Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Государственный долг

  • Вид работы:
    Другое по теме: Государственный долг
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    19.04.2018 13:51:13
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Государственный (муниципальный) долг: роль в экономике, причины образования, методы управления.


    Содержание


    Введение2

    1Теоретические основы государственного долга4

    1.1 Понятие и сущность государственного долга. Его роль в социально-экономическом развитии4

    1.2 Классификация государственного долга7

    1.3 Причины образования государственного долга13

    2 Анализ управления государственным долгом России на современном этапе19

    2.1 Объем и структура государственного долга Российской Федерации на текущий период19

    2.2 Методы и инструменты управления государственным долгом России на современном этапе27

    2.3 Оценка эффективности управления государственным долгом России на современном этапе32

    3 Проблемы и перспективы управления государственным долгом России на современном этапе37

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ45

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ48










    Введение


    Государственный долг играет существенную роль в макроэкономической системе любого государства. Объяснение этого в том что, отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества с другими государствами.

    Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам - юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто инвестиционные решения принимает интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования.

    Структура курсовой работы включает в себя 3 главы, введение и заключение. В 1-й главе рассматриваются теоретические вопросы государственного долга, причины возникновения и принципы и задачи по управлению государственным долгом.

    Во 2-й главе приводится анализ внутреннего и внешнего госдолга РФ. Методы и инструменты управления долгом РФ.

    В 3-й главе рассматриваются методы и перспективы управления госдолгом в РФ.

    Цель курсовой работы проанализировать сущность и понятие госдолга, причины его возникновения, методы управления государственным долгом. Для достижения цели были решены поставленные задачи:

    -раскрыть теоретические основы государственного долга

    -проанализировать современное состояние внутреннего и внешнего государственного долга

    -изучить методы и инструменты управления государственным долгом России

    -определить проблемы и перспективы управления государственным долгом России.

    При написании работы были использованы учебники и литература по данной тематике. Правовая литература и ресурсы интернета.

















    1Теоретические основы государственного долга


    1.1 Понятие и сущность государственного долга. Его роль в социально-экономическом развитии


    Согласно Бюджетному кодексу РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

    Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

    Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

    Экономико-теоретические вопросы государственного долга рассматривали многие ученые-экономисты. К их числу, например, можно отнести А. Смита, Дж. Ст. Милля, К. Маркса, А. Маршала, Дж. Кейнса и др. Государственный долг как предмет исследования для них был обусловлен наличием у государств больших долгов и необходимости выработки и реализации эффективной политики в данной области.

    Макроэкономические и социально-экономические последствия государственного долга и бюджетного дефицита всесторонне исследованы в рамках разных научных школ экономической теории. Предметами исследования являлось влияние государственного долга на рост экономики, темпы инфляции, номинальную и реальную процентные ставки, на финансовые рынки и т.д.

    К настоящему времени в экономической науке разработано значительное число теоретических моделей, посвященных бюджетному дефициту и государственному долгу. К числу основных можно отнести равенство и гипотезу Барро-Рикардо, модель Бруно-Фишера для эмиссионного и смешанного финансирования государственного бюджета, модель Саржента-Уоллеса и др.

    В соответствии с гипотезой Барро-Рикардо финансирование государственных расходов за счет долга эквивалентно финансированию их за счет налогов, но получаемых в будущем. Данная идея впервые была высказана Д. Риккардо, а в последствие развита Р. Барро и поэтому получила название равенства Барро-Рикардо (или просто равенства Рикардо). Суть равенства состоит в том, что покрытие бюджетного дефицита с помощью увеличения государственных заимствований должно в будущем привести к необходимости их погашения, источником которых опять-таки должны выступить налоги. В современной интерпретации равенство предполагает необходимость достижения равенства между приведенной текущей стоимостью государственных расходов и приведенной стоимостью налоговых поступлений.

    В модели Бруно-Фишера рассмотрено влияние эмиссионного и смешанного финансирования дефицита государственного бюджета на уровень инфляции в зависимости от характера поведения экономических агентов. Бруно и Фишер показали, что при определенных допущениях, в случае, если доля бюджетного дефицита и прироста денежной массы в доходе существенно превышают темпы роста экономики, то денежный рынок не придет в состояние равновесия и единственным средством покрытия или избавления от бюджетного дефицита является проведение ограничительной бюджетно-налоговой политики. Ими также показано, что в случае незначительного превышения доли бюджетного дефицита в доходе по отношению к темпу роста ВВП могут существовать два вида равновесия: с низкими темпами инфляции и с высокими темпами инфляции.
    В условиях смешанного финансирования бюджетного дефицита (использования денежной эмиссии и государственных облигаций) возможно получение многообразия последствий в денежном секторе экономики, а именно, значений реальной и номинальной ставок процента, а также уровня инфляции.
    Согласно традиционному подходу, в современной экономической науке положительным следствием бюджетного дефицита считается наличие его стимулирующего эффекта в условиях закрытой и большой открытой экономики, а государственного долга соответственно наличие ликвидных инструментов вложения сбережений. Отрицательными последствиями бюджетного дефицита и государственного долга являются: вытеснение инвестиций и чистого экспорта в кейнсианских представлениях; уменьшение экономического потенциала в классических моделях вследствие снижения капиталовооруженности и выпуска продукции. При этом положительный эффект проявляется в краткосрочном периоде, а отрицательный в долгосрочном. Таким образом, можно отметить, что положительный эффект представляет собой силу «короткого» действия, а отрицательный «длинного действия». Следовательно, политика государственного долга оборачивается принесением в жертву будущего ради настоящего.
    Кроме того, к отрицательным эффектам бюджетного дефицита и тесно связанным с ним ростом государственного долга можно отнести то, что он оказывает искажающее влияние на функционирование экономической системы, что снижает эффективность распределения в ней ресурсов. По данному поводу Д. Тарр отмечает, что «следует не допускать бюджетного дефицита; частично потому, что дефицит вытесняет иностранные инвестиции, и потому, что они стимулируют инфляцию, из-за чего ценовые сигналы становятся менее прозрачными».

