Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ВЭД (переговоры)

  • Вид работы:
    Другое по теме: ВЭД (переговоры)
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    06.09.2017 5:25:16
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Основные этапы и особенности проведения деловых переговоров с иностранными партнерами






























    Содержание

    Введение3

    1.Теоретические основы взаимоотношений с иностранными контрагентами4

    1.1Понятие внешнеэкономического контракта и его формы4

    1.2. Структура внешнеэкономического контракта7

    1.3. Базисные условия поставки как один из основных элементов структуры контракта14

    2. Анализ особенностей деловых переговоров с контрагентами импортерами17

    2.1.Основные формывнешнеэкономической деятельности российских предприятий17

    2.2. Проблемы развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий (на примере машиностроительной отрасли).19

    3. Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий (на примере машиностроения).25

    3.1. Решения проблем с иностранными инвестициями на современном этапе25

    3.2. Выполнение стратегии работы с иностранными контрагентами29

    Заключение31

    Список используемых источников33








    Введение

    Актуальность темы исследования заключается в том, что важным элементом коммуникации любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Современная интеграция России в европейское и мировое сообщество является одним из генеральных направлений политики нашего государства. РФ стала полноправным членом мирового сообщества как в политической, так и в социальной, культурной и, прежде всего, экономической сфере. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Один из наиболее эффективных путей достижения этой цели активное участие в мероприятиях мирового уровня по созданию наиболее благоприятного правового режима в международном экономическом обороте. Присоединение к этому все большего числа стран является важным залогом в достижении такого положения, когда различия в правовом регулировании разных стран тех или иных торговых операций будут сводиться к минимуму, устраняя тем самым барьеры для развития международного экономического сотрудничества.

    Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, в частности работы с иностранными контрагентами.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. рассмотреть теоретические особенности взаимоотношения с иностранными контрагентами;
    2. провести анализ особенностей деловых переговоров с контрагентами импортерами;
    3. предложить перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий

    1. Теоретические основы взаимоотношений с иностранными контрагентами
    2. Понятие внешнеэкономического контракта и его формы

    Контракт является самым распространенным видом сделок, создающим для сторон определенные права и обязанности. Внешнеторговые сделки двух или более сторон в процессе их производственной и хозяйственной, включая торговую, деятельности оформляются контрактом (договором), совершаемым, как правило, в письменной форме. Отношения, возникающие из контракта, называются контрактными (договорными), а обязательства сторон, вытекающие из контракта, обязательствами по контракту (по договору).

    Понятие «внешнеэкономический контракт (договор)» используется, главным образом, в подзаконных нормативных актах. Законы России используют понятие «внешнеэкономическая сделка». При этом современное российское законодательство не содержит легального определения ни внешнеэкономического контракта, ни внешнеэкономической сделки. Законодатель вообще не дает никакого разграничения между внешнеэкономическим и внешнеторговым контрактом, хотя различие между ними очевидно и принципиально: в последнем случае речь идет только о договоре куплипродажи (поставки, мены), тогда как внешнеэкономический контракт (договор) включает в себя абсолютно весь спектр сделок, известных гражданскому праву.

    Такая терминологическая путаница и отсутствие четкого понимания природы внешнеэкономического контракта (договора) и внешнеторгового договора (контракта) в частности, имеет не только чисто теоретическое, но и огромное практическое значение. Квалификация сделки как внешнеэкономической влечет применение к ней и ее участникам жестких мер государственного регулирования.

    Виды внешнеэкономических контрактов.

    К внешнеэкономическим контрактам относятся:

    • международные дистрибьюторские контракты,
    • международный агентский договор,
    • контракты международного посредничества,
    • международный франчайзинг,
    • международное соглашение о неразглашении конфидециальной информации (NCND).

    Основы правового регулирования внешнеэкономических контрактов.

    Основу частноправового регулирования внешнеэкономических сделок составляет вступившая в силу с 01 марта 2002 г. часть 3 ГК, в которой содержится раздел VI «Международное частное право» (ст. 11861223).

    ГК РФ лишь дважды использует термин «внешнеэкономическая сделка»: п. 3 ст. 162 ГК РФ: «несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки»; п. 2 ст. 1209 ГК: «форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву».

    В Венской конвенции о договорах международной куплипродажи товаров 1980 г. (далее Венская конвенция), участником которой является и Россия, сказано, что внешнеэкономическая сделка применяется к договорам, когда «коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах…». При этом термин «коммерческое предприятие стороны» имеет специальное значение и характеризует место основной деятельности стороны (place of business).

