Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Внешняя среда предприятия

  • Вид работы:
    Другое по теме: Внешняя среда предприятия
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    17.07.2016 6:05:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    1.Факторы рыночной среды и их влияние на эффективность работы предприятия5

    1.1Предприятие как открытая экономическая система5

    1.2 Показатели состояния внешней среды предприятия7

    1.3 Основные направления государственного регулирования предпринимательской среды11

    2. Анализ макро и региональных факторов предприятия ООО «Росальянс»15

    2.1 Основные показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия15

    2.2 Анализ макро и региональных факторов внешней среды предприятия17

    2.3 Направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской среды на региональном и макро уровнях управления20

    Заключение26

    Список использованной литературы28




    Введение

    Актуальность темы исследования.Предпринимательство это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей. Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли. Принципиальное отличие современного российского предпринимательства от существовавшего ранее заключается в том, что развиваться ему приходится в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики.

    В рыночных отношениях глубина и масштабность задач социально-экономических преобразований в стране обуславливают необходимость постоянного государственного регулирования экономических и, прежде всего, предпринимательских отношений, форм и методов организации управленческой деятельности; использования качественно новых подходов к управлению имуществом предприятий различных форм собственности; создания новой финансовой законодательной базы, совершенных финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения в государстве.

    Объект исследований и разработки анализ внешних факторов, влияющих на эффективность предприятия.

    Цель работы провести анализ внешних факторов, влияющих на эффективность предприятия.

    Задачи курсовой работы:

    1. Рассмотреть предприятие как открытую экономическую систему;
    2. Перечислить показатели состояния внешней среды предприятия;
    3. Изучить основные направления государственного регулирования предпринимательской среды;
    4. Рассмотреть основные показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
    5. Провести анализ макро и региональных факторов внешней среды предприятия;
    6. Сформулировать направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской среды на региональном и макро уровнях управления.

    Изучены теоретические основы влияния факторов внешней среды, рассмотрены последствия и изменения в работе организации под влиянием данных факторов, проанализирована хозяйственная деятельность предприятия, приведены финансовые показатели, определены основные мероприятия для минимизации влияния факторов внешней среды на данное предприятие, рассчитаны оптимальные сочетания показателей производственной программы, максимизирующие прибыль.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    1.Факторы рыночной среды и их влияние на эффективность работы предприятия

    1.1Предприятие как открытая экономическая система

    Предприятие (производственная и хозяйственная единица) является подсистемой отраслевого рынка. Это сложная, открытая, техническая и социально-экономическая система производственных, в том числе социально-экономических и управленческих, отношений субъектов, участвующих в деятельности предприятия во внешней и внутренней среде.

    Предприятие в системе взаимодействия с внутренней и внешней средой. Экономика предприятия как соотношение ресурсов на входе и ресурсов на выходе. Маркетинг как составляющая открытой системы. Экономические ресурсы предприятия

    Экономическая сущность и состав основного капитала. Понятие и классификация основных средств. Показатели состояния, движения и использования основных средств. Факторы, определяющие уровень использования основных средств

    Понятие и структура основных фондов, их классификация, методы учета. Виды стоимостной оценки основных средств. Формы воспроизводства и совершенствования структуры основных фондов. Стоимостные показатели использования основных производственных фондов (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, фондорентабельность). Показатели состояния и движения основных производственных фондов.

    Предприятие - это пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

    Предприятие обладает следующими общими признаками:

    1. Определение ее характера кадрами и менеджером; объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно.

    2. Сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте.

    3. Определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях.

    4. Единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.

    Основными законами рационального предприятия выступают: упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи); обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс"); короткие пути управления; баланс стабильности и гибкости; способность к целеориентированной самоорганизации и активности; желательность стабильности циклически повторяемых действий.

    Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие это единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

    1.2 Показатели состояния внешней среды предприятия

    Внешняя среда это окружающая предприятие рыночная среда, с субъектами которой предприятие вступает в прямые или косвенные социально-экономические отношения (взаимодействия). Внешняя среда прямо или косвенно воздействует на внутреннюю среду предприятия. Косвенные отношения характерны для субъектов общей внешней среды это, например, СМИ, общественные организации. К факторам и условиям косвенного воздействия внешней среды относятся: экономические, научно-технические, социальные, демографические, политические, экологические и природно-климатические.

