Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Госрегулирование ВЭД

  • Вид работы:
    Другое по теме: Госрегулирование ВЭД
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    16.11.2018 13:47:10
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    содержание


    Введение3

    1. Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности5

    1.1. Понятия и виды внешнеэкономической деятельности5

    1.2. Правовая база внешнеэкономической деятельности9

    1.3. Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность предпринимателей в России16

    2. Анализ системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях членства Российской Федерации в ВТО26

    2.1. Механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО26

    2.2. Анализ процесса государственного регулирования внешнеторговой деятельности33

    3. Проблемы и перспективы совершенствование государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России в условиях членства Российской Федерации в ВТО37

    Заключение40

    Список использованной литературы42











    Введение


    Внешнеэкономическая деятельность - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках. В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

    Регулирование внешнеэкономической деятельности, зачастую, осуществляется посредствам использования запретов и ограничений. Запреты и ограничения это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые в одностороннем порядке исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования. Всемирная торговая организация (ВТО/ГАТТ) официально объявила своей задачей максимально упразднить такие меры, реализуя процесс управления внешней торговли исключительно тарифными методами. В то же время все страны мира, как входящие, так и не входящие в ВТО/ГАТТ, используют многообразные формы нетарифного регулирования. Данный факт в полной мере объясняет высокую степень актуальности темы данной курсовой работы в современных условиях.

    Цель курсовой работы состоит рассмотрении возможностей совершенствования процесса государственного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях членства Российской Федерации в ВТО. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятия и виды внешнеэкономической деятельности;

    2. Рассмотреть правовую базу внешнеэкономической деятельности;

    3. Определить основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность предпринимателей в России;

    4. Рассмотреть механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО;

    5. Провести анализ процесса государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    6. Выявить проблемы и перспективы совершенствование государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России в условиях членства Российской Федерации в ВТО.

    При написании курсовой работы использовались труды российских авторов, в числе которых стоит выделить Пахомова А., Олейнова А., Кушлину В.И., Волгину Н.А., ИвановаИ.Д., Герчикову И.Н. и др.















    1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    1.1. Понятия и виды внешнеэкономической деятельности


    Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это торгово-экономическая деятельность на внешнем рынке. Она представляет собой обмен товарами в вещественно-материальной и нематериальной форме и услугами, связанными с осуществлением этой деятельности. Для того, чтобы совершить такой обмен, необходимо:

    1. найти покупателя;
    2. закончить с ним договор на сделку;
    3. исполнить договор.

    Такие действия носят коммерческий характер, и внешнеэкономическая деятельность представляет собой разновидность коммерческой деятельности, когда сделка осуществляется с иностранными контрагентами.

    Выделяют следующие виды внешнеэкономической деятельности:

    1. внешнеторговая деятельность;
    2. производственная кооперация;
    3. международное инвестиционное сотрудничество;
    4. валютные и финансово-кредитные операции.

    В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеторговая деятельность деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Согласно ст.12 Закона государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

    В зависимости от того, что является объектом внешнеэкономической деятельности, необходимо выделить следующие формы осуществления внешнеэкономической деятельности:

    1. Внешнеторговая деятельность в узком смысле, т.е. деятельность по экспорту и импорту товаров, а также иным операциям по перемещению товаров и передаче имущественных прав;
    2. Внешняя торговля услугами и выполнение работ;
    3. Инвестиционная деятельность, или перемещение капиталов, т.е. вложение имущества в осуществление предпринимательской деятельности за рубежом;
    4. Научно-техническое сотрудничество (перемещение объектов интеллектуальной собственности) договоры о создании или передаче объектов интеллектуальной собственности, лицензионные договоры, научно-техническое сотрудничество (включая франчайзинг).

    Необходимым условием внешнеэкономической деятельности является выполнение целого ряда операций обеспечивающего характера, связанных с продвижением товара или услуги от продавца к покупателю, включая транспортные экспедиторские, страховые и другие операции, а также валютно-финансовые и кредитные операции, связанные с ведением международных расчетов. Отсюда следует, что внешнеэкономическая деятельность охватывает широкий комплекс взаимоотношений экономического, валютно-финансового и правового характера.

    Внешнеэкономическая деятельность реализуется на уровне как государственных органов власти и управления, так и хозяйственных субъектов. В первом случае она направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей; во втором - на заключение и исполнение контрактов и иных договоров в пределах гражданского права. Внешнеэкономический комплекс любого государства составляет совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий и фирм, систематически производящих и реализующих экспортные ресурсы всех видов, потребляющие импортные товары и услуги и осуществляющие все виды внешнеэкономической деятельности. Основными направлениями внешнеэкономической деятельности на возмездной основе являются внешнеторговая деятельность, международное экономическое сотрудничество (МЭС) и научно-техническое сотрудничество (НТС). Внешнеэкономическая деятельность связана с обменом (путём купли-продажи) товаров в материальной и нематериальной форме (идеи, ноу-хау и т.д.), а также услугами, связанными с таким обменом. МЭС включает содействие в области внедрения передовых технологий, промышленного и гражданского строительства и предоставления услуг инженерно-технического характера.

    Внешнеэкономическая деятельность в сфере НТС представляет собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно- технических работ, включая создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.