    Исходя из законодательства России, а также Венской конвенции внешнеэкономическую сделку можно определить как сделку, заключенную между сторонами, коммерческие предприятия (основное место деятельности) которых находятся в разных государствах. По сути понятия «внешнеэкономическая сделка» и «внешнеэкономический контракт» рассматриваются как синонимы.

    Под международным контрактом понимается сделка (соглашение) между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товарных единиц и/или оказании услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.

    Контракт не будет считаться международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства, например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны. В то же время контракт признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, но их коммерческие предприятия находятся на территории разных государств. Такое толкование контракта содержится в конвенции ООН о договорах международной куплипродажи товаров (Венская конвенция 1980 г.) и в Новой Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам куплипродажи, 1985 г.

    Варианты наименования внешнеэкономического контракта.

    Соглашение сторон, как правило, оформляется письменным документом, который может носить название «Контракт (Contract)», «Соглашение (Agreement)», «Предварительный контракт (Preliminary Contract)», «Общий (Генеральный) контракт (General Contract)», употребляется также наименование «Договор (Contract)». В зависимости от предмета и объекта, а также иных условий возникают разные виды контрактов, которые весьма существенно отличаются по форме и содержанию. Общие (типовые) правила заключения и исполнения контрактов содержатся в различных международных документах (соглашениях, конвенциях, правилах), а также в многочисленных методических документах.

    1.2. Структура внешнеэкономического контракта

    Контракт считается совершенным при достижении согласия сторон по всем существенным его условиям. Различаются существенные, обычные (простые) и случайные условия (в праве США и Англии основные и второстепенные).

    Типы условий внешнеэкономического контракта.

    Существенные условия (conditions, basic conditions) определяются сторонами. Например, в договоре куплипродажи существенным условием является указание предмета продажи. Часть условий признается существенными по закону или же по торговому обычаю.

    Обычные, простые условия (warranties) вытекают из нормы закона, регулирующей данные отношения. Если в контракте нет специальной оговорки, то применяются общие нормы и права. Например, при отсутствии в контракте оговорки об уплате аванса покупатель не обязан выплачивать аванс, а осуществляет расчет по стоимости товара в целом при его получении.

    Случайными считаются условия, не входящие в перечень существенных и тем не менее включенные в контракт по требованию сторон, причем, эти условия отличаются от обычных, установленных законом, но не противоречат ему.

    Случайные условия являются также являются обязательными для исполнения и их неисполнение рассматривается как нарушение контракта (infringement of a contract).

    Предмет внешнеэкономического контракта.

    Для совершения контракта необходимо соглашение о его предмете и объекте (subject and object of a contract). Четкое определение предмета и объекта контракта относится к существенным условиям.

    Предмет определяет вид действия или операции: купляпродажа, аренда, поручение и т.д. Как правило, в названии контракта отражается его предмет продажа (selling), передача (transference), создание (development), поставка (supply), разработка (development), аренда, лизинг (leasing), комиссия (commission), поручительство (guarantee. warranty), агентское соглашение (agency agreement), купляпродажа (sale and purchase) и т.д. Контракт может и не содержать развернутого наименования.

    Объект внешнеэкономического контракта

    В контракте также описываются и объекты.

    Объект контракта вещный предмет и материальные средства, подлежащие передаче, продаже и т.п. и/или неимущественные права, касающиеся и составляющие суть операции контракта. Объектом международных коммерческих операций является продукция, включая услуги, а также результат производственного и научнотехнического сотрудничества, приобретающий при реализации форму товара.

    В контракте важно четко и с достаточной полнотой отразить все характеристики объекта, а также все необходимые и достаточные условия создания, поставки, передачи товарных единиц и других действий, определяющих предмет и объект контракта. Под товарной единицей (unit. piece), понимают отдельное количество товаров одного вида, которое признается в течение определенного периода времени в качестве объекта фактической или торговой сделки. Партия состоит из одной или более товарных единиц, предназначенных для перевозки из обусловленного пункта отправления в установленное покупателем место поставки.

    Обязательные разделы внешнеэкономического контракта.

    Структура контракта индивидуальна, но в соответствии с рекомендациями контракт должен содержать обязательные разделы. К таким разделам относятся:

    1. Предмет контракта;
    2. Цена и сумма;
    3. Условия платежа;
    4. Срок поставки;
    5. Условия приемки товара по качеству и количеству;
    6. Форсмажор;
    7. Прочие условия и обстоятельства сделки;
    8. Рассмотрение споров;
    9. Санкции;
    10. Адреса покупателя и продавца;
    11. Подписи сторон.