    1.2 Классификация государственного долга


    Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

    Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

    Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

    Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

    Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. [10]

    Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга внутреннего и внешнего

    В зависимости от кредитора, государственный долг может быть внутренним (задолженность перед гражданами и предприятиями страны) и внешним (задолженность перед иностранными гражданами и предприятиями).

    Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно для первого). [11]

    Государственный долг так же может классифицироваться по видам долговых обязательств, например:

    - Целевые вклады и чеки;

    - Государственные краткосрочные бескупонные облигации;

    - Государственные гарантии;

    - и так далее

    Обычно к классификации по видам долговых обязательств прибегают при определении структуры государственного долга. Если говорить о структуре государственного долга РФ, то она постоянно меняется. Ежегодно при утверждении государственного бюджета принимается программа государственного внешнего и внутреннего заимствования, что приводит к увеличению долговых обязательств. Но ежегодно, также в бюджет закладываются суммы погашения обязательств по внутренним и внешним заимствованиям.

    Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

    - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    - государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

    - договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

    - договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

    - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.[13]

    Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). [5]

    В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

    - основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

    - объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

    - объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

    - объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

    В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

    - объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

    - объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

    Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами. [12]

    По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

    1. задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;
    2. задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;
    3. задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;
    4. внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;
    5. вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

    Классификация внутреннего и внешнего государственного долга определена в Бюджетной классификации РФ (приложения 9 и 10 к Федеральному закону «О бюджетной классификации РФ»). Среди внутренних долгов РФ можно выделить:

    - Целевой заём 1990 г.;

    - Целевые вклады и чеки на автомобили;

    - Государственный внутренний заём Российской Федерации 1991 года;

    - Российский внутренний выигрышный заём 1992 года;

    - Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

    - Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

    -Государственные гарантии;

    - Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

    - Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

    - Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), и другие обязательства.

    Среди внешних долгов РФ можно выделить:

    а) Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией):

    - по кредитам правительств иностранных государств, полученным федеральным бюджетом, в том числе по связанным кредитам, полученным под государственную гарантию Российской Федерации;

    - по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

    - по кредитам международных финансовых организаций;

    - государственные ценные бумаги РФ, указанные в иностранной валюте;

    - по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации за счёт средств Центрального банка Российской Федерации;

    б) Внешний долг субъекта Российской Федерации, в том числе:

    - по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

    - по кредитам международных финансовых организаций;

    - государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте.

    Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

    Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. [17]

    Вывод: Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

    Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

    Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.


    1.3 Причины образования государственного долга


    Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, экономические спады, санкции и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

    Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

    Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

    В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

    Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Первое основание возникновения государственного долга это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

    Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков. Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

    Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида внутреннего долга.

    Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в ЕС доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 95%, конкретно во Франции 96%, в Италии 90%, в Японии 87 %.

    Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

    Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

    Источниками погашения государственных займов могут выступать:

    - доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

    - дополнительные поступления от налогов;

    - экономия средств от сокращения расходов;

    - эмиссия денег;

    - привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

    Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

    При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.

    В итоге можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

    В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

    - безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

    - единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

    - единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

    - согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

    - снижение рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

    - оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

    - гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

    Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

    Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management:

    - структура сроков обращения различных долговых обязательств;

    - структура кредиторов (путем выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредиторов займов).




    2 Анализ управления государственным долгом России на современном этапе


    2.1 Объем и структура государственного долга Российской Федерации на текущий период


    Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом в объем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, получен­ным от бюджетов других уровней, по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Если возникает задержка с выплатой процентов по основной сумме госдолга, то долг государства не увеличивается на сумму невыплаченных процентов.

    Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

    Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.

    В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее Основные направления) главной задачей на предстоящую трехлетку является обеспечение плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета, при этом планируется планомерное его снижение по отношению к ВВП на 1 процентный пункт ежегодно в 2017 - 2019 годах. Роль средств суверенных фондов в качестве источников финансирования дефицита бюджета будет снижаться, в структуре источников его финансирования будет расти доля внутренних заимствований. При этом объем заимствований на внешних рынках будет определяться в первую очередь задачей по поддержанию ликвидности рынка суверенных еврооблигаций. В Основных направлениях указано, что реализация такой стратегии финансирования дефицита позволит сохранить уровень государственного долга в приемлемых объемах до 17 % ВВП.

