2. осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
    3. проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
    4. выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
    5. совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
    6. согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

    Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

    1. части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
    2. ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
    3. добровольных взносов юридических и физических лиц;
    4. доходов от использования временно свободных финансовых средств;
    5. нормированного страхового запаса Федерального фонда;
    6. поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

    Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.

    Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

    Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в настоящем уставе.

    Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются. Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

    Рассмотрим динамику основных показателей ФОМС.

    Рисунок 3 - Доходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, млрд. руб


    Данные показывают, что тенденция изменения доходов ФОМС была нестабильной имело место возрастание.

    1.2. Вертикальный анализ доходов и расходов внебюджетных фондов в 2011-2015 годах

    Для сравнения доходов бюджетов внебюджетных фондов просуммируем доходы каждого из них и сведем в единую таблицу:



    Таблица 1 - Доходы внебюджетных фондов

    Доходы20112012201320142015ПФ1637,581946,822730,173222,654680,04ФСС218,91295,37360,48440,05425,49ФОМС125,52157,82162,62126,56105,85Доходы внебюджетных фондов всего1982,012400,013253,273789,265211,38


    Таблица 2 - Расходы внебюджетных фондов

    Расходы20112012201320142015ПФ1537,261786,462357,793008,664822,39ФСС208,15303,06379,38448,5453,82ФОМС119,41158,18168,71130,04110,85Доходы внебюджетных фондов всего1864,822247,72905,883587,25387,06

    Рассмотрим и сравним темпы роста показателей.



    Таблица 3 - Темпы роста доходов внебюджетных фондов

    2012201320142015ПФ118,9%140,2%118,0%145,2%ФСС134,9%122,0%122,1%96,7%ФОМС125,7%103,0%77,8%83,6%Доходы внебюджетных фондов всего121,1%135,6%116,5%137,5%

    Очевидно, что наибольшие темпы роста доходов характерны для ПФ.



    Таблица 4 - Темпы роста расходов внебюджетных фондов

    2012201320142015ПФ116,2%132,0%127,6%160,3%ФСС145,6%125,2%118,2%101,2%ФОМС132,5%106,7%77,1%85,2%Доходы внебюджетных фондов всего120,5%129,3%123,4%150,2%

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что в наибольшей степени росли расходы ПФ.

    Определим удельные веса и проанализируем динамику удельных весов по отношению к уровню 2011 года.


    Таблица 5 - Изменение удельных весов доходов бюджетов внебюджетных фондов

    2012201320142015ПФ-1,5%1,3%2,4%7,2%ФСС1,3%0,0%0,6%-2,9%ФОМС0,2%-1,3%-3,0%-4,3%Доходы внебюджетных фондов всего0,0%0,0%0,0%0,0%

    За исследуемый период доля доходов ПФ возросла на 7,2 процентных пункта, доли других фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно.


    Таблица 6 - Изменение удельных весов расходов бюджетов внебюджетных фондов

    2012201320142015ПФ-3,0%-1,3%1,4%7,1%ФСС2,3%1,9%1,3%-2,7%ФОМС0,6%-1,2%-2,2%-1,6%Расходы внебюджетных фондов всего0,0%0,0%0,0%0,0%

    В составе совокупных расходов внебюджетных фондов значительно выросла доля расходов ПФ (на 7,1%), доля других фондов снизилась.

    При сравнении доходов и расходов внебюджетных фондов оказалось, что наибольшие темпы роста доходов в 2011-2016 годах были характерны для ПФ. При сравнении темпов роста расходов ситуация оказалась аналогичная расходы ПФ растут наибольшими темпами. В результате за исследуемый период доля доходов ПФ возросла на 7,2 процентных пункта, доли других фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно. В составе совокупных расходов внебюджетных фондов значительно выросла доля расходов ПФ (на 7,1%), доля расходов других фондов снизилась.

    1.3. Структурный анализ доходов и расходов внебюджетных фондов в 2011-2015 годах

    Рассмотрим структуру доходов внебюджетных фондов.


    Таблица 7 - Структура доходов внебюджетных фондов

    20112012201320142015ПФ82,6%81,1%83,9%85,0%89,8%ФСС11,0%12,3%11,1%11,6%8,2%ФОМС6,3%6,6%5,0%3,3%2,0%Доходы внебюджетных фондов всего100%100%100%100%100%

    Очевидно, что преобладающую долю в составе доходов внебюджетных фондов занимают доходы ПФ, причем эта доля стабильно растет. Второе место по объему доходов принадлежит ФСС. Рассмотрим структуру расходов внебюджетных фондов в следующей таблице.