    В разделе «Предмет контракта» необходимо указывать полное коммерческое наименование и полную характеристику товара: ассортимент, размеры, модели, комплектность, страну происхождения товара и другие данные, необходимые для описания товара, включая ссылки на международные и (или) национальные стандарты на продукцию. Также необходимо указывать:

    1. наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором «Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)»;
    2. описание и требование к маркировке товара;
    3. объем, вес, количество товара;
    4. объем груза, вес груза с упаковкой или без нее в согласованных единицах измерения.

    В разделе «Цена и сумма» указывается общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара «ИНКОТЕРМС90» или «ИНКОТЕРМС2000». В этом разделе необходимо указать наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформления. Если цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, то приводится подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и сумму контракта. Базисными условиями в контракте куплипродажи называют условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Таким образом, базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавцаэкспортера к покупателюимпортеру (базисные условия во внутренней торговле не применяются). Эти расходы весьма разнообразны и составляют иногда 4050% цены товара. Они могут включать: расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка); оплату погрузки товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика; оплату перевозки товара от пункта отправления до основных транспортных средств; оплату расходов по погрузке товара на основные транспортные средства в пункте экспорта; оплату стоимости транспортировки товара международным транспортом; оплату страхования груза в пути при морских перевозках; расходы по хранению товара в пути и перегрузке; расходы по выгрузке товара в пункте назначения; расходы по доставке товара от пункта назначения на склад покупателя; оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы. Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. Эти условия называются базисными, потому что они устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уровень его общей цены.

    Раздел «Условия платежа» должен содержать:

    1. наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, поскольку валюта цены может не совпадать с валютой платежа;
    2. сроки платежа и условия рассрочки, если таковая предусмотрена;
    3. обязательный перечень документов, передаваемых Продавцом Покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров.

    Рекомендуется предусматривать аккредитивную форму платежа или другую форму, которая бы гарантировала безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае если поставка не будет произведена. В этом разделе указываются полные наименования и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты.

    В разделе «Сроки поставки» описывается порядок поставки товаров, то есть дата завершения поставок и (или) график поставок конкретных партий товара с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту.

    Раздел «Условия приемки товара по качеству и количеству» должен содержать сведения о месте и сроках проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций. Форсмажорные обстоятельства формулируются в разделе «Форсмажор». Здесь необходимо сформулировать условия, при наступлении которых стороны будут освобождаться от ответственности за неисполнение условий, предусмотренных контрактом. К форсмажорным обстоятельствам относятся события, предусмотреть которые заранее не представляется возможным. Такими событиями являются стихийные бедствия (наводнения, пожары, землетрясения и другие бедствия), войны и так далее. Забастовки, военные перевороты, изменения в законодательстве также могут быть признаны форсмажорными обстоятельствами, если стороны сочтут их таковыми и включат в перечень обстоятельств, которые будут освобождать стороны от ответственности при их наступлении.

    При наступлении форсмажорных обстоятельств, сторона, для которой такие обстоятельства наступили, должна уведомить об этом другую сторону в установленный срок и предоставить ей документальное подтверждение факта наступления форсмажорных обстоятельств. При этом срок исполнения обязательств по контракту отодвигается на срок, в течение которого будут действовать форсмажорные обстоятельства. Срок действия форсмажорных обстоятельств может быть значительным и при заключении контракта сторонам необходимо предусмотреть срок действия, по истечении которого стороны имеют право аннулировать заключенный контракт.

    В разделе «Прочие условия и обстоятельства сделки» оговариваются другие условия и обстоятельства сделки, такие как гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги.

    В разделе «Рассмотрение споров» приводится порядок предъявления и рассмотрения претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в арбитражных судах, а также указывается, правом какого государства будут регулироваться отношения сторон по контракту.

    Санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторонами контракта, в частности, за просрочки поставки товара или просрочки в оплате стоимости товара, за поставки товара ненадлежащего качества, указываются в разделе «Санкции». Ответственность за нарушение обязательства по контракту выражается в уплате кредитору определенной денежной суммы (или иных ценностей). Неустойка, штраф (penalty) является наиболее распространенным последствием нарушения контрактного обязательства в связи с простотой определения причитающегося денежного вознаграждения. Неустойка гарант исполнения обязательств и чаще всего в контракте включается в главу "Особые условия" или "Санкции", которыми предусматривается уплата в случае нарушения контракта виновной стороной определенной денежной суммы в твердом процентном отношении к обязательству. Неустойку можно в ряде случаев рассматривать как заранее исчисленные убытки. Уплата неустойки не зависит от того, потерпел ли фактически контрагент ущерб или нет. Потерпевшая сторона не должна доказывать наличие убытков, причиненных нарушением, и их размер, а может ограничиться только доказательством факта неисполнения обязательства. Даже если контрагент приобрел выгоду, он все равно имеет право требования уплаты неустойки. Уплата неустойки не освобождает должника от исполнения обязательств.