    Экономические связи с зарубежными фирмами и организациями реализуется путем проведения коммерческих операций или сделок, связанных с определенными техническими приёмами по подготовке и осуществлению торгово-экономического сотрудничества. Это соответственно операции по купле-продаже товаров и услуг, по международному экономическому и научно- техническому сотрудничеству. Внешнеэкономическая деятельность может также осуществляться путём вывоза капитала за рубеж с целью получения предпринимательской прибыли, а также для участия в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках.

    Внешнеэкономические операции осуществляются на основе заключенных сделок. Международная сделка является правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции. Под международной коммерческой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами (коммерческими предприятиями, фирмами) находящимися в разных странах, в котором оговариваются условия поставки установленного количества товарных единиц или оказания определенных услуг. Сделка считается международной, если в юридическом адресе партнёров указаны разные государства.

    Толкование договора содержится в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция 1980г.) и в Гаагской Конвенции о праве применимом к договорам международной купли- продажи (1985г.). Все многообразие сделок в международной торговле классифицируется в зависимости от предмета (объекта) сделок:

    1. купли-продажи товаров;
    2. купли-продажи услуг;
    3. купли-продажи объектов интеллектуальной собственности.

    Продукты торговли, обращающиеся на внешнем рынке, могут иметь как вещественно-материальную форму, т.е. выступать в качестве товаров, так и форму услуг или нематериальных ценностей. Внешнеторговые сделки в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между сторонами разделяются на сделки «напрямую» т.е. непосредственно между производителями и потребителями товаров и услуг, и сделки «косвенные» т.е. с участием третьего лица - посредника.

    Сделки купли-продажи товаров в материально-вещественной форме являются традиционными для практики внешнеторговой деятельности. По этим сделкам продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель принять товар и уплатить за него согласованную денежную сумму. Сделки купли-продажи могут присутствовать в качестве составного элемента и в других видах сотрудничества - МЭС и НТС. В торговле товарами в вещественно-материальной форме основными видами операций являются экспортные и импортные, а также их разновидности - реэкспортные и реимпортные операции.



    1.2 Правовая база внешнеэкономической деятельности


    Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций представляется наиболее противоречивым и объемным. По самым приблизительным подсчетам перечень действующих нормативных актов, именуемый таможенным законодательством, представлен следующими документами:

    1. четыре основополагающих закона Таможенный кодекс ТС, «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон о таможенном тарифе и Закон о службе в таможенных органах. Помимо них, таможенные вопросы излагаются еще в примерно 20 законах;
    2. около 50 указов Президента РФ;
    3. почти 300 постановлений и распоряжений Правительства РФ;
    4. свыше 3500 документов ФТС РФ, не принимая во внимание индивидуальные и внутриведомственные акты;
    5. правовые акты региональных таможенных управлений и таможен.

    Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ.

    Содержание данного Закола определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства.

    Ст. 5 п.1. Закона устанавливает, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.

    ЦБ РФ определяет и устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям. В его компетенцию входит также установление порядка и сроков их представления. Наконец, в его функции входит подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям.

    Если до принятия Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» были определены конкретные нормы осуществления валютных операций, находящиеся в компетенции ЦБ РФ, то с принятием указанного Закона ЦБ РФ, а также Правительство РФ и специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти получили право осуществлять все виды, валютных операций без ограничений.

    ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере валютных операций.

    Ст. 3 Закона определяет принципы валютного регулирования и валютного контроля внешнеэкономических связей. К их числу относятся:

    1. единство внешней и внутренней политики РФ;
    2. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
    3. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
    4. равенство участников внешнеторговой деятельности и недопустимость их дискриминации;
    5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников внешнеторговой деятельности при осуществлении валютных операций;
    6. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

    Последний принцип представляется наиболее важным: государство впервые допускает преобладание во внешнеэкономической сфере экономического содержания хозяйственной операции над ее формой.

    Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности распространяется на ее участников, состав которых представлен по законодательству РФ как резидентами, так и нерезидентами.

    Резиденты представлены как физическими, так и юридическими лицами. Состав резидентов в виде физических лиц представлен гражданами РФ, кроме тех из них, которые постоянно проживают за рубежом в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства. К ним относятся также граждане, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Таблица 1.1 Характеристика резидентов и нерезидентов

    РезидентыНерезиденты 1. Юридические лица, созданные на территории РФ в соответствии с ее законодательством1. Физические лица, не являющиеся резидентами2. Находящиеся за ее пределами филиалы, представительства и иные подразделения, указанные в п. 12. Юридические лица, находящиеся за пределами территории РФ и созданные в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства3. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и другие ее официальные представительства, находящиеся за пределами территории РФ, включая представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях3. Иностранные дипломатические представительства, консульские учреждения и постоянные представительства иностранных государств, аккредитованные в РФ, а также постоянные представительства их при межгосударственных или межправительственных организациях4. Органы федерального уровня, субъектов и муниципальных образований РФ, которые выступают в отношениях, регулируемых валютным и иным законодательством РФ4. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ5. Филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов как указанные в п. 2, так и относящиеся к организациям, не являющимися юридическими лицами, созданные согласно законодательству иностранных государств с их местонахождением за пределами территории РФ

    В законе впервые более четко определены компетенции Правительства РФ и ЦБ России в области валютного регулирования. Сняты требования о получении участниками внешнеэкономической деятельности индивидуальных разрешений. Отныне все они вправе осуществлять валютные операции без ограничений, кроме тех из них, которые:

    1. могут способствовать существенному сокращению золотовалютных резервов;
    2. препятствуют поддержанию устойчивости платежного баланса страны;
    3. способствуют резким колебаниям курса валюты Российской Федерации.