    Прямые отношения характерны для внешней (рыночной) рабочей среды.Внешняя (рыночная) рабочая среда это система субъектов юридических и физических лиц, которые являются сторонами экономической деятельности и рыночных отношений.

    К субъектам рыночной рабочей среды (субъектам прямого взаимодействия) относятся:

    Клиенты покупатели продукции и услуг предприятия.

    Поставщики это хозяйственные субъекты, обеспечивающие предприятие материально-техническими, энергетическими и другими ресурсами, необходимыми для производства товаров или услуг.

    Партнеры субъекты, находящиеся с предприятием в различных формах интеграции и кооперации и реализующие вместе с ним общую экономическую цель на договорных условиях.

    Инвесторысубъекты (юридические и физические лица), совершающие вложение капитала в предприятие на правах собственности в условиях риска.

    Кредиторы субъекты (юридические и физические лица) кредитных отношений, предоставляющие заемные ресурсы на условиях возвратности, срочности и платности, перед которыми предприятие имеет имущественные обязательства.

    Посредникисубъекты(юридические и физические лица),помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов на договорных условиях.

    Конкуренты хозяйствующие субъекты соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли на конкурентном рынке.

    Профсоюзы и государствов виде органов законодательной, исполнительной и судебной (арбитражной) власти.

    Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

    С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

    Где сейчас находится организация?

    Где, по мнению высшего, руководства, должна находиться организация в будущем?

    Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?

    Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь областей. Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение

    Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь драматическое влияние на цели организации. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Среди них: темпы инфляции или дефляции, уровни занятости, международный платежный баланс, стабильность доллара США за рубежом и налоговая ставка. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Во время спада, например, отрасль, занимающаяся выпуском запчастей для автомобилей, процветает. Почему? В такие времена потребители предпочитают ремонтировать свои автомашины, а не покупать новые.

    Политические факторы. Активное участие лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе является четким указанием на важность государственной политики для организаций. Точнее говоря, руководство должно следить за нормативными документами местных органов федерального правительства; кредитами федерального правительства для финансирования долгосрочных вложений, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуды; а также за соглашениями по тарифам и торговле, направленными против других стран или заключенных с другими странами. Поскольку правительство постоянно и активно принимает участие в деловых вопросах, для организаций было бы разумным внимательно следить за политической деятельностью.

    Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации. К этим факторам относятся изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом, анализ различных рыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам. Например, увеличение благосостояния в США и Канаде создало спрос на более привлекательные товары для отдыха. Удовлетворяя этот спрос, такие фирмы, как "Клаб Мед", добились процветания, предложив на рынок завоевавшие большую популярность комплекты предметов для отдыха.

    Технологические факторы. В 70-х годах Элвин Тоффлер ввел в оборот термин "футурошок" - шок будущего". Тоффлер определяет "футурошок" как разрушительный стресс и дезориентацию, возникающие в индивидах из-за воздействия на них слишком больших перемен за слишком короткое время. Изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное, проигрышное конкурентное положение. Анализ технологической внешней среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Не все организации подвергаются воздействию быстрого научно - технического прогресса. Однако руководство должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к созданию "футурошока", который может разрушать организацию. Отрасль, выпускающая бумажные пакеты, всегда казалась относительно устойчивой. Однако за последние годы успехи в технологии производства пластиковых пакетов вместе со стабилизацией цен на нефть (производство пластиковых изделий основано на нефтепродуктах) создали определенные проблемы для этой отрасли. Успех бумажной промышленности в преодолении этих проблем будет отражением ее реакции на резкие изменения за короткий период.

    Международные факторы. Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство сегодня должно постоянно контролировать и оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков.

    Общефирменная стратегия или правительственная политика в других странах может подразумевать усилия по защите или расширению компании или отрасли. В свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной зашиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.

    1.3 Основные направления государственного регулирования предпринимательской среды

    Что касается методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то вполне достаточно будет указать на три основных метода, используемых в предпринимательском праве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций. Все названные методы присущи и адекватны отношениям, складывающимся в процессе регулирования хозяйственной деятельности и охватываемым предметом предпринимательского (хозяйственного) права. Выделение других методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляется искусственным.

    Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях развитого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе к нему. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного воздействия, как договор и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Такие же перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, чтобы оба названных метода заработали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного законодательства.

    Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях получил свое закрепление и регламентацию, например, в Законе об особых экономических зонах. В соответствии со ст. 6 данного закона Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании такой зоны. А хозяйствующие субъекты для того, чтобы получить статус резидентов особых экономических зон, заключают с органами управления особыми экономическими зонами соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 и гл. 5, 6 закона).

    Итак, представляется, что под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность.

    В целом формы государственного регулирования предпринимательской деятельности многообразны и их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные.

    Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулирования) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности.

    Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Некоторые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п.

    Что касается соотношения форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то большинство форм такого регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права применяются при осуществлении антимонопольного регулирования, как од ной из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольный орган:

    - выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

    - направляет рекомендации о развитии конкуренции органам исполнительной власти и органам местного самоуправления;

    - дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала.

    Большинство организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот.


    2. Анализ макро и региональных факторов предприятия ООО «Росальянс»

    2.1 Основные показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

    Данная курсовая работа была раскрыта на примере строительной организации ООО «Росальянс».

    При проведении анализа показателей эффективности использования основных фондов рассчитывают следующие показатели:

    Таблица 1

    ПоказателиПредыдущий годОтчетный годИзменения (+/-)Фондоотдача663227-436Фоноемкость0,0020,0004-0,0016Фондовооруженность1,20,5-0,7Производительность труда, тыс.руб803120-683Фондорентабельность-46,8-106-59,21. Определим показатели эффективности основных средств за предшествующий год:

    1) ФО = 26515 / 40 = 663

    2) Фондоемкость = 1 / 663 = 0,002

    3) Фондовооруженность = 40 / 33 = 1,2

    4) Пт = 26515 / 33 = 803 тыс.руб.

    5) Фондорентабельность = -1873 / 40 = -46,8

    2. Определим показатели эффективности основных средств за отчётный год:

    1) ФО = 3965 / 17,5 = 227

    2) Фондоемкость = 1 / 227 = 0,0004

    3) Фондовооруженность = 17,5 / 33 = 0,5

    4) Пт = 3965 / 33 = 120 тыс.руб.

    5) Фондорентабельность = -1853 / 17,5 = -106

    3) Определим изменение эффективности основных средств:

    1) ФО = 227 663 = -436

    2) Фондоемкость = 0,0004 0,002 = 0,0016

    3) Фондовооруженность = 0,5 1,2 = -0,7

    4) Пт = 120 803 = -683 тыс.руб.

    5) Фондорентабельность = -106 (-46,8) = -59,2

    Вывод:исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что основные средства на данном предприятии используются не эффективно, т.к. фондоотдача за анализируемый период снизилась на 436. Фондовооруженность ООО «Легион» также снизилось на 0,7 это означает, что обеспеченность предприятия основными фондами также снизилось. За счет того, что произошло снижение основных производственных фондов, то снизилась и фондорентабельность предприятия на 59,2. Следовательно и производительность труда работников данного предприятия снизилась на 683 тыс.руб.

    Расчеты дополнительных показателей:

    Таблица 2

    ПоказателиТемпы роста2015 год

    к 2014 году2016 год

    к 2015 годуФондоотдача0,980,34Производственные фонды0,780Фондовооруженность-68,82,26а) темп роста фондоотдачи:

    к 2015г. = 663 / 670,4 * 100 = 98,9% или 0,98

    к 2016г. = 227 / 663 * 100 = 34,2% или 0,34

    б) темп роста производственных фондов:

    к 2015г. = 35 / 45 * 100 = 77,8% или 0,78

    к 2016г. 0 / 35 * 100 = 0%

    в) темп роста фондовооруженности труда:

    к 2015г. = -46,8 / 0,68 * 100 = -6882,4% или -68,8

    к 2016г. = -106 / -46,8 * 100 = 226,5% ил 2,26

    Вывод:из данных таблицы видно, что темпы роста фондоотдачи снизились за анализируемый период на 64,7% или 0,58. Темпы роста производственных фондов в 2015г. составили 77,8% или 0,78, а в 2016г. производственные фонды у предприятия отсутствуют. Фондовооруженность же наоборот по сравнению с 2015г. увеличилась на 7108,9% или 71,6.

    2.2 Анализ макро и региональных факторов внешней среды предприятия

    Основные показатели деятельности компании в 2015-2016 году приведены в таблице 3. Часть показателей получена из бухгалтерской и статистической отчетности предприятия, другие показатели рассчитаны на их основе.