    В объеме обычного контракта, например куплипродажи, содержатся условия необходимости страхования (insurance) товара на различных стадиях товародвижения и распределения расходов по страхованию между продавцом и покупателем. Это хорошо демонстрируется в базисных условиях поставки и толкованиях международных терминов Incoterms. Наиболее часто используется условие СIF (cost, insurance, freight).

    Юридические и полные почтовые адреса Продавца и Покупателя, контактный телефон, факс, телекс Продавца и Покупателя указываются в разделе «Адреса покупателя и продавца».

    Раздел «Подписи сторон» содержит подписи лиц, уполномоченных организациями Продавца и Покупателя заключить контракт, заверенные печатью с обязательной расшифровкой их фамилии, имени и отчества и указанием должностей. В соответствии с законодательством Российской Федерации порядок подписания сделок, в том числе внешнеэкономических контрактов, определяется учредительными документами.

    Необязательные разделы внешнеэкономического контракта.

    Случайными считаются условия, не входящие в перечень существенных и тем не менее включенные в контракт по требованию сторон, причем, эти условия отличаются от обычных, установленных законом, но не противоречат ему.

    Случайные условия являются также являются обязательными для исполнения и их неисполнение рассматривается как нарушение контракта (infringement of a contract).


    1.3. Базисные условия поставки как один из основных элементов структуры контракта

    В практике осуществления международной торговой деятельности и реализации внешнеторговых контрактов куплипродажи встречаются случаи, когда стороны недостаточно осведомлены о различиях в местной торговой практике странконтрагентов. В силу многообразия торговых обычаев толкование и применение одних и тех же терминов и понятий в разных странах может быть различным, что нередко служит источником трений, споров, конфликтов и поводом для судебных разбирательств. Стороны контрактов не всегда одинаково понимают особенную контрактную терминологию в отношении ключевых аспектов контракта, а именно: какие услуги включены в цену товара и какую часть риска каждая из них должна принять на себя в случае потери или повреждения товара на разных стадиях транспортировки.

    Все эти проблемы разрешаются достаточно точно и просто, если стороны контракта пришли к соглашению использовать типовую международную торговую терминологию и правила (условия), разработанные на основе многолетнего мирового опыта и торговой практики. Эти правила упрощают и до некоторой степени стандартизируют экспортноимпортные операции.

    Главная цель Incoterms четкое определение условий контракта в отношении обязательств продавца по доставке товаров покупателю и унификация обязанностей сторон контракта. Диапазон базисных условий Incoterms весьма широк и охватывает все необходимые и достаточные варианты от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе, до случая, когда вся ответственность лежит на продавце.

    Существуют некоторые аспекты, которые должны непременно найти свое отражение в условиях контракта:

    1. обеспечение экспортных и импортных лицензий;
    2. оформление документов надлежащей формы и содержания;
    3. определение типа страховки товара;
    4. порядок уведомления другой стороны контракта о всех принятых мерах при определенных обстоятельствах;
    5. упаковка товара;
    6. порядок оплаты проверочных операций.

    Следует сразу оговорить, что ссылки на эти правила в контракте между продавцом и покупателем ни в коей мере не распространяются на контрактные отношения с перевозчиками.

    Например, для каждого термина количество условий одинаково и все они точно поименованы:

    ДЛЯ ПРОДАВЦА: ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ:

    А1 поставка товаров в соответствии с кон В1 платежи,

    трактом; 82 лицензии, разрешения и формальности;

    А2 лицензии, разрешения, формальности, ВЗ договор перевозки;

    A3 договор перевозки и страхования, В4 приемка товаров;

    А4 доставка; В5 переход риска;

    А5 переход риска; В6 деление расходов;

    А6 деление расходов; В7 уведомление продавца;

    А7 извещение покупателя; В8 доказательства поставки, транспортные

    А8 доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентная электронная

    документы или эквивалентная электронная почта;

    почта; В9 проверка, упаковка, маркировка;

    А9 проверка, упаковка, маркировка; В10 другие обязательства.

    А10 другие обязательства.

    Если в условии у стороны обязательства по указанному пункту отсутствуют, в правилах данного пункта указывается НЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

    Следует также помнить, что при несовпадении толкования (трактовки) базиса поставки в тексте контракта по сравнению с документом, на который дается ссылка (в данном случае с "Инкотермс"), приоритет имеют условия контракта.