    Некоторые ученые усматривают в установлении этих ограничений как отказ от либерализации внешнеэкономической деятельности, которая провозглашена новым валютным законодательством. Представляется, что такой вывод является необоснованным, поскольку государственные органы, и в первую очередь Банк России, должны защищать экономические интересы страны, осуществляя контрольные функции государства в рамках правового поля. Поэтому вполне логичным является в новом ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» наличие статей, разграничивающим полномочия Правительства РФ и Центрального банка РФ в части осуществления валютных операций движения капитала. Указаны статьи, определяющие содержание валютных операций между резидентами (ст. 9) и нерезидентами (ст. 10).

    Развитию взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества способствуют Правила определения страны происхождения товаров. Эти Правила распространяются на товары, которые были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в этих государствах. Удостоверением, подтверждающим страну происхождения товара, служит сертификат о происхождении товара (ф. №СТ-1). Он выдается уполномоченным органом страны происхождения товара и предоставляется таможенному органу страны ввоза вместе с ДТ и другими документами, необходимыми для таможенного оформления.

    При поставке небольших партий товаров (стоимостью до 5000 долларов США) экспортер может декларировать страну происхождения товара непосредственно в одном из любых сопроводительных документов, например в счете-фактуре.

    Подтверждением подлинности сертификата о происхождении товара из данного государства являются:

    1. письменная декларация экспортера о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
    2. письменное удостоверение компетентного органа, выдавшего сертификат, подтверждающее подлинность представленных экспортером сведений.

    Отсутствие надлежаще оформленного сертификата или сведений о происхождении не является основанием для непропуска товара. Таким основанием могут служить только вытекающие из международного соглашения условия, распространенные на данное государство-импортер и (или) причины, связанные с его национальным законодательством.

    Товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам страны ввоза. Другими словами, такие товары приравниваются к товарам из стран, не пользующихся в государстве-участнике СНГ преференциональным режимом или режимом наиболее благоприятствуемой нации.

    Указанные режимы восстанавливаются для таких товаров, если в течение года с момента поставки (выпуска) таможенным органом импортера будет получено надлежаще оформленное удостоверение (сертификат), подтверждающее страну происхождения товара. Таким образом, импортер получает возможность избежать дополнительных расходов, связанных с оформлением таможенных платежей. Представляется разумным распространение системы сертификации на более широкий круг импортируемых товаров, в том числе вывозимых не только из государств СНГ.

    Серьезную обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что значительная часть валютной выручки, полученная коммерческими организациями, не возвращается в нашу страну, а остается на счетах в зарубежных банках. В мировой финансовой системе такое явление рассматривается как «бегство капитала». Этот термин означает массовую легальную распродажу финансовых обязательств какой-либо страны (акций, облигаций и пр.) иностранными инвесторами местным инвесторам или изъятие вкладов клиентами с их счетов в местных банках для перевода вырученных (изъятых) средств в более стабильную валюту с целью последующего использования в хозяйственном обороте за рубежом. Такие действия предпринимаются инвесторами, чтобы избежать высокого налогообложения в период нестабильной экономической ситуации.

    Для России отток капиталов наблюдается в форме утечки доходов термина, сходного по содержанию с «бегством капитала», но по целям и задачам соответствующего не столько коммерческой целесообразности, сколько его сохранности и безопасности. Поэтому для такого капитала в большей степени характерна тенденция репатриации в страну при оздоровлении в ней хозяйственной деятельности.

    Разрабатывается перечень операций, содержание которых позволяет однозначно отнести их к сомнительным операциям. Установление признаков сомнительности совершаемых операций дает основание принимать необходимые меры по их приостановлению соответствующими органами и в первую очередь Банком России. Подобные меры не исключают проведения параллельных мероприятий по формированию пространства для дальнейшей либерализации валютного рынка.

    Основополагающими законодательными актами, регулирующими ВЭД, являются Закон РФ «О таможенном тарифе» (ТТ) и Таможенный кодекс ТС (ТК ТС).

    Закон РФ «О таможенном тарифе» признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.

    Таможенный кодекс таможенного союза одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества.

    Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» определена дата вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2010 года с 6 июля 2010 года.

    Таможенный кодекс таможенного союза разработан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Республика Казахстан присоединилась к Конвенции в 2009 году. В Республике Беларусь и Российской Федерации ведется подготовка к присоединению к этой конвенции. Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур.



    1.3 Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность предпринимателей в России


    На современном этапе государственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью представлен тремя властными структурами: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в лице Федерального собрания принимает законы. Исполнительная власть в лице Федеральных министерств и ведомств на основе законов, а также указов Президента, постановлений Правительства принимает нормативные акты в форме инструкций, правил, положений и т. д.

    Среди государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, можно выделить организации, обладающие общей компетенцией в этой области, и организации, обладающие специальной компетенцией в определенных вопросах.