    Государственный долгов 2017 году по сравнению с оценкой 2016 года увеличится с 13 445,2 млрд. рублей (16,2 % ВВП) до 13 972,2 млрд. рублей (16,1 % ВВП), или на 527,0 млрд. рублей (на 3,9 %), в 2018 году до 15 177,1 млрд. рублей (16,4 % ВВП), или на 1 731,9 млрд. рублей (на 12,9 %), в 2019 году до 16 651,9 млрд. рублей (16,8 % ВВП), или на 3 206,7 млрд. рублей (на 23,9 %). При этом доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2017 - 2019 годах будет увеличиваться и составит 74,1 %, 76,3 % и 76,8 %, доля государственного внешнего долга снижаться 25,9 %, 23,7 % и 23,2 % соответственно.

    Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по сравнению с оценкой 2016 года увеличится с 9 867,8 млрд. рублей до 12 788,4 млрд. рублей в 2019 году, или на 2 920,6 млрд. рублей (в 1,3 раза). Прогнозируется увеличение объема государственного внешнего долга Российской Федерации с 3 577,4 млрд. рублей в 2016 году до 3 863,5 млрд. рублей в 2019 году, или на 286,1 млрд. рублей (на 8 %).

    Динамика объема и структуры государственного долга в 2014 2019 годах (на конец года) представлена в таблице 1.


    Таблица 1 - Динамика объема и структуры государственного долга в 2014 2019 годах (на конец года) (млрд. рублей).

    2014 год, отчет2015 год, отчет2016 год, закон2016 год, оценка2017 год, проект2018 год, проект2019 год, проектГосударственный долг Российской Федерации 10 299,1 10 951,9 12 317,5 13 445,2 13 972,2 15 177,1 16 651,9 % к ВВП 13,2 13,6 15,7 16,2 16,1 16,4 16,8 % к предыдущему году 136,4 106,3 112,5 122,8 103,9 108,6 109,7 % к 2016 году 103,9 112,9 123,9 в том числе: Государственный внутренний долг 7 241,2 7 307,6 8 817,8 9 867,8 10 351,6 11 580,9 12 788,4 Продолжение таблицы 1

    % к ВВП 9,3 11,2 11,9 11,9 12,5 12,9 % к предыдущему году 126,5 120,4 114,4 104,9 111,9 110,4 % к 2016 году 104,9 117,4 129,6 Государственный внешний долг 3 057,9 3 644,3 3 499,7 3 577,4 3 620,6 3 596,2 3 863,5 % к ВВП 3,9 4,5 4,4 4,3 4,2 3,9 3,9 % к предыдущему году 167,5 119,2 98,2 101,2 99,3 107,4 % к 2016 году 101,2 100,5 Справочно: ВВП 77 945,1 80 804,3 78 673,0 82 815,0 86 806,0 92 296,0 98 860,0 Курс рубля к доллару США 61 63,3 67,5 67,5 68,7 71,1 Государственный внешний долг в млрд. долларов США 50,0 55,1 55,1 53,6 52,8 53,6

    Анализ приведенных данных показывает, что в 2017 - 2019 годах по сравнению с оценкой 2016 года наряду с увеличением абсолютного объема государственного долга Российской Федерации увеличивается его отношение к ВВП с 16,2 % до 16,8 % в 2019 году, при этом государственный внутренний долг увеличится с 11,9 % ВВП до 12,9 % ВВП в 2019 году, внешний долг уменьшится с 4,3 % ВВП до 3,9 % ВВП соответственно.

    Проектом паспорта государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» значение целевого показателя «Государственный долг Российской Федерации по отношению к валовому внутреннему продукту, не более» снижено в 2016 году с 14,3 % до 20 %, такое же значение показателя предусматривается и в 2017 - 2019 годах. Таким образом, объем государственного долга Российской Федерации в предстоящем периоде прогнозируется на уровне до 17 % ВВП, то есть сохранится на относительно безопасном уровне.

    В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике используются различные показатели долговой устойчивости. При проведении анализа показателей долговой устойчивости с бюджетных позиций оцениваются соотношения государственного долга правительства и показателей, характеризующих состояние государственного бюджета.

    Степень долговой устойчивости, применительно к Российской Федерации в 2014 2019 годах приведены в таблице 2.


    Таблица 2 - Степень долговой устойчивости, применительно к Российской Федерации в 2014 2019 годах.