    2. Анализ особенностей деловых переговоров с контрагентами импортерами

    2.1.Основные формывнешнеэкономической деятельности российских предприятий

    Основными формами внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

    Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

    В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:

    1. Экспортная операция это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.

    2. Импортная операция это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.

    3. Реэкспортная операция продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара.

    4. Реимпортная операция приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

    Предприятиястремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести даннуюпродукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводиткнеобходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.

    Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операцииохватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.

    Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

    Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, фирмы которых находятся на территории одного государства. И в то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие фирмы которых находятся на территории разных государств.

    Таким образом, основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

    К понятию «торговая сделка» относятся все сделки, связанные с обменом товаров и предоставлением услуг.

    Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговлявсе быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт развития таких отношений с бывшими странами СЭВ, но эта кооперация была, как правило, для них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и навязывалась им «сверху».

    «Международная кооперация производства это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве» [3, c.57].


    2.2. Проблемы развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий (на примере машиностроительной отрасли).

    Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Место и роль, которую эта отрасль занимает в народном хозяйстве страны, предопределяет во многом направление политики государства в области экономики. Машиностроение, создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда - в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса, а также на другие экономические показатели в различных отраслях народного хозяйства. Это и является его отличительной особенностью. На долю машиностроения приходится более 1/3 товарного производства промышленности России, 2/5 промышленно-производственного персонала, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов. Машиностроение является частью всей индустрии России, и особенности внешнеэкономической деятельностипредприятий машиностроения схожи с ее особенностями в остальных отраслях [14, c.102].

    Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности предприятий машиностроения. До падения административно-командной системы в экономике у предприятий не возникала необходимость выходить на мировой рынок, поскольку их продукция всегда находила рынки сбыта внутри страны, что обеспечивалось постоянным дефицитом, который вынуждал покупателя приобретать имеющуюся на рынке продукцию, а также органами государственной власти, обеспечивавших распределение произведенной продукции (например, Госпланом). Но в связи с крушением директивного планирования и на фоне глубокого экономического кризиса продукция машиностроительной отрасли перестала столь успешно реализовываться на внутреннем рынке. Это также связано ссокращением государственного заказа на вооружения, так как большинство предприятий отрасли находилось в составе военно-промышленного комплекса.

    Реформирование российской промышленности, конверсия военного производства, снижение бюджетных расходов с 1992 года привели к кризису машиностроительного комплекса. В первой половине 90-х годов уменьшилась емкость рынков инвестиционных, потребительских товаров, вооружения и военной техники.

    По некоторым видам продукции объемы производства упали намного ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего замену изношенного и выбывающего оборудования у потребителя и сохранение стабильного уровня производства у производителя. Возник критический дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства.

    Россия, занимавшая в конце 80-х годов пятое место (после Японии, Германии, США, Италии) по производству металлообрабатывающего оборудования резко сдала свои позиции.

    Положение в машиностроительном комплексе также усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций.

    Также еще одним кризисным явлением в машиностроении России является свертывание инвестиций. Это является одной из самых негативных тенденций. Капитальные вложения не покрывают выбытие и износ основных фондов, происходит разрушение мощностей. Нарастает качественная деградация производственного аппарата, из-за чего конкурентоспособность продукции падает.

    Все эти факторы привели к особо нежелательным для предприятий последствиям, таким, как резкому спаду производства, сокращению платежеспособности иросту задолженностей предприятий, массовому банкротству.

    В целях дальнейшего выживания российские машиностроительные предприятия стали пытаться выходить на внешние рынки и активно заниматься внешнеэкономической деятельностью, в том числе и привлечением иностранных инвестиций. Но и здесь у них возникли определенные проблемы, о которых речь пойдет ниже.

    В целом, ситуацию в области внешнеэкономической деятельности машиностроительных предприятий в настоящее время можно охарактеризовать как сложную. И это связано, прежде всего, с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, неконкурентоспособностью продукции,недостаточностью средств.

    Как известно, собственных инвестиционных ресурсов в нашей стране недостаточно для возрождения промышленности, качественной ее перестройки, обеспечившей бы выход на внешние рынки. Иностранные инвесторы тоже неспешат вкладывать средства в наше машиностроение. Это прежде всего связано с экономической и политической нестабильностью в стране, а также с отсутствием так называемой «инвестиционной привлекательности» у большинства предприятий отрасли. Устарело оборудование и научно-техническая база наших заводов. Иностранных инвесторов отталкивает и то, что большинство машиностроительных предприятий, построенных в период господства административно-командной системы, имеют огромные размеры и связанные с ними инвестиционные проекты требуют очень значительных средств.