    Таблица 3

    Показатели хозяйственной деятельности ООО «Росальянс» в 2015-2016 году

    № пп.ПоказательЕдиница измерения2015 г.2016 г.Темпы роста, %1Объем реализациитыс. руб.35 852,0049 501,40138,072Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)тыс. руб.24 714,0034 066,30137,843Валовая прибыльтыс. руб.5 921,007 521,20127,034Рентабельность%24,022,091,85Чистая прибыльтыс. руб.1 763,001 117,8063,406Количество работающихчел.4048120,007Фонд оплаты трудатыс. руб.1043017101163,968Основные производственные

    фондымлн. руб.2836128,579Производительность труда (в год)тыс. руб.1451,51426,698,2810Средняя заработная плата (в месяц)тыс.руб.21,7329,69139,06Данные приведенной таблицы позволяют отследить динамику результатов хозяйственной деятельности компании за два предыдущих года. В общем наблюдается положительная тенденция роста валового и чистого дохода. Однако дальнейший анализ таблицы позволяет сделать выводы об источниках такого роста. Темпы роста затрат на сбыт готовой продукции были выше, чем рост валового и чистого дохода. Другим источником является рост численности управленческого и производственного персонала компании, хотя темпы роста количества персонала были более низкими, чем темпы роста дохода, но производительность труда в отчетном периоде снизилась.

    На основе данных табл.3. можно сделать следующие выводы:

    В 2016 году по сравнению с 2015 годом товарооборот увеличился на 38% и составил 49501 тыс. руб. Однако, валовая прибыль увеличилась лишь на 27% при росте численности персонала.

    Годовой фонд оплаты труда работающих возрос на 64% и составил в 2016 году 17101 тыс. руб. При этом среднегодовая зарплата 1 работающего возросла на 39% и достигла 29,69 тыс. руб. в месяц.

    Сегодня в России на рекламу тратятся значительные финансовые средства. Однако сейчас в России рекламная деятельность переживает острый кризис. Для достоверности приведем данные анкетирования, проведенного американским Фондом Сороса, чтобы выяснить, на что ориентируются покупатели, приобретая товары, от чего зависит их выбор. В одном из вопросов анкеты корреспондентов просили охарактеризовать современную российскую рекламу. Большинство опрошенных отметили, что российская реклама «навязчива» (84 чел.), «примитивна» (72), «субъективна» (47), «самодовольна» (34).

    Таким образом, в России цивилизованный рынок предлагаемый реальных услуг находится на стадии формирования. В перспективе он будет расти, так как число фирм товаропроизводителей, предпочитающих качественную рекламу, неуклонно увеличивается.

    В России 90% рекламодателей - это коммерческие организации, которые регулярно публикуют информацию о себе при помощи средств рекламы.

    Наружная реклама - один из наиболее перспективных видов рекламы. Им постоянно пользуются такие крупные компании как МТС, ОАО «Вымпел-телеком» (Bee line), «Эльдорадо» и др.

    Основные факторы конкурентоспособности ООО «Росальянс» и их оценки приведены в табл.4-5.

    Таблица 4

    Факторы конкурентоспособности ООО «Росальянс»

    КритерийООО «Росальянс»Оценка в баллахОсновные конкурентыАОценка в баллахБОценка в баллахКачествоВысокое исполнение работы0,9Высокое исполнение работы0,9Высокое исполнение работы не всегда0,5Индивидуальный подходТворческий, нестандартный подход1Выполнение работ с определенной долей творчества0,6Выполнение работ стандартно0,3Уровень ценыВыше средней0,7Выше средней0,7Выше средней0,7МестонахождениеБлизко расположены РА с производственными базами0,8Расположение неудобное0,4В центре города0,9Исключительность услугиУслуга-новинка1Услуга-новинка1Услуга-новинка0,5Репутация фирмыНовое рекламное агентство0,1Ненадежная репутация0,6Ненадежная репутация0,5Таблица 5

    Расчет конкурентоспособности

    ПараметрыВесомость параметров а«Росальянс»АБра*рраррарКачество0,20,90,180,90,180,50,1Индивидуальный подход0,1510,150,60,090,30,045Уровень цены0,20,70,140,70,140,70,14Местонахождение0,150,80,120,40,060,90,135Исключительность услуги0,210,210,20,50,1Репутация фирмы0,1000,60,060,50,05Сум.ар (коэф.конкурентоспособности)Е=1,000,790,730,57Рынок рекламы в Москве привлекателен большой емкостью, стабильностью, высокой устойчивостью спроса. К факторам, снижающим привлекательность, следует отнести последствия финансового кризиса, высокий уровень конкуренции и высокую вероятность появления новых конкурентов.