    Наименование показателя2014 год2015 год2016 год (оценка)2017 год (прогноз)2018 год (прогноз)2019 год (прогноз)Критерий (индика-тивные значения)Государственный долг Российской Федерации, % ВВП 13,2 13,6 16,2 16,1 16,4 16,8 < 50 % Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации, % 70,3 66,7 73,4 74,1 76,3 76,8 > 50 % Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, % 2,8 3,3 3,9 4,5 5,3 5,4 < 10 % Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, % 5,6 10,1 9,4 11,9 11,9 11,6 < 10 % Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, % 80,2 100,6 103,6 108,2 112,2 < 250 % Продолжение таблицы 2Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, % 9,6 12,7 17,1 16,3 15,6 15,3 < 220 % Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, % 0,8 1,7 1,3 1,9 2,3 1,6 < 25 %

    Из приведенных в таблице данных видно, что такие показатели, как отношение государственного долга к ВВП, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, отношение государственного долга к доходам федерального бюджета даже с учетом роста их значений в 2017 - 2019 годах не превышают пороговых значений. В то же время коэффициент, характеризующий отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, согласно параметрам законопроекта в 2017 - 2019 годах незначительно превышает пороговый уровень.

    Коэффициент покрытия, показывающий отношение объема платежей на погашение и обслуживание государственного долга к общему объему заимствований, в 2017 - 2019 годах составит 84,7 %, 92,9 % и 91,9 % соответственно (в 2015 году его значение составило 195,2 %, в 2016 году 104,8 %). Снижение указанного соотношения в основном обусловлено значительным увеличением объемов государственных заимствований Российской Федерации за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в рассматриваемом периоде. На фоне наблюдающегося за последние два года значительного роста совокупного объема спроса со стороны инвесторов на их условиях резкое увеличение объемов государственных заимствований может привести к ухудшению условий размещения государственных облигаций (росту доходности и сокращению сроков заимствований в условиях ограничения емкости российского долгового рынка и горизонта инвестирования его участников), а также к значительному увеличению объема государственного внутреннего долга Российской Федерации и увеличению долговой нагрузки на федеральный бюджет в части его обслуживания.

    В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2018 года предусматривается в размере 10 351,6 млрд. рублей, что на 483,8 млрд. рублей, или на 4,9 %, выше предельного объема государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2017 года, установленного Федеральным законом № 359-ФЗ с учетом изменений.

    Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (по состоянию на конец года) в 2015 2019 годах представлена в таблице 3.


    Таблица 3 - Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (по состоянию на конец года) в 2015 2019 годах

    2015 год, отчет2016 год (Федеральный закон № 359-ФЗ с учетом изменений)2017 год, проект2018 год, проект2019 год, проект2019 год к 2016 году, %млрд. рублейструк-тура, %млрд. рублейструк-тура, %млрд. рублейструк-тура, %млрд. рублейструк-тура, %млрд. рублейструк-тура, %%Государственный внутренний долг, всего 7 307,6 9 867,8 10 351,6 11 580,9 12 788,4 129,6 в том числе: государственные ценные бумаги 5 573,1 76,3 6 141,1 62,2 7 205,2 69,6 8 301,0 71,7 9 388,8 73,4 153,7 государственные гарантии 1 734,5 23,7 3 726,7 37,8 3 146,4 30,4 3 279,9 28,3 3 399,6 26,6 91,2

    Анализ приведенных данных показывает, что рост государственного внутреннего долга обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. При этом доля долга по государственным ценным бумагам в объеме государственного внутреннего долга увеличится с 69,6 % в 2017 году до 73,4 % в 2019 году, по государственным гарантиям уменьшится с 30,4 % в 2017 году до 26,6 % в 2019 году.

    Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2017 году составит 7 205,2 млрд. рублей, что на 1 098,0 млрд. рублей, или на 18 %, больше, чем в 2016 году, и на 1 632,1 млрд. рублей, или на 29,3 %, больше, чем в 2015 году. За 2017 2019 годы он увеличится в 1,5 раза и к концу 2019 года составит 9 388,8 млрд. рублей.

    В соответствии с Основными направлениями Минфином России для дополнительного привлечения заемных средств планируется выпуск новых специальных государственных ценных бумаг для населения.

    В соответствии со статьей 13 законопроекта и Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации (далее Программа гарантий) на 2017 год (приложение 45 к Законопроекту) предоставление государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации (далее также гарантии) предусматривается в 2017 году в объеме 190,1 млрд. рублей.

    Планируемый объем предоставления гарантий в 2017 году значительно ниже объемов государственных гарантий, предусмотренных программами государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации в 2012 2016 годах. Так, планируемый объем в 2017 году на 67,9 % ниже общей суммы гарантирования 2016 года (592,5 млрд. рублей), на 66,2 % ниже общей суммы гарантирования 2015 года (563,3 млрд. рублей).

    При этом в течение ряда лет наблюдается негативная тенденция по неисполнению Программ гарантий: за 2011 год объем фактически выданных гарантий составил 48,1 % суммы гарантирования по Программе гарантий, за 2012 год 67,8 %, за 2013 год 68,3 %, за 2014 год 77,1 %, за 2015 год 37 %. За январь октябрь 2016 года исполнение Программы гарантий составляет лишь 0,2 % установленного объема (592,5 млрд. рублей).


    2.2 Методы и инструменты управления государственным долгом России на современном этапе


    Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации

    Процесс управления госдолгом это совокупность действий, связанных с подготов­кой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государс­твенного долга, предоставление ссуд и гарантий.

    Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

    Основные задачи по управлению долгом:

    1. сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
    2. оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
    3. оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
    4. рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
    5. повышение эффективности использования заемных средств.

    Понятие и содержание управления государс­твенной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

    1. формирование государственной долговой политики;
    2. определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
    3. установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управ­лением государственным долгом;
    4. установление границ задолженности.

    Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных дол­говых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

    Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет мно­гоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

    В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение меж­ду различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, по­рядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.

    В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осущест­вление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расхо­дов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

    Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

    Цель управления государственным долгом - нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

    Существуют два основных пути решения: - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

    Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

    Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

    Присоединение России к Парижскому клубу кредиторов обусловило также списание большей части задолженности с беднейших стран, с государств - дебиторов Российской Федерации, завершивших до 31 декабря 2006 г. свое участие в расширенной Инициативе по облегчению задолженности беднейших стран. Инициатива включает условие своевременного погашения части долга перед Россией. Выполнение его поощряется списанием оставшейся задолженности, что рассматривается в качестве предпосылки облегчения трудного экономического положения государств-должников. В 2007 г. Россия планировала списать 558,5 млн. долл. долга африканских стран, что и было сделано.

    Для повышения эффективности управления государственным долгом следует проработать координацию управления долгом с денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой.

    К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

    Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

    До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

    Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки.

    Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

    Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

    Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

    Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

    В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105 БК РФ), под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может носить и частичный характер, то есть относиться не ко всему объему долгового обязательства, а только к его части.

    Долговая политика Минфина в целом обеспечивает минимизацию кризисных явления на российском финансовом рынке, но стратегия заимствований должна быть скорректирована с учетом глобального кризиса.


    Действия Минфина направлены на стабилизацию внутреннего рынка гособлигаций, повышение ликвидности организаций - держателей государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в российской валюте, минимизацию убытков держателей ценных бумаг в результате падения цен на финансовом рынке, пополнение их оборотных средств и улучшение качества активов.

    В 2018 - 2019 годах политика в области государственного долга Российской Федерации будет осуществляется с учетом новой концепции ненефтегазового баланса федерального бюджета.


    2.3 Оценка эффективности управления государственным долгом России на современном этапе


    Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т.е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

    Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно. Международные финансовые организации - это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами - членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

    1. Международный валютный фонд (МВФ);

    2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

    3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

    Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

    Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 ноября 2015 года составлял 5,4 млн. долл. - показатели государственной задолженности.

    Несмотря на наращивание государственных заимствований, долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Российской Федерации, его объем сохранится на безопасном уровне и не превысит 15-20% ВВП.

    В 2016 году дефицит федерального бюджета планируется в объеме 1 906,2 млрд рублей (2,4% ВВП), в 2017 году - 1 733,9 млрд рублей (1,9% ВВП), в 2018 году - 665,9 млрд рублей (0,7% ВВП).

    Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2016 - 2018 годах будут выступать государственные заимствования Российской Федерации и средства Резервного фонда.

    В целом прогнозируется снижение объема Резервного фонда в 2016 - 2018 годах.

    "Чистое" привлечение денежных средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках в 2016 году составит 930,8 млрд рублей, в 2017 году - 884,4 млрд рублей и в 2018 году - 765,4 млрд рублей.

    При этом объем "чистых" государственных внутренних заимствований Российской Федерации в 2016 году планируется в сумме 608,8 млрд. рублей.

    В 2017 - 2018 годах указанные заимствования составят 677,3 млрд. рублей и 639,3 млрд. рублей соответственно.

    Долговая политика в рассматриваемом периоде будет адаптироваться к продолжающимся изменениям конъюнктуры на внешнем и внутреннем финансовых рынках.

    В частности, запланирован выпуск нового типа финансовых инструментов: помимо уже активно размещаемых в текущем году облигаций с плавающей процентной ставкой рынку будут дополнительно предложены облигации, "защищенные" от инфляции, номинальная стоимость которых будет индексироваться в зависимости от динамики уровня цен в экономике России.

    Выпуск указанных инструментов ориентирован на:

    1. повышение доверия к бюджетной и денежно-кредитной политике государства;
    2. создание рыночного инструмента, позволяющего инвесторам обеспечивать защиту средств в реальном денежном выражении;
    3. диверсификацию базы инвесторов преимущественно за счет долгосрочных институциональных инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и т.д.);
    4. увеличение дюрации портфеля облигаций федерального займа (далее - ОФЗ);
    5. создание индикативной кривой для корпоративных заемщиков.

    В 2016 году методика распределения дотаций будет еще в большей степени ориентирована на стимулирование экономического развития, в том числе на поддержку малого и среднего предпринимательства.

    В частности, в целях стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к расширению практики применения налогоплательщиками специальных налоговых режимов из оценки налогового потенциала будут исключены налоги, взимаемые в связи с применением специальных налоговых режимов.