    Инвестиционные ограничения являются ныне решающими для машиностроения. По некоторым оценкам, спад капитальных вложений в эту отрасль в несколько раз превысил предельно допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий и создания перспективных научных заделов (этот предел оценивается в 16-30 %).

    Нужно сказать, что большинство российских машиностроительных предприятий не обладает достаточным научно-техническим и интеллектуально-кадровым потенциалом для выхода на мировой рынок. Исключениями являются лишьотрасли с высокими технологиями, например, авиакосмическая. В других же отраслях он недостаточен, в результате чего многие российские предприятия были вытеснены с отечественного рынка иностранными фирмами.

    В улучшении положения дел в области науки, техники и технологии производства многое зависит от достижений отечественной науки, которая финансируется крайне недостаточно в последнее время, от достижений в сфере НИОКР, а также от развития международного научно-технического сотрудничества (МНТС), научно-производственной кооперации России с зарубежными партнерами. На развитие МНТС выделяется лишь одна сотая средств, ассигнуемых на науку в целом.

    Но и в области МНТС России с западом существуют проблемы. Они состоят в том, что в последние годы МНТС носит неравноправный для России характер. Разработки в основном финансируются Западом по прямым связям с российскими научно-техническими организациями. И в итоге результаты разработок становятся собственностью западных компаний, которые распоряжаются ими по своему усмотрению. Таким образом, возникает ситуация, когда достижения российской науки работают на чужую экономику. В связи с этим возникает необходимостьв поисках взаимовыгодных вариантов такого сотрудничества, а также совмещением его с взаимодействием в сферах производства и сбыта продукции. МНТС дает намного больший эффект, если перерастает в научно-производственную кооперацию.

    Вместе с тем существуют определенные трудности при включении российских машиностроительных предприятий в МКП. Это трудности внутреннего порядка, такие как инфляция, инвестиционный кризис, курсовая неустойчивость рубля, деградация производственных мощностей, не сформированная нормативная база участи предприятий в МКП, а также трудности внешнего порядка это несовместимость российской машиностроительной продукции по параметрам аналогов западных фирми международных стандартов и другие.

    Также не соответствуют современному мировому уровню производительных сил структуры и методы управления на российских машиностроительных предприятиях. К настоящему времени предприятия России в силу ряда причин пока не смогли вписаться в мировой кооперационный процесс.

    Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современное состояние внешнеэкономической деятельности машиностроительных предприятий можно охарактеризовать как упадочное. На пути выхода на внешние рынки и взаимодействия с иностранными партнерами предприятия сталкиваются с значительными затруднениями и препятствиями. Но и из этой ситуации несомненно есть выход, если руководителям предприятий и государству проводить грамотную экономическую политику.


    3. Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий (на примере машиностроения).

    3.1. Решения проблем с иностранными инвестициями на современном этапе

    Одной из первостепенных проблем российских предприятий, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции. Помимо того, что отечественные производителизатрудняются выйти с ней на внешний рынок, они также вытесняются с внутреннего рынка. Но, тем не менее, стоит сказать, что Россия располагает определенными благоприятными предпосылками для повышения уровня конкурентоспособности производства.

    В стране имеется крупная минерально-сырьевая база, имеются уникальные технологии и опытно-конструкторские разработки, в частности в авиакосмической промышленности и ВПК. Также страна не испытывает недостатка в трудовых ресурсах. В настоящее время доля трудоспособного населения в его общей численности составляет примерно 55 % [11, c.92]. Очень важно также то, что занятая в народном хозяйстве рабочая сила обладает сравнительно высокой квалификацией и относительной дешевизной.

    В целях построения высокоэффективной экономики, внешнеэкономическая политика России должна быть ориентирована на развитие экспорта и на импортозамещение. Процесс импортозамещения решает целый комплекс социально-экономических задач, таких как возрождение промышленного комплекса, сокращение безработицы, укрепление экономической безопасности страны. Но тем не менее не целесообразно создавать автаркически замкнутое производство. И поэтому основное внимание должно уделяться экспортному сектору. Модернизация предприятий требует закупки современного оборудования за рубежом, а экспорт может выступать главным источником средств для этого.

    Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связейс иностранными партнерами. анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управленияв производстве. Кооперация производства дает российским предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.