    2.3 Направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской среды на региональном и макро уровнях управления

    Государственный контроль за соблюдением требований законодательства со стороны субъектов хозяйственной деятельности является организационной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Но данная форма государственного регулирования особо выделена в приведенном выше понятии государственного регулирования экономики вследствие актуальности обеспечения гарантий контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий. Кроме того, в юридической литературе государственный контроль выделяется как самостоятельный вид государственной деятельности. Прежде чем приступить к характеристике государственного контроля за предпринимательской деятельностью, следует несколько слов сказать о понятиях контроля и надзора.[44]

    Понятие «контроль» дословно означает постоянное наблюдение, проверка чего-либо. Поэтому государственный контроль представляет собой систему проверки и наблюдения в той или иной сфере осуществления государственной власти. Государственному контролю противопоставляется общественный (негосударственный) контроль.

    Наука административного права выделяет два вида контрольной деятельности: контроль и надзор. Государственный контроль, осуществляемый исполнительной властью, является одной из форм реализации функций органов исполнительной власти. Государственный надзор есть особый вид государственного контроля. Надзор это ограниченный, суженный контроль. В России существует три типа надзора: а) судебный; б) прокурорский; в) административный.

    Государственный контроль (надзор) это проведение компетентным государственным органом проверки выполнения субъектом предпринимательской деятельности (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) обязательных требований к условиям осуществления предпринимательской деятельности и ее результатам (товарам, работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также правовых предписаний индивидуального характера (например, об устранении нарушений, выявленных при предыдущей проверке).

    В действующем законодательстве отсутствует общее (универсальное) определение понятия государственного контроля и надзора. Существуют различные виды контроля и надзора в зависимости от сферы применения. К ним относятся, в частности: а) банковский надзор; б) бюджетный контроль; в) валютный контроль; г) государственный метрологический контроль (надзор); д) государственный строительный надзор; е) контроль безопасности при использовании атомной энергии; ж) контроль объектов, признаваемых опасными, а также особо важных и режимных объектов; з) налоговый контроль; и) санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль; к) страховой надзор; л) таможенный контроль; м) транспортный контроль; н) финансовый контроль.

    Как видно, даже этот далеко неполный перечень видов контроля и надзора представляет собой огромный нормативный массив для исследования и анализа. Это позволяет ограничиться лишь общими положениями о контроле (надзоре) и рассмотреть некоторые виды государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности.

    В зависимости от стадии предпринимательской деятельности, на которой осуществляется контроль, выделяют:

    - предварительный (профилактический, превентивный) контроль, направленный на выявление условий и предпосылок нарушения норм законодательства и предотвращение совершения правонарушения;

    - текущий контроль, осуществляемый в процессе предпринимательской деятельности с целью установления ее соответствия установленным требованиям;

    - последующий контроль, нацеленный на проверку соблюдения указаний государственных органов и исполнения их решений хозяйствующими субъектами.

    По характеру и объему объекта контроля различают два вида контроля:

    - общий контроль (например, контроль, осуществляемый органами прокуратуры за выполнением законов);

    -· специальный контроль (например, налоговый, валютный, бюджетный, за деятельностью кредитных и страховых организаций, транспортный, санитарный и пр.).

    В настоящее время весьма важным видом специального государственного контроля является валютный контроль, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью валютного контроля является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

    Указанный Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

    Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

    · приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

    · исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

    · единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

    · единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

    · обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

    Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля и иными федеральными органами. Органы валютного контроля Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

    Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В качестве примера специального контроля можно привести государственный контроль, осуществляемый на основе Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», в соответствии с которым определяются правовые основы мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам, ответственность за нарушение установленного законом порядка, а также права и ответственность органов и их должностных лиц, уполномоченных проводить контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок. Транспортный контроль включает в себя проверку транспортных средств, а также разрешений и других документов, предусмотренных международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения.

    Независимо от вида и конкретных способов государственного контроля, его основополагающим принципом в правовом государстве должен являться принцип соблюдения прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности.

    Учитывая тенденцию к усилению контроля за предпринимательской деятельностью, государство принимает меры по защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений со стороны контролирующих органов. В этом плане показательным является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ)'. Сфера действия названного Закона весьма ограниченна. В силу с п. 1 ст. 1 данный Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.