    1) прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2016 год в сумме 15 908, 1 млрд. рублей, в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 13705981,2 тыс. рублей, и на 2017 год в сумме 108071571,5 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 14462677,1 тыс. рублей;

    2) общий объем расходов областного бюджета на 2016 год в сумме 16451,8 млрд. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 4769569,4 тыс. рублей, и на 2017 год в сумме 114156638,4 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 6892076,5 тыс. рублей; - статистические данные анализа государственного бюджета (плановый расчет движения внутренних и внешних средств) (КРИТЕРИЙ)

    Реализация долговой политики в 2016 - 2018 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки (отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП, не превышающее 15-20%) и недопущению роста расходов на обслуживание государственного долга (доля в общем объеме расходов федерального бюджета, не превышающая 10%), соблюдению показателей и индикаторов, установленных государственной программой "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", а также по развитию внутреннего рынка капитала. - ВВП.





    3 Проблемы и перспективы управления государственным долгом России на современном этапе


    Управление государственным внешним долгом это совокупность государственных мероприятий, которые осуществляются правительством, центральным банком, министерством финансов и другими экономическими органами, включающих в себя погашение внешних займов, организацию выплат доходов, в качестве процентов по ним, изменение условий и сроков ранее выпушенных займов, размещение новых долговых обязательств [4, с.185].

    Управление внешним государственным долгом, выбор целесообразной и эффективной долговой политики, совершенствование имеющихся и разработка новых механизмов управления, является актуальным и важным аспектом для любого современного государства. Эффективное и грамотное управление государственным внешним долгом для любой страны является важным фактором для экономического роста, потому как обеспечивает устойчивое положение государства на рынке международного ссудного капитала и позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, укрепляя статус государства как заемщика. К тому же кризис внешнего государственного долга страны негативно сказывается не только на ее экономическом положении, но и на политическом.

    Валютная, денежная, бюджетная и долговая политика страны тесно связаны друг с другом. Тем самым, государственный долг напрямую влияет на экономический рост, денежные потоки, инфляцию, объем инвестиций в экономику государства. От государственных заимствований зависят потоки ресурсов в экономике, воспроизводственные процессы, а также темпы экономического развития [5, с. 180].

    За последние годы наблюдается значительное изменение ситуации, складывающейся на рынке международного ссудного капитала. С 2014 года рынки капитала США и Европейского Союза стали закрытыми для России, практически потерян доступ к рынкам еврооблигаций, а рынок синдицированного кредитования сузился и теперь доступен только ограниченному кругу наиболее надежных российских заемщиков. Вследствие этого наиболее остро встает вопрос об управлении внешним государственным долгом Российской Федерации, т.к. он является одним из важнейших показателей экономики страны (особенно в соотношении с ВВП), и в процессе его обслуживания происходит извлечение средств из федерального бюджета.

    К основным проблемам управления государственным долгом на современном этапе можно отнести следующие:

    - система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;

    - принятие дефицитного бюджета влечет за собой увеличение внешних заимствований и ускорение роста государственного внешнего долга;

    - механизмы по управлению государственным долгом не дают возможности полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;

    - отсутствует законодательное разделение полномочий между ветвями государственных органов власти в области управления государственным долгом;

    - не разработана система долгосрочной взаимосвязи денежно-кредитной и валютной политики с политикой управления государственным долгом, уровнем денежной массы в обращении.

    - значительные расходы, связанные с подготовкой и организацией инвестиционных программ;

    - недостаточный контроль за ходом реализации проектов, что приводит неэффективности использования заимствованных ресурсов [5, c. 117].

    Одним из проблемных моментом в Российской Федерации также является прозрачность сделок, связанных с урегулированием задолженности. Имеющаяся на современном этапе система отчетности о государственном долге характеризуется сравнительно высокой степенью закрытости. Это пагубно отражается, прежде всего, на участниках финансовых рынков, т.е. на потенциальных инвесторах, что вовсе не приводит к улучшению инвестиционного климата в стране. Ведь инвесторы не могут достаточно четко осведомиться об операциях по управлению долгом. А между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость, как правил, так и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом является одним из источников укрепления доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Что позволяет в свою очередь увеличить эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами, а в долгосрочной перспективе данные действия могут привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга. Целесообразно была бы разработка законодательных поправок в Бюджетный кодекс, которые ограничивали бы применение непрозрачных схем по зачету налогов и других недоимок по платежеспособным корпоративным структурам за погашение внешнего долга [7, с. 1247].

    Основным проблемным моментом для эффективного управления государственным внешним долгом Российской Федерации также является нестабильность финансовых и сырьевых рынков. В связи с тем, что Российская Федерация испытывает на себе данные негативные воздействия внешней среды, происходит затруднение в долгосрочном управлении государственным внешним долгом. Из-за постоянно меняющихся факторов, воздействующих на макроэкономические показатели страны, необходимо оперативное реагирование и проведение необходимых мероприятий по управлению государственным долгом.

    На качество управления внешним долгом также оказывает воздействие проблема несогласованности действий структур, занимающихся управлением государственным внешним логом. В России к процессу управления государственным долгом имеет отношение целый ряд структур: Правительство Российской Федерации, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Центральный банк, Внешэкономбанк (Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности"). Наличие такого количества управляющих структур обуславливает расхождения действий в управлении государственным внешним долгом [7, с. 146].