    К государственным органам общей компетенции относятся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Они реализуют права Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

    Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты Российской Федерации. В компетенцию субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и прочих областях. В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако эти соглашения не являются международными договорами.

    Рассмотрим деятельность данных органов подробнее.

    Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

    Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

    Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации в соответствии со ст. 13 закона № 164-ФЗ распределены следующим образом.

    Основные направления торговой политики Российской Федерации, определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней, установление запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяются Президентом Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации на основании п. 2 ст. 13 закона № 164-ФЗ, в соответствии со своими полномочиями, в частности:

    1. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
    2. применяет защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;
    3. устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;
    4. вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок их применения;
    5. устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;
    6. определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
    7. по представлению федерального органа исполнительной власти, наделенного правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;
    8. определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;
    9. утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
    10. осуществляет полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

    В непосредственном ведении Правительства РФ находятся следующие государственные органы, обладающие специальной компетенцией:

    1. Федеральная таможенная служба, осуществляющая непосредственное руководство таможенным делом;
    2. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, которая обеспечивает организацию контроля за проведением валютных операций, осуществляет контроль за предоставлением разрешений на экспорт стратегически важных сырьевых материалов, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции;
    3. Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи.

    Основные функции в области текущего регулирования ВЭД возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ). В его состав входят следующие департаменты и службы, связанные с осуществлением ВЭД:

    1. Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    2. Департамент внешнеэкономических отношений;
    3. Департамент экономического сотрудничества со странами СНГ;
    4. Департамент торговых переговоров;
    5. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) осуществляет мониторинг реализации соглашений о создании ОЭЗ, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ, контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, организационно-техническое обеспечение деятельности наблюдательного совета ОЭЗ и другие полномочия.

    На Министерство возложены такие регулирующие функции, как:

    1. выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
    2. разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
    3. осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
    4. сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
    5. подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
    6. координация и согласование внешнеэкономической деятельности с министерствами и ведомствами;
    7. осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

    Министерство промышленности и энергетики наряду с общими целями, как, например, повышение темпов роста и развитие конкурентоспособности предприятий промышленно-энергетического сектора экономики на внутреннем и внешнем рынках, реализует задачу развития экспортного потенциала отечественной промышленности, в том числе оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Мероприятия по развитию экспортного потенциала имеют важное значение в условиях, когда размер внутреннего рынка для предприятий ОПК уменьшился до критического минимума. Одним из перспективных направлений стимулирования экспорта вооружений является совершенствование системы военно-технического сотрудничества, которая на данном этапе ограничивает эффективность российского экспорта вооружений, а также привлекательность российской военной техники для потенциальных покупателей из-за трудностей по ее обслуживанию и ремонту. Для этого необходимо совершенствование нормативно-правовой базы внешнеторговой деятельности в отношении вооружений и военной техники, в частности - для обеспечения благоприятных условий деятельности на внешнем рынке интегрированных структур ОПК. Это совместная задача для Минобороны и Минпромэнерго России. Непосредственным результатом ее решения должно стать создание новой нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы военно-технического сотрудничества.

    Важнейшей составляющей защиты интересов российских промышленных компаний за рубежом является обеспечение комплексной государственной поддержки, направленной на усиление конкурентных позиций российских поставщиков, продвижение отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью на перспективные рынки. Представим содержание поддержки компаний на внешних рынках (см. рисунок 1.1).

    Рис. 1.1. Содержание поддержки компаний на внешних рынках


    Министерство финансов РФ обеспечивает эффективное администрирование бюджетного финансирования, стабильность на финансовых рынках и в банковской сфере, а также институциональные условия для развития производства и экспорта промышленной продукции. В состав министерства входит департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, курирующий вопросы регулирования ставок таможенных пошлин, применения льгот при исчислении и уплате пошлин и расчёта других таможенных платежей и сборов.

    Министерство обороны РФ в целях повышения уровня национальной безопасности и конкурентоспособности обеспечивает безопасность экономической деятельности России за рубежом и внутри страны.

    Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

    Следует отметить, что указом Президента РФ от 11.05.2006 г. № 473 Федеральная таможенная служба передана из ведения Министерства экономического развития и торговли РФ в подчинение Правительству РФ. Ей переданы функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

    Федеральная таможенная служба реализует функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. В частности, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

    1. взимает таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролирует правильность их исчисления и своевременность уплаты;
    2. обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
    3. производит таможенное оформление и таможенный контроль;
    4. принимает решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ;
    5. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
    6. ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
    7. выдает лицензии на учреждение свободного склада;
    8. осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
    9. информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников ВЭД;
    10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление, по поручению Правительства РФ, интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях.

    Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации представлено таможенными управлениями (7), таможнями (135) и таможенными постами.

    Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов в сфере ВЭД.

    В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

    1. определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
    2. разработка соответствующих федеральных программ;
    3. защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
    4. разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
    5. подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
    6. организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
    7. определение и реализация валютной политики страны;
    8. формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
    9. контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т. д.);
    10. разработка платежного баланса РФ и т. д.

    Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:

    1. осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
    2. контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
    3. предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;
    4. заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (т. е. с субъектами зарубежных федеративных государств);
    5. иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

    Определенные вопросы находятся в совместном ведении федерации и ее субъектов. В их числе:

    1. координация действий участников ВЭД;
    2. выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
    3. разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
    4. регулирование приграничной торговли;
    5. информационное обеспечение ВЭД.

    В заключении данной главы дипломной работы стоит отметить, что внешнеэкономическая деятельность - это торгово-экономическая деятельность на внешнем рынке. Она представляет собой обмен товарами в вещественно-материальной и нематериальной форме и услугами, связанными с осуществлением этой деятельности. Необходимым условием внешнеэкономической деятельности является выполнение целого ряда операций обеспечивающего характера, связанных с продвижением товара или услуги от продавца к покупателю, включая транспортные экспедиторские, страховые и другие операции, а также валютно-финансовые и кредитные операции, связанные с ведением международных расчетов. Отсюда следует, что внешнеэкономическая деятельность охватывает широкий комплекс взаимоотношений экономического, валютно-финансового и правового характера. На современном этапе государственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью представлен тремя властными структурами: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть в лице Федерального собрания принимает законы. Исполнительная власть в лице Федеральных министерств и ведомств на основе законов, а также указов Президента, постановлений Правительства принимает нормативные акты в форме инструкций, правил, положений и т. д. Среди государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, можно выделить организации, обладающие общей компетенцией в этой области, и организации, обладающие специальной компетенцией в определенных вопросах. К государственным органам общей компетенции относятся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Они реализуют права Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности. Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты Российской Федерации.


    2. Анализ системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях членства Российской Федерации в ВТО


    2.1. Механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО


    Вступление 22 августа 2012 года России во Всемирную Торговую Организацию потребовало серьезных преобразований механизма государственного регулирования внешней торговли, обеспечивающего экономическую безопасность России и интересы российских предпринимателей. Устав ВТО серьезно ограничивает возможности государства, связанные с защитой своих интересов в сфере внешней торговли.

    Механизм государственного регулирования представляет собой совокупность 2-х основных составляющих:

    1. Институты
    2. Формы, методы и инструменты

    Первостепенной составляющей раскрываемого механизма является институциональная. Она включает:

    1. Уполномоченные государственные органы

    2. Негосударственные институты (могут участвовать в ряде случаев):

    1. союзы экспортеров и предпринимателей;
    2. торгово-промышленные палаты;
    3. уполномоченные органы иностранных государств
    4. международные организации посредством специального международного правового договорного механизма.

    При этом следует заметить, что система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, представлена тремя уровнями: федеральным, региональным (субъекты РФ), местным.

    Вторая составляющая механизма государственного регулирования ВТД функциональная представлена инструментами, различными типами государственных мероприятий во внешнеторговой сфере.

    Экономические инструменты включают инструменты, воздействующие через стоимостные показатели таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, тарифных льгот.

    Административные средства включают: квотирование, лицензирование, установление запретов, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандартов.

    Применяемые инструменты в совокупности составляют метод государственного регулирования ВТД.

    Основные методы регулирования ВТД:

    1. Таможенно-тарифное регулирование, в основе которого механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, регламентируется таможенным законодательством данной страны;
    2. Нетарифное регулирование: метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

    Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы. Меры прямого ограничения, Таможенные и административные формальности, Прочие нетарифные методы.

    Некоторые случаи применения нетарифных методов представлены ниже:

    1. различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров российского экспорта;
    2. дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;
    3. защита общественной морали, правопорядка, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;
    4. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
    5. необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.

    В свою очередь, цели применения таможенно-тарифного регулирования:

    1. регулирование внешней торговли товарами в интересах защиты экономической безопасности;
    2. для защиты внутреннего рынка РФ;
    3. стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.

    В результате применения таможенно-тарифного регулирования, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

    Необходимо отметить, что инструментарий государственного регулирования внешней торговли включает в себя помимо таможенно-тарифного и нетарифного методов и ряд дополнительных методов регулирования. Так, «вспомогательный» метод государственного регулирования меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Данный метод нацелен на обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, таких, как:

    1. кредитование участников внешнеторговой деятельности;
    2. функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
    3. организация торговых выставок и ярмарок;
    4. проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки;
    5. информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

    Таким образом, исходя из вышеизложенного, под механизмом государственного регулирования внешней торговли следует понимать совокупность институтов, методов, средств, направленных на регулирование деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью на международном, государственном, региональном и местном уровнях.

    Схематично механизм государственного регулирования внешней торговли представлен на рис. 2.1.

    В результате присоединения к ВТО Россия приняла обязательства по реформированию механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что выдвигает на повестку дня целый ряд правовых, финансовых, организационных и кадровых проблем, решение которых возможно только общими усилиями органов исполнительной власти, бизнесассоциаций и общественных организаций.

    Анализ задач, связанных с подобными преобразованиями показал необходимость подготовки кадров, как среди государственных служащих, так и в предпринимательских кругах с учетом специфики участия в ВТО. Изучая актуальные проблемы, связанные с преобразованием механизма государственного регулирования в новых условиях, мы приходим к выводу о необходимости подготовки методической литературы для чиновников и предпринимателей. И те, и другие ощущают острый недостаток в справочной литературе, из которой они могли бы почерпнуть необходимые для практической работы сведения. Государственным органам предстоит организовать курсы повышения квалификации для работников, занимающихся вопросами торговой политики, с упором на содержание соглашений ВТО.