    Заключение

    Таким образом, более или менее подробно рассмотрев государственное регулирование предпринимательской деятельности, его особенности, формы и основные направления, можно подвести краткие итоги и сделать определённые выводы.

    В рамках работы были рассмотрены теоретические подходы к вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности, обоснована необходимость государственного воздействия на экономику и предпринимательство, выделены основные направления и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    Сделан вывод о том, что основная задача государственного воздействия на предпринимательскую деятельность заключается в определении того, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы возникновения и функционирования субъектов предпринимательства, выражающееся в признании статуса субъекта предпринимательства, предоставлении ему права на занятие тем или иным видом деятельности, законодательном установлении порядка осуществления указанной деятельности, а также соответствующем контроле, стимулировании и поддержке предпринимательства с целью создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы.

    Формирование системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности является сложным и длительным процессом, в основе которого лежат:

    - законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы его поддержки и процедуры принятия решений в области государственного регулирования;

    - система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по регулированию и поддержке предпринимательства: органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, инфраструктура поддержки предпринимательства;

    - государственные программы поддержки и содействия развитию предпринимательства, которые разрабатываются Правительством при участии союзов и ассоциаций предпринимателей; программы социально экономического развития регионов;

    - ресурсное и финансовое обеспечение, необходимое для реализации мер по поддержке предпринимательства, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным совершенствованием налоговой системы.

    Политика государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности призвана обеспечить комплексную реализацию указанных направлений формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

    В рамках данной работы выделен и проанализирован ряд направлений государственного регулирования, формирующих общие условия ведения предпринимательской деятельности: антимонопольное, налоговое и административное регулирование, а также система государственной поддержки предпринимательской деятельности.

    Проведен анализ воздействия мер государственного регулирования предпринимательской деятельности по отдельным направлениям на развитие предпринимательства в целом. Определены основные формы государственного регулирования.



    Список использованной литературы

    1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. «Административное право Российской Федерации». М.: Зерцало-М, 2016.- 608 с.
    2. Анохин В.С. «Предпринимательское право» М.: ВЛАДОС, 2017.- 392 с.
    3. Алексеева С.С. «Гражданское право» М.: Проспект, 2015.- 528 с.
    4. Бердникова Т.Б. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» М.: Инфра-М, 2015.- 215 с.
    5. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерлигов Ф.Ф. Экономика: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2017, 400с.
    6. Беляева О.А. «Предпринимательское право» М.: Инфра-М, Юр. фирма «Контракт», 2016.- 271 с.
    7. Белых В.С. «Предпринимательское право России» М.: Проспект, 2015.- 656 с.
    8. Борисов Е.Ф. «Основы экономики» М.: «Юрист» 2016г.
    9. Демин А.В. «Налоговое право России» М.: Юрлитинформ, 2016.- 424 с.
    10. Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 2017г. №4 (11).
    11. Касьянов А.В. «Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги. Полное практическое руководство» М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016.- 544 с.
    12. Кушлин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики» 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАГС, 2015.- 834 с.
    13. Лаптев В.В., Занковский С.С. «Предпринимательское (хозяйственное) право» М.: Волтерс Клувер, 2016.- 560 с.
    14. Мирзоев Г.Б. «Юридическая защита предпринимательства в России» М.:«Закон и право» «Юнити» 2017 г.
    15. Мильнер Б.З., Архипов А.И., Городницкий А.Е. и другие. «Государственная поддержка предпринимательства; концепция, формы, методы».// Общество и экономика, 2016, №17, с.118-174.
    16. Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение» 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2015. 509 с.
    17. Райзберг Б.А. «Курс экономики» М.: Инфра-М, 2015.- 720 с.
    18. Смагина И.А. «Предпринимательское право» М.: Омега-Л, 2015.- 286 с.
    19. Суханов Е.А. «Гражданское право ТОМ2» М.: Волтерс Клувер, 2016.- 496с.
    20. Сатарова Н.А. «Бюджетное право». М.: Деловой двор, 2015.- 296 с.
    21. Степанова С.А. «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практ.). Ч. 1, 2, 3, 4». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2016.- 1504 с.
    22. Ялбулганов А.А. «Налоговое право России в вопросах и ответах» М.: Юстицинформ, 2017.- 408 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Внешняя среда предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.