    Таким образом, сфере управления государственным внешнем долгом присущи проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными внешними заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики.

    На сегодняшний день существует целый ряд механизмов управления государственным долгом. Но что бы определить какой именно механизм необходим при решении той или ной задачи, надо сначала проанализировать сложившуюся экономическую ситуацию в стране и за ее пределами, размеры и особенности структуры самого государственного внешнего долга, основные проблемные моменты.

    Исходя из опыта управления государственными финансами других стран, для Российской Федерации можно выделить следующие пути совершенствования управления государственным долгом:

    1. Определение и утверждение различных подходов к управлению долговыми и условными обязательствами.

    2. Осуществление принятия долговых обязательств в объемах, которые не будут перекрывать возможности бюджета для их погашения и обслуживания, исходя только из доходов бюджета.

    3. Максимизация уровня определения всех рисков, которые могут возникнуть при осуществлении процесса управления государственным внешним долгом. Устранение возможных рисков или же их минимизация, а также проведение мероприятий по предотвращению возникновения рисковых ситуаций.

    4. Способствование увеличению открытости информации по управлению государственным долгом Российской Федерации, что послужит благоприятным критерием при формировании хорошей кредитной репутации.

    5. Построение отдельной организационной структурной системы управления долгом, которая может быть реализована в форме специализированного агентства. Этот субъект управления сможет реализовать управление государственным долгом в оптимальном русле и позволит преодолеть проблему несогласованности действий, которая возникает вследствие наличия достаточно большого количества структур управления.

    6. Создание российским законодательством правового документа, регулирующего сферу управления государственным долгом, где в полной мере закреплялось бы распределение полномочий и ответственности должностных лиц и организаций за принятие решений, связанных с управлением суверенной задолженностью, раскрывающего ряд базовых понятий, определяющих политику государства в данной сфере [6, с. 207].

    Для улучшения механизмов государственного управления внешним долгом можно предложить использовать следующие основные методы оптимизации долговой политики:

    1. Конверсия государственного долга, т.е. осуществление замены внешнего долга на другие виды обязательств как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Данный способ позволяет изменить доходность займов в интересах должника, путем понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание государственного долга.

    2. Унификация государственных займов предполагает объединения нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Иными словами данный метод предполагает уменьшение количества видов обращающихся одновременно государственных ценных бумаг, в результате чего упрощается работа и сокращаются расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов проводиться вместе с консолидацией и конверсией или без них [3, c. 53].

    3. Консолидация. Этот метод нацелен на сокращение привлеченных средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств, а также снижение доходности по государственным ценным бумагам. Консолидация является основным способом обеспечения финансовой стабильности многих европейских стран, таких как Испания, Италия и Франция.

    4. Реструктуризация метод оптимизации долговой политики, который представляет собой замену одних долговых обязательств на другие долговые обязательства, посредством подписания соглашения о прекращении первых долговых обязательств. Другие долговые обязательства будут уже с новыми условиями обслуживания и погашения, которые будут наиболее приемлемы обеим сторонам долговых отношений. Реструктуризация основной признанный метод и используемый в Российской Федерации для управления долговыми обязательствами [4, с. 177].

    В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” Правительство РФ планирует активно применять такой инструмент управления государственным внешним долгом РФ, как реструктуризация. В данном законе предусмотрено в целях снижения объема государственного внешнего долга РФ и сокращения расходов на его обслуживание в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов право Правительства Российской Федерации в 2017 году принимать решения о размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации в иностранной валюте номинальной стоимостью до 4 000,0 млн. долл. США в рамках операции обмена на государственные ценные бумаги Российской Федерации иных выпусков в иностранной валюте по согласованию с их владельцами [1].

    В сложившихся условиях, когда для России действуют ограничения на доступ к рынкам внешних заимствований, в целях оптимизации государственной долговой политики в области управления внешним долгом страны можно выделить следующие основные направления:

    - в первую очередь необходимо обеспечить наиболее эффективное использование внешних заимствований, которые целесообразно напрвить в частности на с структурную перестройку экономики на основе инновационного подхода;

    - поддержание величины государственного долга на безопасном для экономики уровне, что достигается в частности путем грамотного планирования предельного уровня долга, закрепленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

    - обеспечить покрытие внешнего долга в периоды максимального снижения курса иностранной валюты по отношению к рублю, что позволит ощутимо снизить расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ;

    - стремиться к постепенному снижению существующей зависимости экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов, посредством повышения в долгосрочной перспективе конкурентоспособности национальных товаров;

    - использовать возможность реструктурировать государственный внешний долг РФ на разумных условиях на более поздние периоды с целью ожидания снижения курса иностранной валюты к рублю [2].

    Таким образом, существующие проблемы в области управления внешним государственным долгом России порождают необходимость поиска путей совершенствования механизмов управления им. Факт наличия государственного внешнего долга не является чисто отрицательным или положительным показателем экономики страны. Поэтому в современных условиях одним из важнейших направлений экономической политики должно быть грамотное управление государственным внешним долгом.
