    Очевидно, что и правительство РФ подчинит свое участие в ВТО обеспечению благоприятных условий для деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках и внутри страны. Исходя из этого, после вступления страны в ВТО, исполнительной власти предстоит организовать реализацию мер, направленных на достижение этой цели.

    Рисунок 2.1 - Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности России

    Первый блок таких мер должен привести в соответствие законодательство РФ относительно принятых перед ВТО обязательств. Изменения требуют правовые нормы, касающиеся страховых услуг, в частности, повышения общей квоты иностранного капитала в страховом секторе услуг и разрешения открытия в стране филиалов иностранных страховых компаний. Законодательство в области оказания услуг связи потребуется дополнить положением об отмене лимита на участие иностранных поставщиков услуг в капитале телекоммуникационных компаний. Существует необходимость внесения дополнений в законодательные акты, об осуществлении прямых иностранных инвестиций в Россию, отменяющие нормативы, перечисленные в Соглашении ВТО о торговых аспектах инвестиционных мер и трактуемые как количественные ограничения. Ожидается изменение в законы, регламентирующие порядок осуществления госзакупок (в случае принятия решения о присоединении к регулирующему их соглашению ВТО). Россия как член ЕАЭС, который проводит единую торговую политику в отношении третьих стран, предстоит инициировать внесение в соглашения ЕАЭС положений, касающихся обеспечения транспарентности этой политики в формулировках, максимально близких к нормам ВТО. Существует необходимость приведения санитарных и фитосанитарных норм Евразийской экономической комиссии в соответствие с нормативными документами, основанными на международных стандартах и рекомендациях. Так же, как и технические регламенты и стандарты.

    При разработке нормативных актов, все нормативные документы, касающиеся регулирования торговли товарами и услугами, прав интеллектуальной собственности должны публиковаться в официальных источниках и вступать в силу только после публикации. Проекты таких актов должны быть доступны предприятиям и частным лицам из странчленов ВТО, с тем, чтобы они могли дать свои комментарии.

    Вторым блоком, необходимо принять меры по созданию организационноправовой инфраструктуры, обслуживающей нужды отечественных участников внешнеэкономической деятельности и их зарубежных партнеров. К необходимым элементам такой инфраструктуры относятся:

    1. информационные центры по вопросам технического регулирования, санитарной и фитосанитарной защиты, в которых можно получать необходимые сведения о действующих в стране и разрабатываемых нормах и правилах в упомянутых сферах;
    2. судебные, арбитражные или иные административные органы для обжалования действий властей, включая таможенные, связанных с применением различных мер регулирования торговли.

    Третий блок мер унификация российской статистической и финансовой отчетности.

    И заключительный блок мер должен обеспечить участие представителей правительства в текущей работе ВТО. Это необходимо потому, что Россия перешла в число полноправных членов этой организации, что дает ей возможность работать во всех межгосударственных органах ВТО на постоянной основе. Очевидно, что для эффективного участия в проводимых обсуждениях требуются квалифицированные кадры, свободно владеющие иностранными языками.

    Специалисты видят необходимость в формировании аналитического центра (в составе Минэкономразвития России либо как аппарат Торгового представителя России в ВТО), для предварительной проработки проблем, обсуждаемых в ВТО.

    Обозначенный перечень необходимых действий государственных органов по адаптации к членству в ВТО может расшириться, если Дохийский раунд ВТО введет в действие новые нормы и правила.

    Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что сущность механизма государственного регулирования внешней торговли проявляется в применении совокупности институтов, методов, средств, направленных на регулирование деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью на международном, государственном, региональном и местном уровнях. Основными направлениями совершенствования механизма государственного регулирования внешней торговли в связи со вступлением в ВТО должен стать комплекс мер, состоящий из четырех блоков:

    1. приведение нормативных документов в соответствие с требованиями ВТО;
    2. создание необходимых звеньев организационноправовой инфраструктуры;
    3. унификация российской статистической и финансовой отчетности;
    4. участие представителей правительства РФ в текущей работе ВТО.

    Реализация обозначенных направлений, в свою очередь, потребует соответствующей подготовки кадров и специальной методической документации.



    2.2. Анализ процесса государственного регулирования внешнеторговой деятельности


    Процесс государственного регулирования внешнеэкономической деятельность осуществляется, зачастую посредствам запретов и ограничений. В соответствии с ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Комиссии ЕАЭС и нормативными правовыми актами государств - членов ЕАЭС, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС. Заперты и ограничения относятся к мерам неэкономического характера.

    Запреты и ограничения устанавливаются:

    1. международными договорами государств-членов ЕАЭС;
    2. решениями Комиссии ЕАЭС (далее - Комиссии);
    3. нормативными правовыми актами государств-членов ЕАЭС, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС.

    К запретам и ограничениям неэкономического характера относятся, например, обязательное подтверждение соответствия товаров техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, экологическим стандартам и требованиям, установленным законодательством. Документы о соответствии товаров обязательным требованиям (сертификаты, заключения, декларации соответствия, и т.п.) должны предоставляться таможенным органам одновременно с таможенной декларацией.