    Удачным примером кооперации российского предприятия с иностранным партнером может служить создание в 1995 году объединения пермского предприятия «Энергомаш» и компании «Прайт энд Уиттни». Данное предприятие производит в России и поставляет за рубеж ракетные двигатели РД-180. В совместной разработке двигателя использованы российские технологии. «Прайт энд Уиттни» несколько лет финансировала разработки. Компания занимает сильные позиции в мире по производству надежных экономичных авиадвигателей, и в последствии фирма намерена вложить значительные средства в улучшение конструкции российского двигателя ПС-90, увеличение его ресурсов до западных стандартов. Компания намерена внедрять на предприятии современные методы управления проектированием и производством.

    Включение российских предприятий в мировой кооперационный процесс должно идти синхронно с налаживанием или поддержанием ранее сложившихся кооперационных связей внутри страны. Без этого трудно налаживать МКП с зарубежными партнерами. Такая кооперация представляет собой реальную интеграционную основу, на которой может лучше развиваться МКП, так как она имеет громадный интеллектуальный, научно-технический, производственный и природно-ресурсный потенциал.

    Также российским предприятиям в мировом интеграционном процессе необходима двухрыночная ориентация, то есть одновременное изготовление продукции и на российский и на внешний рынок. Только таким путем можно постепенно заполнять отечественный рынок продукцией высокого качества, побудить наши предприятия к повышению конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Ведь включение в МКП выдвигает главным требование высокой конкурентоспособности.

    Машиностроительным, как и всем предприятиям России требуется обновление основных производственных фондов, по причине их физического и морального устаревания, а также обновление технологического уклада и структуры производства. Все это требует существенного объема инвестиций. А так как в стране наблюдается дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость в привлечениииностранных. Для этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом, который, к сожалению, отсутствует у большинства предприятий.

    На стадии формирования планов стратегического партнерства российские предприятия должны иметь четкую оценку мотивов и целей инвестора. При разработке механизмов сотрудничества необходимо учесть такие, которые не позволяют партнеру блокировать вхождение нашего предприятия на новые рынки и тем самым выводить из конкуренции его перспективную продукцию.

    Привлечение иностранных инвестиций и приходящих с ними новых технических разработок и методов управления даетотечественному производителю мощный толчок для становления собственного конкурентоспособного производства. В качестве наглядного примераможно привести Южную Корею. Они отличаются высокой динамикой роста продаж за рубежом и уже начинают конкурировать с прежними и нынешними стратегическими партнерами (Daewoo General Motors, KIA Ford, Mazda).

    При инвестиционном сотрудничестве предприятия должны осуществлятьдве по сути разные стратегические программы. Первая воплощает план сотрудничества с иностранным партнером и обязательно отражает его интересы. Вторая концентрирует меры для создания своего относительно независимого конкурентоспособного производства. Причем эти программы не являются взаимоотторгающими.

    Стратегия реформирования крупного отечественного машиностроения должна ориентироваться на становление конкурентоспособного производителя. Следует выделить этапы реализации этой стратегии:

    1.Использование иностранных инвестиций и технологий в целях обеспечения концентрации ресурсов в так называемых «точках роста», под которыми понимается высокотехнологичные производства, способные через технологические цепочки вести за собой сопряженные подразделения и отрасли на новый уровень развития. На этом этапе необходимо выявление ключевых направлений, по которым следует сотрудничать с иностранными партнерами.

    2.Этот этап определяется тем, что созданные «точки роста» должны приобщать к сотрудничеству с зарубежными компаниями российские смежные предприятия. Немаловажно и то, что «точки роста» являютсяпривлекательными для отечественных инвесторов, и именно они являются основой для создания ФПГ.

    3.Этот этап состоит в том, чтобы на базе сложившейся ФПГ перейти к формированию структуры транснациональной корпорации.

    Но стоит сказать, что иностранные инвесторы не особо стремятся делать масштабные вложения в отечественную экспортоориентированную обрабатывающую промышленность. Западные фирмы, как правило, инвестируют капитал в основном в добывающие отрасли, и совсем не заинтересованы в создании конкурирующих производств в финишных отраслях.

    3.2. Выполнение стратегии работы с иностранными контрагентами

    Нужно сказать, что эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности российских предприятий невозможно без государственной поддержки. В частности, для государства целесообразно финансировать конкурентоспособные отрасли и предприятия. Финансирование и кредитование может осуществляться из специально созданного фонда, формируемого за счет части доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности государства, таких как таможенных платежей, а также зарубежных активов российских экспортеров и коммерческих банков, представляющих собой, по сути, кредит России Западу. Целесообразно было бы использовать средства фонда для государственного кредитования экспорта продукции с длительным циклом изготовления, страхования экспортных кредитов. При этом кредиты могли бы предоставляться на более льготных условиях, чем это делается коммерческими банками.