    Таблица 8 - Структура расходов внебюджетных фондов

    20112012201320142015ПФ82,4%79,5%81,1%83,9%89,5%ФСС11,2%13,5%13,1%12,5%8,4%ФОМС6,4%7,0%5,8%3,6%2,1%Расходы внебюджетных фондов всего100,0%100,0%100,0%100,0%100,0%

    В структуре расходов картина повторяется преобладают расходы ПФ. Второе место по объему расходов также принадлежит ФСС.

    Структурный анализ показал, что преобладающую долю в составе доходов внебюджетных фондов занимают доходы ПФ, причем эта доля стабильно растет. Второе место по объему доходов принадлежит ФСС.

    Глава 3. Направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов

    3.1. Основные проблемы в деятельности внебюджетных фондов

    Государственная политика по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов социального назначения касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования.

    Устойчивое развитие пенсионной системы в долгосрочной перспективе невозможно без принятия таких мер, как введение обоснованного минимального уровня заработной платы и механизмов ее индексации с целью достижения темпов повышения заработной платы, опережающих рост потребительских цен.

    Важной задачей является создание дифференцированной по категориям застрахованных пенсионной системы, позволяющей страховать различные группы граждан от специфических видов социальных рисков (северные риски, риски профессионального труда и тому подобное) и определение гарантированной величины дотаций из федерального бюджета в систему обязательного страхования для их компенсации.

    Необходимо также создание правового механизма реализации известного определения Конституционного Суда, направленного на доведение общего объема государственной и социальной поддержки, оказываемой каждому конкретному пенсионеру, до величины прожиточного минимума, установленного в регионе, где он проживает. В частности, крайне важно разработать порядок стимулирования регионов, предоставляющих пенсионерам наибольший объем мер социальной поддержки с учетом необходимости повышения уровня социальной защиты, прежде всего, тех пенсионеров, чьи пенсии ниже прожиточного минимума. Сегодня большое число пенсионеров в Российской Федерации социально незащищены, а пенсии у них низкие. И если мы хотим оценивать эффективность действия региональных властей, это один из тех показателей, которые действительно будут работать на жителей регионов.

    В деятельности Фонда социального страхования существуют проблемы с пособием по временной нетрудоспособности, связанные с верхним объемом пособия.

    Что касается фонда обязательного медицинского страхования, здесь фиксируются проблемы более глобального характера. Давно назрела проблема принятия нового закона о медицинском страховании, отвечающего современным реалиям. Необходимо внедрение одноканальной системы финансирования предоставления гражданам медицинской помощи, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о создании вертикали управления.

    Одной из первостепенных задач является определение компетенции фондов обязательного медицинского страхования, четкая регламентация расходов средств федерального бюджета, поступающих в бюджет фонда.

    Объем трансфертов из федерального бюджета на осуществление возложенных на них функций превышает 50 процентов общего объема доходов фонда. Всего в стране два федеральных фонда, которые перешли 50-процентный барьер, это Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    До последнего времени профицитным был Фонд социального страхования, но последние возложенные на него обязательства делают и его дефицитным, и начинается увеличение зависимости Фонда социального страхования от средств федерального бюджета.

    3.2. Предложения по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов

    Таким образом, назрел целый комплекс изменений в законодательном и нормативно-правовом регулировании государственных внебюджетных фондов социального назначения.

    Эти изменения должны происходить на четырех уровнях.

    Первое - там, где формируется база для начислений, в сфере функционирования экономики и рынка труда. Это изменения в законодательстве о пенсионном возрасте, о миграции, которые бы позволили изменить соотношение работающих и пенсионеров.

    Второй блок изменений в законодательство, которые необходимо рассматривать, связан с источниками средств, предназначенных для обеспечения, с одной стороны, выплат по страховым случаям, а с другой стороны - нестраховых выплат. Целесообразно источники эти разделить. Государство в лице разных уровней бюджетов должно отвечать за источники, которые формируют нестраховые выплаты, и, с другой стороны, страховые взносы - это источник, обеспечивающий страховые выплаты по страховым случаям. Это разделение, будучи произведено, уже сегодня даст решение многих вопросов, которые сегодня являются предметом острых дискуссий, в частности, о базовой части пенсии.