    Товары, в отношении которых применяются предусмотренные Международными соглашениями меры регулирования, включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками ЕАЭС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

    К ограничениям экономического характера относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина. Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.

    К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера относятся те запреты и ограничения, которые вводятся исходя из национальных интересов и целей, например: лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.

    Исходя из национальных интересов стран - участниц ЕАЭС и в соответствии со статьей 7 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008 г. Комиссией ЕАЭС могут вводится следующие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами:

    1. запрет ввоза/вывоза;
    2. количественное ограничение ввоза/вывоза;
    3. предоставление исключительного права на ввоз/вывоз;
    4. разрешительный порядок ввоза/вывоза;
    5. иные меры регулирования.

    Данные меры не должны являться способом дискриминации третьих стран или представлять собой скрытые ограничения внешней торговли товарами.

    Меры регулирования, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться в том случае, если они:

    1. применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;
    2. связаны с ограничением экспорта отечественных материалов для обеспечения достаточным количеством таких материалов внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого Правительством плана стабилизации.
    3. необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
    4. необходимы для выполнения международных обязательств;
    5. необходимы для обеспечения обороны и безопасности страны;
    6. необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности и иных правовых актов.

















    3. Проблемы и перспективы совершенствование государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России в условиях членства Российской Федерации в ВТО



    В качестве основных проблем государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России стоит отметить следующие:

    1. Запаздывает разработка и утверждение отдельными ведомствами важнейших инструктивных материалов, конкретизирующих положения и установки документов "высшего уровня", т. е. законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства.

    Введение новых правил тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта в целом осуществляется в правильном направлении. Однако существующая система тарифного регулирования импорта и система налоговых платежей (НДС и акцизов) представляется недостаточно эффективной как с точки зрения уровня ставок по отдельным видам товаров, так и с позиций самой методики применения.

    2. Несогласованность между законодательной и исполнительной властью, отдельными ведомствами России при подготовке нормативных документов по регулированию ВЭД. Нарушаются положения закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который установил принцип "единовластия" в сфере оперативного регулирования внешних экономических связей.

    Данные проблемы определяют перспективы развития государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России. В качестве таких перспектив стоит выделить следующие:

    1. Совершенствование структуры и инструментов импортного таможенного тарифа путем:

    корректировки ставок ввозного таможенного тарифа на готовые изделия, оборудование, сырье и комплектующие, направленной на эскалацию таможенного тарифа в целях повышения конкурентоспособности российской готовой продукции, стимулирования импортозамещения и рационализации структуры ввоза; повышение конкурентоспособности отдельных секторов отечественной промышленности и сельскохозяйственного производства; локализацию обрабатывающих производств зарубежных компаний на территории Российской Федерации, стимулирование иных форм притока иностранных инвестиций в рамках реализации приоритетных направлений модернизации; повышение экономической доступности иностранных технологий и ноу-хау, высокотехнологичного оборудования и комплектующих в целях повышения технического и технологического уровня отечественного производства;

    детализации кодов ТН ВЭД ТС для выделения инновационных, а также чувствительных к импорту подсубпозиций в целях адресной защиты внутреннего рынка и стимулирования развития импортозамещающего производства;

    2. Совершенствование системы льгот и преференций во внешней торговле с учетом обязательств, принятых в ходе присоединения к ВТО;

    3. Совершенствование применения специальных мер защиты внутреннего рынка путем:

    совершенствования механизма согласования применения защитных мер в условиях передачи соответствующих полномочий на уровень ТС;

    создания системы мониторинга рыночной ситуации в чувствительных секторах в целях своевременного инициирования расследований и принятия специальных мер защиты внутреннего рынка;

    совершенствования механизма взаимодействия с бизнесом и регионами в вопросах инициирования и проведения расследований;

    4. Рационализация функций лицензирования и выдачи других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров и на реэкспорт в целях снятия избыточных барьеров для участников внешней торговли.

    Нормы ВТО непосредственно оказывают влияние не только на внешнеторговые отношения, но и на внутреннее функционирование экономики вступившей страны. Вступление России в ВТО активизирует глобальные процессы на рынках субъектов страны. Членство в ВТО создает новые возможности и угрозы для России: возможности в виде более благоприятных условий доступа на международные рынки товаров и услуг и защиту своих интересов; угрозы упадка производства в неконкурентных российских отраслях, рост безработицы.

    Если рассматривать влияние вступления в ВТО на таможенно-тарифное регулирование, то здесь стоит отметить, что страны обязаны отказаться от применения любых запретов и ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер. Исключениями являются сфера национальной безопасности, здоровья, безопасности производства и потребления, охраны окружающей среды.













    Заключение


    Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это торгово-экономическая деятельность на внешнем рынке. Она представляет собой обмен товарами в вещественно-материальной и нематериальной форме и услугами, связанными с осуществлением этой деятельности.

    Вступление 22 августа 2012 года России во Всемирную Торговую Организацию потребовало серьезных преобразований механизма государственного регулирования внешней торговли, обеспечивающего экономическую безопасность России и интересы российских предпринимателей. Устав ВТО серьезно ограничивает возможности государства, связанные с защитой своих интересов в сфере внешней торговли.