    Государством также должны применяться такие меры по стимулированию экспорта, как льготное налоговое и таможенное обложение приоритетных отраслей и их субсидирования. Правительство также должно ограничить открытость российской экономики, в целях защиты собственных предприятий.

    Реализация вышеобозначенных предложений требует подкрепления соответствующими правовыми и организационными мерами. Для их осуществления необходимы совершенствование налогового законодательства, кредитование и финансирование приоритетных производств из федерального бюджета.

    Со стороны государства необходимо заключение договоров со странами дальнего зарубежья, их союзниками и группировками, в которых бы четко фиксировались принципы недискриминационного к российским предприятиям. Важно также дальнейшее расширение границ таможенного союза стран СНГ. Большое значение имеет усиление координации действий экспортеров и импортеров на внешнем рынке.



    Заключение

    Важное место среди вопросов организации и техники проведения внешнеэкономических операций занимает заключение внешнеторгового контракта. От того, насколько профессионально составлен контракт, зависит успех коммерческой сделки в целом.

    Применяемые во внешней торговле контракты содержат различные условия, характеризующие товар, служащий предметом куплипродажи, определяющие коммерческие особенности сделки, права и обязанности сторон, взаимные обязательства сторон по операциям, обеспечивающим исполнение контракта. Все условия контракта можно классифицировать следующим образом:

    • с точки зрения их обязательности для продавца и покупателя;
    • с точки зрения их универсальности

    Анализ разделов договора международной куплипродажи показывает, что этот договор существенно отличается от внутренней поставки, это видно, в частности, из объема внешнеторгового договора, а главное содержание гораздо богаче, а положения более детализированы по сравнению с внутренним договором куплипродажи.

    Самое главное это то, что условия внешнеторгового контракта несут специфическую нагрузку они регулируют отношения куплипродажи между сторонами, заключившими этот договор, которыми являются лица разных государств, подчиненные различным системам Права; разделы договора международной куплипродажи устанавливают обоюдовыгодные условия для этих лиц.

    В настоящее время ситуацию в области внешнеэкономической деятельности российских предприятий можно охарактеризовать как сложную.Этосвязано со многими факторами, прежде всего, с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, низким уровнем конкурентоспособности производимой продукции, хронической нехваткой средств у предприятий. Отечественным предприятиям присущ малый научно технический потенциал, устаревшая производственная база и формы управления производством.Все это, несомненно, является отголоском проводимой в прошлом экономической политики.

    Продукция наших предприятий обрабатывающей промышленности не пользуется спросом на иностранных рынках. Россию в основном допускают лишь к торговле природными ресурсами. Иностранные инвесторы также не спешат вкладывать средства в российскую промышленность.

    Но следует сказать, что наши предприятия обладают достаточным потенциалом для выхода из сложившейся ситуации. В стране имеется огромная минерально-сырьевая база, множество научно-конструкторских разработок, достаточно квалифицированные трудовые ресурсы.

    Перспективы развития внешнеэкономической деятельности связаны с повышением конкурентоспособности производства, внедрением новейших технологий, проведением маркетинговых исследований, включением в процесс МКП и МНТС, привлечением иностранных инвестиций.

    Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий должна активно поддерживаться и стимулироваться государством. Только так Россия сможет успешно интегрироваться в мировое хозяйство.




    Список используемых источников

    1. Внешнеторговый оборот России за 1997 год //Внешняя торговля. 1998. -№1. с. 60.

    2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий /Под. ред. Е.Г. Ищенко. Новосибирск, 1992.

    3. Внешнеэкономический бизнес в России: справочник /Под. ред. И.П. Фаминского. М.: Республика, 1997.

    4. Гражданский кодекс РФ.

    5. Диденко Н.И. основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. СПб.: Политехника, 1997.

    6. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.93N 5005-1.

    7. Конъюнктура российского рынка машиностроительной продукции //Внешняя торговля. 2006. -№ 5. с. 44-55.

    8. Кормнов Ю. Внешнеэкономические аспекты развития машиностроительного комплекса //Экономист. 2012. -№6. с.18-27.

    9.Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. М., 2011.

    10. Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства //Проблемы прогнозирования. 2010. -№ 5. с.88-99.

    11. Основы внешнеэкономических знаний /Под. ред. И.П. Фаминского. М.: Международные отношения, 2009.

    12. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник /Под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. М.: БЕК, 2007.

    13. Региональная экономика: учеб. пособие /Под. ред. Т.Г. Морозовой. -М.: ЮНИТИ, 2005.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ВЭД (переговоры) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.