    Третий блок реформирования законодательства - это законодательство о функциях государственных внебюджетных фондов и механизмах управления средствами этих фондов. Надо серьезно задуматься о том, что средствами, которыми управляют сегодня государственные внебюджетные фонды, средствами, которые являются источниками нестраховых выплат, возможно, и не стоит управлять сегодня через механизм государственных внебюджетных страховых фондов. Возможно, следует создать один или несколько фондов государственных гарантий социальных выплат или других, которые возьмут на себя функции управления. Или же второй путь решения этого вопроса. Можно делегировать страховым по своей сути фондам управление нестраховыми выплатами, но тогда это должны быть совершенно другие механизмы управления. И это должно быть прописано в законодательстве о функциях государственных внебюджетных фондов и механизмах управления этими средствами. Наконец, четвертый блок законодательных вопросов - изменения в законодательство, которые обеспечивают более быстрый рост доходов, формирующихся через два этих источника, о которых выше шла речь, и расходов. В любом случае очевидно, что управление государственными внебюджетными фондами требует перестройки, направленной на повышение эффективности системы государственных социальных гарантий.

    Основные меры по совершенствованию управления внебюджетными фондами включают: совершенствование законодательства о пенсионном возрасте и о миграции; разделение источников выплат; совершенствование механизма управления средствами фондов; стимулирование доходов, обеспечивающих источники средств фондов.





















    Заключение

    На основании вышеизложенного необходимо сделать выводы.

    Государственная политика по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования. Основными проблемами внебюджетных фондов в настоящее время являются: низкая дифференциация пенсионного обеспечения, отставание от прожиточного минимума; низкий уровень пособий по временной нетрудоспособности и т.д. Основные меры по совершенствованию управления включают: совершенствование законодательства о пенсионном возрасте и о миграции; разделение источников выплат; совершенствование механизма управления средствами фондов; стимулирование доходов, обеспечивающих источники средств фондов.

    Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Это форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. В России действует три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

    Средства фондов формируются за счет взносов работодателей, граждан, а также ассигнований из федерального бюджета. Финансовые ресурсы ПФ и ФСС росли ежегодно в течение 2011-2015 гг.

    При сравнении доходов и расходов внебюджетных фондов оказалось, что наибольшие темпы роста доходов в 2011-2015 годах были характерны для ПФ. При сравнении темпов роста расходов ситуация оказалась аналогичная расходы ПФ растут наибольшими темпами. В результате за исследуемый период доля доходов ПФ возросла на 7,2 процентных пункта, доли других фондов снизились на 2,9 и 4,3 процентных пункта соответственно. В составе совокупных расходов внебюджетных фондов значительно выросла доля расходов ПФ (на 7,1%), доля расходов других фондов снизилась.

    Структурный анализ показал, что преобладающую долю в составе доходов внебюджетных фондов занимают доходы ПФ, причем эта доля стабильно растет. Второе место по объему доходов принадлежит ФСС. В структуре расходов картина повторяется преобладают расходы ПФ. Второе место по объему расходов также принадлежит ФСС.

    Государственная политика по совершенствованию деятельности внебюджетных фондов социального назначения касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования. Основными проблемами внебюджетных фондов в настоящее время являются: низкая дифференциация пенсионного обеспечения, отставание пенсионного обеспечения от прожиточного минимума; низкий уровень пособий по временной нетрудоспособности и обеспечение расходов собственными источниками доходов.

    Основные меры по совершенствованию управления внебюджетными фондами включают: совершенствование законодательства о пенсионном возрасте и о миграции; разделение источников страховых и нестраховых выплат; совершенствование механизма управления средствами фондов; стимулирование доходов, обеспечивающих источники средств фондов.


    Список литературы

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // «Российская газета». - № 153-154, 12.08.1998.
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146 ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Российская газета. - № 148-149. 06.08.1998.
    3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) // Парламентская газета. - № 151-152. - 10.08.2000.
    4. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // «Российская газета». - № 137, 28.07.2009.
    5. Арзамова, Т.А. Финансы: аналитический обзор / Т.А. Арзамова. М.: АСТ, 2015. 336 с.
    6. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2013. 210 с.
    7. Губанов, С. Политика нового этапа: цель и средство / С. Губанов // Экономист. 2015. - №11. - С. 8.
    8. Заяц, А.В. Внебюджетные фонды страны / А.В. Заяц. М.: Инфра-М, 2015. 226 с.
    9. Миляков, Н.В. Финансы: Курс лекций / Н.В. Миляков. - М.: ИНФРА-М, 2014. 284 с.
    10. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2015. 396 с.
    11. Пономарева, А.С. Внебюджетные фонды и их классификация / А.С. Пономарева. СПб.: Питер, 2013. 116 с.
    12. Роик, В.Д. Природа страховых взносов и налогов / В.Д. Роик // Экономист. 2014. - №1. - С. 15-17.
    13. Финансы в системе государственного и муниципального управления / Под ред. Л.А. Бабурина. - Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2015. 438 с.
    14. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2014. 388 с.
    15. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2013. 412 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Внебюджетные фонды ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.