    В результате присоединения к ВТО Россия приняла обязательства по реформированию механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что выдвигает на повестку дня целый ряд правовых, финансовых, организационных и кадровых проблем, решение которых возможно только общими усилиями органов исполнительной власти, бизнесассоциаций и общественных организаций.

    Очевидно, что и правительство РФ подчинит свое участие в ВТО обеспечению благоприятных условий для деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках и внутри страны. Исходя из этого, после вступления страны в ВТО, исполнительной власти предстоит организовать реализацию мер, направленных на достижение этой цели.

    Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что сущность механизма государственного регулирования внешней торговли проявляется в применении совокупности институтов, методов, средств, направленных на регулирование деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью на международном, государственном, региональном и местном уровнях. Основными направлениями совершенствования механизма государственного регулирования внешней торговли в связи со вступлением в ВТО должен стать комплекс мер, состоящий из четырех блоков:

    1. приведение нормативных документов в соответствие с требованиями ВТО;
    2. создание необходимых звеньев организационноправовой инфраструктуры;
    3. унификация российской статистической и финансовой отчетности;
    4. участие представителей правительства РФ в текущей работе ВТО.

    Реализация данных мер в полной мере позволит сформировать достаточно эффективную систему запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, что в полной мере защитит интересы нашей страны в условиях ее членства в ВТО.


















    Список использованной литературы


    1. Арустамов Э. А. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. - М. : КНОРУС, 2014. - 168 с.
    2. Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие, 7-е изд., испр. и доп. М.: ИТК «Дашков и К°», 2014 г. 308 с. Переверзев М. П., Лунёва А. М.
    3. Виньков А. Ресурсная взаимность // Эксперт. - 2016. - N 13. - C.14-20.
    4. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник, под ред. Е.Ф. Прокушева. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014 .- 527 с.
    5. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов / под ред. Л. Е. Стровского. - М.: Международные отношения, 2014
    6. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. Р. И. Хасбулатова и др. - М.: Международные отношения, 2015
    7. Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие для магистров / А. А. Вологдин. 3-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2016 . 445 с.
    8. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: учебник / И.Н. Герчикова. - 2-е изд., М.: ЮНИТИ, 2014
    9. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / под ред. Фаминского И.П. - М.: Республика, 2015. - 445с.
    10. Гоголева Т.Н. Методика оценки эффективности внешнеэкономической политики государства: институциональный подход / Т.Н.Гоголева, Л.А.Мажорова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - N 7. - С.81-86.
    11. Грачев Ю. Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операции: учебн.-практ. пособие / Ю. Н. Грачев. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2014
    12. Данилина М.Ф. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 5. - С.48-57.
    13. Ефимова Л. В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ. -М.:Контакт, 2015.-345с.
    14. Зензин Т. Т. Анализ структуры, географии, динамики, перспектив внешней торговли России. -М.:Контакт, 2016.-544с.
    15. Кретов И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности / И.И. Кретов, К.В. Садченко. М.: Дело и Сервис, 2014. 256 с.
    16. Кушлина В.И., Волгина Н.А.Государственное регулирование рыночной экономики: учебник/под общей ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А.- М.:Экономика, 2016. 345с.
    17. Международные транспортные операции / Зимовец А.В. Учебное пособие. Таганрог: ТИУиЭ, 2016.
    18. Мировая экономика : учеб. для бакалавров / под ред. Б. М. Смитиенко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2015. 590 с.
    19. Мировая экономика и международные экономические отношения : учеб. пособие / под ред. Л. С. Шаховской. М. : КНОРУС, 2013. 253 с.
    20. Международная торговая палата. Международные правила толкования торговых терминов. «Инкотермс 2000» [Электронный ресурс] // www. tsk.ru.
    21. Непомнящий Е.Г. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник для вузов.- М.: изд-во ТИУиЭ, 2014. -176 с.
    22. Омельченко, И. Н. Виды стратегических альянсов и их роль в развитии международной деятельности предприятий / И. Н. Омельченко, Е. Ю. Дроздова // Наука и промышленность России. 2014. № 2(46). С. 58-65.
    23. Организация и регулирования ВЭД в РФ. ВЭД предприятия: учебник /под. ред. Л. Е. Стровского. - М.:Экономистъ,2015.-566с.
    24. Олейнов А. Экономика международных отношений // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2014. - N 3. - С.24-31.
    25. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России: учебник / А.П. Джабаев. М.: Экономика, 2016. 479 с.- (Высшее образование).
    26. Пахомов А. Стратегия развития внешнеэкономического комплекса Российской Федерации // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - N 11. - С.18-29.
    27. Покровская, В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник / В. В. Покровская. - М.: Юристъ, 2016
    28. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.-практич. пособие / Е. Ф. Прокушев. - М.: ИВЦ «Маркетинг Учебник», 2015
    29. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Е. Ф. Прокушев. - 8-е изд. - М. : Дашков и К, 2016. - 500 с.
    30. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник, 8-е изд. М.: ИТК «Дашков и К°», 2016 г. 500 с.
    31. Рыжова Н. Последствия реформ внешнеэкономической деятельности для приграничных регионов России: политэкономический анализ // Вопросы экономики. - 2014. - N 12. - С.118-138.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Госрегулирование ВЭД ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.