    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Курсовая работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга. Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, - это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:

    - улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

    - обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

    - содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

    - гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

    - обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

    - усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

    - прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

    - максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

    - более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

    - создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

    - совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

    Эти решения являются обоснованными не только по линии улучшения рынка внешнего и внутреннего государственного долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан. Как было сказано выше, снижение внешних государственных заимствований за счет увеличения внутренних, позволяет избежать перекладывания долгов нынешних поколений на плечи будущих. Также данная политика способствует укреплению национальной валюты и снижению экономической зависимости государства от ситуации на иностранных финансовых рынках. Погашение основных внешних задолженностей перед мировыми кредитными организациями (это было возможно, в первую очередь, за счет создания стабилизационного фонда страны), что позволило в последующие годы больше средств тратить на социально значимые объекты и направления. Реализация социальных программ в области образования, здравоохранения, решения жилищного вопроса позволила после долгих лет забвения, наконец улучшить положение в этих важных сферах социальной жизни общества.
















    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
    2. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. 1998-2017. Электрон. дан. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/02/main/Dolgovaya_polit... (дата обращения: 05.12.2017).
    3. Дмитриева, И.Е. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов экономических вузов/ Дмитриева И.Е., Биндасова Н.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2016. 154 c.
    4. Марченко, С.В., Дмитриева, И.Е., Коломиец, Л.Г., Голубина, Ж.И. Актуальные проблемы финансров. Учебное пособие./Под ред. С.В. Марченко. Пятигорск: РИА-КМВ, 2014. 336 с.
    5. Пороховского, А.А. Долговая проблема как феномен XXI века: Монография / под ред. А.А. Пороховского; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 288 с.
    6. Климчук, С. В. К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе/ С. В. Климчук // Science time 2015. №9. с. 203 209.
    7. Шмарева, М.М., Суслякова О.Н. Управление государственным внешним долгом Российской Федерации/ М.М. Шмарева, О.Н. Суслякова// Научные исследования и разработки 2016 Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. 2016. с. 1245-1250.
    8. Закон Российской Федерации №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992г.//«Российская газета», N 279, 29.12.1992

    9. Постановление Правительства РСФСР №78 «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» от 28.12.1991г.//Собрание Постановлений Правительства РСФСР, 1992 г., № 5, ст. 26

    10. Постановление Правительства Российской Федерации №931 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами» от 29.12.2001г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.11.2002г. №829)//Собрание законодательства РФ, 18.11.2002г., №46, ст. 4598

    11. Постановление Правительства Российской Федерации №980 «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 17.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации,1998г., № 34, ст. 4098

    12. Постановление Правительства Российской Федерации №1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31.12.1999г. и выпущенных в обращение до 17.08.1998г.» от 25.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1998г., №35, ст. 4409

    13. Постановление Правительства Российской Федерации №1306 «О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии» от 29.11.1999г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., № 49, ст. 5999

    14. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184

    15. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения, 2003. №2. - С.26-35.

    16. Балацкий Е.В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки/ Е.В. Балацкий// Мировая экономика и международные отношения, 2016. №2. - 3 с.

    17. Бескова И.А. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ/ Финансы, 2015. №2. - С.72-73.

    18. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ, 2014. №59. - 3 с.

    19. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. - Изд. 3-е, перераб. и дополн. - М.: Перспектива, 2017. - 256 с.

    20. Государственный долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.- М.: Финансы и статистика, 2015. - С.275-292.

    21. Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 176 с.

    22. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.

    23. Селезнёв А. Государственный долг: иллюзии и реальность/ А. Селезнёв// Эконмист, 2014. №3. - С. 30-40.

    24. Смирнов Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы/ Смирнов// Финансы, 2015. №8. - С.72-73.

    25. Соснин А.Е. Тяжесть бремени государственного долга/ А.Е. Соснин// Мировая экономика и международные отношения, 2012. №1. - С. 31-33.

    26. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2014. - 224 с.

    27. Хейфец Б.А. Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. - М.: «Экономика», 2014. - 29 с.

    28. Экономика переходного периода: очерки экономической политики посткоммунистической России 1998-2002гг./главный редактор Е.Т. Гайдар. - М.: Дело, 2015. - 831с.

    29. Закон Российской Федерации №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992г.//«Российская газета», N 279, 29.12.1992

    30. Постановление Правительства Российской Федерации №1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31.12.1999г. и выпущенных в обращение до 17.08.1998г.» от 25.08.1998г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1998г., №35, ст. 4409

    31. Постановление Правительства Российской Федерации №1306 «О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии» от 29.11.1999г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 1999г., № 49, ст. 5999

    32. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184

    33. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2017г. - 277 с.

    34. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. - Изд. 3-е, перераб. и дополн. - М.: Перспектива, 2017. - 256 с.

    35. Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 176 с.

    36. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 272 с.

    37. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2014. - 224 с.

    38. Хейфец Б.А. Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. - М.: «Экономика», 2016. - 393 с.

    39. #"justify">40. #"justify">41. #"justify">42. http://www.rian.ru/


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Государственный долг ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.